Как живут на подводных лодках атомных

В этих рассказах, мною, через отдельные истории, иногда приукрашенные, но, в целом, правдивые, делается попытка представить особенности военно-морской жизни службы. Серьезно, но чаще с иронией.

Прочитав эти истории, Вы можете обнаружить случайные совпадения с событиями, происходившими и в других подразделениях армии и флота. Поэтому прошу, не принимайте на свой счет, но, если понравится, то принимайте.

За то, что это было там, где автор служил или жил, он ручается. Фамилии, в некоторых случаях, намеренно сокращены или придуманы другие, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть. Воинские звания полностью соответствуют званиям героев этих историй. Должности могут быть иногда вымышленными. Образы политработников – собирательные.

Только не надо считать их плохими. Они были заложниками обстоятельств, впрочем, как и все мы.

«Армия – школа скверная, так как война бывает не каждый день, а военные делают вид, будто их работа постоянная»


Немного о жизни подводника

ВНИМАНИЕ ! — СЕКРЕТЫ ПОДВОДНИКОВ: ВНУТРИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (РПК СН ) «КАРЕЛИЯ

Все 70-е годы прошлого века я провел в прочном корпусе стратегической подводной лодки. Начал службу командиром гидроакустической группы, продолжил и завершил ее командиром боевой части связи. То есть, был глазами и ушами корабля.

Интересна служба акустика. Все время в море проводишь наедине с морскими обитателями. Жаль, что нельзя пером передать разнообразные звуки океана. Свист касаток и дельфинов, жалобные стоны китов, щелканье и треск ракообразных и многие другие звуки, принадлежность которых трудно определить – это лишь часть шумовой картины моря.

Необычны были неопознанные излучения, называемые сегодня «квакерами». Мне посчастливилось одному из первых зафиксировать и описать их. Тогда мы считали, что это американцы, что-то придумали, что бы обнаруживать наши подводные лодки. Однако по современной гипотезе, «квакеры» оказались неопознанными подводными объектами.

Так, что вы имеете дело с человеком, осуществлявшим контакт с «другим миром». Может быть параллельным? А говорят это фантазии.

Интересно было быть и связистом. Сегодня признаюсь, что во время приема сеанса связи, я освобождал один коротковолновый приемник и слушал «вражеские» голоса.

Наша информация, которую так старательно готовили политработники, отражала лишь основные этапы жизни и деятельности вождей, размеры рекордных урожаев и материалы текущих форумов родной коммунистической партии. При этом они не утруждали себя сокращениями. Принимали мы примерно следующее:
— «…в честь семидесяти трехлетия Генерального секретаря Коммунистической партии Союза Советских Социалистических Республик Леонида Ильича Брежнева труженики завода имени двадцать второго съезда Коммунистической партии … взяли на себя повышенные социалистические обязательства….».
При плохом прохождении радиоволн, когда читалось:

Жизнь на подлодке


— « в че..ь семи…я Ге…. Го с..ря Ко… и …»., — замполиту было легко восстанавливать текст.

Как-то на берегу, я сравнил реальную политинформацию с «гениальными догадками» заместителя, то обнаружил стопроцентное совпадение с исходным текстом. Удивления не было.

Голос же Америки, рассказывал о реальных событиях у нас и у них. Правда, распространяться об этом очень не рекомендовалось. Так, что только для себя.

Связист на наших подводных лодках частично относился к службе «Люкс». К дежурству по кораблю и вахте он не привлекался. Заступал лишь дежурным по связи флотилии с 09.00 до 09.00., а на следующий день ему было положено отдыхать.

В связи с кажущейся свободой, на командира БЧ-4 навешивались дополнительные общественные обязанности. Что, вообще-то, было справедливо, хотя и не очень приятно.

Штатная должность заведующего столом кают-компании и секретаря партийной организации навечно была закреплена за мной. К заведыванию столом я относился очень добросовестно. В море офицеры с аппетитом поглощали приготовленные прототипы кетчупа. Кстати, во много раз приятнее нынешних «балтиморов». Намазывали на свежий хлеб дополнительное масло. Смаковали варенье.

И пили, приносящий непоправимую пользу, настоящий «Боржоми». В то время еще не научились смешивать водопроводную воду с содой.

Совсем иначе строил партийную работу. Устои коммунистической партии, будучи парторгом, я, еще в то время, подтачивал, как гусеница лист тутовника. Заседания бюро и некоторые собрания проводил только на бумаге. Отчетные и промежуточные доклады, из месяца в месяц, и из года в год, повторял. Менял только даты, фамилии и номера съездов.

Я еще в комсомоле заметил, что во время политических выступлений нормальные военные думают, о чем-то о своем и дремлют.

Просыпаются лишь тогда, когда слышат какое-нибудь знакомое слово, например, свою фамилию. В головах рядовых коммунистов генетически встраивался фильтр, ограждающий нервную систему от, льющегося со всех сторон, политлицемерия. Но, конечно, это, ни в коей мере, не было борьбой против существующего строя. От меня не требовали, я и не старался. Бумаги же были в полном порядке.

А для всей той системы это было самым главным.

Теперь, прочитав про политическое обеспечение службы в военно-морском флоте, скажите мне: можно ли считать психически здоровым то общество, где были возможны такие проявления? Вопрос, конечно, риторический и ответа не требует, но меня заставляет задумываться, когда сегодня я, слушая речи нынешних руководителей, замечаю симптомы знакомой болезни.

Читайте также:  Лодка ПВХ лидер 360 тех характеристика

Рисунки: Олег Каравашкин, капраз

Источник: sudostroenie.info

Хвостатые подводники на вахте не стояли

Хвостатые подводники на вахте не стояли

‘+ ‘ Гвардейцы-подводники в часы досуга. Подводная лодка «Щ-402». 1943 год.

21 января 2021, 10:41

Военная служба, особенно на флоте, строга и четко регламентирована. Но, оказывается, далеко не все в ней описано уставами и положениями. Одно из таких исключений — домашние животные на корабле. «Армейский стандарт» собрал интересные истории с ними.

Чем сильнее морозила мир «холодная война», тем больше задач появлялось у военных моряков, в частности подводников. С 1981 года в состав ВМФ СССР начали поступать тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — Typhoon), а с 1984-го — ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ (по натовской классификации Delta IV).

Боевая служба на субмаринах длилась подолгу. Пришлось задуматься о поддержании у моряков нужного психологического состояния. На «Тайфунах», самых больших в мире подводных лодках, оборудовали каюты психологической разгрузки экипажа, а на «Дельфинах», которые по водоизмещению уступали советским гигантам почти в два с половиной раза, отгородили часть кают-компании, сделав из нее уголок психологической разгрузки.

Честно говоря, сомневаюсь, что у экипажа, несущего в море трехсменную вахту, оставалось время на сеансы релаксации. Да и поместиться в том уголке могли одновременно максимум пять человек из 140 членов экипажа. Но посидеть там действительно было приятно. Только представьте, подводный крейсер, на борту которого 16 баллистических ракет межконтинентальной дальности, мчится глубоко под водой на скорости 20 и более узлов (свыше 37 км в час), а вы сидите в мягком, удобном кресле, слушаете крики волнистых попугайчиков и любуетесь рыбками в большом аквариуме. И попугаи, и рыбки — самые настоящие, живые и, конечно, красивые.

Эту живность специально разводили в Северодвинске на секретном тогда заводе «Севмаш», где строили атомные подводные лодки, и обеспечивали ею новые боевые «единички». Почему на военном заводе? Это чтобы попугаи с детства учились строго хранить военную тайну, шутили корабелы. Ну, а рыбки — они от природы молчаливы…

К сожалению, редкий попугай выдерживал две «автономки», как называют подводники боевую службу в океане в течение нескольких месяцев. За время таких походов лодка ни разу не всплывает. Попугаи, наверное, тосковали по солнцу, дуновению свежего ветерка и в конце концов чахли в тяжелом регенерированном воздухе, сдавленном прочным корпусом ракетоносца. Не зная, по какой статье списать погибших попугаев, их тихо подменяли новыми, купленными в мурманском зоомагазине. Никто из птичек не мог подозревать, что все они обречены стать невинными жертвами «холодной войны» в океане.

С аквариумной живностью было проще, она и в походе чувствовала себя как рыба в воде, радуя вестовых, наводивших порядок в кают-компании, своей жизнерадостностью, а главное — неприхотливостью.

Помимо попугайчиков и рыбок на заводе «Севмаш» каждую атомную подводную лодку заселяла, уже самостоятельно, крайне нежелательная для подводников живность — крысы и тараканы. Они селились в трюмах во время строительства и ни за что не хотели их покидать, даже когда происходил физический пуск атомного реактора. Тараканы жили везде, даже в необитаемом отсеке с атомным реактором.

Кот Боцман с капитаном 2 ранга Виталием Коноплёвым, командиром тяжёлого атомного ракетного крейсера «Киров».

Они становились желто-белыми от радиации, но продолжали плодиться и размножаться. Обидно, что наш мощный ракетно-ядерный щит не мог с ними справиться, несмотря на то, что дважды в день на лодке производится приборка во всех помещениях и чистота внутри, без преувеличения, стерильная.

Остатки продуктов и прочий мусор собираются в специальные «дуковские» мешки из прочного пластика, утрамбовываются до консистенции булыжника и выстреливались в море через специальный аппарат. Остаются еще мазут, дизтопливо и разного рода масла — машинное, турбинное, моторное. Но чем конкретно питаются тараканы и крысы — для науки загадка. Они, наверное, останутся единственными существами, которые выживут на пепелище после мировой ракетно-ядерной войны.

Но вернемся к братьям нашим меньшим. В порядке исключения на атомных подводных лодках могут нести боевую службу в море четвероногие из породы кошачьих. По крайней мере есть две причины, чтобы ставить их на довольствие. Во-первых, их мурлыканье успокаивает нервы, а во-вторых, они ловят крыс. Но быть или не быть на лодке хвостатому психотерапевту — зависит исключительно от командира.

В экипаже ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-137 «Ленинец» была особая атмосфера домашнего тепла и уюта. Ее создавали два человека, два Владимира — командир крейсера Владимир Николаевич Прудников и замполит Владимир Иванович Телин, самый молодой на флотилии атомных подводных лодок замполит и кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени. Матросы в них души не чаяли, и было за что.

Однажды, находясь в увольнении, матросы подобрали бездомного кота и принесли его на крейсер. Отмыли, накормили и представили замполиту с просьбой, чтобы замолвил за кота словечко у командира. Владимир Николаевич дал «добро» оставить на борту кота.

Дело происходило в конце лета, поэтому сначала хотели назвать кота Котлетой, то есть «кот лета». Но кот упорно игнорировал эту кличку, зато охотно реагировал на имя Васька. С этого началось самоутверждение Васьки в коллективе.

Читайте также:  Как переделать лодочный мотор под дистанцию

За несколько дней до выхода на боевую службу к командиру обратился один из членов экипажа:

— Семья не успела вернуться из средней полосы, куда вылетала на лето, а дома не с кем оставить кошку. Разрешите взять с собой на лодку?

Что ж, где кот, там и кошке место найдется.

Весь немалый срок несения боевой службы ленивый Васька провел в основном в широком кресле командира на центральном посту ракетоносца. Владимир Николаевич скромно пристраивался на краешке, чтобы не тревожить отдыхавшего Ваську. Хотя отдыхать ему было не от чего. Крыс он не ловил, питался разными подводницкими деликатесами, среди которых были и сырокопченая колбаска, и балычок, и даже красная икорка. Растолстел Васька, как буржуй во времена НЭПа.

Что мужику надо, кроме хороших харчей? Правильно вы догадались. На радость подводникам, Васька занимался любовью с новой подругой в коридоре либо третьего, либо второго отсека (далеко от кают-компании и от командирского кресла он не любил уходить).

Так шла размеренная жизнь Васьки в «автономке» в то время, когда 48 объектов, каждый размером с небольшой районный город на территории США, находились под прицелом ракет «Ленинца».

После боевой службы экипаж Прудникова сдал свою лодку второму экипажу и разъехался: матросы — в дом отдыха, офицеры и мичманы — в санаторий, а потом — в отпуск почти на два месяца. Васька достался второму экипажу «Ленинца».

Когда в марте вновь происходила смена экипажа, выяснилось, что Васьки на лодке нет. Ушел, подлец, ночью по трапу в самоход и не вернулся. Побег Васьки достоин Книги рекордов Гиннесса. Чтобы выбраться на верхнюю палубу, ему пришлось подняться по трехметровому отвесному трапу.

Казалось бы, что не хватало коту в прочном корпусе, жил как у Христа за пазухой или, как говорят французы, как петух в мармеладе (Vivre comme un coq en pâte). Но весна, любовь… одним словом, потянуло Ваську на новые приключения. Следы его, увы, затерялись в далеком заполярном гарнизоне.

Группа гардемаринов на палубе клипера «Алмаз». 1862 год.

Братья наши меньшие могут научить нас бескорыстной любви и преданности, создать атмосферу тепла и уюта. Хорошо, что в Корабельном уставе ВМФ сохранилась статья 456. Ею допускается держать на корабле животных с разрешения командира корабля.

Этот обычай появился у нас во времена Петра I, основателя Российского флота. А он «подсмотрел» его у англичан. Однако в Королевском флоте Великобритании до XVIII на кораблях можно было держать только собак, а к кошкам английское общество — дикая была страна — относилось как к нечистой силе. Потом обычай содержать на кораблях любимых животных в Британии канул в Лету, а в России сохранился.

Четвероногие питомцы стали литературными героями известных советских и российских писателей-маринистов. Среди них Константин Станюкович, Алексей Новиков-Прибой, Сергей Колбасьев, Леонид Соболев, Виктор Конецкий. Вспомнил о животных на корабле в мемуарном произведении «На «Орле» в Цусиме» один из организаторов судостроения в СССР Владимир Костенко.

Проходят века, а братья наши меньшие по-прежнему нужны в Военно-морском флоте и остаются в фокусе общественного внимания. 18 декабря 2020 года в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого открылась фотовыставка «Корабельные любимцы». На ней представлено 100 фотографий, выполненных как известными мастерами, так и любителями. Все они посвящены хвостатым друзьям моряков, разделяющим вместе с людьми тяготы и лишения штормового моря.

Источник: armystandard.ru

Как спасают атомные подводные лодки

В военной сфере не только уставы писаны кровью, но и многие технические новации обязаны своим рождением трагическим событиям. Несколько лет назад была завершена разработка уникального для отечественного кораблестроения комплекса – необходимость его создания стала очевидна морякам и инженерам после серии катастроф в подводном флоте.

Константин Ришес

Как спасают атомные подводные лодки

Седьмого апреля 1970 года, завершив боевую службу в Средиземном море и выйдя в Атлантику, советская АПЛ К-8 проекта 627А взяла курс на свою северную базу. Неожиданно в ее третьем отсеке произошло возгорание химических патронов регенерации, предназначенных для очистки корабельной атмосферы. Потребовалось совсем немного времени, чтобы возгорание переросло в полномасштабный пожар.

Как положено, сработала аварийная защита реакторов, остановились турбины. Резервный дизель-генератор запустить не удалось, и АПЛ осталась без электроэнергии, что существенно осложнило борьбу за живучесть, которая тем не менее продолжалась более трех суток. Продув балластные цистерны, лодка всплыла на поверхность. А пожар тем временем распространялся по кораблю.

В двух кормовых отсеках прогорели забортные сальники (уплотнения выводимых из прочного корпуса лодки кабелей). В отсеки начала поступать вода, что привело к возникновению нарастающего отрицательного дифферента (наклона на корму). Через двое суток иссяк запас воздуха высокого давления, и сдерживать поступление воды в отсеки стало нечем.

Корабль был обречен, надо было спасать экипаж. Подошедшие надводные корабли сняли часть моряков. А из центра продолжали поступать категорические приказы — до последнего бороться за спасение корабля. Утром 12 апреля процесс нарастания дифферента получил лавинообразный характер, и лодка, приняв почти вертикальное положение кормой вниз, стремительно пошла на дно, унеся с собой жизни 52 моряков.

Читайте также:  Расход бензина на лодочном моторе тохатсу 18

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года. Погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через 16 лет после этой трагедии вновь в водах Атлантики терпела бедствие другая советская АПЛ. Теперь это была К-219, стратегическая лодка, несущая в своих шахтах 16 баллистических ракет с ядерными зарядами. 16 октября 1986 года в находящейся на боевом дежурстве лодке возник пожар в ракетном отсеке.

Причина пожара — разрушение ракеты с последующим нарушением герметичности шахты и попаданием в отсек компонентов ракетного топлива. Далее развитие катастрофы проходило по уже знакомому сценарию: распространение пожара по отсекам, прогорание забортных сальников, поступление в отсеки воды и, как следствие, нарастающий дифферент, приведший к утрате лодкой продольной остойчивости. После 15-часовой упорной, но безрезультатной борьбы за спасение корабля произошло его стремительное затопление. На этот раз учли печальный опыт К-8 и большую часть экипажа своевременно переправили на подошедшие суда. На лодке оставались лишь девять человек во главе с командиром корабля. Пятерым из них удалось спастись, четверо вместе с АПЛ покоятся на дне океана на глубине около 5000 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не прошло и трех лет, как советский ВМФ потрясла новая трагедия — гибель АПЛ «Комсомолец». Этот уникальный корабль, построенный по разработанному ЦКБ «Рубин» проекту 685 (шифр «Плавник»), вошел в Книгу рекордов Гиннесса после установления в 1985 году мирового рекорда глубины погружения для боевых ПЛ (1027 м).

7 апреля 1989 года в 11 часов, когда АПЛ, находясь на глубине 400 м, возвращалась из своего уже пятого автономного плавания, в ее кормовом 7-м отсеке возник пожар. Уже через 11 минут лодка, выполнив аварийное всплытие, оказалась на поверхности штормового Норвежского моря. Началась отчаянная борьба за спасение корабля. И опять, как и в уже описанных случаях, поступление воды в кормовые отсеки привело к возникновению отрицательного дифферента.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На лодке произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября 1986 года, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 м. Большая часть экипажа была спасена.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об осадке и посадке

Здесь необходимо пояснить, почему этот процесс так опасен именно для подводных лодок. Одна из важнейших характеристик любых водоизмещающих судов — остойчивость, рассматриваемая как способность судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия.

Различают поперечную и продольную остойчивости, то есть способность к восстановлению равновесия после возникновения соответственно крена или дифферента. Подводная лодка, веретенообразный корпус которой имеет длину, существенно превышающую ширину, особенно чувствительна к дифферентам — отклонениям от горизонтального положения в продольном направлении.

Когда лодка в движении, возникающие по тем или иным причинам дифференты погашаются действием ее горизонтальных гидродинамических рулей. Но на лодке, не имеющей хода, гидродинамические рули, естественно, не работают.

Бороться с дифферентами можно лишь перемещением весовых нагрузок внутри корабля относительно его центра тяжести, уменьшая их со стороны, куда происходит наклонение, или увеличивая с обратной стороны, чтобы выровнять лодку. Реально эта процедура заключается в продувке одних и заполнению водой других балластных цистерн, размещенных в носу, корме и вдоль бортов АПЛ.

Естественно, с какой бы стороны от центра тяжести ни увеличивался вес, это приводит к увеличению осадки корабля — третьему (наряду с креном и дифферентом) параметру, определяющему посадку корабля в море. Посадку, которую имеет исправный корабль на спокойной воде, называют равновесной.

При этом полностью отсутствуют крен и дифферент, а осадка такова, что корабль погружен в воду по конструктивную (расчетную) ватерлинию. Когда ПЛ оказывается в надводном положении в штормовом море, волны, раскачивая ее, непрерывно изменяют все три параметра, определяющие посадку.

Если ПЛ находится в нормальном (неповрежденном) состоянии и обладает необходимой остойчивостью, ее качания происходят относительно равновесного положения и не представляют опасности, если, конечно, не превысят критических значений. Совсем иная ситуация, когда в результате аварии и полученных повреждений ПЛ в надводном положении имеет посадку, отличную от равновесной, то есть когда даже при отсутствии морского волнения углы крена и дифферента корабля не равны нулю, а его осадка — не по конструктивную ватерлинию. Это обстоятельство необходимо непрерывно учитывать в ходе борьбы за живучесть аварийной ПЛ. Борясь с огнем путем затопления аварийных отсеков, выравнивая возникший крен или дифферент методом продувки балластных цистерн (особенно расположенных в носу или в корме лодки), следует представлять, как эти меры отражаются на изменении дифферента. Сделать это совсем непросто, поскольку субъективное восприятие может подвести, а объективной информации о реальном пространственном положении лодки получить неоткуда.

Источник: www.techinsider.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...