Лишь сейчас мы стали относиться к волкам враждебно, видеть в них воров и убийц, которых следует уничтожать безо всякой жалости. Совсем иным было отношение к «серым разбойникам» в древние времена: их считали родоначальниками многих народов и относились к ним с глубочайшим почтением, а то и обожествляли. За примерами далеко ходить не надо – всему миру известен бронзовый монумент волчице, установленный на Капитолийском холме в Риме. Согласно легенде она выкормила своим молоком двух малышей Ромула и Рема, в будущем — основателей города.
Детьми волчицы считали себя так же тюрки. В книге «Цивилизации Средиземья», ее авторы Антон Алексеевич Баков и Вадим Рудольфович Дубичев, не доверяя выводам исторической науки, обращаются к древним легендам: «Наука история ничего не может рассказать нам о том, как и откуда произошли тюрки. Легенды повествуют о том, как девятилетнего ребенка гунна враги бросили в болото с отрубленными руками и ногами, но мальчик выжил, и волчица родила от него десять сыновей, от которых и пошел род тюрков… Становятся нам понятны и черты национального характера, ценимые тюрками, — сила, жестокость, выносливость. Кстати, царская династия тюрок так и называлась Ашина — Волчья, а на знаменах тюрки вышивали золотые волчьи головы».
К сказанному авторами необходимо все кое-что добавить. Действительно, согласно наиболее древней тюркской легенде, известной по более поздним китайским хроникам (середины VI века н.э.), на предков тюрок, живших в одном из селений у Гаочана (в Северо-Западномй Китае), напали враги.
Все погибли, кроме одного десятилетнего мальчика, которому обрубили ноги и руки. Беспомощного паренька вскормила волчица. Когда мальчик вырос, он женился на волчице, и у них родились десять сыновей. Один их них, «человек с великими способностями» — Ашина, стал родоначальником племени «тюрк».
Его потомок Асинь-Шад вывел свой народ с гор Туфанского оазиса на Алтай. Эта легенда была широко распространена среди тюркских племен, что подтверждается находкой каменной плиты — Багутской стелы (581 — 587 годы), на которой кроме надписи была изображена волчица, а под брюхом у нее — маленькая фигурка человечка.
Древние иранцы считали, что их правитель Кир Великий был выкормлен волчицей (или собакой), подобно Маугли из сказки Киплинга. Эту удивительную историю, правда в зашифрованном виде, пересказал греческий историк Геродот.
Но сначала нужно рассказать обстоятельства, которые предшествовали этой удивительной истории. Деду Кира, царю Астиагу, как-то раз приснился сон, что у его дочери родиться мальчик, который свергнет с престола своего деда. Астиагу не хотелось расставаться с властью.
Поэтому он схватил новорожденного внука, передал его своему родичу Гарпагу и велел убить младенца. Гарпаг пожалел малыша и отдал его на воспитание пастуху.
Вот что об этом пишет Геродот: «…Гарпаг послал вестника к одному пастуху-волопасу Астиага, который, как он знал, пас коров на горных пастбищах, где много диких зверей. Звали пастуха Митрадат. Жил он там с женой, которая также была рабыней Астиага. Имя ее на эллинском языке было Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако)»…Выслушав приказ, пастух взял на руки ребенка и вернулся в свою хижину. В это время жена его, со дня на день ожидавшая разрешения от бремени, по воле случая родила как раз тогда, когда муж ушел в город».
Очень остроумно эту легенду расшифровывают Надежда Алексеевна Николаева и Владимир Александрович Сафронов в книге «Истоки славянской и евразийской мифологии»: «»А где же волчица?», — спросите вы, — «ведь Кира вскормила жена пастуха Спако-Кино. Но разгадка кроется как раз в имени воспитательницы: «Спако» по-мидийски означает «собака», а на греческом языке это звучит как «Кино». Легендарность и неправдоподобие ситуации были свернуты рассказчиком и перенесены в область имен. Возможно, в первоначальном варианте, известном Геродоту, Кира и выкармливала собака-волчица, но в дальнейшем при обработке мифа спасительница приняла образ женщины по имени «Собака».
Действительно, неудобно было иранцам сообщать греку, что их легендарного царя вскормила собака пастуха. Вот и назвали они «Собакой» его мифическую жену. Таким образом, и приличия были соблюдены, и легенду не сильно исказили.
Известен был миф о матери-волчице и германским народам. Она вскормила своим молоком легендарного Дитриха Бернского, прототипом которого был реальный человек – король остготов Теодорих, живший в конце пятого – начале шестого веков н.э.
В славянских мифах упоминается богатырь Вырвидуб или Вертодуб, которого, якобы, вскормила своим молоком волчица.
Словом, всем индоевропейским народам и их соседям, был известен миф о матери-волчице. Николаева и Сафронов считают, что единый миф сложился в IX тысячелетии до нашей эры.
Волчица стала не только эмблемой – тотемом для многих народов, но она еще и лечила людей: «Удивительное сходство обнаруживается в вере тюркских и индоевропейских народов в волчьи обереги и амулеты, имеющие лечебную силу. Например, у славянских народов и у узбеков, которые никогда не встречались, существовали в качестве амулетов зубы и кости волка. И славяне, и узбеки лечились тем, что ели волчье сердце, с той разницей, что узбеки перетирали это сердце в порошок. Казахи, принадлежащие, как и узбеки к тюрко-язычным народам, растирали болезненную сыпь на человеке волчьим хвостом. Славяне носили при себе волчий хвост от болезни».
С течением времени образ Волчицы померк и внимание людей обратилось к ее сыну, Волку – серому брату героев многих сказаний.
В древние времена в Малой Азии существовало царство хеттов со столицей в Хаттуссе. Документы тогда писали на глиняных табличках. На одной из таких табличек, относящихся к XVII веку до н.э., был записан приказ царя Хаттусилиса Первого, который призывал своих воинов «»быть едиными, как волки в стае», как «род волка».
Скандинавского верховного бога постоянно сопровождали два верных стража – волки Гери (Жадный) и Фреки (Прожорливый).
В казахских сказаниях богатырь Коблек уподобляется волку:
— Он разъярился, рассвирипел,
Скачет, истребляет врагов,
Словно волк, напавши на овец,
Рубит он их на скаку.
А в древней хакасской поэме «Албынжи» богатырь точно так же, как Иван-царевич в русской сказке, скачет, оседлав белого волка по имени Ах-Пуур:
— Встанет, Ах-Пуур, Белый волк, перед тобой,
Волк-богатырь, с гривой густой.
Он вместо коня будет тебе.
Источник: lsvsx.livejournal.com
Как живет серый волк
10.09.2018
В одной из многоэтажек Волгограда поселился волк
Самый опасный лесной хищник вот уже целый год живет в большой дружной семье. После чемпионата мира волк не только в России, но и во всем мире зверь уже не страшный. И хотя серый по кличке Серый в отличие от своего собрата Забиваки пока еще не влюбил в себя миллионы и миллиарды, но для членов своей новой семьи он уже любимый домашний питомец. Которого, кстати, не отличишь от крупного пса. В этом убедилась корреспондент МТВ.ОНЛАЙН, попросив Серого дать лапу.
18.11.2018
Иван и Серый волк
Волку Серому полтора года. Человеку Ивану Лебедеву сорок пять. Человеку Александре Лебедевой, дочери Ивана, восемнадцать. Еще у них две собаки. И все вместе они — семья.
Или стая — так считает Серый. Теперь так думаю и я.
9.11.2018
«Я не боюсь, что он примет меня за еду»: волгоградец поселил в своей «однушке» молодого волка
Спасенный от расстрела волк стал питомцем и другом для массажиста из дома престарелых. Вместе с двумя маленькими и гиперактивными собаками массажист Иван Лебедев приютил в своей «однушке» спасенного от расстрела волка. Почему грозный хищник боится взрослых мужчин, спокойно целуется со своим хозяином и позволят кусать себя маленьким псам, читайте в нашем репортаже.
12.11.2018
Волгоградец спас и приручил волка
Волгоградец Иван Лебедев держит у себя дома настоящего волка. Соседство человека и хищника длится уже больше полутора лет. За это время маленький волчонок превратился во взрослого зверя и уже требует на обед целую курицу. Впрочем, соседи по дому, говорят, что жить рядом с таким волком им совсем не страшно, ведь хищник стал за это время ручным. Читать далее →
4.11.2018
Житель Волгограда поселил на балконе волка
Хозяин отмечает, что животное очень ласковое, а также легко поддается дрессировке. Из своей поездки на охоту в Астраханскую область житель Волгограда привез не совсем обычную добычу — волка.
6.01.2019
Семья из Волгограда живет в однокомнатной квартире с волком
В однокомнатной квартире в Волгограде собралась интересная компания: отец с дочерью, две собаки и волк. Полтора года назад Лебедевы спасли дикого зверя от смерти и забрали домой. Серый не кусается, только лижет руки, любит долго гулять и играет с собаками в догонялки. Легко ли приручить хищника — в материале РИА Новости.
4.12.2018
Ест печенье и не воет на луну. Как волк живет в квартире у волгоградца
«АиФ-Волгоград» узнал у 45-летнего Ивана Лебедева, зачем ему волк, как лесной зверь подружился с собаками, чего боится и какую пользу может принести людям.
30.10.2018
Настоящий волк живет в квартире у волгоградца
Несколько лет в Волгограде с волком делит квартиру семья Ивана Л. Несмотря на неудобства, которые доставляет домашним соседство с хищником, Иван расставаться с любимцем не собирается.
14.11.2018
Домашний волк Серый
Волгоградец Иван Лебедев приютил в своей однокомнатной квартире настоящего волчонка. Хищник оказался намного смышленее собак – он умеет открывать окна и включать свет. Серый привит и стоит на учете в городской ветстанции, у него есть паспорт. Видео →
4.11.2018
В Волгограде медработник живет в квартире с волком
Медработник психоневрологического отделения дома престарелых Иван Лебедев полгода назад перебрался в Волгоград из Астрахани с двумя терьерами и настоящим волчонком, теперь живет с ними в однокомнатной квартире.
23.02.2019
Настоящий волк в кадре. Как в Волгограде снимают фильм «Отряд»
В Волгограде скоро стартуют съемки второго блока фильма о партизанском отряде «Смерть фашизму!». «АиФ-Волгоград» узнал у сценариста и продюсера Романа Высоцкого, как писался сценарий, за чей счет снимается картина, в чем ее уникальность и правда ли, что в ней снимется настоящий волк.
22.12.2018
«Дикими называют даже попугаев»: хозяин волка из Волгограда рассказал о новом законе про животных
Волгоградцу Ивану Лебедеву, переехавшему в однокомнатную квартиру с волком, не придется отдавать Серого после принятия закона об ответственном обращении с животными.
08.01.2019
Волгоградский волк Серый станет главным героем фильма
Этой новостью поделился в социальных сетях его хозяин – Иван Лебедев. На днях этой парочке закадычных друзей, которые в 2018 году прославились на всю Россию, поступило предложение – стать героями исторического фильма. Волгоградский волк Серый там должен, как ни странно, сыграть волка. Иван Лебедев посчитал, что это отличная идея. К тому же за последние пол года Серый научился работать на камеру, поэтому сыграет ничуть не хуже знаменитых актеров.
19.02.2019
Дома держать нельзя: диких животных выписывают из квартир
Закон о защите животных запрещает содержать дома диких животных, таких как тигры, медведи, крокодилы. Как показывает практика, граждане довольно часто селят у себя в квартирах зверей совсем не домашних. На балконе многоэтажки волк по кличке Серый терпеливо ждет, пока Иван наденет на него шлейку из прочных ремней и цепью вместо поводка.
На ежедневных прогулках они проходят не один десяток километров. Два года назад астраханские фермеры нашли волчье логово с щенками. Серый остался жив, потому что его, пожалев, забрал с собой Лебедев. Видео →
20.03.2019
Как волк Серый поселился в семье волгоградца Ивана Лебедева
В семье Ивана Лебедева из Волгограда живет самый настоящий волк, которого он спас от убийства еще волчонком. Клыки у Серого выглядят очень страшно (увидите на 7-й секунде видео), но в остальном он как собака: любит погулять и такой же преданный Видео →
Источник: graywolf.me
«Два волка»- индейская притча, полная версия
От автора: Многим уже знакома эта притча в ее усеченном варианте. Представляю вашему вниманию развернутую и малоизвестную версию, выполненную в моем, несколько вольном, переводе. Англоязычный источник указан в конце статьи.
Два волка. Притча индейцев чероки.
Многим уже знакома эта притча в ее усеченном варианте. Представляю вашему вниманию развернутую и малоизвестную версию, выполненную в моем, несколько вольном, переводе. Англоязычный источник указан в конце статьи.
Старый чероки учит своего внука:
— В каждом из нас идет борьба — сказал он мальчику. — Это ужасный бой между двумя волками. Один – черный – олицетворяет гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, чувство вины, негодование, неполноценность, ложь, гордыню, превосходство и эго. Другой – белый – несет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину, сострадание и веру. Оба волка постоянно борятся внутри каждого из нас.
— Какой же волк победит? – спросил внук
— Тот, которого ты кормишь! – ответил старый чероки
Казалось бы, этим красивым выводом история и заканчивается.
Однако на самом деле притча продолжается:
— Какой же волк победит? – спросил внук
Старый чероки ответил:
— Если ты кормишь их правильно, они оба победят. Понимаешь, если я хочу кормить только белого волка, черный будет поджидать меня в каждом углу, он всегда будет зол и будет всегда сражаться с белым волком. Но когда я его признаю, он счастлив, и белый волк счастлив, и все мы побеждаем.
Потому что у черного волка есть много качеств — упорство, мужество, бесстрашие, воля и стратегическое мышление. Это то, что мне очень нужно время от времени и то, чего не хватает белому волку. Зато белый волк умеет сострадать, заботиться, обладает силой и способностью распознавать то, что отвечает интересам всех. И белый волк нуждается в том, чтобы черный был на его стороне.
Если кормить только одного из них, будет голодать другой, и он станет неконтролируемым. И черное, и белое — часть чего-то большого, глубокого, и ты можешь слушать эти голоса из глубины. Это и есть жизнь. То, как ты решаешь взаимодействовать с противостоящими силами внутри себя, так ты и живешь. Или моришь голодом одного, или другого, или управляешь ими обоими!
PS. Перевод сделан на основе источника:
Источник: www.b17.ru
СЕРЫЙ ВОЛК И КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Волки — крупные и опасные хищники. Летом они живут парами, устраивают где-нибудь в укромном месте логово и выращивают волчат, а к зиме собираются в стаи. Волчья стая обычно состоит из семейной пары взрослых волков, их прошлогодних детей и юных волков, родившихся в предшествующее лето. Там, где волков много, семейные группы объединяются в более крупные стаи.
Когда-то в России зимой стаи в 50 и больше зверей были вполне обычны. Крупная стая ощущала свою силу и ничего не боялась. Поездки ночью на лошадях были опасны и нередко кончались трагически. Сегодня волки людей боятся и на них не нападают.
Волки — умные животные. Об этом говорят их приемы коллективной охоты. Разделившись на группы, одни волки затаиваются в засаде, а другие гонят лося или оленя не туда, куда он стремится убежать, а к поджидающим его волкам.
Ученые считают, что наши собаки произошли от волков, которых первобытные люди сумели приручить и использовали на охоте и для обороны. Волчата, взятые совсем крошками, хорошо приручаются, но приручить взрослого волка удается не часто.
Волк — обычный зверь любого зоопарка. В 1935 году Ленинградский зоопарк приобрел нового волка. Зверя назвали Джулем. Был он злой и никого к себе не подпускал. Волк скалил зубы и рычал даже на служителя, который его кормил.
В те годы юннатам зоопарка разрешалось заходить за барьер и даже подкармливать животных. Их учили, чем зверя можно кормить и как с ним себя вести, и дирекция зоопарка им полностью доверяла. Для мальчишек это разрешение было безразлично. Разрешай — не разрешай, они все равно бы лазали к животным. Другое дело более послушные девочки.
Многие из них увлекались приручением животных. Зина Кренцман воспитывала юную львицу Люлю, родившуюся здесь же в зоопарке, а Ляля Рачковская решила приручить волка. Она каждый день подходила к его клетке, подолгу с ним разговаривала и, уходя, оставляла что-нибудь вкусненькое.
Сначала Джуль к решетке не подходил и в присутствии Ляли угощение не трогал, но, в конце концов, поверил, что Ляля его не обидит. Однажды, когда волк стоял боком к решетке, Ляля его погладила. Джулю это понравилось, и он стал ложиться у самой решетки. Постепенно Ляля и Джуль стали больше доверять друг другу. Однажды Ляля решилась зайти к волку в клетку.
Джуль на нее не бросился и позволил гладить себя. Через несколько дней Ляля надела на него ошейник и повела гулять по зоопарку. Теперь она ежедневно гуляла с Джулем, и волк вел себя на отлично. Юннаты прозвали эту парочку «Красной Шапочкой и серым волком» — Ляля действительно носила красный берет. Такая вот чудесная дружба, совсем не как в сказке.
Б.Ф. Сергеев доктор биологических наук |
Художник Татьяна Капустина |
Страничка автора | Страничка художника |
Источник: www.kostyor.ru