Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва.
Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки (рис. 25, а).
Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом (рис. 25, в).
Автор книги берет на себя смелость заявить, что в толковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключения отечественных изданиях, была допущена грубая ошибка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».
Прямой узел — Узлы (Обучение)
Вот что сообщают нам о прямом узле современные морские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.
«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжениии намоканиипрямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат 1969 с. 192).
Почти то же самое говорится о прямом узле в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелажные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. 3): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».
Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегодняшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. Рифовый узел) брали рифы на малых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.
Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской словарь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Петербурге в 1894 году (с.
265—266): «Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».
Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать».
Совершив экскурс в старые и современные энциклопедии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать следующее.
В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется «The Reef Knot» — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» (The Square Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 году.
Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым матросом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матросом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говорящие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наиболее распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же «The Reef Knot» — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — «Rabandsknop», датчане и норвежцы — «Raabandsknob».
Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия рифов. Вот что говорится об этом в одном из лучших английских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является рифовый, или прямой, узел. Он применим во многих случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».
Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть».
То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. Рифовый узел), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто «The Reef Knot», a «The Slipped Reef Knot» (скользящий рифовый узел) или «The Draw Knot» и «The Half Bow Knot». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot».
Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать»? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис.
25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны.
Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства.
Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот.
При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.
Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.
Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».
В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки.
Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».
Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская практика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней. Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».
К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте связать два капроновых троса «примерно одинаковой толщины» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.
И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», потому что именно «геракловым узлом» молодые римлянки завязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, согласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.
Рис25. Прямой узел: а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ вязки г — морской способ развязывания
Морские узлы. — М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .
Источник: dic.academic.ru
Прямой узел: как вязать и где использовать?
Узлы
Автор Семен Братшпис На чтение 5 мин Просмотров 923 Опубликовано 21.11.2021
Прямой узел – это древнейший способ соединения двух веревок, который был изобретен тысячелетия назад. Сегодня он активно используется во всем мире для самых различных целей. Рассмотрим его характеристики, а также представим подробный алшоритм по его исполнению.
Где применяется
Основной сферой использования прямого узла изначально было морское дело. Моряки применяли его для уменьшения площади парусов во время шторма, чтобы оставить судно на плаву. В несколько измененном виде он использовался ткачами. Сегодня он популярен среди туристов, альпинистов и рыболовов.
Несмотря на многочисленные модификации данного типа веревочного соединения, чаще всего используется классическая схема.
Для каких веревок подходит
Прямой узел предназначен для соединения тросов, шнурков, нитей, лески и любых типов веревок. Главным требованием является одинаковый диаметр обоих отрезков.
Характеристики
Завязанный по классической схеме, он надежно скрепляет две нити между собой. В результате получается надежная и легкая в исполнении связка, которую можно использовать для решения самых различных задач. Конструкция выглядит незамысловато, но тем не менее многие используют ее и в декоративных целях.
История возникновения
Археологи выяснили, что прямой узел является изобретением древних египтян, о чем свидетельствуют находки в гробницах фараонов. Но в то же время нельзя исключить его использование другими народами.
Согласно легенде, с помощью этого узла Геракл завязывал на своей груди шкуры убитых львов. Именно поэтому древние греки и римляне называли его геракловым, или геркулесовым. В Древнем Риме он использовался еще и для лечения переломов.
Со временем такое плетение не потеряло своей популярности, а область его применения расширилась.
Преимущества и недостатки
Популярность прямого узла в туризме, альпинизме и рыболовстве объясняется такими его преимуществами как:
- Надежность и долговечность.
- Легкая схема вязки, которая не вызывает трудностей даже у новичков.
- При соблюдении техники выполнения соединение выдержит даже значительную нагрузку.
Но помимо указанных плюсов, прямой узел имеет и недостаток. Это можно заметить при использовании его для завязывания шнурков. Так, в зависимости от материала, шнурки могут слишком сильно скользить или, наоборот, затянутся так сильно, что их будет непросто распустить.
Именно за счет этой особенности такая конструкция не используется в альпинизме, такелажном и ткацком деле. В этих случаях используются другие вариации соединений.
На основе прямого узла был создан проводник, часто используемый в альпинизме. В морском деле используется другой вариант – рифовый узел, позволяющий за короткий срок уменьшить площадь парусов. Также можно скрепить готовый прямой узел с помощью контрольного.
Технология завязывания
Технология вязки прямого узла довольно проста. Чтобы научиться завязывать прочное соединение, не требуется каких-либо специальных знаний и навыков. Но чтобы понимать, как правильно это сделать, необходимо изучить пошаговую инструкцию к выполнению.
Основные требования
Главное требование, предъявляемое к этому плетению, – использование веревок одинакового сечения. Для соединения веревок и тросов разных диаметров нужны совершенно иные узлы, встречные и самозатягивающиеся. Также следует помнить о том, что перед затягиванием конструкцию нужно смочить. Это повысит ее прочность и надежность.
Пошаговое выполнение
Есть несколько схем вязания прямого узла, выбор одной из них зависит от сферы использования. Например, ткацкий узел применяется преимущественно в декоративных целях, узел шкотовый (схема) не дает развязаться веревкам при рифлении парусов. Также есть разные виды соединений для веревок на опоре. Но лучше всего начинать обучение с классической схемы. Она включает в себя следующие этапы:
- Взять два отрезка веревки одного диаметра и найти ходовые концы.
- Один конец оплести вокруг другого.
- На ходовом конце второй веревки сделать петлю.
- Протянуть через получившуюся петлю первый конец веревки.
- Смочить и затянуть соединение.
В итоге нужно получить оплетку первого конца веревки между первым переплетом и окончанием веревки. Для укрепления конструкции следует сделать еще 2-3 контрольных узелка.
Возможные трудности и ошибки
Прямой узел нередко применяется в туризме. Однако его не рекомендуется использовать в тех случаях, когда предполагается большая нагрузка на связанные веревки. Это может привести к разрыву, если потянуть за один конец веревки. Для таких целей лучше выбрать более прочные модификации, например, шкотовый или брамшкотовый узел.
Прочность связки основывается на сцеплении двух концов веревки благодаря силе трения. По этой причине лучше избегать использования скользких нейлоновых тросов во избежание их быстрого развязывания.
Применять прямой узел можно в самых разных ситуациях ввиду универсальности и простоты исполнения. В отличие от простого, он затягивается не так сильно, поэтому такое плетение проще развязать. Также он более надежный и не распускается даже при постоянной нагрузке. Конечно, при условии правильного исполнения и использования качественного материала.
А где вы используете прямой узел и как часто применяйте? Делитесь опытом в комментариях.
Видео по теме
Источник: surviva.ru
Прямой узел: схема вязания. Как завязать прямой узел
Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель. Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации — это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет. Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.
В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.
Функциональная классификация существующих узлов
Рассматриваемые соединения стали выполнять на принципиально новых материалах (с точки зрения их свойств), в связи с чем возникли ранее неизвестные модификации узлов. Это привело к выделению их функциональной разновидности:
- Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
- Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
- Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.
Разновидность узлов
Принято выделять следующие интерпретации:
- схватывающие;
- проводники;
- контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
- стремена;
- удавки;
- прочие.
- основные;
- вспомогательные;
- страховочные, включая самостраховку.
Специфика терминологии касательно рассматриваемого понятия
Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.
Веревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)
Конец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому — свободный)
Петля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается
Совершение обхвата тросом предмета (другого троса)
Конец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)
Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)
Перехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)
Трос полностью оборачивает предмет (другой трос)
Требования, предъявляемые к вязке узлов
Для грамотного осуществления данной процедуры, безусловно, потребуется определенная практика. Именно она диктует ряд требований, предъявляемых к вязке узлов, а именно:
- Легко запоминающееся завязывание.
- Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
- Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
- Без надобности отсутствие вязания «намертво».
- Соответствие назначению.
Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.
Прочность веревки: условия и узлы, ее ослабляющие
Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» — почти на треть, ткацкий – более чем на треть. Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%. А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.
Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.
Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.
Прямой узел: схема, определение, условия применения
Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.
Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.
Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%. Кроме того, прямой узел с большим трудом развязывается при намокании. Часто новички, для того чтобы облегчить его развязывание, заранее помещают в него карабин (палочку).
Схема прямого узла представлена ниже.
Техника вязания рассматриваемого варианта соединения
После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.
Во-первых, с помощью 1-й веревки необходимо сделать петлю, а 2-й – требуемые обороты. Как уже упоминалось ранее, на ходовых концах должны присутствовать контрольные узлы, ввиду чего потребуется оставить 15-20 см. В ситуации, когда 1 конец сверху, а другой снизу, либо наоборот, прямой узел завязан неверно. Принципиально важно, чтобы ходовые концы выходили либо исключительно сверху, либо только снизу. Визуально узел напоминает 2 петли, которые удерживают друг друга.
Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.
Прямой морской узел: достоинства, недостатки, нюансы
Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:
- расползание при наличии переменных нагрузок;
- сильная фиксация при значительных нагрузках.
Обязательно стоит учитывать следующие нюансы:
- Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
- Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
- Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.
История рассматриваемой техники
Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел. Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва. Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.
Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.
Моряки, применяющие данный узел для связывания преимущественно тросов, использовали иную технику вязки. Ткачи, в свою очередь, завязывали его специальным, удобным исключительно для них способом.
Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.
Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его. Чем быстрее он это сделает, тем больше шансов, что невеста избежит бесплодия. Теперь становится понятным, почему раньше считалось важным обладать знанием не только того, как завязать прямой узел, но и как быстро его развязать.
Рифовый двойной узел
Как уже упоминалось ранее, в древние времена использование прямого узла моряками сводилось к взятию рифов. Именно по этой причине его второе название — рифовый узел. Что касается двойного прямого узла, его также называют фаловым. Моряки им практически не пользовались: для временного соединения штертов, других концов они применяли рифовый узел.
По Далю, прямой двойной узел называется еще «петельным узлом», «репейком (бантом)». Часто можно услышать и то, как его именуют байтовым узлом. Техника вязания его такая же, как и прямого узла, за исключением первого момента, когда во 2-м полуузле сначала складывают вдвое ходовые концы и только после этого завязывают. Он незаменим для шнурования ботинок, завязывания бантов в области шеи, бантиков на волосах, коробках, свертках.
Таким образом, прежде чем осваивать технику вязания двойного рифового узла, стоит попрактиковаться, как делать прямой узел.
Как завязать галстук прямым узлом?
Он подойдет для стандартных воротников. Данный способ в рамках рассматриваемой сферы изобретен в конце 19-го столетия в Англии.
Пошаговая инструкция того, как завязывать прямой узел на галстуке, имеет следующий вид:
- Сначала необходимо взять широкий конец любого галстука и положить его под узкий, проследив, чтобы последний был значительно короче.
- Далее потребуется пропустить широкий конец под узкий в направлении вправо.
- Затем лицевой стороной широкого конца следует провести влево.
- Потом необходимо пропустить этот конец между галстуком и воротником рубашки, медленно вытягивая вверх.
- Далее, придерживая узел, потребуется пропустить широкий конец сквозь лицевой узел.
- Остается лишь вытянуть узел, при этом плавно перемещая его до воротника и одновременно вытягивая вниз узкий конец галстука.
Посредством вышеприведенной инструкции можно научиться тому, как вязать прямой узел на галстуке. Это знание обязательно пригодится в быту и мужчинам, и женщинам.
Forward knot
Это английское название техники вязания прямого узла в процессе плетения фенечек. Он образуется сочетанием двух левых петельных узелков. Стоит сначала упомянуть основные понятия в плетении фенечек, а именно:
- рабочая нить – именно ею вяжут все узелки;
- узелковая – на ней узлы завязываются.
В процессе плетения они могут меняться (рабочая нить трансформируется в узелковую и наоборот). Принято выделять 2 вида петельных (простых) узлов, а именно:
- левый петельный (рабочая нить фиксирует узелки с левой стороны от узелковой);
- правый петельный (рабочая нить располагается справа).
На схеме рассматриваемый узел обозначен стрелкой (которая указывает по диагонали влево и вниз) по направлению плавного перехода рабочей нити. Цвет узла должен соответствовать цвету направляющей (рабочей) нити.
Источник: fb.ru
Как связать прямой узел. Прямой узел – пошаговая схема вязки с фото
Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Применение:
Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Встречный проводник
Встречный проводник
Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.
Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.
Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.
Как правильно завязать:
Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots),
вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону! Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!
Учимся вязать морские узлы с Сашей Гороном (Видео)
Яхтинг – это идеальное времяпрепровождение! Это очень весело, хотя и требует неких навыков и ловкости, и может иметь дополнительное преимущество от тренировки и уровня подготовки. Это также активный отдых, который ставит безопасность во главу угла, и одним из способов достижения этого является знание различных морских узлов.
Учимся вязать морские узлы с Сашей Гороном
Знание того, как завязать узел на лодке, имеет решающее значение. Мы рассмотрим самые основные виды морских узлов, которые нужно уметь завязывать, когда вы находитесь в море, и конечно знать, для чего они предназначены.
Беседочный узел или Булинь (Bowline Knot) – это важнейший из морских узлов. Это универсальный узел, который используется при швартовке лодки, при спасательных операциях, для страховки и фиксирования палубного оборудования.
Он легко вяжется, при этом считается самым надежным из всех морских узлов. Он не скользит и не запутывается, и его можно легко и быстро развязать.
Чтобы создать форму петли, оставьте достаточно веревки для петли нужного вам размера. Пропустите ходовой конец через глазок снизу. Затем, по диагонали оплетаем коренной узел и пропускаем его обратно через глазок. Очень важно туго затянуть узел, чтобы привести его в рабочее состояние. Морской узел начинает работать только тогда, когда он хорошо перетянут.
Любой морской узел должен также легко развязываться, как и завязываться. Для развязывания беседочного узла достаточно одного правильного движения. В нашем пошаговом видео, Саша Горон – шкипер из команды Интерпарус Яхтинг, покажет, как завязывать беседочный узел классическим способом:
Или быстрым способом:
Стопорный узел или узел Восьмерка (Figure-Eight Knot, Flemish Knot) – это простой, но важный узел для яхтсменов. Он предназначен для утолщения веревки, и применяется в качестве узла стопора и закрепляющего узла.
Чтобы завязать узел Восьмерка, вам необходимо обнести ходовой конец вокруг коренного, и вытянуть поверх него, образовав петлю. Затем, пропустите ходовой конец через образовавшуюся петлю, перед этим завязав на себя, и крепко затянуть ваш узел.
Стопорный узел используется во всех фаловых и шкотовых концах, которые имеют риск выскользнуть из стопоров, поэтому его значение не преувеличено. В нашем пошаговом видео, Саша покажет, как легко научиться завязывать этот классический морской узел:
Прямой узел (Reef Knot, Square Knot, Hercules Knot) – это самый простой морской узел, но один из самых древних, хотя и не самый надежный. Древние греки называли прямой узел – Гераклов узел, а по-английски он звучит как Квадратный узел. Основное его назначение – это связывание двух тросов одинакового диаметра. В основном, он используется для легкого прихватывания на не сильных тягах, поскольку главным его недостатком является сползание по тросу, и сильное затягивание при больших нагрузках или при намокании.
Чтобы завязать прямой узел, возьмите две веревки. Два конца перебросьте в одну сторону, затем в другую, и вы получите два параллельных витка.
При большой нагрузке прямой узел туго затянется, и развязать его может быть не просто. Если вы столкнулись с такой ситуацией, для развязывания сильно затянутого прямого узла используйте свайку из боцманского ножа. Как завязать прямой узел, смотрите в нашем детальном видео:
Выбленочный узел (Clove Hitch) – один из самых надежных и сильно затягивающихся узлов, хотя на первый взгляд может показаться слишком простым. Это самозатягивающийся узел, который применяется для завязывания веревок к гладким, круглым поверхностям. Название узла походит от слова Выбленки – на старом флоте так называли поперечные отрезки старого троса служащие ступеньками для подъёма на мачты. Этим узлом крепили выбленки к вантам.
Сегодня главным назначением этого узла является подвязывание кранцев на леера, подвязывание к трубам из нержавейки, и швартовка к причальной тумбе. К положительным качествам этого узла можно отнести то, что его легко завязывать одной рукой. Завязать выбленочный узел можно несколькими способами:
Швартовый узел или Морской Кнехтовый узел (Bollard Hitch) – это популярный способ крепления швартовых концов. Существует множество вариаций изделий, применяемых для швартовки яхты, но основными из них можно считать кнехты и утки, вы найдете их в любой марине, и крепление к ним происходит с помощью данного узла.
Правильная швартовка — это неотъемлемая часть жизни на лодке, и знание швартового узла является обязательным для безопасной стоянки. Смотрите наше пошаговое видео, чтобы при заходе в марину быть во всеоружии и правильно закрепить швартовый конец.
Шкотовый узел, узел Вебера или ткацкий булинь (Sheet Bend) – это один из основных узлов, которому кстати уже более 9 тысяч лет. В морской практике шкотовый узел используется для связывания двух концов разной толщины, но он также хорошо держит веревки одинаковой толщины. Он часто применяется для связывания тонкого проводника с толстым тросом муринга. Этот узел держит надежно, когда на трос приложена тяга.
Шкотовый узел является родственником беседочного узла, и имеет две вариации: одинарный и двойной. Мы рекомендуем использовать на яхте именно двойной шкотовый узел. Поскольку этот узел брат беседочного узла, развязывается он подобным образом. Как завязать шкотовый узел пошагово покажет Саша Горон:
Друзья, подписывайтесь на наш канал Интерпарус Яхтинг, чтобы получать полезные видео, которые будут всегда под рукой!
Поделитесь с нами, какой видеоматериал вам был бы максимально полезен и интересен, мы с радостью подготовим новые ролики!
Где же тогда использовать прямой узел?
Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узелвы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!
Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).
Булинь
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.
История:
Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Применение:
Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Как вязать шкотовый узел?
Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.
Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).
Как правильно завязать:
Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots),
вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону! Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!
Где же тогда использовать прямой узел?
Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узелвы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!
Добавить отзыв Отменить ответ
Источник: easytravelling.ru
Прямой узел: как вязать и где использовать?
Прямой узел – это древнейший способ соединения двух веревок, который был изобретен тысячелетия назад. Сегодня он активно используется во всем мире для самых различных целей. Рассмотрим его характеристики, а также представим подробный алшоритм по его исполнению.
Где применяется
Основной сферой использования прямого узла изначально было морское дело. Моряки применяли его для уменьшения площади парусов во время шторма, чтобы оставить судно на плаву. В несколько измененном виде он использовался ткачами. Сегодня он популярен среди туристов, альпинистов и рыболовов.
Прямой узел широко используется в морском деле, на производстве и в повседневной жизни
Несмотря на многочисленные модификации данного типа веревочного соединения, чаще всего используется классическая схема.
Для каких веревок подходит
Прямой узел предназначен для соединения тросов, шнурков, нитей, лески и любых типов веревок. Главным требованием является одинаковый диаметр обоих отрезков.
Характеристики
Завязанный по классической схеме, он надежно скрепляет две нити между собой. В результате получается надежная и легкая в исполнении связка, которую можно использовать для решения самых различных задач. Конструкция выглядит незамысловато, но тем не менее многие используют ее и в декоративных целях.
История возникновения
Археологи выяснили, что прямой узел является изобретением древних египтян, о чем свидетельствуют находки в гробницах фараонов. Но в то же время нельзя исключить его использование другими народами.
Прямой узел был распространен в быту древних египтян
Согласно легенде, с помощью этого узла Геракл завязывал на своей груди шкуры убитых львов. Именно поэтому древние греки и римляне называли его геракловым, или геркулесовым. В Древнем Риме он использовался еще и для лечения переломов.
Со временем такое плетение не потеряло своей популярности, а область его применения расширилась.
Преимущества и недостатки
Популярность прямого узла в туризме, альпинизме и рыболовстве объясняется такими его преимуществами как:
- Надежность и долговечность.
- Легкая схема вязки, которая не вызывает трудностей даже у новичков.
- При соблюдении техники выполнения соединение выдержит даже значительную нагрузку.
Схема вязки прямого узла отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички
Но помимо указанных плюсов, прямой узел имеет и недостаток. Это можно заметить при использовании его для завязывания шнурков. Так, в зависимости от материала, шнурки могут слишком сильно скользить или, наоборот, затянутся так сильно, что их будет непросто распустить.
Именно за счет этой особенности такая конструкция не используется в альпинизме, такелажном и ткацком деле. В этих случаях используются другие вариации соединений.
На основе прямого узла был создан проводник, часто используемый в альпинизме. В морском деле используется другой вариант – рифовый узел, позволяющий за короткий срок уменьшить площадь парусов. Также можно скрепить готовый прямой узел с помощью контрольного.
Для уменьшения площади парусов используют рифовый узел
Технология завязывания
Технология вязки прямого узла довольно проста. Чтобы научиться завязывать прочное соединение, не требуется каких-либо специальных знаний и навыков. Но чтобы понимать, как правильно это сделать, необходимо изучить пошаговую инструкцию к выполнению.
Основные требования
Главное требование, предъявляемое к этому плетению, – использование веревок одинакового сечения. Для соединения веревок и тросов разных диаметров нужны совершенно иные узлы, встречные и самозатягивающиеся. Также следует помнить о том, что перед затягиванием конструкцию нужно смочить. Это повысит ее прочность и надежность.
Для выполнения прямого узла следует использовать только тросы или веревки одинакового диаметра
Пошаговое выполнение
Есть несколько схем вязания прямого узла, выбор одной из них зависит от сферы использования. Например, ткацкий узел применяется преимущественно в декоративных целях, шкотовый не дает развязаться веревкам при рифлении парусов. Также есть разные виды соединений для веревок на опоре. Но лучше всего начинать обучение с классической схемы. Она включает в себя следующие этапы:
- Взять два отрезка веревки одного диаметра и найти ходовые концы.
- Один конец оплести вокруг другого.
- На ходовом конце второй веревки сделать петлю.
- Протянуть через получившуюся петлю первый конец веревки.
- Смочить и затянуть соединение.
Перед затягиванием узла веревку необходимо смочить водой
В итоге нужно получить оплетку первого конца веревки между первым переплетом и окончанием веревки. Для укрепления конструкции следует сделать еще 2-3 контрольных узелка.
Возможные трудности и ошибки
Прямой узел нередко применяется в туризме. Однако его не рекомендуется использовать в тех случаях, когда предполагается большая нагрузка на связанные веревки. Это может привести к разрыву, если потянуть за один конец веревки. Для таких целей лучше выбрать более прочные модификации, например, шкотовый или брамшкотовый узел.
Прочность связки основывается на сцеплении двух концов веревки благодаря силе трения. По этой причине лучше избегать использования скользких нейлоновых тросов во избежание их быстрого развязывания.
Для вязки прямого узла лучше не использовать скользкие тросы из нейлона
Применять прямой узел можно в самых разных ситуациях ввиду универсальности и простоты исполнения. В отличие от простого, он затягивается не так сильно, поэтому такое плетение проще развязать. Также он более надежный и не распускается даже при постоянной нагрузке. Конечно, при условии правильного исполнения и использования качественного материала.
А где вы используете прямой узел и как часто применяйте? Делитесь опытом в комментариях.
Источник: survinat.ru