Чем Т-80 отличается от большинства российских танков, почему от него хотели отказаться и в чём вообще преимущества этой модели.
Когда говорят о русских танках, чаще всего речь идёт о Т-72 и производных — Т-90 и их удешевлённые эрзацы Т-72Б3. При этом почти забыт по-настоящему прорывной танк позднего СССР, который с трудом удержался на вооружении в постсоветской России.
В массовом сознании он остался «летающим танком», больше о нем ничего не знают. Ну а что? Пушка та же, силуэт мало отличим от 72ки, те же три человека экипажа и автомат заряжания. А между тем, это совершенно другая машина, которая могла бы стать платформой для дальнейшего развития танкостроения.
Но порешили остановиться на «дёшево-сердито», для вида обмазав это толстым слоем «своего пути», танковым биатлоном и прочим цирком. Сегодня мы немного восстановим историческую справедливость и расскажем о Т-80: чем он отличается от современных Т-72/90, почему лучше, чем всё-таки хуже, и как он попал на вторые роли.
Як завести танк Т— 80
Всё дело в школе
Исторические экскурсы вам не нравятся (мы это видим по статистике предыдущих статей), поэтому пробежимся в экспресс-формате, чтобы понять, почему Т-80 — это уникальный танк. Регионами, где ребята знают толк в танках, у нас считается Нижний Тагил, Уралвагонзавод. А в формате СССР, конечно, и Харьковский завод. Но ведь танками у нас занимались ещё и в городе на Неве. Питер — это не только бронзовые кони и Эрмитаж, но и завод имени Кирова.
Тяжёлый танк Т-10
Пока Харьков занимался средними танками, Кировский завод заведовал сектором тяжёлых машин. КВ, ИС — всё это вам известно хорошо, по всяким World of Tanks и War Thunder. После войны там продолжили развивать именно такие машины. Но из-за того, что после Второй мировой средние танки стали тяжелее и защищённее, на продукцию ленинградцев стали смотреть как на перетяжелённых монстров.
Последним крупносерийным тяжеловесом стал Т-10, а далее в 1960-е пошли путём разработки полноценного ОБТ (основного боевого танка), сочетающего в себе черты среднего и тяжёлого. Все уже понимали, что защита боевой машины от современных угроз — вопрос сложный, которым нужно заниматься комплексно. Время тупого наращивания брони ушло, поэтому тяжёлые танки стали никому не интересны. При создании тяжёлого танка всегда помните о важной особенности — разработчикам приходится очень много работать с ходовой частью, двигателями, трансмиссией. Ведь сделать броню толще любой дурак может, но что потом будет такую махину тащить?
Поэтому, вопросы мощности силовой установки и надёжность ходовой части — это львиная доля работы конструкторов тяжёлых танков. И когда тяжёлые танки стали не нужны Советской армии, накопленный опыт и достижения «кировчан» оказались не лишними.
Т-64, первый советский основной танк
Газотурбинный движок
- Компрессор всасывает и сжимает воздух
- Сжатый воздух нагревается и смешивается с топливом, что при сгорании топливо-воздушной смеси образует газы высокого давления
- Газы высокого давления подаются на лопасти турбины. Так создаётся крутящий момент, который идёт дальше на механизмы, создавая движущую силу
Описывать всё это подробно очень долго, а читать тяжело — вот вам визуальная модель, если интересно въехать.
Просто запомните, что газотурбинный двигатель даёт больше лошадиных сил при сопоставимых с дизелями габаритах (и это не единственное преимущество). Есть и недостаток — он прожорливее к топливу.
ГТД знали давно, даже немцы в годы Второй мировой пытались делать технику с ним, но особенно эти движки пригодились в вертолётостроении. Конструкторы тяжёлых танков тоже ими интересовались, ведь их машинам требовалось больше мощности, чем могли дать тогдашние дизели.
Более мощные дизели требовали больше места в моторно-трансмиссионном отделении, а значит увеличивали габариты и массу. Замкнутый круг, и в газотурбинных двигателях видели выход из него.
У новых танков Т-64 были выдающиеся боевые характеристики, но было и много вопросов к ходовой части, а также к двигателю, поэтому ленинградские инженеры начали работу по созданию, по сути, нового танка, развивая концепцию Т-64. В 1969 году Кировский завод предложил опытный Объект 219 СП1 с мощным двигателем ГТД-1000Т, получивший наименование Т-64Т.
Объект 219 сп2, предсерийный Т-80
Но подвеска харьковского танка совсем не хотела дружить c новым движком и воздействующими на неё динамическими характеристиками — пришлось основательно её перетряхнуть, увеличить размеры катков и ведущих колёс (они перематывают гусеницы).
А ещё были по инициативе внесены множественные мелкие доработки, вроде резиновых бандажей на катках, что сильно снизило шум и улучшило плавность хода. С учётом изменений габаритов корпуса под ГТД, в общем, получился новый танк. Но Харьковчане предложили более технологичный дизель 6ТД-1 в те же 1000 лошадей, но при большей экономичности.
Поэтому министр обороны Гречко в 1976 году поставил крест на проекте ленинградцев, указав что их машина не нужна — мол дорого, ставьте туды дизеля и дело с концом. Но в том же году новый министр Устинов принял другое решение, уже зная, что американцы работают над принципиально новым танком с газотурбинным двигателем в 61 тонну (будущий М1 Абрамс) с 1500 лошадиных сил, поэтому СССР было жизненно важно не отставать в этом вопросе. Так родился Т-80.
Почему всё скатилось к Т-72
Т-72 поздних модификаций
Т-64 военным не понравился сразу: танк капризный, требовал высокого уровня подготовки механиков-водителей, бережного обращения — не то, что старые-добрые Т-54 и иже с ним. Вот Нижнетагильцы на Уралвагонзаводе пошли им на встречу, и создали Т-72 — машину с аналогичными боевыми характеристиками, но гораздо более простую механически, то есть как военные и любят. Вдобавок 72-ка была дешева в производстве и ремонтопригодна в поле.
Ленинградцам пришлось обосновывать, зачем нужен их инновационный танк, ведь по себестоимости, он превосходил альтернативы более чем в 3 (!) раза. На середину 1980-х годов существовали два основных варианта Т-80 — Т-80БВ и Т-80У, принятых на вооружение в один 1985 год. Если вариант «БВ» был планомерным развитием предыдущих моделей, то «У» отличался резким скачком боевых возможностей.
Т-80У получил более продвинутую систему управления огня 1А45 «Иртыш» с дублированием от командира, усиленный двигатель на 1100 лошадок, улучшенную ПТУР Инвар (до этого 80-ка уступала Т-72Б в управляемых вооружениях), а позднее ко всему спектру добрался и тепловизор. К самому концу СССР добавят и новый двигатель ГТД-1250, который накинул ещё 150 лошадей к мощности, в итоге на то время такой танк превратился в лидера по скоростным и маневренным показателям. По сути, будущий Т-90 родится из частичной унификации «У» с Т-72Б за счёт переноса прокачанной начинки.
Таким образом Т-80 стали лучшими танками СССР к моменту его распада. Были разные обоснования, зачем такие машины нужны — где-то пишут, что Т-80 предназначался для танковых соединений, а Т-72 — для танковых подразделений у мотострелковых соединений. Где-то толкали речь, что 80-ка для более сурового климата (ГТД отлично запускается на морозе).
Более-менее ясно, что 80-е были большей частью на западных рубежах, особенно много их оказалось в группе войск в Германии — то есть в случае мировой войны они бы составили первую линию, в то время как более простые 72-ки — вторую линию или резерв.
Сравнение Т-80 и Т-72
Здесь всё очень сложно. СССР был, хоть и высокоцентрализованной страной, но конструкторские бюро были между собой в жёсткой конкуренции — не хуже, чем при святом рыночке: соревновались за бюджетирование, госпремии и всё такое. Танки постоянно модернизировали и дорабатывали, поэтому нельзя взять сферический Т-80 в вакууме и сравнить с таким же Т-72.
Единственное, что более-менее эквивалентно — это вооружение: оно идентично, пушки сравнивать без толку. В базе своей Т-72 отличался от старшего брата несколько лучшим основным бронированием, особенно в бортовой проекции, а ещё располагал автоматом заряжания с плоско лежащими снарядами. Но он был ограничен 22 выстрелами, в то время как в Т-80 без усилий можно использовать 28. Т-72 внутри более просторный, но уступает в удобстве расположения органов управления.
Различия подачи
Т-80 уступает механизмом заряжания (не автомат, времени уходит на заряжание больше), зато заряжание снаряда и порохового заряда к нему происходят одновременно.
Автомат 72-ки делает это в два приёма, поэтому скорострельность не различается, а вот из-за стоячих зарядов вместо лежачих появляется больший риск детонации. И самое плачевное — для механика-водителя почти невозможно выскочить в случае, когда пушка перекроет его люк. С другой стороны, при детонации боекомплекта экипаж обречён и там, и там. В целом так можно до бесконечности описывать мелкие различия, где получше 80-й, где 72-й, но читабельно это будет для совсем танкофилов, которые найдут множество ошибок и устроят срачи в комментах. Попробуем обратить внимание на ряд важных аспектов в тактическом плане, чем эти танки различны, если сегодня Т-80БВМ (современная российская модификация) и Т-72Б3 и Т-90 (за исключением последней модификации Прорыв, их ещё пока мало в войсках) наиболее широко представлены.
Различия в идеологии: Т-72 разрабатывался как танк для армии, как рабочая лошадка, как более универсальная машина для массового применения. Т-80 — ответ западным ОБТ. То есть был создан, чтобы советское танкостроение не окуклилось само в себе и не зевало в новых тенденциях, он превосходил собрата в маневренности на поле боя, что важно танку-дуэлянту — в два раза выше задняя скорость, выше скорость вращения башни, лучшая стабилизация орудия и плавность хода, и это делало его точнее в стрельбе на ходу.
Источник: www.ferra.ru
ГЛАВА 8. ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ
У танка Т-80 имеется два способа пуска двигателя: от аккумуляторных батарей и от танка-донора. У Т-90 дополнительно к перечисленным выше способам возможен пуск от воздушной системы (основной), комбинированным способом и с буксира.
При боевой готовности №1 пуск газотурбинного двигателя танка Т-80 требует более длительного времени, чем пуск разогретого дизеля танка Т-90. Поршневой двигатель пускается за несколько секунд, а пуск ГТД занимает 50 с. В сравнительных разгонных испытаниях танков от начала команды «пуск двигателя» танк Т-90 уйдет от Т-80 на расстояние более 650 м! [3]
Ю.П. Костенко вспоминает интересный случай, свидетелем которого он стал. В 1985 г. секретарем ЦК КПСС был избран Лев Николаевич Зайков, до этого являвшийся секретарем Ленинградского обкома КПСС. Он хорошо знал генерального конструктора танка Т-80 и выступал активным сторонником газотурбинного танка. В конце 1985 г. Л.Н. Зайков прибыл на завод имени В.А.
Малышева в г. Харьков для ознакомления с работами по бронетанковой технике. Была зима, температура воздуха составляла -10°С. На заводе имелись два танка: газотурбинный Т-80 с ГТД-1000Т и опытный образец Т-64А с дизельным двигателем 6ТД одинаковой с ГТД мощностью — 1000 л.с. Оба танка поставили на исходный рубеж метрах в ста от командного пункта.
Т-90С в тропическом камуфляже и первый уральский снег
Танки были приведены в состояние боевой готовности №1 (двигатели прогреты, как и полагается в боевых условиях).
По команде начальника ГБТУ Ю.М. Потапова, по рации был передан условный сигнал на начало движения. Через несколько секунд один танк дрогнул и, набирая скорость, быстро пошел в сторону КП. Преодолев «горку», расположенную перед смотровой террасой, танк начал быстро удаляться от КП. Второй танк еще был на исходном рубеже.
Когда первый танк проходил мимо КП, Зайков, ни к кому не обращаясь, с улыбкой сказал: «Да, налицо явное преимущество ГТД: Т-80 уже скрылся из вида, а этот, с дизелем, только начинает движение».
В ответ улыбнулся Ю.М. Потапов. Он пояснил Л.Н. Зайкову, что скрылся из вида дизельный танк, а Т-80 в настоящий момент проходит мимо КП.
«Как это может быть? — не поверил Зайков. — Мне в Ленинграде Николай Сергеевич Попов говорил, что зимой, при отрицательных температурах, дизель уступает ГТД по всем параметрам, особенно по времени запуска! Почему здесь Т-80 так задержался с началом движения?»
Пришлось главному танкисту страны давать объяснения о причинах длительного выхода ГТД на режим, после чего у секретаря ЦК испортилось настроение [16].
Пуск газотурбинных двигателей требует больших энергетических затрат, чем дизельных двигателей. Например, по опубликованным данным, «Опыт эксплуатации танков M1 показал, что уже при —32°С запуск ГТД считается рискованным: если с первого раза турбина не запустилась, то на второй уже не хватает емкости аккумуляторных батарей. Температура —43?С является критической — запуск возможен только при заряженных до номинала батареях, предварительно хранившихся в теплом помещении» [17].
Источник: arsenal-info.ru
Какой порядок запуска газотурбинного двигателя танка Т-80? Т А Н К И С Т А М
Для современного танкового газотурбинного двигателя (ГТД) режим запуска является одним из наиболее напряженных. Как известно, частота осуществления запусков в неблагоприятных климатических условиях определяющим образом влияет на надежность и продолжительность жизненного цикла любого двигателя, будь то авиационный, морской или транспортный. В боевой обстановке пусковые свойства двигателя приобретают особую значимость, поскольку от них зависит судьба самой боевой машины и ее экипажа.
В соответствии со сложившимися стереотипами оценку пусковых качеств танковых ГТД производят так же, как оценивают аналогичные характеристики дизельных двигателей военно-гусеничных машин. Для большинства отечественных боевых машин характерно длительное хранение на открытых площадках, поэтому основное внимание традиционно уделяется режимам запуска при низкой температуре воздуха. В качестве одного из критериев оценки надежности запуска принята так называемая «минимальная температура холодного пуска». Определение минимальной температуры холодного пуска сохраняет свою важность и для газотурбинного двигателя несмотря на то, что он не имеет жидкостной системы охлаждения. Ограничивающими факторами для ГТД являются температуры масла и электролита, которые влияют на пусковую мощность стартера.
При запуске ГТД функционирует на неустановившемся, фактически глубоко нерасчетном режиме. Под пусковыми качествами двигателя понимается совокупность свойств, характеризующих подготовку двигателя и его систем к запуску, собственно пуск и готовность двигателя к работе под нагрузкой. Поскольку газотурбинный двигатель и обслуживающие его системы образуют единую силовую установку, принято говорить о пусковых качествах газотурбинной силовой установки (или силовой установки с ГТД) . Пусковые качества в общем случае зависят от большого числа различных факторов, среди которых выделяют: а) конструктивные (отсутствие жидкостной системы охлаждения, инерция ротора, число валов, пусковые характеристики, применяемая система регулирования и т. д.) ; б) эксплуатационные (температура окружающего воздуха, разрежение воздуха и т. д.) .
Как известно, возможность совместной работы компрессора, камеры сгорания и турбины ГТД определяется в основном запасом устойчивости компрессора. Для обеспечения надежного автоматического запуска газотурбинного двигателя необходимо, чтобы запас устойчивости компрессора на этом режиме был не менее 10 %.
Программой регулирования запуска танкового газотурбинного двигателя типа ГТД-1250 (трехвального двигателя мощностью 1250 л. с. , не оснащенного теплообменником) предусмотрено изменение расхода топлива в зависимости от величины давления воздуха за компрессором высокого давления с корректировкой по давлению окружающего воздуха. Такая программа не исключает возможности образования опасных «забросов» температуры газов. Пуск ГТД с единой, оптимальной регулировкой топливной аппаратуры, требует применения более совершенных электронных систем управления.
Среди обязательных требований к танковым двигателям одним из наиболее важных является наличие дублирующего средства осуществления запуска. Дублирующие источники энергии для запуска танковых ГТД не предусмотрены. Установка на танке автономного энергоагрегата не решает данную проблему. Для танков с дизельными двигателями в качестве аварийного средства иногда применяют запуск с помощью буксира. Запустить танковый ГТД буксировкой боевой машины нельзя, однако возможен электрический пуск с использованием силовой установки аналогичного танка в качестве внешнего источника энергии.
Пусковые качества газотурбинной силовой установки (ГТСУ) в значительной степени зависят также от функционирования системы зажигания.
Первоначальная раскрутка ротора производится стартер-генератором, никакого схатого воздуха не используется, это не дизель. По такому же принципу запускаются многие ГТД, -например самолетов «Ан-24»,вертолетов «Ми-2»
Источник: otvet.mail.ru
Почему далеко не самый удачный советский танк Т-80 используется до сих пор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Основной боевой танк Т-80 используется до сих пор, несмотря на почтенный возраст. Боевая машина именно используется, а не просто стоит тысячами на складах в законсервированном виде. Принято считать, что 80-ка – это далеко не самый удачное творение советской промышленности. Почему же эти танки просто не порезали на металл, если существуют куда более удачные машины?
Не самый удачный танк СССР. |Фото: livejournal.com.
Интересный факт: несмотря на свою массовость, танки Т-80 достаточно редко используются российской армией в вооруженных конфликтах. И это притом, что за годы советской власти было создано около 10 тысяч таких машин. По всей видимости непопулярность 80-ок связана с их недостатками технического характера. Ругают Т-80 в первую очередь за огромный расход топлива.
По пересеченной местности танк может пройти не более 250 км. Для сравнения, другой советский ОБТ – Т-72 проходит по пересеченной местности от 320 до 650 км. Следующим важным недостатком Т-80 является его силовая установка. Строго говоря, сложность ее эксплуатации и обслуживания. Дело в том, что в движение машина приводится газотурбинным агрегатом ГТД-1000Т мощностью 1 тысяч лошадиных сил.
По характеристикам сопоставим с Т-72. |Фото: militourist.ru.
Среди прочих недостатков машины традиционно выделяют незначительное увеличение эффективности главного 125-мм орудия 2А46-1 в сравнении с танком Т-64А, проблемы с автоматом заряжания, недостаточно высокие углы возвышения и склонения пушки. В целом танки Т-80БВМ сопоставимы по своим характеристикам с танками Т-72Б3. При этом двигатель 80-ток потребляет заметно больше топлива, на танк также уходит больше масла. Вишенкой на торте становится то, что Т-80 стоит почти в 3 раза дороже, чем какой-нибудь Т-64 или Т-72. Зная все это, у граждан может возникнуть закономерный вопрос, зачем нужен «другой» 72-ой по цене трех «обычных» 72-ых?
Есть одно важное достоинство. |Фото: govorite.blogspot.com.
На самом деле все дело в двигателе, как это ни странно прозвучит. В среде конструкторов «горячая дискуссия» между питерцами и тагильчанами началась еще в годы СССР. Первые традиционно защищают концепцию ГТД в танкостроении. Вторые обычно отстаивают применение универсальных дизелей. Еще в годы СССР проект танков на газотурбинных агрегатах хотели свернуть.
К теме возвращались в «лихие 90-е», а потом в «жирные 00-ые». Тагильчане ратуют за использование дизелей в танках, указывая на дороговизну ГТД как в производстве, так и в эксплуатации. Питерцы в свою очередь апеллируют к достоинствам газотурбинных двигателей в российских условиях.
Так как споры ни к чему не привели, танки Т-80 по большей части остаются в «закромах родины» и ждут своего часа. При этом они поучаствовали в каждом вооруженном конфликте с участием России начиная с 1991 года. Правда, используют их чаще даже не сотнями.
Все дело в ГТД танка. ¦Фото: m.btvt.info.
Чем по-настоящему ценен Т-80 и его ГТД? Тем, что 80-ка создавалась как этакий «зимний» или даже «полярный» танк. Дизель заводить в минусовую температуру не просто. Танки приходится прогревать, используя специальное оборудование, сжигая топливо и теряя время.
В свою очередь Т-80 заводятся буквально с одного «поворота ключа» (нажатия кнопки!) даже когда на градуснике температура в -40 по Цельсию. Основные запасы танков «пылятся» на случай глобальной войны, в том числе в условиях Крайнего севера. Пускай, 80-ка имеет множество недостатков, но другого газотурбинного танка у страны сейчас нет.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Прорыв» : как появился и что представляет из себя новейший танк Т-90М.
Источник: novate.ru