Как уже отмечалось выше, участие в боях советских военнослужащих на стороне Северной Кореи, в Соединенных Штатах не афишировалось. Однако полностью скрыть эту информацию не удавалось. В различных западных изданиях все же появлялись статьи о присутствии в стране русских военнослужащих — несмотря на все попытки руководства СССР сохранить этот факт в строгой секретности.
По словам самих же советских летчиков эта секретность порой доходила до абсурда. Так полковник А.П.Сморчков, получивший за Корею звание Героя Советского Союза, вспоминал, что летчикам в бою предписывалось выходить на связь на корейском языке. Для этого летчики перед вылетом крепили к правому колену планшетку со словарем — корейские слова в транскрипции.
Для того, чтобы воспользоваться этим словарем нужно было умудриться скосить глаз на колено, быстро отыскать нужное слово или фразу — и это во время боя, на реактивных скоростях. Конечно, такая практика не могла прижиться — в эфире звучала русская речь, вперемешку с матерщиной. В этом можно не сомневаться! Комдив Кожедуб, рискуя званием и положением, поддержал подчиненных. Корейский язык для русских пилотов вскоре отменили.
Переговоры советских летчиков фиксировались американскими службами. Их радиолакаторы и система подслушивания, по словам летчика-истребителя Б.А.Абакумова, контролировали режим работы советских авиачастей. «Они сразу сообщали ведущим групп всю добытую информацию, — пишет Б.С.Абакумов, — часто вмешиваясь даже в управление боем на русском языке с земли, но им никак не удавалось подделать воркующий басок Кожедуба, ту его интонацию, которую каждый наш летчик прекрасно улавливал и не попадал в сеть ложных команд.
Если бои между летчиками двух сверхдержав признаются сейчас уже официально, то ни о каких других столкновениях в истории конфликта на Корейском полуострове нигде ничего не упоминается. И вот совсем недавно в прессу просочилась первая информация о морском бое 28-29 июля 1951 года между американским эсминцем и советской подводной лодкой у берегов Южной Кореи. Очень вероятно, что этот бой был единственным исключением, и его, может быть, тоже признают когда-нибудь позже. А пока я приведу только факты, опубликованные Олегом Кирьяновым в статье ‘Эхо незаконченной войны’, помещенной на сайте «Российской Газеты» 29 сентября 2008 г.
«На дне Желтого моря недалеко от западного побережья Кореи лежит советская подводная лодка, потопленная американским эсминцем в 1951 году. Эта история не предавалась огласке более полувека. Военно-морские силы Южной Кореи установили точное местонахождение и тип субмарины, но решили пока не поднимать её на поверхность во избежании международно-правовых проблем. Похоже, что историкам придется заново переписывать историю Корейской войны, где считалось, что в ходе ее моряки США и СССР ни разу не воевали друг против друга».
Такие достаточно любопытные заявления были сделаны в одном из недавних номеров южнокорейского ежемесячного журнала «Вольган Чосон». В ходе проведенного корейским журналистом расследования были получены документальные доказательства того, что в июле 1951 года, когда на Корейском полуострове вовсю бушевала Корейская война (1950-53 гг.), эсминцы американских военно-морских сил потопили неизвестную подводную лодку. Когда американские военные разобрались, что их противником была, скорее всего, советская субмарина, был отдан приказ засекретить все данные, относившиеся к данному инциденту, и, по возможности, уничтожить все доказательства. В то время и США, и СССР, которые прямо (американские войска под флагом ООН принимали участие в войне) или косвенно (Советский Союз оказывал активную помощь Северной Корее и Китаю) участвовали в Корейской войне, начали вести переговоры с тем, чтобы окончить затянувшийся конфликт. Огласка же морского боя, где напрямую столкнулись две соперничающие сверхдержавы, могла привести не только к провалу всех усилий по прекращению кровопролития в Корее, но и к расширению масштаба военных действий и даже вплоть до Третьей мировой войны.
🐠Как плавать на подводной лодке в Brookhaven?🤔У меня случился потоп😱Секреты от Itz.pixie💖
Пролить свет на эти события более полувековой давности помогли усилия бывшего моряка американского эсминца «Ranshaw» (DD-499) Дональда Мекелплэша, который сохранил копию бортового журнала, где был отчет о произошедшем бое, а также лично приезжал в Южную Корею и Россию в поисках дополнительной информации по инциденту.
Согласно воспоминаниям американца, бой начался 28 июля 1951 года в 19 часов 13 минут. Авианосная группа, состоявшая из американского авианосца «Сицилия», авианосца ВМФ Великобритании «Глори» и шести кораблей охранения, следовала в Желтом море западнее острова Пэкнендо (ныне принадлежит Южной Корее).
Внезапно акустики эсминца «Ranshaw» на удалении 731 метр зафиксировали крупный подводный объект, который двигался со скоростью полутора-двух узлов. Эсминцы «Ranshaw» и «Moore» отошли от группы охранения и начали преследование объекта. В результате погони было получено подтверждение, что под водой находится неизвестная подводная лодка.
Командующий авианосной группой Джон Сэч приказал уничтожить подлодку. Подлодку бомбардировали глубинными бомбами постоянно, начиная с вечера 28 июля в течение 28 часов попеременно пять американских эсминцев. В конце концов она снизила ход и легла на дно и потом, согласно записям в бортовом журнале американцев, не двигалась более двадцати часов.
На поверхности воды затем появилось огромное масляное пятно длиной 7-8 километров и шириной пятьсот метров. Было установлено, что это дизельное топливо подлодки. Учитывая длительность боя, необходимость субмарин того времени регулярно подниматься на поверхность, появившиеся пятно, неподвижность объекта и ряд прочих факторов ВМС США признали объект уничтоженным. Было зафиксировано и точное местонахождение потопленной субмарины: 37 градусов 25 минут 5 секунд северной широты, 124 градуса 25 минут 3 секунды восточной долготы, в 42 км к юго-западу от острова Тэчхондо (Южная Корея), на глубине 80 метров в Желтом море.
Однако через месяц всем участникам сражения было приказано забыть о бое и никому ничего не рассказывать, всю относящуюся к инциденту документацию дали указание уничтожить, а все то, что могло хоть как-то навести на мысль о потопленной подлодке, было занесено в разряд сведений с грифом «совершенно секретно». Но моряк Дональд Мекельплэш пошел на нарушение инструкций.
Он сохранил ту часть боевого журнала, где был отчет о бое, а также карту-схему боевых действий. Мекельплэш предположил, что затопленная подлодка была советской, а США тогда не хотели осложнять отношения с СССР, так как пытались прекратить войну на Корейском полуострове.
Догадки моряка основывались на сопоставлении фактов: «В начале июня 1951 года в бухту реки Амноккан упал советский самолет МИГ-15. Американо-английская авианосная группа в июле провела работы по поиску самолета, который тогда очень сильно интересовал США, и подняла его. При этом однажды объявлялась тревога в связи с обнаружением неизвестной подводной лодки. Наверняка мы эту субмарину потом и потопили. Это была советская подводная лодка класса «М», экипаж которой состоит из 18 человек», — отметил он.
Естественно одних таких догадок мало. Мекельплэш с начала 1990-х годов начал активную работу с тем, чтобы выяснить все подробности той схватки на море. Все доказательства говорят в пользу того, что субмарина действительно советская. Военно-морские специалисты из Южной Кореи категоричны: «Во время Корейской войны ни Китай, ни Северная Корее не имели не только полноценных подводных лодок, но и каких-либо иных подводных аппаратов».
Американец, как он сам утверждает, сумел в 1997 году посетить Россию. В военно-морские архивы РФ его не пустили, но он смог пообщаться с бывшим советским моряком, который был специалистом по оборудованию подводных лодок, и с женой советского офицера особого отдела, который служил в Порт-Артуре. Этот город, напомним, был в то время и вплоть до 1955 года базой советского ВМФ в Китае. Мекельплэш встречался и с южнокорейскими и американскими военными специалистами и историками. В итоге выяснилось, что в Порт-Артуре, откуда не так далеко до берегов Кореи, тогда базировалось 12 советских подводных лодок, включая шесть кораблей класса «М», два корабля класса «С», два корабля класса «Р» и еще пара субмарин.
Рассказы бывшего американского моряка очень заинтересовали южных корейцев, в чьих водах находится подлодка. Сначала в 1993 году силами ВМФ Южной Кореи трижды были проведены поисковые работы в возможном месте затопления подлодки, а затем в 1995 году дважды уже силами специальной группы при Академии ВМФ Республики Корея. Но все было безуспешно. В итоге помог случай.
Корейские рыбаки постоянно жаловались, что недалеко от места, где велись поисковые работы, рыболовецкие сети постоянно цепляются за что-то на дне и рвутся. Глубина была как раз та, про которую говорилось в бортовом журнале эсминца — 80 метров. В итоге именно там и был обнаружен корпус субмарины, а ее вид был зафиксирован даже на камеру.
Все материалы были отданы на изучение в НИИ обороны и науки РК. Южнокорейские военные специалисты, дали следующее заключение, которое удалось получить журналу «Вольган Чосон»: «Длина объекта: 50-60 м, высота: 5-9 м, диаметр: около 5 м, высота в районе рубки: 11-12 м, центральная и носовая часть сильно разрушена. Если предоставленные американской стороной (Дональд Мекельплэш — прим. авт.) факты соответствуют действительности, то обнаруженный на дне моря объект является потопленной советской подводной лодкой класса «М-V», длиной 50,9 м, весом 350 тонн».
Тут же стал вопрос, что делать с субмариной. Южные корейцы хотели поднять ее без лишнего шума. Возможность проведения совместных работ с США отвергли из-за опасений утечки информации в прессу. Сделали вывод, что необходимо поднимать самим в 1998 году. Даже подсчитали необходимую для этого сумму — 685,3 миллиона южнокорейских вон.
Но несколько раз отказывались из-за различных причин. Среди проблем, которые, возможно, появятся в случае подъема подлодки, были отмечены: возможность предъявления требований Россией как наследницы СССР вернуть ей подлодку и возникновение в этой связи международно-правового спора, вероятность осложнений отношений с Северной Кореей.
Южнокорейский капитан первого ранга в отставке Хван Дон Хван, который принимал участие в поисках и съемках подлодки, отметил, что в первую очередь не хотят провоцировать КНДР. «Подлодка находится в 26 милях (42 км) в юго-западу от нашего острова Тэчхондо. С точки зрения права, это международные воды, но они входят в зону ответственности наших военно-морских сил.
Вместе с тем там совсем рядом Северная Корея. Если мы начнем полномасштабные работы по подъему субмарины, то это может вызвать сильное недовольство Пхеньяна. Могут начаться и споры по поводу того, кому лодка должна принадлежать. Да и историю Корейской войны придется заново переписывать», — отметил Хван.
Источник: is2006.livejournal.com
Почему испугались потопить американскую подводную лодку?
Двенадцатого февраля 2022 года в 10:40 мск в районе проведения планового учения сил Тихоокеанского флота в территориальных водах Российской Федерации в районе острова Уруп Курильской гряды была обнаружена подводная лодка ВМС США типа «Вирджиния».
Экипажу субмарины на русском и английском языках в режиме звукоподводной связи передали сообщение: «Вы находитесь в территориальных водах России. Всплыть немедленно!»
Американская подводная лодка использовала самоходный имитатор для раздвоения цели на средствах радиолокационного и акустического контроля и с максимальной скоростью покинула территориальные воды России.
В связи с инцидентом представителя аппарата военного атташе по вопросам обороны при посольстве США в Москве вызвали в Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны, ему вручили ноту.
Интересно, турецкий пилот в свое время при заходе российского самолета на несколько секунд на турецкую территорию, немедленно открыл огонь на поражение, в итоге российский пилот погиб.
Американская подводная лодка пробыла в наших водах явно не несколько секунд. Почему ее не потопили после отказа выполнить команду на всплытие?
Как показывает практика, война из-за этого не начинается.
«Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки. «, — как писал один старший лейтенант спецназа, убитый позже под Пятигорском.
Источник: newsland.com
Подъемная лодка: в России готовятся ликвидировать советское атомное наследие
О планах по подъему затопленных в Арктике радиоактивных отходов вновь заговорили в «Росатоме». На то, чтобы поднять наиболее опасные из них, может потребоваться около восьми лет, на днях заявили в госкорпорации. Первыми могут стать подлодки К-159 и К-27 — ранее о том, что поднимать их необходимо в первую очередь, говорила и международная комиссия с участием российских специалистов, изучавшая советское атомное наследие на протяжении последних четырех лет. Подробнее о планах и перспективах по его утилизации — в материале «Известий».
«Кит» на дне
В «Росатоме» сообщили о планах по подъему нескольких наиболее опасных радиоактивных объектов, затопленных в водах Арктической зоны Российской Федерации. В том числе речь идет о подводных лодках К-27 и К-159 («Кит»), судьба которых обсуждалась на протяжении последних десятилетиий.
О том, что на работы по подъему может уйти не менее восьми лет, в госкорпорации рассказали в понедельник, 3 августа. Всего, по данным специалистов, в Арктической зоне было затоплено около 17 тыс. (согласно реестру затопленных объектов, который ведется МЧС РФ) или 18 тыс.(данные приводятся «Росатомом») таких объектов. При этом наиболее опасными, по мнению экспертов госкорпорации, остаются около 5% из них.
— Согласно оценкам исследований, около 95% объектов из 18 тыс. затопленных пришли в безопасное состояние естественным путем, они заилены и уровни гамма-излучения вокруг них соответствуют естественным фоновым показателям. Для оставшихся 5% (1 тыс. объектов) характерны более высокие уровни гамма-излучения. Наибольшую опасность могут представлять шесть объектов из этой тысячи, а именно реакторы с ОЯТ (отработавшим ядерным топливом. — Ред.) подводных лодок К-11, К-19 и К-140, две целые подводные лодки К-27 и К-159 и отработавшее топливо из реактора ледокола «Ленин» — содержат больше чем 90% суммарной активности затонувших объектов, — цитирует ТАСС сообщение госкорпорации.
Большая часть этих объектов (в частности, лодка К-27, реакторы с отработанным ядерным топливом и фрагменты ледокола «Ленин») находятся в районе Новоземельской впадины, которая ранее использовалась как ядерный могильник из-за своей относительной изолированности от основной акватории Ледовитого океана.
— Считаем необходимым поднять все шесть объектов, включая К-159 и К-27. Поднятие всех шести объектов, их безопасная транспортировка на место утилизации и подготовка их к длительному хранению займет не менее восьми лет, — отметили в госкорпорации.
Первыми в «Росатоме», скорее всего, попытаются поднять подводную лодку К-159 и К-27, затопленную недалеко от Новой Земли, полагает Александр Никитин, генеральный директор экологического правового центра «Беллона», принимавший участие в совещаниях, посвященных ситуации с затопленными радиоактивными отходами.
— К-159 не была затоплена, она затонула на входе в Кольский залив, на переходе на завод, где ее должны были утилизировать. С точки зрения экспертов, она представляет наибольшую опасность, поскольку ее реакторы не были подготовлены к затоплению. Вторая лодка, К-27, была затоплена в свое время после аварии, — объясняет собеседник издания.
Построенная в начале 1960-х и затопленная в 1982-м, К-27 — единственная, построенная по проекту 645ЖМТ, с жидким металлом в качестве теплоносителя. Она была выведена из состава флота в 1968 году после радиационной аварии, в ходе которой погибли девять членов экипажа.
Эта лодка была подготовлена к затоплению, однако, поскольку в ее реакторах находится высокообогащенное ядерное топливо, эксперты опасаются, что случайная разгерметизация реакторов, если она произойдет, и попадание топлива в воду могут быть «чреваты серьезными неприятностями для экологии Арктики», указывает Никитин.
К-159 типа «Кит» затонула уже после перестройки, в 2003 году. Она стала последней из затонувшей в этих водах подводных лодок среди тех, которые остаются до сих пор не поднятыми.
Расчистка Севморпути
Радиоактивные отходы составляют важную часть так называемого накопленного экологического урона (НЭУ), сформировавшегося в Арктике. О необходимости очистить территорию АЗРФ от мусора и неиспользуемых объектов, в больших количествах копившихся там с начала промышленного и военного освоения этих территорий в начале прошлого столетия, говорилось в том числе в Стратегии развития АЗРФ, утвержденной президентом Владимиром Путиным в 2013 году на срок до 2020 года.
Согласно выводам исследования, выполненного Институтом безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, в арктических водах сейчас затоплены три атомных подводных лодки, пять реакторных отсеков, один ядерный реактор с АПЛ, 19 судов с радиоактивным топливом на борту, более 700 радиоактивных конструкций и 17 тыс. контейнеров с атомными отходами. Большое количество наиболее опасных и крупногабаритных объектов сосредоточено в районе Новой Земли, где в советское время действовал полигон по испытанию ядерного оружия.
Согласно другому исследованию, выполненному специалистами Научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС РФ и опубликованному в 2013 году в сборнике ИБРАЭ РАН, сложившаяся там экологическая ситуация из-за этих отходов оценивалась как кризисная.
Ситуация с некоторыми объектами беспокоит в том числе и международных экспертов — в частности, это касается лодки К-159, которая лежит недалеко от границы Норвегии.
Вопрос с подъемом К-159 озвучивался руководством ВМФ вскоре после ее затопления. В начале 2010-х годов об этом говорили и в «Росатоме». Еще раньше обсуждалась эта тема в отношении К-27.
Рост интереса к этой теме сейчас связан с перспективами освоения АЗРФ, отмечает Александр Никитин.
— Тогда Россия намного меньше внимания уделяла перспективам развития АЗРФ, которые оказались в фокусе сейчас. Сейчас есть госпрограмма, есть планы по использованию Севморпути, и очевидно, что для этого эту акваторию необходимо чистить, — отмечает он.
В России есть примеры успешных кейсов по решению таких задач, однако утилизация и захоронение ядерных отходов — во многом «вопрос не политической воли, а экономических возможностей», напоминает Борис Моргунов, директор Института экологии НИУ ВШЭ.
— Таких объектов десятки сотен, стало быть, финансирование будет исчисляться десятками млрд рублей. Для старта, безусловно, должна быть разработана дорожная карта с оценкой негативного потенциала, — подчеркивает эксперт.
Какие-то объекты станут опасными через пять лет, другим потребуется 15–20 лет, поэтому план утилизации должен содержать подробный анализ рисков, указывает собеседник издания.
Планы на подъем
Анализ советского ядерного наследия, захороненного на дне арктических морей, с 2016 года проводила международная группа экспертов. В задачи специалистов в том числе входило формирование плана, которым можно было бы руководствоваться при подъеме тех или иных объектов. Свои выводы они представили в Москве в конце декабря 2019-го. Тогда же эксперты выделили АПЛ К-27, К-159, реакторы лодок К-11, К-19 и К-140 и захороненное топливо с ледокола «Ленин» как наиболее опасные объекты. На результаты этого проекта ссылался и «Росатом».
О том, что госкорпорация претендует на статус организации, ответственной за подъем затонувших в арктических водах атомных судов, стало известно в июле 2020-го.
— В 2020 году была завершена разработка технико-экономического исследования по безопасному обращению с затопленными объектами. В четырехлетнем проекте участвовал международный консорциум по контракту между Еврокомиссией и итальянской компанией Sogin. Эксперты создали базу данных затопленных объектов, оценили их опасность, а также объем финансирования и сроки проведения работ, — сообщили в «Росатоме» по итогам заседания очередной совместной российско-норвежской комиссии по защите окружающей среды.
По подсчетам участников международного проекта (в него входил в том числе консорциум с участием специалистов ИБРАЭ РАН), подготовительный этап, включая подводные исследования, проектирование и строительство судна для подъема АПЛ, продлится до 2026 года. Поднять К-159 планировалось к 2028 году, К-27 — к 2031-му, оставшиеся объекты — до 2032 года.
Ранее эксперты указывали, что общая стоимость работ по К-159 может составить €57,5 млн, по К-27 — €47,7 млн. В «Росатоме» ориентировочную стоимость работ не называли.
В конце июля 2020-го посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов, комментируя ситуацию в российской Арктике, также отмечал перспективность международного сотрудничества в сфере утилизации ядерных отходов, опираясь на опыт сотрудничества в рамках природоохранного партнерства «Северного измерения». При этом работы финансируются Европейским банком реконструкции и развития и участниками проекта, в том числе «Росатомом».
Трудность заключается в том, что в России нет подходящего для этих целей флота. С точки зрения технологической возможны два пути, полагает Александр Никитин: в первом случае речь будет идти о контракте с частной компанией, обладающей необходимой техникой, которая выполнит работы по подъему и затем передаст подлодки российской стороне для утилизации (по аналогии с К-141 «Курск»).
Во втором — российская сторона сама будет проектировать и строить судно, способное выполнить подобные работы. Однако этот путь, по мнению эксперта, будет намного более сложным и долгосрочным.
«Известия» обратились в «Росатом» с вопросом о том, в какие сроки могут быть начаты работы и каким может быть механизм их финансирования. В частности, планируется ли реализовывать проект по подъему АПЛ в рамках международного партнерства.
Источник: www.atomic-energy.ru