Гелевые аккумуляторы иногда называют гелиевыми — это ошибочно, гелий это газ, который не может использоваться при изготовлении АКБ, а название гелевые происходит от состояния электролита в АКБ, который сгущается в гелевую субстанцию и в таком виде присутствует междку пластинами аккумулятора.
Почему для тягового режима применяют именно гелевые батареи?
- GEL батареи меньше подвержены потери емкости при глубоких разрядах, чем их схожие по технологии AGM батареи. Это главное их преимущество.
- Меньше теряется емкость — дольше служит! Производитель заявляют 400-700 циклов заряд-разряд может выдержать эта технология. AGM — всего 200-260 циклов!
- GEL батареи можно эксплуатировать в любом положении (кроме как верх дном), из них не вытечет электролит, они безопаснее в работе,чем их аналоги технологии WET. Это второе их преимущество.
- GEL батареи не выделяют при правильном заряде опасных газов и не требуют контроля и долива воды в течении всей эксплуатации.
Недостатки гелевых батарей:
- Стоимость выше почти в 2-3 раза по сравнению с WET тяговыми батареями. Но есть сферы использования, где батареи с жидким электролитом применять категорически запрещено.
- Энергоотдача проигрывает по сравнению с AGM батареями.
- Время заряда больше, т.к. необходимо пониженное напряжение и ток, по сравнению с WET и AGM аккумуляторами.
С 2019 года маркировка DZM заменена на DZF — согласно международной стандартизации.
AGM аккумулятор какой зарядкой заряжать! Часть 2 про лодочный электро мотор!
Срок службы гелевых батарей: 400,700,1000 циклов — реальность?
- Для бытового интенсивного применения 400 циклов это НЕ реально, и причина в графике использывания (заряд-разряд). Как правило электросамокат или трицикл зимой не используется, поэтому простой подсчет циклов выглядет так: сезон весна-осень 5 месяцев по 30 дней равно 150 циклов при ежедневном катании. Остальные 12-5=7 месяцев простой. В период простоя, аккумуляторы саморазряжаются 3-5% в месяц, это 7*5= 35% от емкости. Что бы этого не происходило, надо раз в два месяца их заряжать. А кто это делает?, если электросамокат оставлен на хранение на даче, где температура может быть и отрицательной или в гараже, где влажность и саморазряд больше чем 5%. Но самая губительная для любых батарей ситуация, когда их оставили на хранение в разряженном или частично разряженном состоянии. К весне эти батареи нужно будет менять. В этом случае срок службы равен 90-150 циклов, т.е. на сезон.
- Для бытового применения по Сб и Вс и в отпуск, 400 циклов это НЕ реально, причина в графике заряда, покатавшись в выходные, электротранспорт оставляется на всю неделю с разряженными или полуразряженными АКБ. И в следующий приезд (через 5 дней) перед тем, как покататься, оно ставится на заряд. В таком режиме пластины быстро покрываются сульфатом свинца (он диэлектрик) и батарея уже не может отдать заявленные емкость. Звучит это обычно так: вот на новой АКБ я проезжал 50 км, а в конце сезона только 20 км. Плохая батарея. Нет, это плохой уход и не знание правил эксплуатации.
- 400 циклов это РЕАЛЬНО. Только при соблюдении следующих правил:
- Заряжать сразу после разряда вне зависимости от степени разряда. покатались — на заряд!
- Во время хранения отсоединить клемму от транспорта.
- В период хранения при отрицательных температурах — заряжать каждый месяц, при положительных — раз в два месяца!
- Использовать правильное зарядное устройство. Для гелевой батареи оно немного отличается от других ЗУ. Заряжать автомобильными ЗУ нельзя.
- Что будет на 401 цикл? Цифра 400 — условная, и говорит о том, к этому сроку батарея потеряет 40% своей емкости. Её можно дальше эксплуатировать. А вот когда емкость упадет до 10-20 % заряд такой батареи будет сопровождаться с сильным нагревом и станет опасным.
- В профессиональной сфере, когда батареи используются каждый день, по несколько раз подключается ЗУ, 400 циклов это реальность, и если в году 365 дней, срок службы в таких условиях до 1.5 лет.
Тяговые батареи малой емкости для скутеров, велосипедов трициклов 12-38 Ач
Новые серии батарей DZF Gel-Graphene с емкостью 13 Ач и 22Ач по результатам пошлого сезона показали лучший результат по продолжительности работы.
RDrive Motive EMTG12-43N (6-EVF-32)
12 v 34 ah (по C5), 267х77х170 mm, тяговый, Gel
Chilwee 6 DZF 13 BG Graphene
12 v 15 ah (по C5), 151×99×105 mm, тяговый, Gel
RDrive 6 DZF 13 Gel-Graphene
12 v 15 ah (по C5), 151×99×105 mm, тяговый, Gel
Chilwee 6-DZF-22 Black Gold
12 v 26 ah (по C5), 181×78×172 mm, тяговый, Gel
Тяговые батареи средней емкости для лодочных моторов, поломоечных машин 50-80 Ач
RDrive Motive EMTG12-52 (6-EVF-45)
12 v 48 ah (по C5), 223х123х175 mm, тяговый, Gel
RuTrike 6-EVF-60
12 v 60 ah (по C3), 262х165х169 mm, тяговый, AGM
Everest TNE 12-40
12 v 34 ah (по C5), 195х130х162 mm, тяговый, Gel
Chilwee 6-EVF-80
12 v 90 ah (по C5), 259х168х211 mm, тяговый, Gel
Аккумуляторы технологии dryfit с электролитом в желеобразном состоянии, предлагаемые GNB Industrial Power под торговой маркой Sonnenshein, так же являются гелевыми, модельный ряд тяговых батарей имеет маркировку GF. Габаритные размеры отличаются от серий DZM и EVF, поэтому прямой взаимозаменяемости нет, аналоги нужно искать у таких производителей как Ventura, Everest, Challenger.
Устройство современных гелевых аккумуляторов.
- Стационарный GEL/AGM — это батареи для работы с ИБП. В том числе в системах ВИЭ (солнечные инверторы, ветрогенераторы и прочие источники).
- Стационарный AGM — это батареи для работы только с ИБП.
- Тяговый (traction) GEL/AGM — это батареи для ежедневного заряд-разряда средними и высокими токами. У них другие задачи, в отличии от первых двух.
Фото 1: батарея 12Ah в разрезе. Традиционно аккумулятор состоит из чередования положительных и отрицательных пластин, между которыми находится электролит. На Фото 1 в разрезе показана одна секция (банка) где отогнутая отрицательная пластина, видны остатки высохшего электролита в виде белого покрытия, сепаратор (он нужен для разделения пластин) и сильно сульфатированной положительной пластины. Мы распилили уже не рабочий АКБ, в новом аккумуляторе положительная пластина имеет серый (свинец) цвет. На фото видно, как плотно пластины «набиты» в секции.
Чем больше набивка пластин, их кол-во, тем лучше батарея по качеству! Чем больше количество — тем больше вес, поэтому при выборе батареи можно косвенно ориентироваться на вес. На фото очень хорошая батарея RDrive 6 DZF 12.
Фото 2: Это не отверстие для долива воды или электролита! Верхняя крышка AGM/Gel батареи одинакова как для гелевых, так и для AGM АКБ. Но отличается от батарей с жидким электролитом (WET). Отличие связано с количеством газа, выделяемого батареей при заряде.
В батареях с связанном электролитом при нормальном режиме заряда образование газа минимальное, и оно поглощается внутри корпуса, при повышенном токе заряда, высвобождаемый газ не может усвоиться обратно и его излишек стравливается в круглое отверстие через резиновую пробку, которая работает в одну сторону, выпуская под давлением газ, но не впуская обратно воздух. Отсюда второе название VRLA — клапанно регулируемая батарея. В WET технологии, газообразование на порядок выше, отверстия для его сброса не закрыты и газ выходит беспрепятственно, но и заходит из вне тоже безпрепятственно.
Вывод: гелевые АКБ не обслуживаемые потому, что не теряют воду, ее не надо доливать, там НЕТ электролита в жидком виде, доливать воду в гель НЕ НАДО!
Фото 3: Клапаны сверху закрыты пластиковой крышкой, в которой есть два небольших (похожих на щель) отверстия. Величина этих отверстий говорит о совсем малом количестве выделяемого газа. Однако в аварийном случае, если через батарею пошел сильный ток, пластиковая крышка выбивается газом, пробки так же слетают с посадочных мест и батарея разгерметизируется, во внутрь попадает воздух, усиливая корозию пластин. Как правило такой процесс сопровождается сильным нагревом батареи. В случае, если не произошли «раздувание» корпуса и не разрушены пластины АКБ будет еще некоторое время пригодна к эксплуатации, но емкость потеряет.
Важно не закрывать сверху отверстия для сброса газа, в противном случае гелевую батарею может разорвать или раздуть, что приведет к многочисленным коротким замыканием пластин внутри, сильному разогреву, искрению и т.к. выделяемый газ имеет в своем составе водород и кислород, возможны разные варианты развития реакции.
При установке АКБ в отсек, проверьте не перекрывает ли прижимная планка отверстия! Очень часто фиксирующая батареи пластина проходит именно в местах, где конструкцией предусмотрен выход газов. Пример аккумулятор 6 DZF 20 при установке в генераторы почти всегда фиксатор попадает на место отверстий!
Гелевые АКБ работают в любом положении корпуса — это правда!
Как видно из конструкции, нет жидкого электролита, отверстия закрыты колпачками и пропустят только газ, поэтому отдавать электроэнергию батареи могут из любого положения. Т.к. в электротранспорте важно разместить батарейный отсек как можно компактнее, что бы освободить место для полезной нагрузки, батареи часто располагаются боком. Это нормально.
Батареи могут быть расположены вплотную друг к другу, оставлять зазор не обязательно.
Нельзя ЗАРЯЖАТЬ в перевернутом положении!
Важно! Эксплуатация АКБ предполагает их заряд, и если это не переносная батарея, а установлена стационарно, на поверхность, в перевернутом положении при заряде, газу некуда будет выходить.
Заряд гелевых аккумуляторов.
Нет проблем, если вы используете штатное зарядное, которым комплектовалось само устройство.
Проблемы и недопонимания начинаются там, где отдельно покупается АКБ и только после этого встает вопрос чем заряжать.
Очень часто по незнанию, применяется первое доступное, и оно оказывается автомобильным. Аргументом является надпись «автоматическое зарядное устройство для 12 вольтовых батарей».
Параметры этих автоматических зарядок абсолютно разные, и как правило настроены на заряд WET стартерных батарей. Большое напряжение (15 вольт) и большой ток 5-10 Ампер.
Пожалуйста, НЕ используйте для заряда гелевых тяговых АКБ устройства, для стартерных жидко электролитных АКБ.
К примеру, на фото ЗУ Вымпел-32, которое имеет переключатель типов заряжаемых АКБ.
Общие правила заряда GEL:
- На корпусе батареи написано напряжение заряда, если не написано, то считать равным 14.1 — 14.4 Вольта.
- Нормальным током заряда считается 10% от емкости батареи. На корпусе чаще указан максимальный ток заряда. Установив его, вы максимально сократите время заряда и срок службы батарей. Гелевые батареи самые капризные к току заряда. Чем гуще электролит, тем тяжелее происходит рекомбинация газов внутри АКБ, Форсирование этого процесса, путем завышения тока приводит к разогреву, разогрев приводит к потери емкости (старению).
- Холодную батарею заряжать током 0.5-0.7 от номинального. Но лучше перед зарядом отогреть при комнатной температуре. Батарея состоит из свинца, свинец негревается медленно. Справочно: батарея емкостью 12Ah прогревается с нуля до 20 градусов за 5-6 часов.
- Верхний предел для заряжаемой батареи — 35 градусов. В процессе заряда батарея нагревается в среднем на 7-15 градусов, поэтому начальная температура батареи не должна быть более 35, в конце заряда она поднимется до 40-45 и это предел.
- Контролируйте температуру в процессе заряда — это позволит вовремя выявить проблемы совместимости с ЗУ в случае первого использования.
Источник: www.h-energy.ru
Правила зарядки и обслуживания гелевых аккумуляторов
Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать.
Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.
Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт?
Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?
Достоинств на самом деле немало:
- Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
- Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
- Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
- Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
- Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
- Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.
Впрочем, недостатков тоже хватает:
- более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
- по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
- даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
- при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
- стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.
Конструкция гелевых АКБ
Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.
Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).
В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.
Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:
- пластиковый корпус;
- клеммные выводы;
- электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
- пластины-сепараторы пористой структуры;
- электролит;
- клапаны.
Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.
Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.
Характеристики GEL аккумуляторов
Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:
- номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
- ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
- пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
- на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
- номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
- вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
- нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.
Маркировка гелевых АКБ
Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.
Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.
Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.
У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).
Срок службы гелевых аккумуляторов
На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.
Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.
Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.
Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.
Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.
Зарядка гелевых аккумуляторов
Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.
Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.
Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.
Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).
Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).
При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.
Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?
Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.
Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:
- должна присутствовать защита от перегрева электролита;
- ток должен отключаться после завершения зарядки;
- подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
- должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).
Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.
Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:
- первый этап – с ростом напряжения;
- второй – с уменьшением тока зарядки;
- на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.
Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.
Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.
Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.
Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.
Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?
Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.
Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.
Как это делается:
- демонтируется пластиковая крышка;
- снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
- с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см 3 воды;
- отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
- проверяем напряжение на клеммах АКБ;
- закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
- заряжаем аккумулятор.
Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.
Десульфатацию можно провести двумя способами:
- Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
- Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.
Источник: akbvavto.ru
Зарядка гелевого аккумулятора — правильная последовательность
Для пуска двигателя и питания бортовой сети автомобиля требуется аккумулятор. Источники питания совершенствуются, появляются новые технологии. С начала 2000-х годов можно встретить гелевые аккумуляторы, в которых электролит не привычный жидкий, а гелеобразный. Это дает ряд преимуществ, впрочем, и минусы у решения имеются. Один из них – строгие требования к процессу зарядки.
Как заряжать гелевый аккумулятор, и каковы его особенности на фоне стандартного свинцово-кислотного – об этом в статье.
Особенности гелевых АКБ
Гелевые источники питания для автомобиля или для мотоцикла – это не новинка, а следствие эволюции. С момента появления аккумуляторных батарей, их конструкция не раз менялась. В процессе совершенствовался состав пластин, имеющих свойство разрушаться, менялся химический состав электролита.
Как итог, появились АКБ с электролитом в виде гелевого наполнителя, и он не жидкий. Впрочем, гелевый аккумулятор работает по тому же принципу, что и обычный свинцово-кислотный.
Гелевые АКБ производят по двум технологиям:
- GEL. Электролит – силикагель, который впитывается в микропористый сепаратор;
- AGM. Электролит поглощается стекловолокном. Оно же – сепаратор.
Помимо автомобильной промышленности, эта разновидность источников питания нашла применение в судостроении, космической и других отраслях. Автомобильные гелевые батареи 12 Вольт сейчас встречаются реже обычных, но в качестве мото АКБ они используются давно. Когда в наличии модель для автомобиля, надо знать, как правильно зарядить гелевый аккумулятор своими руками.
Главное преимущество этой разновидности АКБ – высокий пусковой ток, обеспечиваемый гелевым наполнителем. Последний эффективно «облегает» пластины, и в условиях мороза это выручает. Также из положительных качеств выделяют:
- так как электролит не жидкий, нет требования, что батарея должна стоять строго горизонтально. Гелевый источник питания можно расположить хоть «вверх ногами»;
- стабильная работа в широком температурном диапазоне;
- высокая степень безопасности, отсутствие ядовитых выделений;
- нечувствительность к глубокому разряду;
- электролит не теряет своих свойств, как жидкий в свинцово-кислотных АКБ;
- длительный срок службы. Аккумулятор рассчитан примерно на 1000 циклов зарядки-разрядки, без потери энергоемкости. Это при условии, что зарядка выполняется правильно, и применяется подходящее зарядное устройство.
- высокая цена. Гелевая АКБ стоит как 3 – 4 обычные;
- требует строгого соблюдения правил эксплуатации;
- в ходе зарядки важно контролировать напряжение. Даже мельчайшие отклонения могут значительно сократить срок службы элемента питания.
Гелевая батарея действительно может долго проработать, дольше 5 лет, свойственных свинцово-кислотной альтернативе. Но при условии, что она будет правильно заряжаться на протяжении всего срока эксплуатации.
Как правильно заряжать
В первую очередь надо затронуть особенности электролита. В обычных батареях, где он жидкий, когда напряжение поднимается выше 14.4 В, жидкость начинает «кипеть». Гелеобразный кипеть не способен ввиду своего агрегатного состояния, зато «отваливается» от пластин, причем навсегда. Как итог – меньше площадь между свинцом и электролитом.
Это приводит к уменьшению энергоемкости, снижению пускового тока. И это при условии, что АКБ вообще переживет повышенное напряжение.
Главное правило при зарядке гелевого аккумулятора – контролировать напряжение. Норма – 14.4 В. В связи с этим, прежде чем приступать к зарядке, надо убедиться в наличии:
- ЗУ с электроникой, которая бы ограничивала напряжение;
- мультиметра – для контрольных замеров напряжения.
Такой прибор как мультиметр, должен быть у каждого водителя. С его помощью можно точно измерить напряжение, так как он подключается напрямую к клеммам.
Порядок действий при зарядке гелевой батареи 12 В:
- Отсоединять АКБ от бортовой сети не обязательно, так как работы ведутся с безопасным напряжением, но сделать это желательно.
- Подключают к клеммам батареи мультиметр.
- Выставляют ток заряда – 10% от реальной емкости (цифра, указанная на корпусе, актуальна только для нового изделия, и то с погрешностью).
- Если ЗУ с регулировкой напряжения, выставляют ограничение на 14.4 В.
- К клеммам аккумулятора подсоединяют зарядное устройство.
- Смотрят на параметры. Когда напряжение будет 14.4 В, а ток заряда 0.1 – 0.3 А – батарея считается заряженной.
Автоматическая зарядка сама отключится и перестанет подавать заряд.
Чтобы убедиться в успешности зарядки, понадобится измерить напряжение покоя, наступающее спустя 8 – 12 часов простоя батареи. При 100% на клеммах будет напряжение 12.70 В.
Последующую зарядку необходимо выполнять, когда степень заряженности опустится до 60 – 75%. Допускать глубокий разряд не рекомендуется, хоть такие АКБ и устойчивы к нему.
Как выбрать зарядное устройство
ЗУ должно быть автоматическим, с такими способностями:
- регулировка тока заряда и напряжения, чтобы гелеобразный наполнитель сохранял свое состояние;
- функция температурной компенсации – батарея во время зарядки греется, и важно, чтобы ЗУ подстраивалось под окружающую температуру;
- диапазон эксплуатации – от -5 до +40°;
- гелевые АКБ заряжают в несколько этапов, регулируя параметры и следя за температурой. Зарядное устройство должно уметь само подстраиваться под этот процесс.
«Умные» ЗУ с множеством режимов имеют отличную защиту, даже от неправильной полярности.
Можно ли заряжать обычным ЗУ
Многие интересуются этим вопросом, и сразу надо обозначить, что к жидкому электролиту и гелеобразному нужен индивидуальный подход. Заряжать можно, но даже при небольших отклонениях параметров гелий просто расплавится, и восстановить его не получится. Соответственно, батарея тоже пострадает.
С какими проблемами можно столкнуться, используя для зарядки обычное ЗУ:
- заряд перестанет подаваться по достижении отметки 90% (рекомендуется полностью заряжать батарею, чтобы она прослужила дольше);
- батарея просто не сможет принимать токи, которые выдает обычная зарядка;
- придется контролировать весь процесс, от начала до конца, так как может понадобиться резко отключить зарядку;
- АКБ может перегреться, и это критично.
Подключая гелевую батарею к обычному ЗУ, надо быть готовым к тому, что она может нагреться. Специалисты не рекомендуют так делать, да и эта разновидность далеко не из дешевых.
Особенности зарядки гелевого аккумулятора для мотоцикла
Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на скутеры, мотоциклы, снегоходы, характерны меньшей емкостью. А автомобильные зарядки, даже универсальные, не способны выдавать малые токи. Понадобится «интеллектуальное» зарядное устройство. Пример удачной модели – Bentox BX.
Для проверки элемента питания используют тестер – мультиметр, которым замеряют напряжение на клеммах. Нормальный показатель – 12.7 В. Если значение ниже, АКБ нуждается в подзарядке. Если батарея долго была на хранении и не использовалась, правильно будет заряжать ее в течение 12 – 14 часов, выставив силу тока 1/10 от энергоемкости. Пока аккумулятор не зарядится, ЗУ не отключают. В то же время следят за температурой – корпус не должен нагреваться.
Гелевый аккумулятор – дорогой источник питания, но с учетом его свойств это выгодная покупка. Конечно, при условии, что он будет правильно заряжаться. Чтобы АКБ прослужила как можно дольше, надо придерживаться простых правил: не пользоваться частично разряженной, содержать в чистом виде, полностью разряжать-заряжать примерно 4 раза в год. При ошибке в ходе подзарядки, например, при превышении напряжения, гель отделяется от пластин. Если батарея вздуется, лучше не пытаться ее восстановить.
Источник: probatareiki.ru