Как заправляют атомные подводные лодки

Медуза или подлодка?
Постановка субмарины в док в октябре прошлого года позволила следствию получить доступ к важным вещественным доказательствам. Криминалистам удалось найти в завалах на «Курске», например, более 10 вахтенных журналов, в том числе вахтенный журнал центрального поста, журнал радиодонесений, навигационный вахтенный журнал, а также журнал боевой подготовки корабля. Кроме того, в отсеках субмарины были обнаружены пять самописцев с носителями — бумажными лентами и аппарат «Снегирь», который пишет на магнитную ленту все переговоры по громкоговорящей связи между отсеками подводной лодки.
Большая часть этих находок не помогла следствию, поскольку, как заявил генеральный прокурор, они не содержат никаких сведений об аварийной обстановке либо нештатной ситуации на борту «Курска». Известно, например, что в 10.20 12 августа подводный крейсер «осуществлял обычное маневрирование в назначенном районе», а последняя перед катастрофой запись была сделана в журналах в 11.15, то есть примерно за 15 минут до первого взрыва, но помочь установлению причины катастрофы эти данные не могут.

Секунды до катастрофы — Атомная подводная лодка Курск (S03E03, #29)


По счастью, не все находки оказались пустышками. Вместе с другими документами на лодке был найден вахтенный журнал гидроакустиков, в котором фиксировалось местонахождение всех надводных и подводных объектов в районе учений.

Исследовав данные этого журнала, следователи пришли к выводу, что в момент катастрофы рядом с «Курском» не находилось ни одного корабля либо подлодки, с которыми он мог столкнуться. И Владимир Устинов заявил, что ни о каком участии в инциденте иноземного «супостата» речи сейчас вообще нет, поскольку «данных о наличии в районе катастрофы иностранных кораблей нет ни в материалах уголовного дела, ни у моряков Северного флота». Что касается зеленого буя, который якобы видели моряки с крейсера «Петр Великий» и который, как предполагали, мог принадлежать иностранной субмарине, то его, по словам генпрокурора, на самом деле не было. Многократные допросы свидетелей показали, что люди, якобы видевшие буй, перепутали его с обыкновенной медузой, которые летом нередко заходят в Баренцево море.

Безопасная торпеда
Версия о взрыве на борту «Курска» собственной торпеды была самой неудобной и для командования ВМФ, отвечающего за эксплуатацию субмарин и подготовку их экипажей, и для представителей оборонки, которые конструировали и поставляли флоту эти самые торпеды. Не случайно адмиралы довольно долго настаивали на версии столкновения «Курска» с иностранной субмариной, которое можно было списать, например, на неграмотные действия командира чужой подлодки.
Сегодня об этой версии не вспоминают. А Владимир Куроедов подтвердил вывод, который напрашивался после заявлений генпрокурора: у следствия осталась лишь одна версия событий 12 августа 2000 года. Отвечая на вопросы журналистов по поводу причин катастрофы, главком ВМФ сказал, что доверие ученых, конструкторов и руководителей ВМФ к торпеде с перекисно-водородным двигателем «оказалось неоправданным».
Перекисно-водородные торпеды состоят на вооружении нашего ВМФ с 1957 года. До катастрофы в Баренцевом море они считались надежными и относительно безопасными, хотя специалисты понимали, что соседство перекиси водорода и керосина, использующегося в торпеде в качестве топлива,— фактор серьезного риска. После гибели «Курска» отношение к ним пересмотрено. «Эти торпеды уже сняты с боевого дежурства, и мы планируем вообще от них отказаться,— заявил в Мурманске адмирал Куроедов.— Сейчас им ищут замену».

Связанный буй
За три с лишним месяца напряженной работы в доке судоремонтного завода поселка Росляково следователи и судмедэксперты сумели извлечь и опознать практически все остававшиеся в субмарине тела погибших подводников. «Власть» подробно рассказывала об этой работе. После постановки лодки в док из «Курска» удалось извлечь 82 тела, 79 из них на сегодняшний день опознаны. Всего же с учетом 12 подводников, поднятых со дна Баренцева моря в октябре—ноябре 2000 года, были найдены тела 94 из 118 членов экипажа подводной лодки. Кроме того, следствие извлекло из субмарины 105 фрагментов человеческих тел — для их идентификации будет проведена специальная судебно-биологическая экспертиза.
К сожалению, среди найденных моряков не оказалось тела командира «Курска» капитана первого ранга Геннадия Лячина. Криминалистам удалось лишь обнаружить в лодке его форменную тужурку. Похоже, что командир, находившийся во время взрыва во втором отсеке, до последнего пытался выправить ситуацию и попал в число подводников, от которых остались только личные вещи.
После долгих криминалистических экспертиз следствию удалось наконец со стопроцентной точностью установить авторов всех трех найденных предсмертных записок. Напомним, что первую из них нашли в одежде капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, вторую — в одежде капитан-лейтенанта Рашида Аряпова, а третью — в пластиковой бутылке из-под воды, валявшейся на дне девятого отсека. Эксперты выяснили, что первую записку написал Колесников, третью — старший мичман Андрей Борисов. А вот вторая, как выяснилось, была составлена не тем, кому ее приписывали. На самом деле автором этого послания был капитан-лейтенант Сергей Садиленко.
Частично был обнародован и текст второй записки, до этого скрытой за семью печатями. Садиленко, в частности, написал о том, что в девятом отсеке частично отсутствовали штатные спасательные средства. Комментируя эту информацию, Владимир Устинов заявил, что офицер ошибался. В процессе осмотра этого отсека следователи обнаружили все положенные средства спасения. По мнению следствия, моряки не смогли обнаружить часть из них из-за слабого освещения и пожара в отсеке.
Последним важным выводом следственной группы можно считать заключение относительно сигнального буя, который крепился на верхней палубе лодки над восьмым отсеком. В критической ситуации такой буй должен подниматься на поверхность самостоятельно либо с помощью экипажа, дабы оповестить спасателей об аварии на субмарине и указать ее точное местоположение.

Читайте также:  Какие документы нужны для перевозки лодки

Причина, по которой этот буй не поднялся на поверхность 12 августа 2000 года, долгое время оставалась загадкой. По словам генерального прокурора, к этой ситуации имел отношение и завод-изготовитель, и сами подводники. Во-первых, на заводе с буя не сняли одно из крепежных устройств. Во-вторых, сами подводники, зная о таком недостатке, мирились с ним и ходили в море с нерабочим сигнальным устройством. Хотя во время катастрофы этот буй, возможно, помог бы спасти жизнь хотя бы тем членам экипажа «Курска», кто еще оставался в живых в девятом отсеке.

Тайна первого отсека
Окончательные выводы о первопричине катастрофы «Курска» Владимир Устинов пообещал обнародовать после подъема со дна Баренцева моря фрагментов первого отсека субмарины. Эту операцию планируют провести в мае—июне нынешнего года. По словам командующего Северным флотом вице-адмирала Геннадия Сучкова, уже сейчас на флоте формируется новая экспедиция особого назначения для подъема этого отсека. Поскольку в перечне необходимых для следствия фрагментов значатся детали массой от 5 до 12 тонн, Северный флот сможет справиться с задачей своими силами, без привлечения иностранных специалистов.
К концу апреля специалисты Северного флота, которые сейчас принимают «Курск» у следователей, должны будут закончить подготовку субмарины к окончательной утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежногорск Мурманской области).
ВЯЧЕСЛАВ ГУДКОВ, Мурманск

Кит-самоубийца
Дальноходная торпеда 65-76 «Кит», из-за которой, вероятнее всего, погиб «Курск», была разработана в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» на рубеже 60-70-х годов. Конструкторам приказали создать дальнобойное, скрытное и мощное оружие, позволяющее советским подводным лодкам поражать авианосцы и прочие крупные корабли противника, не входя в зону их противолодочной обороны.

Производство
Тепловые («перекисные») торпеды были созданы в Германии и Японии во время второй мировой войны. Японцы использовали их против американского флота. После войны СССР, США и Великобритания начали собственные разработки в этой сфере.
Первая тепловая торпеда типа 53-57 калибра 533 мм была принята на вооружение советского ВМФ в 1957 году. А к моменту создания «Кита» промышленность освоила крупносерийное производство уже нескольких типов (53-57, 53-61, 53-65 и др.), приспособленных также для запуска с надводных кораблей и вертолетов. Так что изготовление 650-миллиметровой суперторпеды было во многом задачей чисто технической.

Читайте также:  Сколько подводных лодок Россия спустила на воду

Ее первый (прямоходный) вариант 65-73, оснащенный ядерной боевой частью, начал поступать на флот в 1973 году. Спустя три года торпеду оснастили системой самонаведения, а специальную боевую часть заменили на обычную мощностью 765 кг в тротиловом эквиваленте. Так родилась вторая модификация — 65-76, которой и был вооружен «Курск» в своем последнем походе. Производство «Китов» было развернуто в Алма-Ате на Машиностроительном заводе имени Кирова. Выпускалось 60 изделий в месяц.
Раньше всех новое оружие получила головная атомная подводная лодка проекта 671РТ «К-387», вступившая в строй в 1972 году. В дальнейшем торпедой оснастили субмарины проектов 670М, 671РТМ, 945, 971, 949 и 949А. «Малокалиберные» тепловые торпеды находились и продолжают оставаться в арсеналах подавляющего большинства дизельных подлодок и надводных кораблей. Поставлялись они и за рубеж. Ими, в частности, вооружены новейшие индийские лодки проекта 877ЭКМ российской постройки.

Безопасность
Эти торпеды всегда считались капризными, поскольку требовали более осторожного обращения, чем электрические. Размещение в одном корпусе огромного заряда, а также окислителя и горючего, способных самовоспламеняться при взаимном контакте, поначалу было крайне рискованным.

Взрыв на английской подлодке в 1955 году подтверждает это, однако Британия и Америка отказались от своих торпед не только из-за него. Дорогие и сложные, они оправдывают себя именно в противокорабельном варианте. Однако по количеству крупных океанских кораблей советский флот всегда сильно уступал Западу. Его главной силой и основной «головной болью НАТО» всегда были многочисленные подводные лодки. Но для борьбы с ними лучше подходят электроторпеды, более дешевые и простые.
За 45 лет эксплуатации на нашем флоте «перекисные» торпеды ни разу не привели к сколь-либо серьезным авариям, не говоря уже о катастрофах. И этот факт дает основания предполагать, что главная причина гибели «Курска» — «флотское разгильдяйство».

Источник: www.kommersant.ru

Стали известны подробности дела об игре Пакета на ставках на матчи АПЛ

Расследование в отношении полузащитника «Вест Хэма» Лукаса Пакета началось после того, как в Бразилии было сделано гораздо большее, чем обычно, количество ставок на получение игроком желтой карточки в матче с «Астон Виллой» (1:1). Игра состоялась 12 марта 2023 года.

На 70-й минуте игры главный арбитр встречи показал Лукасу желтую карточку за грубую игру против Джона Макгинна. Как сообщает Sky Sports, о ставках было сообщено в Международную ассоциацию честности ставок, которая проинформировала ФИФА и Футбольную Ассоциацию (ФА).

«В соответствии с общей политикой мы не комментируем ведутся ли расследования по таким предполагаемым случаям», — заявил представитель ФИФА.

20 августа стало известно, что ФА уже начала расследование по этому делу. Все переговоры по возможному трансферу игрока прекращены.

Источник: www.sport-express.ru

Зампред Воронежской горДумы поздравил моряков-подводников с 60-летним юбилеем

Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков.

Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков.

Олег Черкасов, зампредседателя городской Думы, стал участником праздничных мероприятий, которые были посвящены 60-й годовщине со дня образования одиннадцатой дивизии атомных подводных лодок (АПЛ) Краснознаменного ордена Ушакова Северного флота. Соответствующее поручение народному избранники дали глава нашей области Александр Гусев и спикер городской Думы Владимир Ходырев.

Как пояснили в городском парламенте, 11-ю дивизию подводных лодок сформировали в 1963-м в составе первой флотилии подводных лодок Северного флота. Произошло это в губе Большая Лопаткина. Дивизия АПЛ — одна из старейших, которые были образованы в Военно-Морском флоте СССР. В 1982-м дивизии присвоили почетное наименование «имени 60-летия СССР».

Подводников чествовали в Заозерске — городе в Мурманской области. Депутат Олег Черкасов на торжественном собрании вручил командиру 11-й дивизии капитану первого ранка Павлу Булгакову поздравительные адреса от Александра Гусева, Вадима Кстенина и Владимира Ходырева. Также зампред городского парламента провел встречу с делегацией Росатома и командирами атомных подводных лодок «Казань» и «Воронеж». После чего Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков АПЛ «Ленинский Комсомол» и «Комсомолец».

Читайте также:  Какое давление качать в лодку ПВХ хантер 320 ЛК

«Длительная дружба и сотрудничество связывают Воронеж с 11-й дивизией подводных лодок и атомным подводным ракетным крейсером «Воронеж». Нашим шефским и дружеским отношениям в этом году исполняется 30 лет, — рассказал Олег Черкасов. — Подводники всегда были, остаются и будут гордостью российского флота, настоящими защитниками рубежей нашей Родины. Наших моряков всегда отличали патриотизм, слово чести и профессионализм. Я горд тем, что со многими подводниками меня связывает многолетня дружба».

Прочная дружба связывает Воронеж и 11-ю дивизию подлодок Северного флота ВМФ РФ уже давно. В 1993-м атомный подводный крейсер проекта «Антей» получил название «Воронеж». Произошло это после того, как шефство над ней установил наш город. Этот крейсер уже не служит, поэтому в июле 2020-го название «Воронеж» передали новой АПЛ проекта 885м «Ясень-М».

00:02 Сегодня
19:06 22 августа 2023
18:36 22 августа 2023
21:28 22 августа 2023
17:33 22 августа 2023

12:47 22 августа 2023
13:55 22 августа 2023
15:21 4 августа 2023
12:56 2 августа 2023
12:02 22 августа 2023
16:19 14 августа 2023

19:45 8 августа 2023
17:52 21 августа 2023
16:42 11 августа 2023
11:11 11 августа 2023
11:38 22 августа 2023

11:46 21 августа 2023
11:31 21 августа 2023
21:28 22 августа 2023
17:33 22 августа 2023
12:21 22 августа 2023

12:22 21 августа 2023
11:14 18 августа 2023
16:02 17 августа 2023
09:43 18 августа 2023
19:01 15 августа 2023

19:01 10 августа 2023
22 августа 2023

Зампред Воронежской горДумы поздравил моряков-подводников с 60-летним юбилеем

Сделал он это поручению главы региона и спикера городского парламента

Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков.

Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков.

Олег Черкасов, зампредседателя городской Думы, стал участником праздничных мероприятий, которые были посвящены 60-й годовщине со дня образования одиннадцатой дивизии атомных подводных лодок (АПЛ) Краснознаменного ордена Ушакова Северного флота. Соответствующее поручение народному избранники дали глава нашей области Александр Гусев и спикер городской Думы Владимир Ходырев.

Как пояснили в городском парламенте, 11-ю дивизию подводных лодок сформировали в 1963-м в составе первой флотилии подводных лодок Северного флота. Произошло это в губе Большая Лопаткина. Дивизия АПЛ — одна из старейших, которые были образованы в Военно-Морском флоте СССР. В 1982-м дивизии присвоили почетное наименование «имени 60-летия СССР».

Подводников чествовали в Заозерске — городе в Мурманской области. Депутат Олег Черкасов на торжественном собрании вручил командиру 11-й дивизии капитану первого ранка Павлу Булгакову поздравительные адреса от Александра Гусева, Вадима Кстенина и Владимира Ходырева. Также зампред городского парламента провел встречу с делегацией Росатома и командирами атомных подводных лодок «Казань» и «Воронеж». После чего Олег Черкасов возложил венки к мемориалам погибших моряков АПЛ «Ленинский Комсомол» и «Комсомолец».

«Длительная дружба и сотрудничество связывают Воронеж с 11-й дивизией подводных лодок и атомным подводным ракетным крейсером «Воронеж». Нашим шефским и дружеским отношениям в этом году исполняется 30 лет, — рассказал Олег Черкасов. — Подводники всегда были, остаются и будут гордостью российского флота, настоящими защитниками рубежей нашей Родины. Наших моряков всегда отличали патриотизм, слово чести и профессионализм. Я горд тем, что со многими подводниками меня связывает многолетня дружба».

Прочная дружба связывает Воронеж и 11-ю дивизию подлодок Северного флота ВМФ РФ уже давно. В 1993-м атомный подводный крейсер проекта «Антей» получил название «Воронеж». Произошло это после того, как шефство над ней установил наш город. Этот крейсер уже не служит, поэтому в июле 2020-го название «Воронеж» передали новой АПЛ проекта 885м «Ясень-М».

Источник: novostivoronezha.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...