Первые модели эхолотов появились около 30 лет назад. Сейчас этим прибором никого не удивишь. Его используют не только для поиска рыбных мест, но и замеров глубин и определения рельефа дна. Эхолот — это достаточно простой прибор, состоящий из датчика (трансдьюсера), приемника, соединительных проводов и элементов крепления. Принцип действия прибора основан на отражении и приеме сигнала от предметов, находящихся под водой, с выводом поступившей информации на дисплей.
Чтобы получать корректные данные, приемопередающее устройство должно быть заглублено и располагаться перпендикулярно поверхности воды. Для этого используется держатель датчика эхолота. В связи с тем, что прибор не предназначен для одного типа лодок, многие производители не комплектуют устройство креплениями.
Блок: 1/5 | Кол-во символов: 780
Источник: https://ribaku.info/ekipirovka/derzhatel-datchika-eholota
Место установки эхолота
Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:
Установка датчика эхолота (структурсканер) на РИБ ФОРТИС 390
- Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;
- Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
- Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.
Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:
- Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
- Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
- Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.
Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:
- Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
- Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1499
Источник: https://lakeking.ru/snasti/gadjet/eholot/kreplenie-na-lodku.html
Для чего предназначен датчик эхолота
Некоторые рыбаки считают, что, купив эхолот, они получают гарантию успеха на рыбалке. Однако приобретя устройство, обнаруживают, что получили дорогую игрушку. В действительности эхолот — это нужная и полезная вещь. Чтобы оценить все возможности этого устройства, необходимо разобраться в его работе и правилах эксплуатации.
Как установить датчик структурсканера на лодке РИБ, ПВХ.
Датчик эхолота является составной частью комплекта и служит для преобразования высокочастотного электрического сигнала в ультразвуковой импульс и его излучения, а также приема и обратного преобразования. На приборах для маломерных судов используются пьезоэлектрические трансдьюсеры.
В качестве излучающего элемента используется кристалл титаната бария с металлическим покрытием. Он располагается в пластмассовом или металлическом корпусе и залит звукопроницаемым материалом. Датчик предназначен для определения глубины водоема под килем. Однако существуют модели, способные измерять температуру воды и скорость плавсредства.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 987
Источник: https://ribaku.info/ekipirovka/derzhatel-datchika-eholota
Крепление эхолота
Каждый прибор комплектуется системой крепления, помимо этого подобрать крепеж можно под себя, он доступен в продаже отдельно. Но наши люди не привыкли доверять важное дело производителям, поэтому существует несколько вариантов самостоятельного изготовления.
Заводской способ
Наиболее распространенным креплением является вариант жесткой установки на транец при помощи следующих приспособлений:
- Струбцина. Обычно выполняется из нержавеющего материала с резиновой прослойкой, позволяющей плотно и надежно закрепить изделие к жесткой поверхности лодки;
- Кронштейн. Трубка, дающая возможность регулировать датчик по глубине, а в дорогих моделях и углу поворота;
- Крепежный узел для трансдьюсера. Этим приспособлением датчик прижимается к кронштейну.
Порядок работы:
- Струбцина плотно прижимается к транцу. При наличии двигателя положение изделия подбирается так, чтобы исключить неудобства при маневрировании. Место крепления обычно переносится вправо или влево ближе к борту;
- Датчик жестко крепится к кронштейну, опускается на необходимую глубину;
- Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине;
- Проводится корректировка по глубине и углу к поверхности. Для этого зажим на струбцине слегка отпускается и кронштейн двигается в необходимом направлении. После этого вся конструкция жестко закрепляется.
- Экран эхолота помещается на скамейке или днище. Возможен вариант с присоской на резиновом борту.
Преимущества:
- Возможность быстрого монтажа и демонтажа. Для лодки ПВХ это важно, так как она после окончания рыбалки обычно сдувается и складывается;
- Надежность крепления, корректное расположение датчика, простая корректировка.
Недостатки:
- сравнительно высокая цена;
- жесткость конструкции может привести к серьезным повреждениям транца при наезде на препятствие, поэтому управлять лодкой нужно крайне осторожно.
Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине
Самодельное крепление
Вариант 1
Намного дешевле изготовить конструкцию самостоятельно. Для этого понадобится:
- Обычная металлопластиковая труба около метра длиной;
- Трубка из нержавеющего материала, диаметр которой будет немного больше металлопластиковой;
- Струбцина. Легко находится в строительных магазинах;
- Болты с шайбами, резиновые прокладки (можно использовать старые велосипедные камеры), хомуты, шплинт.
Порядок действий:
- При помощи хомутов и прокладок крепим металлическую трубу длиной около 0,4 метра к струбцине;
- Вставляем во внутрь металлопластик, нижний конец которого расплющиваем. Сверлим 2 отверстия для крепления датчика с помощью болтов, гаек. Обязательно использование шайб;
- Трансдьюсер закрепляется, а провод от него пропускается внутри трубы;
- Струбцина становится на свое место (транец), а длина металлопластиковой трубы выставляется с помощью шплинта и просверленных заранее отверстий;
- На выступающий вверху конец металлопластика любым удобным способом крепится экран.
Вариант 2
Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой
Другой способ крепления датчика раз и навсегда заключается в его вклеивании в корпус. Как это делается:
- Около киля снимаются все слои на днище вплоть до внешнего;
- При помощи эпоксидного клея датчик приклеивается к поверхности. Малая толщина резины не способна помешать нормальной работе трансдьюсера;
- Оставшееся место от выреза заливается тем же составом.
Как правильно установить датчик эхолота
Ловись рыбка, или установка на лодку эхолота-картплоттера
Покупая дорогую рыбопоисковую технику (а стоимость отдельных моделей доходит до нескольких сотен тысяч рублей), каждый хочет, чтобы она работала исправно, задействовала все заявленные функции и не выходила из строя из-за непрофессионального монтажа. Небрежная установка эхолота на лодку приведет к передаче на дисплей недостоверной информации о наличии живности и глубине под килем. Положившись на неверно настроенный прибор, можно и рыбку не съесть и на мель сесть. И если в обычных условиях рыболов рискует лишь испорченным отдыхом, то для участников спортивных состязаний безошибочность картплоттера критически важна.
Принцип действия рыбопоискового оборудования мало изменился за последние полвека. Как и старый-добрый Lowrance Fish Lo-k-Tor, современные средства по-прежнему используют сигнал, отражающийся от дна и различных объектов на пути к нему. Однако степень удобства и точность сканирования не идут ни в какое сравнение. Для увеличения диапазона и улучшения обнаружения рыбных косяков сегодня применяется ультразвук с автоматической частотной модуляцией и специальными фильтрами, что исключает утомительные регулировки излучателя и пропадания сигнала (разумеется, при квалифицированной установке).
Модели эхолотов отличаются количеством и частотой лучей, мощностью и формой сигнала, а также наличием тех или иных ноу-хау в зависимости от бренда. Простой эхолот, как минимум, поможет засечь места обитания рыб. Продвинутая модель покажет реальную картину дна да еще и отрисует в трехмерном режиме отдельных особей.
Впрочем, узкоспециализированные эхолоты и гидролокаторы постепенно вытесняются многофункциональными картплоттерами, в которые уже встроены возможности не только упомянутых приборов, но и многие другие прелести наподобие GPS-навигации, Wi-Fi, радио и т.д. Кроме того, при поддержке соответствующих интерфейсов картплоттер способен отображать информацию, поступающую от широкого спектра лодочного оборудования, начиная, собственно, с эхолотного датчика и заканчивая маршевым двигателем.
Выбор картплоттера – отдельная задача, решение которой целиком и полностью зависит от владельца лодки. Одни останавливаются на небольшом устройстве с ограниченной функциональностью, другие берут девайс с 12-дюймовым цветным экраном, детальной прорисовкой подводных объектов, подробнейшими картами и массой входов для подключения разнообразного оборудования. На некоторых лодках красуются сразу два прибора – картплоттер и отдельный эхолот. Правда, чаще всего это вынужденная мера из-за несовместимости интерфейсов.
Основное предназначение картплоттеров – отображение положения судна на карте, запоминание пройденного пути и хранение контрольных точек. Однако по шине NMEA на его дисплей дополнительно выводится огромный объем любой другой информации – навигационной, картографической, технической и даже развлекательной:
текущая глубина, мели, фарватеры, буи, вехи, навигационные опасности, приливы и отливы;
наличие косяков рыб и отдельных подводных объектов;
температура воды и скорость течения;
компас и GPS-данные (названия географических объектов, инфраструктура портов и прибрежных населенных пунктов);
управление аудиоплеерами, специальными влагозащищенными акустическими системами или радио;
показатели двигателя, включая количество оборотов (тахометр), скорость, расход топлива, температуру, давление топлива, давление масла и т. д.;
контроль и управление носовым электромотором;
напряжение на генераторе.
Список можно продолжить, но в любом случае вопрос корректной установки оборудования останется открытым.
Для интеграции всех датчиков с последующим их подключением к картплоттеру сегодня широко применяется последняя версия стандарта связи морского оборудования – NMEA 2000. Собранная на его основе сеть обычно питается от аккумулятора с напряжением 12В, а все ее компоненты соединяются посредством Т-образных коннекторов в линию, причем оба конца обязательно закрываются терминаторами с сопротивлением 120 Ом. Для вывода на экран данных о двигателе (в зависимости от марки и модели) могут понадобиться промежуточные шлюзы и распределительные коробки.
Оснащение лодки именно эхолотными и рыбопоисковыми функциями сводится к правильному монтажу излучателя, от которого, собственно, и будет транслироваться сигнал на экран картплоттера. В подавляющем большинстве случаев проблемы в работе эхолота связаны с небрежной установкой. Для корректного прохождения сигнала под водой важно учитывать два фактора – угол наклона датчика и кавитацию.
Читать еще: Кронштейн для датчика эхолота
Бывалые водомоторники знают, что такое кавитация (пузырьки воздуха в потоке жидкости), и принимают ее во внимание, например, при установке мотора на лодку [ссылка на статью]. Приходится считаться с ней и при настройке ультразвукового датчика, который почти всегда крепится на транце, как и двигатель. Экспериментальным путем важно подобрать правильную высоту, чтобы сигнал не рассеивался при прохождении через образующийся вдоль днища воздух. Иначе эхолот собьется и «ослепнет».
Очевидное решение – опустить излучатель пониже – довольно спорно, поскольку в результате начнет увеличиваться сопротивление воды. К тому же многочисленные варианты моторов, материалов лодки и форм днища образуют разную кавитацию, и только специалист, имевший дело с сотнями всевозможных комбинаций, готов сразу указать точное место установки датчика эхолота на лодке.
Отметим, что на пластиковых лодках излучатель можно положить прямо внутрь. При этом предварительно срезается небольшой участок блоков плавучести, после чего модуль клеится к днищу, а оставшееся пространство вокруг него заливается эпоксидной смолой. Подобный подход снимает массу технических вопросов, связанных с выбором глубины крепления и кавитационным эффектом.
Однако от корректировки угла наклона датчика никуда не деться при любом способе монтажа. В идеале излучатель эхолота, понятно, должен находиться строго параллельно поверхности воды, чтобы сигнал отражался от дна водоема с максимальной точностью и без сбоев при приеме-передаче. Естественно, при движении на разных скоростях и в различных условиях лодка ведет себя не всегда одинаково – она может задирать нос или крениться на один из бортов. Таким образом, важно подобрать некий усредненный угол между наклоном судна на тихом ходу и на глиссе и закрепить датчик в положении, рассчитанном опять же опытным путем.
Стоит упомянуть еще одну альтернативу, частично снимающую проблему установки эхолота на лодку, – встроенный сонар электрического мотора (если, конечно, таковой имеется в техническом оснащении конкретного судна). Но и в данной ситуации потребуется вмешательство специалиста, с тем чтобы, во-первых, грамотно установить сам электродвигатель, а во-вторых, правильно и аккуратно подключить его к картплоттеру, активировав рыбопоисковую функцию.
Многие клиенты уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера таких компаний, как HONDA, SUZUKI, MERCURY, YAMAHA и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением всех предписаний производителей и культуры монтажа.
Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!
Датчик эхолота
Как правильно закрепить
датчик эхолота на транец лодки
Прежде чем приступать к ловле с эхолотом, нужно понять принцип его действия. Прибор состоит из двух функциональных частей: корпуса с жидкокристаллическим экраном и датчика-излучателя (трансдьюсера), который крепится на транце лодки и соединяется с корпусом при помощи кабеля. Датчик непрерывно генерирует и излучает высокочастотные (ультразвуковые) сигналы, которые, отразившись от дна и других водных объектов, возвращаются обратно, неся информацию о подводной обстановке. Сила отражаемого сигнала зависит от свойств объекта (его величины, плотности и т.д.). Это позволяет компьютеру прибора различать дно, рыбу, коряги, растительность и отображать их на экране в понятном рыболову виде.
Для того чтобы прибор работал корректно, датчик эхолота должен быть правильно установлен на транце лодки, как это показано на рисунке.
Читать еще: Держатель датчика эхолота своими руками
Правильная установка датчика эхолота на лодке
Датчик может быть прикреплен стационарно к транцу при помощи саморезов, однако его в таком случае будет нетрудно повредить о дно водоёма во время причаливания к берегу. Надувную лодку приходится часто спускать и скручивать. При этом датчик, установленный стационарно будет мешать.
Поэтому обычно используется держатель датчика эхолота, который крепится к транцу лодки при помощи струбцины. Такой держатель можно купить в магазине, а можно изготовить самому. Магазинные держатели универсальные, поэтому дорогие. В интернете можно найти миллион конструкций креплений датчика эхолота. Я поделюсь конструкцией, которую сделал сам.
Она очень простая и не дорогая.
Для изготовления держателя излучателя эхолота я использовал кусок сантехнической полипропиленовой трубы (под пайку) диаметром 25 мм, две заглушки, две клипсы для крепления трубы к стене и один уголок 90 градусов.
Заготовка держателя датчика эхолота
Нужно взять два отрезка трубы, — один на 50 мм длиннее высоты транца, второй длиной 150 мм. С одной стороны труб припаиваются заглушки. Внутрь пластиковой трубы для жесткости я вставил дюралюминиевую трубку диаметром 16 мм (идеально подошла труба от старой лыжной палки). Длина дюралевых трубок равна длине полипропиленовых труб.
Затем обе трубки впаиваются в уголок. Снизу длиной трубы при помощи нержавеющих болтов прикручивается нержавеющая пластина (размер равен размеру кронштейна датчика эхолота). Держатель датчика эхолота готов.
Крепление датчика эхолота
Крепление для датчика эхолота на держателе в разных проекциях
Крепление излучателя эхолота на транец лодки:
— в верхней части транца предварительно сверлятся два отверстия диаметром 5,5 мм;
— при помощи болтов и гаек-барашков к транцу с наружной стороны прикручиваются две клипсы для крепления пластиковой трубы;
— при помощи болтов и гаек-барашков к держателю крепится датчик эхолота;
— держатель датчика эхолота защелкивается в клипсы;
— всё.
Держатель датчика эхолота в сборе
При подходе к берегу держатель тянется вверх (он легко скользит в клипсах), датчик поднимается выше уровня дна и защищен от ударов. При необходимости держатель крутится за рукоятку (он легко проворачивается в клипсах) для увеличения сектора обзора эхолота. Держатель легко выщелкивается из клипс и прячется в машину, палатку или домик вместе с ящиком эхолота .
Если вдруг случится, что держатель выскочит из клипс (у меня такого ни разу не было, клипсы держат крепко), датчик не утонет, так как он повиснет на кабеле.
Примечание: используйте для всех креплений нержавеющие болты и гайки (их сейчас не трудно купить на рынке или в хозяйственном магазине), чтобы сборка-разборка проходили без проблем.
Датчики для эхолотов
Любой эхолот состоит как минимум из двух частей: это сам электронный прибор и датчик. В зависимости от установки, датчики можно разделить на 4 категории. От его правильной установки очень многое зависит в работе самого эхолота. Вот давайте немного разберем датчики и их установку на лодку или катер.
Виды датчиков
Транцевые датчики
Самые популярные датчики, которыми комплектуются большинство продаваемых эхолотов. Стоимость их не велика, но от сюда, можно сказать и вытекают все его недостатки. На транце, как и положено, установлен лодочный мотор. Датчик соответственно крепится рядом с ним, а точнее рядом с гребным винтом, он ведь должен находится в воде. Он располагается чуть ниже корпуса.
И вот в таком месте ему приходится работать в очень не простых условиях, постоянное движение, завихрения воды, пузырьки воздуха и т.п. А если лодка выходит на режим глиссирования, то датчик в большинстве своем перестает передавать какие либо данные на эхолот или данные передаются с большими погрешностями или перебоями.
Читать еще: Крепление эхолота
На транец рекомендуется крепить датчики если длина лодки или катера не превышает 8 метров, а лучше и того меньше, исключение составляют короткие, быстроходные катера.
Есть еще и ригельное крепление датчика эхолота на транец. Угол транца по отношению к поверхности воды при это должен быть в пределах от 3 до 16 градусов. Если угол больше, то нужно будет под крепление подкладывать прокладку из пластика или дерева, т.к. датчик для нормальной работы должен быть немного наклонен в сторону движения судна.
В недостатки крепления датчика на транец можно записать еще и то, что его можно повредить при движении (он же выступает за пределы корпуса), он будет постоянно цепляться за траву, мусор, плавающий на воде и за разнообразные подводные препятствия (палки, коряги, бутылки).
Крепление внутри корпуса лодки
Датчик крепится на корпус катера, а точнее на днище и работает сквозь этот самый корпус. Такая установка возможно только на катерах из пластика, металл, дерево или сандвич (с воздушными полостями) не подходят. Т.к. датчик работает через материал корпуса, то тут важна его мощность.
Зачастую в таком месте устанавливаются датчики мощностью от 1 до 4 кВт, эффективная глубина эхолокации которых составляет 300-3000 метров. Крепится он эпоксидной или полиэфирной смолой. Знаем случаи когда для крепления использовался пластилин, герметик и даже жвачка, но корректность работы эхолота с такими материала сравнительно не проверялась.
Недостатком такого места крепления является именно место крепления. Датчик работает через корпус, от сюда потери сигнала, снижение чувствительности и глубины сканирования. Обязательно нужно найти место, где стеклопластик плотный, без пузырьков воздуха или каких либо еще дефектов, т.к. все это будет мешать нормально работе эхолота, препятствовать прохождению сигнала.
Врезные датчики
Очень эффективное место для установки. Датчик врезается в днище катера и его работе уже ничего не мешает, ни мотор, ни поверхностный мусор, ни скорость. Формы, размеры и материал изготовления таких датчик разнообразны и каждый сможет подобрать для себя то, что ему нужно.
Главное правильно установить такой датчик. Сигнал от него должен идти строго вертикально вниз. На материал изготовления тоже нужно обратить внимание. Пластиковые датчики не ставят на деревянные корпуса, из-за разбухания дерева есть вероятность раздавить пластиковый корпус датчика, а бронзовые на алюминий из за электрохимической коррозии. По толщине обшивки и угла ее наклона подбирают высоту корпуса датчика и угол направления излучения сигнала (0, 12, 20 градусов).
Врезные, наклонные датчики
Усовершенствованная модель простых врезных датчиков. У наклонных излучатель внутри корпуса жестко не закреплен, а имеет свободный ход на определенный угол, как правило, до 12 градусов. Мощность и эффективность у них такая же как и у обычных врезных. Такой тип предназначен для килевых корпусов катеров. И устанавливать его нужно также, просверлив в днище отверстие.
Место лучше выбирать перед килем, рулем или винтом, в общем перед местом, которое создает в воде турбулентность. И опять же не забываем про соответствия материала датчика и корпуса судна.
Не забываем о том, что цена хорошего датчика может составить до половины стоимости самого эхолота.
Еще один вариант крепления датчика эхолота на транец (съемный вариант) с помощью ПВХ трубы от нашего читателя под ником Евген.
Источник: ragefish.ru
Крепление эхолота и трансдьюсера (датчика эхолота) BORIKA
Позволяет не только закрепить эхолот и датчик, но и объединить их в единую конструкцию. Глубина погружения датчика, расстояние выноса за борт и угол наклона регулируются с лодки. Конструкция снимается одним движением — с помощью открывания замка. Монтажная площадка вращается вокруг своей оси, что позволяет настроить удобное положение экрана. Не рекомендуется использовать на судах с большой мощностью двигателя при движении на воде.
Инструкция по установке замка на монтажную ПВХ-площадку FASTen™
- Разместите ПВХ-прокладку на площадке.
- Разместите замок логотипом к себе и совместите отверстия.
- Закрутите винты через замок в гайки на монтажной площадке.
. ВНИМАНИЕ: Во избежание прокола баллона, используйте только те винты, которые идут в комплекте.
Инструкция по использованию замка
- Снимите пробку и нажмите «UNLOCK», чтобы открыть замок.
- Установите переходник аксессуара в гнездо замка под нужным углом.
- Плотно прижмите и нажмите «LOCK» для фиксации устройства.
Источник: motorka.pro