Корреспонденты побывали на ювелирном производстве и выяснили, как из невзрачного песка получается красота, которую потом передают по наследству.
Золото — металл, который воспевают, чтут, ненавидят и за который гибнут люди не одно столетие. Самый магический металл на Земле.
А между тем ювелиры утверждают, что в обработке он — один из самых податливых и удобных. Может, потому из него создано столько произведений искусства еще с незапамятных времен. Отринув мифическую составляющую, корреспондент Sputnik Юлия Балакирева решила выяснить, как создаются ювелирные украшения и легко ли строить бизнес на металле, за расходом каждого грамма которого пристально следит государство.
О ювелирных тонкостях работы рассказали начальник отдела маркетинга компании ZIKO Сергей Бадылевич и начальник производства литьевых изделий Кирилл Козлов.
ЦЕПЬ БИСМАРК весь ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ с пояснениями, мастер класс от #AlexKash
Свою жизнь ювелирное украшение начинает с эскиза дизайнера
Где берут золото?
Совершить экскурсию по предприятию, где создают золотые украшения, как выяснилось, очень непросто. Первым делом меня попросили снять с себя все украшения. Чтобы не было проблем на выходе. И повсюду с нами вместе ходил сотрудник службы безопасности.
Чистое золото выглядит совсем не презентабельно — порошок, похожий на песок. И непросто поверить, что когда-нибудь из него получится изящное украшение.
Мне разрешили подержать небольшую (но увесистую!) пластину из этого металла — чуть больше смартфона. Ничего необычного — металл как металл. Если только не знать его стоимость — около 35 тысяч долларов.
Золото для будущих украшений предприятие закупает у Министерства финансов, рассказал Сергей Бадылевич. Отсюда оно приходит чистым, то есть 999-й пробы, в форме как слитков, так и в ломе. А вот в какой стране его добыли, не сообщается.
Потом на компьютере моделируется объемное изображение
«Главные месторождения золота известны даже школьникам, и Беларусь, к сожалению, не входит в их число», — отметил Бадылевич.
Также металл покупается в местах скупки золота у населения. В этом случае украшения подвергаются металлургической обработке — аффинажу, при которой золото отделяется от примесей и снова становится чистым.
«Бриллианты, которые используются в украшениях, покупаем в Бельгии, России. Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни — в азиатских странах, среди которых лидирует Таиланд», — продолжил собеседник агентства.
Если не вдаваться в подробности, то на предприятии изделия создаются тремя способами. При первом металл заливается в подготовленную форму. Получается готовое украшение, но оно требует обработки.
Этот слиток сопоставим по стоимости с небольшой квартирой
Второй способ — штамповка. С помощью пресса и штампа создаются детали для будущего ювелирного изделия. Но самый интересный метод используется при изготовлении обручальных колец. Отливается труба из золота, которая весит около 2,5 килограмма. Делится на части, которые потом протягиваются под разные размеры колец.
Дальше происходит формообразование будущего кольца с помощью токарных станков. Получается бесшовное изделие, которому никакие трудности во время долгой семейной жизни не страшны. Оно не погнется и не треснет.
Почему не 999-я проба?
О золоте слагают множество легенд и мифов. Конечно, мы не могли не расспросить о них специалистов.
Например, почему для украшений не используется высшая проба золота?
«Чистое золото — это очень пластичный и мягкий металл. Поэтому изделия были бы непригодны для носки», — пояснил Кирилл Козлов.
Украшения из чистого золота были бы не только мягкими, но и очень дорогими, отметил специалист. Поэтому чаще используются сплавы. За основу берется золото, к которому примешивают другие металлы для повышения прочности.
Небольшое превращение — и из этого невзрачного песка получится настоящее произведение искусства
«Например, 585-я проба золота означает, что 100% общей массы изделия состоят из 58,5% золота, а все остальное — легирующие компоненты, в состав которых входят другие металлы — серебро, медь, палладий, никель и так далее», — отметил Кирилл Козлов.
«Но в ряде стран создаются традиционные предметы интерьера, выполненные из чистого золота, что, безусловно, носит очень эксклюзивный характер», — добавил он.
Есть популярное выражение «золотой унитаз». Неужели сиденье действительно из золота делается?
«Возможно, где-то у очень состоятельных людей с богатой фантазией они и есть, но мы ни одного не изготавливали», — улыбается собеседник.
Другое дело — золотые коронки. Те, кто вырос в Советском Союзе, прекрасно помнят то время, когда золотые коронки считались признаком достатка.
Интересно, для коронок металл используется той же пробы, что и для украшений? Если они лежат дома, можно ли их как-то использовать?
Так выглядит плавка золота
«Перед тем как применить такой металл, на предприятии его очищают до 999-й пробы. Только после этого он будет пригоден для изготовления ювелирных изделий. Если же у вас дома без дела хранятся золотые коронки, то лучшим решением будет сдать их в пункты скупки золота. Также в наших магазинах есть возможность обменять свое старое золото, в том числе и зубные протезы, на новые драгоценные украшения», — посоветовал Кирилл Козлов.
Что модно?
Прежде чем попасть на прилавок, украшение из золота проходит долгий путь. Все начинается в кабинете дизайнера, который готовит эскиз. И порою на этот процесс уходит до полугода.
В связи с этим в компании вспоминают популярный вопрос от обывателей: почему покупать золотые украшения дорого, а сдавать — дешево?
Будущие ювелирные украшения
«Помимо стоимости самого металла, на цену изделия при покупке влияет и ряд других параметров: используемые камни, трудоемкость изделия и прочее. При сдаче лома вы получаете деньги исключительно за металл, который необходимо еще очистить для дальнейшей работы», — пояснил Сергей Бадылевич.
В ювелирном деле тоже есть своя мода. Особенно удачной получилась последняя коллекция компании «Бриз», признался Бадылевич. Спрос на нее очень высокий. В этой ситуации дизайнеры угадали с сезонностью. Украшения выполнены в летней тематике — из серебра и со шпинелью цвета аквамарин.
Получились легкими и яркими.
В этой трубке — десятки семейных союзов, из нее получатся обручальные кольца
«Тренды в ювелирном деле зависят от времени года. Также влияет возрастная категория аудитории. Например, молодежь больше любит минимализм и когда в украшении используются необычные детали. Категория постарше предпочитает классику. Этим летом популярен жемчуг», — рассказал Бадылевич.
В компании не скрывают, что стараются следить и за мировыми брендами.
«На самом деле все, что можно, в ювелирном деле уже придумано. Остается только возвращаться к хорошему прошлому. Но уже в новом прочтении. Так ведут себя все компании мира», — пояснил собеседник.
Готовое украшение всегда требует ручной доработки
Что любит золото?
Многие помнят, как в 90-е было популярно польское золото. Покупали его с рук задешево, а потом выясняли, что в носке оно недолговечно.
Дает ли гарантии официальный производитель? И есть ли как таковой срок годности у золота?
«У нас гарантия на ювелирные изделия — шесть месяцев. Этого срока достаточно, чтобы выявить какие-то заводские дефекты при носке украшения», — ответил Сергей Бадылевич.
«Что касается самого золота, то банковские слитки хранятся столетиями. Находят клады золотые, закопанные еще в средние века. Чистое золото в нормальных условиях инертно по отношению к большинству органических и неорганических веществ», — добавил он.
Определить качество литья можно только с помощью специальной оптики
Но это не значит, что золоту не нужны забота и уход. Нам предоставили целый список, что любит и не любит этот металл. Вот некоторые из пунктов:
- Украшения лучше хранить в шкатулке, обитой внутри мягкой тканью, отдельно друг от друга. Иначе драгоценные камни и ювелирные изделия царапаются или повреждаются.
- Категорически запрещен контакт парфюма с ювелирными изделиями.
- Не стоит носить ювелирные изделия во время домашней работы. Необходимо их снимать на время сна, принятия душа, посещения сауны или бассейна.
- Каждый раз, когда снимаете украшение, его следует протирать специальной тряпочкой из микрофибры. Но чистить надо аккуратно. Пыль и грязь обычно содержат микрочастицы кварца, которые могут поцарапать металлические элементы изделий.
Источник: uvelir.info
Как ювелир делает цепочки
Золотой цепочкой украшали себя ещё до античности, в культурах Междуречья. Остаётся она едва ли не самым популярным украшением и в наши дни. Как маленький слиток золота превращается в ювелирное изделие, читайте далее.
Как делают золотые цепочки на ювелирной фабрике?
Процесс создания этой ажурной красоты трудоёмок и увлекателен, хотя и современным мастерам намного легче, чем ювелирам древности.
Историческая справка! В древнем мире носить золотые лица могли лишь лица царского рода – так демонстрировалось божественное происхождение. Позже отсутствие подобной родословной с успехом заменялось богатством.
Пошаговый процесс создания цепочки
Путь от золотого слитка к украшению выглядит так:
- подготовка сплава;
- охлаждение сплава в литейной машине;
- обработка пресс-формой;
- прокатывание через обжимную машину;
- обработка стан-тендемом;
- прогревание в печи;
- обработка на алмазном стане.
По окончании всех манипуляций получаются целые катушки золотой проволоки, из которой потом и делают цепочки разного плетения!
Интересно! Сотрудникам ювелирной фабрики приходится не только проходить через металлоискатель по окончании трудовой смены, но и отказываться от ношения украшений! Чтобы не было не только краж, но и малейших подозрений в них.
Путь превращения металла в цепочку увлекателен уже на этапе подготовки сплава: изделие и высочайшей пробы не состоит из чистого золота! Чрезмерная мягкость чистого золота требует примесей. Красноватый оттенок обеспечивает добавление меди, а латунь позволяет ускорить процесс создания сплава, получаемого в тиглях. Температура плавления — 1010°C. В зависимости от пропорций добавок получают сплав либо 14, либо 18 каратов.
Смеси надо затвердеть – это происходит в воде литейной машины, откуда заготовка поступает в круглую пресс-форму. Прошедшее через неё золото превращается… в двухметровую жердь! Её режут пополам и придают квадратную форму в прокатном стане. После чего ролики стан-тандема вытягивают заготовку в толщину вермишели, закрученной в спираль длиной в 24 м.
Теперь надо вытянуть золото в проволоку – спираль отправляют в печь, разворачивают и пропускают через стан с алмазами, поливая жидкой смазкой. Итог – 3 км золотой проволоки, намотанной в катушку.
Прогрев её напоследок в печи, начинают плести цепочки на специальных станках. Чтобы почти готовые изделия не слипались, их обсыпают особым порошком и снова прогревают до 815°C.
Прикрепив застёжки, для чего есть особый станок, и проставив пробу, почти готовые цепочки последовательно погружают в четыре цистерны с химическими растворами – так смываются все загрязнения. Напоследок золотые изделия покрывают жидким золотом – для блеска.
Если специалист по контролю качества не найдёт погрешностей, украшения поступают в продажу.
Методы плетения золотых цепочек
Дизайн изделия зависит от способа плетения. Чаще всего встречаются:
- «верёвка»;
- венецианское плетение;
- якорное плетение;
- «паучок».
Верёвочное плетение остаётся простейшим: пропустив проволоку через пару звеньев, станок замыкает их.
Для якорного способа требуется машина посложнее, воспроизводящая технологию изготовления якорной цепи, но – в миниатюрном варианте. Проволока проходит через одно звено, концы замыкаются и делается следующее звено. Со скоростью 600 звеньев в минуту! Аналогичным способом изготавливается «Паучок».
Особого станка требует венецианское плетение – проволоку в специальном канале механические зажимы закручивают вокруг формы, соединяя с предшествующим звеном. За качеством звеньев, изготавливаемых на любом станке, следит особый специалист.
Интересно! Несмотря на все достижения прогресса, есть типы плетения, выполняемые исключительно вручную. Поэтому профессия цепевяза редка, но до сих пор актуальна. Освоить её может лишь обладатель поистине золотых рук!
Источник: tkaner.com
Как делают ювелирные изделия: большой репортаж
Если мы попытаемся представить себе процесс изготовления ювелирных изделий, то в голове у большинства из нас возникнет, вероятно, образ седовласого мастера, который, вооружившись лупой и набором инструментов, в одиночку создает перстни или кулоны: льет, гнет, паяет. Но хоть, конечно, такие мастера существуют и поныне, основной ассортимент ювелирных магазинов делается совсем не так.
Олег Макаров
А чтобы понять, как именно, «ПМ» посетила производственную площадку завода «Диамант», разместившуюся в поселке Красное-на-Волге — одном из главных ювелирных центров России. Почему сосредоточение производства колец, сережек и колье случилось именно в этом населенном пункте в 34 км от Костромы, никто точно не знает. Драгоценные металлы здесь не добывают, камни не гранят, но еще еках возникли тут первые мастерские. «Диамант» тоже вырос из мастерской, но теперь это современное промышленное предприятие, где работает около 1800 человек. Но даже при такой численности работников делать каждое из 6 000 000 изделий в год исключительно вручную не получилось бы. Нужны подлинно индустриальные технологии, которые, однако, позволяли бы ювелирному изделию остаться воплощением красоты и изящества.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Первый шаг. Производству всегда предшествует художественный замысел. Сначала художник создает эскиз, который предстоит оценить как производственникам (можно ли сделать?), так и маркетологам (будет ли спрос?).
Красиво? Технологично?
Поэтому, конечно, все начинается с замысла художника-ювелира, который и рисует эскиз будущего украшения. «Правда, художник обязан быть немного технологом, — рассказывает Олег Штыркунов, технолог предприятия, любезно согласившийся быть нашим гидом, — ведь то, что красиво смотрится на бумаге, не всегда может быть реализовано в производстве. Мы, конечно, делаем все, чтобы соединить мысль художника с технологическими возможностями, но порой это не удается».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2. В мозг компьютера. Работа 3D-модельеров – один из самых ответственных этапов создания ювелирного изделия. Язык эстетики переводится на язык производства, и украшение прорабатывается до мелких технических деталей.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поэтому одним из ключевых моментов в реализации замысла художника становится 3D-моделирование будущего изделия — именно на этом этапе художественный замысел совмещается с требованиями производственников и службы сбыта. 3D-модельер задает точные размеры посадочных мест для камней, причем допуски здесь составляют порядка 10 мкм, иначе камень либо невозможно будет вставить, либо он легко вылетит из украшения. По окончании всех согласований 3D-модель отправляется на прототипирование.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Резина и воск. Резиновая матрица дает рождение восковому слепку, который станет уникальным прообразом украшения из драгоценного металла. После выхода слепка из матрицы умелые руки мастеров удалят облой и скорректируют поверхности.
Прототипирование — это распечатка модели на 3D-принтере, причем используются две технологии. Первая — печать пластиком, при которой отдельные «пиксели» на слое жидкой массы отверждаются точечным УФ-излучением. Вторая больше похожа на традиционную струйную печать: головка слой за слоем покрывает поверхность крошечными капельками воска, причем более тугоплавкий синий воск используется для создания собственно промодели, а белый — для поддержки (позже он будет выплавлен). Оба метода имеют свои недостатки: воск дает менее качественные поверхности (их можно подкорректировать вручную специальным инструментом), а пластик всем хорош, но.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Промодели заливают формомассой на основе гипса, чтобы создать формы для литья из серебра. Это будет, конечно, еще не ювелирное изделие, а лишь промежуточная модель. Так вот, при изготовлении форм воск легко плавится и вытекает, а пластик частично горит и оставляет золу, что может в конечном итоге привести к браку литья. И все-таки при моделировании изделий с более тонкими деталями предпочтение отдается пластику.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. Судьба «елочки». Из отверстия в опоке, залитой формомассой, торчит только кончик ствола «елочки». В печи весь воск вытечет через это отверстие, оставив внутри полости для будущего литья и, возможно, камни, если они были вставлены в модели.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Руки незаменимы
То, что получится из серебра, — еще довольно грубое изделие. Оно несет на себе следы грубой дискретности 3D-печати, и следы эти придется убирать вручную. «Вообще мне хотелось бы подчеркнуть, что при всех индустриальных масштабах производства ювелирных изделий, — говорит Олег Штыркунов, — роль ручного труда, в том числе высококвалифицированного, в производстве по-прежнему велика». Помимо исправления поверхностей, тщательной обработки и корректировки требуют посадочные места для камней — с учетом усадки при литье, усадки восковой, усадки металла. Камень не должен вывалиться или треснуть. Обработка посадочных мест доверяется самым опытным мастерам, так как в конечном счете именно от них зависит качество будущего изделия.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Когда серебряная модель готова, ее помещают внутрь пачки пластин из сырой резины. Мягкая резина плотно облегает металл, повторяя его рельеф. Резиновый брикет отправляется в вулканизатор, подвергается там воздействию высокого давления и температур и возвращается обратно уже в виде довольно твердого монолитного кирпичика. Теперь задача состоит в том, чтобы не просто извлечь из формы серебряную модель, но и очень грамотно, по определенному алгоритму вскрыть форму, превратив ее в две хорошо смыкаемые друг с другом половинки. Необходимо обработать ее так, чтобы добиться хорошей проливаемости металла и вместе с тем избежать появления большого количества облоя.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
5. Металл и вакуум. Опока, из которой вылился воск, помещается в другую печь, где происходит литье. В условиях вакуума расплавленное золото или серебро займет пустоты, только что оставленные воском. После литья опоку охлаждают или дают ей остыть.
В этих формах будут отливать кольца, элементы сережек и колье, кулоны? Да нет, конечно. Всего лишь очередную промежуточную модель. Но уже каждая такая модель станет прототипом для одного-единственного изделия. Модели делают из литьевого воска с помощью специальных инжекторов.
Нагретый воск под давлением впрыскивают в форму, причем эта операция может проводиться как в ручном режиме, так и на полуавтоматических линиях, если требуются особо точные параметры давления и объема воска. Конечно, одна резиновая матрица используется для отливки множества моделей, однако их количество зависит от сложности изделия. Сложные матрицы служат всего пару недель, зато резиновые формы для более простых изделий могут работать годами.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
6. Свобода от оков. «Елочка» возродилась в золоте или серебре. Окружающую формомассу размывают водой. Сначала просто из-под крана, затем с помощью струи под давлением. Теперь изделия ждет галтовка и финишная отделка.
Пустота вместо «елочки»
Разумеется, выплавленные из воска модели подлежат дополнительной ручной обработке — удаляется облой, корректируются поверхности. А затем наступает самый, пожалуй, феерический этап массового производства литых ювелирных изделий. На специальном участке девушки с помощью прибора, напоминающего аппарат для выжигания по дереву, припаивают модели к толстому восковому стержню.
Получается то, что производственники называют «елочкой» — и действительно, стержень в окружении «веточек» из моделей сильно напоминает украшенное новогоднее дерево. Стержень втыкается в основание из пластика, что еще более усиливает сходство. Количество веточек разнится в зависимости от размеров будущих изделий — их может быть от десяти до многих десятков.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
От воска к золоту. «Елочки» из литьевого воска формируются с помощью аппарата, похожего на прибор для выжигания по дереву. Модели, припаиваемые к стержню, могут представлять собой отдельное украшение, а могут быть элементами сборной конструкции (например, сережек).
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Елочку» взвешивают и с помощью пропорции рассчитывают количество требуемого драгоценного металла — чтобы не было перелива или недолива. Затем «елочку» помещают в цилиндрическую кассету — опоку — и заливают формомассой, опять же на основе гипса. Тут стоит заметить, что, если в литое изделие предполагается вставить много мелких камней, применяется технология воскового литья с камнями: в опоку погружают «елочку», в восковые элементы которой уже вставлены камешки.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так делают для того, чтобы впоследствии камни оказались фактически вплавленными в поверхность изделия — создание для них механических креплений-крапанов не дало бы нужной прочности, и появился бы риск выпадения камней. Опоку помещают в печь и в течение нескольких часов подвергают нагреву (обычно в ночные часы). В это время происходит два процесса: формомасса отверждается, а воск вытекает из занятых им полостей через отверстие в основании. Подобно тому как в застывшей лаве Помпей обнаруживали пустоты, образованные сгоревшими дотла телами людей, здесь мы обнаружим пустоту на месте восковой «елочки».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наконец-то золото!
Следующий этап — печь вакуумного литья. В расположенном в верхней части печи тигле плавится золото или серебро, но до поры до времени он закрыт специальным штоком. Вынутая из печи опока помещается в так называемый стакан под тиглем. Из стакана откачивается воздух, шток вынимается, и под действием силы тяжести и разряжения металл буквально всасывается внутрь формы.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все зависит от дизайна. Разумеется, литьем перечень производственных операций, используемых при изготовлении ювелирных украшений, не исчерпывается. В некоторые изделия вставляют большие камни, иногда наносят гравировку, поверхности других покрывают родием для придания благородного блеска.
Процесс литья закончен. Если внутри опоки уже есть камни, ей надо дать остыть: мгновенное охлаждение приведет к растрескиванию камней. Если камней нет — можно охлаждать быстро. А дальше совершается нечто прозаическое и волшебное одновременно. Сначала опоку просто помещают под кран с водой, и внешняя часть формомассы быстро размывается и удаляется.
Далее в специальной камере остатки формомассы вымываются с помощью находящейся под высоким давлением водяной струи. И мы снова видим «елочку», только теперь она состоит из золота или серебра! Но скоро ей конец.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Уже отлитые украшения или их части срезаются с «елочки» специальными ножницами. Заодно удаляются так называемые питатели — технологические элементы, фактически являющиеся слепками каналов, по которым металл (а ранее воск) поступал к отливаемому украшению. Места их сочленений с изделиями заполировываются.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Драгоценная пыль
Конечно, литые украшения, вынутые из печи, еще не имеют того товарного вида, который мы привыкли видеть в ювелирных магазинах. Им необходимо несколько стадий галтовки, то есть шлифовки и полировки в барабанах, наполненных абразивами. Барабаны бывают мокрыми (они наряду с абразивом заполнены жидкостью) и сухими — там жидкости уже нет. Абразивы имеют разную форму и назначение: это могут быть конусообразные гранулы из пластика или молотая кожура грецкого ореха.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но все же окончательный блеск украшения приобретают на этапе ручной финишной отделки, где золотые и серебряные поверхности полируют различными инструментами с мягким ворсом. У рабочих в этом цеху руки покрыты слоем металлической пыли, и когда в конце рабочего дня сотрудники моют руки, стекающая вода не уходит в канализацию, а собирается в особых баках, где потом отстаивается. Затем из осадка экстрагируются попавшие туда частички драгметаллов. «Утилизации отходов драгметаллов, — говорит Олег Штыркунов, — важная часть производственного процесса. С определенной регулярностью на «Диаманте» проводится общая чистка всех поверхностей в производственных цехах с целью сбора ценных отходов. На крупных ювелирных предприятиях на Западе сейчас даже применяют специальные устройства, которые фильтруют воздух в вентиляции, дабы драгметаллы не улетали «в трубу», и, возможно, о такой системе вскоре придется задуматься и нам».
Источник: www.techinsider.ru
Ручное или автоматное плетение золотых цепочек?
— одно из самых популярных ювелирных изделий. Ее легко выбрать в качестве подарка, а к цепочке в дополнение — стильную подвеску или нательную иконку. Это первое в истории украшение, которое надел на себя человек.
Золотые цепи и пекторали хранили в семейных сокровищницах, а в Древнем Риме они были свидетельством особого социального статуса. Ни о каком специальном оборудовании и речи не шло: каждое изделие создавали исключительно человеческие руки. Вначале металл плавили, затем протягивали в длинные проволоки, из которой создавали звенья. Их потом спаивали и полировали вручную.
Стильная цепочка из золота
На протяжении многих лет ювелиры разрабатывали десятки видов плетений, поэтому сегодня в магазинах огромный выбор цепочек на любой вкус. Как для изящных женских шей, так и для статных мужчин. Под всевозможные стили одежды и для любого случая. Какой путь преодолевает самородок, пока превращается в ряд хитромудрых сплетений, довершающих образ, и сколько сил нужно вложить в бесформенную массу, чтобы получить шедевр?
Этапы формирования цепочки
1. Вначале чистое золото в виде гранул или слитков расплавляют и соединяют с лигатурой. Это недрагоценные металлы, которые придают золоту нужную пробу, цвет и твердость. Например, медь дает красный оттенок, а латунь — плавкость.
2. Из смеси золота с лигатурой с помощью вальцов делают длинные проволоки.
3. При механическом плетении нити пропускают через станки, которые соединяют нити металла в цепочки разных видов плетений: «бисмарк», «панцирная» и «якорная». Первые считаются самыми крепкими, третьи пользуются наибольшей популярностью.
Золотые прутья
4. Готовые цепи ювелир режет на части (цепочки) и припаивает к изделиям замки.
5. На финальном этапе работы цепь полируют и при необходимости наносят алмазные грани. Такую специфическую огранку называют «алмазкой».
6. Цепочки из белого золота помещают в гальванические ванночки, где происходит процесс нанесения жидкого драгоценного металла — родия. Он дает изделию дополнительный красивый блеск, а еще предотвращает аллергические реакции на состав лигатуры: серебра, меди или олова.
Массивная цепочка
Больше всего ценится ручное плетение. Такие цепочки считают максимально крепкими. Например, разновидности бисмарка. Всё зависит непосредственно от мастерства ювелира. Из готовых проволок нужной толщины он делает звенья. Разными методами спайки каждого звена он создает разные плетения.
Проще всего создать цепочку с якорным плетением, а вот сложный бисмарк, требует больших усилий.
Штамповка. Лист металла предварительно несколько раз пропускают через пресс. Затем куски листа режут, а ювелир продолжает работу, делая звенья и продевая их друг в друга без спайки. Штамповка — простой способ, но такие украшения легко рвутся и деформируются.
Отдельный вид цепочек —
пустотелые. Чтобы изготовить их, используют металлическую проволоку из недрагоценного металла, которую после ряда химических процессов вынимают из тела украшения. Внутри образуется пустота, поэтому серьги, кольца и цепочки получаются массивными, но достаточно легкими. При выборе кулона к такой цепи нужно обязательно учитывать его вес, чтобы изделие не деформировалось.
Создание цепочек — кропотливая и трудоемкая работа. Прежде чем аксессуар окажется на шее владельца, он преодолевает длинный путь. А покупателю остается самое приятное — найти к цепочке стильный кулон или крестик на сайте Zlato.ua. Выбирайте качественные украшения, которые сделают образ гармоничным и будут долго радовать вас.
Цепочки с разными видами плетения
Этапы создания золотой цепочки
Основная масса золотых украшений делается методом машинной вязки или штамповкой. С помощью первого создаются тонкие, почти не весомые изделия. Массивные толстые цепи делают путем штампования. Процесс превращения бесформенной золотой массы в красивое ювелирное украшение проходит в несколько этапов.
- Подготовка сплава. Любая золотая цепочка не состоит на 100% из драгоценного металла. В чистом виде этот материал слишком мягкий и украшения из него будут весьма недолговечными. Для повышения эксплуатационных качеств изделий в золото добавляют различные примеси: медь, латунь и др. Температура плавления — 1010 градусов.
- Полученный сплав должен затвердеть. Для этого его помещают в литейную машину с водой для охлаждения.
- Готовый материал обрабатывается кругло пресс-формой.Откуда золото выходит в виде двухметровой жерди, которую перерезают пополам.
- Чтобы придать заготовке определенную форму, ее прокатывают через обжимную машину в прокатном стане.
- Следующий этап — обработка стан-тендемом. Ролики оборудования вытягивают заготовку, которая на выходе получается закрученной в спираль 24 м в длину.
- Теперь надо сделать золотую проволоку. Спираль отправляют в печь, выпрямляют и пропускают через стан.
- Чтобы изделия в процессе обработки не слипались, их обсыпают особым порошком и снова прогревают до 820 градусов.
В результате получают почти 3 км золотой тонкой проволоки. Она наматывается на катушку и далее идет на создание цепочек разного плетения.
На готовых изделиях с помощью специального станка крепят застежки и проставляют пробу. Почти готовые украшения последовательно погружают в четыре цистерны с химическими растворами, чтобы смыть все производственные загрязнения. В конце их покрывают жидким золотом и получают тем самым больший блеск.
Все ювелирные изделия проходят проверку в контроле качества. Цепочки с браком возвращаются на переплавку, а те, которые прошли проверку, уходят для дальнейшей реализации.
Золотая автоматная очередь
Если Вы думаете, что из-под цепевязального станка могут выходить только цепочки какого-то одного плетения, Вы глубоко ошибаетесь. Современные аппараты настолько технологичны, что с их помощью можно сделать практически любую цепочку, даже с самым сложным ажурным плетением.
Оборудование дает возможность получать звенья из проволоки, толщина которой не превышает 0,2 мм. Только представьте, какое изящное изделие может появиться на свет из такой золотой нити. Вес некоторых цепочек составляет всего один грамм, поэтому при их изготовлении очень важно соблюсти все технологические тонкости. Приобретая такую тоненькую цепочку, обязательно поинтересуйтесь, где она была изготовлена. Желательно, чтобы производитель был достаточно известным и имел большой опыт именно в создании цепочек и браслетов.
Какие же автоматные плетения являются самыми популярными? Якорное плетение известно всем. Пожалуй, это самая старинная разновидность плетения, в которой звенья круглой, овальной или прямоугольной формы соединены перпендикулярно друг другу. Одинарная якорная цепочка служит прекрасной основой для подвески, а вот двойное плетение или крупные звенья превращают ее в самостоятельное украшение.
Очень прочные цепочки — панцирные, они не заламываются и не перекручиваются даже при неаккуратном ношении. Мужчины часто выбирают цепочки плетения «Бисмарк» — надежные и массивные. Они могут быть очень эффектными в случае декорирования их алмазной огранкой. Женские золотые цепочки автоматного плетения более изысканны — это «Нонна», «Сердечко», «Love», «Перлина». Кстати, последнее плетение автоматизировано не так давно.
Десятки возможных моделей делают выбор цепочки достаточно сложным занятием. Вряд ли такое разнообразие сможет предложить Вам частный ювелир. В каталоге обычно бывает не больше десятка наименований, а если захочется чего-нибудь другого, мастер может или не взяться, или не дать гарантию на готовое изделие.
Как сделать цепочку из проволоки с бисером?
- проволоку,
- бисер или бусины,
- крючок.
Сгибаем проволоку, делая из нее небольшую петельку, и продеваем в нее крючок. Подхватываем проволоку снизу, при помощи крючка, и тянем ее наверх. Затем втягиваем ее в петельку, которую вы уже сделали в самом начале.
Теперь, точно таким же образом, протягиваем еще одну петельку, и подхватив проволоку снизу, тянем ее в воздушную петлю. Так продолжаем делать петелька за петелькой. И, в итоге у вас должна получиться цепочка, состоящая из однородных воздушных петель. Длину вы выбираете сами, на свой вкус. Если вы хотите получить объемную цепочку, то сделайте еще несколько цепочек, по данной технологии и соедините их друг с другом.
Теперь пришло время украсить полученную цепочку из проволоки при помощи бусинок. Предлагаем сделать подвеску из бисера в виде цветочка – тут вашей фантазии границ нет.
Венецианское плетение золотых цепочек
Венецианское плетение золотых цепочек изготавливают на другом станке(см. на видео). Проволоку помещают в специальный канал, в котором механические зажимы сгибают ее вокруг формы, соединяя с предыдущим звеном.
Для предотвращения от слипания в последующей стадии изготовления золотые цепочки покрывают порошком, и нагревают до 815°С.
Станок прикрепляет замки к каждому концу цепочки, ставится клеймо с указанием степени очистки золота (пробы). Цепочки вымачивают в четырех цистернах с химическими средствами. Они очищают золото от любого загрязнения. Золотые цепочки покрывают тонким слоем золота. Именно поэтому они так классно блестят.
После проверки качества уже готовые золотые цепочки отправляются на прилавки ювелирных магазинов.
Как создаются украшения
— Сколько времени уходит на одно украшение?
– Смотря что делать. Пару обручальных колец можно изготовить за полчаса. Цепь на 100 г — часов за пять. А есть такие заказы, над которыми сидишь неделю. Я пять дней по семь часов провел над цепью плетения «Византия», или «Лисий хвост»: она собирается из множества колечек, очень сложная работа.
Так выглядит плетение «Лисий хвост».
— Какими инструментами работает ювелир?
– Их просто триллион. Многие из них всем знакомы — лобзик, газовая горелка, кусачки. Некоторые инструменты пришли из стоматологии, а из специальных есть печь, полировальный станок (его я сделал сам), ультразвуковая ванна для промывания изделий.
Часть инструментов, которыми работает ювелир.
— Как проходит процесс изготовления украшения?
– Всё начинается с эскиза, а дальше мы либо создаем 3D-модель и изготавливаем по ней изделие в специальной печи, либо делаем украшение вручную. Я больше люблю работать руками. Например, вот как происходит процесс изготовления кольца.
Сначала металл расплавляется в тигле.
Металл выливается в изложницу, начинаем формировать из него квадрат.
Металл нужно постоянно нагревать докрасна, чтобы он оставался пластичным. Готовый квадрат прокатывается в вальцах и соединяется в кольцо припоем. Чтобы этот полуфабрикат превратился в ровный круг, его обстукивают деревянной или текстолитовой киянкой, которая не оставляет следов на металле.
Размер кольца проверяется кольцемером или штангенциркулем.
Шлифовка убирает все изъяны и создает поверхность без царапин.
Затем полируем поверхность на полировальном станке. При полировке применяются пасты различной фракции, они делают поверхность зеркальной.
Финальный этап — промываем изделие в ультразвуковой ванне. Весь процесс изготовления кольца занял 25 минут.
— Было такое, что хотелось оставить себе украшение, сделанное для другого человека?
– Было. Большой кулон-секира на толстой цепи. Впервые в жизни мне было жалко отдавать заказ.
Та самая секира.
— Приходится переделывать вещь, если что-то не так?
– Случается, когда мне самому не нравится результат, переделываю, пока сам не буду доволен. А заказчик видит изделие несколько раз в процессе, на «полуфабрикатных» стадиях, и может внести свои коррективы.
— А бывает, что отговариваешь заказчика от каких-то нелепостей?
– Нет, никогда не навязываю свое мнение, могу только подсказать, но не отговаривать. Чего бы ни хотел человек, главное, чтобы украшение приносило ему радость.
факты о драгоценностях
Способ плетения «звено в звено»
Для изготовления цепочки своими руками данным методом необходимо подготовить звенья нужной формы. Главным параметром при любом плетении является соответствие диаметров колец и проволоки. Чем тоньше материал и шире звено, тем цепь становится ненадежнее. Противоположный вариант создает трудности в плетении. Кольца изготавливаются путем наматывания проволоки на ригель, поэтому он также не должен быть слишком маленьким.
Поочередно вдеваемые друг в друга петли должны иметь одно направление. Запаивать концы петель можно как во время плетения, так и после него. При нагревании плавящийся металл должен залить промежуток в месте откуса. Таким образом будет устранен возможный разрыв цепи, и кольца получатся непрерывными.
Источник: silverrill.ru