Боевым характеристикам лучшего советского танка дифирамбы поются на каждом шагу. Сегодня же мы рассмотрим бронемашину, в прямом смысле, изнутри. Забегая наперед, хочу сказать, что увидев, в каких условиях находились советские танкисты, их подвиг кажется еще более внушительным.
Начнем, пожалуй, с места механика-водителя:
Оно же, но с другого ракурса. Справа — место радиста-пулеметчика.
Забраться на эти места достаточно просто, но покинуть танк — уже сложнее, особенно в экстренной ситуации.
Командирское место с оптическим прибором наблюдения, а также смотровыми щелями, расположенными по периметру башни:
Механизмы управления башней (слева) и орудием (справа):
И казенник пушки:
Танк Т-34-85. Заглянем в настоящий танк! Часть 2. В командирской рубке [World of Tanks]
В боевом отделении Т-34 умещалось 2 человека: командир танка и наводчик. А в Т-34-85 к ним же добавился и заряжающий, у которого, грубо говоря, даже не было сидячего места.
Хотя для снарядов и пулеметных дисков были отведены специальные места, на практике, для увеличения боекомплекта, их распихивали по всем свободным закуткам, коих было не много.
В целом рассадка экипажа выглядела как-то так:
При этом, хоть в Т-34-85 и меньше места, чем в оригинальной «тридцать четверке», конструкторам удалось более рационально распределить его, в следствие чего удобство экипажа несколько повысилось.
Источник: www.pravda-tv.ru
Снаружи и внутри: «Комсомолка» побывала в легендарном танке Т-34
Танк Т-34, простоявший 47 лет на пьедестале возле заводоуправления КМК, прошел по центральной улице Новокузнецка во время торжественного марша 24 июня 2020 года.
Отреставрированный танк Т-34 принял участие в торжественном шествии в Новокузнецке
Галина ШЕЛГАЧЕВА
Поедет сам или провезут на платформе? Этот вопрос волновал новокузнечан в течение последнего месяца, пока танк Т-34, настоящий символ Победы для Новокузнецка, проходил техосмотр. Специалисты автотранспортного предприятия привели в порядок все узлы и механизмы, провели испытание и уверенно заявили: танк готов к торжественному маршу!
Шествие легендарного танка.
Как реставрировали танк
Утро 24 июня выдалось солнечным, и многие горожане пришли посмотреть торжественное шествие. После торжественной речи губернатора на улицу Кирова вышел танк Т-34 – именно он возглавил шествие. Управление грозной машиной доверили Сергею Угнивенко, командиру танка из танкового батальона войсковой части Юрги. К слову, он и сам участвовал в реставрации боевой машины – наряду с гражданскими механиками.
Танк Т-34-85. Заглянем в настоящий танк! Часть 1. В командирской рубке [World of Tanks]
Команда военных и механиков, реставрировавших танк
— Мы прибыли, когда танк уже разобрали, и стали постепенно восстанавливать. Сначала – двигатель, где был нарушен газораспределительный механизм. Потом перешли к остальным механизмам, — рассказал Сергей Угнивенко. – Когда все было готово, устроили прогон, отрегулировали рычаги, механизмы. И после этого обкатали танк, покрасили его – и вот он, красивый, нарядный перед вами!
Сергей Угнивенко отметил, что гордится тем, что ему доверили управление легендарным танком, что удалось подарить горожанам, пришедшим на торжественный марш, праздник.
Легендарный Т-34 открыл торжественное шествие в Новокузнецке.
Сюрпризы от Т-34
Занимались реставрацией специалисты автотранспортного управления завода, которые до этого уже восстанавливали ретро-автомобили.
— Я первым попал внутрь танка, когда его привезли к нам. Ощущения – непередаваемые! За те 450 часов, что мы занимались реставрацией, танк буквально оживал, – рассказывает Репников Александр, начальник автотранспортного управления завода. – И, конечно, боевая машина преподнесла нам сюрпризы.
Александр Репников во время реставрации танка прочувствовал всю глубину и силу подвига советского народа.
Как оказалось, грозный Т-34, когда-то участвовавший в боевых сражениях, сегодня стал настоящим домом. Сначала здесь нашли гнездо с птенцами – и тут же работы свернули и занялись спасением малышей. Затем обнаружили, что танк облюбовали осы – несколько гнезд осталось в корпусе.
А еще выяснилось, что городская легенда о том, что танк достаточно просто снять с постамента, завести и он тут же поедет, почти правдива.
Танк снаружи.
— Когда приступили к демонтажу, оказалось, что баки под масло прогнили – с ними справились быстро. А вот топливные не удалось сдвинуть с места,- вспоминает подробности Александр Репников. – Вскрыли – а там топливо! Получается, что с 1973 года танк стоял заправленным! Конечно, горючее слили, не рискнули использовать его…
Реставраторы учли все детали.
Только оригинальные запчасти!
Вообще, после реставрации в танке не добавилось ни одной современной детали. Все, что нужно было заменить, искали на похожей технике времен Советского Союза. Старались соблюсти историчность и оригинальность даже в мелочах. Так, из двух сидений в танке сохранилось только одно. Для второго вручную делали новую раму, потом подбирали похожую на оригинальную обивку – и также вручную шили, обивали…
Танк внутри.
— К первым числам июля мы законсервируем танк и вернем его обратно на постамент, продолжает Александр Репников. – Некоторые ругали нас, что мы «убиваем танк». Это неверно: если сейчас не провели реставрацию, через несколько лет он бы начал рассыпаться, и мы бы его потеряли.
Ребята, работавшие с танком, отметили: одновременно с тем, как оживал, менялся внутри и снаружи танк, менялось и их отношение как к легендарной машине, так и к событиям 1941-1945 годов. Острее стала чувствоваться безмерная благодарность и признательность к тем, кто добывал Победу – и на фронте, и в тылу, а также появилась особая гордость за город, давший танкам броню. Кстати, для нашего танка-памятника шествие по главной улице города в этом году стало первый участием в параде. Надеемся, не последнее.
Внутри танка Т-34.
Танк снаружи и внутри
Сергей Угнивенко специально для читателей «Комсомольской правды» в Кемерове провел виртуальную экскурсию по кабине легендарного танка. Здесь все практически так же, как было в годы Великой Отечественной войны, лишь любовно отреставрировано специалистами новокузнецкого завода и военными.
Сергей Угнивенко, наш гид по танку.
— Если сравнивать современные модели танков и этот, то можно найти много и общего, и кардинально разного, — продолжает Сергей Угнивенко. – Так, старый танк внутри просторнее современных. У него такое же простое управление, как и у нынешних, но требует в разы больше физических усилий.
Снаружи и внутри: «Комсомолка» побывала в легендарном танке Т-34
Галина ШЕЛГАЧЕВА
Грозный танк прошел по улице Кирова в Новокузнецке.
Эмоции – переполняют!
Легендарный танк – его хоть раз в жизни видел каждый новокузнечанин. Многие следили за тем, как его демонтировали с постамента, а потом — за тем, как легендарная машина идет по главной улице города.
Александра Жмурко вместе с правнуком пришла на торжественное шествие.
— Мы с правнуком специально сегодня пришли посмотреть на танк, а до этого наблюдали на Площади Побед, как его снимают, — рассказывает Александра Жмурко. – Чувства – непередаваемые! Танк – живой свидетель войны. Когда он шел по улице, я плакала: мои отец и мать не дожили до нынешних времен, но ведь благодаря им мы все – здесь!
К слову, Александра Жмурко когда-то мечтала стать военно-полевым хирургом, но жизнь внесла некоторые коррективы: сейчас она – фельдшер с девятью смежными специальностями, старший прапорщик запаса медицинской службы.
Новокузнечанин Николай Нефедов когда-то был мехводом Т-34. ФОТО: Денис Новохацкий
Но не только у нее в глазах стояли слезы, когда легендарны танк шел по улице Кирова. Например, Николай Нефедов, ветеран Великой Отечественной войны, ровно 75 лет назад не смог участвовать в Параде на Красной площади – оказалось, что его рост чуть ниже необходимого. Но с тех пор он не пропускает ни одного парада. Пришел Николай Иванович и на этот – особенный, юбилейный – торжественный марш.
— Т-34 для меня – родной дом. Я прошел войну и другой техники не знал, даже из винтовки не стрелял! – рассказывает гвардии старшина Николай Нефедов.
Ветеран-новокузнечанин Николай Нефедов о танке Т-34
Галина ШЕЛГАЧЕВА
Сам он был механиком-водителем, и до сих пор до мелочей помнит, какие снаряды использовали, сколько их было, как шли бои. Да и длилась для него война несколько дольше: после Победы в Европе Николая Нефедова отправили на восток, воевать с японскими империалистами. Домой он вернулся только в 1950 году. Нужно ли говорить, насколько сильными и глубокими были эмоции ветерана во время торжественного марша!
Губернатор лично поздравил Николая Нефедова с праздником. ФОТО: Алиса Овчинникова
С Кирова – на пьедестал
Танк, 47 лет простоявший возле заводоуправления КМК, буквально помолодел за последний месяц. Он прошел весь путь, который запланировали организаторы торжественного марша, выдержал сотни детей и взрослых, которые бесконечным потоком фотографировались рядом с легендой и символом боевой и трудовой славы Новокузнецка.
Ребятна и взрослые на несколько часов атаковали танк-легенду.
А его гусеницы стали настоящим испытанием для новокузнецкого асфальта. Несмотря на то, что накладок не было, дорожное покрытие осталось целым – лишь кое-где появились небольшие вмятины.
Тяжелая боевая техника лишь слегка поцарапала асфальт
В ближайшие дни танк вновь отправится в транспортный цех, специалисты вновь «законсервируют» его и вернут на пьедестал.
Скоро боевую машину вновь отвезут на Площадь Побед и вернут на постамент.
Справка КП:
Танк Т-34, возглавивший парад, участвовал в военных действиях с 1944 года, дважды был подбит, подрывался на мине, сменил два экипажа. Он дошел до Берлина, а после войны «нес службу» в танковых частях в Германии и Чехословакии.
Танк во время торжественного шествия
После съемок в фильме «Горячий снег» танк доставили в Новокузнецк и водрузили на постамент на Площади Побед. Это место выбрано неслучайно: именно на КМК в годы войны плавили броневую сталь, в которую были «одеты» каждый второй танк и каждый третий самолет. Кузнецкими металлургами был изготовлен каждый четвертый снаряд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Военная техника, рекорд России и выступление парашютистов: как в Кемерове прошло торжественное шествие в честь Дня Победы
В Кемерове 24 июня прошло торжественное шествие, приуроченное к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. (подробности)
Празднование 75-летия Победы в Новокузнецке: по городу прошел легендарный танк Т-34 и пронесли 75-метровую Георгиевскую ленту
Впервые торжественное шествие в честь Дня Победы прошли не 9 мая, а 24-ого июня. Новый опыт, поэтому и волнительно вдвойне. Позади репетиции и последние приготовления. (подробности)
Перед парадом Победы новокузнечане нашли в танке удивительных птенцов
Почти за месяц до проведения парада Победы новокузнечане обнаружили в танке удивительных птенчиков. Что случилось с их родителями и что ждет самих птенцов? Мы расскажем об этом! (подрбности)
Как легендарный танк Т-34 снимали с постамента в Новокузнецке
Впервые за 47 лет в Новокузнецке сняли с постамента танк Т-34. В течение всего этого времени он находился на площади Побед, а теперь его готовят к параду в честь 75-летия Победы. (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kem.kp.ru
Танк Т-34 с пробегом: запас толщины металла на 100 лет и слабая электрика до рестайлинга
Выбирая машину для семьи с хорошей проходимостью, вы наверняка рассматриваете новый Дастер или УАЗ Патриот, втайне мечтая о Ленд Крузере. А что если в наше неспокойное время в связи с обострившейся международной обстановкой присмотреть нечто действительно бескомпромиссное? Да, надежность танка Т-34 хромала, особенно в первые годы выпуска, но спустя 80 лет после «выхода на рынок» от большинства детских болезней уже успели избавиться. В первой части обзора рассмотрим типичные проблемы кузова, салона и электрики, в том числе у экземпляров после хранения в болоте, а во второй обратимся к надежности ходовой части, трансмиссии и мотора.
Техника и особенности
Конструкция Т-34 – полностью советская, однако основанная на концепции американского инженера Джона Кристи. Именно его компоновочные идеи и схемы подвески положили начало отечественной серии быстроходных танков БТ. Но требование обеспечить противоснарядную броню для танков и отказ от принципа «танки не воюют с танками» заставило конструкторов глобально пересмотреть все ранние конструктивные решения.
Новый цельносварной корпус, рациональные углы бронирования, орудие калибра 76 мм и мощный дизельный двигатель смогли обеспечить подвижность легкого танка при защите и огневой мощи тяжелого. Использование дизельного топлива позволило сократить расход примерно вдвое при незначительной потере в мощности, отказаться от выделения топливных баков и моторного отделения в отдельный изолированный отсек. Компактная трансмиссия заднего расположения позволяла снизить высоту бронекорпуса, а, значит, и его заметность и массу. Мощное орудие с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами было универсальным решением против большинства целей на начало 1940 года.
К минусам относят тесноту башни, совмещение должности командира и наводчика, плохую обзорность как из башни, так и с места водителя, отсутствие радиосвязи на большинстве машин, шумность и низкий уровень изготовления в целом. Впрочем, многие недостатки были исправлены в процессе производства и модернизаций. А такие достоинства, как простота, низкая стоимость, высокая проходимость и огневая мощь были с ним с самого начала.
1934 год. Показан образец мотора БД-2 харьковского завода. В 1937 году проект переименован в В-2. Именно этот мотор стал основой будущего Т-34. Под его мощность и конструктивные особенности формировалось техническое задание на быстроходный танк.
4 мая 1938 года. На заседании НКО принято техническое задание на будущие танки.
Май 1939 года. Готов прототип танка А-32, гусеничной машины, являющейся прототипом будущего Т-34.
19 декабря 1939 года. По результатам испытаний утяжеленного прототипа А-32/Т-32 сформировано новое техническое задание на аналогичный танк с увеличенной толщиной брони. Танк принят на вооружение РККА под обозначением Т-34. В технических условиях предписано заменить 76 мм орудие Л-10 на Ф-32 того же калибра.
Январь 1940 года. Закончена сборка первого А-34, опытного экземпляра танка Т-34.
31 марта 1940 года. Подписан протокол Комитета Обороны о постановке в серийное производство танка Т-34 (А-34).
Май 1940 года. Налажен выпуск танков на Харьковском паровозном заводе № 183. До сентября 1941 года здесь выпущено около 750 танков, после чего завод эвакуирован в Нижний Тагил.
Июль 1940 года. Начало выпуска танков на Сталинградском тракторном заводе. До конца года выпустили всего 32 штуки.
Весна 1941 года. Стандартный диаметр погона башен увеличили с 1400 до 1420 мм. Такой она и останется до внедрения нового танка Т-34-85. Дизель обновили до серии В-2-34 мощностью 450 л.с. (вместо прежних плановых 500).
Июль 1941 года. КБ Грабина разработало 57 мм противотанковое орудие для установки на Т-34.
1 июля 1941 года. Постановление ГКО о запуске производства танка Т-34 на заводе «Красное Сормово».
Ноябрь 1941 года. Завершена эвакуация ХТЗ, производителя танковых дизелей В-2, из Харькова в Челябинск. Новый завод выпустил первые моторы.
18 декабря 1941 года. Налажен выпуск танка Т-34 на Уральском танковом заводе N183 им Коминтерна, эвакуированном заводе ХПЗ.
Январь 1942 года. Освоение новой технологии автоматической сварки под слоем флюса на заводе в Нижнем Тагиле, что значительно улучшило качество сварных швов. Сначала сваривался боковой шов кузова и подкрылка. В дальнейшем так стали сваривать носовую часть кузова. К концу 1942 года ввели 6 установок.
Новый способ поднимал производительность сварки в 5 раз. В общей сложности стоимость танка с 1941 года до 1945-го сократилась почти вдвое, с 270 тысяч до 140 тысяч рублей.
1 марта 1942 года. Новая конструкция литой башни Сормовского завода без лючка освоена в производстве.
Весна 1942 года. Новая конструкция башни – шестигранная «гайка» с двумя люками – освоена большинством заводов. Так же внедряется новая рифленая конструкция гусеницы шириной 500 мм, более прочной и легкой.
Июль 1942 года. В производство внедрили 5-ступенчатую КПП постоянного зацепления вместо 4-ступенчатой с подвижными шестернями.
Январь 1944 года. В серию пошел новый танк Т-34-85, продукт глубокой модернизации семейства Т-34. Новая башня с диаметром погона 1600 мм, орудие Д-5-Т85, а позже и ЗиС-С-53. Первоначально танк освоили на Сормовском заводе, с марта выпуск освоил завод в Нижнем Тагиле.
Кузов
Цельносварной кузов традиционной для танков конструкции исполнен несколько небрежно. До внедрения в 1942 году автоматической сварки под слоем флюса качество сварных швов оставляло желать лучшего, трещины по стыкам и даже щели были не редкостью. Военная приемка в годы войны иногда пропускала танки с негерметичными корпусами, в них щели нижней части замазывались цементом, чтобы не допустить попадания воды в салон при преодолении бродов и луж.
В целом, танки до «малого рестайлинга» весны 1941 года с башенным погоном 1400 мм отличаются средним качеством, танки с погоном 1420 мм выпуска 1941-1942 годов с использованием ручной сварки боковых частей бронекорпуса наименее предпочтительны, качество изготовления корпуса у них отставляет желать лучшего. Для ускорения сборки броню могли ставить буквально на «прихватки» длиной по 100 мм с внутренней стороны с шагом миллиметров в 200.
Недостатки заводской сварки часто пытались устранить на ремонтных заводах и в условиях полевых мастерских, но не всегда удачно. Качество работ в этом случае могло быть очень низким, часто использовались и кустарные методы устранения трещин бронеплит и швов. Так, трещины плит просто засверливались, а трещины швов заваривались с отклонением материалов электродов и тока от номинальных, что приводило к повышенной хрупкости как швов, так и окружающего металла.
Машины выпуска до 1945 года в целом могут иметь низкое качество сварки панелей бронекорпуса. Особенно отличались машины сборки Сталинградского завода, где автоматизированную сварку не освоили до последнего момента и даже бортовые детали сваривали вручную. И на всех заводах качество приварки крыши башни было весьма низким.
К сожалению, большая часть танков хранилась вне гаражей и теплых баз. А ДТП с домами, деревьями, танками, пушками, бронетехникой и машинами случались очень часто. Не стоит забывать, что также по танкам регулярно стреляли. К счастью, броня неплохо выдерживала ДТП, полностью защищала от пуль ружейного калибра и даже выдерживала огонь артиллерии.
Жаль только, что толщина днища и верхних листов была маловата, мины и самолеты могли пробивать танк с относительно малозащищенных сторон. Так или иначе, в случае серьезных боевых происшествий ремонтные заводы могли восстанавливать танки даже с полностью выбитыми листами брони, если не было пожаров и ослабления конструкции в целом.
Даже танк без боевых повреждений может иметь доработки в виде подваренных трещин бронелистов и швов и лужение дефектных мест на листах малой толщины. Искривление бронелистов может быть следствием термодеформации даже при нарушении сварки в заводских условиях. Лучше всего будет запросить отчет об эксплуатации танка в архиве. Но не пытайтесь обращаться за этим в ГИБДД, там танки почему-то не любят и на учет не ставят.
При осмотре подержанного экземпляра толщиномер вам ничем не поможет. Стандартная окраска 4БО (четвертый базовый цвет), состоящая из смеси охры – 73,75%, крона оранжевого – 7,5% и зеленой окиси хрома – 18,75%, стертая на олифе, не отличается стойкостью. Большинство танков многократно окрашивались, обычно пару раз в год и после серьезных боев.
В зимний период использовали еще и стираемые белые покрытия для маскировки. Краску для зимней маскировки танка приготовляют в виде белого порошка из следующей смеси: гипса – 47%, мела – 46%, казеинового клея – 5% и извести – 2%.
Увы, более стойкой краской 4БГ на основе глифталевого лака красились только выставочные экземпляры для госприемки. Вряд ли вам попадется такой экземпляр. Так что рассчитывайте на полную перекраску и почти обязательный антикор. При аккуратной эксплуатации толщина металла позволяет пока не очень заботиться о коррозии, но помните: через 50-100 лет возможно появление сквозных дыр и танк может не пройти техосмотр. А в случае ДТП или попаданий снарядов он не защитит вас должным образом.
Как ни странно, самые неудачные условия хранения Т-34 – это вовсе не в болоте или на дне реки. Если танк был запаркован на берегу моря с доступом соленой воды и кислорода, то можно наблюдать исчезновение головок наружных болтов, «истаявшие» от коррозии траки и надгусеничные полки кузова. И даже катки шасси могут частично исчезнуть.
В кабине исчезают кронштейны крепления дополнительного оборудования, боеукладки, приборная панель и педали. Многие сохранившиеся в качестве огневых точек на островах Дальнего Востока танков имеют очень печальное состояние кузова. Если вам предложат праворульный Т-34, внимательно осмотрите его на предмет не только распила, но и коррозии.
Основные места осмотра кузова танка – это днище моторного отсека, где лакокрасочное покрытие повреждается соляркой и маслами, а сверху льется вода, да и в обитаемом отсеке часто вода скапливается на полах. Особое внимание – башенному погону, отсутствию забоев на его рабочей поверхности и сохранности шаров.
Возможно, придется воспользоваться сварочным аппаратом для подновления швов крыши башни и моторного отсека. Их масса – несколько сотен килограмм, и будет неприятно, если они рухнут вам на голову. Подварите и зачистите также все швы днища, и особенно бортовых бронелистов. На них приходится нагрузка от трансмиссии, и вибрации вызывают быстрое растрескивание.
В остальном оборудование кузова в основном металлическое и крепкое, ну а мелкие детали обычно растаскивают дети и не очень умные взрослые. Если танк полностью комплектный, то вам очень повезло. Но обычно такие элементы, как оптика, системы вращения башни, органы наведения орудия, все элементы управления и даже простенькие сиденья утрачены. Если танк хранился открытым, то могут быть также утрачены боеукладки и кронштейны.
Салон
К сожалению, возраст и стиль эксплуатации танка не подразумевают высокой степени сохранности салона. Даже в первые 10 лет эксплуатации салоны многократно повреждались и ремонтировались кустарным образом.
Впрочем, материалы отделки в основном очень надежные – это сталь, немного пластика и стекла. Но такие элементы, как смотровой прибор водителя, пружины люков, сиденье водителя с системой подъема, механизмы поворота башни выполнены изначально не очень крепкими и надежными. Да и шумоизоляция тут очень плохая, в основном шлемофоном на голове.
Обратите внимание на коррозию системы жалюзи сверху моторного отсека. Особенно вредно, если химчистку салона давно не делали и толщина слоя грязи превышает пару сантиметров. И аккуратнее с эвакуацией танков, которые длительное время провели без движения, часто внутри настолько грязно, что весь внутренний объем залит водой и грязью. Масса танка в этом случае может превысить 50 тонн и при неаккуратной буксировке можно вырвать буксировочные рымы.
К счастью, вместо химчистки можно выполнить простую мойку из пожарного гидранта и восстановить внешний вид с помощью ведра краски. Надо понимать, впрочем, что к современным образцам автомобилей Т-34 никогда не приблизится – зашивать интерьер в кожу или ставить рычаги со спортивным хватом бесполезно.
Климатическая установка отсутствует, и забор воздуха для дизеля из салона немного улучшает воздухообмен, зато тепло мотора согревает зимой. На стоянке танк отапливается печами «Промотор», устанавливаемыми вместо аккумуляторных батарей, и танковой печью под днищем бронекорпуса. Эти элементы достаточно надежны, но их ресурс составляет 4-5 лет – скорее всего, вам придется по чертежам изготовить новые или искать их на складах.
Электросистема
Танки семейства Т-34 имеют 24-вольтовую бортовую систему питания и комбинированный запуск. К сожалению, аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 оригинального образца оказались неудовлетворительного качества, плохо выдерживая как жару, так и холод, требуя постоянного ухода, изменения плотности электролита и снятия для подзарядки в холодное время года.
К счастью, запуск дизеля возможен дублирующей пневматической системой и бортовая электросистема отвечает в основном за освещение и питание рации. Генератор ГТ-4563А номинальной мощностью 1 Квт на танке с дизелями с максимальными оборотами 1750 в минуту имеет мощность до 800 Вт, при дизеле с максимальными оборотами 2000 в минуту – до 900 Вт. Напряжение выше 25 В и зарядка аккумуляторов начинаются с оборотов дизеля 650, не забывайте об этом зимой.
Реле-регулятор РРА-24Ф не отличается надежностью и расположен в салоне, у места механика-водителя. При небольших отклонениях напряжения от номинала можно по нему постучать.
Если у вас танк первых выпусков с реле-регулятором серии РРТ-4576А, то шумы электросистемы не позволят нормально эксплуатировать радиостанцию при подсевших аккумуляторах. Лучше заменить такой РР на элемент нового образца.
Если танк был неправильно припаркован, например, опять-таки в болоте или на дне реки, то, скорее всего, генератор и вся электросистема уже вышли из строя – закладывайте бюджет на восстановление этого оборудования.
Промежуточный итог
Несмотря на низкое качество сборки военного времени, запас по толщине металла у Т-34 весьма достойный. Плохой уровень комфорта салона искупается простотой его отделки. Пожалуй, серьезных вложений по итогам первой части потребует только электрика, хотя если вас не очень заботит восстановление «в сток», можно обойтись и вовсе без нее. Во второй части рассмотрим конструкцию тормозов, подвески, трансмиссии и мотора – там много интересных нюансов.
Источник: www.kolesa.ru
Да, хронологию пришлось несколько нарушить в показах боевой техники, и после Т-60 должен был стоять Т-46-76, но увы, танк готовили к праздничному мероприятию 9 Мая, потому не получилось пообщаться с ним. Просто заглянули, чтобы сравнить с 85-м, в котором дали возможность поснимать.
Из «тридцатьчетверок», признаюсь, мы вылезали очень задумчивые. Скажем так: максимально задумчивые. В голове между приступами мигрени болталась одна мысль: «И на этом еще и воевали…» Речь шла не о боевых характеристиках, нет. Речь шла о возможности минимально комфортно находиться в танке.
Так вот, в Т-34 ее нет. Совсем.
Наверное, когда в танке был экипаж в три человека, еще можно было как-то… взаимодействовать. С точки зрения освоения пространства. Но когда наконец-то ввели четвертого члена экипажа, все стало совсем печально.
Но к взаимодействию мы вернемся, когда будет снимать видео по танкам с настоящим специалистом танкового дела, пока же можем сказать одно: так неудобно мы себя не чувствовали ни в одном танке ни до, ни после. Даже в Т-26 было как-то более комфортно. Видимо, английские корни давали о себе знать.
Т-34 карает вас на каждом квадратном дециметре. Стоит на десятую долю секунды забыться в тесноте танка, пытаясь впихнуть в кадр хоть что-то, нате… получите и распишитесь.
Т-34-85 в этом плане еще строже. Там пушка побольше, значит, места в башне еще меньше. А на этой технике не просто воевали. А успешно.
О ТТХ в этот раз не будет ни слова. Равно как об истории танка. Смысл повторяться, если и так все все знают?
Танк, как видите, абсолютно рабочий и на ходу.
Сохранен весь инвентарь и ЗИП, и не просто сохранен. Даже пила именно такая, как та, что реально полагалась этому танку.
Собственно, на башню. Там есть небольшой сюрприз.
Сложно сказать, что за парень был этот Вася. Явно молодой, человек в возрасте так бы страдать не стал. А пацану — вполне. Вышкрябать на остывающей отливке башни свое имя… А вот как получилось, танк не сгорел в горниле войны. И стоит в Музее отечественной истории в Падиково. А как сложилась жизнь этого Васи, каким он стал Василием…
Панорама с единственного места, откуда внутри танка можно снимать. С места командира. И тут главное отличие от обычного Т-34 — прицел. Такой пошел уже на Т-34-85.
Боекомплект. Часть его. Вообще снаряды напихивались куда только можно, также как диски к пулеметам. По принципу «много не бывает».
Вид с места командира на его оптику. Если обмотаться вокруг сиденья.
Механизмы ручного управления башней и орудием. В разные цвета — чтобы в бою, в запарке не перепутать. Вообще на удивление, в танке много подсказок и напоминаний.
Вид на казенник 85-мм пушки.
Примерно в этом месте в спокойном состоянии находилась голова стрелка-радиста. Если серьезно, то пулеметчик он. Рация была, как раз с ящика для нее и съемка делалась, но пулемет важнее.
Место механика-водителя. Кажется, что вполне нормально выглядит все. Залезть — можно, а вот назад — цирковая эквилибристика.
В «случае чего» этой паре было весьма непросто выбраться со своих мест. Ладно, нам было непросто, как воевавшим настоящим танкистам — не знаю.
Ну вот как есть: не бит, в родной краске, почти без пробега…
Мехводово хозяйство.
Немного об оптике, которую так всегда критикуют. В следующий раз, когда мы будем работать в этом музее, есть замысел поснимать через оптику. Надо будет только специальный объектив для этого взять, в этот раз не было его. Так что думаю, получится предоставить возможность посмотреть на мир глазами тех, кто в танке.
Источник: s30116489994.mirtesen.ru