В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.
Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.
История создания
В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.
ЭВОЛЮЦИЯ ТАНКОВ ИС | Все танки семейства ИС | Обзор
Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.
Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.
Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.
К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.
При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).
Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.
Советский тяжёлый танк ИС-3. История, особенности, боевое применение
Описание конструкции
Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.
Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.
Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.
Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.
Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.
В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.
Ходовая часть оборудовалась торсионами.
Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.
Технические характеристики ИС-1
Ближайшими конкурентами советского ИС-1 стали немецкие тяжелые машины «Пантера « и «Тигр», вооруженные длинноствольными 75 или 88 мм орудиями. Танк Pz.Kpfw.V, превосходивший отечественную машину в подвижности, несколько уступал по бронированию, расположенному под выгодными углами наклона.
Машина Pz.Kpfw.VI являлась более опасным противником благодаря толстой броне и мощному 88 мм орудию.
Масса, кг | 44200 | 44800 | 57000 |
Длина (без ствола), мм | 6770 | 6870 | 6316 |
Ширина, мм | 3070 | 3270 | 3705 |
Высота, мм | 2740 | 2995 | 2930 |
Толщина брони, мм | 30-120 | 17-110 | 28-100 |
Скорость хода по шоссе, км/ч | 37 | 55 | 38 |
Запас хода, км | 150 | 250 | 195 |
Общей проблемой германской техники стало использование бензиновых двигателей, не отличавшихся надежностью. Применение шахматной подвески улучшало плавность хода, но в зимнее время отмечались случаи заклинивания катков из-за намерзающей грязи. Большой проблемой являлась замена внутренних катков, для демонтажа узла приходилось снимать соседние колеса.
Боевое применение
Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.
Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов – Белая Церковь.
Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.
В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.
Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.
След в истории и игромании
Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.
Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.
Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.
Источник: warbook.club
ИС-1 и ИС-2 — советские тяжелые танки
ИС-1 и ИС-2 – советские тяжелые танки, название которых расшифровывается как «Иосиф Сталин».
История создания
ИС-1
Начало работ над танком ИС-1 связано с появлением на фронте зимой 1942-1943 гг. тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым КВ-1, Т-34 и КВ-1С не могли справляться, то есть банально не пробивали его. В результате постановления №2943сс Челябинскому заводу №100 требовалось предоставить два образца танка ИС на государственные испытания.
В постройке образцов использовались некоторые детали от КВ-13. На первый образец (ИС-1) поставили классическую 76-мм пушку ЗиС-5, а на второй образец (ИС-2, но никакого отношения к серийному ИС-2 не имеет) поставили 122-мм гаубицу от КВ-9. ИС-1 получил заводское название «Объект 233», еще позже его будут называть ИС-85. Почему? Рассмотрим чуть позже.
Испытания длились чуть меньше месяца. И они показали, что у танка очень удачная компоновка, хорошая скорость и маневренность. Но под конец испытаний были получены точные данные о бронировании «Тигра», и 15 апреля вышло постановление о создании мощных танковых орудий и установки их в новые танки.
В июне четыре 85-мм танковые пушки (две С-31 и две Д-5Т) были готовы для установки в танки. Однако возникла проблема с башней. Новые пушки не влезали в старую башню, поэтому пришлось ее увеличить, а в результате увеличить также длину корпуса на 420 мм. Стоит отметить, что башня теперь была по виду такая, как и у прошлого ИС-1.
К концу испытаний выяснилось, что ИС №2 с пушкой Д-5Т показал себя лучше. Дальнейшие испытания происходили на полигоне в Кубинке, тогда же туда прибыл и новый КВ-85 с той же пушкой Д-5Т. Обе машины успешно прошли все испытания и 4 сентября были приняты на вооружение Красной армии.
ИС-2
Стоит отметить, что в том же постановлении, где говорится о принятии на вооружение ИС-1, говорилось и о создании ИС-2 с калибром пушки 122-мм, так же там говорилось о создании ИСУ-152. Почему же выбрали калибр 122-мм? Почему не 100-мм? Не 115-мм? Дело в том, что Ж. Я. Котин, проанализировав Курское сражение, заметил, что с танком «Тигр» наиболее удачно боролись 122-мм корпусные пушки А-19.
В КБ №9 как можно быстрее сделали чертеж новой пушки в башне ИС-85, и Котин лично предоставил проект И.Сталину, который одобрил проект и приказал как можно быстрее приступить к испытаниям. Поэтому буквально через две недели опытный образец был готов к испытаниям. ИС-2 было дано заводское название «Объект 240». Испытания прошли очень быстро и успешно.
Однако во время испытаний при одном из выстрелов разорвало дульный тормоз Т-образного типа — пришлось устанавливать немецкий. В 1944 году, кстати, разработали новый дульный тормоз для ИС-2.
Позже изменилась еще и форма лобового бронелиста, т.к. немецкие пушки 43-их 44-ых годов с легкостью пробивали броню ИС-2 (и ИС-1 соответственно). Таким образом, лобовой лист выпрямили по всей поверхности, и он стал «прямым». Это дало возможность не увеличивать толщину лобовой брони при увеличении бронезащиты.
К слову сказать, ИС-1 был снят с производства уже в январе 1944 года, через 4 месяца после начала производства. В завершении истории наверно стоит отметить, что названия ИС-1 и ИС-2 присуждены были только с марта 1944 года, до этого они назывались ИС-85 и ИС-122 соответственно.
Вооружение
Рассмотрим и 85-мм и 122-мм пушки. Их характеристики будут записаны рядом, 85-мм/122-мм.
- Масса орудия, кг – 2480/Неизвестно
- Боекомплект, сн. — 59/28. Стоит отметить, что на пушку Д-25Т(122-мм) производились только бронебойные снаряды.
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 792/800
- Прицельная дальность, м, — 2000/3000
- Углы вертикальной наводки, град.: -5° +22°/−3°…+20°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
- Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 105/90° / 155/90°
- Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. — 100/90° / 145/90°
- Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 85/90° / 125/90°
- Скорострельность, выстр./мин – до 8/ до 1,5, позже до 2.
Дополнительное вооружение:
Три 7,62-мм пулемёта ДТ: курсовой, спаренный с орудием, и кормовой, установленный в задней части башни / Аналогично. С 1945 года на крыше башни устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК.
Тактико-технические характеристики
Сравнение боевых характеристик будет происходить таким же образом, как и при сравнении вооружения.
- Масса, т — 44/46
- Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель, Стрелок-радист / Аналогично.
- Длина корпуса, мм — 6770/6770
- Ширина корпуса, мм — 3070/3070
- Высота, мм — 2735/2630
Бронирование
Градусы измеряются по отношению к вертикальной поверхности.
- Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/30° / 120 / 60°
- Лоб корпуса(середина), мм/град. — 60/78° / Не существовало
- Лоб корпуса (низ), мм/град. — 90/30° / 100/30°
- Борт корпуса (верх), мм/град. — 90/0° / 90 / 15°
- Борт корпуса (низ), мм/град. — 90/0° / 90 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/49° / 60/49°
- Корма корпуса (низ), мм/град. — 60/41° / 60/41°
- Днище, мм — 20 / 20
- Крыша корпуса, мм — 30 / 30
- Маска орудия, мм/град. — 100 / 100
- Лоб башни, мм/град. — 100/Кабанья голова / 100/Кабанья голова
- Борт башни, мм/град. — 100/15° / 90 / 20°
- Корма башни, мм/град — 100/15° / 90 / 30°
- Крыша башни, мм — 30 / 30
Ходовые качества
- Мощность двигателя, л. с. — 520/520
- Максимальная скорость, км/ч — 37/37
- Запас хода по шоссе, км — 240/240
- Удельная мощность, л. с./т — 11,8/11,3
- Преодолеваемый подъём, град. — 36°/36°
Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:
- ИС-2М – «Модернизированный». Заменен двигатель, при этом мощность его не изменилась, имеются изменения ходовой части, увеличены размеры башни, за счет чего был увеличен боекомплект до 35 снарядов, был убран курсовой пулемет, и имелось еще несколько незначительных изменений. Машина была снята с вооружения Российской Федерации только в 1995 году. На данный момент ИС-2М состоят на вооружении Кубы в количестве 12 штук и служат неподвижными боевыми точками береговой охраны.
- ИСУ-152 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-1 в октябре 1943 года.
- ИСУ-122 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-2 в декабре 1943 года. На ней стоит такое же орудие, что и на ИС-2.
Боевое применение
В Великую Отечественную войну танки ИС-1 и ИС-2 активно участвовали в сражениях с 1943-1944 годов, и практически все дошли до конца войны. После Wow в боевых действиях участвовали только танки ИС-2. Есть информация, что они принимали участие в Корейской войне, но никаких данных, подтверждающих это, не найдено.
Танки в культуре
ИС-1 можно встретить в целом ряде компьютерных игр: World of Tanks, War Thunder и т.п.
ИС-2 в культуре является гораздо более популярным по сравнению с ИС-1. Эти танки встречаются во множестве кинокартин:
- Отец солдата;
- Блокада, где ИС-2 использован как КВ-1;
- «Танк «Клим Ворошилов-2» — использован как КВ-2;
- «На войне как на войне» — использован как Pz.V «Panther».;
- «Белый тигр» — использован как Pz.VI «Tiger».
Также ИС-2 появляется в огромном количестве компьютерных игр: «World of Tanks», «War Thunder», «Ил-2 Штурмовик», «Блицкриг», «Sudden Strike» и т.д.
Память о танках
Ни один первый ИС до наших дней не дошел, а вот ИС-2 сегодня можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке, в музее-панораме «Сталинградская битва», в «Огненной дуге», в музее боевой славы омичей, и еще в ряде музеев России.
- M4 Sherman
- M142 HIMARS (Химарс) РСЗО США
Источник: tanki-tut.ru
Серийные модели танка «ИС»: тяжелая броня Советского союза
В 1943 году состоялось самое массовое танковое сражение за всю историю человечества. На полях Курской дуги схлестнулось почти 1000 бронированных машин. Сражение длилось не один день и несмотря на то, что немцы подготовили к схватке множество новых машин победы они не увидели. Но не стоит думать, что РККА обошлась без потерь. В ходе сражения погибли десятки тысяч советских солдат.
В том числе и из-за небольшого технического отставания в бронетехнике.
Именно после Курской битвы Сталин обратил пристальное внимание на разработку новых танков для нужд Красной армии. Ведь стало очевидно – техника довоенного периода (Т-34 и КВ-1) уже не отвечают требованиям 1943-го года. В ускоренном темпе начали создание средних и тяжелых машин, в которых стали использовать весь наработанный за годы войны опты.
Однако, если средние танки получили лишь глубокую модернизацию башни и установку нового орудия, то КВ-1 и КВ-85 решили дальше не развивать и сосредоточились на создании новой тяжелой машины. Линейка получила название ИС («Иосиф Сталин») и просуществовала еще долгие десятилетия после завершения Великой отечественной войны. В статье мы расскажем какие серийные модификации танка ИС существовали и чем они отличались друг от друга.
ИС-1 (ИС-85)
Танк ИС-1 начали разрабатывать незадолго до лета 1943-го года, когда советское руководство дало приказ на создание адекватного ответа на немецкий «Тигр». Изначально существовало два варианта танка и 85-мм и 76-мм пушкой, но впоследствии от 76-мм ЗиС-3 отказались в силу ее морального устаревания. Интересно, что за основу ИС-1 взяли экспериментальный средний танк ИС-13. Его существенно доработали, переделав ходовую часть, усилив броню и увеличив башню.
Полноценно ИС-1 стали производить на Челябинском тракторном заводе с октября 1943 года, когда танк прошел все испытания. В конечном варианте он получился более бронированным и скоростным, чем его главный конкурент – КВ-85. В качестве основного орудия на новом танке установили 85-мм пушку Д-5Т. Но одновременно с принятием ИС-85 на вооружение поступил приказ на разработку аналогичного танка с 122-мм орудием, который выполнили в тот же год. Поэтому этот танк производили только до января 1944 г.
ИС-2 (ИС-2 образца 1944 г)
Вы понимаете, зачем нужны мемы?
Мем — это не требующий разъяснений символ, который может принимать форму слов, действий, звуков, рисунков, передающих определенную идею.
Современный маркетинг — это идеи, современный бизнес — конкуренция идей. А самый верный способ передачи этих идей — мемы. Мем необычен, придя в рекламу из науки, он может описать, объяснить, показать, упростить и обобщить любую информацию. Единица этой информации будет «жить» в сознании человека.
В первую очередь тяжелые танки – это машины для прорыва вражеской линии обороны. По этой причине им нужна не только крепкая броня, но и орудие, способное разносить в щепки оборонительные постройки. Для этого зачастую используют осколочно-фугасные снаряды и у них есть прямая зависимость от калибра пушки. Чем больше калибр – тем мощнее взрыв и дальше летят осколки.
Именно это стало главной причиной разработки танка ИС-2, начавшейся в момент принятия на вооружение первой модели этого танка. Создание танка завершилось незадолго до конца 1943 года и его почти сразу пустили в производство.
Но у ИС-2 почти сразу обнаружили существенные недостатки. Самым главным из них было слабое бронирование. И если защиту корпуса удалось нарастить, то башня до конца войны осталась слабой точкой танка. Эта проблема возникла из-за того, что изначально башня ИС-2 рассчитывалась под 85-мм Д-5Т, а не 122-мм Д-25Т.
Чтобы усилить броню башни требовалось существенно изменять всю конструкцию машины. Кстати, доработанная вариация ИС-2 получила приставку – «образец 1944 года». Именно эти машины штурмовали Берлин и ряд других столиц Европы.
ИС-3 («Кировец-1»)
Танковые прогресс не остановился на ИС-2. Ведь он получился хоть и хорошим, но со своими недостатками. О слабой защите башни уже говорилось. Но это были не все проблемы машины и в июле 1944 года началась разработка следующей модели тяжелого танка – ИС-3. В этот раз создание машины заняло почти год и только в мае 1945 года первые серийные образцы покинули цех.
Примечательно, что машина носила второе название – «Кировец-1».
Главное отличие ИС-3 от ИС-2 заключалось в улучшенном бронировании, доработке ходовой части и улучшении приборов наблюдения. По сравнению с предыдущей моделью «Кировец-1» имел значительно больший запас хода и лучшую ремонтопригодность. Бронирование танка было значительно улучшено за счет использования «щучьего носа».
Именно так назвали треугольное расположение передних бронеплит под большими углами схождения. Башня стала цельнолитой, сферической формы. В боях танк участия не принимал.
ИС-8 (Т-10/Т-10м)
Самый последний серийный тяжелый советский танк, который выпускали до середины 60-х годов прошлого века. Корни проекта уходят в 1944 год, когда в СССР разрабатывали сразу 3 тяжелых танка: ИС-7, ИС-4 и ИС-6 (имелся еще ИС-6, но это была попытка создания тяжелого танка с электро-механической трансмиссией). При этом «седьмой» и «четвертый» были в приоритете, а «пятерка» разрабатывалась, как сочетание положительных качеств обоих вариантов. В итоге от идеи ИС-4 отказались по причине его полной непригодности для мирного времени, а ИС-7 оказался слишком дорогим и габаритным. У обеих машин также был серьезный недостаток – большая масса.
К проекту ИС-5 вернулись только в 1948 году, когда срочно требовалось заменить старые ИС-2 и ИС-3 на более новые танки. Но в изначальный проект внесли существенные коррективы. Из которых самым главным стало ограничение по массе – не выше 50 тонн. Уже в 1949 году были построены первые серийные ИС-5, который позже переименуют в ИС-8.
Машины получились сырые и с большим количеством недоработок. Поэтому проект отдали на совершенствование.
Доработка продлилась аж до конца 1952 года, а сам танк приняли на вооружение уже после смерти Сталина весной 1953 г. Из-за начала развенчивания культа личности «Вождя народов» новая машина получила нейтральное имя – Т-10. Серийно танк выпускали до 1966 года, всего сделали около 1,5 тысяч машин. Последние модификации назывались Т-10М.
Что такое мем?
Если говорить просто, то мем — это те самые картинки с подписями, которые вы видите в постах или комментариях в социальных сетях и на имиджбордах. На самом деле, мемами могут быть не только изображения, но и фразы, видео и тому подобный контент, но картинки наиболее распространены.
Распространение мемов очень сильно связано с неким общественным запросом, потому что главная социальная роль мема — это работать таким социальным клеем, работать как некая система опознавания своих.
Источник: memax.club
Серия тяжёлых танков ИС
Серия танков ИС появилась в годы Великой Отечественной войны, а её последний представитель стоял на вооружении аж до 1993 года.
Давайте подробнее рассмотрим эти легендарные машины, получившие своё название в честь Иосифа Сталина и стоящие на страже нашей Родины не одно десятилетие.
ИС-1
После появления немецкого Тигра советские тяжёлые танки КВ-1 резко устарели и стали уступать противнику практически во всём. В Советском Союзе начали спешно разрабатывать технику, способную конкурировать с тяжёлыми танками Вермахта.
В основу новой машины, получившей название Объект 237 или ИС-85, легло множество узлов и инженерных решений от серии КВ, можно считать ИС-1 результатом внушительной модернизации КВ-1.
Танк получил плотную компоновку, что позволило сократить массу до 44-46 тонн при лучшей бронезащите, обеспечив хорошую подвижность.
Всего было выпущено 130 единиц.
ИС-2
Эволюция своего предшественника, приведшая к созданию одного из самых мощных танков своего времени. Альтернативное название Объект 240 или ИС-122, поскольку основным вооружением стала мощнейшая 122 мм пушка. Её установили из-за того, что 85 мм пушка на предшественнике не справлялась с Тиграми и Пантерами.
После обкатки в боях и выявления слабой защиты лобовой части корпуса, ступенчатую верхнюю лобовую деталь заменили на прямую толщиной 120 мм, расположенную под наклоном, практически неуязвимую для немецких пушек 8.8 Pak 43.
ИС-2 постоянно участвовал в боях, начиная с 1944 года, был выпущен в количестве 3475 единиц.
ИС-3
Грозная машина, опоздавшая на войну, альтернативное название Объект 703. Создана на опыте танковых боёв Второй мировой войны, отличается необычной формой верхней лобовой детали, получившей название щучий нос.
Конусообразная броня толщиной 110 мм и обтекаемая башня обеспечивали лучшую на то время защиту от бронебойных снарядов.
С 1945 по 1946 год создали больше чем 2300 ИС-3, но танк оказался сырым, с большим количеством недостатков, из-за чего производство прекратили.
ИС-4
В 1944 году появилось первые опытные образцы Объект 701, отличающиеся очень серьёзной бронёй, практически неуязвимой для пушек того времени.
Сначала вместо ИС-4 на вооружение приняли ИС-3, но в 1946 году, когда третья модель оказалась полна недостатков, работы над четвёркой возобновились и в 1946 году ИС-4 взяли на вооружение армии Советского Союза.
Тяжёлый танк массой 60 тонн оказался ненадёжным и малоподвижным, а его броня стала слабой сразу после появления кумулятивных боеприпасов.
Всего выпустили 258 таких машин.
ИС-5
Имеет две версия, одна из которых никогда не выходила за пределы макета.
Вторая версия под обозначением Объект 730 стала прототипом ИС-8.
ИС-6
Начал разрабатываться в конце 1943 года как танк прорыва, превосходящий существующие. Существовало две версии, с привычной механической трансмиссией и с электромеханической, непривычной для нашей школы танкостроения.
Объект 252 с обычной трансмиссией не продемонстрировал ничего выдающегося по сравнению с ИС-4, уступив последнему в защите.
Объект 253 с электромеханической трансмиссией оказался ещё хуже, поскольку трансмиссия постоянно выходила из строя и имела внушительную массу.
ИС-7
Тяжёлый танк Объект 260, воплотивший всё лучшее из того, что было у советских конструкторов. Работы начались в 1945 году и завершились выпуском в 1947 году первых экземпляров.
Самый тяжёлый советский танк, его масса достигла 68 тонн. Щучий нос с толщиной листов брони в 150 мм, обтекаемая башня с лобовой частью в 210 мм, дизельный двигатель, развивающий 1050 л.с. и нарезное орудие С-70 калибра 130 мм.
ИС-7 оказался слишком тяжёлым, дорогом и сложным, в результате чего на вооружение не был принят. Зато послужил экспериментальной моделью для обкатки инженерных решений, применённых в будущем на других танках.
ИС-8 (Т-10)
Танк, поступивший в производство в 1954 году и стоявший на службе аж до 1993 года. Вобрал в себя лучшее от предшественников и предназначался для замены ИС-2 и ИС-3.
Защита уступала тяжёлым ИС-4 и ИС-7, зато подвижность, надёжность и пригодность к транспортировке были заметно выше.
Позже появилась модификация Т-10М, до уровня которой в 60-х годах довели все существующие Т-10.
По некоторым данным выпущено 2500 экземпляров Т-10, по западным данным – 8000. Стал последним серийным тяжёлым танком СССР.
Танки ИС
Серию танков ждала долгая и интересная судьба, пусть и не всегда благосклонная к ним. Появившись ближе к середине Второй мировой войны, они проделали долгий путь до 1993 года.
Они крушили немцев, служили образцами для экспериментов, воевали против более новых танков в Египте и даже становились неподвижными огневыми точками после того, как безнадёжно устаревали.
Лишь появление ОБТ, сочетавших в себе сильные стороны всех классов танков, поставило крест на дальнейшем развитии тяжёлых танков ИС. Актуальным стало развитие сначала средних танков, а потом основных боевых других серий, но это уже другая история.
Источник: tanksdb.ru