Немецкие танки серии E («Entwicklung», то есть «проект») являются объектами особого поклонения среди любителей немецкой бронетанковой техники. Наиболее почитаемой среди них является самая тяжёлая из «проектных» машина E-100. Наряду с Pz.Kpfw.
Maus, этот танк зачастую называется тем самым чудо-оружием, которое должно было дать возможность Третьему рейху переломить ход Второй мировой войны. На самом же деле, этот танк очень сильно переоценён. Более того, «каноничная» история его создания полна ошибок и недоговорок. Даже внешний вид танка, ставший достоянием истории благодаря работам Вальтера Шпильбергера, не соответствует тому, что должно было получиться в реальности.
Тигромышь
В июне 1942 года фирма Porsche представила проект сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. Исходно танк сильно отличался от того, что в итоге было изготовлено в металле. Внешне машина напоминала увеличенный в размерах тяжёлый танк Pz.Kpfw.Lowe разработки концерна Krupp. Исходный проект должен был весить около 120 тонн, а в качестве вооружения на нём использовалась 149-мм пушка длиной 37 калибров.
Е-100, история создания танка
В течение июня по требованию Гитлера у проектируемого танка была усилена броня, а также установлена дополнительная башня с 75-мм пушкой. Этот проект, весивший уже 140 тонн, было решено снова переделать. Фактически речь шла о совершенно новом танке, в котором от первоначального проекта Pz.Kpfw. Maus мало что осталось.
Если для детища Porsche новые веяния означали переделку, то для конкурента, танка Pz.Kpfw. Lowe, смена курса стала роковой. Проект танка, который разрабатывался Krupp с 1941 года, закрыли в июле 1942 года. Нельзя сказать, что Krupp остался у разбитого корыта: для Pz.Kpfw.Maus концерн разрабатывал башню, орудие, да и корпусное производство всё равно было бы налажено в Эссене.
И всё же в концерне полагали, что у них есть шанс наверстать упущенную выгоду и взять реванш за проигрыш Pz.Kpfw. Lowe.
Новый раунд борьбы между Krupp и Porsche начался 11 сентября 1942 года. На совещании между представителями отвечавшего за разработку бронетанковой техники 6-го Управления вооружений и представителями Krupp шло обсуждение работ по башне для Pz.Kpfw.Maus.
Подполковник Фриц Гольцгауэр беспокоился о том, что в конструкции танка Порше очень много совершенно новых узлов и агрегатов, включая двигатель. Подполковник Фёльферт, который отвечал в Krupp за танкостроительное направление, довольно ловко воспользовался опасениями Гольцгауэра. В качестве запасного варианта была предложена концепция альтернативного Porsche танка боевой массой 150 тонн. В конструкции перспективной машины предлагалось максимально использовать элементы тяжёлого танка Tiger. Гольцгауэр идею поддержал и предложил вернуться к обсуждению этой идеи спустя месяц.
Е100. Сверхтяжелый. Самая полная история разработки танка E100.
Подобный «ход конём» концерн Krupp проворачивал не раз. За 6 лет до описываемых событий Krupp, изначально выбранный в качестве изготовителя башни для среднего танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV), смог добиться разрешения на изготовление двух прототипов своего танка и в итоге обставил конкурента в лице B.W. конструкции Rheinmetall. Вот и сейчас под предлогом упрощения Krupp собирался делать «кашу из топора», то есть танк из башни. Cтоит сразу отметить, что под «Тигром» подразумевался Pz.Kpfw.Tiger II, который как раз в этот момент находился в стадии проектирования. На это недвусмысленно указывает масса танка, который собирались использовать в качестве «донора» для новой машины – 65 тонн.
Уже к середине ноября проект альтернативного сверхтяжёлого танка был готов. Неофициально проект получил обозначение Tiger-Maus («Тигр-Мышь»); также в документах NARA он упоминается как Krupp-Maus. В отличие от конструкторского бюро Фердинанда Порше, в Krupp не стали закрывать корпусом ходовую часть.
Вместо этого было принято весьма оригинальное решение, позволявшее одновременно сделать танк шире железнодорожного габарита и при необходимости в этот самый габарит вписываться. Во-первых, танк, аналогично Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II, получил транспортные гусеницы. Во-вторых, для защиты бортов были разработаны массивные экраны, которые в транспортном положении снимались.
Крановое оборудование при монтаже и демонтаже экранов крепилось непосредственно на башне. Проект предлагался в двух вариантах, причём на чертеже W 1671, судя по описанию, башню переместили в кормовую часть корпуса. К слову, в это же время башня «уехала» назад и у детища Porsche (чертёж K 3385 от 14 ноября 1942 года).
«Реванш» у Krupp не задался с самого начала. Даже простые расчёты подсказывали, что для 150-тонного Tiger-Maus даже при форсировании двигателя до 1000 л.с. максимальная скорость не превысит 20 км/ч. В случае же использования штатного Maybach 230 картина была бы ещё более печальной. Удельная мощность составила бы всего 4,51 л.с. на тонну.
Для сравнения, английский пехотный танк Infantry Tank Mk.I, имевший удельную мощность 5,98 л.с. на тонну, быстрее 13 км/ч не разгонялся. Примерно такую же скорость прогнозировали и для Tiger-Maus со штатными агрегатами от Pz.Kpfw.Tiger II. Одним словом, комиссия, в которую, кстати, входил и Фердинанд Порше, увидела в проекте Krupp больше недостатков, чем достоинств.
Начался лихорадочный поиск иной силовой установки, более мощной, чем HL.230. Потенциально подходили двигатели, которые планировалось использовать для Pz.Kpfw.Maus. Проблема была в том, что ни один из них не был в серийном производстве, а это убивало главную изюминку Tiger-Maus – быстроту постановки на конвейер. Похожие проблемы были с трансмиссией и другими агрегатами. Всё это усугублялось тем, что с каждым месяцем за счёт роста толщины брони масса проектируемой машины росла, и в ноябре достигла 170 тонн.
30 ноября 1942 года был подготовлен эскизный проект (чертёж W 1674) 170-тонного Tiger-Maus. Масса шасси составила 122 тонны, из них 82 тонны приходилось на непосредственно корпус. В качестве силовой установки предполагалось использовать мотор MB.507, тот же, что и на Pz.Kpfw.Maus. Концепция применения бортовых экранов осталась на месте. На танке планировалось использовать опорные катки с диаметром 650 мм, то есть меньшим, чем на Tiger II.
Итог рассмотрения проекта 1 декабря 1942 года, в котором принимал участие Генрих Книпкамп, один из ключевых людей в 6-м Управлении Вооружений, оказался неутешительным. В таком виде Tiger-Maus был не нужен, поскольку полностью была загублена сама идея быстрого запуска танка в серию. При массе в 170 тонн об использовании двигателя, механизма поворотов, трансмиссии и иных элементов от Tiger II можно было забыть. Единственным разумным решением оказалось снижение массы за счёт уменьшения толщины бортовой брони.
Уже спустя неделю, 7 декабря 1942 года, концерн Krupp представил новую версию проекта (чертёж W 1677). Масса Tiger-Maus снизилась до 130 тонн, диаметр опорных катков достиг 800 мм и сравнялся с теми, что использовались на Pz.Kpfw.Tiger II. Согласно расчётам, максимальная скорость должна была достигать 23 км/ч, но учитывая удельную мощность 5,4 л.с. на тонну, это выглядело чересчур оптимистично. Одновременно был подготовлен альтернативный вариант (чертёж W 1681) с кормовым расположением башни.
Комиссия, рассмотревшая проекты 8 декабря 1942 года, сразу отмела вариант с кормовым расположением башни. Что касается основного варианта, то он был встречен положительно, поскольку в нём использовалось множество компонентов от Tiger II. В качестве подвески для танка утвердили торсионы, и к осени 1943 года ожидалось изготовление первого прототипа.
Радость Книпкампа и Krupp оказалась недолгой. Уже 15 декабря Гольцгауэр, после ряда консультаций в OKH (Oberkommando des Heeres, верховное командование сухопутных войск), принял решение – должна остаться лишь одна «мышь». Окончательную точку в истории поставил Гитлер, который вполне справедливо посчитал, что детище Порше имеет больше перспектив. Tiger-Maus ушёл в забвение. Но лишь для того, чтобы снова вернуться под новым обличием.
Арийский ребрендинг
В начале марта 1944 года компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне представила чертёж 021A38300 с проектом сверхтяжёлого танка E-100. Этот проект должен был стать наиболее тяжёлым танком в E-серии, программа по которой была инициирована Книпкампом в апреле 1943 года (по другим данным, E-100 начали разрабатывать в июне 1943 года). Концепция предусматривала, что машины серии E имели ходовую часть, элементы которой находились снаружи корпуса. Собственно говоря, коллектив Adlerwerke под руководством главного конструктора Карла Йеншке (Karl Jenschke) занимался лишь ходовой частью, причём не только E-100, но также E-50 и E-75. На это стоит обратить особое внимание, поскольку часто Adlerwerke приписывают полную разработку E-100, E-50 и E-75, что не соответствует действительности.
Согласно чертежу, танк, вооружённый спаркой 149-мм и 75-мм пушек, должен был иметь боевую массу 140 тонн. Предполагалось два варианта силовой установки. По первой версии, танк оснащался двигателем Maybach 230 мощностью 700 л.с., а трансмиссия и механизмы поворота заимствовались у Pz.Kpfw.Tiger II. Ориентировочная скорость предполагалась на уровне 23 км/ч.
Второй вариант должен был иметь некий новый 1200-сильный двигатель Maybach. Не было конкретики и по трансмиссии с механизмом поворота для него. Крайне оптимистично выглядит максимальная скорость – 40 км/ч, особенно если учесть удельную мощность 8,57 л.с. на тонну. Изюминкой танка было использование уже знакомых нам съёмных бортовых экранов и транспортных гусениц при перевозке по железной дороге.
Максимальная скорость 23 км/ч, съёмные экраны, использование двигателя, трансмиссии и механизма поворотов от Tiger II… ничего не напоминает? Да-да, никакой ошибки, перед нами практически всё тот же Tiger-Maus, но с ходовой частью от Adlerwerke. Вместо торсионной подвески теперь предлагается пружинная, а диаметр катков увеличен до 900 мм. Авторы чертежа даже поленились поменять башню.
Точно такую же башню имел Pz.Kpfw. Maus на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года. В таком виде башня просуществовала чуть больше двух недель, после чего её вновь переделали. А здесь мы видим башню более чем годичной давности, более того – с орудием 15 cm KwK L/37, от которого окончательно отказались в марте 1943 года.
То, что на самом деле новый танк является фактически вытащенным из нафталина проектом более чем годичной давности, Книпкамп особо и не скрывал. Первоначально, правда, он убедил Гольцгауэра в том, что это другая машина, и занимается ею другая фирма. В реальности за проектом стоял Krupp, а из небытия Tiger-Maus вытащили в связи с размораживанием программы серийного производства Pz.Kpfw.Maus. Логика Книпкампа была вполне понятной: в лице E-100 получалась более простая и лёгкая (по сравнению с Pz.Kpfw.Maus) машина сверхтяжёлого класса.
Другое дело, что такой башни, как на чертеже 021A38300, танк точно не получил бы. Мало того, что от 149-мм пушки отказались ещё в марте 1943 года, сама башня за прошедшее время сильно изменилась. Уже в марте 1944 года Krupp начал работу над новой башней, более известной как башня Maus II.
От округлой формы лобовой части отказались, башня получилась более технологичной, а орудия (128-мм KwK L/55 и 75-мм KwK L/36) разместили одно над другим. Ещё одним важным изменением стала установка дальномера. E-100 также должен был получить такую башню, но с массой, сниженной до 35 тонн. Уменьшение массы более чем на 10 тонн достигалось за счёт снижения толщины бортов башни до 80 мм.
Несмотря на рвение со стороны Книпкампа и Krupp, E-100 не рассматривали как палочку-выручалочку. Во-первых, весной 1944 года опытный образец Pz.Kpfw.Maus уже вовсю катался на полигоне под Бёблингеном, там же шла сборка второго образца. E-100 же предстояло ещё спроектировать и собрать. Во-вторых, компоненты для танка конструкции КБ Фердинанда Порше к тому моменту уже были относительно освоены.
Таким образом, идея быстрой постановки конкурирующего танка на производство за счёт использования уже имеющихся серийных агрегатов от Tiger II становилась отчасти неактуальной. В-третьих, разница в весе танков в 140 и 189 тонн уже не столь большая, и для них в любом случае требовались специальные платформы. В-четвёртых, по уровню защиты, особенно по толщине бортовой брони, Pz.Kpfw. Maus превосходил конкурента. Одним словом, острой необходимости в новом танке не было.
Всё, чего удалось добиться лоббистам проекта E-100, – это разрешения на изготовление опытного образца с массо-габаритным макетом башни. Его удалось получить на фоне перспектив шасси E-100 в качестве базы для противотанковой САУ с двумя вариантами вооружения (15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53).
Насколько можно судить, изначально возникла идея просто установить новые пушки в штатную башню, но выяснилось, что такой номер не пройдёт. Pz.Kpfw. Maus в качестве базы не подходил, поскольку его корпус был слишком высоким. В итоге было принято решение проектировать Sturmgeschütz E-100. Для обкатки решений для будущего самоходного шасси опытный танк и строился, но можно предположить, что Krupp и Книмкамп ещё лелеяли надежду протолкнуть свою машину как замену Pz.Kpfw.Maus.
10 июля 1944 года Гитлер отдал приказ об остановке работ по сверхтяжёлым танкам и САУ. Распоряжение выполнили, но частично. В конструкцию Pz.Kpfw.Maus продолжали вносить различные изменения, вплоть до замены бензинового мотора на дизельный. Работы прекратились только после того, как оба прототипа перевезли в Куммерсдорф, где Порше и компания уже не могли заниматься доводкой своего детища. С E-100 ситуация была ещё более комичной: если Порше втихую только доводил свои танки, то создатели конкурирующей машины втихую её собирали.
В качестве площадки для сборки был выбран полигон Henschel в Хаустенбеке, неподалёку от Падерборна. Выбор этого места не случаен: в основном на E-100 использовались агрегаты Tiger II, так что Henschel была заинтересованной стороной в проекте. В виду сложной обстановки на фронтах и перегруженности предприятий, занятых по программе E-100, работа по сборке опытного шасси шла крайне медленно.
По состоянию на январь 1945 года, корпус был в основном готов, как и наполнение моторного отделения. Частично оказалась собрана и ходовая часть, но поскольку Adlerwerke смогла выделить всего трёх человек, а пружины отправили в неизвестном направлении, подвеска была не готова. Судя по состоянию E-100 на конец войны, пружин так и не дождались.
В мае 1945 года незаконченное шасси E-100 оказалось в руках союзников. Американцы ограничились изучением захваченных в Хаустенбеке машин. Что же касается англичан, то у них были другие планы. Надо сказать, что к моменту захвата E-100 оказался частично разукомплектован самими немцами. Англичанам, похоже, удалось найти пропавшие пружины, поскольку уже летом 1945 года ходовую часть удалось собрать, и шасси выкатили из ангара наружу.
Собрав все имеющиеся элементы, англичане погрузили шасси E-100 на сверхтяжёлый трейлер, и машина отправилась в сторону Туманного Альбиона. Вместе с E-100 англичане вывезли и массу других машин. Уже в Англии на танк установили гусеницы, но информация о том, что он проходил ходовые испытания, не соответствует действительности. До начала 50-х годов E-100 находился в танковой школе в Бовингтоне, а позже его продали на металлолом, как и большинство машин, приехавших из Хаустенбека.
Как можно заметить, настоящая история E-100 сильно отличается от «каноничной». Правда жизни такова, что вместо совершенного чудо-оружия в реальности вырисовывается единожды отвергнутая машина, которую лоббисты пытались пропихнуть второй раз. Перед Pz.Kpfw.Maus она не имела ровным счётом никаких преимуществ.
Кроме того, имеются большие сомнения в способности E-100 выдержать заданные характеристики. Одним словом, E-100 представляет собой один большой знак вопроса, как, впрочем, и вся E-серия. По состоянию на март 1945 года ни одного «Ё-мобиля» не значилось в перспективных программах, что кое о чём говорит.
- NARA (National Archives and Records Administration)
- BAMA (Bundesarchiv)
- Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
Источник: warspot.ru
Стальной танк Е-100, описание и особенности
Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах в начале 1943 года. Поражения подтолкнули Гитлера на создание нового «чудо-оружия». Немецкие военные конструкторы пытались все виды оружия сделать гигантскими.
Гигантомания не смогла обойти стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.
История создания
Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу ее работы были заложены личные инициативы конструктора, подкрепленные изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.
Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжелых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжелый танк которой носил название Maus.
В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжелого танка изготавливался на заводе компании Henschel.
К началу 1945 года незавершенная конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки. В таком виде она готовилась к испытаниям, причем неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом. Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.
Е-серия
Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.
Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:
- Е-10, прототип предназначался для проведения разведки, а также выполнял задачи по уничтожению бронетехники противника. На машину планировалась установка пушки Pak40 L/48 калибром 75 мм, а масса не превышала 15 тонн;
- Е-25, самоходно-артиллерийская установка вооруженная пушкой калибром 75 и длиной ствола 70 диаметров или 5м 25см. Масса САУ должна была составлять не более 30 тонн;
- Е-50, средний танк, масса которого составляла около 50 тонн;
- Е-75, данный прототип тяжелого танка должен был иметь массу не более 80 тонн;
- Е-100, проект являлся флагманом Е-серии и относился к классификации сверхтяжелого танка.
Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.
Особенности конструкции танка Е-100
Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.
Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны еще больше увеличивали бронезащиту.
Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.
Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.
В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.
Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.
При проектировании шасси танка был учтен большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжелой бронетехникой панцерваффе.
Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.
Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.
Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.
Технические характеристики Е-100
Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.
Maus | Е-100 | |
Длина корпуса, мм | 9020 | 8700 |
Ширина корпуса, мм | 3700 | 4480 |
Высота, мм | 3630 | 3320 |
Клиренс, мм | 570 | 570 |
Масса, т. | 180 | 140 |
Бронирование, мм | Лоб 200 Борт 185 Корма 180 |
Лоб 240 Борта 120 Корма 150 |
Вооружение | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 |
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24 или 150 мм KwK 44 L/38 или 173 мм KwK 44 |
Мощность двигателя, л/с | 1080 или 1250 | 700 |
Максимальная скорость, км/ч | 20 | 23 |
Запас хода, км | 186 | 120 |
Расход топлива, л/100 км | 1400 | 1000 |
Давление на грунт, кг/см2 | 1,31 | 1,4 |
Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищенность, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.
Вооружение танка Е-100
Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было.
Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную. Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.
Достоинства и недостатки
В числе достоинств сверхтяжелого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:
- Крепчайшая лобовая бронезащита;
- Прочная броня по бортам за счет достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
- Удачная конструкция подвески;
- Серьезные ударные характеристики основной пушки;
- Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.
В то же время недостатки такой боевой машины были весьма значительными. Лишь основные среди них:
- Огромный вес;
- Ограниченная подвижность;
- Слабые динамические характеристики мотора;
- Недостаточно защищенный лоб башни;
- Низкая скорость поворота башни;
- Длительное время перезарядки основного орудия.
В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.
Применение в боевых условиях танка Е-100
Тот факт, что танк Е-100 не был доведен до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжелых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.
Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжелого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.
Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.
Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.
Бесславный конец нацистского гиганта оставил о себе память лишь для узкого круга историков и отдельных специалистов. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда танки Третьего рейха стали объектом популярных компьютерных игр. В этой связи разработчики игры World of Tanks смогли, внедрив в свою симуляцию максимально приближенные к реальности характеристики, придать германскому танку Е-100 виртуальную «вторую жизнь», оказавшуюся весьма успешной. Танк и здесь не стал особо эффективной боевой машиной, но получил некоторые позитивные аспекты признания как довольно серьезного оружия Третьего рейха.
Источник: army-today.ru
E-100: альтернативный «Маус»
Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.
Первый звонок для немецких танкистов
Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими. До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.
Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.
Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы «Хеншель» в Касселе, 1942 год.
Порше против Хеншеля
В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал. Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).
Генрих Эрнст Книпкамп.
В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр». Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.
Фердинанд Порше.
Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику. В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.
Рейхсминистр Фриц Тодт
Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу. В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.
Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – основной соперник танка Е-100.
Медленный старт проекта Е-100
Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.
30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.
Здание «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне.
Е-100: технические характеристики
Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».
Танк Е-100, вид сверху.
Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.
В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.
Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой войны
Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.
Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой.
Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.
12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с.
Скорый конец проекта
Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже — те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.
Американские солдаты рассматривают шасси танка
Американский солдат возле шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом
Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч.
Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.
Источник: www.drive2.ru
Танк Е-100 — несостоявшийся проект сверхтяжелого танка третьего Рейха
Во Второй мировой войне танки были основным средством ведения боевых действий. В их разработку и производство вкладывались гигантские по нынешним временам денежные средства и интеллектуальные ресурсы. Весьма своеобразным, инновационным, но незавершенным проектом является танк Е-100. Это экспериментальный проект сверхтяжелого танка, неуязвимого для большинства противотанковых орудий того времени. Толщина лобовой брони составляла 240 мм, что является рекордным показателем для танков 40-х годов.
В нынешние времена описание Е-100 выглядит как реклама фантастических танков и компьютерной игры. Между тем, он является очередной разработкой из вполне реальной Е серии. К концу войны опытный образец был готов на 80%.
Обзор Е 100 и планируемые тактико-технические характеристики
Полный вес танка — 140 тонн. Для сравнения, современные танки в самом тяжелом классе редко когда имеют вес более 55 тонн. Чтобы распределить такую нагрузку на грунт, ширину траков гусениц сделали 1 метр. Для транспортировки танка к месту боевых действий предполагалось использовать железнодорожную платформу. Это было единственное средство.
Чтобы вписать танк в габариты железнодорожного состава, широкие гусеницы заменялись на узкие транспортные. 1000 мм траки для основных гусениц были заказаны у фирмы Adler. Широкие гусеницы обеспечивали машине хорошую проходимость на любых типах грунта.
Обзор двигателя и трансмиссии
Серия «Е» (от нем. Entwicklung series — развитие) разрабатывалась с учетом опыта боевого применения танков. Слабыми местами в основном были недостатки брони и вооружения. Двигатели и трансмиссия в боевых условиях показывали себя неплохо. Большой их ресурс не требовался, поэтому вся серия использовала готовые моторы, а разработка новых не велась.
Разумеется, брали самые современные и совершенные варианты. На Е-100 установили двигатель Майбах HL-230. Цифра 230 означает объем 23 л. Заводы Карла Майбаха обеспечивали моторами почти всю военную технику, так что в таком выборе мотора ничего странного не было.
Модель HL-230 уже активно использовалась на танках Тигр и Пантера. Нужно отметить, что на Тиграх первой серии ставился Майбах HL-210. Для своей мощности в 650 л.с. он оказался перефорсированным и часто выходил из строя, поэтому был заказ на его усовершенствование. Мотор HL-230 был изготовлен на основе 210-го, но ненадежный алюминиевый блок цилиндров был заменен на стойкий к перегреву чугунный.
Моторы Тигров и Пантер часто возгорались, поэтому в танке Е100 была установлена очень мощная система охлаждения с двумя электровентиляторами. Многие экземпляры этих моторов прекрасно сохранились до нашего времени и экспонируются во многих музеях мира.
Е-100 имеет расчетный вес 140 т. Мотор Maybach HL-230 обеспечивал 650 л.с. мощности. Таким образом, на каждые 1 л.с. приходилось 215 кг, что весьма странно. Это все равно, что на среднюю легковую машину массой 1,5 т поставить моторчик от скутера на 7 л.с. Тем не менее, по инженерным расчетам Е-100 мог развивать скорость 40 км/час или 11 м/сек.
Трансмиссия была заказана у того же производителя, что и двигатель. Немецкий танк Е-100 оснастили блоком OG-401-216В. Это модернизированная трансмиссия с танков Тигр II. Дифференциальный механизм поворота также был взят без изменений.
Вооружение танка Е-100: гаубица 150-170 мм, пулеметы 12 мм
Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было. Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную.
Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.
Особенности конструкции танка Е 100
Ходовая часть имеет шахматное расположение катков. На первый взгляд это решение выглядит абсурдным, так как очень затрудняет ремонт ходовой в полевых условиях. На самом же деле шахматное расположение вызвано огромным весом машины. При одной и той же длине гусеницы число катков в таком положении будет на 50% больше, чем при классическом однорядном. Такой конструктивный прием значительно продлевал срок службы резинового покрытия катков.
Довольно необычно для того времени выглядит применение защитных экранов для гусениц. Позднее это решение перейдет во все современные танки. Защитные экраны были не простыми щитками от грязи, а мощными броневыми плитами толщиной 65 мм. В сборке защитные экраны ставятся в последнюю очередь, поэтому на опытном образце, прерванном на 85% готовности, они установлены не были.
Корпус и остальные детали танка были перевезены англичанами для дальнейших исследований. Башня на танк так и не была установлена. Вместо нее был поставлен массо-габаритный макет. Башня имела столь огромные размеры, что в ней размещалось три места экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Большая высота обеспечивала отличный обзор, но делала машину заметной.
Впоследствии вся конструкция танка была порезана на металлолом, но предварительно были сделаны фотографии, модели, чертежи, было снято как можно больше конструктивных параметров.
Вопреки распространенным мифам сверхтяжелые танки серии Е100 не планировались в массовое производство. Старт их разработкам был дан в мае 1942. Конструкторско-исследовательскую группу возглавил Э. Книпкамп, занимавший на тот момент должность главного конструктора отдела испытаний танкового вооружения. Старт проекта был личной инициативой Книпкампа.
Работы по конструированию он доверил различным фирмам, не связанным с производством танков для фронта. Естественно, работы продвигались весьма медленно.
Обзор серии «Е» – это 10 моделей танков. Самый легкий из них весил 10 тонн, самый тяжелый — 180. Разработка проекта Е-100 началась в июне 1943 г. Окончание работ было в день капитуляции. Любопытно, что в конце 1944 года Гитлер издал указ, запрещающий все дальнейшие работы по всем проектам сверхтяжелых танков, но для Е-100 было сделано исключение. С чем было связанно такое решение именно в отношении Е-100 — неизвестно.
Основной упор в серии «Е» делался на инновационные решения конструкционных узлов, а не на массовое производство. Сверхтяжелый, неуязвимый для привычных противотанковых орудий танк даже в одном экземпляре мог провести прорыв фронта. Все дело в грамотном боевом применении и сопровождении танка пехотой.
Источник: warways.ru