Исполнилось 65 лет, как новосибирцы торжественно передали Северному флоту подводную лодку «Новосибирский комсомолец«: у флота появились шефы
Комсомол плюс флот СССР
Тридцатые предвоенные годы вошли в историю как годы небывалого развития физкультуры, спорта, работы. Мальчишки буквально бредили небом и бескрайними морскими просторами. И хотя в Сибири не было выхода к морям и океанам, активная работа» проводилась и здесь. Нас выручали реки. Летом молодежь активно организовывала шлюпочные походы.
Ничего не стоило, например, «рвануть» из Новосибирска в Карское море баркасе.
В Новосибирской области с 1932 по 1940 годы было организовано и проведено 63 краевых и областных шлюпочных походов, в которых участвовало до 520 человек, и 110 шлюпочных походов, в которых приняли участие команды из 33 городов и населенных пунктов области.
А в 1939 году VIII пленум ЦК ВЛКСМ принял решение установить шефство всего комсомола над созданием большого морского и океанского флотов СССР. Новосибирск оказался в числе городов, активно поставляющих лучших комсомольцев на Тихоокеанский флот. В 1939 году туда было направлено только нашим городом и областью 458 человек.
Норвегия показала покоящуюся на дне Норвежского моря АПЛ «Комсомолец»
Единство фронта и тыла
1943 год. «Новосибирский комсомолец» отправляется на флот
В годы Великой Отечественной войны связь между сибиряками и моряками укрепилась еще больше. Трудящиеся шефствовали над боевыми кораблями и частями флота. Новосибирцы были шефами Северного флота. Нашими подопечными являлись: бригада морской пехоты и подводная лодка.
В рамках шефства предполагалось обмениваться делегациями и подарками. Так, 25 июня 1943 года Новосибирский обком комсомола направил на флот В том же году и трудящиеся Новосибирской области обменялись своими делегациями трижды. Великого Октября мы направили для подшефных частей Северного флота 16 вагонов с подарками, среди них киножурнал «Сибирь во время Отечественной войны», десять гитар, десять балалаек, десять мандолин, три баяна и др.
В гости друг к другу ездили и творческие коллективы. На Северном флоте побывала концертная бригада новосибирского завода N 179. А перед самой победой в наш город приезжал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные фронтовые песни «Плещут холодные волны», «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера.
Но, пожалуй, одной из важных страниц в истории Великой Отечественной, весомым вкладом в усиление боевой мощи армии и флота стало участие трудящихся Сибири в сборе средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной армии. Уже в первые дни войны комсомольцы начали собирать деньги на постройку эскадрильи самолетов.
В конце 1942 года по всей Сибири развернулся сбор средств на строительство кораблей флота.
К 14 мая 1943 года комсомольцы и молодежь Новосибирской области собрали 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. На следующий день бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ рассмотрело вопрос постройки подводной лодки и звена истребителей и передачи Бюро приняло решение просить наркома ВМФ Кузнецова приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». Нарком с этой идеей согласился. И 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа «М» XII серии приказом наркома было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».
Затонувшая подлодка К-278 излучает Радиацию
Закладка подводной лодки еще до войны 30 октября 1940 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово». Подобные лодки проектировались ЦНИИ военного кораблестроения (главный конструктор Сердюк). лодки усовершенствовали, они стали значительно надежнее, но сохранили слабое вооружение и малую глубину погружения. Ласково их называли «малютки».
Спуск на воду нашей сибирской «малютки» произошел 14 апреля 1941 года (в разных изданиях даты не совпадают). С началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано. В октябре 1942 года ее отправили по железной дороге в Мурманск и дальше доставили для достройки в Молотовск.
Строительство лодки было продолжено благодаря средствам, собранным по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ трудящимися города и области. 24 июня 1943 года на субмарине был поднят флаг, и приказом народного комиссара включена в списки Северного флота. Лодка базировалась в городе Полярном в Екатерининской гавани.
«Счастливого плавания и скорых побед!»
10 августа 1943 года состоялась торжественная передача подводной лодки «Новосибирский комсомолец» На флот из нашего города была направлена делегация комсомольцев в составе Гончарова, Никитина и Протопопова. Вот как описал это событие корреспондент газеты «Правда»:
Новая подводная лодка, на рубке которой надпись «Новосибирский комсомолец», стояла у пирса, украшенная гирляндами флагов расцвечивания. На борту выстроилась команда.
На торжество поднятия флага прибыли командующий флотом, делегация комсомольцев Новосибирской области, командиры и краснофлотцы подводных лодок. По команде «На флаг! Смирно! Флаг поднять!» в торжественной тишине над лодкой взвился флаг.
Перед строем краснофлотцев и командиров был зачитан приказ о вступлении в строй подводной лодки «Новосибирский комсомолец».
Представитель делегации комсомольцев Новосибирской области товарищ Гончаров сказал:
Мы вручаем вам боевой корабль. В него вложены не только наши средства, но и наш труд, наша горячая любовь флоту. Мы призываем вас, товарищи моряки, еще крепче бить врага, чтобы приблизить день нашей победы. Счастливого вам плавания и скорых побед!
От имени экипажа лодки выступили Кофанов и старшина Арвачев.
«Если тебе комсомолец имя »
В свой первый боевой поход отправилась 6 сентября 1943 года (по другим данным, 7 сентября) к берегам Норвегии. И сразу же открыла свой боевой счет. Лодка произвела торпедную атаку конвоя, состоящего из одного транспорта и двух тральщиков. Был потоплен германский сторожевой корабль, на борту которого погибло 29 фашистов. 12 сентября лодка вернулась в Полярное.
Вскоре в Новосибирск пришла телеграмма, подписанная капитаном Колышкиным, в которой сообщалось, что подводная лодка открыла боевой счет, потопив фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн.
Во второй боевой поход лодка ушла 6 октября в район где, по данным разведки, наблюдалось оживленное движение фашистских кораблей. И снова удача потоплен транспорт.
Третий поход с 21 ноября по 29 ноября 1943 года был не совсем удачным: плохая видимость, сломался перископ. Так что пришлось возвращаться на базу ни с чем.
В четвертый и последний поход лодка ушла 2 апреля 1944 года и 9 апреля подводники с победой возвратились на базу.
Всего за год войны лодка «Новосибирский комсомолец» совершила четыре боевых похода (в общей сложности 24 дня), трижды выходила в атаку, израсходовав шесть торпед, и потопила три транспорта противника.
В составе Северного флота подводная лодка «Новосибирский комсомолец» находилась до мая 1944 года, после чего совершила переход в Архангельск, откуда 14 мая была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти и 6 июня 1944 года вошла в состав Черноморского флота. К концу войны за боевые успехи экипаж лодки был награжден медалью «За оборону советского Заполярья».
В 1956 году экипаж лодки был расформирован, а она сама превратилась в объект для тренировок водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой.
С именем Новосибирска на борту
«Новосибирский стал музеем: так боевая подводная лодка выглядит сегодня
Но в истории Северного флота существовала не одна, а три подводные лодки с именем Новосибирска на борту.
Вторая лодка «Новосибирский комсомолец» представляла уже третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок. Наименование «Новосибирский комсомолец» ей было присвоено по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ в мае 1984 года. Оно просуществовало до апреля 1992 года, когда не стало ни партии, ни комсомола Позже по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова лодка была отремонтирована и установлена в качестве музея на набережной.
Эстафету «Новосибирских комсомольцев» продолжила подводная лодка «Новосибирск». Это почетное название ей присвоили в июле 1998 года после обращения тогдашнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского к Главнокомандующему ВМФ РФ. С тех пор она стала нашей подшефной лодкой. Во время встречи с командованием было решено призывать для прохождения военной службы на лодке новосибирцев человека.
«Наша» подводная лодка считается одной из лучших в дивизии. Каждый год официальная делегация областной и городской администраций во главе с мэром Новосибирска Владимиром Городецким ездит в Полярное, чтобы встретиться с подшефными и раздать подарки.
Однажды в «Вечерку» пришло письмо от бывшего подводника Владимира Евдасина. Он предложил в недалеком будущем установить у набережной Оби подводную лодку, ныне носящую имя «Новосибирск», и создать там музей истории шефства горожан флотом.
По его словам, командир бригады подводных лодок не возражал бы против передачи субмарины нашему городу, когда та отслужит свой срок.
Источник: vn.ru
«Комсомолец» — подводная лодка, которая не должна была утонуть
«Комсомолец» — подводная лодка, о которой написано очень много. Субмарина имела большое количество технических нововведений по сравнению с аналогами. К примеру, ее конструкторы решили отказаться от огромного погрузочного люка, который снижал прочность судна.
Кроме этого, здесь была установлена система продува цистерн за счёт газогенераторов, что существенно ускоряло подъём с большой глубины. «Комсомолец» — подводная лодка, установившая мировой рекорд по погружению, который составил 1032 метра и не превзойден до наших дней. С целью обеспечения безопасности экипажа субмарина была оборудована спасательной камерой, которая могла всплыть с глубины до полутора километра и вместить весь персонал. Более того, все семь отсеков получили средства пожаротушения, а во втором и третьем организованы спасательные зоны.
Несмотря на столь серьёзные меры, которые были предприняты строителями, 7 апреля 1989 года произошла гибель подводной лодки «Комсомолец». Случилось это в Норвежском море, на расстоянии примерно 180 км от острова Медвежий. В результате этой трагедии удалось спасти 27 членов экипажа из 69. Все остальные погибли.
Для расследования создали правительственную группу, которая должна была пролить свет на причины случившегося. Однако результатом этой работы стал вывод, что советский рекордсмен утонул в связи с банальным загоранием электропроводки, которое привело к пожару в кормовом отсеке. Сейчас судно лежит в том же месте, на глубине около 1600 метров.
Вместе с этим многие учёные до сих пор стараются понять, отчего всё-таки утонула подводная лодка «Комсомолец». Тайна гибели субмарины и сейчас вызывает активную полемику во всём мире. Лётчики, участвовавшие в спасательных работах, говорят, что изначально они увидели два плота, которые плавали рядом с местом катастрофы.
Морякам была сброшена надувная шлюпка, которую они не обнаружили уже при следующем заходе. Более того, перевернулся также и один из плотов, а в 17.08 судно полностью ушло под воду. Примерно через полчаса после этого плавучей рыболовной базой была поднята первая часть экипажа. Остальных извлекли из холодной воды поодиночке.
«Комсомолец» — подводная лодка, гибель которой вызвала настоящую информационную войну между представителями военной и промышленной отраслей. Существует ряд документов, согласно которым моряки обнаружили серьёзные недостатки уже при первом погружении. К примеру, водным напором оторвало спасательную камеру, которую потом необходимо было найти на дне и переделать. По мнению строителей, к этому привели только действия экипажа подлодки, которые были неправильными.
С 1989 по 1998 год в районе гибели субмарины было проведено семь экспедиций, использующих для погружения обитаемые аппараты «Мир». Целью этих работ являлась герметизация некоторых отсеков, в которых располагались торпеды с ядерными головками, а также установка измерительной аппаратуры. Во время последнего погружения записывающие и измерительные приборы обнаружены не были.
От них остались лишь якоря со следами аккуратных срезов. Есть основания предполагать, что их сняли за счёт роботов. И, скорее всего, это дело рук западных спецслужб. Как бы там ни было, «Комсомолец» — подводная лодка, дата гибели которой в России стала Днём памяти погибших моряков-подводников.
Источник: fb.ru
30 лет гибели подводной лодки «Комсомолец»
7 апреля в России – это день памяти погибших подводников. В этот день 30 лет назад в результате аварии затонула подводная лодка «Комсомолец». Через 6 лет после трагедии 7 апреля официально вошло в календарь памятных дат.
Спустя десятилетия подлинная причина катастрофы, в которой погибли 42 человека, не известна. А уголовное дело прекратили из-за невозможности установления виновных лиц. Как и почему произошел сначала пожар, а потом взрыв на самой современной на тот момент атомной подводной лодке? Видимо, ответы на все вопросы останутся лежать на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. Репортаж Евгения Соловьева.
РОЗА МАРКОВА, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»:
«Когда он сказал, что хочет быть подводником, я ему сказала: «Зачем же ты в подводники? Это же такая опасная профессия, а ты у нас один. А если что случится?» А он мне: «Мама, кто-то должен делать эту важную, опасную и нужную работу».
С Розой Алексеевной Марковой мы встретились в школе №121 Калининского района. Вскоре она будет носить имя ее сына — инженера электротехнической группы в составе экипажа легендарного подводного корабля К-278, более известного как «Комсомолец».
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ, корреспондент:
«Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной. Многие из ее достижений недостижимы до сих пор даже для современных поколений атомных подводных лодок. В частности, рекорд глубины».
«Комсомолец» сумел опуститься на 1027 метров. На таких глубинах корабль был на 100 процентов неуязвим для любых видов вооружения вероятного противника, а сам мог вести стрельбу ракето-торпедами с ядерными боеголовками по заданным целям. Но знаменитым корабль стал не из-за своих уникальных технических характеристик. Мир узнал о «Комсомольце» из срочного сообщения ТАСС 7 апреля 1989 года: -«На подводной лодке с ядерной энергоустановкой в одном из отсеков произошел пожар».
Что стало причиной возгорания в кормовом отсеке корабля, эксперты спорят уж 30 лет. Но эта тайна сокрыта 1,5-километровой толщей Норвежского моря.
ИГОРЬ КАЛИНИН, инженер-гидроакустик АПЛ К-278:
«Первые потери не зафиксированы, но мы предполагали, что матрос, который находился в кормовом отсеке, очень быстро погиб, второй мичман Колотилин, который находился в 6-м отсеке тоже погиб, потому что они моментально перестали выходить на связь».
После начала аварийного всплытия экипаж отчаянно боролся за живучесть корабля. Не за свои жизни. А жизнями расплачиваясь за каждый метр движения вверх. Лодка вышла на поверхность, уже после того как автоматика заглушила ядерный двигатель и пришлось продувать балласт.
Но вышла совсем ненадолго. Едва уцелевшие вынесли раненых на палубу, корабль начал заваливаться на корму и снова тонуть. Люди оказались в ледяной воде. Многие были даже без спасательных жилетов. Из трех аварийных плотов развернуть успели всего один.
ИГОРЬ КАЛИНИН, инженер-гидроакустик АПЛ К-278:
«Когда лодка тонула, мы подумали, что будет воронка, и многие рванули не к плотику, а от корабля. Воронки не было. Она очень медленно, как свечка, вошла в воду, и у всех в глазах запечатлелась эта картинка».
Черный крест в черном поле воды – вот, на что была похожа вертикально уходящая под воду лодка. И под этим «крестом» экипаж понес самые большие потери. В тот момент погиб и лейтенант Марков.
РОЗА МАРКОВА, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»:
«Были ребята моряки молодые, которые не умели плавать. И они плавали вокруг и кричали: «Дяденьки, спасите нас!» И я вот знаю только, что Алик Аванесов, Сережа плавали и спасали этих ребят. И вот один мичман не умел плавать и тонул. И Сережа к нему подплыл, а тот в ужасе. Он просто его вот так схватил.
В общем задушил Сережу».
Из 69 членов экипажа погибли 42, в том числе командир подлодки, капитан первого ранга Ванин. Каждый год их вспоминают в ряду других моряков-подводников, отдавших свои жизни за идеи великого флота великой страны. Но именно дата гибели «Комсомольца» стала точкой этого трагического отсчета, хотя катастрофа не была первой и, увы, не стала последней.
Уникальный боевой корабль с ядерным оружием на борту сейчас покоится в нейтральных водах Норвежского моря на глубине 1600 метров. Ни одна страна мира не обладает и не будет в ближайшее время обладать техническими средствами, чтобы поднять его на поверхность, а до этого многие вопросы так вопросами и останутся.
Источник: uposter.ru