Как выглядит лодка ракета

Всем привет. Утро сегодня выдалось отличное! Ночью был дождь, природа успела основательно пропиться влагой, а утром к нам в Подмосковье пришло долгожданное лето с температурой +27. Сидеть дома в такую погоду кощунство, поэтому я покидал вещи в машину и поехал куда-нибудь к воде. Пропуск у меня есть и на меня, и на машину, поэтому с пропускным режимом проблем не возникло.

Ехал я целенаправленно к месту которое называется Лыткаренская Ракета. Название странное, возможно потому, что рядом большой город Лыткарино, а сама Ракета установлена на берегу в деревне Верхнее Мячково.

Дорога к локации укатанная грунтовка. После дождя превращается в скользкую и залужистую трассу. Но, мне всё равно, а вот по дороге я встретил несколько «недоехавших».

Ехал, ехал и приехал. Первое впечатление — ну очень крутая штука. Я видел в интернете картинки с «Ракетой», но не думал, что в живую Ракета выглядит намного гармоничнее чем на фото.

Изящные обводы корпуса, стремительный аэродинамичный дизайн ходовой рубки. Было впечатление, что я попал в шестидесятые.

Что не так с лодкой РАКЕТА? Обзор лодки ПВХ НДНД Ракета.

Сконструировал это судно на подводных крыльях гениальный конструктор и изобретатель экранопланов и экранолётов Ростислав Евгеньевич Алексеев. Первое судно такого типа спустили на воду 8 мая 1957 года.

И сразу судно показало выдающиеся ходовые характеристики. Максимальная скорость по воде 70 км/ч, дальность плаванья с полной загрузкой до 600 км. До этого в мире не строили ничего подобного.

Уже 26 июля 1957 года Ракета открывала парад судов на старте VI Московского фестиваля молодёжи и студентов. Фурор и успех Ракеты был феерический! Аэродинамичный дизайн, лёгкость в движении и окраска похожая на самолётную никого равнодушными на оставляли.

Будучи мальчишкой я еще помню, как валяясь на пляже с пацанами мы наблюдали за проносящимися по Оке Ракетами и Метеорами. Это было фантастическое зрелище.

Это судно построили в 1964 году. На заводе № 831 в Феодосии. И до развала СССР оно трудилось на городских и пригородных маршрутах.

В двухтысячных Лыткаринскую Ракету переоборудовали. Из салона убрали 64 самолётных сиденья и сделали из судна банкетный вариант на 35 человек.

В 2011 году ОАО которому принадлежала Ракета хотело «вернуть всё в зад» и вернуться к компоновке на 64 сиденья, но деньги закончились. С судна сняли двигатель и всё оснащение. И так бы отправили эту красоту на металлолом, если бы не житель села Верхнее Мячково.

Он выкупил Ракету и сделал из неё местную достопримечательность. Что интересно, по договору купли-продажи судно имело исправное состояние.

Такая вот история. В сухую погоду до точки установки судна можно доехать на любом виде транспорта.

Источник: zendiar.com

Суда на подводных крыльях, история, преимущества и недостатки

История

В советское время речной пассажирский транспорт, в отличие от сегодняшнего, был широко развит и использовался повсеместно наряду с поездами и автобусами.

Особой гордостью и одним из символов СССР были суда на подводных крыльях (СПК). Пик популярности этих кораблей пришелся на 1960-е годы и продолжался до распада СССР.

Наша страна была лидером по производству и эксплуатации флота высокоскоростных судов этого типа — за советский период было построено около 1300 экземпляров. СПК ежегодно перевозила более 20 миллионов пассажиров на регулярных линиях. В западных странах больше предпочтения отдавалось судам на воздушной подушке и катамаранам.

Плавучий принцип СПК был таким: на малой скорости он идет как обычный корабль, но когда он набирает скорость, то за счет подводных крыльев подъемная сила слегка приподнимает корабль над водой, и он словно начинает скользить по волнам. Суда этого типа выполняли регулярные рейсы по крупнейшим водным путям нашей страны.

Суда на подводных крыльях

Крылатые корабли успешно экспортировались во многие страны. Тяжелый экономический кризис 90-х годов и переход к рыночной экономике привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось из-за большого расхода топлива их двигателей и отсутствия поддержки речного флота со стороны государства.

Подводные крылья бывают:

  • Частично погружённые — U-образное.
  • Полностью погружённые — в форме перевёрнутого Т.

Типы подводных крыльев

Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.

Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.

Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.

Первые крылатые корабли Алексеева

Значительное увеличение скорости движения водного транспорта стало возможным с появлением пассажирских судов на подводных крыльях. В короткий срок СПК становятся одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, высокая экономичность позволяют крылатым судам конкурировать с другими видами транспорта.

Признанный советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев является отцом быстроходных машин на динамической «воздушной подушке», то есть создателем судов на подводных крыльях.

Задача создания сверхскоростного корабля захватила Алексеева настолько, что именно этот проект лёг в основу его дипломной работы в Горьковском индустриальном институте, защищенной 1 октября 1941 года.

Р.Е.Алексеев (18 декабря 1916 – 9 февраля 1980)

Шесть самых знаменитых крылатых судов

Ракета (1959–1976 годов)

Скоростные суда на воздушной подушке, летающие в пределах аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, были разработаны многими инженерами и конструкторами по всему миру. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый быстроходный теплоход «Ракета» на подводных крыльях с подъемной силой, поднимающей корабль над поверхностью воды.

Интересно! Первые проекты судна пытались воплощать в жизнь еще в конце 19 века. Но эти попытки не увенчались успехом.

Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом ЦКБ завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Скоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту совершил свой первый рейс 25 августа 1957 года по маршруту Горький — Казань. Профиль судна на подводных крыльях изогнут так, что, когда лодка движется в воде, создается общая сила, направленная вверх, то есть выталкивает лодку из воды. Уменьшая сопротивление воды, судно могло развивать высокие скорости.

Читайте также:  Расход лодочного мотора 400 л с топлива

Памятник Ракете - катер на подводных крыльях

Метеор (1961-1991 годов)

«Метеор» — пассажирское судно на подводных крыльях, разработанное под руководством Ростислава Алексеева в 1959 году вслед за «Ракетой». Выпуск наладили на Горьковском заводе в Зеленодольске, с 1961 по 1991 год было построено около 400 Метеоров, которые работали на реках, озерах и водохранилищах по всему СССР. Судно приняло на борт до 120 пассажиров и перевозило их со скоростью 60–70 км / ч.

Интересно! Два памятника таким кораблям установлены в Казани и Нижнем Новгороде.

История создания Метеора началась в довоенные годы, когда Алексеев, еще будучи студентом, заинтересовался этой темой и в октябре 1941 года защитил ее. В те годы конструкция не привлекала внимания высшего руководства ВМФ, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», где во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву отвели небольшую комнату, обозначенную как «гидролаборатория», и разрешили посвящать по три часа в день любимой теме. Начались разработка и испытания моделей судов на подводных крыльях, и начался поиск оптимальной конструкции.

«Метеор» катер 1961 года

Появившийся «Метеор» — больше «Ракеты», вдвое просторнее и быстрее, и даже способный справиться с волной большей высоты. Он принимал на борт до 120 пассажиров и мог развивать скорость до 100 км / ч. Первый «Метеор» осенью 1959 года совершил испытательный полет из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности как экспонат выставки речного флота.

С 1961 года «Метеор» вышел в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, накануне Дня Победы, во главе с легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода. Третий «Метеор» отправился в Москву, следующий — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда этой серии появились на реках и водохранилищах всего Советского Союза.

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 кораблей, и они распространились не только по СССР, но и по всему миру.

Суда на подводных крыльях, история, преимущества и недостатки

Где сейчас в России сейчас работают «Метеоры»:

  • Основная часть находится на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии.
  • Несколько «Метеоров» до сих пор возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске).
  • На сибирских реках.

Серийное производство «Метеоров» прекратилось в 1991 году, но после этого еще несколько теплоходов вышли из запасов Зеленодольского судостроительного завода. В частности, в 2001 и 2006 годах было построено два «Метеора» для ОАО «Северречфлот». Кроме того, Нижегородское конструкторское бюро по подводным крыльям Ростислава Алексеева разработало модификацию «Метеор-2000» с немецкими двигателями и кондиционерами, несколько таких судов были проданы Китаю. К 2007 году производственная линия Meteor была окончательно прекращена.

Факт! Название « Ракета» со временем стало нарицательным. Так называли многие другие корабли подобного типа. Например, «Метеор» или «Комету» часто называли «Ракетой» по ошибке.

С чем связано исчезновение «Ракет» и «Метеоров»:

«Буревестник» (1967-1981 годы)

Пассажирский газотурбинный корабль на подводных крыльях проекта 1708 типа «Буревестник» с полуутопленной в надстройке рубкой, с пассажирскими кабинами в носовой и средней частях и машинным отделением в кормовой части.

Судно предназначено для высокоскоростной перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях. В 1964 году одно судно этого типа было построено на судостроительном заводе «Красное Сормово» (автор проекта ЦКБ на подводных крыльях), эксплуатируемом Волжским пароходством на Волге. Пассажировместимость судна — 150 человек, дальность плавания — 500 км. Экипаж судна — 4 человека.

Речной пассажирский газотурбоход на ПК

Недостатками «Буревестника» было то, что два авиационных двигателя производили много шума и требовали много топлива. Кроме того, корма судна постоянно покрывалась дымом от отработавших двигателей, исчерпавших свой ресурс, поскольку на «Буревестнике» использовались списанные авиадвигатели.

В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил серьезные повреждения. Отремонтировать тогда отказались, но благодаря напору капитана и энтузиазму рабочих его отремонтировали. После ремонта «Буревестник» проработал всего пару лет, а потом более дорогое топливо сделало его нерентабельным. Газовую турбину поставили на распил, а затем отбуксировали на полигон, где он простоял большую часть своей жизни. В 2000 году его распилили на металлолом.

«Комета» (1961-1992 годов)

В 1962 году на базе «Метеоров» спроектирован первый тип судна для плавания в прибрежных морских водах — «Комета», на котором был доработан корпус и установлены другие крылья. Они могли ходить в морских волнах до 3-4 баллов со скоростью 60 км / ч на расстояние до 100 км вглубь суши и имели локаторы для навигации. Произведено более 130 теплоходов. Их изготавливали на Феодосийском судостроительном заводе «Море» и Потийском судостроительном заводе в Грузинской ССР.

Читайте также:  Чего следует остерегаться при походе на лодке

«Комета» - катер на подводных крыльях

В 1962 году была разработана военно-морская модификация этого проекта 342МС Регистра СССР (ныне РМРС) Р4 / 1С (ПК прибрежная), получившая название «Комета». Различия не были принципиальными. Легкий сплав Д16, клепаный, подверженный коррозии в морской воде, заменен на свариваемый коррозионно-стойкий сплав 1561. Изменены конфигурация и углы установки носовых и кормовых крыльев. Добавлено среднее пусковое крыло.

Конструкция кузова — цельносварная, система набора номера продольно-поперечная. Форма корпуса изменена с учетом морского плавания: носовая часть с развалом шпангоутов, днище килевое, скула угловатая. Для облегчения доступа к режиму крыла имелось две ступеньки — одна в носовой части корпуса, не доходя до киля, другая клиновидная в области выхода гребных валов.

Также, по сравнению со СПК типа «Метеор», мореходные качества «Кометы» были улучшены за счет установки впереди вспомогательного крыла V-образной формы и введения стабилизирующих плоскостей, прикрепляемых к внешней стороне боковых стоек шасси.

Скорость СПК типа «Комета» на крыле составила 35 узлов при волнении моря до 3 баллов. С 4 очками скорость упала до 30 узлов. На 5-6 балльных волнах судно переходило в водоизмещение и могло двигаться со скоростью 10-15 узлов.

Суда этого проекта были доставлены в Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Японское моря, реки Волга, Дон и Дунай, Онежское озеро. Некоторые из судов были построены на экспорт для работы в Болгарии, Хорватии, Греции, Италии, Кубе, Африке и Латинской Америке.

«Восход» (с 1973 года)

«Восход» создан для замены старых судов на подводных крыльях — «Ракет» и «Метеоров». Первое судно серии построено в 1973 году. «Восход» построен на заводе «Морской» в Феодосии. Быстроходные дизели для корабля поставляли Ленинградский завод «Звезда» и завод «Барнаултрансмаш».

«Восход» катер на подводных крыльях

Всего к началу 90-х годов было построено более 150 «Восходов». В девяностые годы производство «Восхода» практически остановилось из-за тяжелого положения завода-производителя. Судно взяло на борт 71 пассажира и могло перевезти их на протяжении 500 км. На верхней палубе есть небольшая открытая площадка для любителей экстрима.

Помимо Советского Союза, «Восход» поставлялся еще в восемнадцать стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.

В 2000-х годах было построено 4 «Восхода» по заказу голландской компании.

Сейчас немногочисленные пассажирские рейсы «Восхода» можно встретить на Волге в Самарской области, а также в Украине по Днепру.

«Полесье» (1983-1996 годов)

В 1963 году ЦКБ по СПК им. Алексеева для высокоскоростных пассажирских перевозок в верховьях рек, а также на малых реках построило теплоход проекта 1709 «Беларусь». Благодаря очень малой осадке суда этого проекта могли эксплуатироваться там, где из-за большей осадки не проходили более крупные СПК («Ракета», «Метеор» и др.). В 1980-е годы на замену кораблей типа «Беларусь» и «Ракета-М» (вариант с уменьшенной осадкой до 1,2 метра — против 1,8 метра у обычной «Ракеты») был построен новый СПК «Полесье».

«Полесье» катер на подводных крыльях

Теплоходы этого типа производились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе с 1983 по 2008 год. За это время появилось много новых высокоскоростных пассажирских линий, на которых эксплуатация более крупных СПК была невозможна.

«Полесье» экспортировали не только в страны СЭВ, но и в Западную Европу. После 1991 г. значительное количество СПК было приобретено компаниями высокоскоростных линий в Китае. Теплоходы «Полесье», действующие там, называются Лунтан (буквально: «парящий дракон»). Основное отличие китайского теплохода «Лунтан» от советского «Полесья» — это компоновка кабины. На Лунтане нет бара и столов (кроме первого ряда), вместо них установлены дополнительные ряды стульев.

В ЦКБ по СПК проект 17091 получил дальнейшее развитие. На его основе был разработан модернизированный вариант Полесья — проект 21380 «Валдай 45Р». В 2018 году спущено на воду головное судно, в 2019 году — пять судов, в 2020 году продолжается строительство еще нескольких судов. Пять «Валдаев» эксплуатируются в Нижегородской области, два — в Обь-Иртышском бассейне. Также были заключены контракты для дальнейшего производства для Юго-Восточной Азии.

СПК «Полесье» рассчитано на высокоскоростное пассажирское сообщение на расстояние до 400 км по малым рекам и водохранилищам класса «Р». Конструкция СПК позволяет производить высадку пассажиров даже на необорудованный берег.

По сравнению с предыдущими проектами СПК корпус и надстройка «Полесья» имеют упрощенные формы. Корпус вместе с надстройкой изготовлен из алюминиево-магниевого сплава и разделен шестью водонепроницаемыми переборками. При строительстве использовались сварные и клеево-клепаные соединения. Рулевая рубка, имеющая круговой обзор, расположена в носовой части и полуутоплена в надстройку.

«Ракета» и «Полесье»

Пассажирский салон занимает среднюю часть корпуса, в задней части — санузел и место для экипажа. Машинное отделение находится в кормовой части, сразу за салоном. В салоне девять рядов по шесть сидений (по три с каждой стороны); передние два ряда расположены друг напротив друга, между ними — столики.

Для посадки и высадки пассажиров предусмотрены площадки над носовым крылом, а также там установлены швартовные устройства. Кроме того, в кормовой части тентовой палубы имеется площадка для посадки и высадки пассажиров на высоких причальных сооружениях. На платформу можно попасть по лестнице из кормового отсека.

Ситуация сегодня

На сегодня с судами с подводными крыльями сложилась интересная ситуация – на линиях по всему миру работают сотни Советских-Российских-Белорусских-Украинских СПК, судовладельцы и пассажиры очень ценят этот вид транспорта, но все эти суда устарели и морально и физически. Весь флот СПК надо менять на новые суда, выполненные под современные требования комфорта, с современными экономичными двигателями, а также заранее приспособленные под конкретные маршруты.

Читайте также:  Тур хейердал лодка название

Все развалилось в 90-е. Корабли были разграблены и проданы в Грецию, Канаду, Голландию, Китай, Вьетнам и другие страны. К концу 90-х почти все речные станции и пристани на Днепре были упразднены, и речной флот начал стремительно «очищаться» от морально и физически устаревших судов. Металлозаготовительная лихорадка, охватившая всю страну, всячески «развивала» этот бурный процесс

Источник: searuff.ru

«Метеоры» и «Ракеты»: как появились знаменитые советские катера и почему сегодня таких не делают

Многие из тех, кто жил в Советском Союзе, должны хорошо помнить речные катера на подводных крыльях. На сегодняшний день таких кораблей почти не осталось, а большинство речных вокзалов для них было демонтировано еще два десятилетия тому назад. Откуда же появились и куда исчезли легендарные «Ракеты» и «Метеоры»?

Хороший был катер. |Фото: Twitter.

Хороший был катер. |Фото: Twitter.

Первое серийное отечественное пассажирское судно на подводных крыльях дебютировало в августе 1957 года. Однако, история такого рода плавательных средств началась задолго до появления Советского Союза. Первопроходцем в данной области по праву считается Шарль де Ламбер – российский подданый, живший во Франции.

Именно он построил и испытан на реке Сена первый прототип судна на подводных крыльях еще в XIX веке. Эксперимент закончился неудачно, так как мощности паровой машины не хватило, чтобы поднять судно над водой. Следующий важный шаг в конце того же столетия совершил итальянский изобретатель Энрико Форланини. Он провел целую серию экспериментов, многие из которых оказались куда удачнее, чем попытки Ламбера. Наконец в 1906 году Форланини испытал на озере Лаго-Мажоре экспериментальную модель развившую скорость до 68 км/ч.

Ракеты были очень популярны. |Фото: mail.ru.

Ракеты были очень популярны. |Фото: mail.ru.

В последствии в идее судов на подводных крыльях вернулись только после Первой мировой войны. В 1930-х года перспективной конструкцией заинтересовались в Германии. Больших успехов в этой области добился немецкий конструктор Ганнс фон Шертель, предложивший форму корпуса, близкую к оптимальной для судов такого рода.

Примерно в тот же период судами на подводных крыльях заинтересовались и в СССР. Студент Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев крепко увлекся идеей судов на подводных крыльях. Осенью 1941 года он защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила идеи, выдвинутые молодым конструктором, и приравняла дипломную работу к кандидатской диссертации. Это обеспечило молодому человеку билет на Горьковский завод «Красное Сормово».

Серьезная машина была. |Фото: pinterest.com.

Серьезная машина была. |Фото: pinterest.com.

Прототип перспективного катера Ростислав Алексеев представил уже в 1946 году, после чего совершил на нем путешествие в Москву. Комиссия высоко оценила работу и заинтересовалась проектом. Судно на подводных крыльях получило название «Ракета» и именно под ним оно выйдет в серию в 1957 году после внесения в конструкцию некоторых доработок.

В ходе дебютного рейса в августе глиссер преодолел за 7 часов расстояние в 420 км из Горького до Казани. Серийное производство судов было развернуто на Феодосийском судостроительном заводе «Море» в 1959 году. К 1976 в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 пошли на экспорт, а остальные поступили в эксплуатацию речного флота страны. Новые суда быстро завоевали популярность в народе, даже несмотря на то, что речное путешествие на «Ракете» было заметно дороже поездки на поезде.

Перевозили миллионы граждан. |Фото: culture.ru.

Перевозили миллионы граждан. |Фото: culture.ru.

Уже в 1970-е годы Советский союз станет главным эксплуатантом гражданских судов на подводных крыльях. На базе «Ракеты» в последствии будет создано несколько новых моделей речных теплоходов. Самые известные из них: «Метеор», «Комета» и «Беларусь». Использовались катера по всем республикам страны. Больше всех их было в России, Украине, Беларуси и Грузии.

Каждый год «крылатые» катера перевозили в СССР более 20 млн пассажиров. Покупали «Ракеты» и им подобные все ведущие страны. В свое время на одном из таких судов совершала речные прогулки по Темзе даже британская королева Елизавета II. При этом в самом Союзе куда большую популярность приобрели все-таки «Метеоры». Связано это было с тем, что в «Ракете» помещалось всего 60 пассажиров, в то время как «Метеор» мог взять на борт все 115.

Были и другие катера. ¦Фото: pinterest.com.

Были и другие катера. ¦Фото: pinterest.com.

Но куда же делись все эти замечательные корабли? На самом деле все просто. После распада Советского Союза большинство речных катеров продали за границу едва ли не за бесценок. На сегодняшней день в бывших советских республиках осталось меньше трети от того, что когда-то было. Уже к концу 1990-х годов в России исчезли почти все речные вокзалы.

А в 2007 окончательно демонтировали производство речных катеров на подводных крыльях. Немногие оставшиеся суда ходят по рекам по сей день, однако скоро не останется и их. Несколько лет назад стали появляться новости о возобновлении производства обновленных «Ракет» и «Метеоров», однако пока успехи в этой области небольшие.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте о том, как в СССР продавали пристипому : что это за рыба была и почему сегодня ее почти не найти.

Источник: novate.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...