Каяками называются небольшие узкие лодки, конструкция которых создана на основе старинного изобретения народов Севера. Они связывали кости или дерево китовым усом, обтягивали получившийся каркас шкурами морских котиков, тюленей и отправлялись на таких каяках на охоту или рыбалку. Суденышко получалось легким, вертким, маневренным, и утонуть на нем практически было невозможно.
Современные каяки сохранили все эти качества, но производятся уже из полиэтилена, прочного пластика, композитных материалов. Роль «шкуры» сейчас играет оболочка, выполненная из упругих водонепроницаемых тканей. Модели имеют различные модификации и оборудуются всевозможными элементами, подходящими для того или иного случая.
Самыми популярными сейчас являются речные каяки, предназначенные для отдыха, для туризма, дальних и длительных походов, рафтинга, сплава по рекам различной сложности, спортивных соревнований. Они обладают прекрасными ходовыми свойствами, свободно проходят заросшие камышом и мелководные места, способны без усилий миновать крутые повороты и бурные пороги.
Какие бывают каяки? Виды каяков | Каякинг
Виды речных каяков
Все модели речных каяков можно разделить на корпусные, каркасные и надувные. Корпусные каяки являются цельными, отличаются высокой прочностью, долговечностью, хорошей плавучестью. Их монолитный корпус почти не имеет швов, выдерживает сильные удары и трение о камни и острые края ракушек.
Такие модели имеют хорошую термоизоляцию и подходят для эксплуатации в холодную морозную погоду. Они снабжаются эргономичными сиденьями, позволяющими гребцам отлично чувствовать лодку и управлять ей не только веслами, но и движениями тела. Подобные каяки подходят для сплава по рекам любой сложности, серфинга, родео и прочих экстремальных занятий.
Каркасные каяки являются разборными. Они более удобны в транспортировке и в дальних походах, чем корпусные, имеют компактные габариты и вес, позволяющий при необходимости без особых усилий переносить в руках неразобранную лодку по суше. Один человек может собрать такой каяк всего за полчаса.
Плавучесть каркасных каяков значительно повышают надувные герметичные емкости. Подобные лодки являются идеальным вариантом для дальних путешествий по сравнительно спокойной воде, для рыбалки, охоты, семейного отдыха.
Надувные каяки похожи на резиновые лодки, но имеют более узкую и длинную форму. Они мобильны, совсем немного весят, обладают хорошей грузоподъемностью.
Речные каяки отличаются по своему предназначению и по способу посадки. Она может быть внутренней (сит-ин) и верхней (сит-он-топ). Лодки «сит-ин» универсальней и функциональней вариантов «сит-он-топ», которые подходят только для теплой погоды.
Конструкция речного каяка
Конструкция каяка зависит от его предназначения и вида. В целом, она включает в себя упоры для коленей, стоп, спины, держатели для весел, вытянутый кокпит, шпангоуты, пиллерсы, привальные брусья, стрингеры, штевни новой и комовой части, фальшборт. В ряде моделей предусмотрены места для установки рулевого управления.
Часть каяков вместо упоров для стоп оснащается педалями, которые дают возможность делать плавные повороты и передвигаться совершенно бесшумно без использования весел. В конструкцию туристических и прогулочных моделей входят вместительные багажные отсеки для вещей, продуктов, запасов воды. Лодки обладают страховочной обвязкой, ручками для переноски. Они могут быть одно- двухместными с откидными сиденьями. Иногда встречаются каяки, рассчитанные на трех взрослых гребцов.
Источник: kayak-market.ru
Как выглядит лодка каяки
Каяки бывают следующих типов:
Предназначены для небольших прогулок в акватории пляжей. Такие каяки часто можно встретить в прокатах у прибрежных отелей. Как правило, это каяки Sit On Top с открытой декой, реже – широкие и короткие (до 3.5 – 4м для одноместных каяков) Sit in каяки с закрытой декой и одним гермоотсеком.
Они рассчитаны на непродолжительные прогулки в акватории пляжа в хорошую погоду, имеют высокую начальную остойчивость, но низкие ходовые свойства и высокую парусность. Как правило, не имеют рулевого управления. Часто не имеют никакого внутреннего аутфиттинга (сиденья и ножные упоры сформированы в самом корпусе из полиэтилена). К пляжным каякам можно также отнести и некоторые надувные суда (типа недорогих надувных байдарок Эксплорер (Explorer)). Однако такие надувные суда не стоит применять на море из-за слишком большой парусности.
По обводам и внешнему виду похожи на пляжные, и практически в 100% случаев -это каяки Sit On Top. В отличие от пляжных – имеют специальные отсеки для рыбы и снаряжения, а также подставки для удочек. Есть модели с ножным педальным приводом. Дороже, чем чисто пляжные модели.
Эти каяки занимают промежуточное положение между морскими и пляжными каяками. Они, также как и пляжные – рассчитаны на людей, не имеющих никакой подготовки. Также как и пляжные каяки – относительно недороги. В отличие от пляжных – имеют чаще закрытую деку, могут иметь бедренные упоры и рулевое управление, также имеют 1 или 2 гермоотсека.
Их ходовые и мореходные качества – более высокие, чем у пляжных, но более низкие, чем у морских каяков. Типичная длина прогулочных каяков – 3.5 – 4.8м для одиночных каяков, 4.5 – 5.5м для каяков-двоек, ширина — 0.58 – 0.7м для одиночек, 0.7 – 0.8м для каяков-двоек. Предназначены для прогулок по внутренним водным путям и в прибрежной зоне закрытых морей (типа Черного моря).
4. Классические морские каяки.
Среди каяков, предназначенных для гладкой воды (т.е. не для сплава по горным рекам) – классический морской каяк — это наиболее универсальный тип каяков. Современный морской каяк – это судно достаточно маневренное, чтобы пройти по небольшим рекам и протокам, и в тоже время – достаточно мореходное, чтобы отправиться в путешествие по прибрежной морской полосе, и достаточно скоростное, чтобы заняться фитнесом или поучаствовать в марафонской гонке.
На некоторых морских каяках ходят по акваториям открытым морей и океанов и даже прыгают через скалы в морском прибое (это называется Рок Гарденинг (rock gardening) ). Характерные размеры морских каяков: длина 5 – 5.5м (для одиночек), 5.8 – 6.5м (для двоек), ширина – 52-58 см для одиночек, 65-70 см для двоек. В отличие от прогулочных каяков – они имеют большее относительное удлинение (отношение длины по КВЛ (конструктивной ватерлинии) к ширине на миделе), лучшие скоростные качества и лучшую мореходность. Обязательные атрибуты морского каяка – наличие сиденья с регулируемой спинкой, бедренных и ножных упоров, обвязки по периметру, ручек для переноски, и не менее 2 гермоотсеков (носовой и кормовой). Но как правило, имеются также дневной гермоотсек или (и) микро-гермоотсек быстрого доступа.
Не только жестко-корпусные, но и некоторые каркасно-надувные суда, появившиеся в последнее время на рынке (байдарки «Вектор-1» и «Вектор-2») – можно также отнести к классу морских каяков. Нужно отметить, что морские каяки можно, в свою очередь, условно разделить на 2 подкласса: а) игровые каяки (или каяки для однодневных походов, в западной терминологии)– рассчитанные, в первую очередь, на опытных каякеров, и более предназначенные для небольших (менее недели) путешествий, игры на волнах в морском и океанском прибое, рок-гарденинга; б) экспедиционные каяки, предназначенные для длительных путешествий и ориентированные, как правило, не только на опытных, но и на начинающих и (или) продолжающих каякеров.
Игровые каяки – имеют сравнительно меньший внутренний объем, большую маневренность, меньшую начальную остойчивость, хорошую управляемость кренами. При этом они не имеют рулевого управления, но могут иметь скег.
Экспедиционные каяки — имеют сравнительно больший внутренний объем, меньшую маневренность, но большую курсовую устойчивость, более высокую начальную остойчивость и более высокую скорость, но хуже управляются кренами. Имеют рулевое управление, или скег, или то и другое. Также отметим, что некоторые ресурсы термин «морской каяк» — трактуют более широко, включая в него также такие типы, как пляжные, прогулочные, сюрфски, каяки для серфинга и фитнес-каяки (см. ниже). В этой терминологии вышеописанные каяки можно назвать термином «классические морские каяки».
5. Туристические байдарки.
В соответствии со сказанным выше, морские каяки можно успешно использовать для туризма, т.к. на них можно совершать длительные путешествия по различным рекам, озерам и в прибрежной морской полосе. Более того, для облегчения транспортировки, некоторые морские каяки (например, каяки Кортик и Аделаида) – могут делаться разборными на секции.
Тем не менее, имея в виду возможную необходимость сложных забросок, в т.ч. с применением общественного транспорта, а также традиционное распространение на просторах государств СНГ соответствующих плавсредств, целесообразно выделить полностью разборные надувные и каркасно – надувные суда в отдельный класс – «туристические байдарки». В этом классе можно выделить 2 подкласса: а) надувные байдарки типа байдарки Одиссей.
Основной производитель на территории России – фирма «Вольный ветер». Их основное назначение — прохождение небольших порожистых рек. Также популярны аналогичные надувные байдарки, но с закрытыми кокпитами – байдарки Щука фирмы «Сталкер» и байдарки Викинг и Гарпун фирмы «Акваграфика». На больших открытых акваториях применение таких байдарок нецелесообразно из-за слишком большой парусности, низкой курсовой устойчивости, низкой скорости, отсутствия ножных упоров.
б. традиционные каркасные и каркасно-надувные байдарки типа «Таймень» (с открытой декой) или типа «Варзуга- 2» (с закрытой декой).
Такие байдарки используются некоторыми туристами не только на малых реках, но также и в прибрежной морской полосе. Однако нужно иметь в виду, что по сравнению с современными морскими каяками – они имеют большую парусность, худшую курсовую устойчивость, меньшую скорость, и не имеют таких важных элементов, как бедренные и ножные упоры и гермоотсеки. По сравнению с надувными байдарками и композитными или полиэтиленовыми секционными каяками – требуют значительно большего времени для сборки и разборки.
6. Сплавные каяки.
Это каяки, предназначенные для сплава по категорийным горным рекам (от 2 к.с. и выше). Они изготавливаются из высокопрочного полиэтилена, способного противостоять сильным ударам о камни. Имеют очень высокую маневренность. Современные сплавные каяки имеют удобные бедренные и ножные упоры, удобное регулируемое сиденье со спинкой и элементы непотопляемости.
Не имеют гермоотсеков, обвязки и рулевого управления. Для гладкой воды и больших открытых акваторий они непригодны, т.к. имеют низкую курсовую устойчивость, низкую скорость и низкую мореходность. Типичная длина сплавных каяков – 2 – 2.5м, ширина – около 62 – 67 см.
7. Каяки для фристайла (родео) на бурной воде.
Аналогичны сплавным, но имеют еще более высокую маневренность, меньшую длину (150- 180см) и меньший внутренний объем. Позволяют исполнять на бурной воде горных рек или на искусственных порогах различные трюки — серфинг на волне, сальто через голову, свечки и т.д.
Эти каяки занимают промежуточное положение между сплавными и прогулочными каяками. Они могут использоваться как на гладкой воде (небольшие реки, озера, протоки), так и на несложном сплаве по бурной воде. Характерный размер этих каяков – около 3.2 — 3.8м длинна, около 65 см ширина.
9. Спортивные каяки (байдарки) для классической («олимпийской») гребли по гладкой воде.
Размеры этих судов жестко регламентированы требованиями класса. В классе одиночек (К1) – длина 5.2м, двоей (К2) – длина 6.5м, ширина может меняться от 41 до 44 см. Эти лодки имеют минимальный объем, минимальный рокер (практически прямая килевая линия), не имеют гермоотсеков, обвязки и бедренных упоров, имеют рулевое управление в виде подводного пера руля в корме лодки, управляемого специальным рулевым рычагом, проходящим через ножной упор, рассчитаны исключительно для хождения по гладкой (в узком смысле, т.е. без волн) воде. Имеют низкую начальную остойчивость и предназначены для подготовленных спортсменов.
10. Каяки для спорта и фитнесса по гладкой воде.
Занимают промежуточное положение между чисто спортивными и морскими каяками. Могут использоваться на открытых водоемах, но только при небольшом волнении. В отличие от чисто спортивных лодок – имеют небольшие гермоотсеки, бедренные упоры и обвязку. Из-за большего относительного удлинения (отношения длины по КВЛ к ширине на миделе) — более скоростные, чем морские каяки, но обладают меньшей остойчивостью, меньшей мореходностью, и меньшей маневренностью, а также имеют меньший полный объем и объем гермоотсеков. Характерная длина – 5.2 – 5.6м (одиночки), 6.5-7м (двойки), ширина — 0.45 – 0.55м (одиночки), 0.5-0.6м (двойки).
11. Каяки сюрфски (surfski) для океанских гонок.
Специализация этих каяков – гонки по большим открытым акваториям, серфинг по длинным океанским волнам. Это каяки Sit on Top (с открытым кокпитом).
В отличие от классических спортивных байдарок – они имеют значительно больший объем в носовой части – для облегчения серфинга и всхожести на волну, а также вместо рулевой планки (как на классических спортивных байдарках) – они имеют педали рулевого управления. Рулевое перо – находится под водой (в отличие от откидывающегося рулевого пера морских каяков).
Не имеют обвязки и гермоотсеков (некоторые модели могут иметь 1 гермоотсек минимального объема). Как и у всех каяков с открытым кокпитом – у них нет бедренных упоров, однако есть специальные петли на педалях рулевого управления – для лучшего контроля каяка на волне. Surfski для начинающих могут иметь ширину до 60см при длине 4.5м, но большинство Surfski – одиночек имеет длину 5.5-6.5м, двоек – длину 6.5 – 7.6м, ширина при этом – 43-50см. Такие каяки – рассчитаны на подготовленных гребцов.
12. Каяки для гребного слалома и для поло.
Лодки для гребного слалома (преодоление препятствий на время на бурной воде, как правило – на искусственных каналах) — это легкие (не более 10-12 кг) небольшие (длина около 350см, ширина около 60см) спортивные лодки малого внутреннего объема, не имеющие гермолюков и обвязки, но имеющие сиденье без спинки, ножные и бедренные упоры. Лодки для поло (игры с мячом на каяках) имеют близкие характеристики, но немного отличаются по обводам (имеют менее острые нос и корму).
13. Каяки для серфинга.
Серфить можно на многих классических морских каяках и каяках сюрфски для океанских гонок, но для серфинга на ломающихся волнах в прибойной зоне океана используются специальные серф-каяки. Они имеют размеры, аналогичные размерам сплавных каяков (длина около 2.5м, ширина около 60см), но в отличие от сплавных каяков – имеют другую форму днища и верхней деки, а также имеют 2 или 3 плавника (скега) внизу днища).
(С) «ООО Тольмарин», «ООО Самбот». Данный материал является интеллектуальной собственностью «ООО Тольмарин» и «ООО Самбот». Полная или частичная перепечатка материала без ссылки на данный первоисточник запрещена.
Источник: www.tolmarine.ru
Каяк для рыбалки — сравнение надувных и пластиковых моделей морских каяков (описание, какие используют и как выбрать)
Рыбалка – один из самых распространённых видов активного отдыха. Это чисто мужское занятие, позволяющее приятно возбудить первобытные гены добытчика, остаться наедине с природой, отдохнуть душой, испытать острое чувство азарта.
Многие рыбаки предпочитают ловить с берега, не обременяя себя доставкой к месту отдыха грузного плавсредства. Однако каяк каноэ для рыбалки открывает перед рыбаком широчайшие перспективы в плане поиска лучших мест.
Это совершенно иной уровень отдыха на воде, когда можно оказаться в любой точке водоёма и рыбачить даже среди зарослей водных растений.
Лодки для рыбалки люди использовали испокон веков. Благодаря развитию технологий, сегодня вниманию рыбаков предлагается широчайший выбор компактных плавсредств, не требующих для переноски сверхусилий. Одно из наиболее технологичных и лёгких плавсредств – каяк.
Характеристики каяка
Под каяком понимают гребную лодку с низкими бортами. Первоизобретатели создавали свои каяки из звериных шкур, обтягивая ими лёгкий деревянный каркас. Использование для сшивания фрагментов шкур специального водонепроницаемого шва позволяло избегать течи.
Известно, что для сшивания шкур мастера использовали не только натуральные волокна, но и китовый ус.
- Каяк – удивительное плавательное средство, сочетающее мореходность с необыкновенной лёгкостью. На таких лодках рыбаки могли выходить не только в море, но и в океан, добывая улов в прибрежных акваториях. Веками таким промыслом занимались алеуты и эскимосы, которым и приписывается честь изобретения лодки данного типа.
- Дело коренных поморских народов в наши дни подхватили технологи и конструктора, приложившие максимум стараний, чтобы вдохнуть в старинную конструкцию новую жизнь.
- У современных каяков, изготовленных из почти невесомых материалов, имеются удобные отделения для хранения всевозможных рыбацких принадлежностей, пойманной рыбы, живцов.
Лучшие каяки для рыбалки обладают столь высокой плавучестью, что в них можно забрасывать удочку или спиннинг стоя, не опасаясь перевернуться или потерять равновесие.
Плюсы и минусы каяка
Каяк из современных материалов обладает целым рядом достоинств, благодаря которым популярность лодки этого типа растёт год от года:
- Устойчивость на воде: с каяка можно ловить стоя, преодолевать неспокойные воды, ходить по прибрежной зоне морей и океанов;
- Высокая проходимость: на лодке можно забраться в самые густые заросли, пройти через отмель;
- Фантастически малый вес: владелец в одиночку устанавливает лодку на верхний багажник, сгружает и переносит к берегу;
- Простота обслуживания: поверхности каяка не нуждаются в периодическом восстановлении покрытий, их только нужно слегка протирать губкой;
- Лодку после использования легко разместить на хранение в любом подходящем месте – на стене или под потолком гаража, на просторной лоджии;
- Огромный ассортимент каяков позволяет подобрать подходящее изделие для любых условий эксплуатации. К услугам покупателей – надувной каяк для рыбалки, твердотельные модели с круглым и плоским дном, разного дизайна и внутреннего устройства;
- Доступная цена на каяк для рыбалки;
- Лодка данного типа имеет столь простое устройство, что любой домашний мастер средней руки в состоянии изготовить каяк для рыбалки своими руками.
Объективно оценивая характеристики каяка, нельзя обойти вниманием и недостатки, присущие плавсредству этого типа:
- Не приходится рассчитывать на большую грузоподъёмность лодки с низкими бортами;
- Рыбак, находясь в такой лодке, испытывает определённый дискомфорт ввиду ограниченной подвижности;
- Данное плавсредство подразумевает наличие особой ловкости при посадке и высадке, то есть подходит далеко не всем.
Разные конструкции каяка
Даже классический промысловый каяк производился по индивидуальным размерам из имеющихся под рукой материалов. Вряд ли можно обнаружить хотя бы две одинаковых лодки во всей Арктике.
А сегодня и подавно: Форма, размеры, конструкция у каждого из производителей своя, хотя и штампуются эти лодки тысячными тиражами.
Сборно-разборные разновидности
Заслуживают внимания каркасные модели, которые в разобранном виде занимают малый объём. Чтобы привести такой каяк в рабочее состояние, нужно соединить каркасные детали, после чего натянуть на конструкцию «шкуру» из современного высокопрочного водонепроницаемого материала.
Всё это хотя и удобно, но большинство рыбаков предпочитает не возиться каждый раз со сборкой-разборкой. Собрав каяк в начале сезона, его до зимы возят в таком виде на верхнем багажнике автомобиля.
Монолитный корпус
Если уж возить каяк на багажнике, почему бы сразу не выбрать неразборную модель. Многие корпусные каяки вообще не тонут, их борта из особого пластика эффективно компенсируют механические травмы и царапины.
Разнообразие размеров, дизайнов в этой категории огромно, как можно видеть по фото каяка для рыбалки.
- Среди монолитных лодок можно выбрать подходящий вариант по способу посадки.
- Классическая посадка – внизу, ниже ватерлинии, когда острота негативных факторов – ветровая нагрузка, брызги, неустойчивость – снижена до приемлемого уровня.
- Хотя пользователи и не всегда бывают довольны таким положением, из которого трудно доставать вещи из некоторых рундуков.
В последнее время широко распространилась мода на верхнюю посадку, когда рыбак сидит не внутри, а на лодке. Конечно, в дальнее водное путешествие при такой посадке не отправишься из-за проблем с греблей, но зато рыбачить, сидя так, одно удовольствие, поскольку управляться с удочками становится намного удобнее.
Надувная лодка-каяк
Надувные маломерные суда рыбаками используются более полувека. Придав надувной лодке соответствующие очертания, разработчики вышли на рынок рыбацких аксессуаров с новым изделием, сразу привлекшим внимание ценителей.
Каяком этого типа свойственна замечательная плавучесть в сочетании с солидной грузоподъёмностью и маневренностью. Недостатки, присущие резине, сведены на нет благодаря использованию многослойного материала.
Такую лодку нельзя случайно проткнуть ножом или тройником от блесны, при наезде на торчащую палку укол будет мягко компенсирован.
Водный велосипед
Имея в распоряжении достаточную сумму, можно рассмотреть такой вариант, как каяк с вело-приводом. Эта лодка может приводиться в движение не только вёслами, но и педалями.
Есть модели с винтом и плавниками, прижатыми к бортам. Последняя конструкция предпочтительнее при преодолении мелководья.
Источник: rybakexpert.ru