Вы когда-нибудь задумывались, как «позвонить» на подлодку, когда она находится в подводном положении и радиоволны не могут проникнуть сквозь толщу воды? Нет? Тогда давайте разбираться, как же работает связь под водой.
Подводные лодки в нашем нынешнем представлении – это огромные атомные крейсера, возможно, самое мощное и грозное современное оружие в руках человечества. Одним из их главных преимуществ, помимо боекомплекта, способного испепелить целый континент, является возможность месяцами никак не обнаруживать свое местонахождение, не всплывать на поверхность.
Про бесшумность подлодок ходят легенды. В них сложно поверить, но утверждают, что огромный атомный крейсер размером с многоэтажку может пройти в паре десятков метров от пловца, и тот его даже не заметит!
НЕМЕЦКУЮ СУБМАРИНУ ВЫБРОСИЛО НА БЕРЕГ
Фото: «Росэлектроника»
Как известно, у всего есть цена. Стоимость современных атомоходов просто космическая. И, кстати, есть не менее «космический» по сложности момент, связанный со скрытностью этих объектов, – связь с ними. Когда подлодка находится на поверхности, радиообмен с ней не представляет большой проблемы. Но как только она уходит под воду, связь становится очень сложной технической задачей.
Дело в том, что, когда электромагнитные волны проходят через толстый слой электропроводного материала, они ослабевают. Причем чем выше частота, тем этот процесс идет интенсивнее. Именно поэтому традиционно используемые для радиосвязи длинный, короткий и ультракороткий диапазоны волн в соленой морской воде, являющейся превосходным электролитом, будут совершенно бесполезны.
Простое, на первый взгляд решение, – всплыть на перископную глубину, выдвинуть антенну и пообщаться с командованием на берегу − не всегда реализуемо для судна, находящегося на боевом дежурстве, т.к. на малых глубинах оно может обнаружить себя. Таким образом, связь в нашем классическом представлении о ней в ситуации, когда лодка находится на глубине, становится невозможной.
И это большая проблема. Ведь, находясь порой несколько месяцев под водой без связи с берегом, атомный крейсер становится бесполезным. Экипаж может просто не узнать о начале боевых действий и необходимости нанести удар.
Не будем рассматривать экзотические гидроакустические методы связи, например, когда сонары подлодок могут уловить серию управляемых по интервалам взрывов в качестве сигнала к всплытию и принятию шифрограммы. Есть данные, что СССР и США устанавливали в зонах, где чаще всего бывали субмарины, подводные громкоговорители, а на лодках − гидрофоны для односторонней связи. Увы, дальность этих методов оставляет желать лучшего. Тем более на помощь подводникам пришли сверхдлинные волны.
U-118 — Гигант, Выброшенный На Берег
Волны в диапазоне ОНЧ (очень низкие частоты в пределах от 3 до 30 кГц) начали использовать еще в годы Второй мировой войны. Немецкие субмарины имели связь с берегом благодаря невероятных для тех времен размеров антеннам системы «Голиаф». Их высота достигала 210 метров и обеспечивала проникновение радиоволн на просторах Атлантики до 30-метровой глубины.
Современные средства подводной связи имеют в своем распоряжении еще более совершенную технику, работающую в диапазоне СНЧ (сверхнизкие частоты 30-300 Гц). Построить для них антенны как у «Голиафа» нереально, т.к. длина волны приближается к радиусу Земли.
Чтобы передавать сигналы в этом диапазоне, огромные электроды закапывают в землю на большом расстоянии друг от друга и пропускают через них электрический ток. Проникая в недра Земли, ток превращает их в огромную антенну. Звучит логично и просто, но на самом деле это настолько сложно, что подобные системы связи имеют только Россия и США.
Несмотря на односторонний характер, именно эти системы позволяют подводникам оставаться на связи с берегом в любой точке Мирового океана. Для обратной связи подлодке все-таки необходимо всплыть или выбросить специальный буй, который передаст информацию через спутник или самолет связи, когда лодка уйдет с этого места и не даст обнаружить себя.
Сегодня за разработки для «звонков» на отечественные подлодки отвечает «Интелтех». В 1958–1963 годах здесь была создана оконечная аппаратура скрытной автоматической радиосвязи с подводными лодками по коротковолновым каналам. К концу 1960-х практически все корабли, подводные лодки и береговые службы ВМФ были оснащены техникой связи, разработанной на предприятии. А система информирования об авариях на борту подводных лодок, созданная здесь в 1980-е годы, применяется до сих пор. Являясь частью холдинга «Росэлектроника», входящего в Госкорпорацию Ростех, «Интелтех» представляет собой одно из ведущих предприятий в области научных исследований и производства автоматизированных систем управления и связи в России.
События, связанные с этим
23 августа 2023
Связь с подлодкой. Как это работает
Источник: rostec.ru
Как выбросило подводную лодку на берег
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Таинственные исчезновения самых необыкновенных подводных лодок
- Jan. 17th, 2019 at 10:09 AM
Е сли кто-то подумал, что это орудийная башня какого-нибудь крейсера, то это не так. На снимке 203-мм орудия французской подводной лодки «Сюркуф». Да такими и не каждый крейсер мог похвастаться.
Спустили на воду эту лодку в 1929 году, а в состав флота она вошла в 1932-м. Интересны соображения, приведшие к созданию такого корабля. После Первой мировой войны страны-победительницы, имевшие мощные флоты, стремились сохранить свои премущества и продавили международный договор, ограничивавший мощь вновь строящихся кораблей. А про подводные лодки и забыли, чем французы немедленно воспользовались.
Война показала, что нарушение вражеских морских коммуникаций не менее, а может быть, и более важно, чем бои между эскадрами. А применение артиллерии в этих целях гораздо дешевле, чем торпедное оружие, запас снарядов многократно превышает запас торпед, а дистанция огня из крупных калибров ни в какое сравнени не идёт с дистанцией торпедных атак, что гарантировало безопасность лодок.
Тем не менее, «Сюркуф» имел ещё два 37-мм зенитных орудия и два спаренных крупнокалиберных пулемёта. А кроме того, штурмовой моторный катер и самолёт, служивший разведчиком и корректировщиком. Подготовка его к взлёту занимала всего 4 минуты. Конструкторы подошли к проекту со всей ответственностью — на борту было даже предусмотрено специальное помещение тюремного типа для сорока пленных, а рубка защищалась броневыми плитами.
Главный калибр мог заряжаться и предварительно наводиться ещё на перископной глубине, огонь вестись из позиционного положения (это, когда из воды торчит только рубка). Ну, и 22 торпеды были нелишними.
110 метров длины, 4304 тонны подводного водоизмещения, дальность плавания около 12 000 миль, автономность 3 месяца. До 1944 года это была крупнейшая подводная лодка на планете.
В 1940-м году»Сюркуф» стоял в доке Бреста. Немцы наступали столь стремительно, что только чудом, на одном исправном двигателе лодку удалось увести в Британию. А дальше началось то, что в итоге её скорее всего и погубило. После заключения перемирия между Францией и Германией англичане решили наложить лапу на французский флот.
Просвещённые мореплаватели ведь берут в расчёт всегда не намерения, а возможности. Намеревался ли французский флот сотрудничать с немцами — бабушка надвое сказала. Но возможность такая была.
В алжирском Мерс-эль-Кебире французская эскадра отказалась идти в США или Британию, или затопить свои корабли. Тогда англичане неожиданно напали на неё. Часть французских кораблей была утоплена или тяжело повреждена, убито 1297 французских моряков.
Стоявший в британском порту «Сюркуф» в бой вступить не мог, тем не менее, на лодке были убиты два британских офицера и матрос, ещё один ранен, погиб и французский мичман. Из 150 членов команды сотрудничать с захватчиками согласились лишь 14 человек, остальные, предварительно успевшие уничтожить часть документации и вывести из строя кое-какое оборудование, были отправлены в лагерь для военнопленных под Ливерпулем.
Набрали новую команду, частично вообще из гражданских моряков, частично из военных, но на лодках ранее не служивших. Ну, какой моральный дух был у них, можно представить, особенно после событий в Мерс-эль-Кебире. Кстати, пришлось мне в этой базе заниматься обучением алжирцев, колоссальная, прекрасно оборудованная глубоководная гавань. Я тогда и понятия не имел, какая трагедия произошла там почти за 35 лет до моего появления.
До января 1942 года лодка только два раза выходила на боевые задания, без всяких успехов. Материальная часть постоянно выходила из строя, личный состав вёл себя безобразно, часть постоянно находилась под арестом, кое-кого списывали на берег. Британское адмиралтейство подозревало команду в саботаже.
К этому времени лодка находилась в США. В результате различных происшествий она потеряла большую часть своих боевых возможностей. Она уже лишилась своего самолёта, была нарушена герметичность во многих местах, на ремонт двигателей требовалось не менее полугода. Однако японцы уже нанесли удар по Пёрл-Харбору, был решено укрепить флот союзников на Тихом океане. «Сюркуф» получил приказ перебазироваться на Таити.
12 февраля лодка покинула Бермуды и направилась к Панамскому каналу. Погружаться она не могла, а эти воды скрывали много немецких подводных лодок. Но что же произошло 19 февраля?
1. Военный транспорт США «Томсон Лайкс» столкнулся ночью с неопознанным судном, получил повреждения носовой оконечности, но утром не обнаружил на воде ничего, кроме пятна нефтепродуктов. Довольно странно, что в участии в работе комиссии по расследованию было отказано предствителям «Свободной Франции», которой лодка формально подчинялась.
2. Американские подводные лодки «Макрель» и «Марлин» обнаружили немецкую подводную лодку, занимавшуюся приёмом топлива и припасов с неопознаной лодки необычной конструкции. Обе были утоплены. Варианты — утопил дирижабль береговой обороны или британский эсминец.
3. Некий бывший морской пехотинец, служивший на крейсере «Саванна», утверждал, что его корабль получил приказ найти и утопить «Сюркуф», обстрелявший союзные корабли.
4. В документах американской 6-й бомбардировочной группы британский исследователь обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров».
В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен заявил, что нашел «Сюркуф» на дне пролива Лонг-Айленд, но история быстро заглохла, не пойдя дальше пары газетных статей. Но это явная утка, если посмотреть, где находится этот пролив и куда направлялась лодка.
Пока гибель «Сюркуфа остаётся тайной, может, когда-нибудь она и будет открыта, ведь смогли найти другую необыкновенную подводную лодку, японскую, на глубине 5 километров, и совсем не там, где ожидали. Но об этом в следующий раз.
Источник: amico-di-amici.livejournal.com
YLE: Российскую подлодку заметили вблизи города Ханко в Финляндии
В мире
Автор Яна Изумрудная Опубликовано Вчера в 13:03
Российскую подводную лодку заметили жители города Ханко в Финляндии. Судно приплыло к берегу 22 августа, передает YLE.
Командир Ансси Мункки из Университета национальной обороны заявил, что финны заметили подлодку класса «Кило». Подобные суда выпускаются с 80-х годов прошлого века.
Эксперт не нашел ничего необычного в проходе корабля через Финский залив. Российское судно в международных водах полностью соблюдало установленные правила.
Подлодки на данном участке двигаются в одной линии с паромами и кораблями. Широта фарватеров позволяет судам проходить бок о бок друг с другом. Мелководье вынуждает подлодки всплывать на поверхность, чтобы обеспечить безопасность других кораблей.
Ранее экс-советник главы Пентагона, полковник Дуглас Макгрегор рассказал о преимуществе России перед США. В случае полномасштабного конфликта Москва заполонит Атлантический океан своими подлодками, поставив противника под угрозу уничтожения.
Студент 23.08.2023 в 14:57
Водку финам переправляют.Это уже было .
Последние новости
Сегодня в 05:31
Сегодня в 04:46
Сегодня в 04:30
Сегодня в 04:25
Сегодня в 04:16
Сегодня в 04:09
Сегодня в 03:18
Сегодня в 03:01
Сегодня в 02:42
Сегодня в 02:31
Сегодня в 02:08
Сегодня в 01:55
Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и Айдар″.
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо, Deutsche Welle. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.
Эти темы для вас
- Главные новости
- Пресс-релизы
- Архив
- Редакция
- Контакты
- Рекламодателям
- Политика конфиденциальности
«Главный региональный» в соцсетях
Источник: glavny.tv