При выборе места якорной стоянки необходимо учитывать следующие требования: стоянка должна быть по возможности защищена от ветра и волнения; обладать надлежащим качеством грунта и глубинами, обеспечивающими надежность удержания судна на якоре; иметь безопасные подходы к точке отдачи якоря, а также располагать достаточным пространством чистой воды для безопасного маневрирования в случае вынужденной съемки с якоря из-за внезапного ухудшения погоды.
В условиях открытого рейда минимальной является глубина, при которой исключается возможность касания грунта на волнении. Наиболее удобной считается стоянка на глубинах 20—30 м.На глубинах более 100 м стоять на якоре не рекомендуется.
От характера грунта. зависит держащая сила якоря. Хорошими являются вязкие грунты: ил, песчаный ил, глина, глинистый ил. К средним относятся рыхлые грунты: песок, ракушка, галька, щебень. Плохими считаются скальные грунты: плита, валуны, скалы. На илистых грунтах якоря Холла и Матросова держат хорошо, но забиваются глиной или илом и после срыва плохо забирают. На плите якоря «ползут».
КАК ПРАВИЛЬНО ЯКОРИТЬСЯ НА ДВА ЯКОРЯ И ДВЕ ВЕРЕВКИ.
На скалистых грунтах они иногда заклиниваются.
Надежность якорной стоянки зависит также от рельефа дна. Удобным является ровное горизонтальное дно или дно, имеющее пологий подъем к берегу или навигационной опасности. В последнем случае при дрейфе судна в сторону опасности якорь забирает еще сильнее. О рельефе дна и характере грунта можно судить по записи на ленте самописца эхолота.
Мягкие грунты дают слабую, расплывчатую запись широкой полосой; твердые (плита, песок)дают рельефную запись глубины. Двойная запись свидетельствует о нетолстом слое мягкого грунта на твердой основе.
При подходе к точке постановки на якорь и непосредственно при отдаче якоря должны выполняться следующие требования.
Якорь перед отдачей должен быть приспущен из клюза. Это правило особенно важно соблюдать при низких температурах, так как якоря примерзают в клюзах и, если они не будут приготовлены заблаговременно, может произойти заминка в выполнении маневра. На мягких грунтах при условии, что глубина не превышает 25—30 м, якорь отдают с ленточного стопора. На больших глубинах и на скальных грунтах якорь предварительно стравливают брашпилем с таким расчетом, чтобы к моменту отдачи он находился над грунтом на высоте 10—15 м.
Постановку на якорь можно производить на переднем и заднем ходу и дрейфуя по ветру или течению. Важно, чтобы судно имело небольшой ход относительно грунта. В противном случае канат ляжет на якорь, запутает его и якорь не заберет.
При ветре или течении первым отдают якорь наветренного борта или со стороны действия течения, иначе якорь-цепь пойдет через форштевень на излом и запас прочности цепи уменьшится.
Для того чтобы якорь хорошо забрал грунт, сразу же после его отдачи канат нужно травить со слабиной, но так, чтобы он сходил в воду с некоторым отклонением от вертикали. Перед тем как будет вытравлена расчетная длина якорь-цепи, ленточный стопор следует слегка зажать. В случае ветра или течения эта мера смягчит рывок, судно развернется к ветру или течению, нагрузка на канат уменьшится и дрейф замедлится. В дальнейшем канат нужно травить с небольшой слабиной, а когда будет вытравлена вся длина каната, ленточный стопор зажимают полностью.
Как заякориться на течении одним якорем. Как заякорить лодку на течении.
Способы постановки на якорь
В хорошую погоду и при отсутствии течения постановка судна на якорь — несложная операция. Судно подходит к якорному месту на небольшом ходу, заблаговременно стопорится машина, и дальнейшее движение происходит по инерции. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.
Постановку на якорь можно выполнять и на переднем ходу. При этом перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.
Рис.2. Постановка на якорь поперек течения
При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень (рис.
1). Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным, то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения (рис. 2).Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.
Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале
канат травят на 1,5—2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, постепенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.
При продолжительном штормовом ветре или сильном течении рекомендуется стоять на двух якорях. Угол между канатами должен составлять 20—30°. Становиться на якоря можно как при боковом, так и при встречном ветре (течении). В первом случае судно следует к якорному месту курсом галфвинд (рис.3). В точке отдачи первого якоря стопорят машину и отдают якорь наветренного борта.
Канат травят не задерживая, а руль перекладывают в сторону отданного якоря. Перед отдачей второго якоря дают задний ход. Когда инерция будет погашена и судно двинется назад, отдают второй якорь. Далее, дрейфуя под ветер, канаты выравнивают. Расстояние между точками отдачи первого и второго якорей должно быть 1/3—1/2 длины якорь-цепи, которая будет вытравлена.
Рис. 4.5. Постановка на два якоря при встречном
ветре
При встречном ветре (течении) судно ставят на якоря в два приема (рис.4). Вначале отдают один якорь. Когда судно войдет на канат, замечают направление на отданный якорь, поднимаются на ветер под углом 20—30° по отношению к данному направлению, приводят отданный якорь на траверз и отдают второй якорь. Затем канаты выравнивают.
Рис.5.
Постановка на
шпринг
Если судно, стоя на одном якоре, будет застигнуто неожиданным штормовым ветром, то в результате усиления килевой качки и рыскания возрастут динамические нагрузки на якорь и якорную цепь. При значительном рыскании дополнительно вытравленной якорной цепи может оказаться недостаточно и, чтобы предотвратить дрейф, следует отдать второй якорь.
Существуют два способа уменьшения рыскания. Один из них состоит в том, что в средней стадии рыскания отдают второй якорь и держат его на коротком канате. Сопротивление якоря, когда он волочится по грунту, уменьшает отклонения судна от его среднего положения. При другом способе второй якорь отдают, когда нос судна достигнет наибольшего отклонения; затем травят оба каната и стоят на двух якорях. Иногда выгоднее отдать якорь с разносом канатов под углом 20—30°, как это описано выше.
При грузовых операциях на открытых рейдах применяется способ постановки судна на шпринг (рис.5).Судно, стоящее на шпринге, меньше подвержено рысканию и прикрывает от ветра и волнения плавсредства, находящиеся у подветренного борта. Для постановки на шпринг используется прочный стальной канат, который через кормовой клюз обносят с внешней стороны борта и крепят к одному из звеньев цепи.
Коренной конец каната кладут на кормовые кнехты. Вооружать шпринг следует с отданным якорем. Для этого выбирают канат с таким расчетом, чтобы не подорвать якорь, вооружают шпринг и канат снова травят. Следует иметь в виду, что судно, стоящее на шпринге, обладает большим сопротивлением ветру и течению и поэтому горизонтальное тяговое усилие, приложенное к якорю больше, чем при обычной стоянке.
Источник: morez.ru
Подъем якоря на судне
До начала съемки с якоря или швартовых бочек необходимо заблаговременно выполнить следующие подготовительные операции:
главный двигатель перевести в постоянную готовность;
проверить связь с машинным отделением и баком;
сверить часы на мостике и в машинном отделении;
проверить работу и согласование машинного телеграфа;
проверить работу рулевого устройства;
проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);
включить и настроить РЛС;
установить связь с портом, службой управления движением судов (СУДС);
закрепить грузовые стрелы и закрыть трюма «по-походному».
После общей подготовки судна на бак вызываются расписанные для съемки с якоря члены экипажа (обычно третий помощник и боцман), которые подготавливают к работе брашпиль и проверяют его работу на холостом ходу.
По окончании подготовки, но не менее чем за 15 минут до съемки с якоря, старший помощник и старший механик докладывают капитану о готовности судна к съемке с якоря.
Подготовку к подъему якоря осуществляют в следующем порядке:
проверяют надежность крепления ленточного стопора;
проверяют брашпиль (шпиль) в действии на холостом ходу;
соединяют цепные барабаны с механизмом брашпиля;
отдают дополнительные стопоры (если они были наложены);
открывают воду для промывания якорной цепи и сообщают на мостик о готовности брашпиля к работе.
Выборку якорной цепи, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля, начинают на самой малой скорости и одновременно с этим включают систему обмыва якорной цепи. Когда судно тронется вперед, скорость выбирания цепи можно увеличить, однако необходимо следить, чтобы цепь успевала хорошо обмыться и шла в цепной ящик чистой. Не следует допускать также большого разгона судна, чтобы цепь не пошла под корпус судна.
По команде, полученной с мостика, отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Во время выбирания якорной цепи следят за ее направлением — если цепь ложится на излом через форштевень, необходимо временно приостановить ее выбирание, выжидая момент, когда нос судна вновь будет повернут в нужную сторону.
Если это не будет сделано, то якорная цепь, испытывая при изгибе чрезмерные напряжения, может разорваться или сильно деформироваться.
В процессе выборки якорной цепи помощник капитана постоянно докладывает на мостик о количестве смычек на брашпиле или в воде, натяжении и направлении цепи относительно диаметральной плоскости судна.
Одновременно в колокол подаются следующие сигналы:
количество смычек, оставшихся в воде, отбиваются отдельными ударами;
канат «панер» — частые удары в колокол;
якорь «встал» (оторвался от грунта) — один удар в колокол;
якорь вышел из воды (чист/нечист) — два удара в колокол;
якорь в клюзе (на месте) — три удара в колокол.
Когда якорь будет подтянут до панера, т. е. когда якорная цепь будет направлена по вертикали к уровню воды, а сам якорь еще не оторвался от грунта (рис. 2.35), об этом сообщают на мостик подачей установленного сигнала.
Момент отрыва якоря можно легко определить по работе брашпиля, который сразу начинает увеличивать частоту вращения после уменьшения нагрузки; вместе с тем якорная цепь сразу ослабевает. Момент отрыва якоря от грунта — «якорь встал» — это переход судна из состояния «на якоре» в состояние «на ходу».
Необходимо спустить шар или выключить якорные огни и включить ходовые.
При благоприятных условиях погоды, пока якорь не вышел из воды, ход машине давать не следует, так как якорь может оказаться «нечист». При выходе якоря из воды на мостик докладывают, что «якорь вышел из воды, чист» или «якорь нечист».
При съемке с якоря на волнении, когда нос судна резко поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорной цепи. Чтобы цепь не оборвалась, дают машине самый малый ход вперед и подрывают якорь.
Когда якорь при выбирании цепи достигнет клюза, двигатель брашпиля останавливают (рис. 2.36). Якорь, поднятый с грунта, следует хорошо промыть струей воды. Затем вновь включают брашпиль для того, чтобы окончательно втянуть якорь в клюз.
Втягивая якорь в клюз, следует не пропустить момент своевременной остановки брашпиля. Запоздалая остановка приведет к тому, что звено якорной цепи может быть надорвано и якорь будет потерян.
Якорь, втянутый в клюз, должен быть выбран «до места», т. е. так, чтобы лапы его хорошо прижались к обшивке корпуса, это исключает возможность движения якоря в трубе во время качки судна.
Для определения положения якоря в клюзе рекомендуется на палубном стопоре и на звене якорной цепи поставить марки белой краской, совпадение которых укажет, что якорь выбран до места и занимает правильное положение. По окончании сообщают на мостик тремя ударами в колокол и словами «Якорь в клюзе!».
При съемке с двух якорей вначале выбирают якорь, у которого в воде меньше якорной цепи, или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям и рядом стоящим судам. Если угол между цепями небольшой, их можно выбирать одновременно.
При стоянке на двух якорях способом фертоинг для съемки с якорей первоначально травят цепь якоря, на котором судно стоит в данный момент, и одновременно с этим подбирают цепь второго якоря. Когда он окажется в клюзе, выбирают первый якорь.
Рис. 2.35. Якорь «панер»
Рис. 2.36. Якорь вышел из воды
Процесс съемки судна с бочек в спокойную погоду трудностей не представляет. Вначале отдают все кормовые концы, затем носовые, причем последним отдают швартовный трос, поданный дуплинем.
При наличии ветра и течения прибегают к помощи буксира кантовщика, особенно, если направление ветра и течения на совпадает с диаметральной плоскостью судна.
В этом случае также сначала отдают все кормовые швартовные концы, затем носовые, оставив заведенный дуплинем. Отдав последний швартов с кормы, маневрируют на выход, потравливая, а затем и отдавая носовой швартовный трос.
Источник: seaman-sea.ru
Поставка яхты на якорь. Методы, правила.
Яхта нуждается в надежной системе швартовки шкипером, который знаком с безопасностью и правилами отдачи якоря на маломерных судах.
Якори вырываются в морское дно, чтобы держать лодку в нужном положении. Они выполняют роль удержания, оставляя лодки в безопасности от мелей или скал. Они также позволяют яхтсменам временно удерживать лодку во время рыбалки, обеда или ночевки.
Как они работают?
Когда анкер проникает в поверхность морского дна, это создает сопротивление материалом плюс вес самого якоря. Когда лодка тянет, якорь углубляется, создавая дополнительное сопротивление. В каменистом или коралловом дне якоря не могут закопаться, а скорее зацепиться за выступы и будут удерживаться неустойчиво.
Чтобы убедиться, что якорь «правильно поставлен, дайте натяжение на цепь, чтобы анкер проник в дно. Сделайте это, давая постепенный ход по направлению ветра или воды. Если ваша лодка движется, сбросьте якорь и повторите попытку.
Многие лодочники делают лишь половинчатую попытку установки, давая ход яхте всего на несколько секунд. Чтобы убедиться, что якорь установлен, вы должны приложить разумную нагрузку в течение разумного промежутка времени. Ваша лодка не должна двигаться вперед, когда вы отключаете питание, и лишь это указывает на то, что вы все сделали правильно. Мы не знаем другого способа проверить надежность вашей системы анкера.
Объем определяется как отношение глубины воды (плюс надводный борт) к линии якоря. Большинство изготовителей якорей согласны с тем, что объем 7: 1 достигает удерживаемой мощности якоря, и больше возможностей лучше, чем меньше. Теоретически, мера 7: 1 велика, но это более чем безопасно.
После того, как установлен якорь, он почти всегда будет поддерживать такое же соотношение, которое было использовано для его установки, даже если объем уменьшен. Это означает, что вы можете заплатить за длинную цепь, а затем сократить объем, чтобы уменьшить цепной ящик. Однако, если ваша лодка качается при подъеме якоря — это говорит о проблемах. Такое крепление называется “русской рулеткой”.
- Если у вас есть якорный сигнал тревоги на GPS, установите его так, чтобы он предупреждал вас, если лодка находится слишком далеко от того места, где оно было, когда вы устанавливали якорь.
- Если у вас есть электронный компас или автопилот, установите будильник, чтобы он предупредил вас, если курс лодки изменится радикально.
- Если у вас есть сигналы тревоги на вашем эхолоте, установите максимальные и минимальные аварийные сигналы, чтобы предупредить вас, если глубина воды значительно изменится, указывая на то, что вы дрейфуете либо от берега, либо к берегу.
Техника анкеровки с двумя якорями
- Закрепление носа и кормы: Сбросив якорь рядом с пляжем и второй в противоположном направлении, вы можете точно оставить лодку на стоянке. Вы также можете использовать натяжение на одном, чтобы помочь установить второй.
- Два анкера: Боб Огг, соавтор якоря Данфорта, рекомендует установить один якорь по ветеру или течению, а второй на 180 °. Это позволяет лодке качаться в относительно небольшой дуге, но позволит, в последствии, вытащить якорь, не производя его сброса при изменении ветра или течения.
Анкеры должны производить достаточное сопротивление морскому дну, чтобы противостоять силам окружающей среды — ветру и волнам. Способность якоря развивать сопротивление полностью зависит от его способности проникать в морское дно. Мы участвовали в нескольких анкерных тестах, и, несмотря на различные результаты, всегда есть один неоспоримый вывод: выбор подходящего дна для крепления является гораздо более важным фактором, чем конструкция анкера. Итак, когда вы выбираете правильный анкерный дизайн, вы должны учитывать условия дна. Вот анализ потенциальных вариантов, основанных на этом.
Мелкозернистый песок относительно прост для проникновения анкеров и обеспечивает неизменно высокую удерживающую способность и хорошие результаты. Большинство якорей будут удерживать наибольшее напряжение в твердом песке. Лучшим в песке являются легкие якоря в стиле Danforth, такие как Traditional и Fortress.
Ил имеет низкую прочность и требует конструкций анкеров с более широким углом хвостовика и большей площадью лапы. Это позволяет якорю проникать глубоко туда, где грязь имеет большую прочность, а также дает большую площадь поверхности в направлении вытяжки. Ил часто является лишь тонким слоем над каким-либо другим материалом, поэтому анкеры, которые могут проникать сквозь грязь к основному материалу, будут лучше.
Скала и кораллы:
Сила удержания больше зависит от того, где вы попадаете крючком, чем на тип якоря, который у вас есть. Анкеры грапнельного типа с высокой прочностью конструкции для поддержания высоких точечных нагрузок обычно работают лучше всего. К ним относятся Брюс, CQR или Дельта, а также старомодные якоря.
Сланцевое, глинистое и травянистое дно:
Жесткое дно для всех конструкций анкеров. Вес якоря, больше, чем его конструкция, может быть самым важным фактором проникновения и удержания. Считается, что якоря CQR и Delta хороши из-за их способности проникать в растительность.
- У вас будет другой, если один якорь потерян
- Различные типы якорей лучше всего подходят для разных условий
Источник: yacht-parts.ru