Как всплыли атомные подводные лодки

29 сентября 1963 года — Советская атомная подводная лодка «К-181» всплыла на Северном полюсе

В послевоенном мире, разделенном надвое холодной войной, борьба за освоение Арктики была особенно острой. То государство, которое первым научило бы свой флот действовать в этом регионе, могло получить колоссальное преимущество. Добиться этого удалось советским морякам. 29 сентября 1963 года подводная лодка К-181 первой в мире всплыла на Северном полюсе, доказав способность отечественных субмарин к плаванию в самых высоких широтах. А через двадцать два года советские подводники впервые в мире осуществили ракетные стрельбы из точки Северного полюса.

Догнать и перегнать Америку

«Полярная гонка» началась практически сразу после того, как в составе обоих флотов – американского и советского – появились первые атомные подводные лодки. Обычная дизель-электрическая подлодка без ядерного реактора на борту не могла рассчитывать на достижение точки с координатами 90 градусов северной широты. Таким субмаринам требовалось периодически всплывать для того, чтобы запустить дизели и подзарядить аккумуляторы, но рассчитывать на такую возможность в паковых льдах никто не мог.

В Арктике одновременно всплыли 3 российские атомные подлодки

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Первый командир подводной лодки К-181, Герой Советского Союза капитан второго ранга Юрий СысоевИсточник: moremhod.info

Формальное первенство в полярном соревновании осталось за США. 3 августа 1958 года первая в мире атомная субмарина «Наутилус» прошла подо льдами в районе Северного полюса. Всплыть у американцев не получилось. Вместо полыньи, которую показал эхоледомер, наверху оказалась громадная плавучая льдина.

Удар пришелся по самой высокой части лодки – ограждению рубки – и повредил единственный перископ «Наутилуса». Рисковать дальше не имело смысла, и командир подлодки коммандер Уильям Андерсон отдал приказ возвращаться на базу.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Подводная лодка К-181 в полынье после всплытия на Северном полюсеИсточник: defendingrussia.ru

Неудачной была и первая попытка советских подводников всплыть на Северном полюсе, предпринятая в июле 1962 года. В поход отправилась первая отечественная атомная подводная лодка К-3, которая 17 июля всплыла из-подо льдов, но не на полюсе, а чуть в стороне от него. Это было неплохим результатом, но партия и правительство требовали большего – всплыть именно в точке с координатами 90 градусов северной широты. На эту роль и готовили с самого начала новую субмарину К-181, относившуюся к тому же проекту «Кит», что и К-3.

Лодка для похода на полюс

«Сто восемьдесят первая», как и остальные 12 лодок серии «Кит», заложенные после К-3, была построена по проекту 627А. Внешне новый «Кит» почти не отличался от первой советской атомной подлодки, кроме разве что наплыва внизу носовой части, где разместили антенну главной акустической системы. Основные изменения сделали внутри: повысили надежность агрегатов и живучесть лодки, усилили штурманское вооружение и так далее. Характерным отличием новых лодок от К-3 стала широкая серебристая полоса над крышками торпедных аппаратов, за которой скрывалась антенна шумопеленгаторной станции.

Белгород — подводная лодка

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Члены экипажа К-181 устанавливают флагшток на Северном полюсе, 29 сентября 1963 годаИсточник: flot.com

К-181 стала восьмой по счету лодкой проекта 627А, заложенной на Северном машиностроительном предприятии (нынешний «Севмаш») 15 ноября 1961 года. 7 сентября 1962-го подлодку спустили на воду, а 16 октября она уже вступила в строй. Такие высокие темпы строительства никого не удивляли. Во-первых, основные технологии постройки субмарин этого проекта были уже отработаны, а во-вторых, советский флот торопил корабелов, стремясь как можно быстрее нарастить атомную подводную группировку.

О том, что К-181 предстоит предпринять вторую попытку всплыть на Северном полюсе, экипаж узнал вскоре после того, как 11 января 1963 года их корабль зачислили в состав Северного флота. Случилось это, по воспоминаниям командира группы дистанционного управления БЧ-5 (электромеханической) Василия Сытника, когда лодка находилась в месте своего базирования – в бухте Западная Лица.

Очень скоро экипаж, только-только успевший освоить новый корабль, отвел его обратно на судостроительный завод готовить к трудному походу. Там, как вспоминает Василий Сытник, «произвели усиление ограждения корпуса рубки, поскольку предполагалось ею проламывать лед при всплытии. Кроме того, на лодке установили два комплекта акустических эхоледомеров, позволяющих из глубины с большой точностью измерять расстояние до льда и его толщину. В дополнение к ним разместили телевизионную аппаратуру, чтобы можно было в подводном положении по телевизору рассматривать ледовую поверхность».

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Памятный лист, выданный командиру электронавигационной группы лейтенанту Алексею Палитаеву — участнику похода К-181 на Северный полюсИсточник: flot.com

Главные изменения были внешне совершенно незаметны, но именно от них зависела точность всплытия на Северном полюсе. Лодку оборудовали новейшей навигационной системой «Сигма», которая позволяла определять положение корабля не по обычным магнитным и гирокомпасам, а по трем гироазимутам – приборам, которые сохраняют заданное направление. Иными словами, лодку достаточно было привести в необходимую точку начала маршрута и задать точку прибытия, направление на которую и держала «Сигма».

Искусство проиграть в домино

За лето все доработки К-181 перед путешествием на макушку Земли были закончены. В начале сентября субмарина совершила тренировочное плавание к кромке паковых льдов, чтобы экипаж мог проверить, насколько надежно работают новые системы и легко ли ему ориентироваться подо льдом. Для этого подлодка совершила плавание к архипелагу Земля Франца-Иосифа – одного из самых северных в Советском Союзе. Поход прошел успешно, и командование флота, получив «добро» из Москвы, отдало приказ о начале плавания к Северному полюсу.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Подводная лодка К-181 возвращается из похода на Северный полюс, октябрь 1963 годаИсточник: moremhod.info

В свой первый дальний поход лодка отправилась, имея на борту гораздо большее число людей, чем полагалось по штату. Объяснялось это присутствием на борту представителей командования Северного флота и ВМФ СССР, а также различных НИИ и заводов, которые должны были следить за поведением новой аппаратуры и корабля в необычных условиях, и даже корреспондента газеты «Красная звезда».

Таких набралось двадцать человек. Среди них был командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов, который формально командовал походом, а также флагманский штурман ВМФ капитан I ранга Александр Мотрохов и заместитель командира 3-й флотилии капитан I ранга Валентин Рыков. Последний был прикомандирован к экипажу в качестве второго командира, поскольку обладал уже большим опытом плавания на атомных субмаринах.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Карта похода подводной лодки К-181 к Северному полюсуИсточник: veteranrosatom.ru

Несмотря на тесноту в отсеках, поход проходил без лишних конфликтов. Правда, членам экипажа К-181 пришлось освоить непростое искусство играть в домино в поддавки. Адмирал Владимир Касатонов был большим мастером-доминошником, но очень расстраивался, если проигрывал, что влияло на психологическую атмосферу в отсеках. Вот и решено было не слишком усердно стремиться обставить начальство, чтобы не раздражалось: и без того присутствие адмирала в центральном посту заставляло вахту нервничать.

Читайте также:  Инструкция на русском языке к лодочном

Есть всплытие на полюсе!

Поход начался 25 сентября 1963 года. «Подлодка шла с большой скоростью: сначала 16 узлов, потом 20 узлов, а когда до Северного полюса оставалось около мили, скорость уменьшили до 6 узлов, подвсплыли на допустимую глубину и стали внимательно следить в перископ, – вспоминал позднее Василий Сытник. – И нам повезло – была обнаружена довольно обширная полынья, которую, правда, покрывал лед толщиной 30-40 сантиметров. Подлодка остановилась под ней и приледнилась. Затем продули среднюю группу цистерн главного балласта и проломили лед рубкой, ледяной покров сопротивлялся недолго».

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов, 1963 годИсточник: krymology.info

Сложнее оказалось командиру лодки капитану II ранга Юрию Сысоеву открыть рубочный люк. Как оказалось, его завалили глыбы проломленного рубкой льда. Наконец удалось справиться и с этим, и штурманская вахта принялась определять точные координаты. Сделать это по радионавигационным системам помешала сплошная облачность, но по звездам установили: есть всплытие на Северном полюсе!

Командир объявил об этом всему экипажу, что вызвало в людях небывалый энтузиазм. Еще бы: они были первыми в СССР подводниками, всплывшими на Северном полюсе! Ради этого один из матросов чужого экипажа пошел фактически на преступление: спрятался на лодке К-181, пока помогал грузить на нее продукты. Обнаружили его уже в море, когда возвращаться было уже поздно, так что своей цели «самовольщик» добился.

Первым делом на полюсе установили флагшток и подняли на нем государственный флаг СССР и флаг советского ВМФ. А потом командир лодки разрешил сходить на «берег» всем свободным от вахты. Чтобы не лишать возможности поиграть в футбол на льду стоящих на вахте, лодка оставалась в полынье четыре с половиной часа.

За это время успели не только размяться на свежем воздухе, но и съесть приготовленный коками праздничный обед. А штурман подлодки Виктор Храмцов даже успел… искупаться! Выглядело это как неудачное падение с трапа в промоину между льдом и корпусом лодки, и только гораздо позже старший лейтенант Храмцов признался, что сделал это специально: очень хотелось быть единственным в мире человеком, купавшимся на полюсе.

Домой подлодка К-181 вернулась без происшествий: 4 октября она уже швартовалась в губе Лопаткина в бухте Большая Лица. В течение трех лет после окончания уникального похода все его участники получили награды. Командир подлодки Юрий Сысоев и командующий Северным флотом Владимир Касатонов стали Героями Советского Союза. Старший помощник, замполит, штурман и командир БЧ-5 были награждены орденами Ленина. Остальные офицеры, старшины и матросы получили ордена Красного Знамени и Красной Звезды или медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Командующий Северным флотом адмирал Семен Лобов (второй справа) прикрепляет орден Красного знамени к Краснознаменному военно-морскому флагу подводной лодки К-181Источник: arspress.ru

А в 1968 году подлодка К-181 стала первым в послевоенной истории советского ВМФ орденоносным кораблем. 20 февраля «за большой вклад в дело укрепления обороноспособности СССР, успехи в боевой и политической подготовке, освоение сложной техники и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ» подлодку наградили орденом Красного Знамени. Награду К-181 получила не только за успешное всплытие на полюсе. В 1966 году подлодка первой в отечественном флоте сумела установить контакт и в течение четырех суток выполнять слежение за ударным соединением американских ВМС во главе с авианосцем «Саратога». Лодка «вела» его от Гибралтара до побережья США, успев за это время выполнить девять условных торпедных атак на цель и записав ее характерные шумы.

Источник: russiangiant.ru

Американцы подняли фрагменты советской ракетной подводной лодки с глубины 5 600 м

Американцы подняли фрагменты советской ракетной подводной лодки с глубины 5 600 м

Для американцев погибшая лодка стала даром небес. Как только определились с точным местонахождением К-129, стали думать, как можно поднять лодку. Юридических проблем не было – руководство СССР официально отказалось от лодки. Важным аспектом было и то, что советский ВМФ не мог помешать работам по подъёму лодки – флот не знал место в океане, где затонула К-129. Вопрос стоял только один – глубина, на которой покоилась К-129.

Работа водолазов исключалась по определению, всё должна была сделать подводная автоматика, которой еще не существовало в природе, и которую надо было создать. В начале 1969 года в ЦРУ началась дискуссия о возможности подъёма ценного секретного оборудования с такой глубины. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы.

Особый интерес был к шифрам. Если бы удалось извлечь аппаратуру радиосвязи, можно было бы с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации и решить с помощью этого глобальную задачу — вскрыть всю систему развертывания и управления ВМФ СССР. Не меньший интерес представляло ядерное оружие — на борту лодки находились три ракеты Р-21 с мегатонной ядерной боеголовкой в каждой и две торпеды с ядерными боевыми частями. Учитывая огромную глубину, на которой лежала К-129, успех операции оценивался в 10% — нужно было поднять с глубины 5 км затонувший корабль весом в 1750 тонн.

В ноябре 1968 года заместитель министра обороны Дэвид Печард представил президенту США доклад, в котором аргументировал необходимость проведения операции по подъему К-129. Основными доводами в пользу этого приводился интерес специалистов к советским баллистическим ракетам, торпедам и ядерным зарядам, а также шифры и коды.

Проект подъема был одобрен лично президентом США Ричардом Никсоном в 1969 году. По мнению советника президента по национальной безопасности Генри Киссинджера, подъем был крайне желателен, чтобы узнать сильные и слабые стороны оружия СССР.

Курировали проект Джон Парангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ЦРУ, а также Эрнест Зеллмер, ветеран Второй мировой войны и специалист по подводным лодкам Военно-морской академии США. Этот строго секретный отдел работал в павильоне под названием «Дженнифер». Поэтому многие статьи в 1970-х ошибочно назвали эту операцию проектом «Дженнифер». В СССР это название тайной операции также получило широкое распространение. В октябре 1970 года команда Парангоски пришла к выводу: единственная возможность поднять «К-129» – это создание специального корабля с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

Читайте также:  Материал пнд для изготовления лодок

«Гломар Эксплорер»

ЦРУ начало большую работу по осуществлению проекта «Азориан». Все проблемы можно было разделить на две большие группы.

Во-первых, было необходимо спроектировать специальное судно, оснащенное специальными захватами и очень мощными лебедками для того, чтобы поднять груз весом около 2 000 тонн на высоту 5 500 метров.

Во-вторых, нужно было продумать легенду, для чего строится такое необычное судно, и что оно будет делать длительное время в одной и той же точке мирового океана.

ЦРУ предложило использовать для прикрытия очень неоднозначную личность в крупном американском бизнесе – американского миллиардера Говарда Хьюза.

В империи Хьюза были судостроительные верфи. И, наконец, по складу характера миллионер был авантюристом. Он ввязывался в различные проекты, абсурдные на первый взгляд, но приносившие немалые выгоды впоследствии. В американском фильме «Авиатор» его прекрасно сыграл актер Леонардо Ди Каприо.

ЦБ резко повысил ключевую ставку: она выросла с 8,5% до 12% годовых

15 августа Банк России принял решение о повышении ключевой ставки. За последний месяц она увеличилась уже во второй раз: сначала – с 7,5% годовых до 8,5%, а сейчас – до 12%.

Выбор партнера был не случаен. Владелец фирмы, мультимиллионер Говард Хьюз как нельзя более подходил для этой роли. Он был давним другом и партнером ЦРУ, и не раз оказывал разведывательному ведомству всевозможные услуги. Вся инфраструктура его компании была нацелена на сохранение секретности работ, что при проведении операции “Азориан” было одним из основных условий.

Кроме того, Хьюз владел многими компаниями, которые производили высокотехнологичное оборудование. Именно у него были созданы первые лазеры, изготовлялись системы наведения баллистических ракет, трехмерные радары, телекоммуникационные спутники.

Правительство США заключило контракт с компанией “Хьюз Тул” на постройку весьма необычного «геологоразведочного судна». Был выделен и первый транш – около 200 миллионов долларов. Всего на программу ЦРУ выделило 350 миллионов долларов. Сейчас, с учетом инфляции, она составляет 1,7 миллиарда долларов. Сумма для 70-х годов ХХ века огромная.

Изначально строящееся судно получило название MV «Hughes Glomar Explorer», в дальнейшем, первое слово убрали, и оно стало называться «Гломар Эксплорер» (MV «Glomar Explorer»). Это было уникальное судно водоизмещением 50 000 тонн. С помощью высокопрочных лебедок оно позволяло поднимать грузы весом до 4 250 тонн.

Посреди корпуса у него был сделан вырез длиною около трети корпуса (длина «Гломар Эксплорера» 190 метров), называвшийся «центральной прорезью». Над ней были установлены вышка и две подвижные колонны. Снизу “прорезь” закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение получило название “Лунный бассейн”.

Его размеры составляли 60,6 х 22,5 х 19,8 м. Он служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата и частей поднятой подлодки. Именно туда предполагалось поместить поднятую со дна К-129.

В комплект оборудования «Гломар Эксплорер» входил док-понтон HMB-1, оснащенный гигантскими захватами-щупальцами, изготовленными по форме обводов корпуса К-129 и глубоководный аппарат «Клементина». Если бы советскую подлодку удалось поднять целиком, ее бы спрятали в этом доке. Экипаж «Гломар Эксплорер» состоял из 170 человек и был укомплектован служащими-контрактниками ЦРУ. Всего же в операции «Дженнифер» в той или иной форме было задействовано свыше 4 тысяч человек.

«Гломар Эксплорер»

«Гломар Эксплорер»

Естественно, официально судно числилось собственностью Хьюза и предназначалось для исследования океанского дна с целью разведки полезных ископаемых. В ноябре 1972 года судно было спущено на воду, в следующем году его достройка была завершена.

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный переход в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Подъём К-129

В июле 1973 года судно было отправлено на ходовые испытания к берегам Никарагуа, якобы для глубоководной добычи марганца. Вся американская пресса с интересом рассказывала о новом начинании чудаковатого миллиардера. Успешно пройдя проверку, летом 1974 года «Гломар Эксплорер» направилось к Гавайям, в район гибели советской подводной лодки, прибыв на место 4 июля.

Корабль измерительного комплекса «Чажма» и военный спасательный буксир СБ-10 засекли странное судно в интересующем советскую военно-морскую разведку районе Тихого океана. Американцы всерьез опасались штурма «Гломар Эксплорер». Экипаж завалил ящиками вертолетную площадку, чтобы предотвратить вертолетный десант.

Однако после того, как советские корабли увидели проводимые на «Гломар Эксплорер» работы по состыковке труб и спуску их в воду, судно было классифицировано как гражданская плавучая платформа с оборудованием для бурения морских скважин. Усыпив, таким образом, бдительность советской стороны, корабль ЦРУ приступил к непосредственному выполнению операции по подъему подводной лодки. Справедливости ради надо сказать, что не все в разведке Тихоокеанского флота поверили в легенду, но факт остается фактом – «Гломар Эксплорер» остался без «пригляда» кораблей ОСНАЗ.

Для обучения экипажей кораблей и испытания нового оружия в СССР использовались специальные субмарины

Для обучения экипажей кораблей и испытания нового оружия в СССР использовались специальные субмарины

Нарастив до 5 километров длину труб, американцы опустили ко дну Тихого океана док-понтон со стальными щупальцами-захватами, которыми при помощи подводных телекамер управляли операторы ЦРУ. Металлические клешни сомкнулись на корпусе К-129 и начался её подъем.

Но случилось непредвиденное — когда док-понтон был уже почти на поверхности, К-129 внезапно разломилась на две части в месте пробоины. Кормовая часть подлодки с большей частью погибшего экипажа, баллистическими ракетами и рубкой шифровальщика опять рухнула на пятикилометровую глубину.

У ЦРУ остались первые два носовых отсека с торпедами, оснащенными ядерными боеголовками и тела шестерых погибших подводников. Предварительное изучение поднятых обломков было произведено непосредственно на борту судна. Затем «Гломар Эксплорер» вместе со своим драгоценным грузом отправилось в Гонолулу.

Во избежание возможных дипломатических осложнений поднятые тела погибших советских моряков были захоронены в океане, по принятому в СССР ритуалу. Один из сотрудников ЦРУ, знающий по долгу службы русский язык, зачитал по-русски специально составленный текст, и контейнер с телами подводников, покрытый советским военно-морским флагом, под звуки гимна СССР, был опущен в воды Тихого океана.

Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным — это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте. В планах ЦРУ было продолжение экспедиции в следующем году. Американцам были необходимы советские баллистические ракеты и военно-морские шифры. Но в эту история вмешался его величество случай.

Читайте также:  Слань для лодки это

Разоблачение

Подготовка к подъему

Подготовка к подъему

Весной 1975 года одна из бандитских группировок Лос-Анджелеса совершила налет на офис Говарда Хьюза, где хранилась документация по «проекту Дженнифер». Один из документов попал в руки «акул пера», и 19 апреля 1975 г. на страницы мировой печати выплеснулась сенсационная история о сверхсекретной операции ЦРУ по подъему советской субмарины с ядерным оружием.

В феврале 1975 года газета «Лос Анджелес Таймс» опубликовала статью о проекте «Дженнифер». Подлинное название операции стало известно только в 2010 году. Оправившись от первоначального шока, Москва заявила Вашингтону решительный протест, одновременно приготовившись, при необходимости, пресечь продолжение «проекта Дженифер» вооруженной силой.

В районе гибели К-129 целых полгода несли боевое дежурство корабли советского ВМФ, получившие приказ не допустить подъема со дна океана оставшейся половины подлодки любой ценой, вплоть до бомбежки всего района. Попытались помешать работам и в советском МИДе, но безуспешно.

Правовая позиция американцев была безупречна – о гибели К-129 нигде официально объявлено не было, следовательно, работы по подъему «неизвестной» субмарины законны. Другую претензию Москвы – о кощунственном нарушении вечного покоя советских моряков – американцы отклонили на том основании, что тела погибших были перезахоронены по всем советским ритуалам.

Скандал вышел очень громкий и неприятный для США. Белый дом был вынужден дать задний ход и отменить вторую часть подъёма. ЦРУ был вынужден подчиниться. Ракеты Р-21 и шифры остались на дне Тихого океана. В активе разведки были только две советские ядерные торпеды.

Адмирал Попов: подводная лодка «Курск» могла столкнуться с субмариной НАТО

По версии российского адмирала Вячеслава Попова, ранее командовавшего Северным флотом, при аварии подводной лодки «Курск» в августе 2000 года сигналы SOS подавала не она, а оказавшаяся рядом субмарина НАТО, также получившая повреждения.

Послесловие

Опосредованно эта история была показана и в кино. Есть версия, что сценаристы Бондианы, работая над сценарием фильма «Шпион, который меня любил», вышедшего в 1977 году, включили в фильм сюжет о гигантском танкере, заглатывающем ракетные субмарины после скандальной публикации о проекте «Дженнифер» и «Гломар Эксплорер».

Об аварии советской подлодки вновь заговорили в начале 1990-х годов, когда многие белые пятна нашей истории стали достоянием гласности. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Борису Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел шести советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В.

Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер, т.к. останки были радиоактивны.

Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести американцев, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

Что же касается «Гломар Эксплорер», то по завершении операции этот шедевр американского судостроения, как это довольно часто случается с уникальным оборудованием, оказался никому не нужен. Все попытки сдать его в аренду коммерческим фирмам для каких-либо подводных работ не увенчались успехом.

В результате судно «Гломар Эксплорер» было передано в резерв ВМС США и поставлено на якорь в бухте Суисан, штат Калифорния. В 2010 года «Гломар Эксплорер» передали в аренду международному консорциуму по освоению океанского дна “Оуэшн Минералес”, и его переоборудовали в буровое судно. По своему новому назначению оно используется до сегодняшнего дня, но для историков навсегда останется “кораблем, поднявшим со дна океана подводную лодку К-129”. До марта 2012 года судно было зафрахтовано «Marathon Oil», и работало у берегов Индонезии.

«Гломар Эксплорер»

«Гломар Эксплорер»

До сих пор проект «Азориан» является секретным. По некоторым данным три президентские администрации потратили на проект около 800 миллионов долларов (в ценах 70-х годов ХХ века). Сегодня, с учетом инфляции, эта сумма составляет около 4-х миллиардов. Этих денег хватило бы на отправку еще одной экспедиции на Луну.

С другой стороны, ценность её, с точки зрения полученной информации, не так и велика. Шифры остались на дне Тихого океана. Через несколько лет после катастрофы советский ВМФ принял на вооружение новые баллистические ракеты для подводных лодок Р-29. А американцам достались только советские торпеды с ядерной боевой частью.

Но, бесспорно, проект «Азориан» стал одним из самых выдающихся достижений морской инженерии ХХ века.

Источник: versia.ru

Военные НАТО заставили всплыть российскую атомную подлодку «Акула» у Норвегии

h-mat-img

Военные НАТО приказали всплыть атомной подводной лодке «Акула» Военно-морского флота (ВМФ) РФ возле берегов Норвегии. Выследил подлодку противолодочный военный самолёт P-8 Poseidon Королевских Военно-воздушных сил (ВВС) Великобритании. Об этом информирует Daily Express.

По данным британского таблоида, противолодочный патрульный самолёт P-8 Poseidon Королевских Военно-воздушных сил Великобритании устроил погоню за российской атомной подводной лодкой проекта 941 «Акула». Источник издания отметил, что были замечены корабли ВМФ НАТО, заставившие всплыть подлодку. Позже было замечено судно России в надводном положении.

В издании добавили, что данный инцидент смог зафиксировать неназванный фотограф, который, по всей видимости, был британским морским инженером, работавшим на морской энергетической площадке. Он и раскрыл детали произошедшего.

Мы могли слышать радиопереговоры между кораблями и самолётом, и определенно был британский акцент, — сказал он изданию.

Сообщается, что после начала спецоперации на Украине российские субмарины стали значительно чаще проявлять активность, особенно в северных водах. В последнее время Великобритания и другие страны НАТО усиливают защитные меры от РФ.

Ранее военный эксперт рассказал, как Россия выдворила подлодку ВМС США возле Курил. Российский противолодочный самолёт Ил-38, а также российская субмарина обнаружили во время плановых учений атомную подлодку ВМС США. Судно типа Virginia находилось в территориальных водах России недалеко от Курильских островов. Отряд боевых кораблей во главе с фрегатом выполнили все необходимые действия для защиты госграницы России.

Yandex Zen

Добавьте Инфо24 в избранное в Яндекс.Новостях

Источник: info24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...