Зима – это сложный период для многих представителей царства животных на нашей планете. Точкой отсчета для них является осень. Животные готовятся к зиме именно с наступлением этого времени года.
Каждый зоологический вид готовится по-своему: одни звери переходят на «зимний» мех, другие успевают делать запасы «продовольствия», а третьи, набрав за лето достаточно жира, забываются зимним сном. Но какие именно звери встречают зиму в полной «боеготовности»? Как им это удается? В этой статье вы на нескольких примерах узнаете, какие животные готовятся к зиме и как они это делают.
Как к зиме готовятся хомяки?
Зимнее время в северных краях – это, пожалуй, самое напряженное и ответственное время в жизни мелких грызунов. Во избежание голодной и холодной смерти многие мелкие зверьки запасаются значительными запасами кормов. Например, обыкновенный хомяк, обитающий в степях Западной Сибири и Европы, к зиме готовится следующим образом: грызун за осень набирает несколько килограммов (!) отборных зерен и корнеплодов. Делает он это усердно и покладисто: хомяк целыми днями переправляет урожай с полей в свои «закрома», перетаскивая зерна в защечных мешках.
Что делают животные осенью и как готовятся к зиме
Как полевки встречают зиму?
Интересно встречают зиму и многие полевки. Эти милые мышки уже с весны начинают заготавливать траву, складывая ее в небольшие кучки под те или иные укрытия (например, под камнями). Летом полевки приносят туда цветы шиповника, листики, шишки и хвою. Активная деятельность этих существ заканчивается осенью, когда первый снег покрывает горные луга. Ученые подсчитали сезонный запас этих зверьков: одна семья полевок запасает от 5 до 10 кг корма!
Настоящие сони!
Как животные готовятся к зиме еще? Некоторые нерадивые зверьки полностью оправдывают свое название, залегая на зиму в спячку. Мать-природа распорядилась таким образом, что эти ленивцы даже не обременяют себя заботами о хлебе насущном. Действительно, зачем? Ведь можно же просто уйти в спячку!
Кто же они – эти маленькие ленивые существа? Да это же сони! Мелкие грызуны, похожие на белочек. Обитают они преимущественно в европейских лесах, за что их прозвали лесными сонями.
Перед наступлением холодов лесные сони начинают заметно набирать вес. Они жиреют до тех пор, пока не станут весить в пару раз больше обычного и выглядеть, словно маленький меховой мешочек. Спят эти существа в шарообразных гнездах, свитых ими специально для зимовки. Хоть в чем-то они деятельны!
Зоологи умиляются при виде спящей лесной сони: грызун сворачивается в очень плотный шарик, прижимая к брюшку носик и маленькие лапки. При этом пушистый хвостик полукольцом охватывает чуть ли не все тело зверька.
Дикие животные готовятся к зиме. Бурый медведь
Недалеко от лесных сонь ушли и косолапые. В частности, хозяин русской тайги – бурый медведь. Медведи – это хищные животные, которые не устраивают себе никаких кладовых, предпочитая на зиму уходить в спячку. Если говорить языком метафоры, то косолапые тяжеловесы – сами себе «кладовые», ведь все лето и всю осень они стараются наесть большие запасы подкожного жира в своем организме. Более того, жир – это прекрасный «утеплитель» в зимнее время года!
Как волк зимой живет? Детям про животных.
Жиреть косолапые начинают тогда, когда в лесу поспевает ягода. В то время как животные готовятся к зиме теми или иными способами, медведи усердно питаются корневищами растений, ягодами, орехами и т. д. Излюбленным лакомством бурого медведя является мед. Ради его сладкого и манящего вкуса зверь готов часами терпеть укусы разъяренных диких пчел.
Но лишь растительной пищей медвежье «меню», конечно, не ограничивается. Не стоит забывать, что этот зверь – самый настоящий хищник, поэтому наряду с ягодами и орехами эти животные питаются молодыми оленями, зайцами, лисами, волками и рыбой. Медведю ничего не стоит задрать взрослого лося!
Но набрать подкожный жир – это лишь полдела. Перед наступлением затяжных холодов косолапый должен успеть найти укромное местечко для будущей берлоги. Медведи с завидной тщательностью делают это. Как только место будет найдено, зверь приступает к «строительству»: он выкапывает в земле нору, утепляя ее ветками, мхом, хвоей и прочими подручными материалами.
Если в том или ином лесу поиски места для берлоги не увенчались успехом, медведь может позариться на чужое убежище. Некоторые из них даже прогоняют оттуда нынешнего постояльца и залегают там сами. Вот такая она – медвежья подготовка к зиме!
Тихо в лесу: спят бобры, ежи и барсуки
Говоря о том, как животные готовятся к зиме (картинки c некоторыми представителями мира фауны представлены в статье), нельзя не сказать о барсуках, бобрах и, конечно же, ежах. Например, бобры еще с лета заготавливают множество веточек, унося их под воду к своим хаткам. Там они складывают «стройматериал» в кучки.
Барсуки же решили последовать примеру косолапых: они тоже запасают подкожный жир к зиме. К тому же им проще (чем медведям) построить убежище на зимовку, и, надо отметить, они довольно искусно справляются со своей задачей. Зоологи утверждают, что некоторые из этих зверей могут подготовиться к зиме буквально за один день! Любопытно, что иногда барсук «приглашает» в свое убежище соседа-енота. Оба зверька прекрасно уживаются в норе, коротая зимние вечера вместе.
Ежи – насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем.
Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Несмотря на название своего отряда (насекомоядные), эти создания едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.
Какие еще животные готовятся к зиме?
Картинки, представленные в этой статье, выбраны не случайным образом: на них изображены наиболее яркие представители царства животных, которые готовятся к зиме. Делают это не только крупные животные, но и совсем крохотные существа – насекомые. Муравьи, к примеру, перед наступлением суровых холодов начинают отстраивать большие муравейники. Пчелы при помощи воска плотнее закрывают свой леток, оставляя лишь мизерные дырочки-отверстия.
Вопрос о том, как животные готовятся к зиме, будет раскрыт не полностью, если не упомянуть и о пернатых братьях наших меньших. Многие птицы на зимовку улетают в теплые края, возвращаясь в «родные пенаты» только весной (аисты, журавли, грачи). Они называются перелетными. Но не все пернатые так поступают. Есть и оседлые птицы, т. е. те, кто остается на зиму в родных краях.
Это преимущественно городские пернатые (воробьи, голуби, синицы).
Зайцы, волки и лисы
По осени некоторые лесные жители меняют «летние» меха на «зимние», т. е. посредством линьки сбрасывают старую легкую шерсть, обрастая новой и теплой. У некоторых животных изменяется и цвет шубок, например у зайцев. Их серая шубка превращается в белую, что позволяет им оставаться практически незамеченными на фоне снега. Никаких зимних запасов эти зверьки не делают.
В спячку они тоже не впадают. Зимой зайцы питаются преимущественно корой молодых деревьев.
Волки и лисы, как и зайцы, не уходят в зимний сон, а активно рыщут в холодное время года по лесу в поисках пищи, например тех же самых зайцев. У этих животных тоже происходит линька, однако цвет шерсти не изменяется.
Итак, в этой статье на некоторых примерах мы рассказали о том, как животные готовятся к зиме. В качестве примера мы взяли наиболее ярких и известных представителей мира фауны.
Источник: fb.ru
Как встречают Осень Животные??
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают. Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе не его не закрывают.
И пчеловоды заботятся о своих маленьких труженицах: в начале октября они ставят ульи в омшанник.
Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.
Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка — в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.
Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу — серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.
Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.
Источник: otvet.mail.ru
» Животные зимой»
Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
Задачи: 1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.
2. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, три елки, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, бурундука, осеннего леса, муляжи грибов, мольберт, подставки для картин, орехи, салфетки.
Занятие проводится с группой (6—7 человек), в групповой комнате. Во время занятия дети стоят, сидят, играют в подвижную игру. Располагаются они так, чтоб всем было удобно и видно иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка», — и показывает детям, как играть с «птичкой», — указательным пальцем правой руки.
Надо внимательно следить, куда полетит птица, не поворачивая голову, следить одними глазами.
Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит за ним глазами).
Птичка влево полетела (отводит палец влево, следит за ним глазами).
К нам на нос она присела (подводит палец к носу).
И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).
А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы.
Кто из нас внимательней? Упражнение повторяется два раза.
Воспитатель. Правильно, ….! Старайся лучше, ……! Вот какие вы все внимательные! Разомнем теперь наши пальцы. (Проводится пальчиковая гимнастика.)
Мы рога козы покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),
И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове), Мы про зайку не забудем — Ушками водить мы будем (выдвигает вперед указательный и средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает), Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу.)
Повторяем гимнастику (2раза). Хорошо выполняете! Старайтесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята?
Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно, Что же пишут нам из леса? Пишут лисы, Пишут лоси, Пишут зайцы, Ждем вас в гости! Приходите в лес осенний, Будем с вами мы дружить, Поиграем и поскачем, Веселей мы будем жить!
Ну, что, ребята, пойдем в гости клееным жителям? (Ответы детей.)
А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине осеннего леса.) Скажи, …….? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Скажи, …. Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие изменения происходят в живой природе?
Кто относится к живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче.
Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к осени? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!
У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Воспитатель берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку из «Времен года». Пока дети кружатся вместе, расставляет елки, раскладывает на полу грибы, листья. Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.
Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи:
По утрам морозы,
В рощах — желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться.
Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим.
Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картине на фланелеграфе.)
Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (Белка.) А ты как думаешь, …? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится?
Скажи, …. (Отвечает.) Еще кто скажет?
Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая. Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников.
А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по грибу. (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка! А теперь послушайте загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Кто это, ребята? (Заяц.)
Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме.
Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.)
Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой,
А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Повтори, Владик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему?
Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты.
Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.
Воспитатель. Поем вместе:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это? (Лиса.)
Тихонько понаблюдаем за ней.
Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)
Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая.
Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно.
Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. (Воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям.) Еще одна загадка:
Кто в лесу зубами — щелк,
Это бродит серый. (волк).
Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает.
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет. (Медведь.)
Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)
Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Ой, трудно понять вас. Ну-ка, скажите правильно.
А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж.) Еще впадает в спячку бурундук. Почему? Этим зверям нечего есть зимой.
Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны! Дети остановились у картины, на которой изображен бурундук. Он заснул до весны в ямке, а листья, которыми он укрылся, улетели.
Воспитатель. Ребята, бурундуку, наверно, холодно. Он может замерзнуть. Как ему помочь? Правильно, соберем листья и укроем бурундука (все приносят по листу).
Спасибо, спасли бурундука.
Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель обращает внимание детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.
Воспитатель быстро убирает картины и елки, выключает музыку. Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Говорим красиво. (Воспитатель исправляет речевые ошибки.)
Какому зверьку мы помогли? (Бурундуку.) Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Витя. Хорошо. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему?
Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.
А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!
Ой, ребята! Белочка принесла нам подарок из леса! Вот видите, и звери благодарны всем. Как хорошо с ними дружить. А подарок — лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по орешку из корзины, объясняет, что грызть их и брать в рот нельзя, а дома вместе с родителями расколоть и попробовать.
А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.
Источник: www.art-talant.org
ОСЕНЬ И ЗИМА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ
Осенью дни становятся короче, солнце греет слабо. Большинство птиц готовится к отлету в теплые края. Перед этим они заканчивают осеннюю линьку. Перелетные птицы к осени начинают жиреть, так как предстоит дальний путь, на который надо затратить много сил и энергии. Скворцы, грачи и другие птицы собираются в стаи.
Сначала стаи кочуют, а затем покидают родные места и летят в теплые кран. Первыми улетают насекомоядные птицы: стрижи, ласточки, соловьи, так как резко сокращается количество насекомых; бабочки забираются в щели, где перезимовывают до весны; засыпают жуки, стрекозы, надежно спрятаны у насекомых гусеницы и личинки. Как только замерзают водоемы, в путь трогаются водоплавающие птицы.
Чтобы хорошо наблюдать птичий перелет, надо знать, как летят птицы. Выделяют следующие основные формы птичьих стай: углом и клином (журавли, гуси); шеренгой, а также гуськом (гуси, утки, чирки); скученной стаей (скворцы, свиристели); беспорядочной стаей (кулики, мелкие воробьиные). Некоторые птицы летят в одиночку (кукушки, козодои).
Поздней осенью прилетают зимние пернатые гости. С первой порошей появляются снегири, за ними чечетки, свиристели. Для них средняя полоса является теплым краем, да и пищи хватает, так как они основном питаются ягодами и семенами сорных растений. Птицы очень доверчивы и близко подпускают к себе людей, вероятно, потому, что их родина — север — зовется «краем непуганых птиц».
Прилетающие в среднюю полосу с севера птицы очень красивы. Румяными яблочками красуются на ветках серо-красные птицы с черными козырьками. Это снегири. Разноцветным пером щеголяют щеглы, на рябинах красуются нежно-розовые с желтыми оторочками на хвостах хохлачи-свиристели, а на можжевельниках — ярко-красные щуры. Очень легко отличить по форме клюва среди других птиц клеста.
Однако очень много птиц остается в средней полосе зимовать, прежде всего дятел, поползень, пищуха, которые ловко достают насекомых и их личинки из-под коры деревьев. Повсюду встретишь синиц, оживляющих осенний лес своим щебетанием. Воробьи (полевые), галки, вороны перебираются поближе к человеческому жилью. Птиц, которые живут в данной местности круглый год, называют оседлыми.
Зимой им приходится трудно, так как не хватает корма, поэтому школьники должны в начале осени позаботиться о них. Заготовить ягоды рябины, калины, бузины, боярышника для дроздов, свиристелей, снегирей, семена березы, ольхи для чечеток, чижей и семена арбузов, дынь, тыквы для синиц, шишки репейника и веники из лебеды для щеглов.
Число насекомых осенью уменьшается, а вот пауков встречается очень много. В ясные дни можно наблюдать летающую паутину, на которой сидит маленький паучок. Он перед этим забирается на кончик ветки, жерди и начинает выпускать паутину, которая становится все длиннее и длиннее, затем паучок перекусывает паутину, ветер ее подхватывает и уносит далеко. Так молодые пауки расселяются на новые территории.
С охлаждением водоемов начинают собираться к местам своих зимовок рыбы, и только налим радуется зиме. Он становится очень подвижным, поднимается к верховью рек и среди гальки и песка откладывает икру.
Прудовая и зеленая лягушки опускаются на дно водоемов и, зарывшись в ил, перезимовывают, а травяная и остромордая (а также жаба) могут зимовать на дне глубоких ям и под камнями, в норах. Змеи, собравшись по нескольку десятков вместе, спят в сухих ямах или под пнями; ящерицы прячутся за отставшую кору.
У зверей происходит смена шерсти, она становится более густой и теплой. Всех животных можно разделить в связи с зимовкой на следующие группы: животные, которые зимой спят (бурый медведь, барсук, енотовидная собака), в их организме главным образом наступает торможение жизненных процессов — вялое состояние, снижение реакций на раздражители.
Перед тем как залечь в берлогу, медведь усиленно питается, объедается ягодами, обсасывает метелки овса. И при этом жиреет. Барсук не только отъедается желудями, но и делает запасы. В его норках можно найти сушеных лягушек, жуков и даже грибы. Норку же, где он спит, барсук утепляет листьями, тщательно вычищает.
Это очень чистоплотный зверь.
Вторая группа животных (еж, суслик, хомяк) характеризуется настоящей зимней спячкой. Беспозвоночные переносят морозы, впадая в оцепенение (анабиоз). Если взять в руки находящуюся в таком состоянии лягушку, то создается впечатление, что она погибла. На самом деле жизнь в ее организме едва-едва теплится. Стоит внести в теплую комнату, как через несколько часов она оживает.
Третья группа животных делает себе на зиму запасы. У грызунов, питающихся зерном, находили в норах до 6 кг зерна. В сильные морозы эти животные впадают в сон, особенно когда пищи не хватает для поддержания нормальной жизнедеятельности. Даже звери, ведущие активный образ жизни, на зиму делают себе запасы корма, Ласки и горностаи собирают по 20—30 полевок и мышей, черные хори прячут подо льдом лягушек, норки — рыбу, бобры создают запасы веточного корма и т.д.
Четвертая группа животных ведет активный образ жизни (волк, лиса, заяц, лось и др.). Заяц питается зимой корой деревьев. Волк зимой почти всегда голоден, поэтому он пробегает десятки километров, прежде чем ему удается выследить кого-нибудь. Зимой он не побрезгует даже мышью, птицей и падалью, хватает зазевавшихся собак около жилья человека. Лисица охотится на мышей.
Опустив низко голову, она бегает мелкой трусцой по снегу, прислушиваясь, не пискнет ли полевка. Заслышав писк, делает бросок в снег и хватает добычу. Лиса ловит куропаток, ночующих под снегом. Часто крадется в селение за домашними птицами.
Зимой жизнь как бы замирает. В лесу не услышишь пения птиц. Попрятались звери. Однако холод им не страшен, так как теплая шубка согревает зверя, а у птиц пух защищает от морозов. Зато зимой животным трудно достать пищу, а ведь голодный и в небольшой мороз зябнет. Среди птиц только дятел не унывает.
У дятлов все приспособлено для того, чтобы успешно находить пищу и зимой: длинный крепкий клюв (у некоторых до 14 см), липкий, с острыми, твердыми шипами язык, на который накалываются насекомые и их личинки, короткие и сильные ноги устроены так, что ему легко передвигаться по стволам деревьев. Дятлы, отковыривая кусок коры, часто помогают таким образом синицам и поползням находить себе пропитание.
У дятла есть и своя «кузница». Это расщелина в дереве, куда он носит долбить шишки. Зимой можно встретить и другую птицу, которая отлично себя чувствует зимой и даже в зимнюю стужу выводит птенцов. Это клесты. Верхняя и нижняя половинки клюва клеста перекрещиваются на конце, это приспособление помогает им ловко лущить шишки.
Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу матери или отца. Ранней весной, когда чешуйки на шишках отгибаются, птенцы могут сами доставать семена. Питаясь семенами хвойных, клесты настолько пропитываются смолистыми веществами, что после смерти их трупы сохраняются 15—20 лет (бальзамируются).
Зимой земля покрывается белым покрывалом, на котором легко можно увидеть следы животных. Снежная грамота — это дневник природы, который расскажет о жизни пернатых обитателях и о пушных зверях. Вот дорогу переходил какой-то крупный зверь, и раздвоенные копыта оставили характерные «коровьи» мины. Это лось. А вот тянется вереница маленьких следов-точек.
Это землеройки. Следы полевки похожи на следы землеройки, но крупнее и глубже. Следы зайца легко отличить от других: ямки рядом побольше и две другие одна за другой поменьше позади. У русака отпечаток задней правой лапы заметно впереди левой задней, да и след у него более узкий и глубокий. У белки след — две широкие продолговатые ямки сливаются в одну большую.
Лисий след похож на след небольшой собаки — те же четыре пальца с тупыми когтями, те же подушечки пальцев: два передних впереди и два боковых сзади. Но след лапы лисы стройнее собачьего, более вытянут и главное подушечки двух передних пальцев у лисы выдвинуты дальше, чем у собаки. Ее следы почти всегда вытянуты будто по линеечке. Волчий след очень похож на след большой собаки, но так как волк держит лапу больше в комке, то след его гораздо продолговатее и резче отпечатывается на снегу. Так как волк идет шагом или трусцой, каждый раз в след правой передней ноги ступает левой задней, то его следы тянутся лентой.
Около жилья можно на снегу отчетливо различить следы различных птиц: ворон, сорок, голубей.
В феврале чувствуется приближение весны. Звучит протяжная мелодия юркой синички, ее песенку подхватывает овсянка. В оттепельные дни на снегу можно увидеть живых насекомых — снежных блошек и снеговых пауков. В водоемах наблюдается оживление среди ершей, окуней и щук.
Все живое ждет тепла, природа готовится к встрече весны, Чтобы начать новый сезон в своей жизни.
Источник: studopedia.ru