Как водить машину на механике – важный вопрос для всех новичков. И хотя сейчас машины с автоматической коробкой передач набирают большую популярность, многие начинающие водители предпочитают учиться именно на моделях с механикой. Есть и те, кто принципиально выбирает такой вид трансмиссии. Но, чтобы справиться с ней, необходимо запомнить несколько простых правил и приёмов.
Особенности механической коробки передач
Механическая коробка переключения передач (МКПП) относиться к разновидности трансмиссии, где переключение скоростей и изменение передаточного числа возможно только вручную. Водитель самостоятельно принимает решения, в какой момент включать нужную скорость с помощью рычага, отвечающего за переключение передач.
Изучить коробку передач
- лёгкое обслуживание;
- относительно недорогой ремонт;
- большой диапазон вариантов скоростных режимов;
- допустимо буксировать транспорт на любое расстояние;
- машину можно запустить с «толчка»;
- хорошая проходимость в сложных условиях;
- высокий показатель динамики и коэффициента полезного действия (КПД).
Какие педали есть в машине с механикой
- газ;
- тормоз;
- сцепление.
Педали на механике:
Педаль газа самая крайняя с правой стороны. Чем сильнее автомобилист будет надавливать на неё, тем больше будет открываться дроссельная заслонка. При этом увеличится количество оборотов, подача топливной смеси в двигатель. Следовательно, машина поедет быстрее.
⚙️ Не включаются передачи на лодочном моторе? Не всегда виноват редуктор!
Когда ослабевает сила нажатия, дроссельная заслонка слегка закрывается, поступление топлива уменьшается, обороты падают, а транспорт начинает ехать медленно. Педаль, отвечающая за тормоз, размещена посередине. Когда водитель надавливает на неё, происходит торможение автомобиля. Этому способствуют тормозные колонки, которые прижимаются к колёсным дискам.
Чем выше интенсивность нажатия на неё, тем плотнее прижимаются колодки к дискам, и автомобиль останавливается. Педаль сцепления находится с левой стороны. При её нажатии, крутящий момент передаётся от двигателя к колёсам. Её всегда нужно удерживать, когда есть необходимость в смене ступеней. Она обеспечит разрыв связи между мотором и колёсами.
Расположение ног на педалях
Правая нога ответственная за педали газа и тормоза. Выбор зависит от ситуации на дороге. За сцепление – левая нога. Его нужно выжимать в пол, а отпускать плавно. Нажатая педаль сцепления часто приравнивается к нейтральной ступне.
Чтобы разобраться, как правильно водить механику, нужно запомнить, куда и какую ногу следует ставить.
Передачи в механической коробке
- Задняя. Используется для осуществления некоторых манёвров, предусматривающих езду задом: парковка, выезд со стоянки, объезд препятствий, другое. Передвигаться можно только на не выжатом до конца сцеплении для безопасной езды.
- Нейтральная. Рукоятка располагается в свободном положении посередине. Чтобы её проверить, нужно раскачать её вправо/влево.
- Первая. Включается, чтобы начать движение. Максимальная скорость передвижения – 50-70 км/час. Рекомендовано переходить на следующую передачу, когда автомобиль начнёт ехать со скоростью 15-25 км/час.
- Вторая. Скоростной диапазон – 20-50 км/час. Переходят на неё при достижении 40-50 км/час.
- Третья. Подходящий режим – 40-70 км/час. Переход осуществляется при 60-80 км/час.
- Четвёртая. Скоростной интервал – 60-90 км/час. Для перехода на пятую ступень – 90-100 км/час. Может применяться на трассах, где нет каких-либо преград.
- Пятая. Подходит для равномерного вождения по шоссе, на магистралях, при условии соблюдения стабильной скорости в 90 км/час.
Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП
- Задняя ступень размещена параллельно относительно первой. Если на ней не установлена специальная защита в виде кнопки на рукоятке, новичок может перепутать их. Это приведёт к тому, что движение начнётся не в ту сторону.
- Задняя ступень находится напротив пятой. Это защитит от старта не в том направлении.
Как заводить машину на механике
Чтобы завести авто, следует проверить положение рукоятки. Важно, чтобы она находилась в нейтральном положении. Если транспорт стоит на какой-то скорости, то прежде, чем запустить мотор, нужно переключить его на нейтральную ступень. При запуске машины, у которой включена передача, появятся резкие рывки. Это может спровоцировать аварию на дороге.
Как завести машину на нейтральной передаче
- Переключить/включить нейтральную передачу.
- Левую ногу поставить на сцепление, выжать его до конца и удерживать.
- Повернуть ключ до момента, пока не включится стартер.
- Оставить ключ.
- Плавно и постепенно отпустить педаль.
Как трогаться на механике
Для ученика, который пытается разобраться, как научиться водить машину на механике, самое сложное – это тронутся с места. Однако не стоит сильно зацикливаться на этом или переживать. Это намного проще, чем кажется. После получения определённых навыков, процедура станет обыденной.
Переключение на первую скорость
- Мягко выжать в пол педаль сцепления.
- Выбрать первую скорость и включить её.
- Левой ногой постепенно ослабить силу натиска на педаль. Одновременно с этим слегка нажать правой ногой на газ. Авто начнёт плавно и медленно двигаться.
- Ровно отпустить сцепление, нажимая с малой силой на газ.
Как переключать передачи на механике
Для получения любого навыка необходима постоянная практика. Уже после нескольких первых уроков управлять транспортом с МКПП станет намного легче. Главное правило, которое нужно запомнить при переключении передач, – выжимать сцепление. Левая нога, находящаяся на педали, и правая рука, которая двигает рычаг, должны действовать одновременно и вместе.
Как только рука коснётся рукоятки, отвечающей за переключение, нога сразу же перемещается на сцепление. Ещё одно правило: за сцепление отвечает только левая нога. Нажимать его нужно достаточно мягко до упора или в зависимости от марки авто. Передача переключается только после этого.
Как только нужная передача включится, нога медленно отпускает педаль и возвращается на площадку для отдыха. Не нужно держать её постоянно на сцеплении. Вначале обучения всегда сложно привыкнуть к расположению скоростей, поэтому рекомендовано сначала смотреть на них, а уже потом переключать. Не стоит делать это интуитивно.
Таким образом, удастся запомнить их положение, чтобы во время движения осуществлять все в автоматическом режиме. Тренироваться можно даже на стоянке с выключенным мотором. Рекомендовано хорошенько отработать этот навык, ведь смотреть на рычаг будет получаться не всегда. В дальнейшем, вождение на высоких скоростях с таким подглядыванием, особенно в городской черте, может привести к аварии.
Как определить, что пора переключать передачу
- Значение скорости на спидометре. Для каждой передачи предусмотрен свой скоростной диапазон. Его рекомендовано придерживаться. Если он высокий, то нужно переходить на повышенную передачу. Если низкий – на пониженную.
- Количество оборотов. Они указаны на тахометре. Во время спокойной езды мотор работает в пределах 2000-2500 об/мин. Как только они повышаются, двигатель начинает реветь. В таком случае, необходимо выбирать более высокую передачу. Когда обороты падают, работа транспорта становится нестабильной. Он запросто может заглохнуть.
- Звук двигателя. Это самый надёжный способ, указывающий на необходимость смены передачи. Подходит для новичков.
Как тормозить на механической коробке передач
- отпустить педаль газа;
- нажать на тормоз;
- выжать сцепление;
- если скорость невысокая, рычаг следует переместить в нейтральное положение, продолжая остановку нажатием на тормоз.
Как тормозить двигателем
Суть остановки транспорта с помощью двигателя заключается в том, чтобы понизить ступени для достижения оборотов, которые характерны для холостого хода. Изменять в меньшую сторону ступени допустимо с любой высокой на любую низкую, за исключением первой, задней. Для этого снижается скоростной режим до нужного значения, и осуществляется переключение.
Как тормозить ручником
Ручной тормоз нужен для того, чтобы удерживать автомобиль в положении стоя. При торможении ручником на высоких скоростях, как правило, блокируются задние колёса. В большинстве случаев, это приводит к заносам или полной потере контроля над управлением. Есть много печальных примеров с летальным исходом, когда водители использовали именно такой способ остановки транспорта. Тормозить ручником можно только в том случае, если педаль тормоза или другие механизмы вышли из строя.
Как ездить задним ходом
- Заведённую машину перевести на нейтральную скорость. Поставить её на ручник, чтобы она не укатилась. Иногда, вместо ручника нажимают на тормоз.
- Выжать сцепление.
- Включить заднюю передачу.
- Опустить ручник/тормоз.
- Плавно убрать ногу со сцепления.
Использование ручника на подъёме
- Выжать сцепление.
- Перейти на первую передачу.
- Нажать на газ, довести двигатель до 1500-2000 об/час.
- Опустить ручник.
- Отпустить сцепление.
Как парковаться на механической КПП
- Выбрать парковочное место и подъехать к нему.
- Сцепление выжимают, нажимают на тормоз.
- Рычаг переводят в нейтральное положение.
- Постепенно отпускают сцепление.
- Мотор глушится.
- Снова нажимают на сцепление, переключают рычаг на первую передачу, отпускают педаль.
- Ручной тормоз подымается вверх.
- Нога убирается с тормоза.
Что нельзя делать на механике
- Не до конца жмут на сцепление.
- Долго держат педаль сцепления, даже при включённой скорости.
- Держат левую ногу на педали сцепления, не нажимая её.
- По привычке кладут правую руку на рычаг.
- Переходят на заднюю передачу при движении вперёд.
- Водят на высокой передаче, когда обороты удерживаются на низком уровне.
- Меняют передачи, не нажимая на сцепление.
- Резко бросают педаль сцепления.
Источник: avtoshkola177.ru
Как на механике сдавать назад и ездить на МКПП
Чтобы научиться управлять транспортным средством с механической коробкой МКПП, потребуется приложить определенные усилия для достижения этой цели. Даже если первые попытки не являются успешными, только практические занятия и четкое понимание того, как привыкнуть к механической коробке, позволяют совершенствовать навыки.
В этой статье мы рассмотрим основные принципы вождения автомобиля с механической коробкой, как правильно ездить на механической коробке передач, а также как включить заднюю скорость МКПП.
Общие принципы управления автомобилем с механической коробкой
Прежде всего, нужно заранее изучить особенности МКПП на конкретном автомобиле. На этапе обучения следует обращать внимание на такие моменты:
- убедитесь в том, что автомобиль расположен на ровной площадке, стояночный тормоз (ручник) должен быть затянут;
- до конца выжмите педаль сцепления;
- в целях безопасности, чтобы машина не дернулась после запуска двигателя и отпускания сцепления, проверьте передачу (в самом начале рычаг должен быть в нейтральном положении).
- Провернув ключ и запустив двигатель автомобиля, продолжайте до конца выжимать сцепление, но при этом передачу из «нейтрали» нужно переключить на первую (направление налево и вверх);
- перед снятием автомобиля с ручника необходимо правой ногой нажать на тормоз;
- затем требуется оценить дорожную обстановку через боковые зеркала и салонное зеркало заднего вида. Убедившись в полной безопасности, начинаем аккуратно и плавно отпускать сцепление, одновременно убрав правую ногу с тормоза и слегка нажимая на педаль газа. В результате автомобиль тронется с места.
Чтобы понять, как привыкнуть к механической коробке, нужно учитывать главный принцип, который заключается в плавном выжимании педали газа, а также в неспешном отпускании сцепления без каких-либо резких движений. Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее привыкните к ряду последовательных действий.
В том случае, если отпустить сцепление раньше времени, последуют рывки, автомобиль будет глохнуть. Также частым явлением становится и позднее отпускание сцепление, после чего также не избежать резкого дерганья автомобиля и скачку оборотов. Только практика поможет новичку выработать привычку «чувствовать» момент схватывания сцепления.
В случае если у вас заглох двигатель автомобиля, придерживайтесь следующего порядка действий:
- Первым делом автомобиль необходимо поставить на ручник;
- Затем выставить передачу в нейтральное положение;
- Выжать сцепление до упора и в тоже время нажать на педаль тормоза, после этого провернуть ключ и завести двигатель. Далее снова нужно пробовать трогаться.
После того, как автомобиль начал движение, при езде важно учитывать следующее:
- ни в коем случае не переключайте передачи в тот момент, когда задействована педаль газа;
- в момент перехода на следующую передачу, не нажимая на педаль газа, выжмите сцепление. Это позволит разъединить мотор от коробки и даст возможность перейти на нужную передачу;
- выбрав необходимую для вас передачу, переключитесь на нее. Как правило, передачи нужно переключать поочередно, однако с опытом в определенных условиях допускается переключение через 1 ступень. В процессе обучения перескакивать через одну передачу (к примеру, с первой передачи сразу на третью) является недопустимым;
- включив нужную передачу, можно отпускать педаль сцепления, причем не так плавно, как при трогании на первой.
- для переключения коробки на вторую, третью и другие передачи, следует довести обороты до 3000-4000 оборотов в минуту и в достаточной мере разогнаться;
Разогнавшись, необходимо выжать педаль сцепления, не нажимая на педаль газа, затем, переключив передачу, отпустить педаль сцепления. При езде держать ногу на сцеплении нельзя, так как даже малейшее нажатие способно стать причиной преждевременного износа сцепления
Тонкости и нюансы при езде на машине с МКПП
Прежде всего, когда вы начинаете притормаживать на автомобиле, не стоит забывать, что при сильном снижении скорости нужно в обязательном порядке выжать сцепление. Без этого после характерных подергиваний двигатель автомобиля заглохнет на включенной передаче.
Также стоит отметить, в случае незначительного торможения является допустимым не выжимать сцепление, но только при условии, если не нарушается правильное соотношение скорости движения с выбранной передачей.
Еще можно влиять на процесс торможения при помощи коробки (путем понижения передачи). Фактически, понизив передачу, удается снизить скорость, а также в ряде случаев можно и вовсе не пользоваться педалью тормоза в определенных условиях.
Для такого торможения необходимо учитывать следующее:
- чтобы уменьшить скорость автомобиля, необходимо прекратить нажимать на педаль газа;
- переходите с высокой передачи на низшую передачу, при этом выжимайте сцепление (к примеру с пятой передачи переходите на четвертую);
- постепенно понижайте скорость, переходя с высшей передачи на низшую. Следуйте данному принципу до тех пор, пока не дойдете до первой передачи.
Для того чтобы практиковать такой способ торможения автомобиля, потребуется большая площадь. Чтобы узнать, какая у вас передача и скорость, достаточно посмотреть на шкалы измерительных приборов (тахометр и спидометр).
Например, в тот момент, когда включена вторая передача, а на тахометре стрелка подошла к красной зоне (красные полосы), в таком случае нужно переходить на третью передачу. Если же обороты занижены (ниже 1800 тыс. об/мин), а передача четвертая, тогда стоит снизить передачу до третьей.
В любом случае, каждая машина отличается типом двигателя, мощностью, весом и т.д. При этом усредненным показателем можно считать такие соотношения скорости и передач:
- Первая передача: 0 – 20 км/ч;
- Вторая передача: 20 — 40 км/ч;
- Третья передача: 40 – 60 км/ч;
- Четвертая передача: 60 – 80 км/ч;
- Пятая передача: 80 км/ч и больше;
- Шестая передача (есть не на всех МКП) — 100 км/ч и больше.
Если скорость вашего автомобиля достаточно высокая, тогда переход с пониженной на повышенную произойдет плавно. Однако переключаясь «вниз» нужно помнить, что это приведет к замедлению. Более того, если переключиться на высокой скорости, например, с пятой на вторую, это может привести к резкому замедлению, заносу, поломкам КПП и мотора.
Кстати, механическая коробка передач отличается от других коробок, позволяя перейти на нейтральную передачу в любой момент. Это полезно, если машина спускается с подъема. Водитель может просто перейти на нейтральную передачу, автомобиль произвольно покатится вниз, а двигатель не заглохнет.
Однако нужно понимать, что двигаться накатом небезопасно, так как усилие от коробки на ведущие колеса не передается. Также после движения на нейтрали и последующем включении передачи нужно учесть скорость, которую уже набрал автомобиль. Если скорость за 50 км. в час, то возможно сразу перейти на четвертую передачу, а когда около 30 км. в час, на вторую или третью.
Как на механике сдавать назад
Итак, чтобы автомобиль начал движение задним ходом, нужно знать, как включить задний ход на механике. Обратите внимание, задняя передача включается только после полной остановки автомобиля.
Само включение задней скорости и начало движения аналогично первой передаче. Чтобы включить заднюю скорость на механике, нужно сдвинуть рычаг МКПП в нужное положение. Также на многих авто имеется дополнительная «защита» от случайного включения.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как осуществляется торможение на механической коробке передач. Из этой статьи вы узнаете о приеме торможения двигателем и коробкой, а также как правильно тормозить на машине с МКПП.
Обычно под рукояткой (рычагом) КПП в этом случае имеется специальная кнопка — фиксатор, который нужно приподнять пальцами, одновременно передвигая рычаг в положение включения задней передачи.
Что в итоге
Как видно, управлять механической коробкой не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное, в процессе обучения избегать распространенных ошибок и обращать на них внимание, так как игнорирование общих правил в дальнейшем входит в привычку и может привести к поломкам КПП, двигателя, ускоренному износу сцепления или ДТП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как научиться ездить на механике с нуля. Из этой статьи вы узнаете об основных правилах, требованиях и рекомендациях, на которые следует обращать внимание в процессе обучения вождению автомобиля с МКПП.
Напоследок отметим, что все навыки и особенности езды на МКПП должны быть закреплены на уровне рефлексов. Только после этого водитель сможет полностью сконцентрироваться на дороге и дорожной обстановке, при этом без необходимости уделять повышенное внимание коробке передач во время управления автомобилем с МКПП.
Как научиться ездить на механике с нуля: основы Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.
Как переключать передачи на механике правильно Особенности езды на автомобиле с механической коробкой передач: как переключать передачи на МКПП, что нужно учитывать при переключении скоростей.
Торможение на механической коробке передач. Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач МКПП: виды стандартного торможения на МКПП, экстренное и аварийное торможение, советы.
Механическая трансмиссия и вождение: МКПП. Вождение МКПП: как ездить на машине с механической коробкой передач. Основные правила и рекомендации, переключение передач, работа со сцеплением.
Как пересесть с «механики» на «автомат»: советы. Как быстро перейти с механической коробки передач на автомат: особенности смены типа КПП. На что обращать внимание, типичные ошибки. Рекомендации.
Как правильно ездить на роботизированной коробке. Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
Источник: krutimotor.ru
Как управлять квадроциклом
Научиться водить квадроцикл на базовом уровне можно буквально за 5 минут – этого вполне достаточно, чтобы ознакомиться с органами управления, освоить работу с газом и тормозом. Но чтобы узнать чуть больше нюансов, рекомендуем прочитать эту статью. В ней мы расскажем о правильной посадке и стойках, хитростях маневрирования и езды по бездорожью.
Какие органы управления есть у квадроцикла
Большинство клавиш и тумблеров расположены на левой рукоятке руля, а рычаг газа и переключатели режимов трансмиссии – на правой. Рассмотрим органы управления более подробно на примере модели CFMOTO CFORCE 1000 EPS.
Для торможения на этой модели предусмотрены педаль со стороны правой подножки, отвечающая за передние и задние колеса сразу, и рычаг на правой рукоятке – для замедления передних колес. Также есть ручной тормоз. На других квадроциклах органы управления могут располагаться иначе: например, часто педаль и левый рычаг отвечают за задний тормоз, а правый рычаг – за передний. Все это можно узнать на практике или в руководстве по эксплуатации.
Режимы работы трансмиссии
Почти все квадроциклы оснащены вариаторной трансмиссией. Она самая простая и удобная: не нужно выжимать сцепление и выбирать передачи в процессе движения, а непрерывный поток мощности повышает проходимость.
Передачи
В дополнение к вариатору на квадроцикле устанавливается КПП. Рычаг переключений может быть в одном из пяти положений:
- L – понижающая передача – снижает нагрузку на двигатель и позволяет ему легче прокручивать колеса. Пригодится при покорении склонов, буксировке грузов и преодолении бездорожья;
- H – повышающая передача – универсальный режим движения для всех ситуаций, когда нет большой нагрузки на двигатель;
- N – нейтраль;
- R – задний ход;
- P – парковочная блокировка.
Включать передачи следует только после полной остановки, выжав тормоз и снизив обороты двигателя до холостых.
Для короткой передышки – например, чтобы глотнуть воды или пообщаться с товарищами – можно просто отпустить рычаг газа. Квадроцикл быстро снизит скорость и остановится.
Для стоянки включаем парковочную или нейтральную передачу и ручной тормоз.
Полный привод и блокировка дифференциала
Полный привод повышает проходимость и делает технику более стабильной на скользком или сыпучем покрытии. Чтобы ничего не сломать, включать режим 4WD можно только после полной остановки квадроцикла.
Блокировка дифференциала помогает квадроциклу не застрять при вывешивании или пробуксовке – за счет того, что крутящий момент передается на все колеса, им проще найти сцепление с поверхностью. Блокировку можно включать только после полной остановки. Из-за нагрузки на приводы пользоваться ею лучше только при движении по прямой траектории.
Как ездить на квадроцикле с вариатором
- Убеждаемся, что стоит передача N или P;
- нажимаем на педаль тормоза;
- переводим выключатель зажигания в нужное положение;
- поворачиваем ключ;
- нажимаем кнопку запуска;
- если двигатель не заводится больше 5 секунд, отпускаем кнопку и пробуем снова;
- после запуска мотора даем ему поработать на холостом ходу несколько минут – для прогрева;
- снова нажимаем тормоз, включаем передачу L или H;
- плавно повышаем обороты двигателя — для этого нажимаем на рычаг газа.
Как ездить на квадроцикле с механической КПП
Механическая КПП используется на мощных кроссовых и малокубатурных квадроциклах. Чтобы тронуться:
- заводим двигатель;
- полностью выжимаем сцепление рычагом на левой рукоятке;
- включаем передачу с помощью рычага около левой подножки;
- затем добавляем немного оборотов нажатием на рычаг газа и плавно отпускаем сцепление.
Для переключения на другую передачу полностью отпускаем газ и выжимаем сцепление.Чтобы понять, когда переключаться, можно ориентироваться на:
- ощущения. Если квадроцикл вяло набирает скорость и дергается, нагрузка на двигатель слишком сильная – переключаемся вниз. Если мотор работает очень громко – переключаемся вверх;
- скорость движения. Повышаем передачу примерно каждые 15-20 км/ч.
Краткий курс управления квадроциклом
Дальше мы покажем правильную посадку и стойки, расскажем о нюансах разгона и торможения, езды по склонам, прохождения поворотов и преодоления препятствий.
Где тренироваться
Для первой поездки лучше найти ровную площадку без препятствий и уклона. После того, как вы освоите базовые навыки, можно учиться преодолевать холмистую местность. Не слишком опасную – выбираем такую, чтобы без проблем ходить пешком.
Экипировка
Важно всегда ездить в шлеме с очками или визором – он убережет от насекомых и пыли, летящих из-под колес камней и грязи, защитит при падении.
Если поездка долгая, желательно также надеть:
- непродуваемый и непромокаемый костюм из мембранной ткани: он защищает даже от сильного дождя и порывистого ветра, в нем можно преодолевать броды и глубокие лужи и оставаться сухим;
- нескользкие непромокаемые перчатки – они не дают рукам замерзнуть и обеспечивают хорошее сцепление с рукоятками;
- ботинки с фиксацией голеностопа, наколенники и «черепаху»: все это позволит избежать травм на покатушках.
Правильная посадка и стойки
При движении по ровной дороге можно ехать сидя – так центр тяжести будет ниже и квадроцикл сохранит стабильность на скорости. В этом случае спина должна быть прямой, плечи расслаблены, а локти слегка опущены. Обе руки лежат на рукоятках, а ноги опираются на подножки, чтобы избежать травм.
По пересеченке удобнее ехать стоя — так обзор лучше, а вес тела проще перемещать в нужную сторону.
Вне зависимости от того, стоим мы на квадроцикле или сидим, смотрим прямо и фокусируем взгляд на планируемой траектории движения.
Стойка бывает трех видов:
- средняя – для движения по прямой (изображена выше справа) – ноги и руки немного согнуты, плечи и спина расслаблены;
- передняя (ниже слева) – для преодоления склонов и загрузки передней оси – корпус максимально наклонен вперед, колени немного согнуты;
- задняя (ниже справа) – для спуска со склонов и загрузки задней оси – корпус максимально смещен назад, руки и ноги вытянуты.
Как пользоваться газом
Рычаг газа квадроцикла очень чувствительный – даже при несильном нажатии появляется хорошая тяга и техника уверенно движется вперед. Поэтому важно не переборщить с оборотами двигателя – это может быть критично, например, на бездорожье или склонах.
Стараемся нажимать на газ плавно и не дергать рычаг каждые несколько секунд – это поможет держать постоянные обороты и двигаться без рывков. Чтобы в процессе поездки не онемел большой палец, лучше жать на газ его основанием.
Как тормозить
При снижении оборотов двигателя квадроцикл быстро замедляется за счет обгонной муфты сцепления. Поэтому тормоз используют редко – обычно можно заранее заметить препятствие и отпустить курок газа. Несмотря на это, нужно уметь быстро снизить скорость в экстренной ситуации.
Тормозная система на разных моделях квадроциклов отличается. Например, педаль может отвечать как за оба тормоза сразу, так и только за задний. То же самое касается и рычага. Этот момент можно уточнить в руководстве по эксплуатации.
Чтобы привыкнуть к поведению квадроцикла при торможении, ставим на землю какой-нибудь ориентир (например, конус), и пробуем остановить технику перед ним с разной скорости, меняя степень нажатия на рычаг и педаль. Это поможет понять, как быстро квадроцикл сможет остановиться перед препятствием.
Сильно зажимать тормоза и долго их держать не следует – из-за этого могут заблокироваться колеса, а техника потеряет управляемость и сойдет с намеченной траектории. Лучше тормозить прерывисто или не полностью выжимая рычаг и педаль.
Как поворачивать
Есть важное правило: при входе в поворот нужно наклоняться в ту же сторону, в которую повернут руль – иначе под действием центробежной силы техника может встать на два колеса и перевернуться.
Чем больше скорость, тем сильнее следует свешиваться. Если квадроцикл начинает наклоняться при повороте, замедляемся (без резкого торможения). Не забываем про взгляд – смотрим туда, куда планируем ехать.
Поначалу желательно тренироваться на малой скорости около 10-15 км/ч, поворачивая по большому радиусу. В качестве ориентиров можно взять конусы или заменить их чем-то другим (например, бутылками).
Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут закрепить технику поворота:
- по овальной траектории: ставим конусы на расстоянии 18 метров друг от друга, едем по внешнему радиусу;
- по кругу: ставим один конус и стараемся объехать его по минимальному радиусу, потом поворачиваем ко второму конусу и проезжаем уже в обратном направлении;
- восьмерка: ставим два конуса параллельно друг другу и объезжаем их по восьмерке, а когда получается безошибочно выполнить упражнение – перемещаем конусы еще ближе;
- быстрые повороты: ставим 5 конусов на одну линию с промежутком 11 метров, начинаем движение влево от первого конуса, медленно проезжаем, потом увеличиваем скорость. Со временем можно сократить расстояние между конусами до 6 метров.
Как подняться на склон
Перед преодолением склона включаем полный привод, понижающую передачу (L) и блокировку дифференциала. Обязательно принимаем переднюю стойку – немного сгибаем колени и максимально наклоняемся вперед. Выбираем самую удобную траекторию движения без препятствий. Газуем плавно, следим, чтобы передние колеса не отрывались от земли, а задние не пробуксовывали.
Если склон оказался слишком крутым и заехать не получается, нажимаем тормоз до полной остановки квадроцикла. Не позволяем ему скатываться назад — для этого ставим на стояночный тормоз. Слезаем. Далее – готовимся к выполнению К-образного разворота:
- ставим нейтральную передачу и глушим двигатель;
- держим передний тормоз, снимаем стояночный;
- резко поворачиваем руль до упора влево или вправо (в ту сторону, с которой стоим от квадроцикла);
- медленно отпускаем передний тормоз, пока техника не встанет поперек склона или чуть-чуть повернутой к низине;
- ставим стояночный тормоз и запускаем двигатель;
- залезаем обратно на квадроцикл, переносим вес в сторону подъема;
- поворачиваем колеса по направлению спуска, включаем пониженную передачу (L), отпускаем стояночный тормоз;
- медленно спускаемся, заняв заднюю стойку – максимально смещаемся назад, вытягиваем руки и ноги. Не разгоняемся быстрее 10 км/ч.
Как спуститься со склона
Все так же, как и при завершении К-образного разворота. Принимаем заднюю стойку, включаем полный привод и понижающую передачу. Важно заранее выбрать траекторию – чтобы двигаться по прямой и лишний раз не маневрировать.
Как ехать вдоль склона
Поперек склонов со скользкой или сыпучей поверхность лучше не ездить – слишком высокий риск опрокинуться. Если грунт под колесами твердый, а уклон небольшой и позволяет ходить пешком – пробуем забраться на квадроцикле.
Переносим вес в сторону вершины. Двигаемся на полном приводе, со включенными блокировкой и «понижайкой». Держим постоянную скорость и не нажимаем на курок газа слишком резко. Если колеса съезжают, слегка поворачиваем руль, чтобы выровнять траекторию. Если квадроцикл наклоняется, поворачиваем вниз по склону.
Как ехать по твердому и скользкому покрытию
Ездить на квадроцикле по твердому покрытию сложно из-за заблокированного заднего дифференциала и шин, не предназначенных для асфальта. Поэтому поворачивать следует по широкому радиусу и на низкой скорости – иначе можно перевернуться.
При движении по скользкому покрытию включаем полный привод, аккуратно нажимаем на газ и избегаем пробуксовки. Тормозной путь будет длинным, поэтому едем медленно. Помним, что из-за любого резкого маневра квадроцикл может занести.
Как преодолевать препятствия
Перед препятствием включаем полный привод, блокировку дифференциала и понижающую передачу.
Рассмотрим, как преодолевать частые препятствия.
Поваленные деревья и другие преграды высотой с половину колеса. Привстаем на подножках, слегка согнув колени. Направляем шины под углом 90 градусов к препятствию. Переносим вес тела назад, нажимаем газ и забрасываем передние колеса. Съезжаем тоже с нажатым газом – чтобы не повиснуть на днище.
Если квадроцикл все-таки застрял, подталкиваем его вперед, помогая зацепиться задним колесам.
Грязевые преграды. Если катаемся в группе, смотрим на других. По возможности повторяем траекторию того, кто меньше застревает. Ехать следует плавно, без резких нажатий на рычаг газа – из-за высоких оборотов двигателя колеса будут зарываться глубже.
Если квадроцикл начал буксовать, раскачиваем его из стороны в сторону – это поможет колесам зацепиться. На быстрой скорости в грязь заезжать нежелательно – можно потерять управление и вылететь через руль, сломать раму или подвеску о какое-нибудь препятствие. Если техника окончательно встала и погрузилась в жижу по самое колесо, пора воспользоваться лебедкой или попросить помощи у товарищей.
Броды. Узнаем, какую максимальную глубину брода может преодолеть квадроцикл – это написано в руководстве по эксплуатации. Стоковые модели, как правило, нельзя погружать выше подножек. Насколько подготовлена к заплыву тюнингованная техника, зависит от проделанных работ.
Если вы поставили шноркели, вывели вентиляцию вариатора и редукторов, то максимальный уровень воды – на 10-15 см ниже сиденья. Если выведены воздухозаборник двигателя, сапуны топливного бака и расширительного бачка, можно погружаться по багажные площадки (или нижний край выноса радиатора) – зависит от расположения шноркелей.
Убеждаемся, что брод проходимый, на пути нет камней, затопленных бревен, дно не слишком вязкое, а берега не очень крутые. Заранее определяем ориентиры на противоположном берегу и стараемся двигаться в их направлении. Лучше выбирать место для переправы с небольшим течением или вообще без него.
Перед преодолением брода смотрим, чтобы все важные вещи были защищены от попадания воды. Находясь в воде, двигаемся с постоянной скоростью, чтобы не создавать волну.
После прохождения водной преграды просушиваем тормозные механизмы – чтобы они работали эффективнее. Для этого нажимаем на рычаг и педаль несколько раз. Делать это нужно на низкой скорости.
Если вы планируете покорять глубокую грязь и броды, нужно установить вынос радиатора и шноркели, вывести сапуны и загерметизировать проводку – это убережет технику от поломок. Тюнинг лучше доверить профессионалам в официальном дилерском центре.
Как ездить с пассажиром
Пассажира можно перевозить только на двухместных моделях – с длиной колесной базы более 1440 мм. Если ехать вдвоем на одноместном квадроцикле, можно опрокинуться, так как центр тяжести пассажира находится за задней осью.
Пассажир должен доставать до подножек и быть в защитной экипировке. Перед поездкой важно провести краткий инструктаж. Рассказать, что держаться нужно за поручни, а не за водителя, а вес тела при необходимости переносить в нужную сторону.
Перед крутым склоном или сложным препятствием пассажира лучше высадить.
Итог
Начинать осваивать квадроцикл лучше с простого – запомнить, какие клавиши за что отвечают и как правильно переключать передачи, научиться разгоняться, тормозить, проходить повороты и преодолевать препятствия. Всё это позволит вам уверенно чувствовать себя в седле в любой ситуации. Не стоит сразу пытаться покорять тяжелые внедорожные маршруты или выполнять трюки.
Источник: awm-trade.ru