Если вы дошли до материала о том, как проверить рулевое управление машины перед покупкой, значит, авто вы уже подобрали, необходимые вопросы продавцу задали и морально готовитесь к осмотру автомобиля. Значит вы уже в курсе, почему важно проверить состояние рулевого управления перед покупкой авто, и чем грозит его неисправность: угроза безопасности и жизни водителя и пассажиров.
Устранение люфта рулевого управления на моторной лодке
Для начала проверьте осматриваемый автомобиль с помощью сервиса «Автокод». Так вы сможете узнать, бывал ли авто в авариях, которые могли бы повлиять на состояние рейки и управляемости машины. Также вы получите немало полезной информации: от того, не находится ли машина в угоне или залоге, до реального пробега и количества владельцев. Обезопасьте себя при покупке б/у авто – воспользуйтесь простым методом проверки авто по VIN-номеру или по госномеру.
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Понятие люфта в рулевом механизме
В отношении рулевого управления автомобиля, люфт – это амплитуда поворота рулевого колеса, при котором авто продолжает движение в прежнем направлении.
Специальный шток, один из элементов рулевого управления, неплотно прилегает к другим деталям, образуя зазор. За счет этого элементы механизма не изнашиваются во время трения. Правилами дорожного движения максимальная величина промежутка установлена не более 10 градусов. Превышение этого значения делает эксплуатацию авто невозможным и требует немедленного устранения.
Причины появления люфта
Спустя длительное время эксплуатации, приходят в негодность рабочие поверхности ролика, подшипника, втулки, шайбы, вала сошки и его Т – образного паза, головки регулировочного винта. Таким образом, зазоры в рулевом устройстве увеличиваются, во время движения автомобиля появляются посторонние стуки и вибрация, колеса становятся неустойчивыми и шатаются. Изначально зазор появляется в месте сцепления ролика и червяка, впоследствии, одновременно с валом руля происходит осевое смещение червяка.
При передвижении на высокой скорости машина становится неуправляемой, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до аварии.
Основной причиной появления люфта – это отвратительное состояние дорог. Подвеска автомобиля берет на себя основную часть нагрузки, которая направлена на колеса, но все же часть из нее приходится на детали рулевого управления. Усугубляет ситуацию использование низкокачественной резины, что значительно сокращает срок эксплуатации рулевой тяги и подвески.
Ослабление затяжки гайки
«Невинной» причиной возникновения неисправности является ослабление гайки крепления рулевого колеса. Регулировка выполняется методом подтягивания винта в торцевой крышке рулевого механизма. Сначала снимается декоративный элемент обшивки крепления, затем гайка протягивается торцовым ключом необходимого диаметра.
Если в обшивке автомобиля (это относится к современным авто) вмонтирован узел подушки безопасности, его предварительно демонтируют, чтобы обеспечить доступ к гайке. Работа проводится при отключенных аккумуляторных клеммах в целях соблюдения техники безопасности.
Важно! Если не выполнить своевременную затяжку гайки крепления, это приведет к износу шлицов в месте крепления руля, повлечет за собой проворачивание руля, потерю управления транспортным средством.
Износ наконечников тяг
Более опасной причиной люфта в рулевом управлении является износ наконечников тяг. В связи с тем, что эти элементы работают в непростых условиях, подвергаясь постоянному воздействию грязи и воды, они приходят в негодность быстрее. В результате увеличиваются осевые и радиальные зазоры в шаровом соединении наконечника, он разваливается и управление автомобилем становится невозможным. Чтобы избежать последствий такой неисправности, следует немедленно обратиться в сервис для замены деталей.
Также, выделяют несколько причин образования свободного хода, кроющихся в конструкции системы рулевого управления.
- развалившийся подшипник ступицы;
- послабление или ненадлежащее протягивание гайки крепления рулевого колеса, регулировочных тяг;
- износ шаровой опоры;
- амортизация или поломка шарниров, шлицов, соединений карданного вала;
- завышенный зазор между зубчатой планкой и шестерней, или их износ;
- непригодное гидравлическое масло.
Принцип работы
Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.
Рекомендуем: Санкт-Петербург и сервис
Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:
- плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
- износ шлицевых соединений;
- износ карданных соединений промежуточного вала;
- ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
- повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
- износ наконечников;
- износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
- ослабление затяжки регулировочных тяг.
Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке, что может говорить об износе деталей.
Как диагностировать неисправность?
Люфт руля особенно ярко выражается при передвижении по прямой дороге на высокой скорости. Признаком поломки является стук при резком повороте руля. Нарастающий стук во время движения по неровной местности указывает на поломку рулевых наконечников и тяг. Отдающий в руль – о неисправности рулевой планки.
Если руль «бьет» при движении, это говорит о выходе из строя шаровой или рулевых наконечников. Причиной также может быть износ втулки, подшипника, крестовины.
Шум неизвестного происхождения во время поворота руля указывает на необходимость проверки уровня жидкости.
Изменение заданного направления движения авто при прямом положении руля, ощущение, что авто «уводит» в сторону, говорит о несбалансированном развале – схождении колес.
Руль проворачивается отрывисто в случае заклинивания рулевой планки. Если он поворачивается с усилием, требуется проверить работу усилителя.
Чтобы выяснить, есть ли проблемы с рулевым управлением, следует провести небольшую проверку:
- Завести двигатель и оставить работать на холостом ходу.
- Одновременно проверить работу гидравлического усилителя.
- Передние колеса выставить параллельно продольной оси авто.
- Поворачивая руль в одну и в другую сторону, фиксировать момент, когда передние колеса начинают движение. Люфтом (свободным ходом) будет промежуток, который руль проходит до движения колес.
Для более точного определения зазора используют специальный прибор люфтомер.
Что это такое?
Когда водитель вращает руль, то примерно на тот же градус должны повернуться управляемые колеса. Незначительный зазор уже заложен производителем (чтобы улучшить управление). Но если он большой, при повороте руля от автомобиля не будет никакой реакции. Колеса останутся в прежнем положении (это, если речь идет об управлении на ходу).
Люфт руля
Такой люфт чаще заметен на рейках с ГУРом, реже – на ЭУР. Болезнь характерная для элементов рулевой, расположенных в нижней части подвески. Люфты свойственны немецкому автопрому (так как эти авто изначально спроектированы под хорошие дороги). Но от этой проблемы не застрахован никто: свободный ход появляется на японцах, корейцах, китайцах, ВАЗах и других авто.
Устранение люфта в рулевом управлении
Для регулировки рулевого управления понадобится обычный набор простых инструментов, позволяющих выполнить настройку креплений. Все работы по устранению неполадок проводятся в гараже со смотровой ямой, эстакадой, или с наличием подъемника.
Если люфтомер или ручная диагностика показали неудовлетворительные результаты, переходят к следующим действиям (потребуется помощь напарника):
- Определить источник стука и проверить работу подвесок.
- Попытаться подтянуть рулевую планку.
- Взявшись за руль, поворачивать его из стороны в сторону в пределах свободного хода, одновременно наблюдая работу карданного вала около рейки, шаровых наконечников тяги. А также отслеживать уплотненность сопряжения штанг, которые должны точно входить одна в другую.
- Если рулевая планка не повреждена, поворачивая регулировочный винт, устранить люфт в рейке.
- Свободный ход в карданном вале возникает чаще всего по причине отсутствия смазки. Устранить его можно, только заменив деталь.
- Люфт в месте сопряжения штанг устраняется точечной сваркой, которая сдерживает детали во время работы.
- Отремонтировать или заменить шаровые наконечники, если есть необходимость.
- Особое внимание уделить исправности наконечников и целостности резиновых пыльников.
- Проверить, устранен ли люфт рулевого колеса.
Если все действия не привели к желаемому результату, остается только полностью разобрать рулевой механизм, чтобы определить, какие детали вышли со строя и заменить их.
Безопасность водителя и пассажиров напрямую зависит от исправной работы рулевого механизма. Исправление поломок и регулировку механизмов лучше возложить на профессионалов.
Как производить замер люфта
Измерить суммарный люфт можно на станции техобслуживания или самостоятельно. При выполнении процедуры требуется соблюсти несколько обязательных условий:
- колеса на передней оси должны располагаться в нейтральной позиции. Под ними должна быть твердая поверхность из бетона или асфальта;
- резина на колесах должна быть полностью сухой и чистой;
- мотор должен быть заведен. Этот критерий актуален при выполнении диагностики на автомобиле, оснащенном усилителем рулевого привода;
- необходимо строго соблюсти требования производителя, касающиеся натяжения приводного ремня гидроусилителя, а также, уровня жидкости в нем.
Определение величины суммарного люфта выполняется путем замера угла поворота руля в промежутке между зафиксированными точками изменения положения колес (справа и слева). Для получения точного параметра измерение необходимо повторить не менее двух раз подряд.
Как не попасть на развод
Всем автолюбителям стоит твердо усвоить, что замер люфта рулевого колеса и запрет на эксплуатацию транспортного средства при наличии показателя выше нормы производится только во время прохождения ТО и получения диагностической карты. Эти знания помогут избежать популярного на отечественных дорогах развода от инспекторов ГИБДД.
Ситуация выглядит следующим образом. Водителя останавливает инспектор ГАИ и сообщает о наличии у него подозрений в превышении показателя люфта рулевого управления. Сотрудник предлагает проверить параметр прямо на месте и решить вопрос.
Для измерения используется заранее приготовленный прибор, который по заверению инспекторов надежен и безошибочен. Результат такой проверки всегда не в пользу водителя. У транспортного средства будет обнаружен недопустимый градус суммарного люфта, а его владельцу предложат эвакуировать авто на штрафстоянку или же «договориться» на месте.
Действия, которые должен предпринять водитель в похожей ситуации:
- Отказаться от проверки показателя свободного хода рулевого колеса прямо на дороге (или, например, у стационарного поста ГАИ). Такая экспертиза может производиться только на станции, имеющей лицензию, и при соблюдении всех условий. Подтверждением исправности транспортного средства служит актуальная диагностическая карта. Другие проверки на дороге не допустимы.
- Если проверка все же произошла, то важно знать, что инспекторы не вправе эвакуировать авто на штрафстоянку. Водителю стоит настоять на своих правах, не нагнетая конфликта. Важно, записать данные инспекторов, чтобы в будущем обжаловать их неправомерные действия и подать заявление в прокуратуру.
Источник: k-sportracing.ru
Люфт руля, кто как устранял?
Фигасе впросик! Тут телепаД нужен!Люфт руля — это вот такая длинная цепочка железяк: ступичные подшипники + наконечники рулевых тяг + рулевой редуктор + маятник + рулевая колонка. И в каждой из перечисленных железяк есть целая куча возможных болячек . кажная на 3 страницы объяснялок как можно починить.Так где будем искать?
#3 grompapa
Отправлено 31 октября 2010 — 05:07
grompapa
- Members
- 119 сообщений
- Vehicross 794
Фигасе впросик! Тут телепаД нужен!Люфт руля — это вот такая длинная цепочка железяк: ступичные подшипники + наконечники рулевых тяг + рулевой редуктор + маятник + рулевая колонка. И в каждой из перечисленных железяк есть целая куча возможных болячек . кажная на 3 страницы объяснялок как можно починить.Так где будем искать?
К сожалению в редукторе.
#4 dinosaur
Отправлено 31 октября 2010 — 05:31
dinosaur
- Members
- 755 сообщений
- Хабаровск
- KIA Sportage 2010
Цена б/у редуктору во владике 3500-5000 руб
#5 AnM
Отправлено 31 октября 2010 — 05:38
AnM
- Moderators
- 10 445 сообщений
- Новосибирск
- Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
Если установлено, что люфтит именно в редукторе . то есть только одна возможноть подправить ситуацию — устранить возможный люфт в верхней части сошки. Там зубья сошки прилегают с зубьям «поршня» .. без картинки сложно обозвать железяку.В обчем . ставим редуктор в положение СТРОГО СЕРЕДИНА. Не руль ПРЯМО! а именно сошку! ибо руль могли в свое время воткнуть как хош.
Лезь под авто и любым удобным способом определяй точно среднее положение при повороте сошки.Потом . сверху редуктора откручиваем контрящую гайку .. типо на 17 или 19 што ли .. щяз точно не помню. Эта гайка контрит штырь с резьбой .. на конце штыря — шлиц под отвертку. аккуратно без фанатизма ЗАКРУЧИВАЕМ унутрь редуктора этот самый штырек . проверяя при этом люфт сошки .. просто дрыгаем сошкой лево-право.
Выводим люфт в ноль и аккуратно контрим это положение гайкой.Важно! Ни в коем случае не перетянуть регулировку! Только до положения «ноль» буквально пальчиками без давления! Пусть лучше останется микро-люфт, чем мы поимеем подкусывание редуктора при прохождении среднего положения.
#6 IGOR62
Отправлено 31 октября 2010 — 07:20
IGOR62
- Members
- 606 сообщений
- Рязань
- Фронтера А 1997 г.в. 2,2 ecotec = продал. ШНива 2003 г.
У меня тоже люфт и после 100-120 км/ч. ехать очень неуютно,особенно елсли дорога с колеей или даже плавными неровностями. Спец. скажал что менеять рулевой редуктор. Новые запчасти на редуктор и сам редуктор стоят как самолет. Остается только Б/У
#7 bert
Отправлено 31 октября 2010 — 17:53
bert
- Members
- 4 293 сообщений
- божественная колесница 6VE1 + 4L30
а в редукторе передаточное отношение можно поменять? чтоб было не 4 оборота от края до края а 3. хочу как на паркетнике
#8 AnM
Отправлено 31 октября 2010 — 18:20
AnM
- Moderators
- 10 445 сообщений
- Новосибирск
- Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
чтоб было не 4 оборота от края до края а 3.
Внутри редуктора — нет. Но если шибко приспичило . способ конечно есть. Надо отодвинуть редкутор дальше от рулевой трапеции, и при этом ессно придется удлинять сошку. Тогда руль будет крутиться гораздо тяжелее, но зато можно будет «заметать» весь путь от крайнего левого до крайнего правого положения колес за 3 оборота руля.
#9 bert
Отправлено 31 октября 2010 — 18:56
bert
- Members
- 4 293 сообщений
- божественная колесница 6VE1 + 4L30
надо прикинуть. а то тошнишь в правом ряду, надо в левый выпрыгнуть — дури то хватит встроиться, а руль не успею так быстро выкрутить (((
#10 Галина Данилова
Отправлено 31 октября 2010 — 20:31
Галина Данилова
- Members
- 54 сообщений
- Казань
- isuzu v-cross 3,5 америкос уже черный матовый и очень одинокий.
Дилетант, не смейтесь пожалуйста, но на данную проблему в перечне сделанных работ идет «замена рулевого вала». Считаю,что проблем больше нет.
#11 Kuzmich
Отправлено 31 октября 2010 — 21:44
Kuzmich
- OLD_A
- 40 366 сообщений
- БЫЛ. Isuzu Amigo 2.6 94 г.в. был
Дилетант, не смейтесь пожалуйста, но на данную проблему в перечне сделанных работ идет «замена рулевого вала». Считаю,что проблем больше нет.
на нем крестовинки есть. аж 2 штуки.Бывает что они разбалтываются. Но эт видно.Если человек так уверен что у него дело в редукторе..
#12 drug
Отправлено 01 ноября 2010 — 09:56
drug
- Members
- 320 сообщений
- Москва
- Веха 99г.в. 3.5, Mercedes 190E — ВОСКРЕС. , Mercedes 420SE-отдал брату
Автор темы!Смотрим сервис мануал раздел 2А-13, там описан процес регулировки люфта рул.редуктора Указан допустимый люфт 10-30мм по окружности рулевого колесаКогда будешь регулировать главное не перетянуть, руль может невозвращаться сам в среднее положение после поворота, но самое опасное, как сказал AnM, может закусить при экстренном повороте.я работу по устранению люфта руль. управления начал с установки новых рулевых наконечников, на очереди крестовины рулевой колонки и только потом буду регулировать редуктор. если удасться свести люфт к минимуму и появится излишняя чувствительность придется установить рулевой демфер.2 bertкогда будешь менять рулевую сошку на редукторе желательно поставить рычаг рулевого маятника от тойже машины, чтобы не нарушить геометрию рулевой трапеции, а лучше изучи технику скоростного руления, например перехватом и поставь руль меньшего диаметра
#13 grompapa
Отправлено 01 ноября 2010 — 10:39
grompapa
- Members
- 119 сообщений
- Vehicross 794
Спасибо. Да действительно, все расписано, буду на праздниках крутить.
#14 AnM
Отправлено 01 ноября 2010 — 10:45
AnM
- Moderators
- 10 445 сообщений
- Новосибирск
- Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
только потом буду регулировать редуктор. если удасться свести люфт к минимуму и появится излишняя чувствительность придется установить рулевой демфер.
Сори .. не понял .. почему редуктор должен томиццо в ожидании, пока другим железякам полегчает?Отстегиваем рулевую трапецию от сошки редуктора . за саму сошку рукой хвать! . и проверяй себе люфт редуктора скока хош. Вот такое дрыгание именно за сошку = самый корректный способ проверки люфта. Если хоть чутка подкусит при прохождении средней точки — сразу же почуйствуешь!
#15 bert
Отправлено 01 ноября 2010 — 11:29
bert
- Members
- 4 293 сообщений
- божественная колесница 6VE1 + 4L30
2 bertкогда будешь менять рулевую сошку на редукторе желательно поставить рычаг рулевого маятника от тойже машины, чтобы не нарушить геометрию рулевой трапеции, а лучше изучи технику скоростного руления, например перехватом и поставь руль меньшего диаметра
а вместо абс изучить технику прерывистого торможения) а вместо 4вд изучить хайджек и лебедку)))спасибо)) ну явно рулевое не соответствует концепции «спорткара». неужели никто не исправлял?
#16 drug
Отправлено 01 ноября 2010 — 11:33
drug
- Members
- 320 сообщений
- Москва
- Веха 99г.в. 3.5, Mercedes 190E — ВОСКРЕС. , Mercedes 420SE-отдал брату
рулевой редуктор подождет пока, потому что сейчас на руле люфт прим 20 мм т.е. в пределах допуска и жене пока нравится така на мой взгляд информативность рул. управления на Вехе недостаточная, ну это наверное у меня после Мерсика 190-ка с полностью перебранной рулевой и новыми жесткими амортизаторами, там так на руле каждую неровность на дороге чувствуешь, но комфортно потому что рулевой демфер стоит А можт все джипы такие дубовые в управлении.
#17 Ydgin
Отправлено 06 ноября 2010 — 17:34
Ydgin
- Members
- 27 сообщений
- Владивосток
- V-CROSS, MMC I
Могу добавить еще проблему в рулевой колонке — между двумя карданчиками(рядом с рулем и рядом с редуктором) есть еще один механизм — карданчик в стакане (в резиновой гофре, чуть выше карданчика у редуктора), так вот эта штуковина лично у меня разболталась — на руле это отражалось маленькими ударами.
#18 Mad Max
Отправлено 07 ноября 2010 — 22:33
Mad Max
- Members
- 1 900 сообщений
- Ростов-на-Дону
- AXIOM 2002 год, VehiCross 1999 год,Passport 2002 год были
Перечитал форум вдоль и поперек, неужели у меня одного такая проблема всплыла.Кто сталкивался подскажите, как устранить.
Ни кого не слушай. У меня люфт был 4 см-ездить невозможно было. Просто берёшь ключ на 17 или 19 и длинную ну очень длинную плоскую отвёртку. Подкручиваешь и приходит счастье. Откручиваешь гайку и потом отвёрткой убираешь люфт.
#19 CAPATOV
Отправлено 08 ноября 2010 — 14:27
CAPATOV
- Members
- 2 375 сообщений
- Саратов
- Веха, Делика, Лиана и АФРИКА!
Ни кого не слушай. У меня люфт был 4 см-ездить невозможно было. Просто берёшь ключ на 17 или 19 и длинную ну очень длинную плоскую отвёртку. Подкручиваешь и приходит счастье. Откручиваешь гайку и потом отвёрткой убираешь люфт.
точно! и это называется «подтянуть!»
#20 grompapa
Отправлено 08 ноября 2010 — 16:09
grompapa
- Members
- 119 сообщений
- Vehicross 794
Ни кого не слушай. У меня люфт был 4 см-ездить невозможно было. Просто берёшь ключ на 17 или 19 и длинную ну очень длинную плоскую отвёртку. Подкручиваешь и приходит счастье. Откручиваешь гайку и потом отвёрткой убираешь люфт.
Источник: forum4x4club.ru
Как подтянуть рулевую рейку Рено Логан
, наверное, не имеет смысла. Даже непосвященному понятно, насколько важно для любого транспортного средства
рулевое управление
. Это неотъемлемый элемент автомобиля, который стоит в одном ряду с мотором, колесами и топливной системой.
Неисправности рулевого управления
нередко становятся причиной многих серьезных и больших неприятностей для автомобилистов.
Учитывая большую значимость этого узла автомобиля, необходимо уделять ему должное внимание и постоянно следить за тем, в каком состоянии находится рулевой механизм
, а в случае необходимости немедленно производить ремонт рулевого управления. Ни в коем случае нельзя затягивать или игнорировать даже самые, на первый взгляд, незначительные отклонения, поскольку даже они могут стать причиной весьма серьезных и плачевных последствий.
Не требует каких-то спец-инструментов, для этого достаточно будет лишь иметь:
3. Ну, и стандартный набор инструментов.
Если вы готовы, предлагаю приступить диагностике и регулировке рулевого механизма
1. Прежде всего, необходимо проверить люфт рулевого колеса
. Для тех, кто не в курсе, объясню, что такое
рулевой люфт
. Под этими словами имеется ввиду расстояние, которое руль преодолевает «свободно» до момента начала поворота колес. Задача заключается в том, чтоб
измерить люфт рулевого колеса
при помощи ранее приготовленного штангенциркуля. Для того чтобы сделать это, необходимо зафиксировать его на весу в нижней или верхней позиции
рулевого колеса
. После этого следует сделать контрольную метку и сопоставить с ней начальную точку отсчетного механизма штангенциркуля.
Рулевое колесо
следует вывернуть до противоположной точки люфта. Затем нужно развести измерительное плечо, установив его на отмеченную ранее контрольную метку.
Теперь что касается допусков люфта. Оптимально допустимым принято считать рулевой люфт
значение которого не превышает 35 мм, в случае если это значение больше — необходима регулировка рулевого управления, если не произвести ее вовремя, то вскоре автомобилю потребуется
ремонт рулевого управления
.
2. Регулировка рулевого управления
осуществляется посредством настройки винтов дополнительного усиления карданных шарниров, которые есть на рулевом валу. Для того чтобы начать регулировку, следует найти регулировочный винт шарниров, после этого установить допустимое значение, таким образом чтобы
люфт рулевого колеса
был в рамках норм люфт, используя винты усилия.
3. Далее необходимо сделать полный оборот руля
, закрепив на нем динамометр. Если рулевое управление, оснащено гидроусилителем, то его значение на динамометре должно соответствовать усилию равным 5 кг. Для механического рулевого механизма допустимое значение составляет от 6 до 10 кг, в зависимости от модели и марки автомобиля. Поэтому прежде чем начнется
регулировка рулевого управления
, следует ознакомиться с технической документацией автомобиля.
4. Рулевой механизм
имеет шаровые шарниры на рулевых тягах, которые также необходимо регулировать, в случае если показатели слишком завышены. Правда для этого потребуется подъемник или эстакада, поскольку регулировать придется со стороны днища автомобиля. Если вы обнаружили, что шарниры порядком «раздолбаны», попытайтесь произвести подтяжку рулевых тяг и крепления шарниров.
Также не помешает проверить демпфер рулевой колонки, чтобы сделать это, вам опять-таки понадобится динамометр, усилие не должно превышать значения 5 кг.
Вот собственно и все. Надеюсь, следуя данной инструкции, у вас получится устранить неисправности рулевого управления
, а также
устранить рулевой люфт своими руками
.
Рулевое управление — неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая — это рулевая рейка. Люфт ее недопустим.
О неисправностях и признаках поломки данного механизма — далее в нашей статье.
Характеристика
Рулевое управление выполняет несколько функций:
- Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
- Передает вращательный момент на колеса через привод.
- Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.
Главная составляющая данного механизма — это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел. Почему рейка так популярна? Данный механизм отличается простым устройством и высоким КПД.
Благодаря конструктивным особенностям, может устанавливаться на автомобили с передним и а также на машины с независимой подвеской.
Что такое люфт рулевого управления
Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.
Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.
Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.
Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:
Признаки неисправности
Как определить, что вышла из строя Люфт — не единственный признак. Так, при повороте руля водитель прикладывает больше усилий, чем требуется. Конечно, здесь есть свои нюансы (ведь различают приводы с усилителем и без). Так, на с гидравлическим приводом вы заметите характерный гул насоса. Иногда это сопровождается утечкой рабочей жидкости из бачка.
Что касается механических приводов, звук поворота останется прежним. Однако руль станет заметно более тугим. Это первый признак того, что вышла из строя рулевая рейка. Люфт при вращении колес может возникать на обоих типах привода — механическом и гидравлическом. Еще одна причина — течь сальника рейки.
В этом случае на узле будут видны характерные потеки, как на фото ниже.
Это говорит о том, что механизм привода пришел в негодность. Проблема решается установкой нового сальника/пыльника либо заменой элемента в сборе.
Почему образуется люфт?
В большинстве случаев эта проблема связана с состоянием дорожного покрытия. Ведь каждую неровность на себя принимает не только подвеска, но и рулевой механизм. Так, при частой езде по ямам наблюдается люфт вала рулевой рейки. Многое зависит и от стиля вождения. Чтобы максимально сберечь рейку, нужно хорошо оттормаживаться перед ямами.
Но и это не дает гарантию на то, что вскоре не появится люфт. Езда через лежачих полицейских, бетонные стыки и другие неровности просто гробят рейку. Нагрузка на редуктор возрастает в десятки раз. Спустя 10-15 лет на автомобиле появляются проблемы с рулевым управлением. Кстати, по достижении этого срока зарубежные автопроизводители рекомендуют менять рейку.
Но проблема в том, что найти новую деталь на такой старый автомобиль очень трудно. А ремкомплекты не всегда спасают. Как устранить люфт в рулевой рейке? Один из верных способов — это так называемая подтяжка рулевого механизма. Конечно, ресурс редуктора от этого не увеличится.
Однако на некоторое время вы можете забыть о постоянных дёрганьях руля и ездить с комфортом.
Причины возникновения и способы убрать люфт в редукторе
Обнаружить эту неисправность достаточно просто – при трогании автомобиля с места или переключении передач будут слышны отчетливые удары или щелчки. Она нередко возникает при пробеге иномарки близком к 100 000 километров, а у детища отечественного автопрома – близкого к 50 000 км.
Особую предрасположенность к этой неисправности имеют автомобили с парой ведущих мостов. Если неисправность не запущена до критического момента, то она не является аварийной по своей природе.
Способы выявления дефекта достаточно общи для всех автомобилей – провести замер люфта в редукторе. Проблема имеет конкретную величину, которую можно измерить, поэтому если у вас что-то стучит, далеко не факт, что стучит именно в редукторе – готовьтесь к тому, что замерять придется не в одном и не в двух узлах.
Подробнее о замере люфта в редукторе можете посмотреть в видео:
Проверка простого редуктора
Работы начинаются с установки машины на смотровую яму и стопорных колодок. Отметим, что нельзя проводить измерение величины люфта на вывешенном колесе – в этом случае, замеры люфта будут включать не только данные редуктора, но ещё и величину люфтов:
- Элементов карданного вала;
- Дифференциала;
- Деталей раздатка;
- Деталей КПП.
Таким образом, при замере с вывешенного колеса ошибочно попадают в замеры многие люфты трансмиссии, что не дает гарантии обнаружения лишнего люфта именно в редукторе, и в случае ремонтных работ, основанных на такой диагностике, замена или ремонтные работы вала редуктора могут совершенно не дать желаемых результатов. Причина такого исхода событий ясна.
Даже если такой способ измерения не затрагивал посторонние люфты элементов трансмиссии, то результаты этого измерения не отличались бы точностью, поскольку оно требует точной информации в градусах, а транспортир в таком случае под рукой далеко не у каждого, и это будет только приблизительный замер. С другой стороны, даже если измерять длину расхождения засечек на колесе и полом гаража, то скорее всего, такое расстояние будет во многом определяться радиусом этого колеса.
Правильная последовательность действий измерения:
- Переводим КПП на нейтралку;
- Идем в смотровую яму, где производится измерение люфта на фланце:
- Выкручиваем карданный вал до упора в любую сторону,
- Наносим на него метки на корпусе и фланце.
- Карданный вал выкручивается в другую сторону, также до упора, после чего становится видна длина отрезка между метками, которое нужно точно измерить в миллиметрах.
Однако, данный пример не является универсальным. Здесь, мы проводили разбор проведения измерений величины люфта в редукторе моста, вмонтированного в балку моста с полуосями классического вида, известны автомобилисту по линейке автомобилей ВАЗ.
Такое измерение люфа редуктора называется «чистым измерением». Тем не менее его чистота достаточно условна, поскольку в данном типе основного моста свой вклад в появление люфа вносит не только редуктор, но и, пусть незначительно сточенные шлицы полуосей. Однако, влияние шлицов можно не принимать во внимание, поскольку, они увеличат люфт не больше чем на 1-2 миллиметра.
Про допустимую величину люфта в редукторе мы расскажем чуть ниже.
Замер люфта в редукторе с приводными валами
Другой разновидностью конструкции ведущих мостов редуктора являются мосты с приводами. Для тех, кто знаком с устройством отечественной Нивы, такая система не станет открытием.