Мотор для парусного судна — это не роскошь, а безопасность. Поэтому изначально планировал ставить подвесной лодочный мотор на свой парусный катамаран «Альбатрос».
Вообще, формально для «Альбатроса» разрешен только мотор в 2 л.с. Но, думаю, это вызвано очень скудным выбором моторов в СССР 1980-х годов. «Ветерок» в 8 л.с. был избыточным для водоизмещающего режима такого нетяжелого катамарана, «Прибой» в 5 л.с. к тому времени уже не выпускался. Подошёл только 2 л.с. «Салют»/»Спутник».
Удивительно, но сейчас выбирать из 2 л.с. особо нечего, если не брать совсем б/у.
Из фирменных до 2 л.с. включительно есть только двухтактная Yamaha 2 DMHS — без газа на румпеле и без нейтрали в трансмиссии. Есть её китайские клоны, они характерны такой же геометрией 42×36 (мм) и, соответственно, рабочим объёмом 50 см 3 . На некоторых клонах даже появился газ на румпеле. Но они всё чаще идут как 2+ л.с. (2.6 л, например).
Другой экзотический вариант — это мотор на базе двухтактного тримера (с воздушным охлаждением). Например, Sea-Pro T2 S. Да и тот снят с производства, а замена уже 3.5 л.с.
Установка лодочного мотора на транец , setting up the outboard motor
А если хочется четырехтактный мотор, то придётся иметь дело с мощностью больше 2 л.с. Я бы не отказался от четырехтактного Suzuki DF2.5S (2.5 л.с.), но денег жалко, а с б/у связываться очень не хочется. Поэтому решил ставить имеющийся мотор Suzuki DF4S (четырёхтактный, нейтраль и задний ход, есть встроенный бак). Да, он тяжеловат. Но он хорошо тянет и сравнительно комфортно работает.
Запас мощности лишним не будет в тяжелых условиях.
Штатный (съемный) транец «Альбатрос» слабоват даже для «Салюта», поэтому даже не расстроился его отсутствию в моём комплекте. Нужно делать новый транец. Поскольку ни времени, ни материалов на создание основательной конструкции не было, то использовал вариант из книги Перегудова (проект «Аргонавта») в качестве первой попытки.
К пятой (последней) поперечине при помощи двух болтов М10 длиной 120 мм закрепил «бутерброд» из клееной доски (какие-то обрезки ступеней лестницы 40мм) и 8 мм фанеры. «Бутерброд» пришлось делать, поскольку струбцина мотора частично попадала на поперечину, нужно было сделать полную «накладку» и одновременно увеличить ширину (диаметр трубы поперечины 45мм).
С «бутербродом» же струбцина упирается в фанеру.
Толщина транца получилась 8 + 40 + 8 = 56 (мм) — это много, но максимальной ширины захвата струбциной DF4S хватает. Транцу задан небольшой наклон (примерно 10°).
Мотор, фактически, висит на поперечине рамы, а транец только удерживает его от поворота.
Вариант очень неплохой. Простой и легкий (весь транец с креплением весит 800 г). Поскольку транец компактный, то его можно даже не снимать с поперечины при перевозке катамарана. Но именно для «Альбатроса» он не совсем подходит.
Во-первых, к румпелю мотора не подобраться при зашнурованной задней стенке кокпита. Во-вторых, мотор не откидывается полностью вперед из-за алюминиевой трубы спинки.
Приходится ходить с немного опущенной в воду ногой мотора, а это явно влияет на скорость под парусом. При хорошем ходе даже винт мотора начинает подкручиваться (на нейтрали, конечно).
Из хорошего отмечу, что вопреки опасениям мотор не висит слишком высоко при таком размещении. Ни на волне, ни в поворотах нет прохватов воздуха. Всё же «нога» у DF4S явно длиннее стандартных 15″ (381 мм) S.
При работе мотора на более-менее нормальной мощности поперечину начинает выворачивать. Но это ожидаемо.
В общем, транец буду делать новый, более сложной конструкции. Но и в таком виде он уже пригодился с установленным мотором. Помогает в штиль или при движении против ветра, когда нет времени или возможности лавировать.
Как часто советуют, оказалось удобным не крутить сам мотор, а использовать штатный руль катамарана.
Поскольку подвесной мотор — это вспомогательный, а не основной движитель, то не использую внешний бак. Мотор сам по себе экономичный, да ещё работает на небольших оборотах, поэтому встроенного бака (1.5л) хватает надолго. В крайнем случае можно взять запас бензина в пластиковых бутылках и доливать по мере необходимости.
- Парусный катамаран «Альбатрос»: вторая версия транца под подвесной лодочный мотор (2020-08-22)
Источник: malykh.blogspot.com
Моторный катамаран сделанный своими руками. Катамаран для рыбалки, туризма, сплава.
Мечта каждого рыбака, охотника, туриста забраться как можно дальше, туда, где нога человека не ступала. Где непуганый зверь, рыба косяками, вода чистая и простор для вольной души нашего брата туриста.
Забраться, да так, чтобы еще и с комфортом и безопасно, да грузу намеренно взять, да топлива на дальнею дорогу, да еще чтобы и скорость лодки была приличная, отпуск то не безграничный. Да еще разборная, чтобы в легковушку входила и переносить мог один человек и хранить можно было на балконе. А еще, ночевать на палубе, а еще … в пору машинку покупать закатывающую.
ВИДЕО. Катамаран своими руками
Пролистав интернет в поисках серийного судно под выше изложенные пожелания и не найдя то что искал, начал изобретать свое, руководствуясь жизненным опытом владения различными судами с их плюсами и минусами.
И вот что получилось:
— Длинна палубы 4,5 метра,
— Полезная площадь палубы 9 кв.м. Прям комната небольшая. Не сравнить ни с какой надувной лодкой.
Палуба жесткая, фанерная, прочная, хоть танцуй, хоть лежи, ставь палатку, стол или мобильную баню и еще место останется.
При таких размерах катамаран получился легко переносимый. Масса катамарана без двигателя и поста управления 140 кг с палубой. При этом максимальный вес одной детали конструкции весит всего 11,5 кг, это лист палубного покрытия. Таких листов 8. То есть, по частям катамаран может переносить даже ребёнок. Максимальный размер самой большой детали 200х50 см.
Это позволяет перевозить катамаран легковым транспортом, в поезде и самолете. Без палубы катамаран весит 50 килограмм.
Время полной сборки с постом управления и установкой двигателя 1,5-2 часа/один человек.
Время разборки 45 минут.
Испытал под загрузкой в 700 кг, идёт нормально. Максимальная расчётная грузоподъемность полторы тонны. При желании на палубу и квадроцикл загнать можно.
Порадовала, да что там говорить, удивила экономичность, стакан топлива на километр, что в два раза меньше чем у традиционных пластиковых и алюминиевых лодок.
Крейсерская скорость при ¾ газа — 21 км/час. При этом расход топлива — 240 гр/км., 5 литров в час. При максимальном газе скорость 26 км/час, но расход топлива уже 7 литров. Максимальная скорость 26 км/час на Ямаха 9,9 л.с., шаг винта 11, двигатель не раздушин, загрузка 2 человека.
При такой экономичности на 500 километров требуется всего 120 литров топлива и это расстояние можно пройти за 24 часа.
Катамаран не требует регистрации в ГИМС-е, так как вес судна мал и двигатель до 10 л.с. не подлежат регистрации. А это значительно экономим нервы и средства на регистрацию и последующие ежегодные налоги и сборы.
Не маловажный фактор – безопасность. Для этого в катамаране 3 поплавка и 6 независимых отсеков, точнее это не катамарана, а тримаран. Но дабы не резать слух обывателя, называю его привычным словом — катамаран. Даже если, напрочь, порвать один из поплавков, на его место можно поставить центральный, превратив тримаран в привычный катамаран.
Без палубы катамаран можно использовать как сплавной катамаран с двумя поплавками или даже тремя, если хотите загрузить как можно больше и река не энной категории сложности.
В процессе эксплуатации замечена одна особенность, во время рыбалки и передвижения по палубе нет шума пугающего рыбу или зверя. Деревянная палуба практически бесшумная, а надувные поплавки гасят и без того тихие шаги и прочую возню на палубе.
Катамаран можно использовать с постом управления или без него, удлинив румпелем.
Даже на большой волне, до полуметра, судно ведёт себя устойчиво, сказывается ширина корпуса и разнесённые поплавки. Кружка с чаем стоя на посту управления не ерзает и содержимое не выплёскивается, даже на встречной волне от большого танкера катамаран мягко переваливается через волну.
Чтобы сэкономить вес и избавится от лишних деталей, релинг заменил рундуками. Два в одном и ограждение и рундуки.
Стоимость судна 120 000 рублей, включая рубку и транец. Не так уж и много за комфорт, экономичность и мобильность при хороших скоростных характеристиках.
Автор проекта Рудольф Кавчик, Иркутск 2016 год.
Источник: www.drive2.ru
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета (Просматривает: 1)
А какой мощности взять моторчик, 5 л.с. тяжеловат. На сколько будет разница в скорости передвижения если сравнивать 2.5 и 5 л.с.
Глисс то все равно не грозит.
Виктор 321
С нами с 27.01.2014 Сообщения 304 Репутация 295 Возраст 63 Откуда МО Луховицы
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета
Для вас существенная. Если 5, то лучше 6 л/с. Вес одинаковый. На 6 можно поставить грузовой винт. И скорость будет до 10 к/ч по течению.
Евгений(Киев)
С нами с 28.12.2013 Сообщения 3 798 Репутация 5 844 Откуда Киев
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета
Доброго дня. Товарищи в этом году прошли на байдарках Хатанга 400км.
На на сл. год планируют сплав по реке (порядка 1000км).
Байдарки хотят сцепить как катамаран (не исключаю, что будет три байдарки)
Соответственно подбирают под это дело мотор малой мощности 2-5лс (двухтактный).
Интересует следующее — какой мотор лучше взят под это дело.
И сколько скажем в стоячей воде можно пройти на 1 литре бензина километров на нем ?
Это для подсчета сколько бензина брать.
Да еще вопрос — у кого есть опыт заброска на вертолете — как решить вопрос с провозом горючего?
А Тохатсу 3,5 2такта не подойдёт?
Легёнький, ломаться особо и нечему, нормальный надёжный моторчик+генератор можно поставить (маховик с магнитами).
Denim_SPB
С нами с 28.06.2009 Сообщения 2 650 Репутация 2 080 Откуда СПб
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета
А Тохатсу 3,5 2такта не подойдёт?
Легёнький, ломаться особо и нечему, нормальный надёжный моторчик+генератор можно поставить (маховик с магнитами).
Евгений, сейчас пока обсуждаю общие вопросы — концепт. Учитывая все нюансы. Надо будет залезть на форум водников.
Может чего подскажут. За Тохатсу спасибо, возьму на вооружение. Т.к. подзарядка гаджетов будет нужна.
Real Gek
С нами с 01.11.2015 Сообщения 7 878 Репутация 18 904 Возраст 58 Откуда Уфа
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета
Если река с нормальным течением и на маршруте нет нудных озёр с их бескрайними просторами,то зачем вообще мотор нужен?
Ленивый какой то нынче сплавщик пошёл.
А ветер?
Один из моих любимых сплавских маршрутов заканчивается небольшим водохранилищем. Там километров 15-16 по стоячей воде пройти нужно. Водохранилище расположено как раз на выходе реки из гор, «входом» на юго-запад, откуда постоянно, как в трубу дует ветер. Чаще сильный. Иногда настолько сильный, что на катамаране двойке против него не могут выгрести два здоровых мужика.
Вернее могут, по такой схеме: десять-двадцать гребков во всю силу (продвигаешься вдоль берега на 2-3 метра), потом зацепиться за кусты какие-нибудь нужно, чтоб передохнуть. Иначе тебя метров на двадцать назад отбросит. И так часов 7 — 8. К-4 чуть проще, но тоже не сахар.
Совсем не лениво, но и не весело. Мотор в такой ситуации — большое подспорье.
Последнее редактирование: 30.08.2019
petroick
С нами с 06.10.2013 Сообщения 2 282 Репутация 4 221 Возраст 59 Откуда Нью-МСК. Троицк
Лодочный мотор для катамарана (сплав) прошу совета
А ветер?
Один из моих любимых маршрутов заканчивается небольшим водохранилищем. Там километров 15-16 по подпору пройти нужно. Водохранилище расположено как раз на выходе реки из гор, «входом» на юго-запад, откуда постоянно, как в трубу дует ветер. Чаще сильный. Иногда настолько сильный, что на катамаране двойке против него не могут выгрести два здоровых мужика.
Вернее могут, по такой схеме: десять-двадцать гребков во всю силу (продвигаешься вдоль берега на 2-3 метра), потом зацепиться за кусты какие-нибудь нужно, чтоб передохнуть. Иначе тебя метров на двадцать назад отбросит. И так часов 7 — 8.
Совсем не лениво, но и не весело. Мотор в такой ситуации — большое подспорье.
Дык я и говорю. если нет больших открытых пространств..
Про ветер в курсе,сам на кияках уже много лет..
Кстати, посмотрел видео про этот Котуй,в Ютубе полно, маршрут накатаный. Река широкая, мелководная и мутная. Пейзажи унылые. Комары и гнус жрут как собаки..Там народ на больших катах сплавляется на моторах, бензину по 500 литров берут.. Плюс шмурдяк полная гора.
Не представляю, где те парни с детьми будут все это хозяйство в байдарках размещать,да ещё мотор куда то вешать.
Там уже не байдарки,а большой сплавной катамаран нужен..
Источник: www.rusfishing.ru