Как установить лодочный мотор на байдарку

В июле 1973 г. наша туристская группа па одной байдарке «Ладога» и двух трехместных байдарках «Салют М-5,2», одна из которых была оборудована мотором «Салют», прошла по маршруту пос. Ольховка на Южной Кельтме — Джурич — Северо-Екатерининский канал — Северная Кельтма — пос. Усть-Кулом на Вычегде.

В статье С. Лукашкина «Северное кольцо», напечатанной в №42 сборника, уже рассказывалось о плавании по самой важной части этого маршрута — через заброшенный, не используемый уже в течение 130 с лишним лет Северо-Екатерининский (Камо-Вычегодский) канал. Чтобы не повторяться 1 , я опущу описание рек и берегов и расскажу только о технической стороне нашего путешествия.

Треть состава пашей группы составили дети. Мы и раньше немало путешествовали на байдарках с детьми и хорошо представляли, что преодоление довольно большого расстояния (около 400 км) в сложном во всех отношениях таежном районе и при наличии участка (160 км), на котором придется двигаться против течения, потребует немалых усилий и соответственно уменьшит и без того ограниченный резерв свободного времени, необходимого для отдыха, походов за грибами и ягодами, рыбной ловли II т. п. В связи с этим мы. впервые в практике наших туристских походов, взяли с собой лодочный подвесной моторчик.

Установить лодочный мотор на каяк или каноэ это просто!

Караван на Южной Кельтме

Информация об изображении
Караван на Южной Кельтме

Ознакомившись с преимуществами и недостатками обоих вариантов расположения подвесного мотора на байдарке — за кормой и у борта (на консоли), мы отдали предпочтение бортовому. Во-первых (это полностью подтвердил опыт нашего плавания), при движении в сложных условиях — по узким и засоренным рекам, на которых часто встречаются завалы, топляки, камни и перекаты, краппе важно иметь возможность регулировать скорость, моментально останавливать пли откидывать мотор. Одним словом, лучше, чтобы мотор был всегда под рукой и не надо было прибегать к помощи всевозможных передач дистанционного управления, которое на байдарке трудно сделать простым и надежным. Во-вторых, с самого начала имелось в виду, что «Салют-5,2» с мотором какую-то часть пути будет буксировать за собой остальные байдарки, а кормовое расположение мотора осложнило бы, на наш взгляд, проводку буксирного конца и ухудшило управляемость каравана.

Крен байдарки, вызванный несимметричным расположением сравнительно тяжелого мотора за правым бортом, компенсировался весом одного из мест 2 багажа и, в какой-то мере, смещением от ДП влево самого «моториста». Такое решение проблемы, разумеется, потребовало повышенного внимания к дисциплине и контролю за остойчивостью байдарки, но, во всяком случае за время похода никаких опасных ситуаций из-за крена на правый борт не возникало, в том числе и при поворотах с байдарками на буксире.

Схема приспособления для навешивания моторчика

Информация об изображении
Схема приспособления для навешивания моторчика

Управление байдаркой было обычным — с проводкой штуртросов (стальной канатик в полиэтиленовой оплетке) от педалей на среднем шпангоуте на поперечину руля. Только в тех случаях, когда требовалось сделать крутой поворот или подать байдарку назад, не выключая двигатель, переходили на управление румпелем самого мотора.

Один из двух взрослых, находящихся на головной байдарке каравана, управлял его движением (рулевой), а второй (моторист) обслуживал мотор.

Буксирный конец закладывался прямо за струбцину мотора, а на первой из буксируемых байдарок — за короткую мачту, установленную в носовой части; второй буксирный конец крепился за ее кормовой шпангоут.

По нашим замерам скорость каравана из трех полностью загруженных трехместных байдарок с одним «Салютом» составляла 9—10 км/ч. При этом дроссельная заслонка была открыта примерно на 3/4 ее полного перемещения и бачок бензина (около 2 л) расходовался за 1,5—1,6 ходовых часа. При ходе вверх по течению даже на стремнинах мощности 2 л. с. хватало с избытком, полный газ давали не всегда.

Читайте также:  Не включается скорость на лодочном моторе

Глубокие перекаты проходились, как правило, легко и просто, а вот мелкие и засоренные доставляли немало хлопот. Часто приходилось поднимать работающий винт, чтобы сбросить траву с отверстия водозаборника или «перенести» его через колья, ветки и корни деревьев либо отдельные камни. В большинстве же случаев, попадая на опасные, труднопроходимые участки, мы сразу глушили мотор.

Кстати говоря, заводить его снова было нелегко. Потом мы уже привыкли, что надо действовать, не торопясь; продуть цилиндр, перезалить карбюратор, закрыть кран под бачком и до тех пор дергать за шнур стартера, пока сформируется смесь легковоспламеняющегося состава. Иногда мотор начинал работать только после 15—20 рывков.

Схема установки ножа для очистки винта от наматывающейся на него травы

Информация об изображении
Схема установки ножа для очистки винта от наматывающейся на него травы

На Южной Кельтме и Джуриче одних завалов встретилось нам около сотни. То, что байдарка с ее мягкой оболочкой и хрупким набором не может сходу топить корпусом плавающие ветви и коряги, заставляло нас на многих «подозрительных» участках отдавать буксир, снимать мотор и, уложив его (в полиэтиленовом мешке) на «кормовой багажник» — жесткую раму из жердей, закрепленную на деке, разбирать весла. При плавании вниз по Северной Кельтме, когда, естественно, скорость каравана заметно возросла, а маневренность ухудшилась (несколько раз буксируемые байдарки, не успев развернуться, «втыкались» в берег), топляки и плавающие останки деревьев стали представлять грозную опасность. И вполне реальную: заклеивать пробоины нам пришлось не один раз (только на Южной Кельтме — трижды), а о шпонках винта и говорить нечего!

На многих участках русло сильно заросло осокой. Местных жителей это смущает мало: из рассказа С, Лукашкина мы уже знали о ножах, устанавливаемых на их подвесных моторах. В деревне Канава мы побывали в мастерской одного из здешних умельцев: он тут же продемонстрировал такой нож и объяснил как закрепить его на нашем «Салюте». На шпоре, защищающей винт от подводных препятствий, с помощью двух-трех винтов закрепляется стальная пластина толщиной 2 мм, край которой отогнут под 90°, подогнан по лопасти винта (чтобы зазор не превышал 1,5 мм) и заточен. Трава, зацепившаяся за лопасть, при вращении винта попадает на лезвие ножа, рассекается им и центробежной силой сбрасывается с винта в сторону.

Кстати сказать, «Салюта» здесь никто не видел; нас неоднократно просили его показать и расспрашивали, интересуясь надежностью и расходом топлива. Высказывали мнение, что такой мотор мог бы им пригодиться на лесных озерах, куда ходят по тропам, но тут же и отмечали, что вес, пожалуй, великоват для дальней переноски.

Подведем итоги. Из 400 км, пройденных нами за 12 ходовых дней, под мотором мы преодолели 170 км, т. е. даже чуть меньше половины (израсходовано было около 25 л бензина). Однако если учесть, что значительная часть этого 170-километрового отрезка приходится на путь против течения или по сравнительно большим рекам, то надо сказать, что возили мы с собой «Салют» не зря.

Мотор «Салют» на байдарке

Информация об изображении
Мотор «Салют» на байдарке

Примененная сварная конструкция приспособления для установки мотора на байдарку полностью себя оправдала. Особенность ее состоит в том, что Г-образная поперечина, уложенная, как обычно, на фальшборты сверху, крепится к ним с помощью длинных планок с отогнутыми носовыми краями, а кроме того, опирается еще в одной точке прямо под углом транцевой доски непосредственно па набор байдарки — на верхний стрингер. Таким образом, по длине лодки точки крепления разнесены на 420 мм, что значительно улучшает условия передачи веса мотора и крутящего момента на каркас байдарки.

Поперечина согнута из стальной трубки. К отогнутому кормовому концу поперечины приварена фигурная пластина, к которой и крепится болтами деревянная подмоторная доска 155X125 толщиной 32 мм, снаружи прикрытая накладкой. Расстояние между привариваемыми к поперечине продольными планками уточняется по месту на собранной байдарке.

Читайте также:  Тоннаж подводной лодки это

Планки накладываются на фальшборты снаружи и крепятся к ним двумя болтами с гайками-барашками каждая. Носовые концы планок отогнуты и заходят под фальшборты (размеры по высоте также уточняются по месту). Все планки и кницы в месте приварки торца трубки к пластине 4 вырезаны из обрезков стального листа толщиной 2 мм.

Пластина 4 с помощью шпильки, регулировочных гаек и кольца опирается на стрингер байдарки; при этом в оболочке для прохода шпильки пробивается отверстие диаметром 3 мм.

В заключение хочу напомнить старую истину: на байдарке канистра для бензина должна быть абсолютно герметична!

Примечания

1. С маршрутом можно познакомиться по книгам: М. Заплаткин. В объективе Уральский Север, Пермь, 1965; А. Граевский. Морской узел, Пермь, 1966; см. также журнал «Турист» №9 за 1969 г.

2. Рекомендуется надежно закрепить его к бортовому набору.

Источник: www.barque.ru

Мотор для байдарки

Байдарками называются узкие лодки с острым носом и кормой, отличающиеся высокой маневренностью, отличной остойчивостью, малой осадкой и большой проходимостью. Традиционно они являются весельными, однако в последнее время на водных просторах все чаще можно увидеть байдарки, снабженные моторами. Их используют и на обычных прогулках, и в дальних долгих путешествиях, и в экспедициях, и в длительных походах с привалами. Иногда на моторе проходят весь маршрут, иногда минуют только его довольно большой промежуток.

Вообще в конструкции стандартных байдарок не предусмотрена установка моторов и нет транцев, как например, в каноэ. Однако это не говорит о том, что на такие лодки нельзя монтировать двигатели. Конечно, они несколько утяжеляют лодку, но в то же время добавляют ей неоспоримые преимущества.

2.jpg

Преимущества байдарок с мотором

Байдарка с мотором аналогична моторной лодке и при этом во многом ее превосходит. Стандартная моторка является тяжелой, громоздкой, способна свободно двигаться только на водоемах определенной глубины, застревает в заросших камышом местах, не проходит через узкие протоки, неповоротлива.

Байдарка преодолевает мелководье, перепрыгивает пороги, пробирается в самые труднодоступные заводи, спускается на воду с крутых берегов, обладает верткостью и устойчивостью. Присутствие на ней мотора позволяет на приличной скорости двигаться по течению и против него, держать направлении при движении против ветра, быстро проходить масштабные акватории, а в случае присутствия на пути сложных или заболоченных участков просто переходить на весла. Моторные байдарки дают возможность за короткий промежуток времени преодолеть большие расстояния и не тратить слишком много сил на многокилометровые походы. Гребцы могут периодически отдыхать, не теряя времени на остановки и не сбиваясь с курса, а это очень важно в экспедициях и длительных путешествиях по водным просторам.

Виды моторов для байдарок

Для разборных каркасных байдарок больше подходят бортовые двигатели, обладающие мощностью от 1 до 3,5 лошадиных сил. Они имеют сравнительно небольшой вес, экономичны, быстро и без лишних сложностей устанавливаются. Это могут быть моторы «Ямаха», «Тойота», «Хонда», «Тюмлер», «Кенинг», «Цундап», китайские модели «Хинкай», «Сеа» и другие. Некоторые умельцы даже делают их из маломощных для мопедов.

Для надувных байдарок хорошим вариантом станет легкий подвесной мотор типа «Салют», который монтируется с помощью кронштейна и ремнями крепится к борту. На такие модели нередко ставят электромоторы типа Intex, оснащенные аккумуляторами, аэродвигатели или водометные системы.

1 (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1).jpg

Как установить мотор на байдарку

При установке бензинового мотора на любую байдарку следует учитывать тот факт, что на ее корпус будут попадать брызги масла и топлива. Это значит, что ту часть борта, возле которой располагается двигатель, нужно защитить куском прорезиненной ткани. Он должен заходить за цангу, на которой крепится гребной вал. Кроме того, там, где крепятся струбцины мотора, необходимо приклеить кусочки микропористой резины. Она снизит уровень вибрации при работе мотора и защитит корпус судна от повреждений.

Читайте также:  Лодка boatsman bt280 отзывы

Мотор устанавливают либо в центре лодки за миделем, либо возле кормовой части. При его монтаже в середине судна крепления для двигателя делаются из изогнутой штанги, обеспечивающей свободную посадку в лодку и высадку из нее, и возможность быстрого подъема гребного винта при проходе мелководных и сильно замусоренных участках водоема. Если мотор монтируется в самом конце кокпита, крепления могут быть стандартными. Рулевые педали в любом случае должны находиться возле ног моториста. Штуртросы к ним делаются из прочного упругого материала.

В случае, когда поступление воды для охлаждения двигателя осуществляется при помощи резинового шланга, имеющего присоску и снабженного водозаборником, его длину необходимо делать такой, чтобы водозаборник крепился болтом на передней внешней части рулевого устройства. Если заводской шланг оказывается коротким, его нужно удлинить. Важно, чтобы он не перегибался под углом 90º, иначе поступление воды в систему будет затрудненным.

Для монтажа мотора на корме потребуется транец, установка которого связана с определенными сложностями. Его можно крепить на двух кронштейнах из стали, соединяющихся с бортом при помощи болтов. Для того, чтобы к гребному винту не подсасывался воздух, и дека не заливалась водой, между педалями и редуктором ставится дюралевая пластина. Более рационально устанавливать на корме облегченную раму, которая укладывается на деку и крепится к шпангоутам и верху штевня.

Способ установки мотора в средней части лодки зависит от маршрутов, по которым предположительно предстоит следовать байдарке. Если это узкие, заполненные топляком реки, мотор лучше монтировать на консоли, а не на выносном кронштейне. Крен лодки в данном случае компенсируется грузом, уложенным с противоположной стороны. Изогнутую планку крепят длинными планками к бортам так, чтобы она опиралась на верхний стрингер.

При установке любого мотора на байдарку нужно учитывать тот факт, что его вес должен компенсироваться дополнительной плавучестью, необходимой при переворачивании лодки или получения ей пробоин. Для получения ее запаса можно сделать мягкие емкости-баллоны, которые накачиваются воздухом. Самое простое –взять камеру от мотоцикла, разрезать ее поперек, заклеить по краям, сшить прочную оболочку из какой-то ткани типа брезента, поместить в нее получившийся баллон, накачать и укрепить конструкцию под декой или на месте, находящемся под привальным брусом. Количество таких баллонов зависит от того, как загружается байдарка.

Ремонт мотора для байдарок

При поломке мотора ремонтировать его нужно только после высадки на берег. Самостоятельно провести ремонтные работы можно на двухтактных карбюраторных и инжекторных двигателях, если поврежден редуктор, цилиндры, поршни, топливные и смазочные узлы, система зажигания и охлаждения. Замена узлов потребует технических знаний, опыта и присутствия специальных инструментов.

Провести ее можно, пользуясь вспомогательной литературой. В некоторых случаях можно просто заменить детали, если под рукой есть запасные, однако нужно помнить, что это не всегда приводит к полному устранению неисправностей. Причем запчасти необязательно должны быть оригинальными и соответствовать марке мотора. Главное, чтобы они были подходящими по конструкции.

В-целом, для диагностики и ремонта мотора лучше обращаться к профессионалам, но поломка часто происходят на безлюдных маршрутах, на которых таких специалистов нет. Поэтому, отправляясь в поход на моторной байдарке, надо не забывать о наборе инструмента и запасных частей. Двигатели небольших мощностей обычно обладают несложной конструкцией, в которой при желании способен разобраться любой человек, хоть что-то понимающий в технике. Что касается более мощных импортных моторов, то они, в большинстве своем, обладают системой защиты, способствующей продолжению работы при возникновении неисправностей. И потребность их ремонта в походных условиях практически никогда не возникает.


Источник: kayak-market.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...