Управление катером на первый взгляд кажется очень простой задачей – завёл двигатель, да поворачивай себе рулём-кормилом или штурвалом! Но на самом деле, управление катером дело не такое простое, как кажется, оно зависит от множества нюансов, и первое, что должен сделать каждый судоход-любитель – это изучить теорию.
После получения теоретических знаний, в обязательном порядке нужно потренироваться на спокойной воде, понять, как ведёт себя катер. Нужно помнить – каждое новое судно имеет свои особенности, от которых зависит его поведение на воде, так что прежде чем пускаться в плаванье, даже опытный человек обязательно должен уделить хотя бы 5-10 минут на освоение новой техники.
Как управлять катером с подвесным мотором и рулём-кормилом
Каждый катер или лодка с подвесным мотором имеет свои особенности, зависящие от:
- габаритов судна;
- мощности;
- веса;
- водоизмещения;
- мощности двигателя и так далее.
Первым делом нужно испытать катер в движении. От конструкции гребного винта зависит поведение катера на водной глади. Самое главное, что нужно знать – катер с подвесным мотором маневрирует кормой, то есть, если вам необходимо повернуть вправо, то корма заводится влево и наоборот. Навыки маневрирования отрабатываются на минимальной скорости, подальше от других судов, причалов и купающихся людей, чтобы никого и ничего не зацепить.
Правильный проход волны на лодке ПВХ с мотором Mercury F 10 M EFI
Если ваш катер оснащён двумя подвесными двигателями, то есть возможность совершать повороты практически на одном месте – для этого один двигатель нужно включить на задний ход, а другой на передний.
Во время движения задним ходом повороты руля полностью соответствуют поворотам катера – если руль поворачивается вправо, то и судно поворачивает в эту же сторону.
После отработки поворотов на минимальной скорости вперёд и отработке поворотов в движении назад, не нужно спешить отрабатывать манёвры на высоких скоростях – сначала нужно научиться быстро и эффективно останавливаться.
Катер и любое другое судно – это не автомобиль, у него нет педали тормоза. Остановка катера происходит за счёт работы с двигателем.
- на ходу переключатель передач ставится на нейтральную передачу;
- как только мотор начнёт работать на холостых оборотах, включается задняя передача;
- после остановки катера двигатель опять переводится на нейтраль.
После того как остановка катера начнёт производиться без раздумий и на автоматизме, можно отрабатывать повороты на высокой скорости и другие необходимые манёвры
Как управлять катером с дистанционным управлением на пульте управления
Слыша про катера с дистанционным управлением, многие сразу представляют себе игрушки или модели, запускаемые в реках и озёрах. Но системы дистанционного управления достаточно давно применяются и на настоящих катерах, только выглядят они не как большой пульт с антенной, а совсем по-другому.
КАК правильно ЗАВОДИТЬ лодочный МОТОР. Советы новичкам-ВОДОМОТОРНИКАМ. Мотор MERCURY.
Дистанционная система управления катером состоит из датчиков, тросиков, рулевой тяги, контролера, кнопок и установочного комплекта. Как правило, системы дистанционного управления устанавливаются на катера с мощностью от 10 л.с. и выше, на более мощных моделях часто уже предусмотрено место для размещения ДУ, и контролер, тяга и тросик входят в комплект, остальное придётся покупать самостоятельно.
Дистанционное управление нужно для катеров с подвесными моторами, чтобы можно было управлять плавсредством не с кормы, а с более удобного места. Это позволяет лучше отслеживать ситуацию в движении, избавляет от нежелательных столкновений и так далее.
Системы дистанционного управления могут встречаться в трёх типах:
- отвечает за переключение передач и за скорость катера;
- отвечает за управление;
- комбинированный вариант, отвечающий за скорость и управление одновременно.
Как правило, первые два варианта сейчас встречаются очень редко, в ходу именно комбинированные модели, позволяющие решать все вопросы, касающиеся управления катером дистанционно.
Рулевое управление в дистанционных системах может быть механическим или гидравлическим, второй вариант удобнее, но и стоимость таких систем значительно выше.
Как управлять катером в шторм
На любом судне, тем более, малого водоизмещения, в шторм лучше не попадать. Если погода резко изменилась, лучше всего причалить к берегу в тихом месте, если есть возможность, то лучше вытянуть катер на берег.
Качка на волнах вызывает сильные динамические нагрузки на корпус судна, большая волна может легко опрокинуть катер, сломать его или залить водой.
Управлять катером во время шторма сложно даже для профессионала, а новичкам это в несколько раз сложнее. Даже если высота волны превосходит 0,3 метра, ходить со скоростью более 25 км/ч на катере опасно для жизни.
Если нет возможности причалить к берегу и приходится бороться со штормовой погодой, в первую очередь важно выбрать правильный курс к берегу, оптимальную скорость передвижения, задраить все люки, отверстия и горловины, надёжно закрепить двигатель и зачехлить его, чтобы вода не попала в систему зажигания. Заглохший двигатель в шторм – это катастрофа, увеличивающая шансы на неблагоприятный исход в несколько раз.
Желательно брать в любое серьёзное плаванье на катере съёмный фальшборт, который в случае надвигающегося шторма нужно установить с той стороны, где существует высокая вероятность залития водой с бортов или носа.
Маневрируя на катере в шторм, нужно стараться постоянно приводить судно к ветру и держаться против волны.
Повороты катера во время шторма желательно вообще не совершать, заранее выбрав правильный курс. Если сделать это необходимо, нужно совершать манёвры максимально аккуратно и не резко. Повороты на 180 градусов совершаются сразу после прохода высокой волны, делать это нужно плавно, но максимально быстро – на это способны только опытные моряки.
Во время серьёзного шторма часто невозможно держаться выбранного курса, в таких случаях нужно импровизировать, подстраиваясь под конкретную ситуацию.
Нельзя становиться бортом к волне – она с легкостью перевернёт катер. Во время шторма желательно не плавать на мелководье – сильная волна может ударить катер о дно.
Главное в управлении катером при любой погоде – это опыт, выдержка и отличное техническое состояние судна.
Источник: troitsky-boats.ru
Управление вспомогательным подвесным мотором
Как показывает анализ состояния нынешнего катерного парка России, в последнее время значительную популярность на водно-моторном рынке приобретают катера средних размеров — длиной 5-7 м с подвесным мотором (ПМ) мощностью 70-130 л.с. Эти суда обладают достаточной мореходностью и автономностью плавания и пригодны для использования на больших водоемах при значительном удалении от берега.
Для повышения безопасности такого плавания и выполнения ряда дополнительных функций подобные катера принято комплектовать вспомогательным ПМ. Обычно для этой цели используется четырехтактный двигатель мощностью 5-15 л.с. Как правило, он устанавливается на подвижном или фиксированном выносном транце слева от основного мотора. Вспомогательный двигатель нужен для рыболовного троллинга, прохождения мелководных участков и как резервный на случай поломки основного мотора.
Информация об изображении
Трос управления вспомогательным мотором
- невозможность изменять режим работы вспомогательного мотора (газ/реверс);
- создание дополнительного сопротивления движению и ухудшение проходимости по мелководным участкам из-за опущенной подводной части основного двигателя.
Информация об изображении
Рулевой редуктор с электроприводом
Ну и, наконец, самым цивилизованным способом управления катером при движении под вспомогательным мотором является тот, при котором основной двигатель поднят над водой, а управление полностью осуществляется за счет вспомогательного. Технически это наиболее сложная задача, поскольку для традиционной схемы управления поворотом требуется рулевой трос с редуктором, а тому, в свою очередь, нужна рулевая консоль. Согласитесь, что катер с двумя рулевыми консолями выглядит, по меньшей мере, странно, не говоря уже о потерянном полезном пространстве, которое эта конструкция будет занимать.
Удачным решением данной проблемы явилось создание канадскими инженерами рулевого редуктора с электрическим приводом. Конструктивно все достаточно просто. Вместо рулевого колеса на вал редуктора через понижающую передачу смонтирован электродвигатель постоянного тока.
При подаче электропитания той или иной полярности редуктор толкает рулевой трос в соответствующую сторону, а при отсутствии питания он фиксируется в выбранном положении электромагнитной защелкой. Управление редуктором осуществляется с переносного дистанционного пульта на гибком кабеле, который размещается рядом с судоводителем.
Таким образом, судоводитель может управлять поворотом вспомогательного мотора, даже не находясь непосредственно у главной рулевой консоли. Сам редуктор с электроприводом не занимает много места и может быть размещен в любой подходящей нише корпуса или подпалубного пространства судна. В качестве единственного недостатка этой схемы управления можно отметить невысокую скорость поворота вспомогательного двигателя. Время его полной перекладки с борта на борт — около 15 секунд, что определяется малой мощностью электродвигателя.
Описанный комплект управления вспомогательным мотором можно приобрести в компании «ТЕХНОМАРИН», которая предлагает широкий ассортимент различных рулевых систем для маломерных судов.
Источник: www.barque.ru
Руководство по дистанционному управлению лодочным мотором
После установки дистанционного управления повышается маневренность, увеличивается обзорность и комфорт от управления моторной лодки. Под управлением понимают удаленное переключение трансмиссии, регулировку оборотов двигателя и возможность изменения направления движения при помощи рулевого механизма.
Виды дистанционного управления лодочным мотором
Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.
Для управления самой лодкой, направлением ее движения служит система, состоящая из руля и редуктора, соединенного с двигателем тросом или гидравликой.
Устройство дистанционного управления лодкой
- Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
- Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
- Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
- Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
- Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
- Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.
Устройство газо-реверсных машинок
Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс. Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.
Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.
Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.
- Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
- Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.
Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.
- Первая из них приводит лодку в движение.
- Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.
В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.
От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.
По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками. Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.
Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора.
Установка дистанционного управления лодочным мотором
- Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
- Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
- Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
- Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
- На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.
Популярные модели и стоимость
Рассмотреть возможные варианты комплектации дистанционной системы управления можно на примерах:
- Рулевая стойка «Компакт». Производится из нержавеющей стали. Стоимость 10 тыс. рублей. Монтируется с редукторами марки G 10, G 12, Т 67 или Т 85. Машина газ/реверс установлена справа, крепежные соединения в наборе. Весь комплект деталей обойдется владельцу в 18–20 тыс. рублей. Подойдет такая дистанция на лодку ПВХ с мотором до 60 л. сил.
- Комплект Steen Flex (Корея). В наборе рулевой редуктор (корпус из прочного пластика, шестерни из металла), рулевые тросы (длина и диаметр в ассортименте), крепления и колпак редуктора. Стоимость 15 тыс. рублей. Рекомендован для двигателя мощностью до 30 л. сил, в том числе для мотора на резиновую лодку.
- Рулевое управление Ultraflex (Италия). В наборе редуктор Т 71 планетарного типа, рулевые тросы, необходимые крепления и колпак редуктора. Подходит для моторов мощностью до 220 л. сил. Цена от 16 тыс. рублей.
Для правильного выбора комплектации и последующей установки дистанционного управления, надо иметь понимание об устройстве ходовой системы судна и иметь определенные навыки. При отсутствии таковых целесообразно воспользоваться услугами специалистов.
Использование лодки на дистанционном управлении становится комфортным и безопасным в любой сфере применения – как на рыбалке (при троллинге в том числе), так и в развлекательных путешествиях.
Трос для дистанционного управления лодочным мотором
В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.
Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.
Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.
При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.
Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.
Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.
Консоль и приборная панель
- Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
- Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
- Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.
Нелишними будут и различные индикаторы:
- температуры головки блока;
- температуры воды за бортом;
- давления воды в системе охлаждения;
- угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.
Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.
Разновидности ДУ
Существует два типа систем, служащих для управления двигателем судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.
- 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
- 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.
Источник: hydrocom-ufa.ru