Данная статья является обобщающей по настройке основных парусов в яхтинге. Ранее мы разобрали особенности управления парусами на острых и полных курсах, а также совместную работу парусов. Подошло время подвести итоги. Но сначала несколько советов и рисунков, которые подскажут моряку о состоянии парусов на конкретной яхте и дальнейших шагах по их настройке.
Особенно это полезно , когда яхтсмен берет неизвестную лодку с изношенными парусами на неделю в чартер.В этой ситуации мало кто производит тонкую настройку парусов, но определить существующие проблемы и пути по их решению стоит. Это облегчит управление парусами и сделает яхтинг более комфортным.
Советы по управлению парусами.
Когда набиваете стаксель-фал, «пузо» перемещается вперед. Это делает вход стакселя круглым, что облегчает управление парусами, даже если немного проиграете в остроте . Если набить фал слишком сильно, вдоль передней шкаторины появятся длинные складки. Будьте осторожны когда набиваете фал на современных парусах, следуйте инструкциям изготовителя.
Яхтинг для начинающих. Управление парусной яхтой. Отшвартовка и постановка на якорь.
Ослабление стаксель-фала делает вход более плоским, можно идти острее, но становится труднее управлять парусами безошибочно. Если потравить фал слишком сильно, то перпендикулярно к передней шкаторине появится рябь. Это лучше использовать в яхтинге только при очень слабом ветре и волнении.
В сильный ветер, чтобы уменьшить крен и тенденцию яхты приводиться, набейте грота-фал (или оттяжку Каннингхема). «Пузо» сместится вперед, одновременно с этим уплостится задняя часть грота. Если набить фал (или оттяжку Каннингхема) слишком сильно, то вдоль передней шкаторины грота появятся длинные складки.
В очень тихий ветер нужно ослаблять фал (или оттяжку Каннингхема), пока вдоль передней шкаторины не появится небольшая горизонтальная рябь. «Пузо» переместится назад. Если появилась большая рябь при управлении парусом — фал ослабили слишком сильно. В легкий и средний ветер набивайте фал до момента исчезновения ряби.
При усилении ветра сгибайте мачту(на тех яхтах где это возможно), чтобы уплостить верхнюю часть грота. При топовом вооружении трудно изогнуть мачту на несколько градусов. Если изогнете мачту слишком сильно, то складки пойдут от нока гика к передней шкаторине. Если мачту перегнуть, можно «вывернуть» грот!
Управление парусом на яхте — урок 10 | Школа яхтинга Sailing Time
Набитый грота-шкот уплощает нижнюю часть грота. Набиваете его при усилении ветра для уменьшения силы тяги и крена. Набитый грота- шкот создаст видимые складки вдоль гика. Это вполне нормально и не будет влиять на эффективность управления парусом.
Управление парусами в различных условиях.
На острых курсах в яхтинге при слабом ветре требуется максимально возможная движущая сила , чтобы увеличить скорость лодки, увеличивая тем самым и скорость вымпельного ветра. Для комфортного управления паруса должны быть полными, с круглым входом и большим скручиванием, позволяющим вершине работать. Идите полнее, чем обычно, острота теперь не важна.
Ослабьте стаксель-шкот, чтобы отвести геную дальше от краспицы. Растравите ахтерштаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб форштага, увеличивая таким образом округлость входа и полноту стакселя. Набейте стаксель-фал так, чтобы «пузо» заняло положение около 40%. Увеличьте полноту грота, выпрямив мачту и ослабив грота-шкот.
Сдвигайте каретку к наветренному борту, пока гик не окажется в ДП. Расположите экипаж на подветренном борту, чтобы увеличить крен. Так парусам легче принять правильную форму под собственным весом и облегчается управление парусами. Гидродинамическое сопротивление обычно уменьшается, если лодка немного накренена и имеет небольшой дифферент на нос.
Дайте яхте время набрать скорость. Любое ненужное изменение настроек увеличивает вероятность обезветривания и потери хода.
Многое в яхтинге меняется, если скорость ветра превышает 10 м/с. Это — 6-ти балльный (сильный) ветер, при котором у яхты возникает чрезмерная тенденция приводиться к ветру. Для управления парусами необходимо их уплостить и переместить каретку грота в подветренную сторону. Если это не поможет восстановить баланс лодки, нужно заменить стаксель на больший или зарифить грот.
Если это в управлении парусами не помогает или не хотите уменьшать площадь парусности, тогда управляйте лодкой по ее крену: Сначала приведитесь острее, чем нужно. Крен уменьшится, наветренные колдунчики генуи будут изгибаться и, возможно, передняя шкаторина паруса начнет заполаскивать. Это нормально, поскольку в таких условиях движущая сила избыточна.
Когда решите при управлении парусами, что лодка слишком вертикальна, а скорость падает, уваливайтесь понемногу, набирая ход, но не доводя до необходимости снова приводиться, чтобы уменьшить крен. Практика показывает, что нормальный крен, обычно, — 20-25°. Такую технику часто используют гонщики, чтобы не брать рифы.
Другой способ избежать рифления: передвиньте каретку в наветренную сторону и потравите гика-шкот. Вершина грота скрутится, уменьшив движущую и кренящую силы. То же самое можно сделать со стакселем , отодвинув каретку назад, увеличивая, тем самым, твист.
Но лучше при управлении парусами уменьшить площадь парусности, если поймете, что сильный ветер продолжится. Всегда помните, что скорость лодки будет гораздо ближе к максимальной с меньшей, чем оптимальная, площадью парусов, чем с большей.
Если выполнили все необходимые настройки, но крен превышает 25° или угол перекладки руля на ветер больше 8°, необходимо уменьшить площадь парусности.
В процессе управления парусами (рифления) на яхте надо постоянно следить за изменениями рулевого баланса. Чаще всего начинают со стакселя, меняя его на меньший, затем берут рифы на гроте. Но на лодке с топовым вооружением можно делать наоборот. Так дольше сохраните большую силу тяги, необходимую для преодоления волн.
Способ рифления грота, описанный ниже, является на сегодня самым распространенным в яхтинге при управлении парусом. И хотя современные системы рифления «в мачту» или «в гик» (применяемые все чаще) позволяют сохранить правильную форму грота, все еще много приверженцев традиционного рифления, особенно среди круизеров.
-Потравите оттяжку гика (А) и шкот (В), возьмите гик на топенант (С);
-Потравите грота-фал (D), опуская риф-кренгельс (Е) до гика. Закрепите риф-кренгельс за гак (F) на пятке гика;
-Снова набейте грота-фал. Поскольку ветер сильный, то грота-фал должен быть набит полностью;
-Проверьте, что гик поднимается свободно (шкот и оттяжка — растравлены), иначе возможен разрыв шкаторины;
-Выбирайте риф-шкентель (G), пропущенный через риф-кренгельс на задней шкаторине, почти до гика;
-Потравите топенант (если забудете сделать это — грот будет иметь очень большой твист);
-Набейте оттяжку гика и гика-шкот. Теперь можно продолжить яхтинг с уменьшенной площадью парусности;
-Подвяжите лишнюю парусину к гику риф-штертами (Н), пропущенными через люверсы на гроте.
Итоги по управлению парусами.
Ну а теперь подведем итоги по управлению парусами настоящей и предыдущих статей. С чего начать и как настраивать паруса в яхтинге?
Первый шаг управления парусами — работая гика-шкотом установите грот относительно вымпельного ветра так, как сами считаете нужным (в бейдевинд грот должен стоять намного ближе к ДП, чем в галфвинд или в бакштаг). Сделайте тоже самое со стакселем . Теперь проверьте и, корректируя положение каретки и используя колдунчики, настройте твист стакселя . Далее настройте глубину и положение «пуза» . Теперь вернитесь к гроту и начните более тонкую настройку угла установки к ДП, глубины , твиста и положения «пуза».
Проверьте баланс лодки. Слишком наветренный руль? Такое случается часто. Попробуйте, для начала, откорректировать баланс руля управлением парусов . Уделите особое внимание задней шкаторине грота.Тенденция лодки приводиться к ветру все еще слишком велика? Возможно слишком большой, относительно стакселя, грот (предполагается, что такелаж настроен правильно).
Если так, смените стаксель на больший или зарифите грот. Вернитесь к генуе и повторите процесс настройки. Продолжайте до тех пор, пока не добьетесь оптимального результата.
Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса в яхтинге, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от управления парусами.
Самая распространенная ошибка — плавание со слишком наветренным рулем. Это эквивалентно езде «на ручном тормозе». Яхта теряет скорость и становится трудноуправляемой, особенно при усилении ветра (угол перекладки руля 3° считают идеалом). Цель управления парусами состоит в том, чтобы увеличить тягу , уменьшить крен и в то же самое время уравновесить все силы, действующие на такелаж и корпус лодки (особенно на подводную часть корпуса).
Настраивая стаксель, старайтесь получить максимальную тягу, затем, относительно стакселя, настраивайте грот таким образом, чтобы добиться оптимального взаимодействия управления парусами. В бейдевинд стаксель и грот в направлении от передней шкаторины стакселя к задней шкаторине грота можно рассматривать как профиль одного крыла (крыло и закрылок). Другими словами — настраиваем вход стакселя и заднюю шкаторину грота.
При настройке стакселя на яхте, прежде всего, настройте форму входа . Используйте колдунчики, чтобы проверить:
-Правильность установки к ДП;
-Правильность положения каретки;
-Правильность твиста.
Глубина стакселя и положение «пуза» регулируется натяжением фала и в некоторой степени натяжением шкота.
Настройка грота на яхте:
-Настройте и сохраняйте такое положение грота относительно ДП, при котором его передняя шкаторина находится на грани заполаскивания. Щель тогда будет иметь оптимальную ширину;
-Настройте твист, меняя натяжение гика-шкота так, чтобы верхняя лата стала параллельна гику;
-Настройте глубину грота, меняя натяжение грота-шкота и изгиб мачты;
-Настройте положение «пуза», меняя натяжение фала или оттяжки Каннингхема;
Задняя шкаторина постоянно должна быть предметом пристального внимания при управлении парусами в яхтинге. (В отличие от настройки стакселя, где самым важным фактором является форма входа).
Закрытая (натянутая) задняя шкаторина:
-Сильный крен;
-Большая тенденция яхты приводиться к ветру;
-Более острый курс, но скорость лодки ниже.
Открытая (свободная) задняя шкаторина:
-Крен меньше;
-Меньше тенденция яхты приводиться к ветру;
-Скорость лодки выше, но курс менее острый.
Открыта шкаторина или закрыта, подскажет баланс лодки. Если руль слишком наветренный, необходимо больше уплостить парус, переместив «пузо» вперед, или увеличить твист. При управлении парусами старайтесь держать колдунчики на задней шкаторине гладко «струящимися» назад вдоль паруса большую часть времени. Если колдунчиков нет, то хорошим индикатором твиста будет верхняя лата (она должна быть параллельна гику). Желательна, как упоминалось ранее, небольшая тенденция лодки приводиться к ветру.
Заметьте, что чаще всего идти с увеличенным твистом лучше, чем с недостаточным. Поэтому при управлении парусами в легкий и средний ветер каретку грота желательно переместить ближе к наветренному борту. Когда ветер свежеет, каретку перемещают в подветренную сторону. Исключение — если в сильный ветер не можете или не хотите брать рифы.
Тогда сдвиньте каретку на ветер и потравите гика-шкот. Твист грота станет больше нормы и крен уменьшится.
В этой серии статей мы познакомились с множеством различных параметров настройки в яхтинге, каждый из которых по своему влияет на работу и управление парусами, на поведение яхты, что приводит к необходимости искать компромисс между ними. Собственный опыт (и опыт других яхтсменов, имеющих лодки того же типа) лучше всего подскажет , как правильно настроить яхту.
Помечайте и записывайте параметры настроек и сравнивайте эффект. Так быстрее и легче найдете лучшие варианты настройки своей яхты. Если своей яхты пока нет, увлекаетесь чартерным яхтингом, анализируйте предыдущие походы. Экспериментируйте. Подходите творчески к балансировке яхты.
У Вас есть уникальный шанс попробовать варианты управления парусами на разных лодках при различных волно-ветровых условиях. Этим и хорош яхтинг. Позволяет всем участвующим получать удовольствие, совершенствоваться и применять на практике , полученные знания и навыки.
По материалам книги «Настройка парусов и такелажа» Ивар Дедекам
Источник: wind-sail.ru
Управление парусным судном
При плавании под парусом необходимо прежде всего считаться с направлением ветра. Судно, идя в заданном направлении, т. е. двигаясь своим курсом, может находиться в различных положениях по отношению к ветру. Основных курсов судна по отношению к ветру четыре (рис. 11):
бейдевинд — при угле между направлением движения и встречным ветром а менее 90°; бейдевинд до 45° называют крутым, а от 45 до 90° — полным;
галфвинд — при ветре, дующем под прямым углом к диаметральной плоскости судна;
бакштаг — при ветре, дующем под углом от 90 до 180°, считая от носа;
фордевинд — при ветре, дующем в корму. Названные курсы по отношению к ветру определяются приблизительно, ибо на практике невозможно точно провести границы между ними, да и ветер дует с переменным направлением.
Рис. 11. Курсы парусного судна по отношению к ветру
При ветре, дующем прямо в нос (положение левентик), судно не имеет хода вперед. Паруса полощутся на ветру, и судно начинает медленно двигаться задним ходом.
Во время движения под парусом курс судна может меняться. Термин «привестись» означает уменьшить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна (идти круче к ветру), а «уваливаться» — увеличить этот угол.
В зависимости от положения судна по отношению к ветру один из бортов его называется наветренным, а другой — подветренным (рис. 12, а).
Силу давления на парус определяет не истинный ветер, скорость и направление которого можно узнать по неподвижным береговым предметам (по дыму, идущему из трубы, флагу на доме), а вымпельный, на силу и направление которого влияет ветер, возникающий от хода лодки (рис. 12, б). При встречных ветрах на курсе бейдевинд скорость вымпельного ветра больше, чем истинного, так как последний усиливается от движения яхты. При попутном ветре на курсе фордевинд вымпельный ветер ощущается слабее истинного. Рулевой всегда ориентируется по вымпельному ветру, направление которого определяет при помощи вымпела на мачте или ниточек, привязанных на вантах.
Рис. 12. Действие ветра на судно
- Постановка парусов
- Работа руля
- Управление парусами
- Особенности управления на различных курсах
- Повороты
- Отход от берега и подход к нему
- Лавировка
- Рифы
- Управление судном при шквалах
- Плавание на волне
- Использование ветра
- Управление на течении
- Ориентирование при движении
- Предсказание погоды по местным признакам
- Основные правила плавания на маломерных туристских судах
- История парусного спорта
- Путешествие под парусом
- Устройство туристских парусных судов
- Управление парусным судном
- Туристское разборное парусное судно
- В походе под парусами
- Парус — моя жизнь
- Паруса детства
- История парусного спорта в России
- На V Олимпиаду в Швецию
- Под парусом в бой
- Как управлять яхтой
- Яхта в дальнем плавании
- Как плавать в шхерах
- Нужны ли сегодня паруса?
- Объяснение морских терминов
- Попутного ветра!
Источник: www.offsport.ru