Как следует из хроники музея техники имени Сахарова в Тольятти, 18 лет назад с одним из самых впечатляющих экспонатов комплекса произошло ЧП. В 2004 году на зимовке у берегов посёлка Прибрежный стояла подводная лодка Б-307, которую планировалось установить в техническом музее ВАЗа.
Сводка из публикации Тольяттинского краеведческого музея, по материалам прессы:
«С 3 по 5 апреля 2004 года проходила операция по возвращению и швартованию подводной лодки — экспоната технического музея ВАЗа (ныне Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова (МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова)). Подводная лодка была пришвартована к берегу Волги в Комсомольском районе, но во время шторма её вынесло на середину реки.
Для возвращения лодки в речной порт понадобилось несколько дней».
Так рассказывается о тех событиях в фильме Елены Тумановой «Подводная лодка Б-307»:
«В апреле подул сильный и тёплый ветер, лёд тронулся, унеся с собою лодку на 500 м от берега. Троса и якоря не смогли удержать ледовое поле, в котором стояла вмёрзшая лодка. Нужны были срочные меры. От катастрофы спасли тольяттинские речники. Рискуя быть протараненными льдом, они взяли лодку на буксир, всю ночь боролись со стихией, но всё же доставили её обратно».
ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ Б-307 5 км ТЯНУЛИ ПО СУШЕ! / Дизельная лодка проекта СОМ на суше
Дрейф, в сторону ГЭС, остановили буквально у причала Автозаводского района. Фото: МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова
А вот что вспомнили участники событий – сотрудники Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова:
«В апреле 2004 года, подводная лодка Б-307, стояла у берега посёлка Приморский, будучи вмороженной в лёд, на месте будущего подъёма (на якоре!). Ночью подул сильный ветер, ледяное поле оторвалось от берега, и лодка стала дрейфовать на фарватер. Рано утром позвонил охранник и сообщил, что тросы не выдержали и порвались, подводная лодка значительно удалилась от берега. Якорную цепь и якорь поглотили ил и пески волжского дна.
Сообщению сначала не поверили. Между берегом и кораблём уже появилось пространство чистой воды. Субмарину пытались вернуть, заведя трос на моторке. Операция не удалась, трос утонул. Лодка направилась в сторону пирса Автозаводского района. Это было волнующее зрелище.
Субмарина сидела в воде по ватерлинию. Лодка — без понтонов, без экипажа, судовых огней, антенн, перископов и прочих романтических вещей дрейфовала по акватории Жигулёвского моря в сторону ГЭС. Ситуация вызвала тревогу.
Как подводная лодка Б-307 оказалась посреди поволжских степей в тысячах километров от моря
Субмарину отводят в речпорт Тольятти. Фото: МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова
Пару дней жители и гости Тольятти любовались картиной: чёрная лодка, белые льды, синеющие горы вдали и зелёные лица ответственных товарищей. Предлагались даже крайние меры – бомбардировать лодку, с использованием боевых вертолётов Сызранского училища. Вызванные из речпорта Тольятти два буксира — быстро решили проблему. Один буксир ломал лёд, второй тянул подводную лодку. Вскоре «отвязную подлодку» доставили в речпорт Тольятти, где она простояла до октября 2004 года, пока готовился девяностометровый, стальной настил для подъёма и транспортировки в Технический музей ВАЗа».
Сотрудники комплекса имени Сахарова уточнили, что существуют сотни вариантов этой истории.
В октябре 2004 года лодку начали поднимать на сушу, а 22 апреля 2005 года она заняла своё почётное место в музее.
Как говорится на сайте МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, дизель-электрическая подводная лодка Б-307 – единственная подводная лодка в мире, совершившая пятикилометровое путешествие по суше, до места экспозиции. Это практически абсолютный мировой рекорд для подводных лодок. В 1998 году на Центральном боевом посту снимались эпизоды культовой российской кинокомедии «Особенности национальной рыбалки».
Сначала субмарина стояла у берегов посёлка Прибрежный. Фото из паблика МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, «Вконтакте»
Из посёлка Прибрежный по суше субмарину доставляли в музей. Фото из паблика МАУК ПКИТ им. К.Г. Сахарова, «Вконтакте»
Источник: bloknot-samara.ru
о том, как везли подлодку в Технический музей Тольятти из Кронштадта. Мировая достопримечательность!
Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе «Красное Сормово» по проекту 641Б(главный конструктор З.А.Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес — 2 000 т.Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» — самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АВТОВАЗ».
Вот тут много фоток процесса транспортировки лодки в Тольятти (процесс начали 3 ноября 2003г, закончили 22 апреля 2005 года, поставив в 5км от берега!). Может кому любопытно будет взглянуть.
В Вике пишут что оплачивать ее пришлось АвтоВазу, по символической цене 780тыр.
Внутрь не пускают.
В Москве в Тушино тоже стоит такая же подлодка. Но она в воде. Кстати есть возможность пройти по этой подлодке виртуальную экскурсию — паронамные изображения на 360 градусов — категорически рекомендую!
Абсолютно таких же в мире стоит еще 3 штуки, но все стоят в воде, внутрь пускают.
В Питере у ЛенЭкспо подлодка тоже на суше стоит, внутрь пускают, но она меньше Тольяттинской (длина 76.6м)- и она плавала еще в Wow. Так что может у нас достопримечательность мирового масштаба есть (самая большая (в худшем случае — среди советских, а в лучшем — среди всего мира) подлодка, стоящая на суше, и может даже открытая для посещения)? Если еще не пускают, то думаю десятка лимонов рублей хватит чтоб дооборудовать под впускание внутрь, и будет отличная достопримечательность не хуже Эйфелевой башни.
В североморске стоит длиннее (97м) но она участвовала в Wow, то есть старая. Во время прилива она оказывается в воде. Внутрь пускают.
Под Вологдой есть такая же лодка как в Тольятти, внутрь пускают, но она стоит в воде.
В Москве тоже стоит подлодка такого же проекта. Но она в воде. Кстати есть возможность пройти по этой подлодке виртуальную экскурсию.
В Гамбурге стоит такая же подлодка. Стоит в воде. Внутрь пускают.
Итого — вроде получается наша подлодка — самая большая из стоящих на суше в СНГ или даже мире, доставленных целиком с места службы. Ничего суперсекретного внутри нет (коль под Вологдой пускают) так что можно открывать ее для посещения. А можно ничего внутри не делать, а поставить павильон с 5 компами, на которых будут давать возможность самостоятельно проходить по такой же подлодке, стоящей в Москве, виртуальную экскурсию!
И вот она, достопримечательность мирового масштаба — то, чем сильно озабочены чиновники СамОбл разных рангов!
UPD: в каментах пишут что внутрь начнут пускать весной!
Источник: samara-ru.livejournal.com
Удаль молодецкая: как в СССР бывшие моряки угнали с Затона в Краснодаре подводную лодку
Есть среди городских легенд Краснодара история об угоне подводной лодки — да-да, самой настоящей подводной лодки, той, что сейчас красуется на Затоне в краевой столице. Тогда она еще была на ходу. И сей «акт» почти 50 лет назад совершили отставники-подводники, сообщает ИА KrasnodarMedia.
Как свидетельствуют исторические данные, дизельная подлодка, которая фигурирует в этой истории — М-261 — начала свой славный путь в конце весны 1955 года. После того, как судно спустили на воду, его сразу же включили в «штат» флота на Черном море.
Подводная лодка на Затоне в Краснодаре. Фото: instagram.com/tipich_krd (12 )
Стоит отметить, что слава у этого типа судна, обозначаемого как А-615, была плохой. По словам экспертов того времени, и самих моряков, эти подлодки обладали повышенной пожароопасностью. Среди подводников прочно укоренилось название «зажигалка». К тому же, она была шумной. Уже через пять лет после спуска этой лодки на воды, на флоте эти лодки стали списывать «в утиль» — в то время на первое место начали ставить бесшумное передвижение под водой таких суден.
Лодку, о которой идет речь, пришвартовали в Балаклаве, перед этим она официально была выведена из флотского состава –прослужила она всего 10 лет.
Спустя еще 15 лет — также, в конце весны 1980 года было принято решение списать судно в утиль окончательно. Но потом кто-то наверху передумал, и субмарину передали на учет краевому комитету КПСС в Краснодаре. Там и решили, что сделать из списанной подлодки музей — отличная идея.
Подводная лодка на Затоне в Краснодаре. Фото: instagram.com/tipich_krd (12 )
Через год после описываемых событий лодка своим ходом доплыла до кубанского Темрюка. Далее — на буксире по реке Кубани она дошла до Краснодара.
Уже в 1982 году музей мог «похвастаться» уникальным экспонатом — люди активно посещали необычное место.
И на этом бы история закончилась, но в дело вмешались отставные подводники — летом 1982 годы они отмечали официальный день ВМФ, учрежденный в Советском Союзе.
Жара, алкоголь и удаль молодецкая сделали свое дело. Моряки решили вспомнить былое: посетив музей, они попросили посмотреть рубку корабля, откуда ведется управление подлодкой.
Резонно предположить, что их не пустили, тем более, что до закрытия музей оставались минуты. Но разгоряченные спиртным экс-подводники не остановились — они связали техслужащую и гида, и через рубку забрались в «сердце субмарины» — машинное отделение.
На минуточку — на тот момент лодка уже без малого два десятка лет лет была выведена из флотского состава! Но при этом продолжала оставаться в полной исправности — работали двигатели и топлива было достаточно. Нужно ли говорить, что при таком раскладе черноморским морякам ничего не стоило запустить двигатели на лодке?
Речь об угоне, например, за границу, не шла, моряки понимали, что с небольшим количеством топлива не уплыть далеко. Но вот «сгонять» на подлодке за спиртным — почему нет. Бывалые спецы рассчитали, что доплыть до Старобжегокая им вполне по плечу. И….лодка своим ходом вышла из Затона, пусть и на маленькой скорости.
Милиция узнала о случившемся лишь тогда, когда подлодка во всем своем великолепии пересекала «фарватер» Тургеневского моста в центре Краснодара. Естественно, быстро к разрешению ситуации подключились спецслужбы — ситуация для времен СССР была из ряда вон.
В погоню за лихими моряками пустились катера. Чтобы остановить подлодку потребовалось, буквально, минуты.
Позже, в ходе разборов на самом высоком краевом уровне выяснилось, что политикой тут и не пахнет, и за границу «валить» никто не собирался — было принято решение ситуацию спустить, что называется, «на тормозах». Тем более, что в этот год отмечался юбилей Великого октября — 65-ая годовщина. И казус мог обернуться потерей должностей — как в краевом исполкоме, так и в силовых структурах. Морякам удалось выйти сухими из воды — им впаяли статью за хулиганство и 10 суток.
Двигатели с лодки сняли после этого инцидента очень быстро, а о самом событии предпочли «забыть».
В материале использовано из инстаграм-аккаунта tipich_krd instagram.com/tipich_krd (12+)
Вместе с Добровольческой армией в город вошла беглая культурная интеллигенция
Источник: krasnodarmedia.su