Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU — Плавучий док со списанной подводной лодкой затонул в одной из бухт Севастополя в ночь на воскресенье, сообщил «Интерфаксу» осведомленный источник.
Как рассказал собеседник агентства, плавдок ПД-16 затонул в Южной бухте, в нем находилась подлодка Б-380.
По его словам, подводная лодка уже всплыла и находится на плаву. Источник считает, что причина затопления — техническое состояние дока.
Официальным подтверждением информации агентство пока не располагает.
Как рассказали «Интерфаксу» очевидцы, с берега видно, что плавдок затонул не полностью, его верхняя часть — несколько метров — находится на поверхности. При этом всплывшая подлодка накренена. К этому месту уже подошел буксир, который устанавливает ограждение. Разлива нефтепродуктов не наблюдается.
Большой плавучий док ПД-16 был заложен в 1938 году на Николаевском судостроительном заводе имени 61-го коммунара. Его назначение — доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения с водоизмещением до 5 тыс. тонн. Плавдок находится в Севастополе с 1945 года.
В доке долгие годы находилась большая дизель-электрическая подводная лодка Б-380 — ранее «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом», спущенный на воду в 1982 году.
Источник: www.interfax.ru
Плавдок и подлодка потребовали утилизации
Плавучий док и находившаяся в нем много лет подводная лодка затонули в одной из бухт Севастополя в воскресенье ночью. Оба объекта были списаны. В Черноморском флоте, в котором ранее эксплуатировались док и подлодка, сообщили, что их готовят к буксировке к месту утилизации. В ходе инцидента никто не пострадал, военная прокуратура начала проверку произошедшего.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
Плавучий док и находившаяся на нем подводная лодка затонули в ночь на 15 декабря в Южной бухте Севастополя.
Очевидцы сообщили “Ъ”, что док притоплен — одна из его стенок возвышается над водой. Подводная лодка всплыла и легла на левый борт, упершись своей рубкой в борт плавдока.
По словам врио губернатора Севастополя Михаила Развожаева, на месте происшествия произошел разлив нефтепродуктов, но вокруг него уже установлено боновое ограждение.
В пресс-службе Черноморского флота сообщили, что подлодка и док выведены из состава флота. «Плавучий док ПД-16 и корпус подводной лодки, находившийся в нем, выведены из эксплуатации флота более десяти лет назад и подлежат утилизации. В настоящее время проводятся технические работы для подготовки к буксировке к месту утилизации»,— говорится в официальном заявлении флота.
Михаил Развожаев сообщил “Ъ”, что корпус подлодки уже пришвартован к причальной стенке.
«Завтра его (корпус подлодки.— “Ъ”) отправят на утилизацию. Судно уже давно не служит флоту, сейчас ускоренными темпами проведут мероприятия по утилизации. Плавдок также будет поднят и утилизирован»,— пояснил господин Развожаев. Он подчеркнул, что «никакой опасности для жизни людей и экологии этот инцидент не представляет».
При затоплении никто не пострадал. Военная прокуратура Черноморского флота начала проверку по факту затопления плавдока с подлодкой, сообщили ТАСС в ведомстве.
Большой плавучий док ПД-16 был построен на Николаевском судостроительном заводе в 1941 году. Его длина — 113 м, ширина — 22,5 м. В годы Великой Отечественной войны на нем были проведены ремонты 189 боевых кораблей, в том числе 53 подводных лодок, 13 эсминцев, 37 вспомогательных судов и 2 крейсеров. Всего за время службы ПД-16 произвел ремонт около 3 тыс. кораблей и вспомогательных судов.
После вывода из эксплуатации док находился у 69-го причала в Южной бухте Севастополя, где и затонул.
Б-380 (предыдущее название «Горьковский комсомолец») — большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». Была построена на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» в начале 1980-х. В 1991 году была поставлена к причальной стенке на Севморзаводе в Севастополе для капитального ремонта, однако он произведен так и не был.
В 1996 году Украина, которой перешла подлодка после раздела Черноморского флота, отказалась от нее ввиду ее плохого технического состояния. В 2000 году правительство РФ приняло решение о проведении капитального ремонта лодки. Однако после 2008 года ремонт был прекращен, а подлодка списана. Больше десяти лет она простояла в доке ПД-16.
Глава ОСК Алексей Рахманов о плывущих сроках и плавучих доках
Напомним, осенью 2018 года в акватории 82-го судоремонтного завода в Мурманске затонул ПД-50. Он был единственным плавучим доком на севере России, способным принимать такие корабли, как авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Произошло внезапное отключение электроэнергии с берега.
Плавдок не смог перейти на собственное электропитание и стал тонуть вместе c авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Док накренился, и на крейсер упал 50-тонный башенный кран, пробив палубу в кормовой части и несколько отсеков под ней. Во время аварии один человек пропал без вести, еще четверо пострадали. Один из них в середине ноября 2018 года скончался в больнице.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
12 декабря на «Адмирале Кузнецове», который продолжает проходить ремонт в Мурманске, во время сварочных работ произошел пожар. Погиб военнослужащий-контрактник, участвовавший в его тушении, и офицер службы живучести крейсера.
Вадим Никифоров, Симферополь
- Вадим Никифоров подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Как утилизируют атомные подлодки и радиоактивные отходы в Приморье
Радиоактивные отходы в Приморье. Источник фото.
В начале года на портале Change.org появилась петиция «Не допустить ядерный могильник в Приморье!» и всего за 2 недели собрала более 70 тыс. подписей.
Поводом для этой петиции, различных материалов СМИ и даже нескольких митингов в Приморье, стала публикация распоряжения Медведева №3009-р от 29 декабря 2018 года, дающее «добро» Росатому на подготовку к подписанию российско-японского соглашения о сотрудничестве по строительству Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае.
В распоряжении нет ни слова о том, что в Приморье собираются завозить японские радиоактивные отходы. Но это не мешает желающим это додумать. Масла в огонь обсуждения подлили слухи о возможной передаче Курильских островов накануне встречи глав России и Японии.
Давайте попробуем разобраться о каком могильнике идет речь, что и как в Приморье делают в радиоактивными отходами, и при чем тут Япония. А заодно посмотрим как утилизируют атомные подводные лодки Тихоокеанского флота.
Во-первых, радиоактивные отходы (РАО) на Дальнем востоке уже давно существуют и совсем не японские, а наши, отечественные. И их источник – Тихоокеанский флот СССР и России (ТОФ), а точнее его атомная составляющая – отслужившие свое атомные подводные лодки (АПЛ). На 2018 год их списано уже минимум 82 штуки. При этом всего в СССР был построено около 250 АПЛ и надводных атомных кораблей, из которых на текущий момент списано и утилизировано более 200 штук. Кроме АПЛ к источникам РАО можно отнести и суда технического обслуживания этих лодок, несколько списанных надводных кораблей с атомными энергоустановками, а также наземную инфраструктуру в виде нескольких баз.
Две такие береговые технические базы на Дальнем востоке – в Вилючинске на Камчатке и в Фокино в Приморье в 1998 году передали из Минобороны в Минатом, как более профильной организации в вопросах обращения с радиоактивными отходами. В 2000 году базы преобразовали в предприятие ФГУП «ДальРАО». На тот момент почти все эти объекты были в аварийном состоянии, имели радиоактивные загрязнения почвы, а твердые отходы хранились на площадках под открытым небом. В 2011 «ДальРАО» в виде двух отделений образовали Дальневосточный филиал «РосРАО» — структуры Росатома, централизованно занимающейся обращением с радиоактивными отходами по всей стране.
Сеть филиалов и отделений «РосРАО» охватывает всю страну и даже выходит за ее пределы. Много у нас источников РАО, соответственно, и предприятий по обращению с ними много. И это не считая объектов по переработке ОЯТ (Типа ПО «Маяк»), которые в «РосРАО» не входят.
Подобно дальневосточному филиалу, в «РосРАО» существует и северо-западный центр в Мурманской области (СЗЦ «СевРАО») на основе трех баз, занимающийся ликвидацией ядерного наследия Северного флота. Оно, кстати, раза в два больше тихоокеанского, но сейчас речь не о нем.
Сеть отделений и филиалов «РосРАО», доработанная мной. Источник)
Основные работы «ДальРАО» ведутся в Приморье, в ЗАТО Фокино в 40 км от Владивостока. Здесь уже с 1960-х годов, с первого появления АПЛ на Тихоокеанском флоте, занимаются обращением с отработанным ядерным топливом, твердыми и жидкими РАО, образующимися при эксплуатации АПЛ, а теперь и при их выводе из эксплуатации. Кстати, с 2014 года директором «ДальРАО» назначен не кто-нибудь, а бывший главком Тихоокеанского флота Константин Сиденко.
Район Фокино окружен многочисленными бухтами, где располагаются промышленные площадки, военные базы, судоремонтные заводы, включая крупнейший завод Тихоокеанского флота «Звезда» в Большом Камне, где строится самый большой 500-метровый сухой док России для строительства, помимо прочего, самого крупного в мире атомного ледокола проекта «Лидер». Но это тема для отдельного поста.
Две промплощадки отделения Фокино — в Бухте Сысоева и в бухте Разбойник.
2. Утилизация АПЛ и работа с РАО
Для начала давайте посмотрим на процесс утилизации АПЛ. Во-первых, это красиво. А во-вторых, из него будет понятно чем занимаются в Фокино и в чем тут роль Японии. Ниже показана принятая в России схема утилизации АПЛ, которая реализуется и на Севере и в Приморье по мере появления необходимой инфраструктуры.
Блок схема утилизации атомных подлодок в России. Взята из презентации с выездного заседания Совфеда по вопросу развития Севморпути в Мурманске в сентябре 2018, где присутствовал автор.
Наглядно на реализацию этой схемы в Фокино можно посмотреть в небольшом ролике «РосРАО»:
В первую очередь из списанных АПЛ выгружают отработанное ядерное топливо (ОЯТ). На текущий момент эта операция проведена на всех списанных подлодках в «ДальРАО». И к 2014 году все накопленное ОЯТ было окончательно вывезено 43 эшелонами на переработку за пределы Приморского края — на комбинат «Маяк» в Челябинскую область.
Затем утилизируемая лодка отправляется на уже упомянутый завод «Звезда» в Большом Камне, где ее вручную разрезают — из нее вырезают реакторный отсек и два соседних, которые выступают в роли поплавков. Их герметизируют, и таким образом получают трехотсечные реакторные блоки, которые хранятся на плаву в бухте Разбойник минимум несколько лет, а порой и десятки, с советских времен. Остальные части лодки утилизируются как нерадиоактивный металлолом.
Пункт временного хранения трехотсечных блоков в бухте Разбойник. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
При этом на хранение в бухту Разбойник свозят реакторные отсеки и из других баз и мест отстоя подлодок ТОФ на Дальнем Востоке для дальнейшей утилизации. В частности, в 2017 году в ходе уникальной операции 12 трехотсечных реакторных блоков с Камчатки были доставлены в бухту Разбойник с помощью полупогружного судна «Трансшельф».
Судно «Трансшельф» доставляет 12 реакторных отсеков с Камчатки в Приморье. Фото Primamedia
В 2012 году с помощью Японии был оборудован пункт долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХРО) на суше. Аналогичный ПДХРО в СЗЦ «СевРАО» в Мурманской области на деньги Германии построен в Сайда-Губе. После выдержки трехотсечные блоки поднимают из воды на берег с помощью плавучего дока «Сакура», и на стапелях отрезают «лишние» боковые блоки, приваривают основание для размещения на суше.
Подъем трехотсечного блока на стапель для дальнейшей разделки
Затем блок перемещают в цех по очистке и окраске, тоже поставленный японцами. Реакторный отсек очищают от ракушки и ржавчины, покрывают тремя слоями специальной защитной краски.
Цех очистки и покраски. Фото: Шкодин Вадим, РИА PrimaMedia
Далее отсеки размещают на специальной открытой площадке ПДХРО, где они проведут около 70 лет для снижения активности. По истечении этого срока можно будет приступать к разборке блока и утилизации реакторов.
С 2014 года реакторные отсеки размещают в пункте долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХРО) на суше. Фото: Фото: Хитров Александр, РИА PrimaMedia
Сейчас в ПДХРО размещено на хранение 43 одноотсечных реакторных блока АПЛ. Кроме реакторных блоков АПЛ, на площадке размещены и блоки-упаковки судов атомного технологического обслуживания и реакторные отсеки корабля радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал» — самого крупного надводного корабля с атомной силовой установкой, построенного в СССР. Ныне списан и находится на утилизации.
ССВ-33 «Урал». Источник фото.
Вторая промплощадка Фокино находится на 5 км южнее, на мысе Наумова в бухте Сысоева. Здесь происходила выгрузка ОЯТ АПЛ, его хранение перед отправкой на переработку, а так же хранилища других радиоактивных отходов — как жидких, так и твердых, образующихся при обслуживании АПЛ. Коме того, тут же хранится изъятый радиоактивный грунт от ликвидации последствий аварии 1985 года в бухте Чажма.
С 2001 года на площадке было отсортировано, уложено в контейнеры и размещено на временное хранение более 12,5 тыс. куб. метров ТРО, принятых от ВМФ. Выполнена реабилитация 16,5 тысяч квадратных метров территорий, загрязненных радиоактивными веществами — вся территория бывшей береговой технической базы.
Кроме того, как в главном центре обращения с РАО на Дальнем Востоке, в бухте Сысоева размещено временное хранилище радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов), где собраны со всего региона и с Восточной части Северного морского пути 157 РИТЭГов — автономных источников питания объектов ВМФ, метеостанций и навигационного оборудования.
РИТЭГи во временном хранилище в бухте СысоеваИсточник.
Так же на площадке в 2004 году создан комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов (ЖРО).
Комплекс переработки жидких радиоактивных отходов в бухте Сысоева на основе ионоселективной сорбции. Еще фото и его описание по ссылке
3. Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае
Большинство хранилищ РАО в Фокино, построенных еще в советское время, уже заполнены и их качество оставляет желать лучшего.
Инфраструктура хранилищ РАО в Фокино. Источник.
Поэтому именно на мысе Наумова в бухте Сысоева уже с 2018 года начато строительство Регионального центра РАО (тендер на 589 млн рублей выиграл АО «Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное НПО «Элерон»»») вокруг которого сейчас разгорелись страсти и возникла петиция.
Рендер строящегося Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае из ролика «РосРАО».
При этом проект Регионального центра РАО, прошёл общественное обсуждение, слушания состоялись в марте 2017 года. Согласно материалам слушаний (материалы ОВОС), планируется построить новые хранилища: хранилище кондиционированных РАО полезным объемом 500 куб. м (400 куб. м. для низкоактивных отходов (НАО), 70 куб. м для среднеактивных отходов (САО) и 30 куб. м для высокоактивных отходов (ВАО); пункт хранения очень низкоактивных радиоактивных отходов (ОНАО), объёмом 1000 кубометров с возможностью расширения до 4000 кубометров; а также в перспективе ещё два пункта хранения ОНАО, объёмом в 4000 и 800 кубометров.
Итого, максимальный объем РАО в новых хранилищах может достигнуть 8800 кубометров, из них Средне и высокоактивные — не более 100 кубометров.
Центр должен будет на современном технологическом уровне приводить РАО в безопасное состояние — снижать объем прессованием или переводом жидких отходов в твердые, и упаковывать в современные надежные контейнеры для РАО. Это и называется кондиционирование.
Установка прессования твердых РАО на аналогичном комплексе кондиционирования РАО в СЗЦ «СевРАО». Источник.
Кстати, поскольку утилизация АПЛ на Северном флоте, в СЗЦ «СевРАО», по ряду параметров идет быстрее чем на Тихоакеанском, и центр кондиционирования РАО там работает уже с 2017 года, журналистов из Приморья иногда возят туда чтобы показать как оно будет. Но люди все равно пугаются новостей и подписывают петиции.
Заявляется, что после переупаковки отходов, их вывезут из Приморья для окончательной утилизации в действующих и открывающихся пунктах захоронения Национального оператора по обращению с РАО. Это другая структура типа «РосРАО», но занимающаяся не обращением с отходами, а именно их финальным захоронением.
Но это пока неточно, поскольку хранилища Нацоператора, и те что пока только строятся (в Томске и на Маяке), и то единственное, что уже работает (В Новоуральске Свердловской области) довольно далеки от Приморья, к тому же рассчитаны они на средне и низкоактивные отходы 3-го и 4-го класса.
1-й и 2-й классы РАО — это наиболее активные отходы, под которые в новом Центре заложено хранилище объемом не более 100 м3.
Поэтому я бы не стал рассчитывать, что из Приморья вывезут все РАО с учетом их большого объема. Более вероятно, что действительно вывезут наиболее активные РАО, правда когда это случится сказать сложно, т.к. у Нацоператора пока нет хранилищ под 1-й и 2-й класс РАО. А тысячи отходов 3-го и 4-го класса скорее всего так и останутся в Фокино.
Но я бы на месте приморцев не переживал об этом, поскольку все равно пока на Тихоокеанском флоте будут атомные подводные лодки, там будут образовываться РАО и с ними будут работать в Фокино.
4. Ну а причем тут Япония? И будут ли ввозиться их отходы?
Работы по ликвидации ядерного наследия ВМФ идут при активном участии не только России, которая чистит свою территорию, но и других государств. И это понятно. Ведь с распадом СССР и окончанием холодной войны потеря контроля и деградация уровней защиты военных объектов несет угрозу всему миру.
Любая авария на ядерном объекте или АПЛ отстоя (а их России досталось от СССР около 200), утечка с хранилища РАО или ЖРО грозит экологической катастрофой если не для всего мирового океана, то для ближайших соседей точно. Поэтому совершенно нормально, развитые страны готовы помогать вкладываться в устранении угроз, оставшихся от холодной войны. Ну и к тому же это дает возможность инспекций потраченных средств, что важно в ситуации постепенного контролируемого разоружения.
Поэтому в далеком по современным политическим реалиям 2002 году лидеры «Большой восьмерки» учредили Глобальное партнерство против распространения оружия массового уничтожения и связанных с ним материалов. Лидеры России, США, Великобритании, Канады, Японии, Германии, Италии, Франции договорились в течение 10 лет выделить на эти цели около 20 млрд. евро. Позже к Глобальному партнерству примкнули еще два десятка стран. Подробнее об участниках, их вкладах и тратах можно почитать на сайте МИД.
Саммит G8 27 июня 2002 г. в г. Кананаскисе, Канада.
В итоге Россия к 2014 году получила примерно по 2 млрд долларов на химразоружение и на утилизацию АПЛ, параллельно в рамках федеральных целевых программ (Например, таких как «Промышленная утилизация вооружения и военной техники ядерного комплекса на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» и «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ЯРБ-1), а затем и ФЦП ЯРБ-2) вложив еще столько же самостоятельно.
В строительство конкретных объектов для ликвидации наследия Северного флота в Мурманской и Архангельской областях помимо России в рамках межправительственных соглашений существенно вкладывались Германия, Италия, Франция, а так же соседние с тем регионом скандинавские страны.
География работ и финансовые доноры в рамках Глобального партнерства на территории РФ. Источник.
В устранение угроз ядерного наследия на Дальнем Востоке по понятным причинам больше вкладывалась Япония, Канада и США. Причем, Япония делала это еще до создания большого Глобального партнерства, помогая ликвидировать ядерное наследие в странах бывшего СССР — России, Украине, Белоруссии. Весь список профинансированных Японией работ можно посмотреть тут. Конкретно для Дальнего Востока и Приморья Япония поставила следующее:
1. 1994-2001. На японские деньги (около $45 млн.) на наших верфях был построен плавучий комплекс для переработки жидких радиоактивных отходов «Сузуран» (в переводе с японского – «Ландыш»). Япония была особенно заинтересована в нем, чтобы предотвратить сброс радиоактивных отходов в Японское море. Увы, но до начала 1990-х практика сброса ЖРО «под винт» была совершенно нормальной для нашего атомного флота. Ландыш позволил предотвратить такой сброс и переполнение хранилища ЖРО.
«Сузуран» («Ландыш»). Источник фото.
2. 2003-2009 Япония, с небольшим вкладом Австралии, Южной Кореи и Новой Зеландии выделила $65 млн., частично профинансировала утилизацию 6 АПЛ.
3. 2010-2012. Япония выделяет (около $55 млн) на оборудование пункта долговременного хранения реакторных отсеков АПЛ в бухте Разбойник: строительство и передачу России плавучего дока «Сакура», двух портальных кранов грузоподъемностью 10 и 32 тонны и буксира «Сумирэ».
Плавдок «Сакура» позволяет поднимать на берег не только отсеки АПЛ но и утилизировать суда атомно-технического обслуживания. Источник.
4. 2013-2014. За 7 млн долларов строительство цеха очистки и покраски реакторных отсеков, показанный выше
А сейчас Япония собирается выделить около 18 млн. долларов (1,16 млрд рублей) на закупку оборудования для Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае (источник)
5. Вместо заключения
— Никакого ядерного могильника Японии в Приморье не планируется. Вернее, будет радиоактивное хранилище и центр обращения с нашими собственными РАО.
— никакие РАО из-за границы ввозиться в Приморье не будут. Еще и потому, что это запрещено нашим законодательством о защите окружающей среды. Хотя там есть исключения в части ОТВС, но это отдельная история и объекта в Приморье не касается.
— РАО в Приморье могут свозиться из других регионов РФ — из мест дислокации АПЛ Тихоокеанского флота, но в целях их утилизации и в целом — улучшения экологической обстановки в стране. Пока у нас есть АПЛ — будут и РАО.
— Японцы молодцы, как и другие члены Глобального партнерства. Хорошо что существуют такие международные проекты.
— Росатом и Россия тоже молодцы, т.к. сделали большую часть работы на наши с вами бюджетные деньги в рамках федеральных целевых программ. Нас, конечно, не особо спрашивали, но все же эти деньги потрачены не зря.
Источник: engineering-ru.livejournal.com