Как спасти людей с подводной лодки

На российской атомной подлодке случилась крупнейшая катастрофа со времен «Курска». Во время ходовых испытаний в Японском море на подводной лодке «Нерпа» по неизвестным пока причинам сработала система пожаротушения. В результате трое военных моряков и 17 гражданских специалистов погибли от отравления фреоном – это очень ядовитый газ, который вытесняет кислород, чтобы остановить пожар. Люди при этом должны надевать специальные противогазы, чтобы не отравиться. Почему люди с «Нерпы» не успели надеть персональное дыхательное устройство (ПДУ) – предстоит выяснить следствию.

Трагедия случилась 8 ноября около 20:30 по местному времени (13:30 мск). Еще 21 человек пострадал и были эвакуированы во Владивосток и помещены в военный госпиталь. Их жизни вне опасности. Всего в подлодке находились 208 человек, из них 127 гражданских специалистов – инженеров и рабочих Амурского судостроительного завода (АСЗ) и дальневосточного завода «Восток» (Большекаменский филиал АСЗ).

Лодка вернулась на базу в Приморье. Командование Военно-морского флота России заявило, что силовая установка лодки при инциденте не пострадала и радиационный фон в норме. Сама лодка в целом также в исправности. «Бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в ходе испытаний», – сказал главком ВМФ России Владимир Высоцкой.

СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА. «КУРСК» | Почему погибли 118 человек и можно ли было их спасти?

Субмарина «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б», по классификации НАТО «Акула») была построена на «Амурском судостроительном заводе» в Комсомольске-на-Амуре. Подлодка была заложена еще в 1991 году, затем работы заморозили из-за недостатка средств. В рамках подписанного в 2004 году российско-индийского соглашения она предназначена для передачи в лизинг военно-морским силам Индии за $650 млн. В индийском флоте лодке уже присвоено название «Чакра». Этой зимой индийский экипаж должен был прибыть на Дальний Восток и начать обучение на самом корабле.

Подводников убил ЛОХ

Система пожаротушения под названием ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) работает на подлодках уже около 30 лет. Однако, как рассказал «Интерфаксу» председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Кудрин, «некоторое время назад эта система была модифицирована». «То есть была внедрена автоматическая система подачи фреона, которая реагировала на задымленность в отсеке или повышение температуры сверх установленной отметки».

Он отметил, что случаи автоматического включения системы в прошлом уже были, поэтому «некоторые командиры, выходя в море, отключают автоматику, переходя только на ручную систему».

По мнению Кудрина, причина трагедии может заключаться в том, что гражданские на подлодке – а именно среди них большинство погибших – оказались попросту не готовы к чрезвычайной ситуации. Отметим, что в СМИ также звучала версия, что гражданские лица попросту не были снабжены портативными дыхательными аппаратами.

«На корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено» – рассказывал потом на пресс-конференции губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. По словам Ишаева, автоматическая система пожаротушения, которая была смонтирована на лодке, еще нигде не применялась. Ранее на подводных лодках система пожаротушения выводилась на пульт дежурной смены, решение о ее запуске принималось человеком. Губернатор заявил, что полностью автоматические системы не должны применяться там, где есть опасность для жизни людей.

Почему не смогли спасти «Курск»?

При этом губернатор высказал мнение, что этот инцидент не повлияет на репутацию Амурского судостроительного завода. «Все задачи завод выполнил правильно. Систему сигнализации устанавливали и монтировали контрагенты завода, поэтому они должны решать вопрос об этой системе», – подчеркнул глава региона.

По факту аварии возбуждено уголовное дело по статье 352 УК РФ (нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия). Расследованием случившегося занялась специальная комиссия. 11 ноября в Приморском крае объявлено днем траура. В соответствии с распоряжением губернатора, в этот день на территории края будут приспущены государственные флаги и отменены все развлекательные мероприятия.

С 1992 года на атомных подводных лодках российского флота произошло восемь ЧП с человеческими жертвами. Самая страшная трагедия случилась в августе 2000 года, когда погибли все 118 членов экипажа подлодки «Курск», затонувшей в ходе учений Северного флота в Баренцевом море. Причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.

Оставшихся в живых после взрыва подводников спасти не получилось. Спасателям удалось лишь извлечь из подлодки 12 мертвых тел. Впоследствии «Курск» был поднят на поверхность. В море остались тела лишь трех членов экипажа.

Редакция

Электронная почта: [email protected]

VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники

Источник: polit.ru

Индивидуальные средства спасения с подводных лодок ВМС стран НАТО ч.1 (2003)

Индивидуальные средства спасения подводников из аварийных подводных лодок (АвПЛ), лежащих на грунте и не имеющих возможности самостоятельно всплыть, являются наиболее старыми и распространенными спасательными средствами и находятся на снабжении подводных лодок ВМС всех стран мира. Еще до Первой мировой войны на английские ПЛ стало поступать спасательное снаряжение Хэлла-Риса, а на немецкие – спасательные аппараты Дрегера. Последние с небольшими конструктивными изменениями продолжали использоваться на немецких ПЛ до конца Второй мировой войны. Уже в ходе войны 1914–1918 годов было несколько случаев успешного применения спасательного снаряжения при выходе из АвПЛ.

В 1929 году американские ПЛ были оснащены спасательным аппаратом Момсена, а английские – DSEA конструкции Дэвиса. Аппараты Дрегера, Момсена и Дэвиса представляли собой изолирующие дыхательные аппараты (ИДА) регенеративного действия с замкнутой схемой дыхания. Дыхание в них осуществлялось за счет запаса сжатого кислорода. При выдохе дыхательная смесь очищалась от углекислого газа, проходя через патрон с поглотительным веществом, насыщалась кислородом и снова использовалась для дыхания. Только в английском и немецком ИДА кислород подавался в резиновый дыхательный мешок из небольшого баллона, а в американском он отсутствовал, и подводник наполнял мешок кислородом перед выходом на поверхность из раздаточной системы ПЛ, смонтированной рядом с аварийно-спасательным люком.

Эти ИДА также успешно применялись подводниками до и в ходе Второй мировой войны.

В настоящее время в ВМС стран НАТО используются следующие типы индивидуального спасательного снаряжения подводников (ИССП):
– типа SEIS Mk 8 (Submarine Escape and Immersion Suit) производства английской фирмы «Бофорт эйр-си эквипмент» (Beaufort Air-Sea Equipment Ltd.»), которыми оснащаются ПЛ ВМС Канады, Италии, Нидерландов, Норвегии (ПЛ типа «Коббен»).
– типа SEIE Mk 10 (Submarine Escape and Immersion Equipment) той же английской компании – на ПЛ ВМС Великобритании и Норвегии (ПЛ типа «Ула»).
– типа SPES (Submarine Personnel Escape System) Mk 10 немецкой фирмы «bfa See- und Luftausrustung» – на ПЛ ВМС Германии и Дании.
– типа Steinke Hood американского производства – на ПЛ ВМС США, Турции и Испании.
– типа URK 80 немецкой фирмы «bfa See- und Luftausrustung» – на ПЛ ВМС Греции.
Польская ПЛ проекта 877Э оснащается ИССП российского производства типа ИСП-60.

ИССП типа SEIS Mk 8 является самым распространенным в мире. Оно было принято на снабжение ВМС 22 стран. В июле 1987 года группа английских, норвежских и шведских подводников провела испытания этого снаряжения в г. Бьорнфьорд (Норвегия), в ходе которых было осуществлено несколько последовательных выходов из аварийно-спасательного люка (АСЛ) ДЭПЛ ВМС Великобритании «Отус».

Испытания начались с глубины 30 м. На глубине 90 м часть их участников не смогла продолжить эксперимент. Только два человека осуществили выход с глубины 183 м.

В настоящее время спасательное снаряжение, используемое на ПЛ ВМС Канады, США и Италии, заменяется более современным типа SEIE Mk 10, которым уже оснащены ПЛ флотов десяти стран.

В частности, в 2000 году после двухлетних оценочных испытаний командование ВМС США заключило с английской фирмой контракт на поставку 12 тыс. комплектов этого снаряжения. К 2007 году они должны полностью заменить находящиеся с 1963-го на снабжении подводных лодок американских военно-морских сил ИССП типа Steinke Hood. В целом при стоимости одного комплекта снаряжения 1 800 долларов командование ВМС США планирует израсходовать около 70 млн на программу переоснащения своих ПЛ этим спасательным снаряжением, включая затраты на переоборудование АСЛ всех ПЛ для его применения и переподготовку подводников.

Другим распространенным спасательным снаряжением является ИССП типа SPES различных модификаций. Кроме ВМС Германии и Дании оно состоит на снабжении и ряда других стран, в том числе поставляется для ВМС государств, приобретающих ПЛ немецкого производства. Конструктивно оно во многом похоже на английское ИССП.

Читайте также:  Лодка дмк 310 характеристики

Несмотря на разнообразие типов спасательных средств, используемых в ВМС стран НАТО, по своему принципу действия все они одинаковы (кроме российского ИСП-60): самостоятельный выход подводников из АвПЛ осуществляется вместе с воздушным пузырем методом свободного всплытия. Кроме того, у них отсутствует изолирующий дыхательный аппарат. Для дыхания при всплытии подводник использует воздушный пузырь, сохраняющийся под фартуком гидрокомбинезона (ИССП типов SEIS Mk 8, SEIE Mk 10, SPES), внутри куртки (типа URK 80) или капюшона (типа Steinke Hood) в течение всего процесса всплытия. По мере всплытия воздушный пузырь расширяется и его излишки автоматически стравливаются в воду через незакрываемую нижнюю часть фартука или травяще-предохранительный клапан, как в американском ИССП. Кроме того, воздушный пузырь является дополнительной силой, выталкивающей подводника на поверхность и придающей ему в процессе всплытия вертикальное положение.

Согласно существующим наставлениям и руководствам в ВМС стран НАТО все вышеназванные типы ИССП могут относительно безопасно применяться при условии, что давление внутри отсека АвПЛ не превышает 1,7 ата (абсолютная атмосфера), а параметры воздуха нормальные.

Термин «относительно безопасно», по мнению иностранных специалистов, означает, что не более 5–10 проц. всплывших на поверхность подводников могут получить декомпрессионную болезнь.

Наиболее современными и совершенными являются английское спасательное снаряжение типа SEIE Mk 10 и немецкое типа SPES Mk 10 HB.

Индивидуальное спасательное снаряжение подводника типа SEIE Mk 10.

Спасательное снаряжение SEIE Mk 10 начало разрабатываться в 1989 году с учетом опыта эксплуатации ИССП типа SEIS Mk 8 и результатов операции по спасению подводников советской АПЛ «Комсомолец», когда большая часть экипажа погибла после эвакуации из ПЛ в воду в результате переохлаждения. Оно было принято на снабжение подводных лодок английских ВМС в 1994 году.

ИССП типа SEIE Mk 10 является индивидуальным спасательным средством подводника, предназначенным для обеспечения самостоятельного спасения членов экипажа из отсеков-убежищ АвПЛ, лежащей на грунте, методом свободного всплытия с глубины до 183 м. 1

Это снаряжение может применяться при осуществлении выхода из АвПЛ двумя способами: шлюзованием в АСЛ; затоплением отсека АвПЛ с выходом через входной люк, оборудованный опускаемым тубусом или АСЛ (если шлюзование в нем невозможно). Кроме того, оно может использоваться подводниками при эвакуации из АвПЛ, находящейся в надводном положении, в воду.

Основным отличием этого средства от SEIS Mk 8 заключается в том, что в комплект Mk 10 входит индивидуальный спасательный плот с закрывающимся тентом, на котором размещается подводник после всплытия на поверхность. То, что после всплытия на поверхность он полностью изолируется от воды, дало возможность разработчикам нового снаряжения выполнить гидрокомбинезон из однослойной ткани. Это, а также применение новых материалов позволило уменьшить массу и размеры SEIE по сравнению с предыдущей моделью.

ИССП Mk 10 прошло морские испытания на глубинах 20, 45 и 90 м, а также в лабораторных условиях с использованием гидрорекомпрессионного комплекса под давлением, соответствующим глубине 200 м.

В состав снаряжения SEIE Mk 10 входит: гидрокомбинезон, утеплитель и индивидуальный спасательный плот.

Гидрокомбинезон изготавливается из прочной синтетической ткани ярко-оранжевого цвета и застегивается на расположенную спереди герметичную молнию. Верхняя часть костюма заканчивается мягким обтюрирующим полушлемом из неопрена с наушниками, имеющими отверстия для облегчения выравнивания давления в полости среднего уха при поднятии давления в шахте АСЛ или затоплении отсека ПЛ и при всплытии. С этой же целью к поводку герметичной молнии на коротком шнуре крепится носовой зажим, который подводник одевает перед выходом из ПЛ. В области затылка полушлем покрыт прозрачной тканью. Спереди комбинезон закрывается фартуком на молнии с прозрачной лицевой частью, образуя подобие капюшона с открытой нижней частью.

Для изоляции кистей рук от воды в манжеты рукавов вклеены перчатки. В левый рукав гидрокомбинезона вмонтирован шланг с невозвратным клапаном, наконечник которого окрашен в желтый цвет.

С помощью его подводник производит наддув гидрокомбинезона через блок подачи сжатого воздуха (БПВ) в шахте АСЛ или в отсеке перед выходом из ПЛ и поддув его ртом после всплытия на поверхность для обеспечения большей положительной плавучести.

В области груди справа и слева от герметичной молнии гидрокомбинезона смонтированы два травящепредохранительных клапана, предназначенных для поддержания определенного избыточного давления в подкомбинезонном пространстве и автоматического сброса избытка давления в подфартучный воздушный пузырь в процессе всплытия. После всплытия на поверхность сброс избытка подкомбинезонного давления подводник может производить через эти клапаны вручную или закрыв их.

Все гидрокомбинезоны выпускаются одного размера и для подгонки по росту имеют подвязки в области лодыжек.

Утеплитель, являющийся средством пассивной теплозащиты, представляет собой цельноскроенный комбинезон без головного обтюратора с передней застежкой-молнией, который надевается поверх одежды подводника.

Утеплитель изготавливается из легкой синтетической ткани ярко-желтого цвета, обладающей хорошими теплозащитными свойствами. Для вентиляции и доступа к карманам одежды сбоку на бедрах утеплителя имеются два выреза. В области лодыжек нашиты подвязки для подгонки по росту. Он также может использоваться членами экипажа для теплозащиты в процессе ожидания прибытия спасателей внутри отсека АвПЛ.

Все утеплители, как и гидрокомбинезоны, выпускаются одного размера.

Индивидуальный спасательный плот предназначен для создания более комфортных условий ожидания подводником прибытия спасателей и изоляции его от воды. Плот размещается в чехле (30,5×22,8×7,6 см) на внешней стороне левого бедра гидрокомбинезона и крепится к нему быстросъемной клейкой лентой.

Для приведения в рабочее положение плот оснащен системой автоматического газонаполнения с баллончиком сжатого воздуха, которая приводится в действие подводником. При изготовлении на предприятии плот крепится к спасательному гидрокомбинезону соединительным звеном, чтобы избежать его потери при приведении в рабочее положение.

В передней части внутри плота расположено надуваемое сиденье, а также имеются шланги с невозвратными клапанами для дополнительного поддува плота и сиденья ртом. Днище плота двойное, оно представляет собой отдельный надуваемый отсек. Для этой цели в средней части внутри плота имеется жгутуемый аппендикс. Надувание днища позволяет повысить теплозащитные свойства плота путем создания воздушной прослойки между стенками днища.

Для защиты находящегося на плоту подводника от ветра и брызг он оборудован несъемным тентом, закрывающимся на молнию, с прозрачной пленкой в передней части. По бокам, спереди и в головной части тента нашиты полоски из световозвращающего материала. По бортам надувных баллонов нашиты ленты из прочной ткани, предназначенные для буксировки плота или подъема его из воды.

Кроме того, плот комплектуется соединительным звеном с карабином для скрепления с другим плотом, а для обозначения своего местонахождения ночью – световым устройством поплавкового типа с лампой и батареей, активирующейся от воды. Время непрерывной работы батареи около 24 ч. Световое устройство крепится к плоту соединительным звеном длиной около 1,5 м.

Весь комплект спасательного снаряжения укладывается и хранится в герметично закрываемом чехле из синтетического, водонепроницаемого и негорючего материала красного цвета размером (с уложенным снаряжением) 35×33×19 см. Общая масса комплекта с чехлом около 7 кг. Для удобства переноски чехол имеет матерчатую ручку. Закрывается он с помощью клапана на липкой ленте. Для быстрого извлечения снаряжения из чехла в его нижней части и по бокам вшита молния (примерно на 2/3 периметра), закрываемая при хранении быстросъемной клейкой лентой.

Фирма-производитель гарантирует безотказную работу спасательного снаряжения при одноразовом практическом применении и соблюдении условий хранения и правил выхода из АвПЛ в течение не менее 12 лет. Периодически проводятся освидетельствования спасательного снаряжения на предмет наличия, сохранности и герметичности чехла, гидрокомбинезона и утеплителя без извлечения спасательного плота из чехла.

По желанию заказчика спасательное снаряжение SEIE Mk 10 может дополнительно комплектоваться:
– Автономной резервной системой наддува спасательного гидрокомбинезона.

В гидрокомбинезон с правой стороны выше пояса монтируется невозвратный клапан с ниппелем с резьбой, к которому накидной гайкой крепится штуцер баллона со сжатым воздухом. Баллон размещается в специально приклеенном кармане запорным вентилем вниз. Автономная резервная система наддува применяется, если на ПЛ отсутствует (или невозможно использовать) стационарный БПВ.
– Поясными и ножными регулирующими тесьмами. Они необходимы для того, чтобы более плотно подогнать гидрокомбинезон к туловищу и ногам подводника, обеспечивая удобное перемещение в спасательном снаряжении, а также чтобы уменьшить вероятность зацепления костюмом за выступающие части и механизмы ПЛ при движении подводника внутри корпуса лодки перед занятием исходного положения перед выходом и при выходе из лодки.
– Металлическими полукольцами с высокопрочной лентой. Они предназначаются для крепления за карабин спускоподъемного устройства при подъеме подводника из воды, например лебедки спасательного вертолета.
– Карманом на внутренней части голени. Он закрывается липкой лентой и может использоваться подводником для хранения необходимых ему лекарств, продуктов неприкосновенного запаса в виде таблеток, небольшой фляжки с водой и других мелких предметов.

Читайте также:  Лодка турист 3 инструкция

Кроме того, может проводиться вакуумирование уложенного в чехол спасательного плота с целью уменьшения его объема и массы.

Индивидуальное спасательное снаряжение подводника типа SPES.

Немецкое ИССП типа SPES Mk 10 HB обеспечивает спасение членов экипажа ПЛ методом свободного всплытия с глубины до 240 м 2 теми же способами, что и английское. Основными конструктивными отличиями немецкого снаряжения от английского являются следующие:
– Молния на фартуке немецкого гидрокомбинезона расположена вертикально, а не по диагонали, как у английского.
– Вместо перчаток вшиты трехпалые рукавицы.
– Травяще-предохранительные клапаны на гидрокомбинезоне для закрытия после всплытия снабжены пусковой лентой, исключающей случайное закрытие клапана при подготовке и в ходе всплытия.
– Тент плота, выполненный из двухслойной ткани, наполняется воздухом самим подводником с помощью ручной помпы или ртом через шланги с невозвратными клапанами. Это сделано для уменьшения теплопотери находящегося на плоту подводника. Кроме того, по бокам и в ногах, в нижней части плота, нашиты специальные надувные стабилизирующие камеры для повышения остойчивости плота при сильном волнении, а в верхней части тента смонтирована активирующаяся от воды аварийно-сигнальная лампа.
– На спасательном гидрокомбинезоне нашиты ленты из световозвращающего материала.

Обозначения Н и В означают, что ИССП снабжено шлангом с невозвратным клапаном в левом рукаве и автономной системой наддува спасательного гидрокомбинезона соответственно. По желанию заказчика возможна установка одного из этих устройств.

ИССП типа SPES Mk 10 HB полностью взаимозаменяемо с английским спасательным снаряжением типа SEIE Mk 10.

Другими, более ранними моделями средств спасения типа SPES являются Mk 2 и Mk 3 (последними все еще снабжаются ПЛ ВМС Германии). Они представляют собой двухслойный спасательный гидрокомбинезон с капюшоном, снабженный шлангом с невозвратным клапаном в левом рукаве и автономной системой наддува. После всплытия на поверхность подводник надувает межслойное пространство гидрокомбинезона путем выдергивания предохранительной чеки из двух пальчиковых баллонов с углекислым газом. Эти ИССП комплектуются свистком для подачи сигналов и активирующейся от воды аварийно-сигнальной лампой. Они полностью взаимозаменяемы с английским спасательным снаряжением типа SEIS Mk 8.

ИССП типа SPES укладывается в чехол размером 32×35,5×18 см. В зависимости от комплектации оно имеет массу 4–6 кг.

Фирмой «bfa» могут быть также смонтированы дополнительные аксессуары на ИССП: карманы на рукавах, водооткачивающее устройство на ногах, регулирующая тесьма, пряжки для крепления аварийно-спасательного буя и другие.

Для снабжения ПЛ, действующих в районах с жарким климатом, фирмой «bfa» разработан ряд ИССП упрощенной конструкции: спасательные капюшоны типа Mk 4 и куртки (полукомбинезоны) типов Mk 5 и Mk 6 (с индивидуальным спасательным плотом). ИССП, которым оснащены ПЛ ВМС Греции, является модификацией Mk 5.

Кроме того, для улучшения условий ожидания прибытия спасателей всплывшими из АвПЛ подводниками фирмой созданы спасательные плоты типов URG и 250S вместимостью соответственно 20, 25 и 31 человек. Ими оснащены ПЛ ФРГ, Греции и Норвегии. Они также поступают на снабжение вновь строящихся подводных лодок. Ведутся работы над плотом вместимостью 35 человек.

Спасательные плоты крепятся в ограждении рубки в специальном прочном контейнере, сохраняющем герметичность и работоспособность во всем диапазоне рабочих глубин действия ПЛ. Контейнер прикреплен к корпусу лодки тросом (он же удерживает раскрывшийся плот) и отдается по команде из отсека ПЛ. При этом вводится в действие гидростат, установленный на контейнере. При приближении к поверхности гидростат инициирует пусковое устройство плота.

Контейнер раскрывается, и начинается надувание плота. Для удобства занятия того подводниками он снабжен надувным трапом.

1 При этом время экспозиции в АСЛ на предельной глубине не должно превышать 4 с, а скорость повышения давления в АСЛ должна обеспечивать его удвоение каждые 4 с. Скорость всплытия 2,75 м/с.

2 Результат лабораторных испытаний с использованием гидрорекомпрессионного комплекса. Практическими морскими испытаниями данная глубина не подтверждалась. Прим. автора.

Смотри по теме:

  • Индивидуальные средства спасения с подводных лодок ВМС стран НАТО ч.2 (2003)
  • Операция «Воздушное патрулирование» ОВВС НАТО в Европе (2013)
  • Система научно-исследовательских и учебно-образовательных учреждений НАТО (2013)
  • Интегрированная система противоракетной обороны в Европе (2013)
  • Роль НАТО в современном мире (2013)
  • О новой политике партнёрства НАТО (2013)
  • Система планирования военного строительства НАТО (2012)
  • Основные мероприятия оперативной и боевой подготовки ВВС европейских стран НАТО в 2011 году (2012)
  • Основные направления реформирования НАТО (2012)
  • Коалиционная военная стратегия НАТО (2012)

Источник: factmil.com

Спасение людей на подлодке С-178: Подвиг Сергея Кубынина

Почему старпома Сергея Кубынина, спасшего подводников в 1981 году, до сих пор не наградили?

«КП» писала об этой истории: 21 октября 1981 года в Японском (Восточном) море была протаранена дизельная подводная лодка С-178. В нее врезалось рефрижераторное судно, которое вел пьяный капитан.

Лодка шла в надводном положении. Командир с несколькими офицерами и матросами находились на мостике. В темноте и тумане они не заметили рефрижератора, на котором не включили ходовые огни и который должен был пропустить лодку, не входя в залив.

Страшный удар в борт опрокинул субмарину. Всех, кто находился на мостике, выбросило за борт. Подлодка легла на грунт, глубина 33 метра, с огромной пробоиной в шестом отсеке. Матросы и мичманы в кормовых отсеках погибли сразу. А в первых двух остались несколько офицеров и два десятка матросов.

Их возглавил старший помощник командира капитан-лейтенант Сергей Кубынин.

— Мы затонули в считаные секунды,- вспоминает он. — Погас свет, отовсюду хлынула вода…

Кубынин вместе с инженером-механиком лодки капитаном-лейтенантом Валерием Зыбиным решил выпустить нескольких мичманов и матросов через трубу торпедного аппарата. Определили первую тройку, помогли надеть гидрокостюмы. Но на пришедшую на помощь подлодку «Ленок» перебраться удалось не всем. Хотя водолазы спасателя пытались перетащить к себе подводников, выходящих из С-178, люди в шоке не понимали, что им нужно делать, и стремились к поверхности океана. Да и на всех спасательных комплектов для выхода за борт не хватило.

Операция

Только на третьи сутки водолазы смогли передать на лодку недостающие комплекты. Кубынин и Зыбин стали выпускать узников затонувшей субмарины: по три человека влезали в трубу торпедного аппарата, потом её задраивали, впускали воду и открывали переднюю крышку.

Там, на выходе, попавших в смертельную ловушку моряков ожидали водолазы с подлодки «Ленок». Та отыскала застывшую на дне С-178 и легла неподалеку. К аварийной субмарине протянули трос, и по нему водолазы переводили в шлюзовую камеру лодки-спасателя выходивших из торпедного аппарата подводников. А оттуда — в барокамеру (только так после трех суток пребывания в подводном заточении можно было избежать кессонной болезни).

Самым последним, как и подобает командиру, покидал отсек старпом. Кубынин посветил фонарем и проверил, все ли вышли. Все. Теперь можно было затопить отсек полностью. С трудом прополз по трубе к открытой передней крышке. Выбрался на надстройку, огляделся: никого нет (у водолазов как раз была пересменка).

Решил добраться до рубки и там, на её верхотуре, выждать декомпрессионное время, а уж затем всплыть на поверхность. Но не вышло — потерял сознание. Поддутый гидрокостюм вынес его на поверхность как поплавок.

Берег

Кубынин пришел в себя в барокамере на судне «Жигули», которое также участвовало в спасательной операции. Врачи поставили диагноз: отравление углекислотой, отравление кислородом, разрыв легкого, обширная гематома, пневмоторакс, двусторонняя пневмония, переохлаждение…

Потом был госпиталь. В палату к Кубынину приходили матросы, офицеры, совсем незнакомые люди: пожимали руку, благодарили за стойкость, за выдержку, за спасенных матросов, дарили цветы, несли виноград, дыни, арбузы, мандарины. Это в советском, в октябрьском-то Владивостоке! Палату, где лежал Кубынин, прозвали в госпитале «цитрусовой»…

Впервые в мире из затонувшей подлодки сумели выйти более 20 человек. Впервые в мире подводники переходили под водой из одной субмарины в другую, а подводник, получивший столько профзаболеваний, сумел остаться в живых.

Читайте также:  Что такое альтернатор в лодке

Спасение людей на подлодке С-178: Подвиг Сергея Кубынина

1976 год. Курсанты военно-морского училища Константин Сиденко (слева) и Сергей Кубынин. Первому суждено было стать адмиралом. А второго после ЧП выжили с флота. Фото: Wikimedia Commons

«Вам на флоте делать нечего»

Более 25 лет подробности той катастрофы держали в секрете. Особисты конфисковали вахтенный журнал, медицинские карты — все документы, которые могли бы рассказать о подвиге моряков.

У каждого члена экипажа взяли подписку о неразглашении. Всех матросов и старшин лодки досрочно уволили — «по болезни». А офицеров и мичманов перевели на берег подальше от кораблей. Иначе как кадровой расправой это не назовешь.

А что же Кубынин? Военный прокурор предложил ему сдать командира, иначе «сам разделишь с ним нары». Кубынин командира не сдал, то есть не признал его виновным в катастрофе. Тем не менее командира осудили на 10 лет, а Кубынину дали понять, что на флоте ему больше делать нечего.

Однако все же нашлись адмиралы, которые вознамерились по справедливости воздать должное мужественному офицеру — пытались представить его к ордену Ленина. Но представление так и утонуло в сейфах управления кадров Военно-морского флота. Столичные кадровики намекнули борцам за справедливость: мол, какой ещё орден, если половина экипажа лодки погибла…

И, похоже, уже никого не интересовало, что вторая половина была спасена благодаря прежде всего Кубынину.

В борьбу за справедливость включился бывший Главком ВМФ, президент Союза моряков-подводников адмирал флота Владимир Чернавин. Писал письма в высокие инстанции и штабы, напоминал о подвиге старпома С-178, ходатайствовал о его награждении, вместе с другими адмиралами флота подписал наградной лист.

Чернавину отвечали: «В личном деле офицера отсутствуют документы, связанные с аварией на подводной лодке, и характеризующий материал о поведении и действиях С. М. Кубынина в экстремальной обстановке…» Наградной лист на присвоение звания Героя России Кубынину так и остался под сукном у чиновников…

Размышления

На мой взгляд, Сергей Кубынин совершил в своей жизни по меньшей мере три подвига. Первый — офицерский, когда он грамотно и самоотверженно действовал при спасении оставшихся в живых членов экипажа затонувшей подлодки. Еще никому не удалось повторить такое.

Второй подвиг — гражданский, когда спустя годы он сумел добиться, чтобы на Морском кладбище Владивостока был приведен в порядок заброшенный мемориал погибшим морякам С-178. Память о своих ребятах он увековечил. Наконец, третий — чисто человеческий подвиг: Кубынин взял на себя заботу об оставшихся в живых сослуживцах.

Им сегодня уже немало лет, а та смертельная переделка, в которую они попали более 30 лет назад, сказалась на здоровье самым сокрушительным образом. Бывшие матросы и старшины обращаются к нему как к своему пожизненному командиру, которому они верили тогда, у смертной черты, которому верят и сегодня, что только он и никто другой спасет их от бездушия и произвола военкоматских и медицинских чиновников. И он спасает их, пишет письма в высокие инстанции, хлопочет и… заставляет-таки государство делать то, что оно обязано делать.

Но капитан 1 ранга Кубынин на судьбу не в обиде. Сейчас он служит в МЧС. Как и прежде, спасает людей. Только дежурить в подземном бункере Южного округа Москвы становится год от года труднее — сказывается та давняя авария. Всех своих товарищей-подводников он помнит поименно. И тех, кто каждый год встречается с ним 21 октября у рубки С-178, установленной на Морском кладбище Владивостока, и тех, кого навсегда поглотила морская бездна…

Николай ЧЕРКАШИН, капитан 1 ранга запаса.

Спасение людей на подлодке С-178: Подвиг Сергея Кубынина

Сергей Кубынин продолжает служить — охраняет покой жителей столицы. Фото: Wikimedia Commons

ЗВОНОК ГЕРОЮ

«Чувствую вину за погибших»

Я нашел капитана 1 ранга в отставке Сергея Кубынина по телефону — в Москве его не было, он отдыхал в санатории на Черном море. Поговорили. Каперанг первым делом сообщил мне, что все годы после увольнения из армии не переставал «пахать», сейчас — «в одной из структур гражданской обороны столицы». Но о характере работы сказал скупо и неохотно, как бы стесняясь.

Я и не стал докапываться. Мне нужно было расспросить его о куда более важном.

— Сергей, после катастрофы твоей подлодки прошло почти 40 лет. О том, что ты спас тогда десятки людей, написана куча материалов. И во всех говорится, что о твоем награждении просили весьма сановитые люди. В погонах и без. Предлагали даже представить тебя к Герою России.

Почему же не срослось?

— Потому что вес просящих был невелик.

— Ничего себе невелик! За тебя же ходатайствовал сам бывший Главком ВМФ адмирал флота Чернавин! Были и другие крупные чины…

— И Чернавину, и другим в наградных управлениях отвечали одинаково: «В личном деле офицера Кубынина не представлены факты, подтверждающие его героизм»…

— Но ведь, насколько мне известно, тогдашний начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Голосов уже вскоре после трагедии представлял тебя к высокой госнаграде.

— Да, представлял. Но вскоре из моего личного дела убрали все, что касалось моих действий на затонувшей подлодке. Тут, видимо, сыграли роль слова тогдашнего Главкома ВМФ адмирала флота Горшкова. Он приехал в гарнизон, когда мы, оставшиеся в живых, находились ещё в барокамере и собрались выходить. Горшков сказал тогда: «Встречать цветами их не будем». И то был приговор…

— И все-таки ты вину свою как старпом лодки за её катастрофу, за гибель людей чувствуешь?

— Я чувствую её все 39 минувших лет. Каждый день, каждую секунду…

— И тем не менее многие флотские люди пишут и говорят, что в тех условиях ты все же совершил подвиг…

— Да, говорят и пишут. Но как только заходит разговор о представлении меня к награде, некоторые начинают давать задний ход. А иные даже попрекают тем, что я «выпрашиваю себе орден». Извините, мне неприятно говорить обо всем этом…

Я позвонил и вице-адмиралу в отставке Герою Советского Союза Рудольфу Голосову, тому самому, который ещё 39 лет назад представлял Кубынина к высокой госнаграде. И спросил его, не изменил ли он свое отношение к тому, что произошло с бывшим старпомом подлодки. Адмирал ответил немногословно:

— Я свою позицию не изменил. Кубынин, на мой взгляд, заслуживает ордена Мужества. Несмотря на все, что произошло в октябре 1981-го с ним и с подлодкой.

Такое же мнение в разговоре со мной высказал и председатель клуба подводников капитан 1 ранга в отставке Игорь Курдин.

Но было и такое мнение бывшего офицера Главного штаба ВМФ СССР, который 39 лет назад работал в составе комиссии, расследовавшей причины катастрофы (он просил не называть его имени): «Да, Кубынин проявил тогда героизм. Но в «окопе» собственного… разгильдяйства».

— Это вы о чем? — уточнил я.

— А о том, что старпом в день трагедии находился в рубке вместе с командиром лодки. И тоже обязан был нести ответственность за то, куда и как она идет в тумане.

— Этот ложь! В момент столкновения лодки с баржей я находился в кают-компании и вместе с корабельным старшиной Зыковым писал приказ по вахте после возвращения в базу. А командир был в рубке, — отвечает на это сам Кубынин.

И вот теперь я думаю о парадоксах того, что случилось с Кубыниным: подвиг при исправлении командирской ошибки? Ведь вину свою Кубынин с рыцарской офицерской прямотой признает. Но какую именно вину и за что? Сергей ответил мне так:

— Мне трудно это объяснить. Это душевная вина. Ведь командира уже нет, а получается, что теперь я несу перед родственниками ответственность за гибель корабля, за погибших членов экипажа…

И нет таких весов, на которых можно было бы измерить, какая часть этой вины лежит на нем, а какая — на командире. А вопрос о награде по-прежнему остается дискуссионным.

Обложка:21 октября 1981 года в Японском (Восточном) море была протаранена дизельная подводная лодка С-178. Фото: Андрей ЛУБЯНОВ/Wikimedia Commons

Источник: nstarikov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...