Подводную лодку я начал мастерить в сухопутной Рязани, где родился и вырос, а достроил уже в Санкт-Петербурге спустя 25 лет. На своем «Ките» я вдоль и поперек изучил Финский залив, Ладогу, озера в Ленинградской области, был арестован как диверсант, а сейчас готовлю сюрприз для финских пограничников.
В юности я увлекался авиацией и даже сварил из подручного материала в отцовском гараже каркас для автожира*. А еще хотел сделать махолет** со складывающимися крыльями, даже притащил детали с местного рязанского аэродрома, где стояли кукурузники Ан-2.
КСТАТИ * Автожир — винтокрылый летательный аппарат, но в отличие от вертолета подъемная сила в нем создается за счет авторотации несущего винта. ** Махолет поддерживается в полете за счет маховых движений плоскостей.
Но с автожиром и махолетом тогда не заладилось. К тому же я сбежал из дома, решив путешествовать по Сибири. Полтора месяца ездил в товарных вагонах. Меня, конечно, задержали и вернули домой.
Barotrauma — Гайд по редактору подводных лодок 1/2
Вот тогда и подумал: «Надо путешествовать скрытно. Как? А под водой! Но для этого нужна подводная лодка».
Как появился прототип подлодки
Первый вариант субмарины собрал, когда вернулся из армии. Устроился в пожарную часть, где был график сутки через трое. На работе чертил и кое-что вырезал, а в длинные выходные занимался строительством.
Этапы строительства первой подводной лодки, 1985 год
Четыре года мастерил тайком — сначала на даче, где оборудовал «сухой док», а потом перевез наполовину склеенный корпус домой.
Стеклопластик в то время найти было невозможно, поэтому через знакомых доставал стеклоткань и эпоксидную смолу и клеил корпус вручную. Детали по ночам точил на заводе, где работал мой приятель.
Двигателя не было, поэтому подвел к винтам обычный педальный механизм. Аппарат на ножной тяге: крутишь педали — винты вращаются. Установил балластную цистерну с ручным насосом для ее продувки при всплытии.
Я тогда думал: пусть будет сначала такая лодка, потом сделаю побольше, а там, глядишь, построю, как у капитана Немо.
Моря в Рязани нет, поэтому первые испытания провел на Оке. Тоже скрытно, чтобы гаишники не остановили. Подвозил лодку на двухосной тележке через поля к старому рукаву, там есть затон без течения.
Корпус лодки делал из стеклоткани и эпоксидной смолы
Хотел даже оставлять ее на дне, чтобы, когда потребуется, вытягивать на берег и загружаться. Но от идеи пришлось отказаться: субмарина, хоть и маленькая, все равно весила около тонны — за веревку со дна не вытянешь.
Делаем модель резиномоторной подводной лодки
1974 год Отец учит меня плавать. По чертежам из журнала «Моделист-конструктор» делает из 5 мм-й фанеры модель подводной лодки с резино-моторным двигателем. Идём на речку купаться и запускать. Лодка ныряла и уплывала на глубину. А отец подталкивал меня, чтобы я сам её доставал.
Я же пытался до неё доплыть. Отец конечно страховал…
1982 год
В доме пионеров на выставке детского творчества я увидел похожую модель лодки с резиновым мотором. Только она была сделана значительно симпатичней той, которую сделал мне отец. Сделал модель семиклассник, жаль фамилию не вспомню. Я тогда, видимо, от большого ума подумал, вот ребята ерундой занимаются. Роботов надо делать, а лодочки на резинке.
Настоящее время
Мелкая моторика развивает мозг, как утверждают отечественные учёные. Иногда я об этом вспоминаю, пытаюсь проверить это утверждение и начинаю выпиливать разные «игрушки». В этом дачном вспомнил про подводную лодку на резинке, которую видел в доме пионеров. В общем начал выпиливать на досуге. Сделать лодку из фанеры мне показалось слишком просто.
На даче по углям валялось много обрезком 20 мм-й доски. Такая доска позволяла сделать модель более менее объёмной. Искать чертежи в архиве «Моделиста-конструктора» я поленился. Профиль корпуса набросал сразу на обрезке доски.
Лобзиком вжик и заготовка корпуса готова.
Длина лодки — 40 см, высота корпуса — 9 см,
Рубка лодки выпилена и того же обрезка доcки.
Теперь много шлифовки, доводим форму корпуса и рубки до обтекаемой. Используем шлиф насадку для шуруповёрта. Сначала снимаем все лишнее крупной шкуркой с зерном Р40, потом шлифуем поверхность шкуркой с зерном Р80.
Рубка приклеена к корпусу эпоксидкой,
Рули глубины сделал из оцинковки толщиной 0,8 мм. Лобзиком выпилил заготовки.
Заготовки скруглены с помощью шлиф насадки и шуруповёрта. Просверлил отверстия под болты М6, на котором будут закреплены рули. Согнул в тисках.
Рули в сборе. Руль фиксируется на болте М6 длинной 60 мм гайкой, две гайки в центре закрепляют рули на корпусе.
Корпус лодки покрашен, Сначала покрыл корпус маслом, чтобы подчеркнуть текстуру дерева. Масло легло плохо. Не долго думая, развёл серебрянку. Добавил немного алюминиевой пудры в яхт-лак, как следует размешал и кистью покрасил корпус. Вроде краска ровно легла.
После высыхания краски просверлил отверстия для установки рулей глубины.
В передней части лодки просверлено отверстие. В него на циакрине вклеен крюк для резинки.
Для втулки под винт сгодилась латунная трубка с внутренним диаметром 2 мм.
Трубка припаяна к прямоугольнику из оцинковки.
Сам винт сделан из оцинковки толщиной 0,4 мм. На оцинковку приклеивается малярный скотч. На нём «рисуем» винт.
Вырезаем заготовку винта по эскизу. Придаем округлую форму используя шлиф насадку.
В центре винта просверлено отверстие диаметром 1.5 мм. Вал — стальная проволока диаметром 1,5 мм. Припаять сталь к оцинковке сложно, но можно. Нужен специальный флюс для пайки стали. Вроде как с помощью такого флюса припаял.
Первый винт сделал диаметром 6 см. В качестве подшипника скольжения использованы фрагменты крышек от пластиковых бутылок. Вал вставлен в втулку. Круглогубцами загнут крючок для резинки.
Втулка двумя шурупами прикручена под корпус. Снизу резиномотор защищён толстой медной проволокой, которая служит ещё и балластом.
Резинка натянута. Первое испытание было проведено в бочке для полива. Лодка легла на бок. Масса балласта была явно недостаточной.
На проволоку повесил свинцовую пластину. Вес определил на глаз. Лодка получилась симпатичной не стыдно поставить на полку. Для этого на скорую руку смастерил для неё подставку. Ещё был сделан запасной винт диаметром 9 см.
С новым балластом лодка замечательно встала на воду. Немного поэкспериментировал с шагом винта, выгибал лопасти под разными углами, заводил двигатель и смотрел, как лодка загребает винтом в бочке. Надо было выходить на большую воду, чтобы понять окончательно, как она поплывет.
Первые испытания на пруду показали, что пруд грязный и на резинке толщиной 3 мм, сложенной в двое лодка проплывает всего метра 4 не более и нырять отказывается. Резиновый моторчик я накручивал оборотов на 100-120. Когда же была установлена резинка сложенная в 4 раза – винт при заводе двигателя отломился.
После проведения судоремонтных работ на модель был установлен новый винт диаметром 9 см. Винт припаян так, что вал выходит за него на 8-10 мм. Вал зажимается в патрон шуруповёрта и двигатель заводиться значительно быстрее.
На грязный пруд идти не хотелось, в качестве испытательного полигона подошёл летний душ. Правда, для того, чтобы запустить модель приходилось лезть на стремянку.
На четырех резинках лодка очень резво поплыла и даже пыталась погрузиться. Но водоём был мелковат. PS: Лодка готова. Пойду истребитель запилю.
Как меня приняли за подводного диверсанта
В 1988 году я решил провести первое большое испытание и пройти от Усть-Ижоры до Невы, это примерно 25 километров.
Перевез лодку в Ленинград, отправился в переход по воде, но на полпути запутался в металлических сетях. Они стояли, чтобы задерживать топляк — затонувшие при сплаве бревна.
Пока искал катер, чтобы вытянуть подлодку, собравшиеся на берегу зеваки пожаловались куда надо. Из милиции новость о «подозрительном объекте» отправили в КГБ, и меня задержали.
Трое суток, пока шла проверка, я провел в КПЗ, а когда разобрались, чекисты посоветовали пойти учиться в мореходку.
Лодку конфисковали и отправили на хранение на «Адмиралтейские верфи». Там она и простояла несколько лет. Кстати, потом вернули ее в неплохом состоянии — не было только плафонов и набора инструментов из нержавейки.
Как я усовершенствовал подлодку
Сначала хотел просто отремонтировать субмарину, но потом решил ее полностью перестроить. Тем более что к тому времени уже оканчивал судостроительный институт.
Покоряю подводный мир Финского залива
Старый корпус я разрезал и удлинил, теперь лодка приняла сигарообразную форму. Вместо педалей появились три двигателя — два бензиновых по 80 лошадиных сил и один электрический, система подруливания, видеокамера и прожектор на днище и что-то вроде выдвижного перископа — это тоже видеокамера.
Сначала думал отремонтировать лодку, но потом решил все переделать
Расширил рубку, и теперь в лодке помещаются 2 человека.
Строил лодку в обыкновенном деревянном сарае в промзоне на окраине города. Вся эта эпопея со строительством — от первого педального варианта до нынешнего — затянулась почти на 25 лет.
Свою лодку строил четверть века
Как сделать подводную лодку своими руками в технике оригами
Для любителей складывать из бумаги в технике оригами предлагаем сделать своими руками небольшую субмарину с перископом и винтом в хвостовой части. Эта подводная лодка напоминает собой игрушечную модель. Собрать ее сложно, но возможно. Для этого берем квадратный лист цветной бумаги и складываем нашу модель по схеме, приведенной ниже.
Успехов Вам в изучении схемы и складывании субмарины.
Для создания такой поделки нам понадобятся следующие материалы:
- 3 картонные втулки (можно взять из рулонов туалетной бумаги либо изготовить самостоятельно).
- Салфетки.
- Соломинка для коктейля.
- Цветная бумага.
- Клей.
- Ножницы.
- Канцелярский нож.
Приступаем к работе.
- Первую втулку разворачиваем, обклеиваем ее лицевую сторону цветной бумагой (в нашем случае использовали оранжевую).
- Прорезаем в первой втулке 3 отверстия: два из них – поменьше — на одном уровне, третье отверстие – побольше, чуть ниже двух. Третье отверстие должно совпадать по диаметру с отверстием во второй втулке.
- Вторую втулку обклеиваем голубой бумагой. Вырезаем по центру круглое отверстие, совпадающее по диаметру с большим отверстием в первой втулке. Чтобы отверстия получились ровные, используем канцелярский нож.
- Вставляем вторую (голубую) втулку в первую — оранжевую. Совмещаем между собой большие прорези. У нас получился корпус подводной лодки.
- Далее в эту большую прорезь вставляем третью втулку, разрезанную пополам. Эта втулка будет выступать люком лодки. Фиксируем клеем во втулке соломинку для коктейля – перископ нашей субмарины.
- В голубой лист цветной бумаги заворачиваем салфетки. Формируем два свертка, толщина которых совпадает с диаметром корпуса лодки. Вырезаем из оранжевой бумаги хвост подлодки и приклеиваем его к одному из свертков.
- Вставляем свертки в корпус подводной лодки.
Наша субмарина готова!
Как называл и регистрировал подлодку
Я назвал лодку «Кит». При регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам обязательно требуется название. Кстати, в документах ГИМС моя субмарина значится как «гребное судно» — нет у них такой классификации, как подводная лодка.
Под водой в среднем провожу около часа и всплываю
А название все-таки не случайное. Наверное, потому что, как настоящий кит или кашалот, она может находиться под водой не больше двух часов. После этого надо всплывать, чтобы «подышать».
Я не рискую, всплываю уже через час. Поэтому, когда нахожусь на дне, постоянно поглядываю на часы.
Это в больших субмаринах есть система регенерации кислорода, а у меня сейчас, как и в первом варианте лодки, использованный при дыхании воздух выходит через специальный шланг — шноркель — наружу. Недавно поставил еще аварийные баллоны с кислородом — на всякий случай.
Совершенствовать конструкцию продолжаю до сих пор
Когда иду на ней, рыбаки изумляются и приветственно машут руками. А вот от больших судов стараюсь держаться подальше — могут по инерции раздавить. Как-то зашел в Неву, а мне навстречу баржа прет. Едва увернулся…
Источник: xeonix.ru
Модель подводной лодки «СОМЪ». Приказа на всплытие не будет
Михаил Пучков задумал свое творение давно и уже после армии собрал первую версию. Его самодельная подводная лодка имела корпус из стеклопластика, который в свою очередь пришлось сооружать вручную из добытых по знакомым стеклоткани и эпоксидной смолы, а в качестве двигателя выступал сам подводник.
59-летний Михаил Пучков — единственный в мире обладатель частной подводной лодки. На ее постройку мужчина потратил почти полжизни и пережил за это время уйму приключений: переехал из Рязани в Ленинград, угодил в КГБ, не раз оказывался совершенно один посреди открытого моря без связи и помощи, а в конце девяностых попал в программу «Взгляд», которую вел Сергей Бодров, и стал местной знаменитостью.
— Вы знаете, я в юности вообще-то больше самолеты любил, — смеется Пучков. Вместе с ним мы находимся в небольшой промзоне на юге Северной столицы. За синим забором из профлиста между складами прячется маленький деревянный сарайчик.
Самый обычный на вид — скажи нам кто, что в нем стоит самая настоящая подводная лодка, никогда бы не поверили. — Даже как-то, помнится, сварил из труб каркас для автожира. Благо, материала имелось в избытке: отец у меня был тем еще собирателем. Все тащил домой какие-то обрезки, рамы, детали.
Но с автожиром не заладилось, и на время Михаил свою мечту оставил. Вернуться к ней ему удалось только спустя несколько лет — причем при довольно драматических обстоятельствах.
Так выглядел первый вариант самодельной подлодки — еще без двигателей, на педальной тяге
— В 17 лет я сбежал из дома, — вспоминает наш герой. — Там было не все гладко, да к тому же хотелось попутешествовать по стране. Думал, доберусь до Сибири и устроюсь там охотником. Полтора месяца ехал на товарных поездах — тайком забирался в вагон и так от станции до станции. Но не сложилось: в какой-то момент меня поймали милиционеры и отправили домой, в Рязань.
И в тот момент у меня в голове крепко засела мысль о том, что свободно путешествовать не так-то просто. На самолете не полетаешь, на машине тоже особо не поездишь: всегда есть границы и люди, которые эти границы берегут. Да и вообще повышенное внимание — это плохо. Значит, нужно путешествовать скрытно. А как это лучше всего сделать?
Конечно, на подводной лодке!
Первый вариант своей персональной субмарины Михаил собрал после армии. Корпус склеил из стеклопластика (его в то время было не купить, поэтому приходилось доставать через знакомых эпоксидную смолу и стеклоткань и мастерить, что называется, вручную), к гребным винтам подвел простой педальный механизм. Крутишь педали — винты вращаются.
Подлодка способна погружаться на глубину в 10 метров. Хотя Пучков испытывал ее и на 20 метрах
— Все это я делал втайне, — продолжает наш собеседник. — Сначала работал на даче, потом уже наполовину склеенный корпус перевез домой и продолжил им заниматься на чердаке. Четыре года потратил. Точно так же втайне ото всех хотел погружаться: думал, буду оставлять лодку на дне Оки, а потом вытягивать лебедкой, забираться внутрь и погружаться.
Но оказалось, что это физически невозможно. Она хоть и была маленькой, весила около тонны. Попробуй, вытяни ее из воды руками!
«Дышит» «Кит» при помощи специального воздуховода. Воздуха с одного всплытия хватает на полтора часа подводных исследований
Как бы то ни было, в 1988 году Пучков решился на большую экспедицию и приехал в Ленинград, чтобы пройти от Усть-Ижоры до Невы. Но на полпути лодка угодила в металлические сети, которыми ловили сплавляемые по реке бревна. Пока «капитан» выбирался, пока искал катер, пока вытягивал субмарину, собравшиеся на берегу зеваки донесли о «подозрительном водном объекте» в милицию, а оттуда информация ушла в КГБ. Трое суток, пока «безопасники» устанавливали его личность, Михаил провел в камере предварительного заключения. Все могло закончиться плохо, но, по счастью, в комитете оценили его конструкторский талант и предложили отучиться в Ленинградском мореходном училище.
По словам Пучкова, самое красивое под водой — огромные леса из водорослей
— Подлодку, правда, у меня изъяли и отправили на стоянку на Адмиралтейские верфи, — вспоминает мужчина. — Там она простояла четыре года — аккурат до развала СССР. Потом мне удалось ее вернуть — причем в довольно неплохом состоянии, только плафоны и ремкомплект с гаечными ключами из нержавейки куда-то делись. Сначала я хотел ее просто отремонтировать, но потом решил полностью перестроить.
Так появился «Кит», сделавший Пучкова знаменитым. После модернизации лодка стала длиннее, а педальную тягу сменили три двигателя: два бензиновых и один электрический. Кроме того, у нее появились видеокамера под днищем, прожектор, а заодно и официальная регистрация в ГИМС.
Впрочем, поскольку рядовым гражданам иметь собственные субмарины вроде как не положено, в реестре она проходит как «лодка гребная», безо всяких дополнений. Единственное, что осталось неизменным — система подачи кислорода. Через каждые полтора часа «Кит» должен всплывать и делать «вдох» при помощи выведенного наружу воздуховода. Поэтому во время погружений Михаил всегда внимательно следит за часами: ошибешься, прозеваешь момент — и можешь остаться под водой навсегда.
Погружается лодка за счет специальных маневровых винтов — в нужный момент они разворачиваются вертикально и толкают ее на дно.
— Сколько мы с ней пережили — словами не передать, — признается конструктор. — Бывало, например, так, что во время испытаний отказывали двигатели. И я оставался один посреди моря. На помощь не позовешь, связи нет, спасения ждать неоткуда. Бывало, дрейфовал так сутки и даже больше. Хорошо, опыт приучил всегда брать с собой недельный запас провизии — даже если экспедиция планируется всего на несколько часов.
В другой раз Михаил на «Ките» попал в шторм. Подлодку вынесло на мель в районе Ольгино — неподалеку от того места, где сейчас стоит высотка Лахта-центра. Чтобы снова выйти в море, капитану пришлось руками перекидать с субмарины в экстренно арендованный катер почти весь балласт — шестьсот килограмм свинцовых брусков.
На первый взгляд в лодке тесновато, но на самом деле там с комфортом могут разместиться сразу два человека
За несколько лет Пучков исследовал дно Финского залива и Ладоги, погружался в озерах неподалеку от Петербурга, в Неве и на городских карьерах.
— В карьерах особенно красиво, — признается мужчина. — Там целые подводные леса из водорослей! Плывешь, а они колышутся под тобой. И солнце на них играет. На поверхности такого не увидишь.
О «Ките» общественность узнала, можно сказать, случайно. В конце девяностых Пучкова приметил Сергей Бодров, работавший в то время в программе «Взгляд», и снял про него отдельный сюжет. С тех пор интерес журналистов к конструктору и его подлодке то угасает, то снова появляется. Самого Михаила это не сильно радует: к известности он по-прежнему не стремится, работает главным инженером в компании, занимающей переработкой стекла, и своим удивительным хобби предпочитает заниматься тихо, без лишних свидетелей.
Сейчас «Кит» в основном стоит без дела: в недалеком будущем его ждет еще одна перестройка и новые подводные приключения
Правда, сейчас «Кит» стоит без дела. По словам Пучкова, от этой модификации он уже получил все, что хотел, и в недалеком будущем планирует перейти на новый этап: поставить двигатели помощнее, еще немного удлинить корпус и отправиться на Белое или Черное море. Навстречу новым подводным приключениям.
Как я усовершенствовал подлодку
Сначала хотел просто отремонтировать субмарину, но потом решил ее полностью перестроить. Тем более что к тому времени уже оканчивал судостроительный институт.
Покоряю подводный мир Финского залива
Старый корпус я разрезал и удлинил, теперь лодка приняла сигарообразную форму. Вместо педалей появились три двигателя — два бензиновых по 80 лошадиных сил и один электрический, система подруливания, видеокамера и прожектор на днище и что-то вроде выдвижного перископа — это тоже видеокамера.
Сначала думал отремонтировать лодку, но потом решил все переделать
Расширил рубку, и теперь в лодке помещаются 2 человека.
Строил лодку в обыкновенном деревянном сарае в промзоне на окраине города. Вся эта эпопея со строительством — от первого педального варианта до нынешнего — затянулась почти на 25 лет.
Свою лодку строил четверть века
Как называл и регистрировал подлодку
Я назвал лодку «Кит». При регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам обязательно требуется название. Кстати, в документах ГИМС моя субмарина значится как «гребное судно» — нет у них такой классификации, как подводная лодка.
Под водой в среднем провожу около часа и всплываю
А название все-таки не случайное. Наверное, потому что, как настоящий кит или кашалот, она может находиться под водой не больше двух часов. После этого надо всплывать, чтобы «подышать».
Я не рискую, всплываю уже через час. Поэтому, когда нахожусь на дне, постоянно поглядываю на часы.
Это в больших субмаринах есть система регенерации кислорода, а у меня сейчас, как и в первом варианте лодки, использованный при дыхании воздух выходит через специальный шланг — шноркель — наружу. Недавно поставил еще аварийные баллоны с кислородом — на всякий случай.
Совершенствовать конструкцию продолжаю до сих пор
Когда иду на ней, рыбаки изумляются и приветственно машут руками. А вот от больших судов стараюсь держаться подальше — могут по инерции раздавить. Как-то зашел в Неву, а мне навстречу баржа прет. Едва увернулся…
Источник: vr-land.ru
Модель подводной лодки на радиоуправлении своими руками
Из этих элементов мастер будет делать подводную лодку на радиоуправлении. Авторское видео канала Science Vetal внизу статьи.
Для этого нужно 2 долларовых насоса. Arduino uno. Nano. Джойстик. Два радиомодуля. Сервопривод. Драйвер двигателя. Аккумулятор на 7,4 вольта. Зарядное устройство для него.
Корпусом является бутылка на 375 миллилитров. Набрал воды, чтобы узнать ее вес.
Из закона Архимеда следует, что без воды, которая будет выталкиваться из емкости, должен равняться весу самой емкости. В представленном случае лодка. Она должна уметь плыть под толщей воды, не всплывая сампроизвольно. На поверхности не видно, полностью погружена в бассейн. Вес всей электроники с довеском для выравнивания 373 грамма.
Arduino UNO будет передатчиком, nano – приемником.
Все радиодетали продаются дешево в этом китайском магазине.
Выбираем параметры и нажимаем кнопку загрузить.
Теперь собираем пульт управления. Берем arduino и вставляем шилд. Затем nrf24 L01 вставляем в разъем. Пульты готов, осталось только подключить питание. Используется аккумулятор. Схема не представлена, в скетче приемника написано подключение. Какая электронная начинка будет на подводном корабле.
Все это нужно засунуть внутри подводной лодки.
Посмотрим, как работает изготовленное устройство. Сначала включаем всегда пульт управления. Зачем лодку. Подводный катер погружается на дно за счёт положения регулятора глубины. Он представляет из себя простую систему. Кусочек пластмассы, петля.
Крепеж. Проволочка, которая выходит на сервопривод и крепится внутри.
На этом этапе испытания показали, что лодка пока не совсем идеальная, она может плавать под водой, но нет поворотов. Мастеру это не очень нравится, он хочет заменить также корпус. Это будет в одном из следующих видео.
Есть статья о другом устройстве такого рода.
Yellow submarine.
Когда ПЛ уже не всплыть,
И только час на жизнь нам дан,
В отсеке тесном, так и быть,
Получитьнастоящую подводную лодку мне захотелось в классе 4-мна даче. Тогда отец сделал мне из фанеры резиномоторную подводную лодку, по чертежам из «Моделиста конструктора». Потом мы запускали ее на пляже.Лодка прикольно подныривала метров на 10 и глубину 0.5-1 м, а потом всплывала, когда заряд резинового аккумулятора заканчивался. До создания радиоуправляемой модели дело тогда не дошло. Да и не могло дойти из-за отсутствия в продаже систем радиоуправления.
Все модели подводных лодок, которые мне попадались последнее время не имели балластной цистерны и погружались только используя рули глубины. Все эти модели имели к тому же очень небольшое водоизмещение, мало что можно было на них погрузить. Когда в начале года я наткнулся на «Нептуна» от компании « Tanger Tiger », полнофункциональную модель с балластной цистерной и возможностью установки видеокамеры, то крепко задумался. Водоизмещение лодки было около 8 кг, т.е. На нее можно было повесить по моим предположениям нагрузкуболее 1 кг.
В общем капитан Немо отдыхает со своим электрическим «Наутилусом» по сравнению с «Нептуном», не было у него на лодке ни видеокамеры, ни радиоуправления.
Напрягалото, что лодка поставлялась в абсолютно разобранном на винтики виде, в прямом смысле этого выражения. К приобретению ееменя сподвиглостечение обстоятельств. Одна из причин — день рождение дочери, которой надоели самики. После последних запусков дочь заявила:
— Пап, а давай лучше какой-нибудь кораблик запустим?
Я ей естественно сказал :
Последний аттракцион был организован в отпуске, когда я как бы случайно подсунул заранее распечатанное описание и руководство по сборке ПЛ жене. Описание сборки лодки было очень подробным и на русском языке. Каждый шаг подробнейше расписывался в картинках, подробнее, чем в инструкции к «Лего». Жене описание понравилось и она даже выразила желание поучаствовать в сборке.
Говоритьсколько стоит «игрушка», я ей не стал. Сказал, что на уровне «Лего».
Набор я заказал еще до отпуска. Продавался он только в одном магазине с которым я не был знаком, сбить цену у меня не получилось. Пришлось обращаться в кассу взаимопомощи предприятия за очередным займом. В этот раз я удостоился чести увидеть живого менеджера из интернет-магазина, модель привез не курьер, аменеджер Дима.
Сначала я не придал значения тому, что коробку с моделью привезли на машине. Коробка благополучно пролежала весь отпуск на работе, к месту сборки я планировал доставить лодку сразу после отпуска.Читатель естественно озадачится вопросом :
— Ведь можно было купить после отпуска?
— Нет нельзя, тогда бы я все деньги потратил бы в отпуске и вообще ничего не купил.
По закону Мерфи, модель пришлось тащить на дачу на руках.Десять кг, довольно чувствительный вес, особенно, когда надо пробежать километра три, а теща продуктов заказала еще килограмм на 10. Чтобы максимально облегчить ручную кладь, мне пришлось ознакомиться с содержимым упаковки. Тяжелее всего весили две коробочки со свинцовым акком – она тянула под 1 кг и коробка с балластом – круглые железки, которые весили тоже под килограмм. Скинув эти комплектующие в сумку, нести коробку стало сразу приятней.
Все субботнее утро я потратил на медитацию с содержимым коробки. Массивные детали комплекта разительно отличалисьот хрупких деталей самолетиков. Очень много металла, вся конструкция собиралась исключительно на металлических винтах от 3 мм до 10 мм.
Комплектация и ТТХ подводной лодки «Нептун»:
— Высокопрочный корпус из АБС пластика
— 12В двигательная установка
— Статическая и динамическая система погружения
— Балластная цистерна с приводом насос-мотор
— Устройство управления рулями глубины и направления
— Автоматическая электронная система защиты
— Модель оборудована кабелем передачи видеосигнала, есть возможность опционально установить видеокамеру
— 12В герметичная свинцовая аккумуляторная батарея
— Рабочая глубина погружения: 5 метров. Максимальная глубина погружения: 10 метров
— Скорость: 1.45 узлов (2,7 км/ч) на поверхности, 1.08 узлов (2 км/ч) под водой
Комплектация
- набор для сборки подводной лодки
- балластная цистерна
- электромоторы
- регулятор скорости
- аккумулятор 12V
- 2 c ервомашинки
Физические характеристики :
Винт3 лопасти, 40 мм внешний диаметр, шаг 41 мм.
Сборка лодки начинается со сборки шпангоутов. На переднем шпангоуте устанавливается блок с выключателями, на заднем две рулевые машинки.
Рулевые машинки крепятся саморезами в пластмассовом блоке, который потом привинчивается к заднему шпангоуту.
Внешняя несущая конструкция, прозрачный«стакан» из орг. стекла вставляется внутрь, шпангоуты стягиваются потом четырьмя длинными винтовыми стержнями М4.
Сложнее всего мне далась сборка помпы, три пластиковых цилиндра никак не хотели влезать вместе с силиконовой трубкой в корпус. Кто-то из них оказывался лишним.
Вся электроника крепится на переборках внутреннего блока, снизу свинцовый аккумулятор на 2 А*ч, сверху балластная цистерна.
Цель данной статьи — сделать простую подводную лодку на радиоуправлении. Не требуется изготовление деталей на сложных станках, всё покупается либо в хозяйственном магазине, либо в Китае. В конце статьи приведены ссылки для заказа зарубежом.
Теория
Модель подводной лодки строится по тем же принципам, что и настоящая. В центре находится «прочный» водоНЕпроницаемый корпус, внутри которого скрыты все органы управления и электроника. Снаружу он окружен «легким» проницаемым корпусом, служащим для обтекания и красивого внешнего вида. Наша модель будет состоять только из прочного корпуса.
На скорости подводная лодка может погружаться за счет рулей глубины, а в статическом положении только с помощью балластной цистерны. Как это работает? При плавании на поверхности масса лодки чуть меньше массы объема вытесненной воды (закон Архимеда). Т.е. если лодка имеет объем 3л, то ее масса должна быть чуть меньше 3кг. Затем лодка начинает набирать воду внутрь прочного корпуса.
Объем корпуса остается тот же, а масса увеличивается — и лодка погружается. В этот момент внутри корпуса немного увеличивается воздушное давление, но не на столько, чтобы нарушить герметичность.
Теоретические расчеты погружения модели подводной лодки.
При строительстве есть 3 основные проблемы. Они вполне независимы и могут решаться отдельно.
- радио-аппаратура (2.4 ГГц не работают под водой)
- герметизация — корпус, вал двигателя и тяги рулей
- балластная цистерна
Начнем по порядку.
Радиоаппаратура
2.4 ГГц не проходят под водой. Самый простой способ найти старую аппаратуру в МГц-евом диапазоне (27МГц, 35МГц, 40МГц, 72МГц или даже 433МГц). Они еще остались у моделистов и можно найти объявления о продаже на форумах.
Моделисты, пожалуйста, не выбрасывайте старые аппаратуры! Подводники купят их у вас Это был самый сложный вопрос, дальше все просто.
Герметизация
Нам нужно обеспечить герметичность 3 элементов:
- прочный корпус
- вал двигателя
- тяги управления рулей
Прочный Корпус
часто называется ВПЦ (ВодоНеПроницаемыйЦилиндр) или WTC (WaterTightCilinder), представляет собой пластиковую трубу диаметром 75 мм длиной 600мм. С обоих торцов в нее вставляются цилиндрические заглушки с канавкой под уплотнительное кольцо. Труба покупается в сантехническом магазине, заглушки будем делать из нескольких слоев листового ПВХ толщиной 4-5мм, а кольца заказываем в Китае (о том как покупать на Алиэкспрессе написано в конце статьи).
Заглушка будет состоять из 6 слоев. Внутренний диаметр трубы равен 71 мм, толщина уплотнительного кольца 3,5мм. Тогда основные листы имеют диаметр 70мм, маленькие 65мм и внешний большой 75мм. Очень важно и очень сложно соблюсти соосность листов, чтобы кольца прижимались равномерно к трубе. Для центровки используется болт диаметром 6мм (или строительная шпилька).
Сначала сверлим отверстие, затем чертим цилиндр нужного диаметра и вырезаем лобзиком с запасом. Доводим до нужного диаметра на оси зажатой в дрель. Я обтачивал наждачкой на бруске.
Склеиваем листы тоже на оси, стараясь соблюсти перпендикулярность. Самый лучший клей для ПВХ «Момент-Гель». Титан не берет, обычный «Момент» — тоже. Все, одеваем резиновые кольца и идем тестировать на герметичность.
Позже напечатал заглушку на 3d-принтере — очень понравилась точность. Сейчас планирую все детали напечатать. Об этом в отдельной статье.
Дейдвуд
Так называется узел, обеспечивающий герметичность вала двигателя. В торцы внешней трубы впаиваются подшипники. Вставляется вал и внутрь трубы забивается густая смазка (например литол). Ее надо иногда добавлять, т.к. вода постепенно вымывает.
Валы и подшипники купил на Али, медные трубки и смазку на строительном рынке. Я нашел подшипники 3мм внутренний и 6мм внешний диаметр. Соответственно покупаем валы из нержавейки на 3 мм, и медную трубку с внутренним на 6 мм (внешний получился 8мм). Валы обязательно покупать специальные, обычная проволока несиметрична, будут биения. Сначала припаиваем патрубок, затем просверливаем в нем отверстие. Для пайки понадобится кислота и 3-ья рука
Тяги рулей
Тяги выводим через резиновые манжеты закрепленные на медных трубках диаметром 6мм. Диаметр самих тяг 1.5мм. Я использовал жесткий провод со снятой изоляцией.
Балластная цистерна
Обычно это самая сложная часть подводной лодки. Но мы сделаем ее просто — воспользуемся микронасосом. Точнее перистальтическим микронасосом — он сам держит давление и не требует дополнительных клапанов. Сам насос способен развивать давление в 1 атмосферу, это значит он сможет прокачать цистерну на глубине до 10 метров. Управляется насос так же как обычным электромотором — регулятор хода или серва с микро-переключателями.
Есть вариант наполнять резиновый шарик, но он может лопнуть. Воспользуемся шприцом на 150 мл, называется шприц-Жане. Насос сам двигает поршень. Позже можно повесить датчики и контролировать объем поступившей воды.
Оригинальная силиконовая трубка в насосе 2.54мм, поменял на 46мм. В итоге пропускная способность увеличилась в 1.5 раза. Мотор расчитан на 6 вольт, подаю 12. Мотор немного нагревается, но не критично. Итоговая скорость 100мл за 20 сек.
Компоновка
Лодка имеет размеры 60см длина и 7,5см диаметр. Внутренний диаметр 71мм. Заглушки заходят на 2.5см каждая.
Внутри корпус поделен на «отсеки».
- 1 — аккумулятор и приемник
- 2 — цистерна
- 3 — насос
- 4 — сервы и регуляторы хода
- 5 — главный мотор
Цистерна должна находиться по середине, чтобы лодка погружалась горизонтально (не было дифферента).
Элеметны крепления изготовлены из листового пористого ПВХ толщиной 5мм. Затем они стягиваются на железных шпильках, расположенных вдоль корпуса. Заднюю заглушку тоже следует закрепить на шпильках, чтобы обеспечить жесткоть узла с мотором и тягами рулей.
Изначально для управления мотором и насосом использовались регуляторы хода. Но реверс у них на много медленнее прямого вращения, что не удобно для насоса. Во время испытания я не ставил отдельную схему питания UBEC и использовал встроенный BEC на 1 ампер. Т.к. мне пришла бракованная серва, которая заклинивала, в этот момент ток подскакивал и палил весь регулятор.
Может и не весь, но он больше не работал как положено. Так я спалил 3 регулятора и решил сделать схему с микро-переключателями. Она очень простая и обеспечивает симметричное вращение вперед/назад. Но стабилизатор питания на 3 ампера все таки лучше поставить.
Мотор 550-ой серии избыточен для модели такого размера, можно поставить меньше. Крепится он шурупами на специальный кронштеин к задней заглушке. Соединение с валом через латунную муфту.
Так же стоит поставить модули Fail-safe на каналы насоса и двигателя. Двигатель настраивается на выключение, а насос на продувку цистерны.
Все чертежи на отдельной странице.
Балансировка
Объем корпуса приблизительно равен 2,8 литра. Масса всех деталей около 1кг, пришлось добавить еще 1,8 кг груза. Главный принцип прост:
Объем надводной части должен быть меньше объема цистерны
Он может быть любой массы, лишь бы общая оставалась 2.8 кг. Поэтому надводные элементы делают из меди или тонких пластиков.
Балансировка осуществлуяется в 2 положениях:
-
Надводное — Двигая/добавляя грузы и приклеивая пенопласт в подводную часть, добиваемся нулевого дифферента. Важно на этом этапе крепить пенопласт только ниже ватерлинии.
Погруженное — добавляем пенопласт выше ватерлинии и добиваемся горизонта.
Купить на Алиэкспресе
Ссылки — ключевые слова для поиска. Так же выбирайте галочку «бесплатная доставка» и «сортировать по цене».
- подшипники 362.5 — mr63zz
- валы из нержавейки 3мм — stainless steel shaft 3mm
- резиновое уплотнительное кольцо — o-ring 72mm
- латунная муфта 3.17 х 3 мм — coupler 3.17mm 3mm
- резиновая гофра для тяг — Waterproof Push Rod Rubber
- винт 40мм под вал 2мм — three leaf propeller 40mm
- мотор 550 серии — dc motor 550
- насос — Dosing Pump Peristaltic 6v
- силиконовая трубка — silicone tube 4*6
- регулятор хода — esc 320a
- серво 12кг — MG995
- серво 2.5кг -sg92r
- микро-переключатели — kw11-3z
- стабилизатор питания — ubec 3a
- fail-safe — fail safe suit
- провода мягкие — awg 18
- хомуты на трубки — vacuum metal clips 6mm
В хозяйственном магазине или на строительном рынке:
- медная трубка 8мм
- медный провод жесткий 1.5мм
- паяльная кислота + припой
- труба канализационная ПВХ 75мм — 250руб
- листовой пористый ПВХ — 500руб/м²
- шприц Жане — 150руб
- контакты для мягких проводов
- шпильки 6мм
Источник: englishpromo.ru