Советская экранизация юмористической повести Джерома К. Джерома с участием Андрея Миронова, Александра Ширвиндта и Михаила Державина.
Три друга отправляются в путешествие на лодке в компании фокстерьера. Курьезы начинаются уже с момента подготовки и усиливаются, когда парни встречают троих таких же путешественниц.
«КУЛЬТУРА39» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре Калининградской области. Он объединяет новости искусства, а также выступает единой платформой для получения актуальной информации о культурных учреждениях, событиях, персонах, результатах творческого труда и в целом культурной жизни региона. Вся культурная повестка Калининградской области — на одном портале в современных интернет-форматах!
Источник: culture39.ru
Андрей Миронов — Склероз
Почему советскую комедию «Верные друзья», снятую в 1953 году, запретили в СССР в 70-е годы?
После триумфальной премьеры весной 1954 года, фильм не только вошел в число лидеров проката, но и был хорошо принят чиновниками и руководством страны. И это несмотря на то, что в комедии присутствует неприкрытая сатира на бюрократизм и формализм этих самых чиновников. Но народ полюбил фильм совсем за другое. В первые годы после ухода Сталина, когда люди не понимали, что их ждет впереди, такая комедия о любви и дружбе была как глоток свежего воздуха.
Исполнители главных ролей были и так известны и популярны в стране, но после этой комедии они стали мегазвёздами. И не только в СССР, но и во всей восточной Европе, так как картина и её главный режиссер Михаил Калатозов, в том же году взяли Большой приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Сценарий к фильму написал Александр Галич, помогал ему сценарист Константин Исаев. Позже Александр Аркадьевич не скрывал, что сюжет был написан по мотивам английского повести «Трое в лодке, не считая собаки», но адаптированный под советскую действительность послевоенных лет. Сценарий был заказан руководством «Мосфильма» и фильм пришелся очень кстати в то непростое время первых лет после смерти Сталина.
Часть фильма была снята на Оке в районе Тарусы, а часть на реке Дон в Ростовской области.
Галич не стал мудрить с названием будущей картины, написав в заголовке сценария «Трое на плоту», как бы сразу давая понять, с каким произведением перекликается его сюжет. Позже, когда сценарий уже был утвержден, худсовету не понравились эти намеки на английского автора, и его переименовали в «Старые друзья».
Человек с бульвара Капуцинов. Как снимали первый советский вестерн
А уже когда фильм был почти снят, по просьбе другого советского драматурга Леонида Малюгина, фильм переименовали в «Верные друзья», так как «Старые друзья» называлась его пьеса, написанная и поставленная многими театрами еще до появления этого фильма.
Для 50-летнего уже известного режиссера Михаила Константиновича Калатозова это был первый опыт постановки кинокомедии, в котором он использовал много приемов от Григория Александрова. Надо отметить, что несмотря на несомненный успех комедии, он больше никогда не возвращался к этому жанру. До «Верных друзей» у него был легендарный фильм 1941 года «Валерий Чкалов», а после кинокомедии, в 1957 году Калатозов снял фильм «Летят журавли», который уже навсегда вписал его имя в историю мирового кино.
Для 36-летнего Александра Галича этот сценарий стал первым успехом в кинематографе. Хотя им уже были написаны несколько сценариев и пьес для театра. Например, в 1948 году он написал пьесу «Вас вызывает Таймыр», которая была поставлена в кино лишь в 1970 году. И тоже, как и «Верные друзья», чуть позже надолго цензурой была упрятана на полку.
Дело в том, что в 1970 году в СССР власти узнали, что во Франции в издательстве «Посев» вышла книга Александра Галича «Песни», что было недопустимо для советского автора. Ему тут же припомнили, что именно он в свое время поддерживал Пастернака и потребовали от него сделать официальное заявление перед иностранными журналистами, что книга за рубежом издана без его разрешения, и что он не признает её авторство.
Александр Аркадьевич отказался это делать и тогда участь его была уже решена. Он был исключен из всех советских обществ (Союз писателей, Союза кинематографистов, и т.д.). Несмотря на то, что в результате этих событий он перенес три инфаркт подряд и получил инвалидность, в 1974 году он был лишен советского гражданства и выслан из страны.
Александр Галич был не только талантливым драматургом, но и выдающимся поэтом и исполнителем собственных песен. Через три года после высылки, он умер в Париже в возрасте 59-и лет.
Соответственно, по действующим в то время негласным правилам, все произведение (песни, книги, театральные спектакли, фильмы и т.д.) к которым имел отношение этот автор, были запрещены к демонстрации и упоминанию. В их число попала и кинокомедия «Верные друзья».
Что интересно, до середины семидесятых, этот фильм не только часто показывали по телевидению, но и каждый год приходили заявки на кинопрокат. И не только от сельских клубов и колхозов, но и от кинотеатров в крупных городах.
Потом еще несколько лет телезрители, не понимая что происходит, писали письма на телевидение с просьбой показать любимую комедию. Но до начала Перестройки в середине 80-х годов, его больше нигде никогда не показывали.
Сегодня этот фильм входит в Золотой фонд отечественного кино и его с удовольствие смотрят уже новые поколения зрителей.
Источник: picturehistory.livejournal.com
Трое в лодке
Третий сезон совместной программы «Москино» и экскурсионного проекта «Москва глазами инженера» посвящен теме городских микросообществ. Второй кинопоказ и лекция историка искусства и архитектуры Дарьи Паршиной «Империя наносит ответный удар. Палладианство в послевоенной архитектуре Москвы» пройдут в Курьяновском парке 27 июля в 20:00.
«Верные друзья» (1954)
Режиссер Михаил Калатозов
Весна 1954 года. Год назад умер Сталин. Хрущев еще не произнес заветную речь: пока он озабочен освоением целины и передачей Крыма УССР. Оттепелью еще не пахнет, но смутные предчувствия витают в воздухе. Четырежды лауреат Сталинской премии Михаил Калатозов представляет на суд советского зрителя свою первую (и последнюю) музыкальную комедию — про речное путешествие трех друзей.
В главных ролях — актеры-тяжеловесы: народные артисты Александр Борисов (четыре Сталинские премии) и Борис Чирков (четыре Сталинские премии, одна из них — за исполнение главной роли в трилогии о Максиме) и заслуженный артист Василий Меркурьев (три Сталинские премии). Опыт в титрах фильма встречается с молодостью: сценарий комедии написали лауреат двух Сталинских премий Константин Исаев и молодой драматург Александр Галич, не успевший ни получить премии, ни стать персоной нон грата. Позже Галич скажет: на бумаге «Верные друзья» были гораздо смешнее, чем на пленке. Госкино вырезало из сценария всю остроту и свежесть.
Каким мог бы быть фильм, если бы не происки чиновников, мы можем только догадываться, хотя синопсис не предполагает большого простора для полета фантазии.
Трое друзей детства, поклявшихся повторить веселую поездку на плоту по Яузе через 30 лет, встречаются, чтобы провести лето не в южном санатории, а в походе. Все трое — люди такие же солидные, как актеры, которые их играют: гениальный нейрохирург (Чирков), заслуженный коневод-селекционер (Борисов) и академик-архитектор, руководящий строительством московских высоток (Меркурьев). Путешествие позволит каждому проявить себя с лучшей стороны: доктор спасет умирающую девушку, селекционер преодолеет кризис среднего возраста и признается в любви своей бывшей практикантке, архитектор растрясет накопленную в московском кабинете спесь и поможет молодым строителям утопического города животноводов (что бы это ни значило) получить хорошие силикатные кирпичи.
Идею снять фильм о хороших советских людях, которых не испортить ни водой, ни медными трубами, горячо поддержали исполнители главных ролей. Меркурьев, Борисов и Чирков с удовольствием импровизировали на площадке, а последний потом написал большую прочувствованную статью о спорах на съемках в журнал «Огонек». Самый жаркий спор случился после премьеры. Чирков приводит слова неких критиков, оставшихся недовольными неправдоподобностью самого факта поездки на плоту уважаемых товарищей героев, и тут же отвечает на это замечание: тех, кто так считает, нужно макать головой в реку, чтобы не зазнавались.
Простые советские люди «Верных друзей» полюбили (картина стала одним из лидеров проката 1954 года). Сегодняшнему зрителю, которого не удивишь нейрохирургом в пижаме и с походным котелком и не развеселишь утонувшими в реке башмаками, смеяться в комедии почти не над чем: тутошнее оптимистическое веселье несколько отдает жутью, как и многие советские фильмы первой половины 50-х, гримировавшие агонию сталинского режима неестественным румянцем и бодростью заслуженных актеров. Но можно превратить просмотр в изучение примет времени. Женские персонажи — будто с обложки журнала «Советская женщина» — буквально останавливают на скаку табуны взбесившихся лошадей и осаждают кабинеты чиновников-бюрократов, грозно брякая по зеленому сукну сумочками, набитыми кирпичами; милиционеры сплошь ласково-бдительные — на слово не верят ни простому гражданину, ни академику; а колхозники никуда не выходят из дома без запаса огурцов, хлеба с салом да бутылки водки.
В какой-то момент чертовщина все-таки прорывается на экран гомерическими персонажами второго плана — нерадивым начальником строительства (Алексей Грибов) и его замом (Анатолий Дудоров), парадоксально соединяющим в своем экстерьере богатую мимику, гитлеровские усики и сверхмодный стиляжий кок. И куда только смотрело Госкино!
Возникший на месте бывшей деревни микрорайон Курьяново был отстроен в 50-х для работников станций аэрации — крупнейшего водоочистного сооружения Европы. Над проектом района работали архитекторы Иннокентий Кычаков, Вера Бровченко, Юрий Бочков, инженер Роман Фейгельман и другие. Среди окружающих деревень Курьяново смотрелось городом, несмотря на кажущуюся сегодня провинциальной типовую малоэтажную застройку, сплошные фронтоны и желтую штукатурку. Обильно украшенный ДК, поселковый совет, почта, аптека, пожарное депо, склады, булочная и все жилые дома в итоге образовали особенный по содержанию и облику район, для которого вновь стала актуальной давно усвоенная отечественными мастерами палладианская традиция. Легко забыть, что ты в Москве, сложно не перепутать с любым райцентром на просторах необъятной родины.
Близость станций аэрации добавляет Курьянову свой флер, а встречающая на въезде в район «Желтая Бастилия» (СИЗО № 6) должна напугать незваных гостей. Однако интриги и страшные истории остались в прошлом — сегодня хочется изучать Курьяново в историческом контексте.
Курьяново в некотором смысле — мечта горожан: двухэтажные дома, тишина и зелень, жители хранят в сараях велосипеды, держат кур и здороваются на улицах. Курьяново может себе позволить не становиться площадкой для масштабной застройки: район — зона санитарной охраны станций аэрации. В 50-е в окружении деревень Печатники, Люблино, Марьино Курьяново воспринималось «анклавом» Москвы: местные подчеркивали свой статус городских — ведь все было как в городе. За 70 лет восприятие района совершило кувырок: сегодня Курьяново — однозначно «деревня в городе» как для москвичей, так и для самих курьяновцев.
Дотационная досуговая инфраструктура не выдержала перехода к условиям рынка: профсоюз станций развалился, клуб закрылся, курьяновцы оказались лицом к лицу с групповой ответственностью за общественную жизнь района. Приходится решать проблемы самостоятельно. Клуб здоровья «Семья», созданный силами одного из жителей, принимает местный ВИА «Ровесники», по запросу на YouTube можно найти видео с уличных концертов в районе. Локальный патриотизм может стать важным объединяющим началом новой эры жизни Курьянова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Источник: novostimigom.ru