Как швартовать лодку ПВХ к пирсу

Статистика показывает, что в течение года прогулочная рли туристская мотолодка находится в плавании в среднем около 500 ч, т. е. 20 суток. Остальное время судно стоит на плаву или на берегу на месте своего постоянного базирования. Отсюда ясно, какое значение в эксплуатации малых судов имеет правильно организованная и оборудованная стоянка и хранение судна в межнавигационный период.

Оптимальным вариантом считается постоянная летняя стоянка лодки на воде, если вода пресная, а акватория стоянки достаточно хорошо защищена от ветра и волнения. Если лодка стоит у пирса или бона, она всегда готова к выходу и находится под контролем охраны. Подготовка к плаванию и постановка на стоянку занимает минимум времени у владельца, не требует помощи обслуживающего персонала.

Основным элементом такой стоянки является стационарный причал (мостки или пирс), монтируемый на железобетонных, металлических или деревянных сваях, или плавучие причалы-боны. Последние применяются в районах с большими колебаниями уровня воды, для оборудования временных стоянок и во всех случаях, когда устройство стационарного причала экономически не оправдано (большие глубины, высокая стоимость и т. п.).

Швартуйтесь правильно! Швартовка лодки. Как привязать лодку к причалу

Суда швартуются к причалу кормой, благодаря чему обеспечивается наибольший коэффициент использования площади акватории. Расстояние между бортами соседних судов принимается равным от 0,5 до 1 м с тем, чтобы не было необходимости в использовании кранцев. Типовая схема швартовки — два кормовых швартовных конца, закрепленных за утки или ручки для переноски лодки в корме, и один носовой, подаваемый на буек мертвого якоря. Недостатками такой стоянки являются повреждаемость буйков во время подвижки льда, коррозия якорных канатов и цепей (бриделей), боковой снос лодки при изменениях уровня воды и боковых ветрах, необходимость увеличивать расстояние между соседними причалами для свободного прохода судов между буйками.

Рис. 1. Швартовка-лодок у мостков без якоря.

Для базирования открытых мотолодок, не имеющих высоких рубок, преимуществами обладает крепление носовых швартовов за кольца, расположенные на определенных расстояниях на стальном тросе, протянутом над водой параллельно мосткам. Один конец троса крепится намертво на берегу за сваю, а другой перебрасывают через шкив, установленный на свае, вбитой в дно. К этому концу подвешивают груз массой 200—300 кг, создающий постоянное натяжение троса независимо от числа ошвартованных катеров. Кольца крепят к тросу схватками из мягкой проволоки.

Этот способ рекомендуется для мелководных стоянок, где нежелательно засорение дна мертвыми якорями. Некоторым неудобством его является необходимость прохода лодок под тросом.

На мелководной стоянке с успехом можно использовать для швартовки шесты, вбитые в грунт по бортам лодок примерно в районе ветрового стекла, причем за каждый шест швартуются обе соседние лодки. Но универсальным для всех случаев и надежным способом швартовки является использование специальных Y-образных бумов, снабженных поплавками. Такие бумы широко применяются на стоянках в скандинавских странах для судов длиной до 14 м. Состоит бум кз основной стальной балки прямоугольного поперечного сечения, закрепленной на шарнирах к бону. Конструкция предусматривает возможность установки шарниров в зависимости от ширины базирующегося судна путем перемещения основания бума по направляющему полозу. Внешний конец бума поддерживается на плаву пенопластовым поплавком.

Читайте также:  Размер флага на номере лодки

Быстрая установка лодки на якорь с носа

Рис. 2. Швартовное устройство с бумами.

Бумы выпускаются шведской фирмой «Свенска Понтон» одиннадцати типоразмеров, начиная от длины 4,5 м до 8 м. Восьмиметровые бумы изготовляются из парных швеллеров № 10 и зашиваются сверху деревянным настилом для удобства операций по швартовке, мытью и окраске корпуса катера на плаву. Судно в описываемом устройстве находится в своеобразной «жесткой упряжке», его положение не зависит от направления течения или ветра, хорошо защищено от навалов со стороны других судов. Раскосы изготовлены из угольника.

При стоянке лодки на недостаточно укрытой от волны акватории швартовное устройство обычно подвергается большим динамическим нагрузкам при качке судна. Благодаря тому, что бумы совершают колебательные движения вместе с судами, рывки швартовных тросов значительно ослаблены; не возникает больших нагрузок в описанном устройстве и в случае колебаний уровня воды.

В ряде, мест для стоянок мотолодок с подвесными моторами отводятся акваторий с глубинами 0,5—0,8 м или берег реки, по которой проходит оживленная судоходная трасса. Чтобы защититься от постоянной волны, создаваемой проходящими судами, в этих случаях целесообразно хранить лодки не на воде, а подвешенными над водой в специальных подъемниках.

Устройство состоит из Т-образной горизонтальной рамы, установленной на стойках, опирающихся на дно. На стойке, находящейся у мостков, смонтирована лебедка, с помощью которой выбираются стальные тросики, соединенные с подъемными стропами. Один из тросов может быть закреплен прямо за носовой рым-утку на лодке, если она достаточно прочная; кормовой строп обычно подводится под днище лодки. Для получения достаточного выигрыша в силе удобны лебедки с самотормозящейся червячной передачей. Раму и стойки (они делаются из стальных труб или швеллеров) раскрепляют раскосами и косынками, а к нижним концам стоен приваривают опорные плиты для того, чтобы они не уходили глубоко в грунт, когда лодка висит на стропах.

Рис. 3. Подъемник для хранения лодки над водой.

Подобные подъемники имеют достаточно легкую конструкцию при массе лодки до 300 кг («Прогресс» с мотором) и получили широкое распространение на юге Украины. Они могут быть рекомендованы также для оборудования стоянок дюралевых лодок и катеров на море для уменьшения коррозии их корпусов. Достоинством подъемника является простота операций по спуску и подъему, выполняемых обычно одним человеком.

Категория Катера и лодки

Источник: sea-technics.ru

Как швартовать лодку пвх к пирсу

Отход и подход к берегу без использования двигателя

На спортивных парусных яхтах, таких как Platu 25, SB20, J70 и т.д., нет стационарного двигателя и для многих людей, даже у опытных капитанов круизных яхт, возникает вопрос, как такие лодки подходят/отходят к берегу. Более того, многие считают, что получить навык швартовки под парусами это долгий и кропотливый процесс, которым сложно овладеть. Спешим развеять этот миф — зная основные принципы и опробовав их несколько раз на практике, овладеть искусством швартовки без помощи двигателя по силам каждому.

Читайте также:  Характеристики лодки винбот 360

Парусная яхта водоизмещением до полутора-двух тонн, может быть приведена в движение силами экипажа без парусов, с помощью рокинга и скалинга (естественно, чем легче весит лодка, тем проще это сделать). «Рокинг» – повторяющееся раскачивание яхты с борта на борт, вызванное передвижением экипажа, «скалинг» – повторяющиеся движения рулём. Опытные экипажи могут эффективно «выкачивать» лодку даже против свежего ветра. Эта техника активно используется при отходах и подходах к пирсу.
Для начала рассмотрим какие существуют способы швартовки:
1) Использование стационарного («мертвого») якоря или с отдачей штатного якоря, кормой к пирсу (так называемая «средиземноморская швартовка»)
2) Использование стационарного («мертвого») якоря или с отдачей штатного якоря носом к пирсу или к берегу (так называемая «скандинавская швартовка»)

othod 1 Othod 2

3) Одним из бортов к причалу, пирсу или бону (лагом)
4) Бортом (лагом) к другой лодке. Такой способ используется при недостатке места для стоянки. Швартуя яхты «валетом» вы избегаете ударов краспицами мачт друг о друга при волнении или наличии волны от проходящих мимо стоянки судов.

Othod 3Othod 4

Принципы отхода от пирса при методе швартовки кормой, с растяжкой на «мертвом» якоре (муринге) или на штатном якоре. В зависимости от направления ветра относительно пришвартованной лодки отход возможен либо с предварительно поставленными парусами, либо без парусов с постановкой их после отхода от пирса.

Отход при отжимном ветре.

При направлении ветра от причала (отжимном) поднять грот на стоянке будет возможно, только если развернуть лодку носом к причалу. Иногда это сделать затруднительно из-за тесноты на стоянке. Если напротив причала достаточно свободного места, то проще всего воспользоваться благоприятным направлением ветра и отойти под одним рангоутом, привестись к ветру и поставить паруса.

Othod 5

Если ветра достаточно, то лодка постепенно начнет выдвигаться из ряда стоящих судов на чистую воду. При слабом ветре можно помочь лодке набрать ход, поставив стаксель. Отойдя на достаточное расстояние от стоянки, поднимается грот, стаксель при этом временно убирается, так как он будет препятствовать приведению лодки к ветру.

Отход при навальном ветре

При навальном ветре (ветер дует с воды на причал) существует возможность поднять грот, находясь еще у причала. При этом нужно следить за тем, чтобы гика-шкоты были в растравленном состоянии и поднятый грот не имел тяги, а также сторониться гика и не пытаться его удержать руками – грот должен находиться в нейтральном положении – заполаскивать-фалать. В слабый навальный ветер можно отойти и без парусов, потянув за якорный конец и придав лодке ускорение, необходимое для выхода из строя пришвартованных лодок, и затем, используя комбинацию рокинга и скалинга, отойти на чистую воду и поставить паруса.

Читайте также:  Rdr 2 где взять лодку в сен дени

Othod6

Отход при ветре, дующем вдоль причала

Если с подветренной стороны лодки нет свободного пространства, при таком ветре, как правило, паруса ставят после отхода от причала.

Othod 7

Постановка парусов у пирса в свежий ветер чреват навалом на подветренную лодку гиком, вследствие чего грот наполняется ветром и развивает тягу. Грот при этом не поддается контролю со стороны экипажа – сбросить давление с грота не удастся и можно повредить стоящие рядом лодки. Последовательность действий в этом случае для отхода от пирса такая же, как при навальном ветре. Если с подветренной стороны достаточно свободного пространства (нет другой лодки, пришвартованной рядом), то при условии, что позиция лодки на стоянке относительно направления ветра соответствует курсу галфвинд и острее, можно поднять грот у пирса. При этом последовательность действий будет такая же, как при отжимном ветре.

Теперь разберем алгоритм действия при подходе к причалу. Перед тем, как заходить к месту стоянки, нужно подготовиться к швартовке:
• повесить кранцы, отрегулировав их высоту, закрепить их на леерах выбленочным узлом;
• достать и разбухтовать фалы и подготовить их к «чистой» отдаче;
• достать и закрепить на утки швартовые концы;
• при швартовке с использованием штатного якоря достать и подготовить якорь, привязать к якорю якорный конец, используя узел рыбацкий штык, распутать якорный конец и закрепить его к яхте.

Подход при навальном ветре

При навальном ветре паруса убираются заблаговременно. Для повышения управляемости в слабый ветер можно оставить стаксель. Минимум два члена экипажа должны быть готовы одержать яхту при подходе и пришвартовать ее. Остальной экипаж следит за кренами, чтобы избежать столкновений мачтой о мачты пришвартованных по соседству лодок. Скорость подхода к пирсу должна быть минимальной, чтобы у экипажа была возможность одержать лодку и не допустить навала на пирс или другие лодки.

Othod 8

Если скорость подхода слишком высокая, несмотря на отсутствие парусов, нужно погасить ее заблаговременно – полностью переложить румпель сначала на один борт, потом на другой (пройтись «змейкой»). Для эффективного торможения необходимо дождаться изменения курса лодки как минимум на 90° сначала в одну, потом в другую сторону.

Подход при отжимном ветре

Если ветер отжимной, то при подходе к причалу под парусами, скорость нужно держать среднюю. Паруса убираются с таким расчетом, чтобы инерции лодки хватило дойти до причала или том-буя с якорным концом.

Othod 9

В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.
Фотографии: Иван Река, Аделаида Лэшер и Юрий Нужненко.

Источник: rlsailing.com

Безопасное хранение лодки на воде

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Изображения

Spinch 630 Glider

От Александр, 13 октября, 2022

Spinch 630 Glider

От Александр, 13 октября, 2022

Albakore 560

От Александр, 3 октября, 2022

Albakore 560

От Александр, 3 октября, 2022

Albakore 560

От Александр, 3 октября, 2022

Источник: evofishing.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...