Самодельный лодочный электромотор: подробный фотоотчёт по изготовлению электромотора для надувной лодки, а также видео испытаний самоделки.
Если у Вас есть надувная лодка, её можно оснастить простым самодельным лодочным электромотором, об изготовлении этой самоделки и пойдёт речь в нашей статье.
Итак, для изготовления самоделки, автор использовал электродвигатель на 24V, мощностью – 250 Вт, (такие электродвигатели продаются в интернете) и пару свинцовых аккумуляторов по 12V каждый. Аккумуляторы будут подключены последовательно.
Дополнительно автор приобрёл контроллер и ручку управления оборотами двигателя.
Как «подогнать» мотор под лодку. How to fit the motor under the boat
Нога лодочного мотора будет сделана из ПВХ труб.
Изготовление вала для гребного винта.
Вал нужно установить на подшипники в ПВХ трубу.
Из куска листовой стали, вырезаем гребной винт.
Винт нужно приварить к оси.
Лопасти винта выгибаем.
Следующий этап: изготовление крепления для двигателя и ноги лодочного мотора.
Вал двигателя подсоединяем к валу гребного винта с помощью куска крепкого шланга и стяжек.
Далее автор подключил контроллер и ручку управления оборотами электродвигателя.
Аккумуляторы установлены в герметичный пластиковый контейнер.
Лодочный электромотор готов к испытаниям.
Весь процесс изготовления, а также испытания самодельного лодочного электромотора показаны в этом видео:
Источник: avto-samodelki.com
Как сделать лодочный электромотор своими руками (чертежи)
Лодочные моторы на сегодняшний день являются весьма востребованными. Если рассматривать модель средней мощности, то она очень компактна и рассчитана примерно на 5 лошадиных сил. По конструкции большинство модификаций довольно сильно отличаются. В первую очередь это связано с разными типами дейдвудов.
Дополнительно следует учитывать, что на параметры устройства влияет используемый коннектор. Сделать самостоятельно лодочный электромотор можно, однако следует более детально ознакомиться с его устройством.
Устройство обычного мотора
Неотъемлемой частью любого лодочного мотора является румпель. За счет него производится управление устройством. В верхнем блоке модели находится маховик, который соединяется с коленчатым валом. В результате вращательное движение предается от него на винты. В нижнем блоке лодочного мотора располагается небольшая головка с подшипниками.
В средней части имеется дейдвуд, который включает в себя множество элементов. Если рассматривать простую модификацию, то это поддон, редуктор, а также шток. Рядом с двигателем в устройстве располагается коннектор. Его основной задачей является контроль работы топливной системы.
Особенности моторов «Мин Кота»
Сделать лодочный электромотор Minn Kota самостоятельно довольно сложно. Электродвигатели у них чаще всего используются двухтактовые. Они рассчитаны на предельную мощность около 3 кВт. Маховики в данном случае используются двусторонние. Изготавливаются они для моделей только из сплава алюминия. Для того чтобы их установить, используется малый распределительный вал.
Топливные насосы для лодочных моторов применяются самые разнообразные. Дейдвуды у них чаше всего выпускаются с поддонами.
Модели «Вотерснейк»
Собрать лодочные электромоторы Watersnake самостоятельно очень сложно. В первую очередь, это связано с тем, что у них карбюраторы используются со специальными фиксаторами. Достать их в магазине сложно, но можно. Также следует учитывать, что поддоны во всех конфигурациях используются стальные. Для того чтобы их закрепить у ротора, необходимо воспользоваться штоком.
Крепятся толкатели в лодочном моторе на дейдвуде.
На этом этапе следует заранее рассчитать размер коромысла, в котором располагаются клапаны. В последнюю очередь важно заняться нижней головкой с подшипниками. За счет прочных винтов указанные лодочные электромоторы отзывы имеют хорошие. В данном случае их можно снять с поломанной модели.
Струбцины используются в устройствах довольно редко, однако для самодельных конфигураций они подходят идеально. Отточить их можно в домашних условиях при помощи станка. Для того чтобы закрепить струбцину на поддоне, необходимо разобрать стартерную коробку. После этого ее важно отсоединить, и тогда верхний блок не будет мешать.
Модели HDX
Сделать лодочный электромотор HDX можно при помощи однотактового двигателя. Дополнительно для сборки потребуется коленчатый вал, который необходимо установить над дейдвудом. Поддон в данном случае лучше всего использовать стальной. Также следует обращать внимание на впускной и выпускной клапаны. Устанавливаются они в лодочном моторе возле топливной системы.
В качестве фиксатора заднего хода можно использовать небольшую металлическую пластину. Зафиксировать ее на корпусе можно при помощи сварки. Дополнительно в дейдвуде необходимо установить центральный шток. Взять его можно с уже поломанного лодочного мотора. В последнюю очередь следует заниматься нижним блоком устройства.
За счет качественных роторов указанные лодочные электромоторы отзывы заслуживают хорошие.
Устройства с двухсторонним маховиком
Переходим к более сложной модели. Сделать снабженный двухсторонним маховиком лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже) довольно непросто. Для начала необходимо подобрать соответствующий двигатель. В данном случае целесообразнее отдать предпочтение двухтактовым модификациям. Система охлаждения у них, как правило, предусмотрена воздушная.
Для установки маховика в устройство потребуется воспользоваться сваркой. В частности, необходимо сделать опору над распределительным валом. После этого маховик можно закрепить на его стене.
Следующим шагом собирается дейдвуд. Для этого шток лучше всего использовать большого диаметра, поскольку нагрузка на него будет оказываться большая. Дополнительно следует отдельно подобрать поддон для лодочного мотора.
В последнюю очередь подсоединяется нижний блок, который состоит из головки, а также винтов.
Модели с двухтактными двигателями
Чтобы собрать с двухтактным двигателем лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже), необходимо заранее подготовить все инструменты. В частности, придется воспользоваться сварочным аппаратом. Самостоятельно установить дейдвуд на лодочный электромотор невозможно, поэтому необходима помощь двух людей.
Для шлифовки поддона многие используют шлифовальные машинки. В свою очередь, шток можно обрезать для модели при помощи болгарки. Также в работе будут необходимы напильники, чтобы подогнать клапан. Коромысло в данной ситуации лучше всего подбирать компактных размеров.
Все это нужно для того, чтобы не пережимать каналы топливной системы. Толкатели для лодочного мотора подбираются отдельно. Маховики для двухтактного двигателя чаще всего устанавливаются обычные. Коннекторы в таких моделях используются довольно редко. Дополнительно следует учитывать, что головку проще всего изъять с уже поломанного лодочного мотора.
То же самое касается и винтов. Если сборка не включает в себя установку блока передач, то фиксатор для откидки лучше не устанавливать в нижний блок конструкции.
Устройства с четырехтактными двигателями
Собрать с четырехтактным двигателем лодочный электромотор своими руками довольно сложно. В первую очередь необходимо подобрать хороший корпус для модели. Далее для него нужно подготовить струбицу. С ее помощью лодочный электромотор можно будет установить. Крыльчатки для моделей используются самой различной формы.
Вначале складывается дейдвуд для двигателя.
На следующем этапе, чтобы собрать лодочный электромотор своими руками, следует закрепить шток. Таким образом, коленчатый вал сможет вращаться над поддоном. Для того чтобы установить ведущую шестерню в головку, следует заранее отодвинуть в сторону антиквитационную плиту. Только после этого анод не будет блокировать выходное отверстие. Гребной винт в данном случае крепится в последнюю очередь.
Модификации на ручном стартере
Лодочные моторы данного типа являются довольно широко распространенными. Подходят для них больше всего однотактовые конфигурации двигателей. Для того чтобы его установить, следует стандартно заготовить корпус. Взять его можно спокойно с устаревшей модели. После этого важно собирать верхний блок, который включает в себя двигатель и ротор.
Только после этого можно переходить к дейдвуду. Непосредственно ручной стартер крепится над поддоном.
Для того чтобы его зафиксировать в корпусе, необходимо будет воспользоваться сварочным аппаратом. После этого есть возможность подсоединить шток к коленчатому валу. Если он подобран большого размера, то его можно укоротить при помощи болгарки. Также проблемы при сборке могут заключаться в отсутствии подходящего маховика.
В данном случае необходимо в первую очередь оценить размеры коромысла. После этого важно взять имеющуюся модель и просто ее сточить до нужных размеров. Однако края маховика в конечном счете должны быть очень гладкими.
Топливные системы на лодочный электромотор устанавливаются самые разнообразные. Наиболее распространенными принято считать двухклапанные модификации. Стоят они на рынке недорого и в установке крайне просты.
Модель с защищенным редуктором
Лодочные моторы с защищенным редуктором на сегодняшний день являются довольно распространенными. Собирать их следует с верхнего блока. В первую очередь устанавливается топливная система и редуктор. После этого есть возможность закрепить электродвигатель. Для того чтобы не перекрывать клапаны в системе, маховик следует подбирать компактных размеров.
В последнюю очередь необходимо уделить внимание нижней крыльчатке. К плите она подсоединяется при помощи сварки. Только после этого закрепляются гребные винты.
Источник: www.syl.ru
Самодельный лодочный мотор
Нужда в переделывании обычной лодки в моторную может возникнуть по разным причинам. Но вот как это сделать, если бюджет ограничен и денег на покупку уже готового мотора не хватит. Существует множество вариантов, помогающих сделать из подручных материалов, имеющихся в каждом доме, вполне рабочий лодочный мотор.
Мотор, сделанный с использованием триммера
Прежде чем начать делать самодельный мотор для лодки необходимо определиться с выбором основы, из которой будет взят двигатель и прочие важные для сборки детали. В данном случае будет использоваться триммер. Помимо этого варианта существует еще множество, в которых используется все, даже обыкновенный шуруповерт.
Однако газонокосилка выигрывает по многим параметрам, а конструкция ее двигателя наиболее близка к конструкции покупного лодочного мотора. Это доказывают чертежи, которые многие мастера сравнивали, перед тем как делать выбор, что брать за основу самодельного двигателя для лодки. И так рассмотрим:
- Двигатель, который сэкономит огромное количество топлива (так как газонокосилка часто используется). Более того, он может быть четырехтактным, как и на обычных моторных лодках. Однако это бывает очень редко и в основном он двухтактный
- Во всех ручных бензиновых косилках используется пластиковый и полупрозрачный бак, позволяющий постоянно следить за количеством топлива в нем
- Внутренняя часть конструкции предрасполагает к тому, что ее можно легко переделать под лодочный мотор, не сильно напрягаясь
Основной сложностью при переделке триммера является то, что двигатель косилки не всегда сможет осилить передвижения по воде. Связано это, прежде всего с разной технологией работы каждого из двигателей.
На бензиновой косилке он имеет большое количество оборотов из-за малого крутящего момента. Для лодочного же нужна абсолютно противоположное. Однако это легко исправляется. Но для этого обязательно необходимы инструменты (они имеются у каждого) и чертежи.
Основной перечень инструментов необходимых для работ:
- Сам триммер – основа будущего мотора лодки. Так как чаще всего самодельный мотор делается для резиновой лодки, имеющий небольшой вес и размер, мощность триммера может быть небольшой – около 0,8 кВт. Даже такая небольшая мощность сможет обеспечить среднюю человеческую скорость 5-7 км в час. Однако если мотор делается для более тяжелой и массивной лодки, следует выбирать косилки с более высокой мощностью
- Материал, который идеально подойдет для изготовления винта (это можно сделать в домашних условиях), чаще всего им выступает дюралюминий толщиной около 2 мм
- Тиски или любой другой инструмент, позволяющий закреплять объекты (в данном случае мотор на лодку)
- Аппарат для сварки металла (любой, но лучше полуавтоматический)
Процесс изготовления
Создание двигателя для лодки на основе вышеперечисленных материалов может проходить по-разному. Либо все основные составляющие, которые должны присутствовать покупаются, либо делаются своими силами (не вызывает сложности) с использованием подручных материалов
Должны быть произведены расчеты, по которым затем необходимо составить чертеж винта. Делается он исходя из многих параметров, основными являются размер и масса лодки.
Проще и лучше сделать мотор, если выбирать модель газонокосилки, которая имеет прямой вал. В противном случае потребуется много сил и затрат на то, чтобы переделать изогнутую штангу под прямую.
Если винт делается своими руками исходя из расчетов и чертежа, то кромки необходимо хорошо заточить (почти под острый угол). Лопасти винта обычно делаются изогнутыми приблизительно на 10 мм. Так как материал изготовлению все тот же дюралюминий, можно, в случае с плохой работой винта, спокойно его подгибать, так как материал очень эластичный.
Насаживается винт на место триммерной головки, которую снимают при разборке косилки. Обязательно использование насадки в виде кольца, так как возможно так, что лопасти на высоких оборотах могут повредить или вовсе порвать материал лодки (если она резиновая). Переходники, позволяющие связать основной вал двигателя с винтом, можно приобрести в интернете. Стоят они очень дешево.
Стартер на веревке вполне можно использовать и от газонокосилки. Однако, если им неудобно заводить, можно использовать скоростник от старого велосипеда. После всей сборки достаточно закрепить струбциной получившуюся конструкцию на саму лодку.
Быстрая сборка мотора для лодки с использованием бензопилы
Использование двигателя от бензопилы для изготовления лодочного мотора является весьма эффективным решением. Сначала, на этапе ее разборки, требуется вытащить шину и насос, подающий масло на цепь, рычаг, позволяющий регулировать скорость и бензобак (не подойдет из-за конструкции мотора).
С использованием материала текстолита необходимо изготовить место крепления для основной части двигателя, в которой будет находиться стартер и весь механизм сцепления, к другой части двигателя (такая конструкция позволит сделать работу двигателя наиболее эффективной).
В самую нижнюю часть всей конструкции необходимо вставить путем пресса втулку из стали, которая будет крепиться к дейдвуду. Дейдвуд будет изготовлен из весла для надувной лодки (стоит дешево), которое сделано из дюралюминия. Муфта, отвечающая за сцепление, должна присоединяться через специальный вал к редуктору.
Редуктор можно изготовить из составляющих частей шлифовальной машинки. Заполняется он маслом, используемым для смазки трансмиссии автомобиля. Крепление конструкции все так же осуществляет струбцина или тиски. Руль, осуществляющий маневры, можно сделать из дюралюминиевой трубы (оставшейся части весла).
За ручку газа, как и в случае с триммером может выступать скоростник от велосипеда. Винт, как основная часть мотора, может быть изготовлен так же, как и в случае с триммером, с использованием дюралюминия. При этом расчеты, проводимые для выяснения размеров винта, остаются такими же.
Источник: goldrybak.ru
Простой способ сделать своими руками электромотор для лодки
Каждый настоящий рыбак должен иметь в своем арсенале не только качественные снасти, но и лодку с мотором. Отличным выбором здесь может стать электрический двигатель – экономичный и достаточно эффективный. А если собрать электромотор для лодки самостоятельно, то он обойдется намного дешевле заводского аналога. Сделать это очень просто.
Еще в древнем Вавилоне считали, что проведенное на рыбалке время как бы останавливается и не входит в предписанную судьбой длительность жизни человека. Возможно, и по этой причине такой вид проведения досуга настолько популярен в наше время.
Каждый настоящий рыбак должен иметь в своем арсенале не только качественные снасти, но и лодку, желательно оборудованную бензиновым или электрическим двигателем. Но предлагаемые на рынке бензиновые агрегаты зачастую слишком шумные и ресурсозатратные. Да и сама лодка с таким оборудованием может стать обузой во время транспортировки. Отличной альтернативой здесь может стать электрический мотор – экономичный и не менее эффективный. А если сделать лодочный электромотор своими руками, то он обойдется намного дешевле заводской модели.
Особенности и преимущества электрического мотора для лодки
Оснащенное таким устройством плавательное средство приводится в движение с помощью вращающихся лопастей. Работа электромотора базируется на простых физических законах. Потребляемым для функционирования аппарата ресурсом здесь является электричество, а не жидкое топливо. Считается, что бензиновые двигатели для лодки мощнее и эффективнее электрических аналогов, поэтому их чаще покупают. Но данное мнение не имеет под собой веского основания, поскольку правильно собранный электромотор при надлежащем уходе и эксплуатации может обеспечивать приличную тягу и скорость передвижения лодки по воде.
Помимо этого, самодельный лодочный электромотор имеет много преимуществ:
- сделать мотор своими руками в конечном итоге обойдется на порядок дешевле, чем покупка заводского двигателя для лодки, особенно бензинового;
- виды и способы применения лодочных электрических моторов в нашей стране строго регламентируются действующим законодательством, а на самоделки эти нормы и правила не действуют;
- работают электрические агрегаты практически бесшумно, что особенно важно для рыбаков, не желающих распугать всю рыбу в округе;
- как ресурс электроэнергия обходится дешевле и расходуется намного экономичнее жидкого топлива, используемого двигателями внутреннего сгорания;
- в зависимости от возможностей и текущих потребностей владелец лодки может самостоятельно выбрать мощность аппарата или же обзавестись сразу несколькими вариантами на разные случаи жизни.
Наиболее простой и доступный способ собрать самодельный электромотор – это использовать в качестве основы дрель или другое устройство похожего принципа действия, например, перфоратор. Тяговые и скоростные параметры лодки будут напрямую зависеть от их характеристик. Как правило, чем мощнее дрель, тем дороже она стоит. Это следует учитывать при выборе модели. Возможно, вполне подойдет не новый, но проверенный аппарат, давно лежащий без дела в гараже или на антресолях.
Процесс создания лодочного мотора своими руками достаточно простой и не требующий особых знаний и навыков. Необходимо просто четко следовать инструкции, хотя еще понадобятся некоторые инструменты и материалы. Но с этим особых проблем возникнуть не должно. Инструментарий стандартный, который должен быть в наличии у любого хозяина, а недостающие материалы легко купить на рынке. Благодаря всемирной сети Интернет в свободном доступе также можно найти множество чертежей самого двигателя, а также рекомендации, как подобрать или сделать своими руками аккумулятор для лодочного мотора.
Необходимые инструменты и материалы
Подбирая оборудование для будущего изделия, нужно, прежде всего, учитывать его мощность и рабочее напряжение. Именно от этих характеристик будет зависеть качество работы собранного электрического мотора. Сначала следует выбрать дрель необходимой мощности – желательно не ниже 150 Ватт.
Менее мощные модели не смогут обеспечить эффективную работу двигателя в воде и могут стать причиной множества проблем. Отличным выбором является строительный шуруповерт, уже имеющий аккумулятор для лодочного мотора, а то и не один для возможности быстрой замены в случае снижения уровня заряда. На рынке сейчас предлагается большой выбор такого оборудования разного ценового диапазона, отечественного и зарубежного производства.
Современный дрели и перфораторы, как правило, имеют несколько режимов работы, в том числе и реверс. Это очень важно, поскольку в будущем позволит владельцу лодки управлять оборотами электромотора и скоростью движения плавательного средства. Что касается выбора аккумулятора, то оптимальным вариантом будет 10 или 12-вольтовая батарея – недорогая и легкодоступная в случае необходимости замены. Модели на 18 Вольт желательно не использовать, поскольку они стоят дороже и встречаются на рынке не часто.
Определившись с оборудованием, которое будет играть главную функциональную роль в будущем лодочном моторе, нужно также подготовить следующие материалы:
- редукторы (если планируется установка мотора на транец лодки, то вполне подойдут варианты от болгарки):
- крепежи-струбцины;
- 20-миллиметровые круглые трубки;
- трубки профилированного типа 20×20 мм;
- прочный железный круглый прут, который будет использоваться в качестве вала;
- листовое железо для винтов.
Кроме того, в процессе работы может понадобиться такое оборудование:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- ножницы для раскроя железа;
- электродрель со сверлами разного диаметра;
- шуруповерт и набор саморезов (если предполагается работа с деревом).
Когда весь перечисленный инструментарий и материалы будут собраны, можно смело начинать собирать лодочный электромотор своими руками. Весь процесс можно разделить на несколько этапов.
Процесс создания лодочного электромотора
Первым делом нужно создать подъемный механизм, с помощью которого будет регулироваться положение крыльчатки мотора в воде и над ней. Для этого к предварительно подготовленным струбцинам (держателям) приваривается металлическая трубка. К ней крепится база в виде перевернутой пирамиды, направленной острым концом в воду. К широкому верхнему основанию прикрепляется станина с подшипником. Снизу приваривается еще одна трубка, через которую и верхний подшипник будет пропущен вал электромотора.
Вместо трубки подойдет и проволока, но все-таки первый вариант лучше и надежнее:
- трубка позволяет установить не только на станине, но и снизу дополнительный подшипник, за счет которого при работе вала будет создаваться меньшая сила трения;
- трубки и вал должны быть тонкими и при этом крепкими, а проволоку для обеспечения необходимой прочности придется использовать более толстую.
После создания подъемника для крыльчатки можно переходить к следующему шагу – обустройству редуктора и пропеллера. Редукторы крепятся по краям вала. Их можно сделать своими руками, воспользовавшись одной из приведенных в Интернете схем и ориентируясь на конкретные характеристики электродвигателя. Но эта работа потребует дополнительного времени и определенных навыков. Проще купить нужные устройства или использовать комплектующие, снятые с болгарки.
Иногда достаточно всего одного редуктора – зависит от параметров отдельно взятого мотора. Основной критерий выбора такого оборудования – как можно меньшее передающее число. Оптимальный вариант – пятикратное снижение оборотов. При таких условиях лодка будет гарантировано двигаться нормально.
Установка второго редуктора снизу нужна для монтажа винта в горизонтальном положении. Уже готовое к применению устройство от болгарки достаточно зажать в патроннике дрели. Готовый пропеллер также можно найти в составе другого оборудования. Если такого нет в наличии, винт можно сделать самостоятельно.
Для создания самодельного лодочного винта понадобится:
- вырезать из листового железа квадрат с длиной сторон примерно 30 см;
- просверлить в центре отверстие;
- выполнить диагональные прорези на расстоянии не менее 5 см друг от друга;
- закруглить получившиеся таким образом лопасти лодки, стараясь, чтобы они были максимально идентичными во избежание появления посторонних вибраций.
Пропеллер крепится на валу посредством обычных гайки и болта – именно для этих целей в его центре было проделано отверстие. Если все вышеперечисленное сделано правильно, то электромотор для лодки своими руками уже практически создан. Теперь нужно только соединить редуктор с дрелью, зажав его в патроннике.
Если размеры не совпадают, то в качестве переходника можно использовать еще одну трубку, плотно насаженную на вал. Зафиксировать такое соединение желательно с помощью шпильки, продетой через предварительно сделанное сквозное отверстие между этими составными частями. Так вал не будет проворачиваться.
Завершающая проверка перед установкой электромотора на лодку
Собирать такую конструкцию придется, скорее всего, дома или в гараже, а не в реальных условиях использования лодки. Поэтому, чтобы не возникло непредвиденных ситуаций во время непосредственного монтажа электромотора на плавательное средство и спуска его на воду, рекомендуется еще в домашних условиях провести финальные испытания. Для этого можно использовать любую наполненную водой емкость достаточного для погружения гребного винта объема. Конечно, если есть такая возможность, желательно отправиться с новоиспеченным лодочным мотором к ближайшему озеру или речке. Саму лодку при этом пока брать не обязательно.
После включения двигателя лопасти винта должны создавать хорошо ощущаемую и видимую направленную водяную струю. При этом серьезных вибраций быть не должно. При необходимости эффективность работы винта лодки можно увеличить путем регулировки наклона его лопастей.
Если тест прошел успешно и серьезных нарушений в работе оборудования не обнаружено, можно смело приступать к непосредственному монтажу электромотора на лодку и проводить испытания уже в реальных рабочих условиях. Обустройство системы управления зависит от личных предпочтений владельца лодки. Рекомендуется выключатель питания и кнопки регулировки режимов/оборотов электромотора вынести отдельно в удобное и легкодоступное место.
Источник: promenter.ru
Водометы для лодок своими руками: рекомендации по изготовлению на базе лодочного мотора и центробежного насоса
Создание скоростного и экономичного водометного двигателя – весьма серьезная задача, требующая хорошей исследовательской и производственной базы.
Но примитивный вариант такого устройства вполне можно сделать самостоятельно.
Давайте посмотрим, как делают водометы для лодок своими руками, и какие особенности характерны для таких двигателей.
Конструкция водометного двигателя
Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:
- водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
- спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
- сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.
Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.
Схема конструкции водометного двигателя
Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:
- Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
- Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
- Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.
Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.
Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.
Преимущества и недостатки
За счет установки водометного двигателя владелец плавсредства выигрывает в следующем:
- Поскольку спрятанному в водоводе винту наматывание водорослей не грозит, лодка приобретает способность легко перемещаться по заросшим водоемам.
- Удары винта о дно также исключены, что дает возможность беспрепятственно плавать в местах с небольшой глубиной или с отмелями.
- Лодка с водометом становится безопасной для купальщиков, водолазов и обитающей в водоемах фауны.
- В отличие от обычных гребных винтов, рабочие колеса водометов, особенно современные, защищены от негативного воздействия кавитации.
Но придется примириться и с некоторыми недостатками:
- При той же мощности двигателя лодка будет двигаться медленнее, чем с обычным винтом.
- Ухудшается управляемость.
Кроме того, лодка становится тяжелее из-за веса воды, заполняющей водомет.
Для того чтобы поменять трубы в квартире, необязательно вызывать бригаду мастеров. Замена труб в квартире своими руками существенно сэкономит средства несмотря на всю сложность данного предприятия.
Как правильно соединить унитаз с канализационной трубой, смотрите тут. Обзор основных вариантов.
Слабый напор воды в квартире — не такая уж редкость. Если водоканал не может исправить ситуацию, воспользуйтесь нашими советами: http://aquacomm.ru/cancliz/mnogokvartirnyie-doma/santehnika/kak-uvelichit-napor-vody-v-kvartire.html. Способы увеличения давления воды — от замены труб до установки насосной станции.
Принцип работы
Выбрасывая с большой скоростью воду, водомет создает реактивную тягу, которая и приводит лодку в движение. Рассмотрим данный процесс более детально:
- Вода поступает в расположенный в передней части лодки водозаборник. Он снабжен сеткой, которая отфильтровывает водоросли и плавающий в воде мусор. Конструируя водозаборник, инженеры стремятся обеспечить ламинарное течение воды в нем, так как наличие турбулентности на подходе к винту значительно ухудшает характеристики двигателя.
- Винт с силой отбрасывает воду назад, при этом она попадает в сужение, благодаря чему ее скорость возрастает.
- Спрямляющий аппарат, как уже говорилось, увеличивает скорость потока за счет преобразования его вращательного движения в поступательное. Его лопаткам стараются придать такую форму, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление движущейся жидкости. Производители применяют различные конструкции спрямляющих аппаратов. Одна из них – лопаточное поджатие – позволяет использовать данный элемент одновременно в качестве соплового аппарата.
- Далее поток попадает в сопло (если эту функцию не выполняет спрямляющий аппарат). Благодаря небольшому проходному сечению, давление воды здесь преобразуется в скорость – этот эффект и называется поджатием.
Схема работы водомета
Для придания двигателю наилучших характеристик очень важно придать соплу правильный профиль.
Водомет своими руками
Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.
На базе лодочного мотора
Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.
Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.
Водомет на «Ветерке»
Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.
На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.
Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.
Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.
На базе центробежного насоса
Предлагается использовать насос Pacer Pumps 200GPM с пластиковым корпусом (термостойкий полистирол), имеющий вес около 18 кг.
Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs https://aquacomm.ru/vodosnabzenie/vodomety-dlya-lodok-svoimi-rukami.html» target=»_blank»]aquacomm.ru[/mask_link]