Как сделать лодку долбленку своими руками

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок «Долбленок» из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок «Долбленок» дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Мастер-класс «Лодка-долбленка» в рамках проекта «Ярмарка невест «Вычегодские приплывухи».

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

  1. топор
  2. коловорот
  3. тесло
  4. бензопила

Процесс изготовление лодки «Долбленки» по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки.

Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию.

Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими «ребрами жесткости.

Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность.

Главное в этом деле, по словам автора, «Не рубануть лишнего» Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность.

Теслом обрабатывает внутренние края лодки.

Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды.

Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм «Сделай себе ботник» 2 серии

Большое Спасибо за Ваше внимание!


Подготовка к долблению лодки

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки.

Читайте также:  Где находится якорь у подводной лодки

Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.

Подготовка к долблению лодки. Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки

Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:

1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.

2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.

3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.

4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.

Долбление лодки

Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.

Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!

Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.

Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.

Читайте также:  Как переводится ПВХ лодка

Отбивка разметочных линий на корпусе.

Нанесение на заготовку разметки для установки сторожков.

По количеству получившихся отверстий заготавливаем сторожки — стерженьки из кедрового кругляка. С их помощью при долблении определяется толщина стенок лодки. Перед тем как забить стержни в отверстия, их торцы зачерняются обугленным поленом — так будет лучше видно. Средняя длина сторожка — 17–18 мм, в носу и корме ее можно увеличить на 15 мм.

Изготовление сторожков, сверление отверстий под сторожки.

«Задав» толщину стенок, лодку можно перевернуть и по сторожкам окончательно выдолбить, наклоняя для удобства заготовку на один или другой борт. Облегчить работу может поставленная в середину распорка. Но она должна быть не очень большая — иначе могут сколоться края. И еще: по всей длине лодки посередине необходимо оставить утолщение — так называемую «дыню».

Ее размеры могут меняться от 70–80 мм в носу и норме до 50–70 мм. Ширина «дыни» — примерно 70–90 мм.

Долбление лодки. Хорошо видны сторожки.

На всю описанную работу у мастера уходит обычно 2,5–3 дня работы. После того как лодка будет выдолблена и вычищена от щепы, можно перейти к разводке. Если же приступить к этой процедуре в ближайшие день-два возможности нет, то заготовку необходимо опустить на хранение в воду. Вообще неразведенная лодка может храниться один-два месяца.

Разведение лодки-долбленки

Для начала несколько рекомендаций.

Поскольку процесс разведения включает в себя нагревание по всей поверхности на открытом костре, необходимо предварительно соблюсти все правила пожарной безопасности. Желательно также дождаться безветренной погоды или же специально выбрать подходящее место.

Работать сподручнее вдвоем, четно распределив роли, так как сама разводка займет всего час-полтора, и действия каждого должны быть достаточно четки и быстры.

Лодка готова к разводке.

Загодя заготавливаем сырые распорки из черемухи или другой гибкой древесины. Их задача, будучи установленными внутрь лодки, равномерно давить на нагреваемый борт.

Во время работы из-за неравномерного нагрева возможны пригорания бортов или днища. Эти места хорошо заметны, и в таком случае они смачиваются влажной тряпкой. Поэтому предусмотрите, чтобы под рукой в нужный момент была пара ведер с водой и ветошь.

Так как лодка находится на двух точках опоры, то при нагревании возможен прогиб днища или свисание кормы и носа. Этот дефект резко снизит ходовые качества. Не допустить его можно, правильно расположив лодку на жердях и не перегибая излишне заготовку.

Теперь разведем костер и разложим его по всей длине лодки. Над костром, на высоте 0,8–1 м, закрепляем две крепкие сырые березовые жердины и кладем на них заготовку днищем вниз.

Добившись равномерного пламени, прогреваем днище. Оно дойдет до «кондиции», когда рядом с «дыней» будут выступать пузырьки влаги и борта начнут расходиться. Вставив распорки, наклоняем лодку одним бортом над жаром, следя, однако, чтобы и днище не остывало.

Если в какой-то момент окажется, что борт «не идет», то необходимо от середины лодки к носу и корме снять с борта ленту древесины толщиной 5–7 мм — это ликвидирует напряжение, и процесс продолжится. В принципе по такой технологии ствол можно развернуть даже в лист. Таким же образом обрабатывается и другой борт. Нужно лишь не забыть о симметричности.

Читайте также:  Лодка гладиатор с370 характеристики

Разведение бортов покажет, насколько хорошо вы обработали корпус Если имеются неравномерности по толщине лодки, то при разведении в таких местах появятся бугры или ямы, которые уже не устранить. Если днище было прострогано слишком грубо, впоследствии и это будет заметно. Мелочей здесь нет. Возникающие в материале напряжения при разводке весьма значительные, поэтому любое снятие древесины с борта надо выполнять очень аккуратно: одно неверное движение — и произойдет скалывание. Всю работу придется выполнять сначала.

Источник: hobbygood.ru

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки.

Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.


Подготовка к долблению лодки.
Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.

Подготовка к долблению заготовки. Вид сбоку.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.


Долбление желоба.

Обработка днища.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Источник: bearbricks.ru

Лодка-долблёнка(фото)

топ 100 блогов

tihiomyt — 30.08.2014 Со временем и у нас в городке забывается еще один вид лодок. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества.

На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно.
1.

Лодку-долбленку из цельного дерева в нашем регоне можно изготовить из сосны, осины или тополя.В Сибири долбят так же из кедра, лиственницы.
2.

Зафиксированы в корпусе болтами: по одному, по верхней кромке на каждый борт.
4.

Минимум гвоздей и болтов.
5.

Толшина стенки в верхней части не более 20 мм.
6.

Пока на замке,»штормит»
7.

Источник: yablor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...