Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Моб. приложение
Долбленые лодки были чрезвычайно широко распространены в устьянском крае с давних времен. Основные сведения об их употреблении мы можем узнать у старожил – старейших жителей наших устьянских деревень, помнящих про лодки-долбленки из рассказов своих родителей, дедов и прадедов. Ну и, конечно же, они сами застали то время, когда долбленки, они же «осиновки» или однодеревки, изготавливали чуть ли не в каждой деревенской семье.
Умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Каждый мужик в деревне должен был уметь делать такую лодку, так как она была необходима в хозяйстве. Перевезти какой-нибудь груз, переплавится в соседнюю или дальнюю деревню, на лодках можно было легко добраться до нужных мест (по грибы, ягоды, на рыбалку, на ярмарку).
Таким образом, лодка являлась необходимой составляющей деревенского хозяйства, особенно большие лодки, на которых при необходимости могли вместиться и люди, и значительное количество их поклажи.
Мастер-класс «Лодка-долбленка» в рамках проекта «Ярмарка невест «Вычегодские приплывухи».
Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и обладает высокой грузоподъемностью. Традиционно управление лодкой осуществлялось одним веслом в положении стоя.
Материалом для изготовления лодки-долбленки в нашей местности преимущественно служила осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой. А наиболее подходящим временем для процесса изготовления долбленки считалась весна. Изготовив ее в эти месяцы, лодка была готова к сезонному летнему использованию.
Технология выделки лодок-долбленок опробована веками и в большинстве своем сходна на разных территориях. Процесс этот достаточно трудоемкий.
Лодки-долбленки могли иметь весьма скромные размеры и вмещать одного-двух человек, соответственно они были легкими по весу и легко переносились, либо же они могли быть вместимостью до 10 человек и иметь значительный вес. Размер лодки зависел от ее предназначения и желания мастера.
Итак, выбрав подходящую осину, необходимо было ее обработать. Для начала убрать кору, затем сделать разметку, в соответствии с которой и осуществлять все последующие работы. Сформировав нос и корму, начиналось выдалбливание.
Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода, раньше для ее нагрева использовали разогретые на костре камни. Внутри ставили распорки из еловых сучков, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно разошлись, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться. Крепили «упруги» к бортам лыком, веревками, берестой, привязывая их к специальным выступам с отверстиями (выступы на стенках предусматривают при выдалбливании лодки).
Существовал и другой способ распаривания бортов для их разводки – путем нагрева лодки над костром. Лодка ставилась на козлы, под которыми разводился огонь, внутрь лодки наливалась вода, в процессе нагрева необходимо было следить, чтобы борта не обуглились, подмачивая внешнюю сторону лодки водой. При таком способе распаривания существовал риск ее ненароком сжечь, что иногда и случалось. Поэтому данный способ применялся реже, нежели другие.
Заключительным этапом изготовления лодки являлось ее смоление. Спустя некоторое время после изготовления лодку снаружи обильно покрывают разогретой смолой и выставляют на солнце. Когда смола полностью впитается древесиной, процесс можно считать завершенным. Раньше смолокурение было распространено на Устье, регулярно просмоленная лодка могла служить своему хозяину довольно продолжительный период времени.
Источник: www.izi.travel
В Архангельской области, как 3000 лет назад, в ходу лодки-долбленки
Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии
Уважаемые посетители сайта «В гостях у Самоделкина» из представленного материала вы узнаете, как своими руками можно сделать себе лодку «Долбленку» Для чего используется только природный материал, а именно дерево мягкой породы, к примеру ива или же осина. Дерево заблаговременно выбирается прямое и без ответвлений, а так же толщина ствола будет отвечать за водоизмещение будущего судна.
Данная технология создания лодок очень древняя и передавалась из поколения в поколение, от Отца к сыну, на сегодняшний день она практически забыта, но все же еще остались «Умельцы — молодцы» на Земле Русской!
Давайте рассмотрим, что конкретно потребуется автору для строительства лодки? А так же рассмотрим все этапы и посмотрим фильм (Сруби себе ботник).
1. дерево мягкой породы (ива, осина)
Инструменты
1. бензопила 2. ножовка 3. топор 4. тесло 5. фуганок 6. источник огня (паяльная лампа)
Мастер-класс от Иван Петровича Овчинникова, по строительству лодки «Долбленки» своими руками
И так, автор перенял данную технологию от своего Отца, а он в свою очередь от своего родителя). В стародавние времена на Руси основным строительным материалом, как вы знаете являлось дерево, а так же изготавливалась мебель, посуда, крестьянский инвентарь, телеги и прочее.
Лодки и ладьи, соответственно тоже строились из древесины, для этого создавались целые артели и бригады. Может показаться странным. но лодки начинали делать в зимнюю пору, когда дерево находится еще во сне. В лесу подбиралось наиболее подходящее дерево (осина), срубалось и придавалась форма ладьи, после чего заготовка засыпалась снежком и оставалась в таком положении вплоть до ранней весны. За это время дерево как следует напитывало влаги. Зачем оставлять лодку в лесу, да еще и в снегу. Дело в том, что для дальнейшего процесса формирования ладьи, требуется ее высушивать над открытым огнем, ставить распорки, тем самым предавая ей конечную форму (в фильме все подробно описано)
А вот д. Ваня пошел немного другим более легким путем, выбрал заранее большую и толстую (иву), спилил под самый корешок) снял кору и приступил к формированию лодки.
Как видно на фото, автор сначала делает запил, а потом подрубает топориком, все делает профессионально с минимальной затратой труда) Бревно переворачивает д. Ваня в одиночку, ведь он Русский богатырь и кушает по утрам кашу, а еще мастер знает законы физики и применяет рычаг (лом) и с легкостью крутит заготовку, как ему захочется) При помощи топора задает форму.
Затем Иван Петрович переходит к изготовлению внутренней части лодки, применяет так же топор и тесло.
Внутри были оставлены 2 перегородки, они будут служить ребрами жесткости для конструкции лодки.
Вот собственно что получается, ботник практически уже готов.
Мастер умело работает теслом, потому как перенял данное искусство от своего Отца.
После того, как лодка была изготовлена. она была обработана при помощи паяльной лампы, дабы в последствии древесина не боялась влаги и прослужила хозяину длительное время.
Такая вот замечательная лодка получилась у нашего автора, теперь он сможет плавать по Дону и ловить рыбу. Как видите, у мастера срубить лодочку получилось довольно таки просто, а самое главное, что материал бесплатный и дан самой природой.
Так же вы можете просмотреть очень хороший фильм, про изготовление лодок «Долбленок» по старинной технологии.
На этом заканчиваю статью. Спасибо за внимание! Заходите почаще в гости, не пропускайте новинки в мире самоделок!
Статья представлена в ознакомительных целях!
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Подготовка к долблению лодки
Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки.
Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.
Подготовка к долблению лодки. Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.
Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.
Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.
Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.
В Архангельской области, как 3000 лет назад, в ходу лодки-долбленки
Владимир Станулевич, 30 апреля 2021, 16:32 — REGNUM Известный яхтсмен Евгений Шкаруба, некоторое время назад взявшийся за строительство в Архангельске парусно-моторной шхуны, занялся сохранением традиций поморского судостроения. Он объявил конкурс фотографий традиционных лодок используемых жителями Архангельской области. Евгений не пригласил к сотрудничеству СМИ, и результат пока количественно скромный — ему прислали описание пяти и фотографии чуть большего числа лодок.
Лодка-долбленка (однодеревка) возрастом 3000 лет найденная на дне реки Южный Буг. Экспозиция Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Такие же лодки-долбленки до сих пор используют в деревне Шалакуша Няндомского райо
Но среди них есть интересные экспонаты. Это лодка-долбленка из Шалакуши Няндомского района Архангельской области, лодка из «космического железа» из села Койда Мезенского района, поморские карбасы из деревни Яреньга с Летнего берега Белого моря и деревни Кальчино в дельте Северной Двины.
Самое интересное — долбленка, которая продолжает многотысячелетнюю традицию народного кораблестроения. В Центральном морском музее находится точно такая же долбленка найденная на дне реки Днепр возрастом 3000 лет. Вспомнить древние технологии няндомским мастерам, очевидно, пришлось из-за гораздо большей доступности толстого дерева, чем денег на современные материалы или готовую лодку. Долбленки удобны и на волоках, которых много в бывшей Мошской волости (ныне Няндомский район).
Несколько другими мотивами руководствовались строители лодки, днище которой сделано из куска космической ракеты, сотни которых были запущены с космодрома Плесецк. Борта лодки сделаны из дерева, а «летающее железо» играет роль не только удобного материала, но и трофея. Трофея небезопасного, так как были случаи, когда жители брали в руки кусок гептилового бака ракеты и теряли здоровье.
Поморский карбас с Летнего берега — самый соответствующий идее конкурса. Это классический тип судна, продолжающего судостроительные традиции идущие еще с Балтики и Великого Новгорода. Мастеров, делающих карбасы в области, по мнению Евгения, осталось человек 10. Большая часть живет на Летнем Берегу Белого моря — в Лопшеньге, Яреньге и других деревнях.
У такого мастера Виктора Петровича Кузнецова из села Лешуконское яхтсмен в 2021 году заказал карбас «Вашка». В полной комплектации с мачтой, парусом карбас обошелся в 300 тыс. рублей. Для своих, и без большой экипировки, карбас стоит тысяч 100. Такие небольшие цены из-за отсутствия заказчиков.
В аналогичной ситуации котласский мастер Александр Шутихин, шьющий лодки из бересты, работает исключительно по заказам музеев. Большого желания приобрести у него 8-метровую берестяную лодку по цене 8000 рублей за погонный метр северяне не проявляют. Древнее мастерство Шутихин сохраняет, выживая производством туесов. У мастеров по карбасам подспорья в виде туесов нет, карбасов музеи не заказывают, умения теряются.
Шкаруба называет своей целью сохранение этих умений и технологий. Лодки, фотографии которых ему прислали и пришлют, Евгений собирается оцифровать 3D-сканером и поместить на выставку своей верфи. Он готов собрать коллекцию и настоящих лодок, если САФУ, на территории которого располагается верфь, или город Архангельск даст землю.
Яхтсмен считает, что заказы поморским судостроителям появятся, если дальние походы на карбасах вроде его путешествия на «Вашке» по Мезени и Белому морю станут хорошей традицией. Речной и прибрежный туризм также пополнит пакет заказов. Еще один потенциальный драйвер поморского судостроения — Кенозерский национальный парк, на территории которого десятки деревень и озер, а также древний Кенский волок — первая речная дорога новгородцев на Север. Если Евгений Шкаруба широко оповестит северян о конкурсе и найдет спонсоров для приобретения призов, то его следующим шагом станет создание реестра народного судостроения Русского Севера.
Читайте ранее в этом сюжете: «Прекрасно сохранился» — после взрыва и 230 лет под водой
Долбление лодки
Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.
Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!
Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.
Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.
Источник: y-mastera.ru
tihiomyt
Со временем и у нас в городке забывается еще один вид лодок. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества.
На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно.
1.
Лодку-долбленку из цельного дерева в нашем регионе изготавливают из осины. В Сибири долбят так же из кедра, лиственницы.
2.
Шпангоуты.
3.
Зафиксированы в корпусе болтами по одному, по верхней кромке на каждый борт.
4.
Минимум гвоздей и болтов.
5.
Толщина стенки в верхней части не более 30 мм.
6.
Пока на замке.
7.
8.
Источник: tihiomyt.livejournal.com
Лодка-долблёнка
Лодка-долблёнка — часть этнографической коллекции Тобольского губернского музея. На таких по сибирским рекам передвигались селькупы, коренной малочисленный народ, живущий на севере Западной Сибири. Другое название лодки на языке селькупов — «облас». Такие лодки были узкими и длинными, их делали из цельного ствола дерева.
Чаще всего селькупы использовали осину, так как ее древесина при намокании становится только прочнее, но если лодку нужно было часто носить по суше, то использовали кедр. Такая древесина была легкой и практически не намокала в воде. Стволы для лодок заготавливали зимой, а делать лодку начинали весной, с приходом тепла.
Сделать хорошую долблёнку было непросто, занимались этим мужчины. В зависимости от размеров она должна была вмещать от одного-двух человек до десяти. С выбранной осины убирали кору, затем размечали ствол. Сформировав нос и корму, начинали выдалбливать древесину. Когда долбленка приобретала форму, а борта были нужной толщины, их начинали разводить.
Чтобы распарить древесину, в будущую лодку наливали горячую воду. Если возможности нагреть воду не было, то использовались разогретые на костре камни. Самый рискованный способ — установить лодку на козлах над костром и налить в нее воду. За таким распариванием нужно было постоянно приглядывать, чтобы не сжечь дерево.
Внутрь будущей лодки устанавливали распорки из еловых сучков. По мере того, как древесина распаривалась, сучки заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, в них делали отверстия, к которым лыком, веревкой или берестой крепили упруги, по-другому шпангоуты — поперечные ребра жесткости. После этого практически готовую лодку смолили — натирали смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой, чтобы долблёнка скользила по воде бесшумно и не промокала.
Управляли долблёнкой с помощью шеста и весла длиной от 1 до 1,5 метра, их делали из сосны, ели или кедра. Для отталкивания от берега использовали относительно короткие весла с закругленной лопастью. Обычно мужчина управлял лодкой, стоя на корме, а женщины и дети гребли. Мужские весла отличались от женских большими размерами, более массивными рукоятками и формой лопасти.
Верхнюю часть рукоятки женских весел оформляли в виде шестигранника и украшали резьбой, наносили знак родовой принадлежности. Иногда женихи делали специальные весла в подарок своим невестам.
Источник: ar.culture.ru
Лодка-долбленка и монеты Золотой Орды: археологи нашли древние погреба под стенами Кремля
Удивительное и богатое находками открытие сделали казанские археологи во время обычной процедуры предстроительного обследования участка в центре Казани. В числе находок семи тысяч предметов – горсти медных и серебряных денег, боевые ядра, наконечники стрел и даже старинная лодка, сделанная из ствола дерева. Подробности в репортаже «Татар-информа».
news_top_970_100
Город на пятиметровой глубине
Раскопки велись на улице Батурина, недалеко от стен Казанского Кремля. Углубившись в грунт до 5,5 метра, исследователи обнаружили фактически часть целого городского квартала с хорошо сохранившимися хозяйственными срубами по типу погребов и бытовыми ямами от эпохи Золотой Орды и средневекового Казанского посада до культурных напластований наших дней. Древний, уникальный культурный слой Казани удалось исследовать на значительной площади в 550 квадратных метров, а непосредственная близость территории к Казанскому Кремлю гарантировала богатый исторический предметный «урожай».
«Раскопки проводились прошлым летом и велись достаточно долго – пожалуй, до ноября. Оказалось, что в этом месте сохранился участок так называемого влажного культурного слоя, в котором прекрасно сохраняются древние предметы из органических материалов: дерева, бересты, кожи, лыка. Влажный культурный слой – это буквально слой земли, насыщенный водой.
Конечно, это не болото, не тина, но это культурный слой, в котором очень много влаги, и благодаря этому доступ кислорода к предметам из органики ограничен, а это способствует их сохранению. У любой медали две стороны, но в нашем случае это хорошо. Замечательным примером на территории Республики Татарстан является остров-град Свияжск, где сохранились довольно большие участки этого культурного слоя в нижней части Свияжска. Сам по себе этот слой, конечно, не уникален, есть и в городе Казани еще места, где отмечен влажный культурный слой, в котором сохраняются, назовем их общим словом, деревянные предметы», – пояснил корреспонденту «Татар-информа» известный в Казани археолог, замдиректора ООО «Поволжская археология» Андрей Старков.
Предварительно археологи датируют исторические слои на раскопе XIV-XX веками, а найденные здесь артефакты относят к свидетельствам средневековой материальной культуры XIV-XVII веков.
Подземельные хранилища-избы
«В XVI-XVII веках эта территория уже подлежала градостроительному учету, но уровень развития, конечно, соответствует эпохе Средневековья. И вот в этих слоях мы как раз и оказались на улице Большой Красной – когда территория эта носила дорегулярный характер: направление кварталов там немного изменено относительно современного прохождения улиц. А поскольку территория раскрыта довольно крупная, около 550 квадратных метров, в границах раскопа умещаются несколько домовладений средневекового посада.
В данном случае мы обнаружили серию погребов XVI-XVII веков, более древние хозяйственные ямы – эпохи Казанского ханства, Золотой Орды. А сам культурный слой сложился на территории от Кремлевского склона к этой Черноозерской впадине (водоем на месте Черного озера письменные источники фиксировали еще в XVI веке, – прим. Т-и). Он дорос до таких значительных отметок, как 5,5 метра. И благодаря тому, что участок все же находится во впадине, в почве смогла сохраниться влага: сложились все условия для такого уникального места, что мы сейчас, в наше время, можем поприсутствовать в тех далеких-далеких временах, оказаться в эпохе Ивана Грозного, в эпохе казанских ханов – соприкоснуться с историей нашего города не просто на уровне книжек и наших представлений о том, как это могло быть, а можем оказаться в фактическом материале – буквально своими глазами увидеть, как это было», – подчеркнул Старков.
«Влажный» культурный слой словно законсервировал городские усадьбы. Основная часть деревянных построек – остатки трех заглубленных в землю погребов-срубов размером около 4,5 метра и высотой по 11-12 венцов (бревен). Археологи относят их к XVII веку. К погребам обустроены лестничные спуски, а в стенах – конструкции дверных проемов. Постройки отличают общие строительные приемы тех веков.
«Мы интерпретировали заглубленные в землю срубы, к которым ведут лестничные спуски, как погреба. То есть это не жилая постройка, а некий погреб, амбар – что-то такое. Известно, что в эпоху бронзы люди жили в полуземлянках: своим нехитрым тогда инструментом откапывали довольно большой прямоугольник, строили над ним шалаш в теории, накрывали шалаш дерном и в этом жили со всеми проблемами осенне-весеннего половодья в нашем регионе. Поэтому заглубленные в землю конструкции не всегда погреба, но и не всегда жилые помещения. Поскольку так случилось, что мы обнаружили их за границами исследованной части, соответственно, мы могли только частично прикоснуться к этой информации и в нашем, археологическом виде зафиксировать», – пояснил собеседник информагентства.
Лодка-долбленка XVI века и бочонки кожевника
Одной из крупных находок раскопок стала лодка- долбленка XVI века. На фотографиях хорошо отличим большой деревянный предмет с заостренным «носом». Но ученых в ХХ I веке смог дождаться только фрагмент лодки – сохранившаяся ее часть около 1,4 метра.
«Часть лодки была утрачена. Вероятнее всего, в XIX веке при строительстве каменного здания, которое стояло на углу квартала. Тогда, видимо, лодка и была перебита фундаментом здания. Впрочем, археология фиксирует факт, который свершился, а что произошло между фактами, мы можем только предполагать или догадываться.
Может быть, лодка была изначально сломана или ее скинули уже разбитой в один из погребов. Полностью ее длина составляла, полагаю, метра два», – сказал Старков.
Следующие габаритные находки – пара бочонков, опоясанных, как водилось, деревянными обручами. Один из бочонков был набит обрезками кожи от обуви и прочих изделий. Сохранил «влажный» слой и достаточно большой берестяной туес (короб) рубежа XVII-XVIII веков. Его, как и лодку-долбленку, археологи намерены отреставрировать в первую очередь, чтобы демонстрировать в числе наиболее значимых находок.
Элитная завозная керамика и текстильная пломба из Бельгии
По словам Андрея Старкова, на территории данного раскопа было обнаружено много деревянной и керамической посуды, а также бочонков и другой тары для хранения.
«Большинство находок на раскопе, конечно, представляют фрагменты битой посуды – керамика. Причем 99% находок – это как раз такие фрагменты битой посуды. Среди этой битой посуды выделяется цветная керамика, которая покрыта поливой. Полива – такая масса, в которую предмет опускался, красился, потом подсушивался. Визуальный смысл такой посуды примерно как у посуды с эмалью», – рассказал археолог.
Как бы ни банально звучало, керамика является маркером археологической культуры: каждому времени, каждой эпохе, каждому народу характерны свои традиции в посуде. По этим традициям в посуде археолог, взявший в руки черепок, может соотносить историю памятника археологии. Исходя из современных знаний, можно сказать, что обнаруженная в раскопе посуда относится к XVII-XVIII векам.
Для Москвы такая посуда характерна уже и после XVI века. До нашего региона технологии изготовления такой посуды и мода на нее дошли в XVII веке. Как правило, это посуда, произведенная в нижневолжских городах и привезенная потом в Казань.
«Такая посуда – предметы роскоши. Сосуды иногда находят целиком, но с поливной посудой это происходит крайне редко – их старались забрать себе, использовать вторично, третично. Мы нашли только фрагменты поливной посуды – судя по всему, эту “мусорку” (погреба) еще в древности, до нас, уже растащили. Среди находок, например, блюда так называемой кашинной керамики производства на Нижней Волге и в Средней Азии и тарелки, пиалки, небольшие аккуратные чашечки, расписанные золотым, голубой поливой», – перечислил Старков.
Один из осколков с ярко-синей «глазурью», продемонстрированный журналистам «Татар-информа» хранителем музея Института археологии имени Халикова Наилем Садриевым, – не черепок посуды, а фрагмент облицованного фасада. Обнаружили и почти целый сосуд, но не из разряда поливной керамики, – л ощеную флягу приплюснутой формы с отверстиями для ручки-ремня, чтобы ее можно было подвесить или надеть поверх себя в путь.
Кроме того, «урожаем» исследователей стали около тридцати боевых ядер, как каменных, так и отлитых из металла (самое большое – каменное, диаметром порядка 25 сантиметров), около двух десятков наконечников стрел нескольких разновидностей, «древние» пули. А также западно-европейская свинцовая текстильная пломба (одна ее половина) приблизительно первой трети XVII века, ориентировочно из Бельгии. Такими сопровождали рулоны сукна при изготовлении и упаковке на мануфактурах, затем ткань, очевидно, была завезена в Казань.
Дирхемы – полушки Василия II и горсть медных копеек
« Пломбы ранее уже находили в Казани, но их немного. На моей памяти с десяток. Целые фляжки находят реже, но опять же на моей памяти это пятая целая фляжка. До этого одна была найдена, например, в Кремле, две – на территории Богородицкого монастыря. Керамика – довольно частый материал, монеты тоже. Золотоордынские дирхемы первой трети XV века.
На территории Казанского Кремля, безусловно, подобные монеты уже находили прежде, за территорией Казани они очень редко встречаются – единичные случаи. Эти монеты хорошей сохранности, но все же уже подвержены процессам деструкции временем. Тем не менее в связи с тем, что это белый металл (серебро), он неплохо сохраняется», – пояснил Наиль Садриев.
Помимо пары дирхемов Золотой Орды археологам на городском раскопе повезло с несколькими монетами Московского государства эпохи Василия II, Темного. Он был пятым сыном великого князя владимирского и московского Василия I и приходится прадедом Ивану Грозному. Василий Темный управлял княжествами Владимирским и Московским с 1425 по 1433 год, Государем и Великим князем всея Руси был с 1447 по 1462 год (правя совместно с сыном Иваном III с 1448 года). Найденные монеты или денги, так назывались эти серебряные монеты времен его правления, отчеканены были, как датировали археологи, в 1446-1462 годах.
«В археологическом плане весь этот раскоп – большая и серьезная находка. Мир так устроен, что не всегда можно что-то найти, ведь никто никого не обязывал где-то что-то сохранять. Так должно совпасть, что пройдет время, а эти, в данном случае археологические, раскопки можно было бы провести в данное время в данном месте и обнаружить эти предметы, которые бы сохранились именно здесь.
Они не были утрачены в эпоху их бытования, они не были утрачены в результате строительства на этой территории крупного здания. И весь этот материал сейчас оказался вскрыт в результате того, что до начала строительства необходимо проводить предварительные археологические исследования.
А в другие бы годы эти работы не были бы проведены и весь этот уникальный материал был бы утрачен. То есть очень много «если», почему произошло именно так. На территории города Казани мест, где можно проводить археологические раскопки, становится все меньше – город строится, развивается, ведется его активная застройка. Мы все, горожане, это видим.
А чтобы на таких участках еще и внутри что-то сохранялось серьезное… В данном случае это уникальное место, где на протяжении многих столетий сохранялась история нашего города, и теперь мы можем ее изучить и сохранить. Каждое подобное открытие уникально. Уникально уже то, что нам удалось с этим материалом поработать», – подчеркнул, резюмируя рассказ о находке, археолог Андрей Старков.
Ученые будут продолжать описывать и исследовать находки, которые пополнят фонды музея Института археологии имени Халикова. Предстоит издать не одну научную статью по результатам обработанных артефактов, а на месте раскопа, напомним, планируется современное строительство.
Минувшей осенью, напомним, «Татар-информ» сообщал, что в исторической части Казани у одного из знаковых исторических мест – собора Петра и Павла – археологи нашли кладбище и монету времен Ивана Грозного. В марте информагентство сообщало о редкой для региона находке – монете короля викингов Этельреда II в буферной зоне объекта ЮНЕСКО – Свияжска.
Источник: www.tatar-inform.ru