Как сделать чум своими руками

Образовательные: Совершенствовать умение конструировать из бумаги: складывать круг на четыре части, использовать способ закручивания бумажного круга в конус, надрезать по сгибам.

Развивающие: Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к коренным, внимательное отношение к товарищам.

Материал : Макет чума, хантыйская кукла кукла, на каждого ребёнка круг из цветной бумаги, ножницы, клей, трафареты с хантыйскими орнаментами для украшения чума.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о жизни хантов, рассматривание изделий, орнаментов.

Индивидуальная работа: обратить внимание на приемы вырезания хантыйских орнаментов.

Как построить чум и ночёвка в -20

Интеграция образовательных областей:

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.

Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Безопасность: Формирование представлений о безопасности при работе с ножницами.

Музыка: приобщение к музыкальному искусству народов севера.

Виды детской деятельности

Беседа, подводящий диалог, отгадывание загадок

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Чтение (восприятие художественной литературы)

I. Звучит хантыйская музыка.

— Ребята, как называется наш округ?

— Почему он так называется?

— Кто коренные жители ХМАО?

— Чем занимались коренные жители?

— Если они занимались оленеводством, то они кто? ( оленеводы)

— Как называется жилище, в котором живут оленеводы ?

Среди северных снегов

Стоит домик без углов. (Чум)

Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйской деревне. В их деревне случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье.

Давайте поможем жителям деревни и построим для них много чумов.

— Их чего он делается?

— Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)

— Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)

— На какую фигуру похож чум?

Чум похож на конус — это фигура треугольной формы, похожая на колпак.

Показ способа работы:

Для того чтобы сделать чум, я приготовила вам вот такие волшебные круги. Нам нужно сложить круг на четыре части и сделать надрез до середины. Сейчас ребята посмотрите, как я буду скручивать бумагу. Я беру левый угол и сворачиваю наш круг в конус. Вот и получился чум.

Нужно намазать край правого надреза клеем, а левый угол свернуть в конус, аккуратно проглаживаем. Лишний клей мы аккуратно вытрем салфеточкой. Вот такой замечательный чум получился у меня.

Чум — жилище ненцев. Как его установить и зачем нужны шкуры оленей?

— На какую фигуру похож чум? (Конус)

— Чего не хватает в чуме?

Дверь в нем особенная называется полог.

— Как называется дверь в чуме?

— Как можно сделать дверь в чуме?

Чум можно украсить орнаментом.

— Как называется эти орнаменты? (щучьи зубы, заячьи уши)

Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент.

Физминутка: «Чум» В. Берестов

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)

Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится. (прыгают)

Угостить торопится. (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)

II. Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь.

Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.

Ребёнок рассказывает стих-е:

«Чум, чум, круглый дом,

побывайте в доме том,

в нём всего одна стена,

очень круглая она».

Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.

Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?

Источник: nsportal.ru

Внеклассная работа Поделка изделие Аппликация Моделирование конструирование Жилище северных народов макет чума

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши.

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши. (фото 1)

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех).

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех). (фото 2)

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие.
Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать.

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие. Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать. (фото 3)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 4)

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если «болтаются» остатки, их можно обрезать.

Читайте также:  Почему нельзя убивать лебедей

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если

Таким же образом крепится основной материал.

Таким же образом крепится основной материал. (фото 6)

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю).

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю). (фото 7)

Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда — рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба — аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять.

Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда - рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба - аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять. (фото 8)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 9)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 10)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 11)

Работа готова! Спасибо за внимание! Может, кому пригодится)))

Работа готова! Спасибо за внимание! Может, кому пригодится))) (фото 12)

  • Блог Елена Федотовская
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати

Источник: stranamasterov.ru

Диорама «Тундра» (мастер-класс по изготовлению макета)

Продолжаем публиковать интересные наработки преподавателей, недавно мы получили мастер-класс по изготовлению макета тундры своими руками, который подготовила Амина Бахлул.

«В нашем центре развития ребёнка «Радуга» уделяют большое внимание на формирование у детей интереса к литературе Ямала, развитию навыков выразительного чтения, умения видеть красоту природы и семейные традиции. Приобщаем детей к духовной культуре северных народов, воспитываем любовь к родному краю. Мною была создана диорама «Стойбище», которая сыграла немалую роль в изучении культуры и быта народов Севера. Я хотела бы поделиться своим мастерством с моими коллегами. Желаю творческих успехов.

Мастер – класс по изготовлению диорамы «Тундра»

Изготавливаем диораму тундры.

diorama tundry1

Для этого нам нужно подготовить основу для нашей будущей диорамы. У меня будет основа изготовленная из фанеры, размер должен соответствовать тому месту, где она будет располагаться.

Для начала мы подготовим березки для нашей диорамы. Для этого я взяла две веточки березки, которые ближе по сходству к стволам дерева.

Смотрите также: Сценарий занятия-посиделок на тему: «В краю оренбургской паутинки»

diorama tundry2

Берем белую акриловую краску (можно обычную гуашевую), и закрашиваем веточки.

diorama tundry3

С помощью черной краски наносим рисунок на наши веточки, и вот у нас получился ствол березки.

diorama tundry4

Для изготовления кроны березки я применила поролон (обычная губка для мытья посуды, у меня ушло 5 средних губок). Берем зеленую, желтую краску и наносим на наш поролон (для того, чтобы наша крона выглядела более реалистичной, наносим поочередно зеленую и желтую краску), обильно пропитывая. Затем крашеный поролон ставим высыхать, приблизительно на 3-4 часа (я сушила на батарее).

diorama tundry5

После высыхания, поролон станет твердым и его можно легко натереть на мелкой терке.
У нас получилась отличная основа для нашей березки.

diorama tundry6

Берем клей ПВА, наносим на готовые веточки (обильно).

diorama tundry7

Затем приклеиваем изготовленную крону. И у нас получилась красивая березка. Так нам нужно изготовить несколько березок. Оставшийся поролон не выбрасываем, оно нам пригодится для изготовления травы.

diorama tundry8

Приступаем к изготовлению земли. Для этого нам понадобится:

  • клей ПВА,
  • бумага или ткань,
  • песок,
  • гипс (я использовала гипсовые бинты, очень удобно),
  • вода.

Смотрите также: Лодочка-конфетница из бумажной лозы

Бумагу или ткань нужно намочить в воде и сформировать на основе рельеф.

diorama tundry9

diorama tundry10

Для закрепления нашего рельефа нам и понадобится гипсовый бинт. Отрезаем небольшой кусочек, замачиваем его в воде и прикладываем на изготовленный нами рельеф из бумаги. Постепенно покрываем наш рельеф. Через несколько минут наш рельеф подсохнет.

diorama tundry11diorama tundry12

Когда все подсохнет, можно приступать к работе с песком. Наносим на нашу основу клей ПВА (обильно) и начинаем засыпать песком. Вот у нас и получилась рельефная основа.

diorama tundry13diorama tundry14

Приступаем к изготовлению чума. Для этого нам понадобится 7-8 палочек (я взяла палочки для суши). Фиксируем наши палочки проволокой на верху и у нас получается каркас для нашего чума.

diorama tundry15

Берем бинт гипсовый, обмакиваем его в воде и прикладываем на наш каркас, формируя чум. После высыхания он станет твердым, и мы сможем его поставить на нашу диораму.

Смотрите также: Новые работы воспитателей детского сада № 267 г.Ижевска

diorama tundry16diorama tundry17

Закрепляем чум с помощью гипсового бинта (каждую палочку смоченным кусочком).

Таким же способом закрепляем наши березки.

diorama tundry18

Из оставшегося натертого поролона делаем травку. Наносим на выбранное место для травы клей ПВА и посыпаем наш поролон. И вот у нас получился фрагмент нашей диорамы.

Приступим к изготовлению речки. Для этого нам понадобится кусочек голубого полиэтилена, клей силиконовый. Полиэтилен приклеиваем на основу для речки силиконовым клеем. Затем заливаем нашу речку поверх полиэтилена клей силиконовый, он придаст нашей речке более реалистичный вид.

diorama tundry1

Для оживления нашей диорамы можно применить готовые игрушки животных севера.

Я уверена, что у вас все получится.
Желаю удачи!»

Большое спасибо Амине за подробный рассказ с пошаговыми фотографиями.

Если вы тоже делаете обучающие макеты для детей, присылайте нам, с удовольствием опубликуем.

Читайте также:  Сколько весит макаров пистолет

Источник: podelki-doma.ru

«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер — класс)

«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер - класс)

Салиндер Алма

— познакомить воспитанников с культурой ненецкого народа, через изготовление сувенира на северную тематику, «ненецкого чумика».

— Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;

продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.

-Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.

— Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.

2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.

Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки.

Ход мастер — класса

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Занятие нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам, (при работе в парах).

— А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.

Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.

Дети, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла! (Чум)

— Что это такое? (ответы детей).

— Как вы догадались?

Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.

Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого — чумика.

Что такое чум? (ответы детей).

Чум — это жилище (дом) ненцев.

— Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)

— Как называется чум по ненецки? (Мя)

Воспитанница: Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа.

Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

— Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)

— Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)

— Для детей и женщин, какое место в чуме запретное, как называется? (священное место — «си»). Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное.

Воспитанница: Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Воспитатель:

— Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.

Сегодня на нашем занятии, будем изготавливать сувенир на северную тематику «Ненецкий чумик».

— Для изготовления сувенира — чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

— При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

— Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

— При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

— Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

Читайте также:  Маде ин hungary какая страна

Практическая часть.

Изготовление сувенира на северную тематику «Ненецкого чумика».

1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.

2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.

3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.

Самостоятельное декоративное оформление чумиков .

Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.

Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше — выше подтянулись.

Ну — ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Ещё раз подтянулись, встряхнули руки.

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.

Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.

Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка — сувенир, никогда не надоест, может служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.

Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.

Теперь вы должны оценить свою работу.

— Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.

— Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.

— Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)

Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)

По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.

— Что нового узнали на занятии?

— Чему научились на занятии?

Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.

А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по — своему. Вы молодцы!

Использованная литература:

1. Лапцуй Л. В. Песни мои — детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец. / Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного — СПб.: филиал изд — ва «Просвещение», 2001. — 271с.: ил.

2. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Н99 Ненцы: уроки предков. Научно — методическое пособие для педагогов и родителей. — СПб; ООО «Миралл», 2005.-239 с.; ил.

0-51 Нен. язык в детском саду: Пособие для воспит. дет садов Ямала. СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение» 1998.-183с. – ISBN 5-09-009029-7.

Источник: znanio.ru

Жители Заполярья показали как строят чум, чтобы в нем было тепло даже в минус 50: видео

menu logo

Температура зимой в Заполярье часто достигает -50 градусов. При этом местные народности, ненцы и чукчи, живут здесь точно так же, как жили их далекие предки — в покрытых шкурами чумах. Внутри казалось бы легкой палатки всегда остается тепло даже при экстремально низких температурах: жители Заполярья показали на видео, как правильно ставить чум для сохранения тепла.

Перед началом холодов, пробыв в лесистой тайге два месяца, ненцы начинают мигрировать на север по древним путям миграции северных оленей (карибу). За следующие четыре месяца они преодолеют примерно 1200 километров и бессчетное количество раз поставят, а затем вновь разберут чум на стоянке.

Сооружается чум из 40-50 крепких шестов, покрытых двумя слоями оленьих шкур (ненцы называют их нюками) с подстриженной шерстью. При этом внутренний слой шкур будет уложен шерстью внутрь, а внешний наружу. Холодный воздух благодаря такому устройству просто не проходит через вторую шкуру.

Диаметр обычного чума составляет примерно 8 метров, на такой площади в относительном комфорте могут разместиться до 20 человек. Семьи ненцев редко бывают меньше — люди требуются, чтобы следить за стадом оленей.

Сохраняя устройство чума таким же, каким оно было в незапамятные времена, ненцы тем не менее с удовольствием пользуются благами современной цивилизации. Почти каждая семья кочевников на Севере сейчас имет передвижную электростанцию, которая также позволяет сохранить тепло и обеспечивает семью энергией.

Вот, как выглядит установка чума на видео:

Конструкция северного чума прошла испытание временем и вряд ли изменится. Более надежного способа сохранить тепло в Заполярье пока не придумали.

Источник: trendymen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...