Как работает рулевое управление на лодку

Рулевое устройство предназначено для изменения направления движения лодки, имеющей собственную скорость относительно воды, а так же способствует устойчивости байдарки на курсе. Рулевое управление полезно при длительных плаваниях по ровной воде, при пересечении открытых водоемов. В остальных случаях рулевое управление на гребных судах не применяется. Управляется рулевое устройство ногами заднего гребца.

Те наши байдарки, на которых использование рулевого управления было бы резонно, уже имеют рулевые устройства, однако дополнительно их можно установить, практически, на все наши лодки.

Как работает рулевое управление на катере

Система рулевого управления на катере позволяет регулировать курс движения судна с помощью рулевого колеса. Как и любая другая система она нуждается в регулярном техническом осмотре и уходе.

Рулевое колесо является частью рулевого управления, которое подключается к механической, электрической или гидравлической системе, помогающей поворачивать лодку. Лодки с подвесными моторами управляются колесом, которое вращает весь приводной блок.В небольших частных судах используются реактивные двигатели с рабочим колесом, чтобы нагнетать воду в сопло, которое оператор может повернуть в нужном направлении. Некоторые современные суда заменяют колесо переключателем, который дистанционно управляет электрическим или гидравлическим приводом руля, с индикатором рулевого угла в реальном времени.

Как устроены рулевое управление и усилитель руля?

Независимо от системы рулевого управления, используемой на судне, полезно знать, как она работает, а также расположение ее компонентов. Это поможет вам в том случае, если СРУ вдруг вышла из строя.

Система рулевого управления состоит из колеса, рулевого механизма, троса рулевого управления и кабельных соединений, соединяющих колесо с двигателем. Наиболее важным компонентом является штурвал, который преобразует вращательное движение колеса в двухтактное движение на тросе, в конечном итоге перемещая гребной винт вправо, влево или на миделе. Большинство штурвалов имеют поворотный тип и используют шестерни для поворота руля двух видов:

1. Редукционная передача. Одна или две передачи, которые сцепляются с барабаном рулевого механизма для перемещения троса рулевого механизма. Эти штурвалы требуют большой круглой сборки за приборной панелью, поэтому они часто не помещаются в небольшие приборные панели.

2. Планетарный редуктор. Три или более шестерни сцепляются с барабаном для перемещения троса. Эта конструкция занимает меньше места, поэтому подходит для лодок с небольшими приборными панелями. Недостаток его в том, что такой механизм имеет много точек износа и больший люфт по сравнению с редукторами.

3. Реечный механизм. В нем используется зубчатая передача, установленная непосредственно на рулевом валу, и зубчатый венец в трубчатом корпусе, что значительно повышает эффективность рулевого управления. Основное различие между реечным и поворотным рулевым механизмом заключается в том, как устанавливается оборудование.

Читайте также:  Лодка ПВХ андромеда 335 отзывы владельцев

PHOENIX 600HT | Установка гидравлического рулевого управления SeaFirst

Техническое обслуживание

Поддержание рулевого троса в хорошем рабочем состоянии очень важно. Советы, приведенные ниже, помогут вам содержать систему рулевого управления в отличном состоянии. Все его части будут работать плавно и без сбоев.

  • Регулярно осматривайте трос рулевого управления и все соединения;
  • Периодически очищайте и смазывайте кабельные фитинги и опоры;
  • При длительном хранении лодки отсоедините трос рулевого механизма от двигателя и тщательно очистите и смажьте.

Трос рулевого управления соответствующей длины и без чрезмерных или жестких изгибов обеспечивает легкое управление катером на всех скоростях, повышает эффективность системы и уменьшает избыточный люфт колеса и троса. Если на поверхности кабеля появляется коррозия, рулевое управление становится жестким или нестабильным. Лучше всего немедленно заменить его.

Механизм блокирования обратной связи

Относительно новая технология была разработана для устранения реактивных моментов от двигателя на рулевое колесо. В традиционных системах рулевого управления двигатель толкает лодку вправо, требуя от рулевого компенсации путем небольшого поворота штурвала влево. NFB-система (No Feed Back steering), прикрепленное к системе рулевого управления, изолирует крутящий момент с помощью встроенного сцепления, которое удерживает катер на курсе без постоянной коррекции. Механизм NFB значительно снижает утомляемость рулевого и ошибки в направлении судна.

Маркировка рулевого колеса

Во времена деревянных кораблей моряки делали на рулевом колесе корабля зарубки, перпендикулярные палубе (так называемая королевская спица), когда штурвал находился в прямом положении. Зарубки несли в себе практическую цель: ночью или при непрерывном маневрировании рулевой мог быстро определить, что руль был на миделе, просто пощупав или увидев зарубки на королевской спице. Данная традиция сохранилась и по сей день.

Источник: nryachtclub.ru

Как работает рулевое управление лодкой

Лодочники часто уделяют мало внимания системе рулевого управления лодки, пока она ведет лодку в нужном направлении. Проще говоря, рулевая система лодки определяет курс лодки при повороте рулевого колеса и, как и большинство других систем на лодке, нуждается в регулярной проверке, обслуживании и чистке в течение сезона катания на лодке.

Рулевое колесо лодки является частью руля, который подключается к механической, электрической или гидравлической системе для помощи в повороте лодки. Лодки с подвесными моторами управляются с помощью колеса, которое вращает весь приводной механизм; на внутренних лодках иногда используется модуль с прикрепленным пропеллером; в личных плавсредствах используются струйные приводы с крыльчаткой для подачи воды в сопло, которое оператор может повернуть на желаемый курс. На некоторых современных судах штурвал заменяется переключателем, который дистанционно управляет электрическим или гидравлическим приводом руля, с индикатором, который показывает рулевому угол поворота руля в режиме реального времени.

Читайте также:  Моторная лодка проплывает расстояние от а до в по течению за 3 часа

Независимо от системы рулевого управления, используемой на лодке, которую вы можете взять напрокат на один день или арендовать на длительный срок, неплохо бы узнать, какую систему использует лодка, понять, как она работает, расположение компонентов системы, и иметь возможность производить простой ремонт, если рулевое управление вводит вас в заблуждение во время движения.

Рулевые системы состоят из штурвала, руля, рулевого троса и кабельных соединений, соединяющих колесо с двигателем. Наиболее важным компонентом является руль, который преобразует вращательное движение колеса в двухтактное движение на тросе, в конечном итоге перемещая винт вправо, влево или в середину судна. Большинство рулей поворотного типа, для поворота руля используются шестерни, описанные ниже.

  • Редуктор: одна или две передачи, которые взаимодействуют с рулевым барабаном для перемещения рулевого троса. Эти рули требуют большого круглого узла за приборной панелью, поэтому они часто не помещаются в небольшие, переполненные приборные панели (группа циферблатов и датчиков, аналоговых или цифровых, которые расположены за рулевым колесом или рядом с ним. Они предоставляют оператору моментальное представление частоты вращения и производительности двигателя, расположения триммеров, расхода топлива и сопутствующей информации).
  • Планетарная передача: три или более передач, которые сцепляются с барабаном для перемещения троса. Такая конструкция занимает меньше места, поэтому она подходит для лодок с небольшими приборными панелями. У этого типа много точек износа и больший люфт колес, чем у рулей с редуктором.

Другой тип руля – реечный, который использует шестерню, установленную непосредственно на рулевом валу, и включает реечную передачу в трубчатом корпусе, что значительно повышает эффективность управления рулем. Основное различие между реечным и поворотным рулем заключается в том, как оборудование устанавливается за монтажной поверхностью.

Техническое обслуживание системы рулевого троса на лодке

Важно поддерживать трос рулевого управления в хорошем рабочем состоянии. Следование приведенным ниже советам гарантирует, что рулевые тросы будут работать плавно и не будут заедать или корродировать:

  • Регулярно проверяйте трос рулевого управления и соединения.
  • Периодически очищайте и смазывайте фитинги и опоры кабеля консистентной смазкой. Используйте морскую смазку на основе лития.
  • При длительном хранении лодки отсоедините кабель рулевого управления от двигателя и тщательно очистите и смажьте.

Трос рулевого управления надлежащей длины и без чрезмерных или крутых изгибов обеспечивает оператору легкое управление на всех скоростях, повышает эффективность системы и уменьшает избыточный люфт колеса и троса. Если рулевое управление становится жестким или непоследовательным, образует отверстия или если на поверхности кабеля появляется коррозия, лучшим решением будет немедленная замена.

Отсутствие обратной связи при управлении лодкой

Была разработана относительно новая технология для устранения обратной связи крутящего момента двигателя на руле. При использовании традиционных систем рулевого управления двигатель толкает лодку вправо, требуя от оператора компенсировать это, удерживая давление на колесо слева. Оборудование без обратной связи (NFB), прикрепленное к системе рулевого управления на руле, изолирует крутящий момент двигателя с помощью встроенного сцепления, которое удерживает лодку на курсе без постоянной коррекции. По сути, муфта NFB изолирует крутящий момент двигателя, значительно снижая усталость оператора и ошибки при прохождении курса.

Читайте также:  Как собрать лодку ПВХ адмирал 320

Что такое усталость Руля

Значительный крутящий момент, создаваемый двигателями, создает нагрузку на рулевую систему, которая должна постоянно контролироваться оператором, даже когда судно движется прямо. Если оператор устает, теряет работоспособность или отпускает штурвал во время движения, резкое изменение направления создает очень опасную ситуацию. Описанные выше системы обратной связи не предназначены для снижения усталости рулевого и повышения безопасности плавания.

Вы когда-нибудь задумывались, почему рулевой пост находится справа (по правому борту) от лодки? Причина кроется в гидродинамике, распределении веса и крутящем моменте двигателя. Гребные винты на лодках с одновинтовыми двигателями вращаются по часовой стрелке (влево), что неизбежно толкает судно на правый (правый) борт. Чтобы нейтрализовать это движение вправо (называемое движением винта), разработчики лодки расположили рулевую станцию справа и примерно в середине судна, чтобы вес оператора и рулевого оборудования увеличивал вес правого борта, компенсируя движение вправо. до некоторой степени.

Традиция рулевого управления: маркировка рулевого колеса лодки

Во времена деревянных кораблей и парусов из парусины матросы, стоявшие у руля, вытравливали канавки в спице корабельного штурвала, перпендикулярной палубе (называемой королевской спицей), когда руль был прямым. Канавки служили очень практичной цели: ночью или при постоянном маневрировании рулевой мог быстро определить, что руль находится в середине судна, просто нащупав канавки на королевской спице.

На протяжении веков водного транспорта традиция маркировки рулевого колеса лодки для обозначения руля в середине судна продолжалась. Моряки разработали сложный декоративный узел, называемый Turks head, который завязывался вокруг королевской спицы и использовался так же, как и пазы для спиц, для обозначения руля в середине судна. Хотя турки по-прежнему встречаются на лодочных колесах и сегодня, чаще встречается стальная поворотная ручка, расположенная в том же месте, что и канавки для коронок или турки. В дополнение к указанию на то, что руль находится посередине судна, поворотная ручка обеспечивает значительное механическое преимущество при повороте рулевого колеса.

Несмотря на то, что на лодке его почти не видно, хорошо обслуживаемая рулевая система обеспечивает легкое и быстрое маневрирование, а также позволяет безопасно уйти от опасности и провести отличный день на воде.

Источник: comicsboom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...