Как проводит зиму белка

Тема: «Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует. Обучение подробному пересказу.

Цели:

  • Учить создавать текст по авторскому образцу, распознавать типы речи и строить пересказ в соответствии с типом речи.
  • Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас
  • Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

Оборудование: учебник, портреты писателей. Мультимедийный проектор, электронный учебник «КМ», раздел биология (фрагмент фильма «Белка»)

I. Организационный момент

– Настройтесь на урок чтения. Постарайтесь работать активно, продумывать свои ответы.
– Подготовка речевого аппарата к работе.

II. Вступительная беседа

– Какую тему изучаем? (И ВОТ УЖЕ ТРЕЩАТ МОРОЗЫ)
– В какое время года этот происходит?

III. На уроках природоведения мы с вами говорили о том, что по-разному приспосабливаются дикие животные к жизни зимой. Одни впадают в спячку, другие делают запасы, третьи ведут активный образ жизни в поисках пищи.

белка зимой


– Что вы знаете о зимовке белочки? Расскажите.
Сегодня на уроке мы узнаем подробнее о том, как зимует белочка. А расскажут нам об этом хорошо знакомые писатели, большие любители и почитатели русской природы – Г. Скребицкий и В. Чаплина (на доске портреты писателей). О жизни и творчестве этих писателей я вам уже рассказывала на уроке внеклассного чтения. Давйте вспомним, что вы помните об этом?
Работа над научно – художественной статьёй «Как зимует белочка»
1. Чтение текста учителем
– Понравился текст? Кто понравился в тексте? Почему? Что вам показалось самым интересным в рассказе?
2. А сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофильм, который содержит научную информацию и поможет нам получить дополнительные знания об этом зверьке. А я хочу, что бы особое внимание вы обратили на гнездо зверька.

3. Чтение текста учащимися вслух цепочкой по абзацам. Ответы на вопросы учебника.

Лексическая работа.

Непогода – плохая погода, ненастье.
Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Перед нами стоит непростая задача – часть этого текста мы должны будем подготовить для подробного пересказа. Работать будем по памятке (памятка на доске):

КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТ К ПЕРЕСКАЗУ

1. Чтение текста. Лексическая работа. Логический анализ.
2. Определение типа речи, темы, идеи
3. Структурный анализ текста (деление на части, составление плана)
4. Языковой анализ текста.

О ком вы прочитали? Какова главная мысль? В чём нас автор хотел убедить?

ТЕМА: «Белочка зимой»
ИДЕЯ: «Этому зверьку зима не страшна»

5. Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст? Докажите. Озаглавьте.

(Текст можно разделить на три части.)

В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.

На самом деле белки зимой не делают запасов

ПЛАН
1 часть. Белочка зимой.
2 часть. Гнездо зверька.
3 часть. Запасы белки

Возьмите простые карандаши, отметьте отрывок, который будем готовить к подробному пересказу. Прочитайте отрывок. О чем в нём рассказывается?
Озаглавьте. (Гнездо белки)
Сейчас мы подробно разберём этот отрывок. К какому типу речи он относится? (рассуждение) доказываем по алгоритму

I. Вступление (содержится цитата, утверждение, которое требует доказательства)
II. Основная часть (содержит аргументы, факты, доказательства)
III. Заключение.Вывод.

Учащиеся доказывают, что этот текст – рассуждение. Делят его на части, составляют план.

Гнездо белки

1. Белочке зимой мороз не страшен

2. Гнездо зверька:

– большой шар с лазейкой
– выстлано мягкой подстилкой
– лазейку белочка закрывает

3. В таком гнезде можно спать спокойно.

– Давайте ещё раз посмотрим фрагмент фильма о гнезде белочки.

– Соотнесите картинку с текстом о гнезде. Ученые, которым удалось сфотографировать гнездо зверька и писатели, которым удалось увидеть это, дают возможность и нам с вами получить представления о маленькой белочке

IV. Языковой анализ текста

Цель: сопоставление имеющихся вариантов слов с возможными вариантами.

– Сейчас мы будем учиться находить синонимы к авторским словам, доказывать, почему слова автора наиболее удачные в данной ситуации, запоминать авторские слова, пробовать употреблять их в речи.

1. Читаем 1 часть. Какие слова авторские нужно запомнить? Всю цитату, которую будем доказывать. Подчеркните. Обратите внимание на то, как автор сказал о метели. Почему это состояние природы он назвал непогодой?

Значит, об этом нужно сказать обязательно. Какими словами можно заменить слово непогода? (ненастье) Какое слово всё-таки точнее передаёт состояние природы?

(Ууместнее употребить авторское слово непогода, т.к.под ненастьем мы понимаем дождливую погоду, а в тексте речь идёт о зиме)

2. Прочитайте описание гнезда. Какие автор употребил слова? С чем сравнил? Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное?

Читайте также:  Что значит взять прелестью

Каким словом это можно заменить? В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)

устроено – сделано, устроить – наладить, организовать
уют – приятно устроенный быт, обстановка
ловко – искусно, удобно

3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)

4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?

5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?

калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок

V. Попробуйте с открытой книгой, стараясь запомнить подчёркнутые слова, себе пересказать текст.

VI. Пересказ текста вслух.(1-2 человека)

  1. Получился ли текст данного типа речи?
  2. Установлены ли причинно-следственные связи?
  3. Раскрыта ли тема, идея?
  4. Подробно ли рассказал? Не упустил что-то важное?
  5. Понравился ли язык при пересказе?
  6. Какие авторские слова заменил? Удачно или нет?

VII. Итоги

– Что интересного узнали на уроке о белочке?
– Чему учились?

На доске выставка книг разных авторов о животных, которые могут взять дети в библиотеке и дополнительно почитать. Учитель даёт рекомендации.

Оценки за работу на уроке.

Карточка комплексного опроса

Источник: urok.1sept.ru

Новосибирские белки поседели на зиму: портретов

При этом, как рассказывал заместитель директора по научной работе ИСиЭЖ СО РАН, заведующий лабораторией экологии сообществ позвоночных животных, доктор биологических наук Юрий Литвинов, ученые уже много лет наблюдают за линькой животных и пришли к выводу, что из-за глобального потепления эти сроки сдвигаются.

Другая причина, которую также называли ученые, — сокращение светового дня.

Зимой обновившие шубку зверьки будут почти незаметны на снегу

Линька — сложный биологический процесс, который развился у животных эволюционно. Поэтому, независимо от того, когда наступает настоящая зима, новосибирские белки полностью меняют рыжий окрас на серый к ноябрю, чтобы встретить холода во всеоружии.

В сентябре новосибирцы заметили в городе необычную черную белку.

Источник: ngs.ru

Работа с текстом «Как белочка зимует»

Оценить 1755 0

Содержимое разработки

Работа с текстом «Как белочка зимует» во 2 классе

Подрезова Леся Павловна

МБОУ Садковская ООШ

учитель начальных классов

Работа с текстом на уроке чтения во 2 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Прочитай текст и выполни задания.

Г. Скребйцкий, В. Чаплина

Как белочка зимует

Белочке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устрое­но: из веточек, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круг­лое, а сбоку — лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроет­ся и спит.

А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несёт мелкий колючий снег. Утих­нет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дере­во — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить ос­тавила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена — в дуп­ле старого дерева. Там у неё жёлуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

О чём говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о _____________________________________________________

Найди в тексте ответ на вопрос: «Как устроено гнездо белочки? Спиши это предложение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы живой природы, выпиши их.

Отметь знаком «+» явления природы, которые встречаются в тексте.

5) . На какую фигуру похоже гнездо белки? Отметь знаком «+»

А) на треугольник

Б) на большой шар

В) на маленький шар

6. Выбери правильный ответ. Снег (какой?)

А) белый и холодный

Б) мелкий и колючий

В) крупяной и пушистый

7. Ответь на вопрос: Чем питается белка?

Ответ. Белка питается _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В слове белочка подчеркни буквы мягких согласных звуков.

9. В понедельник белочка съела 6 орехов, а во вторник – 4 ореха. Придумай вопрос к задаче, реши и запиши ответ.

10. Напиши, что означает слово непогода?

Непогода – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Конспект урока литературы в 8 классе …Никого в жизни нет и не будет родней… по рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма
  • Олимпиада по литературному чтению 4 класс
  • Конспект урока по литературному чтению. К.Д. Бальмонт. Русский язык.
  • Разработка урока по литературному чтению Образ лирического героя в стихотворении Бальмонта Осень
  • Тест за 3 четверть по чтению . 1 класс
Читайте также:  Характеристики биноклей как выбрать

Источник: www.prodlenka.org

«Как белка готовится к зиме»презентация по окружающему миру на тему

Чтобы отправиться в зимнюю спячку, животное должно накопить достаточно большой жировой запас, который защитит от переохлаждения и позволит восполнять энергозатраты. Белка же проводит зиму в беспрестанном движении, в постоянных заботах о пропитании.

Узнаем, действительно ли этот грызун не впадает в зимнюю спячку, как переживает сильные холода и почему любит селиться в городах.

Впадает белка в спячку или нет

Ареал обитания белок довольно обширный – Европейская часть России, Сибирь, Дальний Восток. Зимы в этих краях настоящие, иногда весьма суровые, часто с крепкими морозами.

Многие обитатели лесов на зиму впадают в зимнюю спячку и пережидают холода в теплых укромных убежищах. Белок же можно встретить круглый год не только в лесу, но и в городе – в парках и скверах, где растут хвойные деревья. Городские белочки привыкли к урбанистическому шумовому фону и постоянному присутствию людей. К тому же, в городе им прокормиться гораздо легче. Добрые люди и кормушки наладят, и с рук покормят.

Белки – настоящие «энерджайзеры», всегда в непрерывном движении – так они согреваются, находят пищу, спасаются от опасности. Организм зверька расходует огромное количество энергии, и поэтому белка не может долго обходиться без подкрепления.

Природа не предусмотрела механизма накапливания энергетического запаса, поэтому белки должны постоянно питаться.

А чтобы эти милые грызуны не погибли с наступлением холодов, к зиме у белок обновляется гардероб – они обзаводятся роскошной пушистой шубкой.

С такой системой адаптации к смене сезонов и высокой способностью к выживанию в суровых условиях белкам нет необходимости впадать в зимнюю спячку.

LiveInternetLiveInternet

В настоящее время белки в большей части Северного полушария заняты запасанием семян и орехов на зиму, однако большинство из нас немногое знают об этом беличьем занятии. Предлагаем вашему вниманию несколько удивительных фактов о подготовке белок к зиме. 1. Делая запасы, белки приносят пользу деревьям.

Как известно, многие белки закапывают желуди в землю, чтобы впоследствии их выкопать и съесть. Так, например, одна каролинская белка способна создавать несколько тысяч таких тайников с желудями каждый год. Впрочем, немногие из них она потом сможет отыскать.

Подобная ситуация благоприятно влияет на деревья. Белки собирают желуди в основном под дубами, а хоронят их вдалеке от них. Таким образом, белка помогает растению расселяться на бо́льшие расстояния. 2. Делая запасы, белки могут также навредить деревьям.

Так, например, красные белки и белки Дугласа, распространенные в Северной Америке, питаются в основном семенами из сосновых шишек. Эти белки либо поедают найденную пищу немедленно, либо запасают её в тайниках в самих деревьях. Обычно в таких «кладовых» слишком сыро, и у семян мало шансов на то, чтобы прорасти.

Белкам такое место для запасов позволяет почти всегда оставаться сытыми в холодное время года, однако деревья получают меньше шансов на воспроизведение. Стоит также отметить, что в исследовании, опубликованном в 1995 году в журнале International Journal of Organic Evolution, говорится, что деревья выработали способы «борьбы» с подобным поведением белок.

Так, в Скалистых горах Северной Америки, где распространены красные белки, шишки сосны мягкой имеют семена с более толстой оболочкой и покрыты большим количеством смолы. Это делает их менее доступными для белок. Кроме того, исследователи обнаружили также, что в этих шишках гораздо меньше семян, чем у сосен этого же вида в других местах, и они имеют меньшую питательную ценность.

3. Белки сушат грибы на зиму. Одна из составляющих рациона красных белок – грибы. Иногда они вешают их между веток на деревьях, чтобы их можно было съесть зимой. Также в таких грибах реже заводятся личинки насекомых и нематоды. 4. Белки разбираются в «садоводстве» и хорошо знают то, что они едят.

Так, серые белки отличают желуди красного дуба от белого и хранят каждые определенным образом. Поскольку желуди белого дуба прорастают почти сразу, как они попали в землю, то белки едят их немедленно, поскольку проросшие желуди теряют свою пищевую ценность. В то же время желуди красного дуба не прорастают до весны, поэтому белки предпочитают зарывать их для зимних «перекусов». А в 1996 году в журнале Animal Behavior было опубликовано исследование, согласно которому некоторые белки прокусывали зародыши желудей белого дуба, чтобы те не прорастали, и зарывали их в землю подобно желудям красного дуба. Более того, ученые были свидетелями того, как белки выкапывали некоторые желуди красного дуба, которые они, вероятно, не собирались есть зимой, прокусывали их зародыши и закапывали вновь для хранения до следующей зимы.

Читайте также:  К какой местности подходит камуфляж расцветки мультикам

Подготовка белки к зиме

Чтобы выжить в период морозов, животному необходимо серьезно подготовиться. Так как белки не впадают в зимнюю спячку, им необходимо позаботиться о пропитании.

Теплый дом, где можно переночевать и укрыться от холодов, тоже необходим. В морозы теплая шубка и съестные припасы помогают белке дождаться весенних дней.

Мех зверька

Тело у белки стройное, вытянутое, покрыто густой плотной шерсткой. Длина корпуса варьируется от 19 до 28 см, хвоста – 13–19 см– на него приходится две трети общей длины. Ушки длинные, высоко поставленные, на кончиках – кисточки.

Летний мех у белок не слишком красив – жесткий, короткий, довольно редкий, от рыжего до темно-бурого цвета. Хвост тоже не особенно хорош –сквозь остевые волоски отчетливо просвечивает основа. Таким образом природа позаботилась о необходимой терморегуляции тела зверька в теплое время года.

Подвижный грызун рискует перегреться, если будет вести слишком активный образ жизни.

Когда приближается зима, природа дарит белочке роскошную шубку. После осенней линьки беличий мех становится пушистым, мягким и высоким. Цвет – от серого до коричневого. Богатый, густой и более светлый подшерсток придает шерсти благородный дымчато-пепельный оттенок.

Кисточки на ушках становятся более выразительными. А хвост становится пышным, с длинными остевыми волосками. Он не только помогает «управлять полетами», но и согревает белку в холода. Зверек сворачивается «калачиком» в гнезде и укутывается собственным хвостом, что позволяет ему долго сохранять тепло.

Запасы на зиму

Белки всеядны. Это значит, что их рацион довольно разнообразен:

  • растительная пища: кора, листья некоторых деревьев, молодые побеги растений, грибы, орехи, ягоды, семена и почки, желуди, шишки, лишайники;
  • насекомые: жуки и их личинки, слизни, некоторые виды гусениц;
  • мелкие пресмыкающиеся и земноводные: ящерицы и лягушки;
  • яйца птиц и даже только что вылупившиеся птенцы.

Белки активно питаются весной и летом, а с приближением осени начинают делать запасы. Орехи, желуди, шишки, семена они прячут в дуплах деревьев, прикапывают среди корней деревьев, грибы накалывают на веточки деревьев.

С небывалым усердием они создают множество лесных тайничков и кладовок, запасают провизии намного больше, чем могут съесть.

Дело в том, что белки хорошей памятью не отличаются, поэтому не про все свои кладовки они зимой вспомнят. Зато найдут припасы, которые были сделаны другими зверьками и мелкими грызунами, которые тоже не впадают в зимнюю спячку.

Белка-зимой-фото.jpg Без имени-1.png

Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами

Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить

  • В берлоге живет…
  • В норе может жить…
  • В хатке живет…
  • В дупле живет…
  • Под кустиком живет…

Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик».

Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет.

Для игры можно использовать игрушки или картинки.

«Продолжи предложение»

  • В зимнем лесу никогда не встретишь…
  • В зимнем лесу можно встретить…
  • Осенью меняют шубки…
  • Осенью еж…

«Назови животных ласково».

  • Белка – белочка,
  • лиса — … (лисичка),
  • медведь – (медведюшко, мишка),
  • заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
  • еж — … (ежик).

Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»

Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово.

Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово?

Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось: по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете.

Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное»

Источник: xn——6kcac1awclcdpjihjeti82a.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...