Как проходить волну на лодке

Плыть при сильном волнении можно любым способом, но наиболее удобным является брасс. В условиях волнения необходимо чаще проверять направление движения, ориентируясь по направлению волн или по видимым на берегу предметам. Вдох выполняется в сторону от надвигающейся волны. При большой и встречной волне рекомендуется плыть кролем на груди или на боку, при попутной волне лучше плыть брассом.

Входить в воду и выходить на берег лучше в интервалах между прибойной и отраженной волнами. Выход на берег при сильном волнении лучше всего осуществлять в районе песчаной или галечной отмели. Подплывая к берегу, нужно принять горизонтальное положение на спине вперед ногами, для того чтобы опереться на подводные камни или дно.

Тело необходимо удерживать на плаву и продвигаться к берегу с помощью гребковых движений руками у бедер. При спаде волны надо опустить ноги и встать на дно, быстро продвигаясь за волной. С приближением волны, отраженной от берега, встать боком, наклониться к волне, упираясь ногами о дно, постараться устоять на месте. После прохождения волны продолжать выход на берег. Поскольку величина волны постепенно нарастает, а затем спадает, при выходе из воды желательно держаться наименьшей волны.

РЫБАЛКА В ШТОРМ. Чуть не утонули. Пронесло. Шторм на реке Амур.

Плывя против волны, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. При большой волне необходимо выполнить вдох, задержать дыхание и нырнуть под нее.

При попадании в сильное течение не следует пытаться его преодолеть, так как можно не рассчитать свои силы. Надо стараться плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Силу и скорость ветра можно определить по состоянию воды и наземным предметам

Определение силы и скорости ветра

Помощь уставшему пловцу

Во время плавания может возникнуть необходимость помочь слабо плавающему или уставшему пловцу. Помочь ему можно, плывя способом брасс на груди или выполняя движения ногами кролем, а движения руками – брассом.

Уставший пловец должен держаться за спасателя одним из следующих приемов:

а) находясь сбоку от него, вытянувшись на груди и держась одной рукой за ближайшее к нему плечо спасателя (рис. 1);

б) находясь перед спасателем в положении на спине с разведенными в стороны ногами, спасатель держит утопающего за разноименную руку (рис. 2);

Рис. 1. Потерпевший держится одной рукой за плечо спасателей

Рис. 2. Транспортировка потерпевшего на боку, держась за разноименную руку

в) находясь перед спасателем в положении на груди и держась двумя руками за его плечи (рис. 3).

Правильный проход волны на лодке ПВХ с мотором Mercury F 10 M EFI

Рис. 3. Потерпевший держится двумя руками за плечи спасателя

Если спасателей двое, то они могут плыть с уставшим пловцом следующим образом:

а) спасатели плывут параллельно друг другу в положении на груди, а уставший пловец располагается между ними на груди или на спине, держась руками за плечи спасателей (рис. 4);

б) спасатели плывут друг за другом в положении на груди, уставший пловец располагается между ними в положении на груди, держась руками за плечи впереди плывущего и положив стопы на плечи плывущего сзади (рис. 5).

Рис. 4. Потерпевший держится руками за плечи двух спасателей

Рис. 5. Потерпевший держится руками и ногами за плечи двух спасателей

Все приведенные выше советы адресуются тем, кто оказался в экстремальных условиях, поскольку в местах, отведенных для купания, нет ни воронок, ни водоворотов, ни водорослей.

Но психологически нужно быть всегда готовым к любым неожиданностям на воде. Страх может возникнуть и подсознательно, а тогда даже хорошо плавающим людям не хватает самообладания. В большинстве случаев это происходит потому, что обусловленный страхом спазм мышц гортани не позволяет закричать.

Каждый человек в критической ситуации должен уметь мобилизовать свою волю и силу. К сожалению, многие, особенно дети, оказываются неподготовленными даже к тому, что под ногами у них может не оказаться дна. Разумеется, уверенность в своих силах приходит по мере многолетнего совершенствования техники плавания, но и механизмы психической саморегуляции необходимо совершенствовать.

В состоянии беспокойства или страха можно использовать короткие словесные формулы, например: «Со мной ничего не может случиться, пока я спокоен и владею собой», «Мне ничего не угрожает в воде», «Сил вполне хватит, чтобы добраться до берега» и т. д.

Такое самовнушение возвращает пловцу эмоциональное равновесие, при этом и его движения становятся более согласованными и четкими, а координация и правильность выполнения всех движений в критических ситуациях играет большую роль.

Отдых на воде

Оказавшись в затруднительном положении, дети инстинктивно пытаются держать голову как можно выше, а это требует дополнительных усилий.

Каждый ребенок должен освоить позу отдыха, которая позволяет находиться в воде без движений столько, сколько потребуется для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, восстановить дыхание. Этот навык избавляет от необходимости во чтобы то ни стало добраться до мелководья, спасательной лодки или буя, ухватившись за который можно было бы сделать передышку.

Научиться отдыхать в воде может каждый, кто умеет плавать. При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть.

Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче‑запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

Можно отдыхать в воде в вертикальном положении, когда пловец выполняет ногами попеременные движения, напоминающие движения при плавании брассом, на боку, и поочередные движения руками в воде. Вдох и выдох осуществляется на поверхности воды.

Еще одна разновидность вертикальной позы отдыха – такое положение тела пловца, когда для осуществления вдоха выполняются незначительные движения руками и ногами, а затем с опусканием головы в воду выполняется задержка дыхания и продолжительный выдох. Мышцы ног и рук максимально расслабляются, и пловец удерживается на поверхности воды за счет плавучести тела.

Читайте также:  Топ 10 самых больших лодках

Источник: cyberpedia.su

Прохождение шлюза на маломерном судне

Как проходить шлюзы на маломерном судне? Какие требования предъявляются к судну, к экипажу? Какие нужны для этого документы, каким подчиняться сигналам? — Эти и многие другие вопросы интересуют любителей водно-моторного туризма и дальних спортивных плаваний, особенно на реках Европейской части страны, где почти все они перегорожены плотинами.

Закрывающиеся ворота шлюза

Информация об изображении
Закрывающиеся ворота шлюза

Как известно, шлюз — это гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема и спуска судов на величину перепада уровней воды. Но, к сожалению, строители и проектировщики в свое время не учли, что через шлюзы пойдут не только баржи и «Метеоры», но и небольшие моторные лодки. Среди ста пройденных мною на моторке шлюзов попался только один — Перервинский на Москва-реке, специально построенный для небольших катеров в стороне от большой камеры. В подавляющем же большинстве мотолодкам приходится шлюзоваться вместе с большими судами в общей камере.

С интенсивным развитием водного туризма и спортивных плаваний участились и несчастные случаи при шлюзовании. И чаще всего — от незнания правил. Порой видишь, как новичок мечется в камере, не зная, что ему делать. Громада бетонной коробки действует подавляюще, а тут еще диспетчер что-то кричит по радио, а что — трудно разобрать из-за резонанса. Вот почему диспетчерские службы весьма неохотно шлюзуют маломерные суда.

Шлюз — это объект повышенной опасности, и только дисциплина — строгое соблюдение всех правил гарантирует успешное его прохождение.

Прежде чем сесть за руль, а тем более — отважиться шлюзоваться, вы должны получить удостоверение на право управления маломерным судном. Ваш катер должен пройти технический осмотр, нужно иметь все документы и необходимое снабжение. В удостоверении на годность к плаванию, судовом билете или судовом свидетельстве должна быть запись, разрешающая плавание в районе, где расположен данный шлюз. Без соблюдения этих формальностей диспетчер вправе не допустить мотолодку к прохождению шлюза.

Итак, вы подходите к шлюзу снизу вверх по реке. Учтите, что лодкам и катерам шлюзоваться разрешается только в светлое время суток; если вы чувствуете, что через 2—3 часа будет темно, не спешите в подводной канал п не пытайтесь получить разрешение на проход шлюза. Вы убьете массу времени и, не получив разрешения, в темноте будете вынуждены искать место для ночлега. Спать в лодке вблизи шлюза опасно — всю ночь здесь будут проходить суда, буксиры таскать плоты, уровень воды будет постоянно изменяться. Лучше засветло найти удобную бухточку в 4—5 км ниже плотины и, расчалив лодку, спокойно ждать утра.

Желательно, чтобы в лодке при шлюзовании было два человека; лишних высадите вблизи шлюза на берег, пусть они прогуляются пешком — времени будет достаточно. При подходе к шлюзу с правой стороны вы увидите бетонную причальную стенку для швартовки судов, ожидающих шлюзования.

К ней не становитесь — это причал для больших судов; лучше встать у берега в более безопасном и удобном месте. На упомянутом бетонном причале есть телефон прямой связи с диспетчером; если найти его не можете, спросите у персонала. Снимите трубку, представьтесь — куда и с какой целью идете — и просите разрешение пройти шлюз. У вас могут попросить документы — держите их при себе.

Диспетчер скажет, с каким судном и когда вы можете зайти в шлюз. Как исключение, если камеру предстоит наполнить для пропуска судов, идущих сверху, лодку могут пустить в камеру одну.

Шлюзы на Влатве

Информация об изображении
Шлюзы на Влатве

Наконец, вы получили разрешение диспетчера шлюза и дождались подхода судна, с которым вам разрешили шлюзоваться. Но не спешите в открывшиеся ворота — первыми в камеру заходят большие суда. Находитесь на плаву в поле видимости диспетчера, чтобы он знал, что вы готовы. Дождитесь, пока судно ошвартуется окончательно и, если горит зеленый входной светофор, заходите в шлюз, становитесь на место, указанное диспетчером. (На бочку именно с тем номером, который вам указали, — диспетчер лучше знает безопасное место в камере).

Если вы услышали, как что-то объявляют по трансляции и не смогли разобрать, выключите двигатель и ждите повторения. Вас могут, например, попросить выйти из шлюза на время, если на подходе есть еще большие суда и диспетчер намерен их ждать.

Не становитесь под корму стоящего судна — на нем могут работать винты при наполнении камеры шлюза.

Не суетитесь и не спешите, становясь у бочки. На вас обязательно должны быть надеты спасательные жилеты или нагрудники. Вам придется сейчас работать стоя, рымы у бочек находятся очень высоко и стоит немалых трудов закинуть на них швартовные концы. Концы на рымах завязывать не надо — они должны быть пропущены «серьгой».

Свободные концы к лодке не привязывайте, держите их в руках. За борт спустите кранцы: при наполнении вода в камере неспокойна и лодку будет бить о бетонную стенку. Стоять и сидеть на борту во время шлюзования не разрешается. Потерпите. Самое трудное — попасть в шлюз, а это у вас уже позади.

Ожидание подходящего судна длится порой 3—4 часа, а само шлюзование занимает 15—20 минут.

На большинстве же наших шлюзов становиться на лодках к бочке не разрешается, и нужно швартоваться к борту уже стоящего в шлюзе судна. Надежно расчалив лодку, экипаж должен покинуть ее и все время наполнения камеры находиться на борту судна: такое требование продиктовано соображениями безопасности.

Позаботьтесь, чтобы стекло вашей лодки не разбило о привальный брус судна.

Будьте внимательны. Судно может сорвать со швартовых, особенно если оно не самоходное, и навалить на противоположную стенку шлюза. Так случилось с нами в 1970 г., когда лопнули швартовы и три бетонных плавучих причала навалило на стенку камеры. Только чудом удалось вытолкнуть лодку в безопасное место.

Вот почему нежелательно, если даже вам разрешили, становиться на бочку под борт несамоходного судна. Не рекомендуется также проходить близко к верхним воротам, где при наполнении камеры самое неспокойное место.

Читайте также:  Лодка ПВХ фрегат отзывы

Но вот камера заполнена, и в ней стало спокойно. Можно сесть в лодку и приготовиться отдать швартовы. Подготовьте двигатель 1 . Если суда стоят в один ряд у стенки и есть достаточно места, лучше уходить из камеры первыми, но обязательно дождитесь зеленого огня выходного светофора. Пока не открылись ворота, можно пройти в верхний конец камеры.

Если нет возможности уйти из камеры первыми, старайтесь не попасть в кильватерную струю работающих винтов — лодку может сильно ударить о бетонную стенку. Если шлюзуются крылатые суда, постарайтесь выйти раньше них; они обычно выходят на большой скорости и при старте создают опасную волну.

При выходе из шлюза будьте внимательны! Здесь много судов.

Если вы намерены продолжить путь дальше, посмотрите на погоду, ведь ваш дальнейший путь идет по водохранилищу. Небольшой ветер создаст только рябь в узком русле реки при подходе к шлюзу, а на открытом водохранилище может быть уже приличная волна. А если ветер 5—6 баллов? Взвесьте возможности — свои и своей техники. (Кстати, можно узнать сводку погоды у диспетчера шлюза.)

Несколько советов на тот случай, если вы подходите к шлюзу сверху.

На рейде зачастую можно видеть плоты, которые готовят к шлюзованию. Правая камера шлюза, как правило, плотогонная, но не советую заходить в шлюз вместе с плотом! Мне но неопытности удалось раз упросить плотогонов прошлюзоваться с плотом; мы вытащили лодку на плот, а когда буксир потащил его в камер), мое суденышко чуть не раздавило бревнами. После этого случая я равнодушно провожаю взглядом уходящие в камеру плоты.

Опускаться значительно проще и безопаснее.

Если вам разрешили стать к бочке, то становитесь сейчас уже ближе к верхним воротам: тут спокойнее. Концы не завязывайте — бочка может «зависнуть», и лодка повиснет вместе с ней.

Источник: www.barque.ru

Шторм. Управление судном в штормовых условиях

1. Подготовка к плаванию в штормовую погоду
Плавание в штормовую погоду является тяжелой и ответственной задачей
Управление судном в шторм требует от судоводителей знания и учета всех видов воздействия штормовых условий на судно.

Перед выходом в рейс судно должно быть готовым к любым изменениям погоды Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту.

При составлении грузового плана необходимо предусмотреть обеспечение местной и общей прочности корпуса судна и его навигационных качеств, как на момент выхода из порта, так и при расходовании запасов в течение всего рейса.
Перед выходом из порта судоводители должны ознакомиться с долгосрочным прогнозом погоды и ознакомить с ним командный состав.

Перед выходом в рейс:
— проводят осмотр корпуса и переборок;
— проверяют льялы и приемные сетки (перед погрузкой);
— опробывают в действии водоотливные средства;
— танки либо полностью заполняют, либо осушают, чтобы не было свободной поверхности;
— задраивают все горловины и двери водонепроницаемых переборок, клинкетные двери;
— тщательно укладывают и крепят груз, особенно на палубе;
— проверяют герметичность и состояние люковых закрытий;
— проверяют крепление стрел, шлюпок и плотов;
— проверяют исправность штормовых портиков, шпигатов и др.;
— обеспечивают свободный проход по палубе к мерильным трубкам.

Судоводитель всегда должен помнить, что пренебрежение какой-либо мерой предосторожности может привести к тяжелым последствиям.

Если судно, находясь в плавании, получило по радио штормовое предупреждение, оно должно быть незамедлительно передано капитану.
Капитан с учетом штормового прогноза должен принять решение либо о дальнейшем движении, если скорость ветра и ожидаемое волнение меньше ограничений Регистра, либо о прекращении рейса и следовании в ближайшее убежище форсированным ходом, если скорость ветра и и волнение больше ограничений Регистра.

2. Влияние штормовых условий на навигационные качества судна

Потеря скорости судна
Происходит вследствие:
— увеличения сопротивления движению судна из-за воздействия ветра, волн, качки и рысканья на курсе;
— снижения эффективности действия гребного винта;
— ограничения мощности двигателя и намеренного снижения скорости судна при заливании палуб и надстроек и возникновении ударов волн и слеминга.

Рысканье судна
Основными факторами, воздействующими на скорость судна, являются:
— увеличение сопротивления корпуса из-за переменных углов дрейфа;
— увеличение сопротивления из-за частых перекладок руля;
— увеличение длины пути, проходимого судном;
— изменение режима работы гребного винта;
— повышение расхода топлива и др.

Слеминг
Слеминг (днищевой) возникает в процессе килевой качки при оголении носовой оконечности и последующем соударении с волной.
Вероятность опасных ударов тем больше, чем больше высота волн и скорость судна.
Избежать опасных ударов волн легче и надежнее путем снижения скорости или увеличением осадки носом.

Заливание палубы и удары волн в развал носа судна
Эти явления выбывают повреждение бака, палубного оборудования, трубопроводов, конструкций люковых закрытий, палубного груза, комингсов трюмов и т.д.

Удары волн в развал носа
(бортовой слеминг или випинг) вызывают вибрацию и вмятины в верхней части обшивки корпуса.
Для избежания заливания палубы необходимо снизить скорость судна или уменьшить осадку носом.

Разгон гребного винта и двигателя
Разгон винтов более вероятен для судов с малым погружением винтов. Для избегания этого явления можно увеличить осадку кормой или регулировать частотой вращения винта.

3. Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в шторм
Практические рекомендации сводятся к следующему:
а) при волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной;

б) при плавании на волнении с длиной волны,близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:
при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;
при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокидывания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;
особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн,скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол волны;

Читайте также:  Лодки предназначаются для того чтобы участвовать в соревнованиях эти судна являются

в) следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:
— перейти на ручное управление;
— избегать резких перекладок руля;
— осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;
— знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий:
усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы);
при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);
если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так,чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн;
в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить сильный удар в кормовую часть;
если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть;
приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.

4. Штормование судов
Под штормованием обычно подразумевается вынужденный отказ от движения судна в заданном направлении и с заданной скоростью и временный переход в новый режим плавания с целью уменьшения воздействия шторма на судно, груз и людей.

Штормование продолжается до тех пор, пока погодные условия не улучшатся настолько, что появится возможность продолжить обычное плавание.

Важно уметь правильно определить момент перехода к штормованию.
При этом лучше принять решение заблаговременно, чем дожидаться, когда шторм нанесет повреждения судну и грузу. Необходимо принимать во внимание конструктивные особенности судна, свойства груза и надежность его крепления, мощность главных двигателей, навигационную обстановку и т.д.

Штормование может происходить на носовых курсовых углах волн, кормовых курсовых углах и лагом к волне.
Каждый из перечисленных способов штормования имеет свои особенности.

4.1. Выбор способа штормования
Как отмечалось, штормование может проводиться одним из трех способов:
— носом против волны,
— на попутном волнении,
— лагом к волне.

Обоснованный выбор того или иного способа штормования определяется конструктивными особенностями судна, прочностью корпусов и особенностями его загрузки, мощностью главных двигателей, свойствами груза и др.
От правильного выбора способа штормования зависит безопасность судна, груза и людей.

Штормование носом против волны может применяться судами с развитыми носовыми развалами, облегчающими всхожесть на волну.
На носовых курсовых углах волнения судно удовлетворительно управляется, однако сила воздействия волн на судно при этом максимальна.
Поэтому скорость должна быть снижена до минимальной, обеспечивающей удовлетворительную устойчивость на курсе.

Штормование на попутном волнении может быть рекомендовано для судов с неравномерной загрузкой трюмов, так как при этом способе судно не испытывает сильных ударов волн, меньше воды попадает на палубу.
В то же время штормование на попутном волнении опасно для судов с пониженной остойчивостью, так как при этом остойчивость еще больше снижается.
На попутном волнении суда обычно плохо слушаются руля.
Следует учитывать, что при штормовании на попутной волне судно сохраняет значительную скорость, поэтому данный способ штормования может быть выбран только при наличии достаточного водного пространства в подветренном направлении.

Штормование лагом к волне. Такое положение судно занимает при застопоренной машине.
Такой способ может применяться при большом надводном борте и умеренной остойчивости.
При чрезмерной остойчивости качка при положении лагом к волне бывает очень стремительной, что может привести к смещению груза на палубе и в трюмах.
Особенно опасна резонансная качка, когда ее амплитуда может достигать значений, при которых судно может потерять остойчивость и опрокинуться.

4.2.Общие принципы управления судном в шторм
При волнении от носовых румбов корпус судна может испытывать чрезмерные нагрузки, возрастающие с увеличением скорости, слемминг и заливаемость.
Поэтому, при встречном волнении скорость должна быть снижена до необходимых значений, при которых перечисленные опасные явления пропадают или значительно уменьшаются.
При снижении скорости уменьшается также неравномерность работы главного двигателя из-за оголения винта.

При плавании на попутном волнении при равенстве длин волн и судна наблюдается значительное уменьшение остойчивости судна из-за уменьшения площади действующей ватерлинии.
Особенную опасность представляет ситуация, когда скорости судна и волны близки по значению. При этом судно подолгу зависает на гребне волны, что может привести к опрокидыванию и гибели судна.
При возникновении такой ситуации необходимо немедленно уменьшить скорость.

В штормовых условиях значительную опасность представляет поворот на новый курс, во время которого может резко усилиться качка, удары волн и заливаемость.
Перед поворотом следует заранее определить по диаграмме Ремеза зону резонансной качки и выбрать безопасную скорость для плавания на новом курсе.
Следует также путем наблюдений установить примерную периодичность прохождения самых высоких волн с тем, чтобы правильно выбрать момент начала поворота и постараться пройти положение лагом к волне, когда волнение относительно невелико.

Постановка на якорь в штормовых условиях в пути следования может быть вызвана неисправностью двигателя, рулевого устройства и другими причинами.
Этот маневр отличается особой сложностью.
Прежде всего необходимо определить безопасное место якорной стоянки. Оно должно быть относительно глубоким и широким, удалено от стоянки других судов в случае усиления ветра и дрейфа судна.
Подходить к якорному месту надо на малом ходу и против ветра. Для надежности удержания судна целесообразно отдавать два якоря.
Если требуется встать на якорь на большой глубине, то отдача якоря производится путем вытравливания якорной цепи брашпилем для предупреждения обрыва якорной цепи.
Большое значение для обеспечения безопасного плавания в шторм имеет правильная загрузка и балластировка судна. Трюмы должны быть загружены равномерно. Некоторое облегчение концевых трюмов улучшает всхожесть судна на волну.

При усилении шторма и увеличения опасности для судна капитан должен запросить диспетчера или другие суда поблизости о помощи. В данном случае помощь заключается в:
— удержании судов на месте дополнительной тягой;
или прикрытии их от действия волн;
или буксировке суднав безопасное место

Источник: samvguvt.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...