Расположение этих огней регламентируется требованиями Правил плавания по внутренним водным путям и Правил Речного Регистра РФ.
Самый нижний топовый огонь единственной или задней мачты всегда расположен выше бортовых огней. Топовый огонь передней мачты всегда ниже тоновых огней задней мачты. Красный топовый огонь одиночного самоходного судна всегда ниже переднего тонового огня, а буксировщика — выше. Топовые огни толкаемых судов всегда ниже топовых огней толкача. Три топовых огня толкача образуют равносторонний треугольник, три кормовых огня — равнобедренный треугольник.
Белый круговой огонь самоходного судна находится в носовой части судна, а красный круговой не может быть на одной вертикали с белым. У несамоходного судна красный круговой огонь находится на мачте в средней части судна и всегда выше белых круговых огней, расположенных в носовой и кормовой частях судна. При буксировке под бортом буксируемое судно находится всегда с правой стороны буксировщика.
Дополнительные варианты ходовых огней могут встретиться вследствие нежесткой регламентации взаимного расположения некоторых из этих огней. Так, бортовые огни могут находиться перед единственной или задней мачтой с топовыми огнями и позади нее. Передний топовый огонь может быть расположен ниже и выше бортовых огней, а проблесковые огни — и выше и ниже топовых огней. Но, как правило, выдерживаются следующие схемы расположения огней: у судна длиной 50 м и более передний топовый огонь выше бортовых, а задний — позади них; у судна длиной менее 50 м топовый огонь находится впереди бортовых, проблесковые синий и желтый огни — выше топового, на одной с ним вертикали.
Навигационные огни в лодку, катер#ходовые огни
Для несамоходных одиночных судов длиной 50 м и более, которые буксируются под бортом, предусматривается два варианта огней: круговые в носовой и кормовой частях судна или топовый и кормовой.
Дальность видимости огней
Наибольшая дальность видимости у топовых огней самоходного судна длиной 20 м и более составляет не меньше 8 км. У самоходных судов длиной менее 20 м наибольшая дальность видимости огней составляет 5,5 км, а длиной менее 12м — 3,7 км. У несамоходных судов дальность видимости топовых огней меньше: при длине 50 м и менее — 4 км, если судно короче — 2 км.
Бортовые, кормовые, буксировочные и белые круговые огни самоходных судов имеют дальности видимости 3,7 км, цветные круговые огни всех судов — 1,85 км. У самоходных судов длиной менее 12 м дальность видимости бортовых огней равна 1,85 км, такая же дальность видимости белых круговых огней несамоходных судов.
Светоимпульсные и световые отмашки ночью видны на расстоянии не менее 4 км, светоимпульсные отмашки днем — на расстоянии 2 км, стояночные бортовые огни — на расстоянии 3,7 км.
Ходовые огни и возможный курс судна по отношению к маломерному судну
Секторы освещения ходовых огней выбраны так, что цветные бортовые огни практически нельзя перепутать с цветными навигационными огнями: бортовые огни всегда видны «в сопровождении» топовых. Но одного этого недостаточно для надежной ориентировки ночью: водителю маломерного судна крайне важно знать, на каких курсах он сближается с увиденным транспортным судном. Наиболее опасны встречные курсы — от лобового до траверзного, когда суда сближаются со скоростью, превышающей скорость каждого из них. Сближение на остальных курсах происходит со скоростью, меньшей, чем скорость наиболее быстроходного из них.
Навигационные огни и фара в ПВХ лодку
Ходовые огни позволяют быстро установить, опасно ли сближение с увиденным судном. Для этого нужно помнить правило:
движущийся красный огонь опасен справа по курсу, зеленый — слева.
В первом случае увиденное судно пересекает наш курс справа, так что мы видим его левый борт, во втором случае — наоборот.
Однако наиболее опасна ситуация, когда впереди по курсу видны оба бортовых огня — если не изменить курс своего судна, столкновения не избежать!
![]() |
Рис. Ходовые огни и возможные курсы (штриховые линии) транспортного судна по отношению к маломерному: 1 — маломерное судно (наблюдатель); 2 — транспортное судно |
Расположение и характеристики огней маломерного судна
К этим огням относятся цветные бортовые и белый кормовой огни, которые включают на ходу, и белый круговой огонь, который включают на стоянке. Их цвет, секторы освещения и дальность видимости указаны выше. Бортовые огни допускается комбинировать в одном фонаре. Бортовые огни на беспалубных судах расположены на уровне планширя или выше, на судах с рубкой — в ее верхней части.
Белый круговой огонь и фонарь, в котором объединены бортовые огни, расположены в диаметральной плоскости в передней части судна, а кормовой огонь — тоже в диаметральной плоскости и по возможности на одной высоте с бортовыми, но не выше их. При любом ходовом дифференте судна, должна быть обеспечена видимость его огней в плоскости, параллельной зеркалу воды.
Мощность источника света для сигнального фонаря зависит от требуемой дальности видимости, прозрачности атмосферы и чувствительности глаза к определенному цвету огня. При одинаковой мощности источника света белый огонь виден значительно дальше, чем цветной. Для белого судового огня при дальности видимости 3,7 км сила света источника должна быть 4 канделы (кд). Чтобы дальность видимости красного и зеленого огней была равна 1,85 км, сила света должна составлять 2—3 кд (при прозрачности атмосферы, соответствующей 8 баллам метеорологической видимости, которая принята на речном флоте для условий наблюдения над водной поверхностью).
Возврат в начало страницы
АТТЕСТАЦИЯ СУДОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ
ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
О ПРАВИЛАХ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА
Источник: studopedia.su
Рыбалка и Охота в Татарстане
У меня топовый — металлопластиковая труба — 50см
внутри провод
с одной стороны клеммы ,с другой лампочка габаритная 5W
и ВСЁ!
никуда не прикручивал
валяется в носу , прислучае показываю
однозначно прокатывает
Сообщение Nikolay » 03 июн 2008 13:51
artur70, Я про то и говорю , главное наличие , и подобие
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение alexander » 03 июн 2008 13:51
Мысль интересная, спасибо
Сообщение artur70 » 03 июн 2008 13:55
alexander, мысль оценена в 1000р
Uncle
Сообщение Uncle » 03 июн 2008 15:50
artur70 писал(а): alexander, мысль оценена в 1000р
А она была запатентована до опубликации в СМИ? Если нет, то — пардоньте! А если да, то ты продешевил. Идея хорошая, щаззз начнут контрафакт клепать сотнями экземпляров
С уважением, Uncle
Сообщение edik » 04 июн 2008 07:35
Для сведения. Выдержка из «Правила пользования маломерными судами».
НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ МОЩНОСТЬЮ ДО 25 Л. С.
Наименование Типы судов
оборудования
Катера и мотолодки
Топовый белый огонь, ходовой 1
Огонь гаковый белый 1
Отличительные огни:
правый — зеленый, левый — красный 2
Огонь отмашка белый 2
Флаг отмашка белый 70×70 мм 1
Огонь круговой белый 1
Звуковой сигнал 1
Примечания: 1. На судах длиной до 5 м разрешается иметь один ручной электрический фонарь для использования в качестве отмашки. Ручной аварийный фонарь должен иметь независимый источник питания.
2. На судах длиной до 5 л топовый, клотиковый, гаковый огни могут совмещаться в одном белом огне с круговым освещением, установленным на флагштоке на 20 см выше голов сидящих на банках людей.
3. Допускается установка на носу (вместо двух бортовых отличительных огней) спаренного зеленого и красного огней, исключающих создание смешанного ореола освещения.
Сообщение edik » 04 июн 2008 07:58
Nikolay писал(а): edik, Я знаю прекрасно и про нормы дальности , и про угол обзора , даже помню ещё почему углы обзора 112.5 и 225 градусов . Вопрос в чем заключался , изготовление с минимальными затратами , а минимальные затраты подразумевают наличие рук вставленных тем концом и мозгов . Потратив один-два вечера можно изготовить самому без особых проблем .
Давай прикинем вот что. Рано или поздно ГИМС подойдет к этому вопросу (дальность, углы обзора, сертификаты и т.д.) более основательно. Придется все переделывать. Вот и давай посчитаем.
Белый навигационный огонь, устанавливаемый в верхней части судна (на мачте, верхней точке рубки). Обеспечивает освещение сектора с углом в основании 225 градусов.
Производитель: «Osculati», Италия.
Цена: от 464.00 руб.
Красный и зеленый отличительные бортовые огни, совмещенные в одном корпусе.
Страна-производитель: Италия.
Цена: от 481.00 руб.
Материалы на монтаж и собственные руки ну плюсом еще рублей 300-500. Вот и получается что при желании в пределах 1500 рублей (что в принципе наверное можно оценить как минимальные затраты, для человека имеющего в наличии лодку и мотор) можно все сделать правильно.
P. S. Каюсь, сам до сих пор без огней езжу, но из принципа поскольку считаю это требование абсолютно абсурдным, поскольку согласно действующих правил плавание на надувных судах ночью запрещено, а зачем мне огни днем (ночью я не плаваю).
Сообщение Nikolay » 04 июн 2008 08:04
ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
(ПП ВВП)
Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести (п.69 Правил): топовый огонь, бортовые и кормовой огни, при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.
маломерное судно – самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов);
бортовые огни – зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,50 и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,50 позади траверза соответствующего борта;
кормовой огонь – белый огонь, расположенный в кормовой части судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 1350 и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,50 в сторону каждого борта;
круговой огонь – огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 3600.
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение Nikolay » 04 июн 2008 08:10
edik, Согласен , купить проше . но если коснутся сертификатов на огни , то я думаю не у одного продаваемого огня в магазине таких сертификатов просто нет . Помогал с электрикой двум товаришам , по оборудованию лодок , одному ставил огни купленые , другому самодельные . ни у одного ни у другого проблем с ГИМСом нет .
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение alexander » 04 июн 2008 08:17
Ну ГИМС к этому придёт не скоро еще чтоб замеры делать какиенить. Для начала им придётся оснастить огнями ВСЕ мотолодки включая ПВХ. А щас они даже ответить не могут почему тут надо, а тут не надо. Просто надо и всё говорят. Так что до замеров у них точно не дойдёт.
В России же всё для галочки, а не для правды, этого не побороть.
Сообщение Nikolay » 04 июн 2008 08:25
edik, Эдик , лучше обьясни , как юрист, если в правилах указанно что НОЧЬЮ огни , а остановили днем , можно тупо сказать что ещё не темное время суток , а огни есть лежат в машине на берегу , и вообше ночью я не плаваю .
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение Devil » 04 июн 2008 08:34
Николай, мне кажется это все равно, что гаишнику объяснять, что аптечка уменя есть, но лежит в гараже, т.к. сегодня я умирать не собираюсь
Сообщение Nikolay » 04 июн 2008 08:43
Devil, Не совсем так , есть обязательное , а есть дополнительное .
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение alexander » 04 июн 2008 08:45
Коль, если уж есть то возить надо хоть в рюкзаке. Вообще я прикинул сколько всего надо, как получается на нормальненький такой рюкзак отдельный. Так что придётся теперь 2 рюкзака возить со снастями и с комплектом для лодки.
А еще прикол мне в судовом написали кошма или брезент 1,5х1,5 по количеству пассажиров тока дома разглядел
Сообщение edik » 04 июн 2008 08:54
alexander писал(а): Ну ГИМС к этому придёт не скоро еще чтоб замеры делать какиенить. Для начала им придётся оснастить огнями ВСЕ мотолодки включая ПВХ. А щас они даже ответить не могут почему тут надо, а тут не надо. Просто надо и всё говорят. Так что до замеров у них точно не дойдёт.
В России же всё для галочки, а не для правды, этого не побороть.
Для начала они не дадут пройти теохсмотр.
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Сообщение CatchFish » 06 июн 2008 09:45
а кстати, помнится в правилах было, что маломеркам вообще выход на фарватер, выход в ночное время был ЗАПРЕЩЁН совсем.. на кой тогда огни?
Рыбацкая удача — трудное счастье.
Сообщение Nikolay » 06 июн 2008 09:57
CatchFish, судовой ход имелось ввиду ?
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Сообщение artur70 » 06 июн 2008 10:37
edik писал(а): 2. На судах длиной до 5 л топовый, клотиковый, гаковый огни могут совмещаться в одном белом огне с круговым освещением, установленным на флагштоке на 20 см выше голов сидящих на банках людей
Вот же русским по белому
Коль а иметь надо при себе т.к. ночь может застать врасплох
имхо на авто- это тёмное время суток или в условия с недостаточной видимостью(туман)
Сообщение artur70 » 06 июн 2008 10:46
огни ставятся не для того ,чтобы тебя большие суда протаранили , а для собственной безопастности от такихже маломеров
было много случаев столкновения ночью со смертельными исходами
около берега
так что господа думайте сами кому это надо
Сообщение artur70 » 06 июн 2008 10:55
хочу добавить , что если клюёт можно задержаться на воде пока кончика спина не видно будет (часто такое было )
ваши резинолодки разрежет пополам и даже не почувствует ни один приличный катер , а они сцуки очень любят бухими ночью кататься
Сообщение edik » 06 июн 2008 10:58
Nikolay писал(а): edik, Эдик , лучше обьясни , как юрист, если в правилах указанно что НОЧЬЮ огни , а остановили днем , можно тупо сказать что ещё не темное время суток , а огни есть лежат в машине на берегу , и вообше ночью я не плаваю .
8. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке;
не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без удостоверения на право управления маломерным судном;
в состоянии опьянения;
б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) превышать установленные скорости движения;
г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;
д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;
з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;
л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;
п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;
р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;
д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;
е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.
В правилах говорится об ходовой и визуальной сигнализации, к каковым относятся сигнальные огни (какие либо отличительные огни не упоминаются). Но это если честно, конечно слабая отмазка. Ну и опять если в лодки нет хотя бы чего то из того что указано в судовом билете, то по правилам эксплуатация такой лодки запрещена 9ну и соответственно ст. 11.8 штраф от 500 до 1000 рублей).
ИХМО тут все зависит от инспектора, некоторые понимают полную абсурдность отдельных требований и особо не придираются. Ну а если инспектору нужен протокол, докопаться до чего нибудь не проблема.
Источник: forum.tatfish.com
Что такое навигационные огни?
Судовые навигационные огни – это световые устройства, применяемые для обозначения плавсредств в соответствии с глобальными или локальными Правилами регулирования, включающими требования необходимости информирования о типе обозначенного плавсредства и характере его перемещения в ночные часы. Навигационные огни – это специальные электрические фонари со световыми фильтрами от цвета которых зависит информационная составляющая, предназначенная всем окружающим участникам судового движения.
Виды навигационных огней по ППВВП России
В судовой терминологии различаются топовые, бортовые, кормовые навигационные огни, а также круговые, буксировочные, проблесковые огни и светоимпульсные отмашки. Топовые огни белого и красного цветов располагаются в плоскости симметрии корабля; бортовые – зеленый справа, красный слева; кормовые белого цвета – на корме. К навигационным огням применяются требования по расположению и видимости в обозначенных секторах. Все навигационные огни за исключением светоимпульсных отмашек и проблесковых огней – непрерывные.
Расположение навигационных огней
Для одиночных судов разных типов различается несколько вариантов размещения навигационных огней. Так, например, для плавсредств длиной от пятидесяти метров предписано иметь 2 топовых навигационных огня, 2 бортовых и кормовой огонь. Для плавсредств короче — вместо двух топовых огней используется один.
Для судов на воздушной подушке добавляется желтый круговой проблесковый огонь. Для небольших плавсредств, например, лодок до двенадцати метров необходимо разместить круговой белый огонь и бортовые огни, а если лодка короче семи метров и движется медленнее семи узлов — это правило не является обязательным.
Правила размещения навигационных огней распространяются и на буксирующие суда, однозначно выделяя среди окружающих плавсредств. В данном случае над кормовым огнем располагается буксировочный, а также помимо бортовых огней устанавливается вертикально 2 топовых огня. Существует вариант, когда судно вынуждено толкать перед собой, тогда при общей ширине от пяти метров на нем располагается 3 топовых и 3 кормовых огня по углам треугольника, стандартные бортовые огни, топовый огонь на носу и буксировочный — над кормовыми. При длине до пяти метров кормовые огни не устанавливаются.
Навигационные огни в каталоге «Маринэк»
Каталог Интернет-магазина «Маринэк» содержит широкий спектр навигационных огней, включая топовые, бортовые, кормовые и другие модели, в том числе светоимпульсные отмашки. Навигационные огни должны иметь сертификат Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра.
Сигнально-отличительные фонари, так называемые СОФ, предлагаются отечественными и зарубежными производителями со всеми одобрениями в различных модификациях с питанием от 24, 127, 220 Вольт, всевозможных значений мощности. Кроме назначения и цвета СОФ характеризуются пределами и углами видимости, стандартом защиты.
Так, например, топовый белый сигнально-отличительный фонарь СОФ-901-01 поставляется в комплекте с судовыми лампами накаливания в различных конфигурациях. Его видимость составляет порядка одиннадцати километров, углы видимости — по 112,5° по борту от плоскости симметрии судна, стандарт защиты IP56, корпус из нержавеющей стали. Материалы и конструкция навигационных огней должны соответствовать условиям использования, подразумевающим постоянное пребывание на открытом пространстве, соляном тумане, на ветру, под дождем, палящим солнцем и т.п. При этом навигационные огни не должны терять своих свойств и характеристик, поскольку от их работы в значительной степени зависит правильность оценки всеми участниками характеристик движения обозначенного плавсредства и его типа.
Оснащение судов навигационными огнями
Безопасность судовождения складывается из огромного числа параметров, но информацию от навигационных огней несмотря на свою простоту и очевидность невозможно переоценить, особенно при высокой плотности движения судов в ночные часы, когда от визуального контроля зависит значительная часть успеха. Комплектование судов навигационными огнями – рутинная, но ответственная процедура, которую необходимо доверять профессионалам. Оснащение судна любого типа – комплексная задача, требующая не только знаний, но и весомого опыта, наработанного взаимодействием с производителями, обратной связью заказчиков, учетом проявляющихся нюансов эксплуатации оборудования с течением времени. Доверяя оснащение судна профессиональным участникам рынка, вы вступаете в морское сообщество с хорошим заделом на будущее, с уверенностью в работоспособности своего оборудования, надежной технической поддержкой и специалистами, готовыми решать технически-сложные задачи. Ценность качественной поддержки, как и ценность навигационных огней познается в критические минуты, и тогда любая стихия отступает перед способностью экипажа слаженно преодолевать возникшие сложности благодаря доверию к судовому оборудованию и его безотказности.
Источник: seacomm.ru