Как правильно настроить катушку спиннинга

Блог ангарского спиннингиста

как правильно настроить фрикцион на катушке спиннинга

Прежде, чем перейти к рекомендациям, хочу сказать следующее. Во-первых, понимание, что фрикционный тормоз отрегулирован правильно приходит с опытом. Во-вторых, нет универсальной настройки. Под каждый конкретный случай приходится крутить гайку фрикциона, добиваясь желаемого результата. К примеру, при смене плетеного шнура на монолеску, или замене одного воблера на другой.

И даже если после этого при проводке все будет гладко, порой приходится заниматься регулировкой по ходу вываживания рыбы. Так что, если вы начинающий, переживать не стоит. Ошибки совершали все. Придет время, когда сами станете давать советы как правильно настроить фрикцион на катушке спиннинга.

@Спиннинг для начинающих Переключатель рыболовной катушки

Что такое фрикцион на безынерционной катушке, для чего нужен и как работает

устройство фрикционного тормоза на катушке

Если в двух словах, фрикцион — это механизм, препятствующий поломке как самой катушки, так и удилища. А так же досадным обрывам снасти и сходу рыбы при вываживании.

При правильной регулировке, когда возникает критическая нагрузка на снасть, намотанная леска начинает стравливаться со шпули, снижая нагрузку на снасть. Степень критичности нагрузки определяет сам рыболов, основываясь силовыми данными катушки, характеристиками бланка удилища и разрывной нагрузкой лески. Естественно, что сюда должен быть включен список элементов оснастки — застежки, вертлюжки, упругость проволоки крючков, упористость приманки. В принципе, это основное объяснение, для чего нужен фрикционный тормоз катушке.

Фрикцион состоит из:

  • Блока фрикционных дисков. Изготавливаются из металла, фетра, войлока, композитных материалов, графита.
  • Регулировочной гайки. С ее помощью настраивается усилие для срабатывания системы.

Согласно информации из рыболовных изданий есть фрикционы, где вместо дисков используются пружины. К счастью (или сожалению) сам таковых не встречал.
Как работает фрикцион катушки? За счет силы торможения, создаваемой между дисками, зафиксированными в корпусе шпули и на оси (штоке). Чтобы тормозное усилие работало равномерно используются мягкие прокладки. В итоге, когда требуется настроить фрикцион на катушке под условия ловли, нам нужно просто протянуть гайку до нужного результата.

По расположению на катушке фрикцион подразделяется на передний и задний. У каждого вида есть свои конструкционные «изюминки», свои «плюсы» и «минусы».

[Помощь новичку] Быстрая настройка фрикциона безинерционной катушки.

Передний фрикцион

катушка с передним фрикционом

Здесь блок фрикциона расположен в шпуле катушки. Тормозные диски имеют больший, по сравнению с задним расположением, размер. В результате чего возникает большее тормозное усилие. А так же и возможность более тонко настроить фрикцион на катушке.

Передний фрикционный тормоз прост в обслуживании, есть возможность регулировать конусность намотки лески.

Благодаря тому, что регулировочная гайка расположена спереди, дополнительная настройка происходит проще во время ловли.

Задний фрикцион

рыболовная катушка с задним фрикционом

У катушки с задним фрикционом шпуля стоит жестко на штоке катушки. Диски имеют меньший диаметр и изготавливаются из более твердого материала (паронит, фторопласт). Вследствие чего настройка происходит грубее. Впрочем, увеличиваются силовые способности катушки.

Шпуля снимается путем нажатия на стопорную кнопку в передней части. В обслуживании данный тип фрикциона сложнее. Для того, чтобы добраться до тормозных пластин приходится почти полностью разбирать.

В США был некогда запатентован фланцевый контактный фрикцион. В данном случае рыболов сам, посредством специальной лапки, регулирует нагрузку на катушку.

фланцевый контактный фрикционный тормоз

Получается, чтобы настроить фрикцион на безынерционной катушке требуется отрегулировать плотность соприкосновения тормозных дисков. Вроде просто. Подкрутил, проверил сход лески и радуйся. Но вот до какого момента следует затягивать или ослаблять фрикцион?

Как отрегулировать фрикцион на катушке спиннинга

Есть общие рекомендации по настройке, а есть под конкретные случаи. Последние, на мой взгляд, наиболее важны. Поскольку позволяют не только сберечь катушку и удилище от поломки, но и правильно работать с приманкой и клюнувшей рыбой.

Итак. Начнем с базовых принципов. Что следует учитывать в первую очередь:

  • Значение Max Drag.

Пишется на коробках катушек или в инструкциях. Обычно указывается в килограммах. Это максимальное тормозное усилие фрикциона катушки, при котором гарантируется, что механизм катушки может работать без опасных последствий.

  • Тестовый диапазон удилища по леске.
  • Разрывную нагрузку применяемой лески (шнура).

как отрегулировать настроить фрикцион катушки на спиннинге

Собрав эту информацию воедино, нужно понять, что фрикцион на катушке должно настроить так, чтобы тяговое усилие не превышало значение Max Drag и данные с удилища и лески.

В идеале можно воспользоваться электронным безменом. Тем более, что в некоторых источниках мелькают советы, что значение фрикциона должно находиться в диапазоне примерно 2/3 от максимального. Но кто же на рыбалке этими рекомендациями пользуется? А посему делаем все «на глаз».

  • Затягиваем фрикцион по максимуму. Разумеется, что спиннинг должен быть уже в сборе.
  • Цепляем приманку за неподвижный объект (дерево).
  • Располагаем спиннинг примерно под углом в 45 градусов и начинаем создавать усилие рукояткой катушки.
  • Если видим, что нагрузка подходит к критическому значению (обрыв лески или поломка удилища), начинаем ослаблять фрикцион.
  • Ослабляем до того момента, пока леска не начнет стравливаться. В большинстве случаев об этом мы узнаем по трещотке фрикциона.
  • Достигли этого результата — прекращаем задавать усилие. Остается ослабить фрикцион еще на 2-3 щелчка.

Такая настройка фрикционного тормоза уже не допустит поломки удилища или обрыв лески.

С наработкой опыта подобных манипуляций уже не потребуется. Определить необходимую регулировку можно будет просто потянув за шнур.

Что касается частных ситуаций, где требуется тонкая настройка фрикциона, то с ними приходится сталкиваться постоянно. Тонкая настройка под конкретные условия — это одна из основных причин, почему спиннингисты спортсмены предпочитают пользоваться безынерционными катушками, а не мультипликаторами.

Настройка фрикциона под условия ловли

Условия ловли обычно и становятся основными причинами регулировки тормоза.

  • Смена приманки (воблер, блесна).

Сопротивление приманки в воде различно. Даже если они имеют один вес. Если с равномерной проводкой блесны проблем может не возникать, то с воблером иначе. Заменив модель на более упористую, приходится дополнительно настраивать фрикцион. Рывковая проводка не должна сопровождаться сработкой тормоза.

Не секрет, что растяжимость монолески выше нежели плетеного шнура. Если при ловле монкой нагрузка на снасть где будет компенсироваться растяжимостью монофила, то для плетенки настройка фрикционного тормоза требует более серьезного подхода. Скажу откровенно, что за эту малость несколько недолюбливаю мультипликаторные катушки. У них настройка фрикционного тормоза происходит грубее. По этой причине ловля на флюр или монолеску предпочтительнее.

  • Настройка под рыбу.

Ловля окуня с использованием шнура требует обязательных регулировок. Губы окунька нежные. Резкая подсечка на шнуре или быстрое вываживание зачастую приводит к порывам губ и досадным сходам.

  • Под характеристики водоема.

корчи водохранилища, как настроить фрикцион под условия ловли

При ловле в сильно закоряженных местах тонкая настройка фрикциона зачастую спасает приманку от мертвых зацепов. Но тут так же следует учитывать и нрав рыбы, что ловим. К примеру, щука. При поклевке она может тащиться как бревно, а может и мощно давить, стараясь уйти в корчи.

правильная настройка фрикциона под джерк и щуку

Как вариант — быстрая подрегулировка тормозного усилия катушки.

Так что, ситуаций может быть много.

При ловле на донку (пикер, фидер) все несколько проще. Фрикцион нужно настроить так, чтобы он не срабатывал при забросе и просто смещении кормушки. При поимке крупного трофея всегда лучше вносить дополнительные коррективы по ходу вываживания.

Источник: makchen.ru

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Яндекс.Погода

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Фото: передний фрикцион катушки

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Читайте также:  Сколько ехать до шатуры на электричке

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль.

Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Фото: задний фрикцион катушки

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода.

С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится.

Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого?

Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Источник: rybalkaspinning.ru

О том, как настроить фрикцион на катушке спиннинга

Как работает фрикционный тормоз безынерционной катушки и байтраннер Передний и задний фрикцион

Вмятинам – нет!

Прежде, чем перейти к рекомендациям, хочу сказать следующее. Во-первых, понимание, что фрикционный тормоз отрегулирован правильно приходит с опытом. Во-вторых, нет универсальной настройки. Под каждый конкретный случай приходится крутить гайку фрикциона, добиваясь желаемого результата. К примеру, при смене плетеного шнура на монолеску, или замене одного воблера на другой.

И даже если после этого при проводке все будет гладко, порой приходится заниматься регулировкой по ходу вываживания рыбы. Так что, если вы начинающий, переживать не стоит. Ошибки совершали все. Придет время, когда сами станете давать советы как правильно настроить фрикцион на катушке спиннинга.

Общая информация

Суть работы фрикционного тормоза катушки — тормоз настраивается на определенное усилие, путем вращения соответственного регулятора. Допустим, если шнур или леска выдерживает 7 кг (именно выдерживает, а не на шпуле написано), то фрикцион настраивают примерно на 4-5 кг.

Тогда, в случае если засеченная крупная рыба совершит рывок с усилием, равносильным, скажем 10 кг — леска не порвется, как этого следовало бы ожидать. Сработает фрикционный тормоз и шпуля начнет вращаться под действием рывка рыбы, отдавая ей леску. Вот для этого-то и наматывают на катушки по сто и более метров лески. Надо же что-то отдавать рыбе при рывках. Для вываживания на обширном водоеме большого сома или щуки — такой запас, в самый раз.

Для чего нужен байтраннер

Применение байтраннера на катушке для многих рыболовов – дело новое и непривычное. Механизм служит для отключения фрикционного тормоза, то есть в критической ситуации достаточно повернуть рычаг, и леса начнет свободно сходить со шпули. Мы писали об этом в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

Система не только добавляет комфорт при ловле, но и является защитой от падения удилища в водоем при поклевке очень крупных экземпляров. Для этого необходимо произвести настройку системы, забросить снасть, выставить бланк на подставки и включить байтраннер.

Даже вдруг рыбина с усилием рванет снасть при поклевке, удилище останется на месте. Перед тем, как ее подсечь, механизм необходимо выключить, в этом случае в работу включится фрикционный тормоз. Рассмотрим плюсы этого механизма.

  • безынерционки с байтраннером считаются универсальными, так как применимы с фидерами, карповыми бланками и тяжелыми спиннингами;
  • имеют хорошие фрикционные тормоза с достаточным спектром настроек;
  • катушки располагают легким ходом;
  • рычаги и переключатели надежно фиксируются;
  • отсутствуют люфты;
  • изготовлены из хорошего пластика.

Правда, не обошлось и без недостатков: высокая стоимость, большой вес, пластиковый корпус. Байтраннер выполнен в виде рычага, который при включении задействует вспомогательный тормозной механизм. Главное, выбрать правильный режим включения устройства.

Байтраннер настраивают чуть мягче по сравнению с фрикционным тормозом, чтобы моментально спустить лесу при подмотке. Однако если сделать с точностью наоборот, система не сработает, так как леса будет спускаться за счет фрикциона. Если он расположен в передней зоне корпуса катушки, то степень нагрузки надобно настроить байтраннером.

Виды фрикционных тормозов

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли. Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.

Типы фрикционных тормозов

Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта).

Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток — его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле.

Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Передний фрикцион Задний фрикцион

Классификация

Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:

  • прочность и надежность тормозного узла;
  • длительный срок эксплуатации;
  • катушка меньше весит;
  • возможность более качественной регулировки;
  • сбалансированность снаряжения.
  1. Так как тормоз устанавливается на запасной шпуле, то стоимость снастей увеличивается.
  2. При выуживании хищной рыбы трудно подстраивать тормоз на спиннинге.
  3. Сложность замены шпули.
  4. В конструкцию может попасть мусор.

После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.

Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.

Достоинства катушки с задним фрикционом:

  • удобная регулировка нагрузки при выуживании рыбы, так как лишних деталей нет;
  • запасная шпуля снижается в цене;
  • такая конструкция может применяться с тяжелыми приманками;
  • при обрыве лески потери рыбы минимальные.

Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.

Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером. Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов.

При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется. Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.

Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.

Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.

Настройка фрикциона

Как ни странно, но не все рыболовы пользуются фрикционным тормозом. По какой причине — неизвестно. Может быть, просто не умеют, может не хотят. Но, скорее всего, не умеют или не знают, как правильно его настроить. А может быть дело в самих катушках.

Ведь основная масса простых рыболовов используют в своей рыбалке самые дешевые катушки китайского производства, где сам по себе механизм фрикциона изначально изготовлен как попало и очень быстро ломается. Вот и выходит, что у одного рыбачка тормоз фрикциона закручен практически до упора, а у другого закручен как придется.

Совет: перед каждой рыбалкой обязательно регулируйте фрикцион. Как это сделать? Блесну закрепите за дерево или корягу и согните ваше удилище в дугу. Фрикцион должен срабатывать при сгибании удилища на 60 или 70 градусов.

Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы

Прежде всего, бывает два вида фрикционов:

  • металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
  • мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)

Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.

Читайте также:  По каким приметам можно определить стороны горизонта

Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.

Советы по использованию

  • После рыбалки не забывайте ослаблять фрикцион вашей катушки. Это продлит ей жизнь!
  • При регулировке тормозного механизма не прилагайте чрезмерных усилий, т.к. это может привести к поломке катушки или удилища.
  • Сильно затянутый фрикцион может повлечь за собой обрыв лески, если рыба достаточно большая или делает мощные рывки. Если фрикцион недостаточно затянут, это может помешать подсечь рыбу.
  • Настраивать фрикцион нужно на 2/3 — ¾ от разрывной нагрузки лески.
  • В зависимости от условий лова, фрикцион можно затягивать или ослаблять. Это можно делать и в процессе вываживания.
  • Если случился зацеп, ни в коем случае не закручивайте фрикцион до упора, так вы поломаете удилище. Попробуйте направить удилище параллельно леске, прижав ее к бланку и постучать рукой по нему – бывает, что такой метод помогает.

Принцип работы

Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.

Леска стравливается со шпули, пока сила рывка рыбы не угаснет. Если тормозной узел правильно отрегулирован, то рыбак сможет легко побороть сопротивление пойманной рыбы, вес которой больше разрывной нагрузки лески. Так при помощи фрикциона рыбаки смогут выловить рыбу весом 8 кг шнуром, прочность которого имеет номинальное значение на разрыв до 5 кг.

Зимние катушки с фрикционом изготавливают из особо прочных материалов. Катушка для зимней удочки переносит мороз, сильные перепады температуры. Переднее расположение механизма позволяет использовать тонкую леску. Шпуля из алюминия вмещает большой запас нити, ролик функционирует мягко и защищает шнур от деформаций. При ловле катушки для зимней рыбалки, оснащенные надежным фрикционным механизмом, никогда не подводят.

Настройка и регулировка

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.

Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.

Разновидности муфты

Муфты различаются по конструкционному исполнению, способу оказания прижимного усилия и характеру обеспечения механики трения. Уже говорилось, что в качестве элементов муфты чаще всего выступают диски. Но также могут использоваться конусные, цилиндрические и барабанно-ленточные детали.

Такие элементы обычно применяют в конструкциях, где реализуется нестандартная конфигурация прижима, например угловая. Техническим развитием традиционных механизмов стала многодисковая фрикционная муфта, которая выигрывает за счет плавности хода и обеспечения более высокой силы сцепления.

Что касается способа оказания прижимного усилия, то оно может обеспечиваться гидравликой или пневматикой. В первом случае рабочей средой будет выступать техническая жидкость, а во втором – сжатый воздух от компрессора. Также современные муфты работают за счет электромагнитных потоков, но из-за высокой стоимости и сложности данное решение менее распространено. Механика трения, в свою очередь, обеспечивается по сухому или мокрому принципу. В первом случае движения выполняются без применения смазки, а во втором – с маслом, которое снижает негативные эффекты трения и отводит тепло.

Источник: vmyatynnet.ru

Как настроить катушку — важные настройки безынерционной катушки

Как установить катушку на удилище

В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек. Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза.

Для опытных рыбаков всё это кажется довольно простым, но для новичков данная информация будет очень ценной. Итак, начнем с установки безынерционной катушки.

Если вы хотите более подробно разобраться в теме катушек для спиннинга, советуем нашу статью — катушки для спиннинга.

Как установить катушку на удилище

Как установить катушку на удилище

Устанавливается катушка предельно просто, и проблемы с этой процедурой не должны возникнуть даже у абсолютных новичков. Сначала нужно открутить крепление, затем катушка вставляется в специальный держатель, расположенный на рукоятке удилища.

Далее кольцо туго затягивается, и основание катушки впоследствии зажимается. Катушка не должна болтаться, однако важно не переборщить при затягивании, дабы не сорвать резьбу.

Бывает, что в процессе рыбалки держатель катушки немного откручивается, поэтому время от времени подкручивайте его.

Какие виды спиннинговых катушек существуют

По принципу работы делятся на 2 типа:

  1. инерционные;
  2. безынерционные.

Ходовыми среди новичков и мастеров считаются безынерционки. Инерционки утратили бывалую популярность у рыболовов. Но еще остались те, кто не изменяет своим предпочтениям. Чтобы увеличить спрос на такой тип механизма производители усовершенствовали его, выпустив мультипликаторный девайс. Разберем конструкционные отличия, особенности работы обоих видов.

Безынерционные

Между собой рыбаки называют «мясорубка». Мастера спортивной ловли признают ее лучшей спиннинговой катушкой. Особенности сборки:

  • Изготавливается с винтовым приводом. Передача – коническая, гипоидная.
  • При забросе шпуля не двигается. Благодаря чему получиться без проблем осуществлять дальние забросы с легкими приманками.
  • Есть фрикционный тормоз. Регулирует натяжение лески (шнура) при резких рывках хищника во время вываживании. Предотвращает критические перегрузки.
  • На основном валу устройства вмонтирована шпуля. Внутри корпуса находятся все передаточные механизмы.
  • Безынерционки не требуют от рыбака особых навыков. Нуждаются в периодическом уходе. Перед началом и в конце рыбацкого сезона внутренняя часть очищается от загрязнений. Детали, что постоянно подвергаются трению, смазываются специальными маслами или растворами. Подобные процедуры легко выполнить самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Мультипликаторные

Относятся к модифицированным инерционкам. Конструкционные особенности следующие:

  • Устройства барабана предотвращает любое запутывание лески или нити при забросе.
  • Мультипликаторы считаются силовыми катушками или как их называют бывалые рыбаки «миниатюрные лебедки».
  • Функция трещетки в мультипликаторе аналогична принципу работы фрикциона в безынерционке. Регулирует постепенное торможение устройства при вываживании.
  • Хоть она и маленькая по размеру, но имеет емкий барабан для намотки больших объемов лески.
  • В использовании особо не отличается от безынерционки. Но для повышения качества ловли рекомендуется выработать четкую систему движений при проводке.
  • По стоимости мульпликатор в разы дороже первого вида, поэтому широкой популярности среди рыболовов пока не получил.
  • Назначение – для работы с габаритными джерками, глубинными воблерами. Подходящий тип ловли – троллинг.

Как намотать леску на безынерционную катушку

Протягиваем конец лески через все кольца удилища, начиная с самого маленького на вершинке спиннинга;

Откидываем кольцо лесоукладывателя и привязываем леску к шпуле, применяя надёжный самозатягивающийся узел;

Далее начинается непосредственно сам процесс наматывания лески. Для этой процедуры необходимо обеспечить небольшое натяжение лески, в чём может помочь напарник или же можно положить моток в карман и пропускать леску сквозь пальцы руки, которая удерживает удилище (другой рукой вращаете ручку катушки).

Слишком сильное натяжение также нежелательно, так как оно может повлечь за собой образование узлов или попросту неравномерность намотки.

Прекращают процесс наматывания лески тогда, когда до краёв шпули остаётся примерно 2-3 мм свободного пространства. Больше лески наматывать не стоит, иначе в дальнейшем могут образовываться те же узлы, запутывания, соскальзывание лески во время заброса.

По окончанию рыбалки рекомендуется всегда делать «холостой» заброс, а затем в положении удилища перпендикулярно земле неспешно наматывать леску, чтобы та немного просушилась и ровно легла на шпулю.

Прямой конус (рис. 1а)

Укладка с переменным шагом намотки, при которой шаг намотки уменьшается к стенке шпули. В результате, чем ближе к стенке шпули, тем больше наматывается лесы и укладка приобретает форму конуса сужающегося к борту. Эта укладка обеспечивает наименьшее трение при сходе витков, так как каждый дальний виток имеет больший диаметр, чем каждый ближний и потому трение дальнего витка о ближний при сходе – минимально.

Кроме того, большая часть витков сходит под углом к борту (угол «б») близким к 90*, что обеспечивает минимальное трение о борт. В результате дальность заброса по сравнению с «цилиндром» увеличивается до 15%, в зависимости от конусности. С другой стороны, легкость схода, вкупе с малым шагом намотки, увеличивает вероятность стаскивания витков, уложенных ближе к стенке, и образования «бороды».

Чтобы уменьшить, если можно так выразиться, «бородоопасность», выпускаются шпули с профилем прямого конуса. Здесь конус образуется не за счет изменения шага намотки, а за счет формы шпули. На таких шпулях, как правило, имеются метки производителя, выше которых делать намотку не рекомендуется.

Если меток нет, то высота намотки возле стенки должна быть ниже борта не менее, чем на 2 мм. Укладка «прямой конус» наиболее широко применяется для заброса относительно легких грузов на большую дальность. Особенно в тех случаях, когда в качестве основной лесы используется монофил.

Что такое бэкинг на катушке?

Чтобы ответить на данный вопрос, сперва необходимо разобраться в самих шпулях катушек. Существуют катушки с глубокой и неглубокой шпулей. Глубокие шпули применяются для намотки толстых лесок, а неглубокие – для тонких лесок. Возникает вопрос – как правильно намотать тонкую леску на глубокую шпулю.

Намотка должна быть такой, чтобы леска заполнила шпулю почти полностью, чтобы от конца бортика шпули оставалось всего 2-3 мм до лески. В случае с использованием тонких лесок на глубокие шпули, необходимо предварительно намотать на шпулю вспомогательную леску, эта леска и называется бэкингом. Таким образом, мы заполним внутреннюю часть шпули, а сверху будет тонкая леска, которой мы и будем ловить.

Читайте также:  Убийца карася что это такое

Если вы собираетесь ловить на тонкие плетеные шнуры, очень советуем выбирать катушки от Shimano и Daiwa. В их ассортименете множество подходящих катушек по различным ценам.

Крепление к шпуле

Это можно сделать при помощи узла, технику которого мы рассмотрим чуть ниже, или же просто зацепив леску или шнур за стопор, который может быть на катушке. Некоторые модели катушек вместо стопора имеют специальную клипсу, за которую закрепляется леска и дальше просто начинается намотка нужного количества.

Закрепить леску на шпуле при помощи узла можно таким образом:

• Сделайте один полный оборот лески вокруг шпули.

• Один конец нужно провести через леску, которая является основной, таким образом образовывается петелька.

• Вокруг основания делается 3-4 полных оборота леской, что сформирует в итоге петлю.

• У начала скрутки продеть конец лески и затянуть узлом. Лишний конец лески можно обрезать.

Это мелкий узел, но крепкий и не мешает дальнейшей намотке лески на шпулю.

Как настроить фрикцион катушки

Грамотно настроив катушку, вы сведёте к минимуму возможность обрыва лески и сможете вываживать крупную рыбу. Все модели безынерционных катушек оснащаются фрикционным тормозом, позволяющим регулировать усилие.

При нагрузке шпуля катушки прокручивается и леска понемногу стравливается, что позволяет «гасить» резкие и сильные рывки рыбы. Фрикцион может быть передним (расположен сверху на шпуле) и задним (снизу катушки).

При настройке фрикционного тормоза необходимо ориентироваться на параметр разрывной нагрузки лески. Так, если последний составляет около 7-8 кг, то фрикцион настраивается на 4-5 кг. В случае рывка рыбы сработает механизм фрикционного тормоза и катушка «отпустит» некое количество лески, обезопасив вас от обрыва снасти.

С целью настройки фрикциона применяются чаще всего обычные грузики с определенным весом, которые цепляют на конец лески. Хотя многие рыбаки практикуют настройку фрикциона иным способом, прямо перед рыбалкой. Для этого спиннинг полностью оснащается и приводится в рабочее состояние, а затем приманка с крючком зацепляется за дерево или иной статичный объект.

Далее нужно немного отойти и натянуть спиннинг будто бы при вываживании потенциального улова, и, достигнув максимального натяжения, при котором удилище сгибается в дугу, отпустить фрикционный тормоз до срабатывания трещотки. Не переусердствуйте, иначе вместо настроенного фрикциона можно получить лишь сломанное удилище.

Существует два типа фрикционного тормоза: передний и задний. Передний фрикцион более точный и надежный, задний фрикцион более удобен в настройке. Более подробно про фрикционы читайте в статье — фрикционные тормозы.

В заключение ещё раз отметим, что никаких особых навыков и знаний для закрепления и настройки катушки не требуется. Данные процедуры достаточно просты в исполнении, однако при этом очень важны, ведь именно от надёжного крепления и правильной настройки катушки во многом зависит успешность ловли и сохранение снастей.

Автор статьи: Иванов Виталий Леонидович, 2020 год.

Обратный конус (рис. 1б)

Укладка с переменным шагом, при которой шаг намотки уменьшается к борту шпули. Из рисунка видно, что угол схода лесы со шпули (угол «а») у обратного конуса по всей длине шпули будет меньше, чем у прямого. Следовательно, трение дальних витков лесы о ближние витки у обратного конуса больше. При этом, каждый дальний виток имеет меньший диаметр, чем ближний. Это уменьшает вероятность самопроизвольного схода витков и образование «бороды».

Посмотрим на угол «б». Большая часть витков у прямого конуса сходит от стенки при большем угле «б», что обеспечивает меньшее трение о борт. А у обратного конуса большая часть витков сходит у борта при меньшем угле «б» и, следовательно, при большем трении. В результате, суммарное трение лески (трение схода + трение о борт) у обратного конуса существенно больше. Дальность заброса по сравнению с «цилиндром» уменьшается до 15% в зависимости от конусности.

Но, нет худа без добра. Обратный конус – самая бородобезопасная укладка. Надо хорошенько постараться, чтобы сделать «бороду» с такой укладкой. Поэтому намотку можно делать почти до края борта, оставляя, может быть, микроскопический зазор около 0,5 мм.

Чтобы уменьшить трение о борт выпускаются шпули с профилем обратного конуса. Здесь конус образуется не за счет увеличения количества витков возле борта, а за счет формы шпули. Эта укладка широко применяется при неравномерной проводке, когда витки лесы наматываются с разным натяжением, что увеличивает вероятность образования «бороды» при забросе.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода.

С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится.

Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого?

Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Источник: hasanskiyrayon.ru

Как настроить мультипликаторную катушку

Multiplikatornyie-katushki.jpg

При освоении спиннинговой ловле новички боязливо посматривают на мультипликатор, предпочитают ему классическую безынерционную катушку. Их точка зрения понятна – сложность конструкции, какие-то дополнительные грузики, тормоза, в то время, когда в безынерционке просто открыл скобу и забросил.

В то же время, рыболов, который освоил мультипликаторную катушку, вряд ли вернется к «мясорубке». Объясняется это просто – колоссальная чувствительность поклевки в руку перекрывает все мифические сложности при ловле с мультипликатором. К тому же, для того, чтобы ловить без особых проблем с мультипликаторной катушкой, достаточно ее правильно настроить, и тогда исчезнут все проблемы в процессе эксплуатации, в первую очередь перебежки и злосчастные «бороды». Так как же правильно настроить мультипликаторную катушку?

С самого начала следует отметить, что при выборе мультипликатора рыболову следует заранее знать, какой рукой будет происходить вращение катушки. Этот, казалось бы , несущественный момент для инерционных или безынерционных катушек, весьма важен для мультипликатора. Если на фидерной катушке можно без проблем переставить ручку с левой на правую сторону, а нахлыстовую инерционную катушку можно просто перевернуть другой стороной, то с мультипликатором не все так просто. Ручка мультипликаторной катушки не переставляется, и изначально расположена либо слева, либо справа, а направляющая лесоукладывателя не позволяет перевернуть катушку и поставить ее обратной стороной.

Для комфортной ловли мультипликаторную катушку следует настроить правильным образом. Для того, чтобы не было перебежек во время заброса (и, как следствие, «бороды»), начинающему рыболову следует не отключать все грузики центробежного тормоза, а оставить один или два.

С помощью этого нехитрого действия вы сможете достичь максимальной дальности заброса и избежать перебежки шпули катушки. Основной тормоз мультипликатора настраивается следующим образом. Катушка устанавливается на удилище, а к концу лески подвешивается та приманка, с помощью которой предстоит ловля. Тормоз затягивается таким образом, чтобы приманка не только не падала на землю, но после легкого взмаха удилищем должна опускаться на 30-40 сантиметров. Подобная настройка мультипликаторной катушки практически полностью оградит вас от перебежек и запутываний.

DAIWA MILLIONAIRE-S 250.jpg

Не стоит забывать о том, что применение излишне толстых плетеных шнуров вкупе с полным затягиванием тормоза катушки неизбежно влечет за собой выход из строя главной пары шестерен – доходит до того, что от нагрузок они просто-напросто крошатся, не успев отработать и сезона. Особенно это характерно для низкопрофильных «мыльниц» с малым размером шестерен и высоким передаточным числом (6-7 : 1). Поэтому во время эксплуатации старайтесь придерживаться рекомендаций производителя по максимальной разрывной нагрузке плетеных шнуров, а также не затягивайте до конца фрикционный тормоз. Этими нехитрыми мерами вы серьезно продлите жизнь своей катушке.
Ассортимент мультипликаторных катушек на рынке представлен достаточно широко. Если вы находитесь в «подвешенном» состоянии и просто не знаете, какую из мультипликаторных катушек выбрать, рекомендуем вам обратить внимание на следующие модели:

Отличная тяговитая классическая мультипликаторная катушка. Передаточное число составляет 5.1:1, что говорит о великолепных «тяговых» характеристиках. Комфортный забрасываемый вес начинается от 8 грамм, что делает ее великолепным помощником при ловле джигом, учитывая потрясающую тактильную чувствительность поклевок. 3 шарикоподшипника, которыми оснащен механизм данной катушки, обеспечивают плавную и точную работу механизма.

DAIWA Megaforce Plus MF 100 TSHL

Данная катушка великолепно подходит ко всем существующим видам спиннинговой ловли, вплоть до ультралайта. Малый размер и эргономичный дизайн не огрубляют снасть и позволяют ловить даже миниатюрными приманками, а 11 шариковых подшипников, которые встроены в механизм катушки, делают ее ход по настоящему плавным и «бархатным». Отдельного внимания заслуживает передаточное число, у этой катушки оно составляет 7.1:1, что позволяет маневрировать скоростью проводки приманки так, как этого желает рыба.

Если после прочтения данной статьи вы не передумали покупать мультипликаторную катушку, то в нашем магазине представлен широкий ассортимент как классических катушек, так и низкопрофильных «мыльниц» по самым низким ценам. Кроме того, в нашем магазине присутствует огромное количество безынерционных катушек на любой вкус.

Источник: kiwi-market.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...