История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:
1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);
2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);
3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).
Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.
Производители советских лодочных моторов
Основными производителями лодочных моторов в СССР считались:
• Куйбышевский завод им. Фрунзе (ЛМ-1);
Лодочные моторы начали дешеветь и появляться в наличии !
• Рыбинский завод им. Карлика (ЛМ-7)
• Богородский механический завод (ЛММ, ЛМР)
• машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (Нептун);
• машиностроительный (Салют, Спутник);
• Щербаковский моторный завод (Чайка);
• Московский механический завод МООСО (Пионер);
• Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Кама);
• ОАО «Моторостроитель» (Вихрь) и т.д.
Критерии выбора
Любой двигатель имеет свои преимущества и минусы, поэтому определиться с выбором непросто. Тем, кто предпочитает работу устройства практически без шума, можно приобрести импортный мотор.
Его основным минусом является тот факт, что самостоятельно починить его в случае поломки практически невозможно.
Следовательно, длительные путешествия на десятки километров вдали от станции техобслуживания лучше не совершать. Кроме того, средняя вместимость бака таких моторов составляет 12 литров, что также не способствует долгим путешествиям.
Отечественные лодочные двигатели более шумные, но подлежат ремонту своими силами. Для экспедиций на длительные расстояния подойдет мотор с топливным баком на 20 литров. Агрегаты от российских производителей выгодны своей простотой, надежностью и характеристиками. Кроме того, они не привередливы к качеству бензина.
Самые популярные советские лодочные моторы
: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.
Как шумит мотор или крик души лодочного двигателя
: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;
: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;
: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;
: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;
: морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;
: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;
: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;
: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;
: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с.
По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.
Двигатели «Вихрь» и «Нара»
«Вихрь»
История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.
Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:
- Ручной запуск с помощью румпеля.
- Вместимость топливного бака – 22 литра.
- Модернизированная система газораспределения.
- Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
- Вес изделия – 49 кг.
- Усовершенствованная система зажигания.
«Нара»
Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:
- мощность – 4,7 л. с.;
- масса – 15 кг.;
- обороты – до 3600 об/мин.;
- вместимость бака – 1 л.;
Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.
Двухтактные моторы «Парус»
Оптимальное соотношение характеристик, веса и эксплуатационных возможностей, являются основными факторами популярности данной марки на отечественном рынке.
Предлагаем ознакомиться: Лодочный электромотор на сколько хватает аккумулятора
Характеристики самых ходовых моделей представлены ниже.
«Парус Т2 S»
Представленный лодочный двигатель обладает следующими характеристиками:
- мощность – 2 л. с;
- объем – 50 куб. см;
- вместимость бака – 1,2 л;
- запуск – ручной с румпелем;
- масса – 9,8 кг.;
«Парус Т-3,5»
- объем топливного резервуара – 0, 9л;
- мощность – 3,5 л. с;
- масса – 10 кг;
- система питания – одноцилиндровая карбюраторная;
- запуск – ручной с румпелем;
«Парус Т-60»
- бак для топлива – 24 литра, выносного типа;
- вес – 104 кг;
- запуск – ручной, румпель;
- охлаждение – водяное;
- количество цилиндров – 3 шт;
«Парус Т-5»
- объем – 102 куб. см;
- емкость бака – 3,1 л;
- масса – 21 кг;
- тип запуска – ручной с румпелем;
- мощность – 5 сил лошадиных.
Полезная информация
Российские модели практически ничем не отличаются от японских.
Все подвесные лодочные моторы от российских производителей имеют стандартную схему изготовления.
Как правило, это бензиновый двухтактный агрегат, имеющий до 4-х цилиндров. Передача энергии к винту осуществляется посредством углового конического редуктора, расположенного в подводной части.
Охлаждения двигателя – водяное (забортной водой). Исключение составляет мотор «Кама», выполненный на базе агрегата для бензопилы и имеющего воздушное охлаждение. Выхлоп переработанных газов производится через выведенный за винт патрубок в воду.
Сравнительные характеристики отечественных лодочных моторов и японских аналогов позволяют утверждать, что по надежности, экономичности, простоте монтажа и управления, российские агрегаты практически не уступают импортным двигателям.
Кроме того, они имеют невысокую стоимость и неприхотливы к марке топлива. Также, вполне реально произвести ремонт отечественного мотора в полевых условиях.
Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.
По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.
Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.
Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах.
Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.
Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.
1 — ЗИФ-5; 2 — Москва; 3 — ЛВР-6
Подвесной лодочный мотор «ЗИФ-5»
Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора
1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт
Основные технические данные подвесных лодочных моторов
Привод гребного винта и винт мотора «Москва»
Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка
Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки
Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л
Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.
Агрегаты для лодок «Нептун» и «Импульс»
«Нептун-25»
Лодочный мотор «Нептун25» отличается надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации. Он оснащен двухтактным карбюраторным двигателем с водяным охлаждением.
- мощность – 27 л. с;
- объем – 400 куб. см;
- выносной топливный бак вместимостью 20 л;
- румпельное управление;
- масса – 44 кг.;
«Импульс-90»
Моторы марки «Импульс» относятся к категории водометных агрегатов. Особенность их конструкции позволяет двигаться длительное время, не сбавляя газа, даже при неоднократном перегреве устройства.
В этой линейке представлены три категории лодочных моторов, отличающиеся мощностью (90, 115, 135 лошадиных сил).
Характеристики двигателя «Импульс 90»:
- мощность – 90 л. с;
- объем – 1600 куб. см;
- выносной бак;
- дистанционная система управления;
- запуск – электрический стартер.;
Представленный агрегат является четырехтактным и выполнен на базе двигателя ВАЗ 21124. Без изменений осталась система зажигания, впрыск топлива и генератор. Доработана система удаления газов, корпус термостата, маховик и дроссельная заслонка.
Технические особенности
Все серийные подвесные лодочные моторы производства СССР/России выполнялись по классической схеме. Двигатель — бензиновый, двухтактный, карбюраторный, как правило двухцилиндровый (моторы ЛМ-1, «Чайка», «Кама», «Салют», «Стрела», ЛММ-6 — имели одноцилиндровый двигатель, а моторы особо большой мощности — трёх- и четырёхцилиндровые).
Передача к гребному винту через угловой конический редуктор, расположенный в подводной части. Как правило, редуктор обеспечивал реверс (за исключением моторов малой и особо малой мощности).
Охлаждение двигателей — водяное, забортной водой (кроме мотора «Кама», выполненного на базе двигателя бензопилы «Дружба» с воздушным охлаждением). Термостат в системе охлаждения отсутствовал.
Выхлоп отработавших газов осуществлялся в воду через патрубок, выведенный за гребной винт (у моторов марки «Бийск» через ступицу гребного винта).
Источник: guarantee-dostavka.ru
Когда появились лодочные моторы
Подвесной лодочный мотор — лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине XX века на маломерных судах (моторные лодки).
Основные преимущества по сравнению со стационарным: подвесной мотор не занимает полезный объём судна, легко демонтируется, что позволяет хранить дорогостоящий агрегат в надёжном месте.
Первоначально были широко распространены двухтактные моторы. Их преимущества — малый вес и высокая удельная мощность. Постепенно их недостатки, по мере совершенствования четырёхтактных моторов, приводят к сокращению количества двухтактных. Более лёгкий запуск, высокая экономичность, цена топлива и растущая по мере совершенствования технологий удельная мощность — основные причины, которые вызывают повсеместный переход на четырёхтактную схему.
Растущие требования к экологичности, прямой запрет на использование двигателей внутреннего сгорания на некоторых водоёмах привели к развитию практически бесшумных подвесных электромоторов, питающихся от аккумуляторов или топливных элементов. Разработан также подвесной парус, закрепляющийся, подобно мотору, на транце лодки.
Особенности устройства
В настоящее время подвесные лодочные моторы преимущественно строятся по схеме, предложенной Олом Эвинрудом в 1906 г. Эта схема имеет вертикальную компоновку узлов.
Двигатель 1 закреплён в верхней части промежуточного корпуса (дейдвуда) 4. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. На верхнем конце коленчатого вала закреплены магнето 2 и стартер 3.
Внутри промежуточного корпуса 4 проходит вертикальный вал, связывающий коленчатый вал двигателя и редуктор. Также внутри промежуточного корпуса расположены трубки подачи воды для охлаждения двигателя, тяги управления редуктором. Через промежуточный корпус осуществляется выхлоп отработавших газов в воду.
Статья в тему: Как ловить тунца с лодки
Снизу к промежуточному корпусу крепится угловой конический одноступенчатый понижающий редуктор 5, обеспечивающий передачу вращения на гребной винт 6. На моторах мощностью до 5 л.с. редуктор может не иметь муфты сцепления и механизма реверса. На моторах мощностью от 5 до 12 л.с. наличие в редукторе муфты сцепления обязательно, но механизм реверса может отсутствовать. На моторах мощностью свыше 12 л.с. обязательно наличие муфты сцепления и механизма реверса. Обычно муфта сцепления и механизм реверса объединяются в один узел, называемый реверс-муфтой.
Гребной винт обычно соединяется с выходным (гребным) валом редуктора через элемент с ограниченной прочностью — предохранитель. Предохранитель обеспечивает экстренное разобщение винта и других деталей мотора в случае удара о подводное препятствие, что защищает мотор от поломки. В качестве предохранителя может выступать срезной штифт, срезная шпонка (после срабатывания эти элементы подлежат замене новыми), кулачковая предохранительная муфта многоразового действия или покрытая плотной резиной втулка (rubber hub) специальной конструкции.
Крепление мотора к транцу лодки осуществляется посредством подвески. В зависимости от количества степеней свободы различают следующие подвески:
- Жёсткая — мотор закрепляется на транце лодки неподвижно;
- Поворотная — мотор может поворачиваться вокруг вертикальной оси;
- Откидкая — мотор может «откидываться» — поворачиваться вокруг горизонтальной оси;
- Поворотно-откидная — сочетающая в себе свойства поворотной и откидной подвески.
Поворотно-откидная подвеска получила наибольшее распространение. Она позволяет управлять направлением движения лодки за счёт поворота мотора вокруг вертикальной оси и откидывать мотор при ударе о подводное препятствие, а также на стоянке и в случае преодоления мелководья на веслах.
Статья в тему: Какой мотор поставить на пвх лодку
Подвеска современных моторов содержит упругие элементы для снижения уровня вибраций, передаваемых на корпус лодки.
Поворотно-откидная подвеска мотора состоит из вертикального шарнира 8, обеспечивающего поворот вокруг вертикальной оси при управлении курсом лодки, горизонтального шарнира 9 — обеспечивающего откидывание мотора, струбцины 10, обеспечивающей крепление мотора к транцу лодки, упругих элементов 11.
Управление подвесным лодочным мотором малой и средней мощности осуществляется с помощью румпеля 7. На конце румпеля обычно расположена поворотная рукоятка управления дроссельной заслонкой мотора, а в торце румпеля — кнопка «Стоп». Таким образом, управления лодочным мотором можно осуществлять одной рукой.
Моторы средней и большой мощность управляются дистанционно — с поста управления лодкой. Дистанционное управление может осуществляться как с помощью тросов (штуртрос), так и с помощью гидравлических или электрических сервомеханизмов.
Топливный бак обычно размещается в лодке и соединяется с мотором шлангом. Моторы малой мощности могут иметь встроенный топливный бак.
Современные подвесные лодочные моторы могут иметь ряд узлов, обеспечивающих комфортные условия для экипажа и пассажиров лодки:
- электрический генератор, обеспечивающий оборудование лодки электроэнергией;
- электростартер, обеспечивающий запуск мотора;
- гидравлический насос, обеспечивающий работу сервомеханизмов;
- компрессор, обеспечивающий быстрое наполнение сжатым воздухом баллонов надувной лодки;
- осушительный насос, обеспечивающий откачку из лодки попавшей туда воды;
- бойлер, обеспечивающий нагрев воды для отопления кокпита лодки;
- приемник давления, обеспечивающий работу указателя скорости (спидометра);
- контрольно-измерительные приборы, информирующие рулевого о режиме работы мотора и аварийных ситуациях.
Статья в тему: Как заклеить швы на резиновой лодке
Подвесные моторы производства СССР/России
Подвесным лодочным моторам выпуска СССР/России посвящена отдельная статья — «Лодочные моторы СССР/России».
На заре водно-моторного дела в России
В 1906 г. журнал «Яхта» писал: «Первые моторные суда в России появились уже давно (около 15 лет), но. лишь в 1901 году у нас стали появляться в значительном, сравнительно, количестве бензиновые лодки». Упоминание об устройстве моторного судна в русской прессе встречаем впервые в 1899 году, когда журнал «Самокат» (№ 262) поместил небольшую заметку под названием «Керосино-моторная лодка», в которой говорится: «. механизм ее (двигатель и валопровод мотолодки — Ю. М.) так устроен, что его можно приделать к любой лодке, для чего требуется два рабочих дня. Такая лодка способна проходить от 10 до 11 килом, в час».
Количество моторных судов в России росло быстро. В известной степени характеризуют темпы количественного роста и уровень развития водно-моторного дела в нашей стране в начале XX века официальные данные, приведенные в «Очерке деятельности С.-Петербургского речного яхт-клуба за 50 лет.
1860—1910»: «Моторный спорт с каждым годом все более и более охватывал Петербургскую публику и число моторных судов в яхт-клубе заметно разрасталось. За время 1897—1900 гг. было в яхт-клубе 3—4 таких судна, а в 1901 году уже насчитывалось 10 лодок, а в 1906 г. число это уже достигло 19. Начиная же с 1907 г. количество это стало еще больше увеличиваться и к концу навигации достигло 29». По списку судов на 1909 г. в яхт-клубе было 43 моторных лодки. Далее в отчете отмечается: «Для моторных лодок теперь пришлось устроить отдельную гавань, так как прежняя, нижняя гавань, не могла уже вмещать все моторные суда».
Статья в тему: Как заякорить лодку одним якорем
Первый русский «бензиновый» катер был построен в 1900 г. на верфи фабрики «Старлей» в Петербурге, которая находилась на Полюстровской набережной Невы. Конструктором корпуса первого в России катера с бензиновым двигателем был Павел Николаевич Беляев. Известный русский специалист по «моторным средствам транспорта» Петр Александрович Орловский принял участие в испытаниях катера и подробно описал его устройство на страницах журнала «Самокат» (1900 г., № 338).
«Катер стоял уже на берегу. Винт казался весьма малым, сравнительно с тем, что мы привыкли видеть на паровых катерах; но не следует забывать, что винт вращается здесь гораздо быстрее и может делать до 1000 оборотов в минуту. Странен с непривычки вид катера, без трубы и без машины, которая и теперь почти не видна, а потом будет закрыта совершенно.
Катер имеет длину 21 фут. (6,4 м — Ю. М.), может легко вмещать 10 человек; ввиду большого водоизмещения требует некоторого балласта, так как вся машина, хотя дает 3 силы, весит с передачами, уменьшающими вдвое скорость винта, и с винтом всего 6 пудов (96 кг — Ю. М.). Скорость хода достигает до 12 в. в час (около 13 км/час — Ю. М.).
Лопасти винта повертываются на ходу, что делает перевод с переднего на задний ход совершенно незаметным для сидящих; все делает один рычаг. Он же ставит лопасти в такое положение, где они не дают никакой полезной работы и катер работает на месте. Фабрика «Старлей» предполагает заняться постройкой катеров и большего размера, пока же построено 6 таких, как описано, из которых 3 уже записаны на заказчиков. Следует указать. на то, что, кроме самого двигателя, выписываемого из Франции, все остальное — корпус, повертывающийся винт, вал, передачи и установка делаются в России самой фабрикой». Описываемый катер можно видеть на фотографии из журнала «Спорт» (1901 г., № 9).
Статья в тему: Как писать лодка по английски
В приведенной выше статье впервые в русской печати употреблено слово КАТЕР применительно к моторным судам. Примечательно, что на первом отечественном катере был установлен винт регулируемого шага (BPLLI).
Наряду с П. Н. Беляевым, большие заслуги в проектировании первых отечественных моторных катеров имеет Владимир Николаевич Пылков. Журнал «Яхта» даже считает, что «В. Н. Пылков первый русский спортсмен, начавший самостоятельно конструировать у нас суда с моторами. Им, между прочим, спроектированы бензиновые лодки члена Спб.
Парусного клуба А. Л. Золотова «Степа» и «Потеха» (1906 г., № 1). Далее этот журнал пишет: «Одной из первых таких (моторных — Ю. М.) лодок был построенный А. Л. Золотовым по чертежам конструктора-любителя В. Н. Пылкова катер под названием «Степа» с бензиновым двигателем американской комп. «Western». Двигатель его двухтактный, очень исправно работающий еще и до сих пор (в продолжение 5 лет), дал возможность судну развить ход 6 узлов. Почти одновременно с описанным был построен катер г-на Беляева, размерами, а также и формами подходящий к только что описанному. ». Нам удалось установить, что первым нужно считать все же катер, построенный по чертежам П. Н. Беляева годом ранее; впрочем, об этом говорит и статья в «Яхте», из которой можно заключить, что катер A. Л. Золотова построен в 1901 г. Из приведенных рисунков можно представить себе устройство и внешний вид первых русских моторных катеров постройки А. Л. Золотова по проектам B. Н. Пылкова. Эти катера развивали скорость до 10 узлов.
Статья в тему: Что лучше honda cbr 600 или yamaha r6
Вскоре после первого моторного катера был построен и первый в России бензиновый двигатель. Журнал «Самокат» (1904 г., № 547) подробно описывает устройство этого двигателя и лодки, на которой он был установлен. В статье под названием «Моторные лодки завода Аки,. О-ва «Г. А. Лесснер» было напечатано следующее:
«Мотор бензиновый четырехтактный двухцилиндровый в 6 л. сил сделан на заводе «Г. А. Лесснер». Это первый случай выработки в России целиком всех частей бензинового мотора. Завод изготовляет в настоящее время также двигатели в 12, 16, 25, 30 и 50 л. с., все 4 цилиндровые. Из особенностей моторов «Лесснер» следует указать на возможность работы бензином и спиртом по желанию.
Другая отличительная особенность больших моделей моторов «Лесснер» — это двойное зажигание: магнитоэлектрическое (вращательное) и второе аккумуляторное, с особенно сильной искрой; приспособление это важно для облегчения пуска мотора в ход. Лодка имеет, как сказано выше, двигатель в 6 л. сил, двигатель этот поставлен почти посредине лодки, немного ближе к корме, и совершенно закрыт металлическим ящиком, так что брызги, могущие попадать в лодку, не оказывают никакого влияния на правильность работы мотора; лодка имеет 29 фут. (8,84 м— Ю. М.) длины и в ней вполне легко могут поместиться 12—15 человек. Быстрота хода лодки. довольно значительная — до 12 верст» (около 13 км/час — Ю. М.) Первый русский глиссер был построен фабрикой Лебедева в Петербурге. Приводим фотографию этого судна.
Статья в тему: Сколько весит лодочный мотор ямаха 70
Открытие широко известных теперь тетраэдровидных обводов водоизмещающих быстроходных судов, т. е. обводов в виде двойного клина, связано с именем известного русского инженера-судостроителя Павла Дмитриевича Кузьминского. Б серьезном русском техническом журнале «Всемирное техническое обозрение» была напечатана (в связи с кончиной П. Д. Кузьминского) статья следующего содержания (1900 г., май, № 8):
«Тетраэдровидные суда П. Д. Кузьминского, Рина и другие. Одним из главных изобретений П. Д. Кузьминского. были тетраэдровидные суда. Была напечатана в № 1 «Морского сборника» за 1876 г. статья П. Д. Кузьминского «Вопрос о наивыгоднейшем месте движителя на корабле». Естественным последствием этого вопроса явился вопрос о наивыгоднейшем виде подводной поверхности корабля.
Кузьминский начал заниматься разрешением этого вопроса и результатом этих занятий было нахождение целого ряда тетраэдровидных поверхностей. Была построена в 1881 г. стальная тетраэдровидная шлюпка. Сведения об этой шлюпке имеются в № 118 «Кронштадтского вестника» от 16 окт.
1881 г. и в № 1 за 1885 г. «Записок Императорского русского технического общества», где напечатан его доклад «Из области механики корабля». В журнале показано, что П. Д. Кузьминский опередил в этой области известного немецкого судостроителя проф. Рина. Открытие тетраэдровидных обводов привело к появлению так называемых «бездейдвудных корпусов». Журнал «Автомобиль» (1905 г., № 18) так писал об этом открытии: «. Мы не можем не отметить, что П. Н. (Павел Николаевич Беляев, известный как конструктор первого русского катера с бензиновым двигателем — Ю. М.) предложил раньше, чем кто-либо. постройку так называемых «бездейдвудных» корпусов, которые теперь приняты, как наиболее целесообразные для мотолодок».
Статья в тему: Где зарегистрировать лодку в минске
История создания моторных лодок
История создания моторных лодок: краткий экскурс
Лодку можно назвать одним из самых древних видов транспорта. Впервые ее существование было отмечено еще в Древнем Египте, однако не существует конкретного места, которое являлось бы родиной всех лодок. Первые лодки не отличались хорошей управляемостью и высокой скоростью передвижения. С развитием технического прогресса лодки успешно эволюционировали в такой водный транспорт как катер или моторная лодка.
Первые лодки: история создания моторов
Первым создателем моторного катера считается Готлиб Даймлер. Созданный им в 1886 году катер под названием «Некар» стал прорывом в своей области. Ни один существующий до этого моторный двигатель не имел скорость вращения 800 об/мин.
В 1887 году два всеми известных немецких изобретателя Вильгельм Майбах и Карл Бенц сконструировали собственные моторы. Однако только второму удалось продемонстрировать свой катер в деле.
Во Франции тоже имелись разработки по производству лодочных моторов, но по итогу они получались чересчур большими и непрактичными.
Первой страной, выпустившей бензиновый подвесной мотор, принято считать США. Он был оснащен внешним бензобаком, воздушным охлаждением, ручным управлением и делал около 600 об/мин.
В дальнейшем норвежский инженер Оле Эвинруд освоил серийный выпуск бензиновых двигателей. Этим он дал толчок массовому производству лодок, предназначенных для подвесных моторов.
Как со временем менялись моторные лодки?
Прогресс не заставил себя долго ждать, и скорость новых двигателей позволяла владельцам моторных катеров устраивать настоящие гонки. Особенностью того времени было то, что большинство катеров были узкими и удлиненными. Впервые гонки катеров в России были организованы в Петербурге по реке Неве.
Статья в тему: Как настроить карбюратор yamaha jog
С каждым годом появление новых разработок способствовало увеличению мощности двигателей, количества их моделей и видов используемого топлива. Сегодня современные гоночные катера способны набирать скорость свыше 500 км/час. Туристические прогулочные лодки, естественно, не ездят с такой скоростью. Разрешенная скорость для такого катера составит не более 100 км/час.
Катер для отдыха с семьей
Сегодня на рынке достаточно много различных предложений, поэтому выбор семейной лодки — серьезная задача. Большое значение имеют не только технические характеристики, но и место эксплуатации лодки, а также количество людей на борту. В этой статье разберемся, какой катер для семьи подходит лучше всего. Количество спальных мест на лодке Необходимо заранее соотнести количество членов семьи с […]
Лодки от российского производителя
Многие желающие купить моторную лодку сталкиваются с трудностью выбора конкретной модели. Ассортимент практически безграничен, предложения отличаются и ценами, и техническими характеристиками, и странами производства. В этой статье мы расскажем о преимуществах российских моделей над их зарубежными аналогами. Развитие российского рынка моторных лодок За последние годы российское судостроение активно развивалось. Рынок стал насыщен множеством различных моделей […]
Алюминиевая лодка для рыбалки
Рыбалка – прекрасный досуг, помогающий расслабиться от городской суматохи. Поэтому для многих людей, проживающих рядом с водоемами, рыбалка – любимое хобби. Рыбаки с опытом хорошо знают, что хороший улов зависит не только от снастей, спиннингов и прочих инструментов. Важной составляющей также является и лодка для рыбалки, так как порой требуется проплыть не один километр речных […]
Статья в тему: Где взять подводную лодку в gta v
История изобретения подвесных лодочных моторов
Если вы считаете, что только наука – двигатель прогресса, то можно сказать, что вы заблуждаетесь. Многие мировые изобретения обязаны своим появлением тем чувствам, которые у мужчин вызывают женщины. Возможно, двигателем прогресса можно назвать любовь. Именно эта пылкая эмоция сподвигла Ола Эвинруда придумать механизм первого в мире лодочного мотора.
Страсть и изобретения
В 1909 году Ол со своими друзьями и девушкой Бесс отдыхали близь озера в Милуоки. Молодая леди захотела мороженого, ведь день выдался необычайно жарким. И Эвинруд, чтобы поразить девушку, проплыл на лодке 8 км, активно работая веслами. В итоге, Бесс получила свое мороженое, а мир увидел первый бензиновый лодочный мотор, который Ол разработал и изготовил немного позднее.
Кстати, девушка – вдохновительница все же стала законной супругой Эвинруда. Но она была не единственной его музой. В детстве Ол с родителями проживал в Норвегии. Затем его семья отправилась на корабле в Америку. Во время длительного путешествия юный Эвинруд много времени проводил в машинном отделении, а затем учился механике везде, где только мог.
Запатентованное изобретение американского инженера было похоже на громадную грохочущую мельницу. Устройство позволяло лодке развивать скорость до 5 миль в час, весило 28 кг, а стоило 62 доллара. Семейное дело превратилось в компанию под названием «Эвинруд Мотор Ко». Долгие годы супруги Эвинруд тяжело трудились над развитием фирмы. Но в 1913 году продали маленькую корпорацию Крису Мейеру.
Статья в тему: Сколько весит лодочный мотор ямаха 70
Эволюция подвесных лодочных моторов
До Эвинруда подвесные моторы для лодок пытались создать Томас Рис и Густав Труве. Их изобретения напоминали винтовые пропеллеры, имеющие маховик с рукоятью.
После продажи компании Ол Эвинруд создал новую фирму, выпускавшую облегченные моторы из алюминия. Их улучшенные модификации (от 2-х до 40-ка литров) продаются в Америке до сих пор.
Сегодня лодочные моторы изготавливаются с применением технологий из авиастроения. Они обладают небывалыми мощностями, способны выдерживать значительные удары о грунт, могут долгое время работать на пределе возможностей. Для ловли рыбы в небольших акваториях ценители приобретают моторы мощностью 2-3 л.с.
А для катания на водных лыжах выпускаются агрегаты с тридцатилитровой мощностью. Мог ли изобретатель Эвинруд помыслить о таких мощностях? Скорее всего, да. Ведь инженерная мысль человека не ведает границ.
Источник: yamaha-market.ru
Характеристики лодочного мотора Москва
Алексей Рудченко 9 min read 07.04.2020 11 комментариев
Моторы «Москва» стали выпускаться в СССР на машиностроительном заводе в Москве под общеизвестным названием «Красный октябрь». Выпуск проводился на протяжении 7 лет с 1955 до 1962 года, а затем ещё 10 лет на Ржевском заводе.
Общее описание
Первая модель лодочного мотора «Москва» имела невысокую мощность в 10 л.с. (изначально 9,5 л.с.), она подходила исключительно для передвижения водоизмещающих суден, с трудом можно было перейти в глиссирование. Устойчивое глиссирование было затруднительным, оно становилось доступным только при использовании надувных ПВХ или резиновых лодок.
С течением времени было освоено массовое изготовление мотора. Для своего времени он оказался настоящим подарком любителям быстрой езды и без труда разошёлся по всему СССР.
Характеристики мотора «Москва» были достаточными для передвижения на скорости около 25 км/ч с 2-мя водителями. При минимальной нагрузке удавалось разгонять до 40 км/ч. Многие любители покупали сразу 2 мотора и устанавливали на судно, благодаря этому можно было достичь высокой скорости даже с экипажем на борту.
Мотор оказался достаточно качественным в большинстве отношений. Во многом эта заслуга относится к конструкторам, скопировавшим импортный мотор Scott-Atwater. Копирование было проведено крайне тщательно, среди самых заметных сходств можно отметить:
- форма решётки на водозаборной трубе;
- вал гребного типа;
- переключатель реверсивного хода;
- пружины для амортизации;
- в основе мотора использовалась нержавеющая сталь.
Размеры внутренних запчастей не оказались переведёнными в стандартную метрическую систему и измерялись в дюймах, это привело к отсутствию взаимозаменяемости с двигателями от мотоциклов. Продажа запчастей проводилась повсеместно, острой необходимости в них не возникало.
Ближе к концу 60-х годов была запущена первая в стране линия мощных моторов на 25 л.с., а со временем и 30 л.с. Смысл и конструкция были достаточно неплохие, но исполнение оставило крайне негативное впечатление и с того времени доверие к бренду резко снизилось. Единственным заметным достоинством стало внедрение 3-х винтов для движения в разных режимах. Завершено изготовление моторов 12,5 л.с. уже в 1972 году, а спустя 4 года вся модельная линейка прекратила производство. Тогда остатки товара были распроданы по низкой цене.
В 1970 году была проведена модернизация мотора, которая обеспечила увеличение мощности до 12,5 л.с. Такой эффект стал возможным благодаря:
- увеличению степени сжатия;
- реконструкции камеры сгорания;
- изменению газораспределительных фаз.
Важным достоинством стало сохранение расхода топлива практически на прежнем уровне. Двигатель можно считать одним из самых экономичных своего времени. Затем был сконструирован водомётный двигатель «Комета».
Продажа запчастей проводилась до 1992 года, а после приватизации магазинов детали стали пропадать с прилавков. Благодаря удачной конструкции и обилию запчастей даже сегодня мотор «Москва» встречается на водоёмах и успешно эксплуатируется любителями рыбалки. Сейчас покупка двигателя может оказаться экономичным и выгодным приобретением для нетребовательного потребителя.
Конструктивные характеристики лодочного мотора «Москва»
В конструкции мотора было предусмотрено большую часть современных устройств:
- стартер ручного типа, шнур самостоятельно убирается внутрь;
- топливная цистерна устанавливается отдельно и имеет ёмкость 6 галлонов или 22 л;
- по периметру устроен кожух и поддон, они призваны защитить внутренние запчасти от проникновения воды. Второстепенной, но важной, задачей является снижение уровня шума;
- современный карбюратор, в него встроена камера с поплавком в центре. Для регулировки использовался основной жиклёр и механизм пуска от заслонки воздуха;
- система подвески, в которую встраивались амортизационные пружины;
- насос для экстренной откачки жидкости из внутреннего объёма кокпита;
- реверс имел неразъёмную тягу, из-за этого снять редуктор не представлялось возможным без предварительного извлечения двигателя;
- реверсредуктор.
Большим преимуществом конструкции было невысокое сопротивление от гребного винта, соответственно, достигалось повышение показателей КПД. Высокому результату способствовал небольшой диаметр ступицы и переменного радикального шага.
Для движения при различных условиях было предусмотрено 2 винта:
- Скоростной – подразумевалось наличие небольшой нагрузке на судне, он развивал большую скорость.
- Грузовой винт использовался для эффективного передвижения при большом водоизмещении.
Дизайн был во многом позаимствован с космической тематики и стал продолжением мотора Scott-Atwater, сходные черты бросаются в глаза сразу:
- кожух обтекаемого вида, он разделён на 2 полушария. В основе используется сталь, так как алюминий тяжёл в производстве, а подходящего пластика ещё не разработано. Здесь появился первый недостаток – быстрое появление коррозии и наступление полной негодности. Сейчас встретить «Москву» с кожухом – большая редкость, в основном защита прогнила и отправилась в мусор. Голый мотор создаёт много шума и может быть залит водой;
- чрезмерно глубокий поддон, в стандартной конструкции из-за него было сложно проводить техническое обслуживание карбюратора, свечей и насоса;
- водная помпа высоко расположена, это создавало некоторые трудности при всасывании жидкости после пуска двигателя. Крыльчатки приходится часто менять, срок эксплуатации сильно ограничен;
- в конструкции маховика имелся всего 1 магнит, он был слабым, это приводило к сложности получения искры, как следствие – трудности пуска по меркам современного водомоторника. При сравнении с мотором «Стрела» качество запуска «Москвы» значительно лучше.
После передачи прав и технологии на Ржевский завод мощность была увеличена до отметки в 10 л.с., этот лодочный мотор часто называют «Москва-10». В скором времени было запущено изготовление модифицированной версии с мощностью 10,5 л.с. – это лодочный мотор «Москва-М». Текущая модификация по меркам того времени стала шедевром, так как в конструкции были устранены многие недочёты предыдущей версии:
- внедрена конструкция рубашек охлаждения, которые предотвращали наступление перегрева и увеличили мощность на 0,5 л.с.;
- в конструкции цилиндров использован меньший объём камеры сгорания и увеличен размер;
- металлический кожух стал изготавливаться из алюминия;
- измельчение поддона и замена материала на силумин (литое исполнение) привели к улучшению доступности всех элементов мотора;
- помпа стала размещаться немного ниже, это обеспечивало более стабильное охлаждение;
- реверсивная тяга получила разъёмный тип, теперь редуктор снимать не придётся;
- в основе формы редуктора использована обтекаемая модель.
Небольшим недостатком стало нестабильное зажигание, оно улучшилось, но недостаточно. Многие нашли выход за счёт замены маховика, взятого с мотора Ветерок, даже подгонка деталей не требовалось, а искра становилась отличной. Завод продолжил развитие модели и добавил опцию дистанционного управления реверсивным движением и газом. Многие отзывы о моторе «Москва» отмечали, что такое управление стало самым комфортным из всех отечественных вариантов до сегодняшнего дня.
В дальнейшем была допущена весомая ошибка – для экономии стал устанавливаться карбюратор (К36-К) с мотоцикла. В его конструкции не было предусмотрено наличие заслонки воздуха в пусковом механизме, также был значительно увеличен диаметр диффузора. Запуск стал тяжелее, регулировка карбюратора усложнилась. Другим недостатком стало частое появление в магазинах бракованных моторов, иногда даже недоставало отверстия для смазки в шатунах, это приводило к быстрому износу.
Технические характеристики мотора «Москва»
Несмотря на явное заимствование многих параметров с мотора Scott-Atwater, характеристика лодочного мотора «Москва» оказалась наиболее современной и надёжной.
Основные параметры:
- мощность – 10 л.с.;
- такты – 2;
- объём камеры – 244 см3;
- цилиндров – 2 шт;
- движение вала – 4200 об/мин;
- диаметр – 55,2 мм;
- движение поршня – 51 мм;
- тип транспортировки смазки – подготовительное смешение;
- ёмкость бака для топлива – 22 л;
- метод направления – румпель;
- тип старта – ручной;
- масса – 28 кг.
Технические характеристики мотора «Москва-М»
«Москва-М» является одной из лучших моделей моторов, выпущенных производителем. Технические параметры изменились незначительно, в большей мере – это работа над ошибками:
- мощность – 10,5 л.с.;
- такты – 2;
- объём камеры – 244 см3;
- цилиндров – 2 шт;
- движение вала – 4500-5300 об/мин;
- диаметр – 55 мм;
- движение поршня – 51 мм;
- тип транспортировки смазки – подготовительное смешение;
- ёмкость бака для топлива – 22 л;
- метод направления – румпель;
- тип старта – ручной;
- масса – 30 кг.
Технические характеристики мотора «Москва-4»
«Москва-4» является более поздней модификацией «Москва-М», производитель не стал выделять её в отдельную категорию и просто продолжил выпускать предыдущую модель. Изменения не коснулись технических параметров, а особенности описаны ранее.
Технические характеристики мотора «Москва-10»
«Москва-10» – это народное название мотора «Москва» после передачи его на Ржевский завод, где и была добавлена мощность до 10 л.с., ранее было 9,5 л.с. Технические особенности смотрите в пункте про двигатель «Москва».
Технические характеристики мотора «Москва-12,5»
Последняя удачная конструкция линейки лодочных моторов «Москва». Не вся серия стала надёжной, а только до удешевления конструкции.
Основные параметры:
- мощность – 12,5 л.с.;
- такты – 2;
- объём камеры – 244 см3;
- цилиндров – 2 шт;
- движение вала – 4800-5100 об/мин;
- диаметр – 55,2 мм;
- движение поршня – 51 мм;
- тип транспортировки смазки – подготовительное смешение;
- ёмкость бака для топлива – 22 л;
- метод направления – румпель;
- тип старта – ручной;
- масса – 30 кг.
Технические характеристики мотора «Москва-25»/«Москва-25А»
Мощный мотор «Москва-25» с рядом недостатков исполнения приобрёл следующие параметры:
- мощность – 25 л.с.;
- такты – 2;
- объём камеры – 496 см3;
- цилиндров – 2 шт;
- движение вала – 4800 об/мин;
- диаметр – 72 мм;
- движение поршня – 60,6 мм;
- тип транспортировки смазки – подготовительное смешение;
- ёмкость бака для топлива – 22 л;
- метод направления – румпель или электронное;
- тип старта – ручной или электронный;
- масса – 46 кг.
Технические характеристики мотора «Москва-30»
Лодочный мотор «Москва-30» особых отличий не приобрёл, просто была увеличена производительность двигателя.
Технические параметры:
- мощность –30 л.с.;
- такты – 2;
- объём камеры – 496 см3;
- цилиндров – 2 шт;
- движение вала – 5100 об/мин;
- диаметр – 72 мм;
- движение поршня – 60,6 мм;
- тип транспортировки смазки – подготовительное смешение;
- ёмкость бака для топлива – 22 л;
- метод направления – румпель или электронное;
- тип старта – ручной или электронный;
- масса – 48 кг.
Отзывы владельцев
Отзывы в отношении мотора «Москва» во многом схожи.
Ярослав:
«Ограниченный бюджет подвиг к поискам недорогого и хорошего мотора для рыбалки. Подвернулась возможность купить законсервированный военный мотор «Москва-М» задёшево. Оказывается, на складах их ещё огромное количество. Я его перебрал и работает без проблем уже 2 года. Для моей ПВХ лодки двигателя достаточно для устойчивого глиссирования и развития скорости до 40 км/ч».
Егор:
«С моторами «Москва» дружу давно. Ещё в 1997 году был на стоянке, и ко мне подошёл сосед с просьбой помочь подобрать катушку для магнето на «Джонсон» 40 л.с. Оказалось, что с «Москвы», а соответственно, и Scott-Atwater, они подходят отлично, становятся как родные. Запчасти на несколько импортных лодок можно брать прямо с «Москвы» до версии с 12,5 л.с.».
Сергей:
«Удалось приобрести мотор «Москва» в заводской упаковке со смазкой и всем вытекающим. После обкатки принялся за его опробование на воде, работал двигатель отлично, но восторг переменился грустью, когда уже через 2 дня начались проблемы с зажиганием. Затем охлаждение оказалось недостаточным (недочёт из-за помпы), он снова перестал запускаться. Выходит, что лучше покупать «Москва-М», а первую модель оставить в музее».
Источник: motorlodki.ru