Чертежи лодки для самостоятельной постройки из рейки, дерева, фанеры. От классических до небольших рыбацких лодок.
В каталоге чертежи лодок для постройки по разным технологиям. Выбери свою лодку и свой метод строительства. В случае, если вы не нашли подходящую для вас модель, вы можете оставить свои пожелания написав сообщение, и вероятно мы сможем вам помочь.
strip planking
Лодка из рейки
Лодки, построенные по этой технологии имеют плавные обводы. Благодаря использованию прозрачной эпоксидной смолы можно передать текстуру дерева. Применяя в обшивке корпуса различные породы древесины, возможно создавать неповторимые геометрические узоры. И тогда ваша лодка действительно будет уникальной.
Строить лодку, набирая корпус из реек кропотливое занятие, но в большей степени здесь проявляется фантазия и умение мастера
23 июля, 2015 Yuran
Лодка Плоскодонка | Обзор | Простейший способ изготовления
С незапамятных времен деревянные лодки бороздят водоемы нашей страны, причем большая их часть сделана собственными руками с большим мастерством и любовью. Прочные и надежные на плаву, даже в случае опрокидывания не тонут. В отличие от пластиковых, металлических, деревянная практически бесшумная, что важно при ловле осторожной рыбы на ближней дистанции, или в отвес.
Хорошая озерная лодка уверенно ходит по большим водным просторам даже при сильных ветрах, а речные варианты играючи преодолевают заросшие водорослями староречья и быстрые перекаты. Большое достоинство деревянной лодки в том, что при определенных навыках работы с деревом она может быть построена своими руками за три-четыре дня. При этом рыбацкое судно окажется прилично дешевле аналогичных по размерам металлических, пластиковых и ПВХ собратьев.
В нашей местности лучшим материалом для постройки лодки считается ель, хотя она и служит меньше, в среднем 7-9 лет, по сравнению с 12-15 у сосны. То есть елка больше подвержена гниению, требует более тщательной защиты, зато легче, получается более ходкой. Но ель – ели рознь!
Во-первых, для наших целей оптимально вырубать дерево зимой, в конце февраля – середине марта, когда движения сока нет. Во-вторых, лучшая ель – белая, плотная. Бывает еще красноватая, она хуже. Важно и в каком месте росла. Если на пригорках, на солнце, то у дерева текстура будет более рыхлая, годовые кольца широкие.
Лучше для лодки подбирать дерево с низинок, затенных лесных участков, где смолистость древесины выше. Не имея опыта выбора древесины, выгоднее всего покупать доски на пилораме, это дешевле, и видно, что берешь. Посоветую брать 2-ю и 3-ю доску с края (первая – горбыль с корой), именно эти доски самые лучшие, вне зависимости от толщины дерева.
4-ю и последующие желательно не брать, так как чем ближе к рыхлой сердцевине дерева, тем хуже материал приспособлен для строительства лодки. Я применяю доски достаточно тонкие, 17-19см. Лодка, особо не теряет в прочности, получается довольно легкая, вдвоем забрасываем на прицеп.
И для весел ель также отлично подходит – легкая и прочная. Оптимальная длина весла – 2.3м, от роста человека это не зависит. Ширина «лопаты» обычно 12см, длина – 80см. Пробовали делать из осины, тоже легкая и прочная получается, но текстуру надо очень тщательно подбирать, иначе весла, долго не попадающие в воду, могут пересыхать, и покроются трещинами, пойдут изгибы «пропеллером», а кривым веслом сильно не нагребешься.
Уключины сами делаем классические: штырь металлический, на него и надевается уключина. Высота штыря между уключиной и бортом не менее 1.5см, чтобы весло за борта не цепляло при активной гребле. Важный момент – расстояние между торцами сведенных друг к дружке весел. Оно не меньше суммарной толщины двух больших пальцев гребца, то есть не менее 5-6см. Если меньше, то при гребле возможны неприятные контакты больших пальцев.
У нас обычно делают два типа лодок. Одни более ходкие, другие менее, зато лучше борются с волной. Ходкие поуже, с выраженным прогибом днища. Но в любом случае хорошая рыбацкая лодка должна быть безопасной, особенно на крупных озерах. Для этого приходится четко выдерживать все параметры судна. У меня лично две лодки, стоят на двух разных озерах.
Длиной внутри 4.6м, около 5м снаружи, развал борта по центру 1.36м, высота борта 34см. Оба рыбацких корабля примерно схожи, именно примерно – у любого мастера два судна никогда не будет стопроцентно одинаковыми по мореходным качествам. Все равно чуть-чуть какие-то различия будут, хотя и делают не на глазок лодки, по чертежам.
Но где-то сантиметр чуть недогнул, чуть перегнул, и пошла лодочка немного иначе. Гнуть сухое дерево – удел больших мастеров, себя к ним не причисляю. Значительно проще сгибать влажную, сырую древесину, а если потом чрезмерно рассохнется, то нет проблем законопатить щели, но у меня их практически нет.
Я человек старой школы, с гвоздями приноровился делать лодки, получается не хуже, чем с современными шурупами. Желательно бить в шахматном порядке через 15-16см, чтобы стяжка бортов была плотная. Если бы шурупами делал, наверное, такая же кучность была бы. Применяю шиферные гвозди с широкой головкой, длина 60-70мм. Такой гвоздь пробивает насквозь, загибаю его крючком и забиваю его обратно в древесину.
Собрал свой корабль и промазываю маслом трансформаторным, подогретым до 60-70 градусов – горячее лучше и глубже проникнет в древесину. В швы ничего не забиваю, просто их просмаливаю битумом, разогревая в старом чайнике на костре до тех пор, пока не исчезнут пузырьки, и через носик аккуратненько лью по шву внутри лодки и снаружи. Через несколько часов покрытие застывает.
Для большей пластичности можно в битум добавить нигрол. Но немного (на ведро смолы полстакана), иначе потом пачкаться будет. Некоторые свои судна красят. Я этим не занимаюсь. Просто могу раз в сезон «подмарафетить» битумное покрытие – не возобновляя его, а просто размягчая паяльной лампой.
Опубликовано в рубрике Лодки
Источник: lovimvse.ru
Самодельная лодка из фанеры
Кто обожает проводить время на воде, не сможет пройти мимо нашей статьи. Это и интересные плаванья с родными, и веселые рыбалки с друзьями. Ведь без лодочки такие увлечения не приносят много удовольствия. С помощью нашей инструкции можно изготовить лодку из фанеры своими руками, а чертежи и выкройки вы найдете чуть ниже. Конечно, готовая лодка всегда будет ждать вас в магазине.
Но стоимость готовой модели не всегда подъемная. Да и не всегда продаваемая конструкция может удовлетворить все запросы покупателя.
Как выбирать и делать
Возможно, надувная лодка будет более подходящей в плане цены, но и в эксплуатации она не столь надежна. Ее легко повредить даже при неаккуратном обращении. Сделать самостоятельно лодку из фанеры – самый рациональный вариант. Начинать все следует с зарисовок, которые в будущем станут профессиональным чертежом.
Процесс создания довольно увлекательный, но здесь важна творческая жилка, которая есть у каждого настоящего рыбака. А вот сложности здесь почти нет. Главное – терпение и аккуратность.
Основные достоинства создаваемой лодки
Почему же именно лодка из данного материала стала такой популярной? Потому, что именно фанера является доступной для каждого, если сравнивать стройматериалы. Да и ее технические характеристики позволяют находиться на борту одновременно 2 – 3 людям.
Еще одним плюсом является ее универсальность. Помимо весел ее можно оборудовать лодочным мотором или даже парусом, как показано на фото ниже.
К неоспоримым плюсам фанеры, помимо стоимости и доступности, можно отнести и ее прочность. Такого уровня прочности вполне достаточно для строительства надежного плавательного средства небольших размеров. Стоить отметить, что богатые яхты также изобилуют деталями из этого стройматериала.
С фанерой легко и просто работать, поскольку она хорошо поддается обработке различными ручными или электрическими инструментами. Да и придать форму будет проще простого.
Делая вариант под мотор, можно достигнуть довольно неплохой скорости, сохраняя хорошие ходовые показатели. Да и в соревновании с надувными моделями лодки из фанеры намного их опережают.
Что понадобится для самостоятельного изготовления лодки?
Первым делом следует найти помещение, где будет проходить строительство. Есть несколько критериев, которые рекомендуется соблюдать для обеспечения наилучшего изготовления плавательного средства:
- должно быть свободное пространство, в котором поместится готовое изделие, а вам будет удобно передвигаться во время работы;
- обязательна вентиляция, поскольку важно соблюдать показатель влажности. Ведь вам предстоит работа с древесиной;
- хорошо, если вы сможете регулировать температуру в помещении и поддерживать в нужном диапазоне. Особенно это имеет значение при строительстве в зимний период.
Чтобы создать чертеж, вам понадобятся:
- принадлежности для черчения;
- лекала;
- рулетка и линейки разного формата;
- картон и бумага для чертежей;
- бумажный клей;
- рейсшина;
- калькулятор.
При строительстве вам нужен будет следующий инструментарий:
- лобзик;
- топор и молоток;
- около 10 струбцин;
- шпатель и кисточки (разных форм, из металла и резины);
- шуруповерт;
- рубанок;
- отвертка;
- стамеска;
- пила и циркулярная пила.
Самодельный вариант лодки из фанеры можно изготавливать, имея такие материалы:
- лист фанеры – 150*150 см и 5 мм толщина;
- доску сосновую или дубовую;
- ткань из стекловолокна, чтобы оклеить корпус;
- шпаклевку для заделывания всех щелей;
- клей (водонепроницаемый);
- любую пропитку для древесины с водоотталкивающими свойствами (может быть олифа);
- краску;
- крепежные элементы;
- полосу из металла.
Для таких строительных материалов наиболее идеальными будут следующие размеры:
- полная длина – 450 см;
- ширина по наиболее широкой части – 105 см;
- высота – 40 см.
Основные составляющие лодки из фанеры
Независимо от параметров и модели лодки общая конструкция будет одинаковой:
- Центральным узлом признан киль. Это своеобразное основание, на которое монтируются все остальные детали.
- Форштевень и ахтерштевень – это нос и противоположная сторона плавательного средства. Благодаря им можно обеспечить жесткость всего изделия. Они могут быть из однородного куска дерева или же состоять из отдельных частей, которые важно надежно скрепить между собой.
- Шпангоуты выполняют функцию усиления, они размещаются в поперечном направлении и создают форму корпуса.
- Борт получается благодаря доскам, крепящимся к шпангоутам, носу и обратной стороне.
[stextbox все это фанерными листами, вы получите готовую лодку. Остается только внутри сделать слань. Это настил, который играет роль нижней палубы. Он также нужен для дополнительной защиты днища.[/stextbox]
Моторное плавательное средство
Придерживайтесь дальнейших рекомендаций, и у вас будет работоспособная лодка из фанеры своими руками, а чертежи и выкройки под мотор 2.5 л.с. представлены ниже. Особых отличий между моторным, парусным или весельным вариантом нет. Конструкция остается в принципе одинаковой. Все, что отличается – это оборудование места, где будет находиться мотор. Для этого на корме монтируют транцевую доску, на которую ставится двигатель для строящегося транспортного средства.
Обеспечение лучшей плавучести и непотопляемости достигается благодаря особым пустотам, которые нужно заполнить пеной для монтажа. Это необходимо для того, чтобы предотвратить затопление в случае переворота средства.
Лучше всего начинать проект с чертежа. Его стоит рисовать на особой бумаге, чтобы легко просчитать все нюансы, даже самые мелкие. Ее еще называют миллиметровой. Только после этого можно приступать к дальнейшему этапу. Рисунок должен быть абсолютно симметричным.
Проверить это легко – сложите бумагу пополам.
Следующим этапом является перенесение чертежа на сам строительный материал. При переносе все должно соблюдаться абсолютно точно – без увеличения или уменьшения линий и параметров. Единственный элемент, который может быть сделан больше, – это футокс, поскольку в дальнейшем он будет обрезаться.
Изготовление и технологические секреты
В процессе изготовления следует сохранять последовательность действий и быть предельно аккуратным. Следуйте таким пунктам, и у вас точно все получится:
- Перенесение рисунка на шаблон.
- Перенесение выкройки на древесину.
- Монтаж киля и фиксация форштевня.
- Фиксация шпангоутов.
- Монтирование охтерштевня и транцевой доски для установки мотора.
- Обшивка днища (используется фанера).
- Обшивка бортов лодки.
- Герметизация стыков и щелей, а также герметизация стрингеров.
- Шпаклевание корпуса.
- Окрашивание моторной лодки.
Приведенное ниже пошаговое фото поможет более практично взглянуть на весь процесс строительства плавательного средства своими руками. Глядя на фото, вам будет проще делать все в реальности, предотвратив неприятные моменты.
Важные моменты
Корпус
Важно знать, что корпус, как и остов, монтируют из заготовленных ранее элементов. Шпангоуты лучше несколько раз приложить к килю и, удостоверившись в правильности, производить фиксацию. Важно сделать все прочно, поскольку лодку нужно перевернуть перед тем, как обшить.
Внутренний контур
Чем надежней крепление футоксов, тем надежней вся конструкция. Два футокса и флортимберс образуют шпангоут. Снизу флортимберс нужно прикрепить к килю, а футоксы отходят в бок к бортам.
Форштевень
Его форма обуславливается высокими нагрузками, которым он поддается при движении лодки. Так что лучше всего делать этот элемент из прочных пород деревьев – дуб, вяз. Лучше выбирать цельную деталь, где присутствует природный изгиб. Но не менее функциональны элементы из нескольких деталей.
Киль
Этот узел наиболее элементарный – доска, толщина которой около 2,5 – 3 см. Длина изделия – около 350 см.
Борт
Доски не стоит выбирать толще 5 см и длиннее 500 см.
Самостоятельно изготовленная лодка из фанеры своими руками принесет вам только радость, тем более что все необходимые чертежи и выкройки уже есть. Еще больше практических советов вы найдете в видео ниже.
Related posts:
- Пол из фанеры по лагам своими руками
- Самодельная циркулярная пила из подручных материалов – все способы
- Как собрать улей из фанеры и пенопласта
- Самодельная люстра Чижевского
- Самодельная зернодробилка из подручных материалов
- Самодельная лампа для подсветки рассады
Источник: mainavi.ru
Деревянная лодка своими руками
До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.
Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.
Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.
После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.
Далее нам необходимо подобрать подходящий кусок достаточно широкой доски (пятидесятка). Из нее выпиливаем задний борт нашей лодки из дерева.
Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.
Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.
Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.
Далее готовимся к самому ответственному моменту — придание нужной формы лодке. Для этого подбираем, в зависимости от того какой ширины вы хотите видеть ее в будущем, распорку.
Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.
Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров.
Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.
Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.
Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.
Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.
После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1.5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно.
Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.
Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.
Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.
Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю.
Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.
Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т.е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты.
Как часто нужно их колотить показано на фото.
Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.
Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.
На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.
Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.
Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.
Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.
Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.
Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.
Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.
Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.
Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.
Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.
Представляю несколько итоговых фото разных людей:
Видео уроки по изготовлению лодок своими руками
Лодка из фанеры
Лодка из листа железа
Источник: dailyfish.ru