С незапамятных времён люди делали лодки из бересты. Строили лодки везде, где росли берёзы. В наши дни «берестяное судостроение» осталось только в США и Канаде. Это такой индейский промысел, которым теперь занимаются и не только индейцы. В России же настоящие берестяные лодки делает, наверное, лишь один
Шутихин.
Вот и мы решили сделать свою лодочку индейского типа, только миниатюрную.
У нас всё почти также, как в оригинале. Только на большой лодке всё оплетают не берестой, а чем-то покрепче, например, еловым корнем.
А так лодочка выглядит в готовом виде.
Как сделать лодку оморочку, оморочу своими руками
К ней ещё нужно сделать вёсла и подставку.Чем мы и займёмся, когда после праздников пойдём на работу.
Это у нас первый, пробный вариант. На нём мы разрабатывали хоть и простую. но необычную для нас технологию изготовления таких лодочек. Следующие лодки будем украшать резьбой или тиснением. Недостаток же у этой лодочки только один. Кстати он такой же, как и у больших лодок подобного типа.
Для неё нужна хорошая береста, а она встречается довольно редко. На обычной же бересте бывает много наростов. А если взять для лодки бересту с наростом, а потом согнуть, то она может треснуть в месте нароста. Поэтому я не особенно завидую современным американским индейцам и их последователям. Представляете, как это сложно — ходить по лесу в поисках идеально чистой берёзы.
Ведь нужно, чтобы чёрных наростов на бересте не было на протяжении трёх-четырёх метров. Именно такая длина обычно бывает у настоящих берестяных каноэ.
Источник: guriny.livejournal.com
Берестяная лодка тому, кто реками пойдет от Котласа до Владивостока
Фото: regnum.ru Метки: ИА REGNUM , Краеведение , Статьи Огромную страну сложили на берестяных лодках? Сетевое издание «Новости Дня 29» начинает новый партнёрский проект с ИА REGNUM. В его рамках будут публиковаться некоторые материалы указанного информационного агентства.
Напомним, в 2015 – 2019 гг. аналогичный проект реализовывался совместно с ИА «Русская Планета» . Года три назад в деревне под Котласом познакомился с Александром Шутихиным — берестяных дел мастером. Живет он туесами, которых делает по 1000 штук в год, а для души и по заказу музеев шьет лодки из бересты. В музеях уже 19 таких его суденышек. У Александра Владимировича есть четырех-, шести‑ и восьмиметровые лодки на 2—4 человека и 100 кг груза.
САМАЯ ЛЕГКАЯ ЛОДКА МИРА
- Г. Ф. МИЛЛЕР. ИСТОРИЯ СИБИРИ. Глава седьмая. ДАЛЬНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАВОЕВАНИЯ НА РЕКЕ ЕНИСЕЕ. ПОСТРОЕНИЕ ОСТРОГОВ И ГОРОДОВ: МАКОВСКОГО, ЕНИСЕЙСКОГО, МЕЛЕССКОГО И КРАСНОЯРСКОГО. КИРГИЗСКИЕ СОБЫТИЯ.
- А. Я. Мартынов, А. В. Шутихин, А. А. Казаков. Первобытное мореплавание в Приполярье: опыт и результаты полевых и экспериментальных исследований. Тверской археологический сборник. Тверь. 2013. С.68—70
- Там же. С.71
- Там же. С.71
- Там же. С.71−74
Материал предоставлен нашими партнёрами ИА REGNUM .
Источник: arhangelsk.bezformata.com
Шаркунковое моделирование
Кора берёзы, береста – экологически чистый, невероятно гибкий и пластичный материал. Её с давних времён использовали в медицинских целях, как дешёвый писчий материал. Из бересты деревенские мастера Архангельской области изготавливали разнообразные предметы быта, домашнюю утварь, посуду, рыболовецкий инвентарь, шили лодки. Известно несколько традиционных способов плетения из бересты: косое и прямое ленточное плетение, пластовая береста.
Стоит выделить ещё один вид плетения из бересты – сборка из деталей. Так изготавливают шаркунки, традиционную берестяную игрушку-погремушку головоломной конструкции. Такой вид изделия был широко распространён на Русском Севере. Подобный способ изготовления изделий можно назвать одним из первых, древних видов конструктора и по самому известному виду изделий – шаркунку, назвать «шаркунковым моделированием».
- береста экологически чистый материал;
- при сборке фигурок не используется никаких скрепляющих средств (клея). Достаточно опустить собранное изделие в крутой кипяток и детали самостоятельно скрепятся друг с другом;
- такой способ выполнения изделий даёт большой простор для творчества, развивая фантазии, нестандартного мышления и воображения ребёнка;
- благодаря гибкости и пластичности бересты с такого рода конструктором смогут легко справиться маленькие дети (использование острых предметов и кипятка допускается только при помощи взрослых).
- берестяные ленты;
- деревянные шпажки;
- ножницы;
- шило;
- канцелярские скрепки;
- металлическая ёмкость (тазик, кастрюля) для заваривания заготовки;
- электрический чайник.
Описание поэтапной сборки кораблика
Для выполнения кораблика нам понадобятся ленты из неочищенной бересты шириной 2,5см из которых выполняются следующие заготовки:
Большая основа – длина 40см х 1 шт.
Средняя основа – длина 30см х 1 шт.
Малая основа – длина 20см х 3 шт.
Заготовки для скоб – длина 5см х 20 шт.
Формирование скобок
Следующий этап работы – формирование скобок из маленьких заготовок. Складываем две заготовки крестообразно белой стороной бересты друг к другу. Выступающими краями одной заготовки огибаем другую. Ту же процедуру выполняем с выступающими краями другой заготовки. В результате получаются детали, похожие на скобы для степлера.
Таким же образом поступаем со всеми 20 заготовками.
Формирование основ
Все основы каждого размера складываем по линии сгиба и соединяем на кончиках канцелярскими скрепками.
Сборка остова кораблика
Берём большую основу и 4 скобки. Скобки укладываем внутрь основы: одну – на дно основы, две – по бокам и одну – сверху до образования кубика внутри основы. Продолжаем сборку остова. В малую основу вкладываем скобку. Затем вкладываем малую основу в большую.
Для завершения данного этапа работы необходимо установить ещё одну скобку. У нас получилась конструкция с 2 кубиками.
Описанный процесс необходимо повторить ещё дважды. Таким образом, на большой основе у нас образуется уже четыре квадрата. Для завершения верхней части остова необходимо сформировать ещё один кубик. Переходим к формированию нижней части остова. Для этого на дно каждой из трёх малых основ вкладываем по скобочке.
Сверху в малые основы на вложенные скобки устанавливаем среднюю основу. А сверху накрываем основу скобками.
Сборка остова кораблика практически завершена. Осталось только подтянуть основы, чтобы конструкция не была рыхлой и подрезать края всех основ, до высоты 1 см. Загибаем подрезанные края всех основ как скобки, белым слоем бересты внутрь. Готовый остов кораблика завариваем крутым кипятком. Таким образом, края всех скобок скручиваются, скрепляя всю конструкцию.
Для продолжения работы необходимо просушить остов кораблика в течение нескольких часов.
Изготовление парусов и мачт для кораблика
У кораблика будут 3 мачты с 7-ю парусами. Для изготовления мачт понадобится 3 деревянных шпажки: одна большая – длиной 21,5см, одна средняя – длиной 17,5см, одна маленькая – длиной 16,5см.
На большую центральную мачту устанавливается 3 паруса и флажок. Размеры парусов для центральной мачты: 8 х 8см, 6 х 6см, 4,5 х 4,5см. Средняя мачта устанавливается на корму кораблика с небольшим смещением от центра кубика. На мачту устанавливается 2 паруса и флажок. Размеры парусов: 6 х 7 см, 4,5 х 4,5 см.
Маленькая мачта устанавливается в носовой части кораблика, также со смещением от центра кубика. На мачту устанавливается 2 паруса и флажок. Размеры парусов: 6 х 6см, 4,5 х 4,5см. Размеры флажков: 3,5 х 2см. Сначала устанавливаются все мачты и только потом нанизываются паруса с заранее проделанными в них отверстиями.
Павел Андреев, педагог дополнительного образования, Ольга Гринёва,
методист ГБОУ ДОД АО «Детская школа народных ремёсел», г.Архангельск
Источник: www.i-igrushki.ru