В этом мире немало противоположностей. Многие люди считают, что последние не только притягиваются, но некоторые из них не могут существовать друг без друга. Например, как понять тьму, если не знать света, как оценить горькое, не попробовав сладкое. То же с людьми – антиподы зачастую дополняют друг друга, хотя могут стать и непримиримыми врагами. Для обозначения этих различий в речи или в тексте используются антонимы — это слова с противоположным значением.
В русском языке часто используются лексические пары, в которых обозначаются либо противоположности, либо одинаковые по смыслу/по написанию слова. Например, среди них есть те, что звучат/пишутся одинаково, но обозначают разные понятия: ключ (к замку, источник) – это омоним. Также есть паронимы, имеющие похожее звучание, но разное значение (гончий – гоночный).
Антонимические пары – это слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения (добрый – злой, плохо – хорошо).
Что такое антонимы?
Это слова противоположные по лексическому значению.
Иван Крылов — Стрекоза и Муравей (Басня). Мультфильм в картинках
Они составляются из пары слов (словосочетаний), диаметральных по смыслу, но являющихся одной частью речи:
- бежать – идти (глаголы);
- быстро – медленно (наречия);
- высокий – низкий (прилагательные);
- день – ночь (существительные);
- говорящий – молчащий (причастия);
- стоя – сидя (деепричастия).
Примеры антонимов
Слова, имеющие противоположные значения, часто используются в разговорной и письменной речи, когда необходимо усилить какие-то признаки или дать им описание.
- Он казался скорее высоким, чем низким, но издалека определить было сложно.
- Она старалась казаться веселой, несмотря на грустные глаза.
- Он любит много ходить пешком, но ненавидит пробежки.
- Она любила восходы, а он – закаты.
- Сначала что-то громко упало, затем старческий голос тихо спросил из-за двери: «Кто там?»
- Сперва, стоя на табурете, он декларировал бездарные стихи, а спустя десять минут я увидел, как он, сидя в кресле, флиртовал с хозяйкой дома.
С другой стороны, антонимы – это слова, необходимые для выражения различных отношений:
- Указывающие на время:
- Трудно ужиться вместе раннему жаворонку и поздней сове.
- Указывающие на пространство или расстояние:
- Каждый день, идя домой, он сворачивал налево, но сегодня неожиданно завернул направо.
- Яна сказала, что магазин близко, всего лишь за углом, но я поняла, что это далеко, и она обманула, раз мы шли к нему 15 минут.
- Указывающие на качество:
- Старая пара на скамейке неодобрительно покосились на молодых ребят, прошедших мимо них с включенным на полную мощность магнитофоном.
- Указывающих на количество:
- Много – не мало, сказал Камиль «начальнику штаба».
- «Много шума из ничего».
- Дешево купить, дорого продать.
Существительные-антонимы
Среди этой части речи есть много слов с противоположным значением. Они указывают на качество события/предмета или явления. Например:
Стрекоза и Муравей. Басня (текст читает Игорь Козлов)
- «Война и мир».
- «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза».
- Болтун и молчун дополняют друг друга.
- Восход – это надежда прожить еще один день, но неизвестно, будет ли закат.
- «Утро вечера мудренее».
- Вода начала заливать огонь, последний недовольно зашипел, обдал сердито паром и погас.
- В современных фильмах добро не всегда побеждает зло, так что не стоит надеяться каждый раз при просмотре на хэппи-энд.
- Сегодня мы друзья, а завтра – враги.
Прилагательные-антонимы
Когда необходимо дать противоположные определения событиям/явлениям или предметам, используются антонимические пары прилагательных:
- Грязный, неухоженный парк стал чистым после городского субботника.
- Даже трусливый человек в особых обстоятельствах способен совершить смелый поступок.
- Громкие крики о помощи перешел в тихие стоны.
- Длинный путь к успеху может стать короткой минутой славы.
- Ложное признание правдивым не становится.
Похожая статья Происхождение слова «кибернетика»
Глаголы-антонимы
Их используют, когда необходимо указать на противоположность действия:
- Он не любил много говорить, так как знал, что, если молчать, можно получить больше информации, чем распространить ее.
- Она не знала, радоваться ей или огорчаться из-за полученных новостей.
- Обидеть слабого – легко, но, чтобы защитить его, требуется смелость.
- Наш начальник любил ругать подчиненных за любой недочет, а вот хвалить за хорошую работу никогда не умел.
Наречия-антонимы
Их используют, когда нужно указать на противоположные качества:
- Ей было то жарко, и ее бросало в пот, то холодно, и она чувствовала озноб.
- Почему в компании коллег интересно общаться, но так скучно сидеть с ними на собраниях.
- Все лучшее – впереди, а трудное – позади.
Виды антонимов
Слова с различными значениями бывают:
- с разными корнями (маленький/большой);
- однокоренными антонимами (входить/выходить);
- языковыми (правый/левый);
- речевыми оборотами (непревзойдённый талант/полная бездарность);
- с разными соразмерными действиями (вставать/ложиться);
- указывающие на различие между действием и бездействием (уйти/остаться);
Значение антонимов в речи
Они необходимы для усиления сказанного или написанного о различных по значению или состоянию предметах, явлениях, обстоятельствах, признаках или действиях. Антонимы помогают более полно охарактеризовать то, о чем идет речь. Благодаря их применению выражения становятся более красочными и емкими.
Антонимы в пословицах
В русском языке антонимы употреблялись издавна, например, в пословицах:
- Ученье – свет, а не ученье – тьма.
- Радость не вечна, печаль не бесконечна.
- Нет худа без добра.
- Умей взять, умей и отдать.
- Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
- Было бы счастье, да несчастье помогло.
Контекстуальные антонимы
Бывает так, что слова вроде бы не связаны друг с другом, но в одном предложении противопоставляются. Чаще всего такое можно встретить в художественной литературе. Это контекстуальные антонимы, которые являются противоположностями в конкретном контексте:
- пышная свита короля/ бедный люд: пышный в значении– богатый);
- «Они сошлись. Волна и камень…;
- «Волки и овцы»;
- «Для вас — века, для нас — единый час». А. Блок.
Фразеологизмы-антонимы
Устойчивые выражения также могут противопоставляться друг другу. Среди них есть такие антонимические пары:
- живут душа в душу (мирно, дружно) – живут как кошка с собакой (постоянно ссорясь);
- работать засучив рукава (усердно) – делать дело спустя рукава (плохо, недобросовестно);
- идти в гору (быть успешным) – катиться по наклонной (стать неудачником, опуститься в нравственном отношении);
- пойти за ним на край света (куда бы ни отправился, далеко) – здесь рукой подать (рядом, близко);
- кровь с молоком (красивый (-ая)) – краше в гроб кладут (болезненный вид, бледный);
- мчаться на всех парах (двигаться быстро) – ползти как черепаха (медленно).
Итак, антонимами называются слова или словосочетания, которые противопоставляются друг другу по смыслу. В антонимической паре всегда состоят слова из одной части речи. Так, в сочетании «она – яркая красавица, а он – некрасивый и незаметный» слова «красавица» и «некрасивый» не являются антонимами, но в сочетании «она – яркая и красивая, а он – некрасивый и незаметный» эти слова – прилагательные-антонимы.
Источник: orfographia.ru
Урок чтения. Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Каждый день – всегда, везде
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Артикуляционная гимнастика:
Чтобы четко говорить – произнесем гласные звуки:
3. Работа с языком:
«Улыбочка». Удержать губы, сильно растянутые в улыбке. Зубов не видно. «Вкусное варенье» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
II. Упражнения на активизацию умственной деятельности
1. Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
2. Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
3. Какой сейчас месяц? (Октябрь)
– Расскажем стихотворение об осени, которое мы учили наизусть.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
А.Н. Плещеев
4. Ребята, продолжаем тему «Уж небо осенью дышало. ». И опять загадки на внимание.
Я работаю в артели
У корней лохматой ели
По буграм тащу бревно
Больше плотника оно. (Муравей)
Дети читают с доски:
В лесу у пня суетня, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)
На доску вывешивается иллюстрация муравья.
На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
Демонстрация рисунков насекомых, поделок из природного материала, выполненные на уроках труда (работаем с учащимися около выставочного стола)
III. Актуализация знаний
– Ребята, Стрекоза и Муравей пришли к нам в гости. Они послушают как вы умеете читать и отвечать полным ответом
Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
Летает. Порхает, садится.
Ловит мошек, комаров.
Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
– А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
Муравей – санитар леса. Уничтожает вредных насекомых. Живет в муравейнике. Муравейники надо беречь. Муравьи – наши друзья.
(По ходу беседы демонстрируются словарные слова и иллюстрации с изображениями стрекозы и муравья.)
веселая
резвая
порхаетсильный
трудолюбивый
муравейник
IV. Пальчиковая гимнастика
Покажите пальчиками размеры муравья и стрекозы по образцу (маленький и большая)
Стол стоит на толстой ножке (cтол)
Рядом стульчик у окошка (стул)
Два бочонка под столом (бочонки обеими руками)
Вот такой я видел дом (дом).
V. Знакомство с басней
– Ребята, в природе большое разнообразие стрекоз и муравьев. С одними из них мы и познакомимся в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
С какой басней дедушки Крылова мы уже знакомы? («Лебедь, Щука и Рак».)
1. Повторим. Басня – короткий поучительный рассказ. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок.
Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность.
2. Прослушивание записи с диска в исполнении И.Ильинского.
3. Выразительное чтение басни учителем.
4. Задание на дом. Выучить наизусть басню.
VI. Анализ басни
- В какое время года происходит действие? (Осень.)
- Назовите главных героев басни. (Стрекоза. Муравей.)
- К кому пришла Стрекоза с наступлением зимы? (К муравью.)
- О чем стала просить Муравья? (Приютить.)
- Как отнесся Муравей к ее просьбе? (Отказал.)
VII. Работа со словарными словами
- Помертвело – опустошилось
- Удручена – озабочена
- Желудок – орган (показать ладошкой. Переваривает нашу пищу.)
- Кум – родственник
- Вешних – весенних (учащиеся проговаривают)
Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули – улетели стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Д-зз, д-зз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз – росой она умылась (имитируют умывание),
Два – изящно покружилась (кружатся),
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
IX. Чтение басни
Учащиеся читают по частям с разбором содержания каждой из них по вопросам и заданиям учителя.
Обратить внимание учащихся на знаки ? !
Плакат на доске.
1 часть. Как Стрекоза провела лето? Ждала ли она лето? Готовилась и к ней?
Как понять выражение «Зима катит в глаза».
2 часть. Как изменилось поле осенью? Какими стали дни? Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом. Почему «под каждым ей листом был готов и стол и дом»?
Как понять это выражение?
3 часть. Почему не поет Стрекоза? Как об этом говорится в басне? Как понять выражение «злой тоской удручена»? О чем просит она Муравья?
До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить её? Что ответил ей Муравей? Что означают слова «Так, поди же, попляши»
X. Мышечная релаксация
Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание!
Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон». Аудиокассета Бетховена «Лунная соната»
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, . засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
И в вашем единстве – ваша сила.
На счет «три» откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!
Продолжение работы с басней.
Сравнение внешнего вида Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям детских книг.
Х. Повторное чтение басни по ролям
Предварительно обговаривается правильная интонация слов Стрекозы, Муравья, автора.
XII. Физкультминутка (для глаз)
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
XIII. Работа с пословицами
Кончил дело – гуляй смело.
Поспешишь – людей насмешишь
Делу время – потехе час.
Кто не работает – тот не ест.
(Учащиеся читают пословицы с доски.)
1. 1. Какие пословицы подходят к нашей басне? Объясните.
2. Какая пословица не подходит? Что она означает?
- С какой басней мы познакомились на уроке? («Стрекоза и Муравей».)
- Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
- Назовите главных героев. (Стрекоза, Муравей.)
- Чему учит нас басня? (Трудолюбию.)
Чтоб выучиться чтению – хватило вам терпения.
И вот урок отлично, здорово прошел.
За то, что вы внимательны, послушны и старательны,
Дарю я вам по книжке – учитесь хорошо!
Получите гостинец дорогой.
Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
- Разукрасить стрекозу и муравья
- Собрать пазлы по иллюстрациям басни
- Сопоставление картин из настольного лото: насекомые, цветы.
Источник: urok.1sept.ru
Урок литературного чтения
Тема: И.Крылов. Стрекоза и Муравей.
Цель: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать творческие способности детей; обогащать словарный запас и способствовать развитию речи; учить читать басню по ролям; учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя
Формируемые УУД: предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказывать своё мнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: Ориентация в нравственном содержании поступков
Оборудование: презентация, карточки, аудиозапись, карточки по группам,
учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Выставка книг с баснями И.А.Крылова
Ход урока.
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем.
Хором: Говорим четко, внятно, чтобы было все понятно.
-Начнём урок со звуковой разминки
Изобразите звуками как:
– шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш-ш-ш);
– стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
– шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.
– Произнесённые вами звуки гласные или согласные?
-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.
– Что ещё можете сказать об этих звуках?
-Эти звуки шипящие.
2) Речевая разминка
-Прочитайте пословицы и найдите лишнюю.
– Почему вы считаете , что она лишняя?
1. Человек без друзей, что дерево без корней. |
2. Делу время, потехе час. |
3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. |
4. Дружба заботой да подмогой крепка. |
– Какой темой объединены остальные пословицы? (Они о дружбе)
– Прочитайте эту пословицу шепотом- представьте что ночь.
– Наступило утро- прочитайте пословицу с восклицательной интонацией.
– Прочитаем громко- тихо
– А теперь прочитаем пословицу хором.
Делу время, потехе час.
– Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Почему , вы узнаете позже.
– А сейчас мы с вами поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе:
- Работай дружно.
- Спокойно высказывай своё мнение.
- Уважай мнение другого.
- Терпеливо выслушивай мысли других.
- Вместе находи правильное решение.
– Задание: собрать слова
Найти значение в толковом словаре
Проверка : 1 группа: Муравей, Стрекоза
– Чем они похожи? (Это насекомые)
Прочитайте : что такое басня?
– Поучительный рассказ, часто в стихах, где вместо людей действуют животные.
В басне есть мораль, нравоучение. Осуждает зависть, лень, глупые поступки.
Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни. Человек, который пишет басни, называется баснописцем.
Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.
3 группа: Иван Крылов
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. И. А. Крылов любил все русское и великое: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. И мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ценностей не осталось, только сундучок с книгами.
Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу да потихонечку читать книги, которые остались после отца. Когда Крылов сам стал сочинять, он писал пьесы. Басни Иван Андреевич начал писать позже, когда ему было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Ворлык».
Но если вы прочтете это имя справа налево, то всё поймете. Прожил Иван Андреевич долгую жизнь, умер на 70 году и написал более 200 басен.
Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.
– Как вы думаете : какова тема урока?
– Какую цель мы поставим перед собой?
– Давайте прочитаем какие цели урока мы поставили перед собой.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
-Откройте учебники. Прочитайте названия произведения.
-Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Главные герои )
– Что знаете о муравьях?
Муравьи живут в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Они удивляют людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекозы, относятся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни они летают, порхают, охотятся за комарами, мухами, мошками. Все это стрекозы делают на ваших глазах и все мы, люди, ими любуемся, восхищаемся. После бабочек они занимают второе место по красоте. Не возможно не любить их!
- Знакомство с произведением. Первичное восприятие текста.
– А сейчас прослушаем басню.
– Понравилась ли вам басня?
2) Самостоятельное чтение текста
Прочитайте басню самостоятельно и подчеркивайте слова,
которые вам непонятны.
– Назовите главных действующих лиц басни
-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
Зима катит в глаза– наступила неожиданно
Лето красное– теплое
Оглянуться не успела -очень быстро
Голову вскружило – забыла обо всем
До вешних дней – до весны
Тоска – грусть
В мягких муравах у нас- молодая трава
Удручена – огорчена
Поплясать – танцевать.
4) Самостоятельное чтение ( чтение по группам)
– При чтении обратите внимание на слова , которые помогут увидеть образ каждого героя, характер, повадки.
–Как вы думаете каким по характеру представился муравей?
– В какое время года происходит действие?
– Как Стрекоза проводила лето?
– Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?
– О чем она стала просить Муравья?
– Как отнесся Муравей к ее просьбе?
Кто из героев басни вам понравился и почему?
О чем эта басня? – о потерянных днях.
- Физминутка для глаз
- Работа по группам: – Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев. Задание для 3 группы: Выбрать советы для Стрекозы
– Определите черты характера главных героев.
Стрекоза | Муравей |
Труженик, труженица, жадный, , справедливость, усердие, лень, беспечность, мудрость, глупость, трудолюбивая, старательный, серьёзная , трудолюбивый, весёлая, запасливый, резвая, ленивый, запасливая, легкомысленный, беззаботная, серьёзный, работящая, честный, легкомысленная, терпеливый, ленива, беззаботный
Проверка работы.
– Значит Стрекоза какой герой?
– Как Крылов относится к Муравью?
– Как автор называет Стрекозу? Почему?
– Как бы вы поступили на месте Муравья?
– Сочувствуйте ли вы Стрекозе?
А). Читаем 1 часть. ( слайд12)
– Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.
– Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.
– Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?
– Как понять выражение «Зима катит в глаза»?
– Как изменилось поле осенью? (слайд 13)
Б). Читаем 2 часть. (слайд 13)
– Какими стали дни?
– Почему не поет стрекоза?
– Как об этом говорится в басне? Зачитайте.
– Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?
– О чем она просит муравья? Зачитайте
– До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?
В). Читаем 3 часть. (слайд 14-15)
– Что ответил ей муравей? Зачитайте.
– Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)
Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.
– Как будем читать слова Стрекозы в начале басни (жалостливо, просяще) и в конце (игриво, весело)
– Как надо читать слова Муравья? (уверенно, поучительно)
– Можно ли назвать его жадным
– В каких словах заключена мораль? В чем смысл басни? Прочитайте.
-Объясните смысл этих слов.
-Что автор высмеивает в людях?
– Чему учит эта басня? ( Учит людей узнавать самих себя; помогает обнаружить недостатки;
-учит мудрости жизни;
– осуждает легкомыслие; нежелание думать о завтрашнем дне(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.
Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
Давайте вспомним : почему девизом урока стала эта пословица:
Делу время, потехе час.
- Самостоятельная подготовка к чтению по ролям.
2 группа- Стрекоза
3 группа- Муравей
– Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?» Почему?
– Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?
Придумать своё продолжение басни: Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?
– Какие цели мы сегодня перед собой ставили?
– Достигли мы поставленных целей?
– Понравился ли вам урок?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно
-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)
Иван Андреевич Крылов написал много басен.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
Источник: source2016.ru
открытый урок «Стрекоза и Муравей»
Оценить 2040 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
«Стрекоза и Муравей»
учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
«Стрекоза и Муравей »
Автор : Торчинова Белла Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №21
Предмет: Литературное чтение
УМК:«Школа России»
Тип урока: урок получения новых знаний
1.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
2.Развитие и коррекция мышления на основе совершенствования умения разгадывать загадки, работать с пословицами, умения видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.
3. Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус, воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Организационный момент
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Покажите свое настроение.
Актуализация знаний
— С чего начнём наш урок? (С повторения того, что нам пригодится на уроке)
Прочитайте пословицы и найдите лишнюю. Подчеркните её.
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Делу время, потехе час.
3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4. Дружба заботой да подмогой крепка.
— Какой темой объединены остальные пословицы? (Они о дружбе)
Прочитай, соедини название жанра литературы с его определением.
СКАЗКА Небольшое произведение
о событии в жизни героя
РАССКАЗ Волшебная история о том,
БАСНЯ Поучительный рассказ,
часто в стихах, где вместо
людей действуют животные.
— Проверьте свою работу по образцу. У кого так же, у кого по-другому, исправьте ошибки.
— Что мы сейчас повторили?
Проблемное объяснение нового.
— Отгадайте загадки. Кто это?
Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза
Эта наша -. (стрекоза)
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей)
— Чем они похожи? (Это насекомые)
— Ребята нашли интересные сведения о насекомых, об этом они сейчас расскажут.
Стрекозы – удивительные создания природы.
Орган зрения у стрекозы необычный, состоит из множества маленьких глазок. Их у стрекозы около 30 тысяч. Верхними глазками стрекоза различает черно – белые цвета, а нижними – цветные краски. Стрекоза абсолютно глухая, но зато прекрасно чувствует запахи! А голова стрекозы способна поворачиваться в любую сторону.
Их зубчатые челюсти так мощно впиваются в жертву, что способны превратить в пюре любую муху. Учитывая то, что миловидные стрекозы обладают поистине зверским аппетитом, такой мощный челюстной аппарат подходит как нельзя кстати. Невероятно, но эта малышка способна сломать 40 мух за день!
Форма крыльев стрекозы подсказала человеку идею полета реактивного самолета. Каждая пара крыльев стрекозы движется самостоятельно, однако, на удивление, слаженно.
Муравьи — это насекомые.
На Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев.
Невероятно, но факт – на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.
У муравьев есть четкие обязанности: строители, солдаты и те, кто занимается поиском еды.
Муравьи способны к обучению. У некоторых видов муравьев те особи, которые успели найти корм, учат других найти место с пищей.
Если муравей ранен, остальные муравьи будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи тоже будут заботиться о нем и носить ему еду.
— Ребята, как вы думаете, в природе стрекоза и муравей часто встречаются? (Нет)
— А в одном литературном произведении они однажды встретились.
III . Работа по теме урока
Рассказ о писателе.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. И. А. Крылов любил все русское и великое: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. И мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца.
— Родился И. А. Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве в офицерской семье. Отец закончил службу капитаном. Мать не знала грамоты, но была доброй и умной женщиной. После смерти отца, в 10 лет, Крылову пришлось устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью.
Образование И. А. Крылов в детстве получил недостаточное, но обладал исключительными способностями и настойчиво занимался самообразованием на протяжении всей жизни и стал одним из самых образованных людей того времени. Уже в 14 лет Крылов сочинял стихи, потом оперы, трагедии, комедии. Когда ему исполнилось 18 лет, умерла мать. И. А. Крылов решил заняться журналистикой. Он выпускал журналы, где публиковал первые басни. («Почта духов», «Зритель», «Санкт — Петербуржский Меркурий»)
Крылов много ездил по России, много писал. В 37 лет он обратился к жанру басни. Иван Андреевич написал более 200 басен, изданных в 9 книгах. Его книги были переведены на десятки языков мира. И большая известность к Крылову пришла в 40 лет.
Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.
2) Выставка книг, иллюстраций.
— В 43г. Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой проработал около 30 лет. В библиотеке много времени он проводил в обществе знаменитых людей: Жуковского, Пушкина, Брюллова. У Крылова учились такие мастера слова как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
— Ребята, И. А. Крылов тоже учился на трудах Эзопа (портрет), жившего в Греции в VI в. до н.э. Считают, что он первым стал писать басни, только не в стихах.
По завещанию, после смерти Крылова, его друзья и знакомые по почте получили экземпляр новой книги басен.
— Ребята, вспомним, что такое басня?
Басня– это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.
Человек, который пишет басни, называется баснописцем.
Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.
Иван Андреевич был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).
В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.
Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.
— Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова «Стрекоза и Муравей».
— Как вы думаете, можно ли назвать литературных героев Крылова друзьями? (Да, нет, не знаю)
— Какую цель перед собой сегодня поставим? (Узнать о Стрекозе и Муравье. Можно ли их назвать друзьями и узнать новое правило дружбы.)
IV . Физминутка
3) Знакомство с произведением.
Прослушивание басни не до конца, до слов »Ты все пела. »
-Что вы представили?
-Как думаете, пустит Муравей Стрекозу?
Работа над басней.
-Прочитайте басню самостоятельно и подчеркивайте слова,
которые вам непонятны.
4) Словарная работа.
-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
Тоска- грусть
Вешних- весенних
Мурава- трава
Резвость- веселость
Удручена- огорчена
Вскружить- обмануть
Поплясать- танцевать.
V . Беседа по содержанию
-Пустил ли Муравей Стрекозу?
-В чем смысл басни?
-Почему у Стрекозы тоска, да еще злая?
-Как вы понимаете выражение»Зима катит в глаза?» Как она «катит?»
-Что значит выражение «Помертвело чисто поле»?
-Как вы понимаете выражение »Злой тоской удручена?».
-Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?
-Что наступило для Стрекозы с холодной зимой?.
-Настали ли нужда и голод для Муравья?
-Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
-Что автор высмеивает в людях?
VI . Выборочное чтение
-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
-Прочитайте, где жила Стрекоза?
-Найдите слова, в которых заключается главная мысль?
VII . Чтение басни по ролям.
— Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев
— Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.
— Сделал дело -…….гуляй смело.
— Семь раз отмерь-…….один отрежь.
— Делу время-….потехе час.
— Кто весной и летом не работал-. зимой поплачет.
— Люди пахать-……а он руками махать.
— Какая пословица подходит к морали басни?
VIII . Работа в группах по составлению характеристик героев.
— А сейчас мы разделимся на группы, чтобы составить характеристику наших героев.
— Прочитайте и зачеркните лишние слова, которые не подходят к характеру вашего героя.
— Какой же порок человека высмеивает в басне Крылов? Найдите и прочитайте в басне слова, в которых об этом говорится.
— Какая пословица подойдёт к басне?
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Делу время, потехе час.
3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4. Дружба заботой да подмогой крепка.
— Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?» Почему?
— Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?
— А как поступили бы друзья? Не зря говорят, подставь плечо другу в трудную минуту, протяни руку помощи. Сам погибай, а товарища выручай.
— Какое новое правило дружбы вы для себя сегодня открыли?
ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ НАДО ПОМОГАТЬ.
— Какие цели мы сегодня перед собой ставили?
— Достигли мы поставленных целей?
IX . Рефлексия
– Понравился ли вам урок?
— Оцените свою деятельность на уроке в листах самооценки.
X . Итог урока
-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)
Иван Андреевич Крылов написал много басен.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
XI . Домашнее задание
Источник: www.prodlenka.org