Как пользоваться гальюном на подводной лодке

Осенью 1944 года Карл Адольф Шлитт получил приказ принять под свое командование подводную лодку U-1206, сформировать экипаж и перейти в Норвегию, в Берген, где дислоцировалась 11-я флотилия.

Весной 1945 г. процесс обучения закончился, и U-1206 со своим капитаном собралась на войну в Северное море. Обрадованный капитан-лейтенант повел корабль к берегам Шотландии, мечтая, как средневековый рыцарь сложить головы своих врагов к ногам дамы сердца.

13 апреля 1944 года U-1206 занимала позицию на подходах к порту Питерхед в Шотландии, встречая конвой, который по всем расчетам должен был скоро появиться.
К вечеру неожиданно забарахлил дизель, командиру пришлось уйти на 60 метровую глубину и дать возможность ремонтной команде спокойно делать свое дело. Незанятые в работе подводники смогли немного передохнуть.

Тут необходимо вспомнить о таком насущном моменте на подводной лодке как «гальюн».
Существовавшая до этого конструкция, допускала использование гальюна на глубинах не больше перископной, то есть у поверхности. Зато усовершенствованная модель на U-1206 позволяла делать все, что нужно на всех глубинах, доступных подводному кораблю.

Как на подводной лодке работает туалет #shots



Правда, механизм простотой не отличался. Под унитазом помещался большой сборник, куда смывалось все лишнее с помощью вращения штурвальчиков. Сборник находился под небольшим давлением, чтобы “ароматные” газы не прорывались при пользовании внутрь лодки, где и так дышать было трудно. После переполнения сборника туда подавался сжатый воздух, выкачивающий все его содержимое за борт на любой глубине, по специальному трубопроводу, закрытому особым клапаном.

Помимо всего прочего эта система не допускала всплытие отходов на поверхность, а раньше подобные случаи бывали, что нарушало скрытность пребывания субмарины на позиции.

Правда образец отличался повышенной сложностью функционирования, и один из механиков лодки даже закончил специальные “туалетные курсы”.

Пользуясь свободной минутой, Карл Адольф Шлитт решил посетить маленькую кабинку, дабы лично опробовать достижения прогресса. За долгое время пребывания в укромном уголке капитан-лейтенант, наверное, думал о том, что еще не прославил U-1206 боевыми подвигами.
Когда процесс успешно завершился, Карл Адольф не глядя, крутанул штурвальчики, но ожидаемого журчания воды не послышалось.

Командир не теряется в любой ситуации: так и Шлитт – глянул на официальную германскую инструкцию по пользованию гальюном, висевшую на двери и храбро повернул еще один штурвальчик – гальюн сохранял каменное спокойствие и не издавал ни единого звука.

В конце – концов, осознав, что его подводный опыт в данном вопросе не слишком велик, Шлитт вызвал к себе дипломированного туалетного специалиста.
Тот был занят ремонтом дизеля, и на подмогу капитану прислал матроса-моториста. Тот, горя желанием помочь родному командиру и показать себя с лучшей стороны, не читая никаких инструкций, начал крутить штурвал откачки сборника за борт.

Как работает туалет на подводной лодке и куда деваются нечистоты?

В азарте оба не заметили, что клапан унитаза не был захлопнут.

Эффект превзошел все ожидания.
Жидкое и твердое содержимое сборника, подталкиваемое сжатым воздухом и забортной водой, со свистом вылетело вверх и желтым “душистым” фонтаном обрушилось на обоих обалдевших подводников, в довершении всего из унитаза начал бить столб забортной воды под давлением несколько атмосфер, толщиной с человеческую ногу.

Читайте также:  Бескилевая лодка что это

Услышав шум воды, врывающейся внутрь корабля, инженер-механик бросился к гальюну, но столб воды бил с такой силой, что подойти к механизмам закрывания клапанов было невозможно.

Первый вахтенный офицер, находясь в центральном посту, почувствовал, что лодка сильно тяжелеет, не стал дожидаться командира, который что-то слишком долго “размышлял о вечном” в гальюне, и скомандовал всплытие на перископную глубину.
Давление в трубе упало, опомнившийся моторист подскочил к штурвалам и замкнул все клапаны.

Казалось все позади, но положение оказалось гораздо серьезнее – вода, попавшая внутрь прочного корпуса, успела достигнуть отсека, где находилась аккумуляторная батарея. Соленая вода попала на пластины аккумуляторов и произошла неизбежная реакция.
Через несколько минут клубы тяжелого, едкого белого газа поплыли по лодке – хлор прибывал очень интенсивно. В эти минуты внутренность лодки очень напоминала подводную душегубку.

Сориентировавшийся, наконец, Шлитт приказал всплывать совсем.
Лодка пробкой вылетела на поверхность, и командир, чье состояние в те минуты представить трудно, добрел до рубочного люка и с трудом его распахнул, жадно вдохнув соленый бриз. Вентиляторы резво начали выталкивать за борт клубы газа, впуская внутрь живительный морской воздух.

Именно в этот момент неподалеку пролетали два английских самолета из охраны конвоя, который и поджидала субмарина Шлитта.
Летчики, наверное, сильно удивились, увидев всплывшую лодку, из которой валил белый дым, и сразу пошли в атаку.
Пока плохо соображающие моряки бежали к палубному орудию, английские бомбы уже сыпались вниз. Прямого попадания удалось избежать, но очень близкие взрывы нанесли лодке такие повреждения, что снова уйти под воду она уже не могла.

Первое же столкновение с противником оказалось для корабля последним, Шлитт вынужден был подать последнюю команду “Покинуть корабль”.
Вскоре подошедший миноносец поднял из воды немцев…
В результате героического похода в туалет капитан-лейтенанта Шлитта субмарина погибла.
В историю же она вошла под прозвищем – «Потопленная унитазом».

Источник: 7dogs.livejournal.com

Гальюн на подводной лодке

Гальюн на подводной лодке — Корабельный туалет, или по-морскому — гальюн действует по иным законам, чем на суше. Подводная лодка Б-440 в Вытегре.

Теги: Вологодская обл, Вытегра, Подводная лодка Б-440
Другие фотографии автора:
Другие фотографии на ФотоКто: ← Судовой камбуз. | на Подводной лодке →
Комментарии:

Корабельный туалет, или по-морскому — гальюн действует по иным законам, чем на суше. К примеру, унитаз там должен оставаться сухим, пока им не воспользуются. Иначе при качке вода из него просто выльется. А после того, как моряк сделал своё дело, плоды трудов нужно смывать с помощью ручного или электронасоса, отправляющего их в специальную цистерну‑отстойник.

Но даже его можно было использовать по назначению, лишь соблюдая три условия. Во-первых, не ходить в гальюн, когда лодка находится на глубине свыше 45 метров, так как забортное давление могло вывести систему смыва из строя.
Во-вторых, не использовать его, когда лодка ведёт бой в подводном положении. Считалось, что акустик на вражеском корабле может засечь субмарину по звукам, издаваемым «туалетными» насосами.

И в-третьих, каждый зашедший в гальюн член экипажа субмарины был обязан записать своё имя, дату и время в специальном журнале. Если что-то пойдёт не так — все будут знать, кого нужно звать на уборку сотворённого безобразия.

Читайте также:  Чем приклеить рым к лодке

Источник: fotokto.ru

Как в царском флоте охранялась тайна подводного плавания?

Высочайшим указом, вышедшим в начале июня 1904 года, первой в России боевой подводной лодке было присвоено имя «Дельфин». Ее командиром стал минный офицер и корабел Михаил Николаевич Беклемишев, который в соавторстве с инженером Иваном Григорьевичем Бубновым и построил первенца российского подплава…

Под грифом высшей секретности

В штабных документах подлодки называли миноносцами типа «Дельфин». Самая первая из них до присвоения этого имени величалась «миноносцем № 113», а подводников звали водолазами.

О том, как в царской России работал режим секретности подплава, Беклемишев хорошо написал в своем дневнике:

«03.09.1902 г. Ожидаю назначение командиром нашего «Миноносца № 150».

в полном недоумении. Прибыв утром на службу, получил предписание, подписанное самим генерал-адмиралом, о моем откомандировании в распоряжение ЕИВ ВК (Его Императорского Высочества Великого Князя — Ред.) Георгия Александровича. С пометкой — незамедлительно. Такое же предписание получил лейтенант . Зачем его высочеству «водолазы»? Однако наше дело — приказы исполнять…

удивлен. В Серпухове нас ждал экипаж, поданный к поезду по распоряжению ВК! По прибытии в резиденцию ВК нас с Анатолием моментально принял его высочество.

В скромно обставленном кабинете, Александровича, находились известный инженер и авиатор г. Найденов, а также совершенно неизвестный мне господин, одетый в партикулярное платье и представленный нам великим князем как Налетов Михаил Петрович. Познакомив нас с присутствующими, ВК ГА в жесткой форме потребовал тут же, не сходя с места, подписать документ: «Обязательство о не разглашении государственной тайны», определяющий режим сохранения доверяемых нам секретных сведений.

Санкции за нарушение режима секретности ну просто «драконовские»! Пришлось подписать документ. С другой стороны и оклад денежного содержания вкупе с дополнительными льготами для нас и наших семей впечатлил не менее. Уже после года на службе у ВК я могу считать себя весьма обеспеченным человеком.

Будучи прикомандированы к ВК ГА в прямое подчинение, мы по-прежнему числились офицерами флота, со всеми вытекающими из этого последствиями. Отозвать же нас могли только с согласия ВК ГА. И иного начальства у нас более не было.

Велико же было наше с Анатолием Ниловичем удивление, когда узнали мы о том, что сей господин Налетов, является конструктором подводного минного заградителя! Мало того, оказалось — господин Налетов уже заканчивает постройку двух систершипов (от англ. sister и sheep — сестра и корабль), получивших забавные названия «Краб» и «Рак», на Николаевском заводе.

И спуск их на воду намечен через две недели. Никто никогда и не слыхивал о проектах г. Налетова. А тем более о строительстве им каких бы то ни было подводных кораблей.

И тем более столь специфических, как подводный минный заградитель… В завершение аудиенции ВК приказал составить списки экипажей кораблей из известных нам лично лучших специалистов русского флота, и, как он заметил при этом, «совершенно не стесняться» при составлении оных. Бедный Иван Григорьевич (Бубнов — Ред.)! Мы с Анатолием выгребли у него почти всех стоящих людей. Из головы не шел подписанный мною документ. Теперь-то я понял, каким образом великому князю удалось сохранить дело в тайне.

Читайте также:  Надо ли прогревать лодочный мотор

в Николаев прошел непримечательно, что радует, поскольку нижние чины всегда горазды отмочить какую-либо каверзу. Однако ни пьянства, ни иных нарушений дисциплины в пути не случилось совершенно. По прибытии в Николаев экипажи поселили в отдельной казарме местного гарнизона, запретив всякое общение с местным населением.

Несмотря на непривычно жесткие требования, люди отнеслись к этому с пониманием. Вероятно, в памяти еще свежи требования подписанного нами обязательства. Хотя общаться с кем бы то ни было времени совершенно не оставалось. Чрезвычайно плотный график обучения предусматривал для личного состава 16-часовой рабочий день.

(о приемке подлодок — Ред.) подписаны! Корабли строителями сданы, а экипажами приняты. Я приказом ЕИВ ВК ГА назначен командиром отряда «миноносцев специального назначения».

«С морковкой или розгами»

Из Николаева подлодки скрытно перешли в Балаклаву, где они базировались в закрытых ангарах, а Беклемишев числился начальником водолазной школы. Кто на самом деле эти «водолазы», не знало даже местное морское начальство. Поэтому, когда «Рак» и «Краб» поставили учебное минное заграждение у входа в Севастопольскую бухту, разразился скандал: «Количество вытраленных мин привело адмирала в преизрядное изумление, поскольку не мог он объяснить, каким образом удалось водолазам проделать такую штуку», — отмечал Беклемишев. Пришлось Михаилу Николаевичу объясняться с адмиралом, но так, чтобы не раскрыть государственную тайну.

Однако тем дело не кончилось. На учебной мине «подорвался» миноносец «Поти». Его команда каким-то образом узнала о причастности «водолазов» к этому конфузу, и нижние чины «потопленного экипажа» завязали с ними «грандиозную драку».

Благодаря боцману Пришибееву, «принявшему на себя руководство дракою и пресекшему позорное неорганизованное побоище, слава Богу, обошлось без увечий. Организованный Пришибеевым честный кулачный бой стенка на стенку по исконным русским правилам и принявшим живейшее в нем участие, окончился победою наших экипажей. Вот ведь вздор же полнейший — а чувство от их победы преприятнейшее. И даже гордость какую-то нелепую ощущаю».

Между тем подводники тренировались вовсю. «Испытание предельной глубиной прошли экипажи в полном составе, — записывал Беклемишев. — И 5 человек пришлось списать с кораблей оттого, что при погружении испытывали совершенно неуправляемый приступ клаустрофобии. Матроса Ивлева пришлось выдернуть за штаны из боевой рубки и связать т.к. он непременно желал „выйти наружу“, и никаких уговоров слушать не хотел. Да, разумеется, это страшно когда лодка идет вниз и, сжимаемая давлением, тоскливо скрипит всем набором, как будто жалуется на непосильный груз. Да, некоторое волнение испытываешь при каждом погружении, однако все быстро проходит. К этому следует просто привыкнуть».

После ходовых испытаний, учебных торпедных стрельб и постановки мин экипажам опять предстояла сдача зачета: «С морковкой или розгами. В зависимости от результата. Впереди нас шли миноносцы из Севастополя, разгоняя всех с фарватера… лодка заполнена запахом горячего машинного масла и… И придется экипажу научиться правильно пользоваться гальюном!» — отмечал М.Н. Беклемишев. Вообще же моряки освоили лодки быстро, да так, что клали в цель восемь торпед из десяти.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...