Законодательно регистрация моторных лодок весом до 200 кг и мощностью двигателя до 10,88 л. с. не требуется в ГИМСе. Но нужны ли права — это другой вопрос. Существует закон, который устанавливает принцип регистрации судов, а также правила аттестации судоводителей на возможность управления лодками, катерами, яхтами.
Пункт 1.2 Правила ГИМС МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям) свидетельствует о том, что права на лодку нужно иметь, если мощность судна больше 3,68 кВт, т.е. 5 лошадиных сил. Рекомендуется узнать об особенностях и условии получения удостоверения.
Сколько стоят права на лодку с мотором
Лодка с мотором – такое же транспортное средство на воде, как и машина на земле. Отличие только в количестве участников – на суше их больше. Учитывая законодательство России, все ТС, введенные в эксплуатацию, должны иметь документы регистрации, а штурман — разрешение. При отсутствии права на лодку, водитель будет оштрафован, и ему будет запрещено пользоваться ей.
Получение прав на управление маломерным судном
Обязательно требуется удостоверение при управлении лодкой с мотором, потому что она приравнивается к автомобилю.
Стоимость получения права на моторную лодку разная, от 10 до 15 тысяч рублей на территории России, и зависит от типа оформления – самостоятельного или при участии посреднической фирмы.
Что входит в практику?
В практическую часть обучения входит:
- Швартовка катера (подход и отход от причала, морские узлы);
- Умение расходиться со встречными судами;
- Правила переговоров по рации;
- Общение с сотрудниками ГИМС;
- Слипование (спуск и подъем катера на воду);
- Умение читать морские карты;
- Буксировка катера;
- Безопасность на воде;
- Прокладка маршрута на дальнее плавание;
- Работа с эхолотом, радаром, картплотером;
- Практические занятия в ночное время, умения различать суда и расходится с ними в условиях ограниченной видимости;
- Правила якорной стоянки;
- Гостевые стоянки в яхт клубах, пришвартовываться и многое многое другое.
Типы маломерных судов
Новые правила определили порядок, устанавливающий уровень знаний, умений в процессе аттестации для выдачи права управления маломерными судами, эксплуатируемыми в некоммерческой цели и подходящими для регистрации в реестре.
По правилам, маломерных судов (их разновидностей) стало больше и поменялись названия этих категорий.
По итогам аттестации, удостоверения на право управления водным транспортом будут выданы на такие виды маломерных судов:
- Судно моторное.
- Гидроцикл.
- Маломерное парусное транспортное средство.
- Маломерное судно особенной конструкции (аэробот, амфибия, подводная лодка, к примеру).
- Парусно-моторный водный транспорт.
Маломерное судно, это не только лодка или катер, термин имеет отношение к гидроциклам, а также средствам моторного и парусного типа. Они подразделяются на такие разряды:
Как 100% получить права на лодку в ГИМС
- Начальный разряд. Это водные судна, к примеру, личные судна – они маломерные и к ним относятся скутер, гидроцикл.
- Второй разряд. К ним относятся катер, лодка с моторами (навесного и несъемного типа), которые имеют мощность от пяти лошадиных сил. Яхты парусного типа разделены на четыре подвида по размерам в м2: до 12, 22, 60 и более.
Маломерные суда – лодки, соответствующие требованиям. Если транспорт с силовым агрегатом, оборудованием весит 200 килограммов, имеет мощный двигатель от 10,88 л.с, длину до 20 метров и может вместить наибольшее количество человек (12), то его нужно зарегистрировать в ГИМС. Поэтому управлять таким транспортным средством без прав запрещено.
Штрафы ГИМС
Обращаем Ваше внимание, что с августа 2022 года штраф за отсутствие прав управления маломерным судном увеличен в 10 раз! Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 26.07.2019
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Воды, на которые действуют эти права
Они распространяются на внутренние маршруты (документ определяет ВП), т.е. реки, озера, где отсутствуют знаки приоритета для судоводителей. Они также применимы к внутренним водным путям (в сокращенном виде ВВП), которые включают различные объекты в Российской Федерации с действующими правилами речного судоходства (яркий пример — Волга или река Москва).
Морские пути (МР) — это не только моря, но и водные объекты. Байкальское, Ладожское и Онежское озера — не моря, но судоходство осуществляется в соответствии с морскими правилами.
Практика
Обратите внимание! Возможно проведение практических занятий в другие дни по предварительной договоренности с инструктором. Отмена записи возможна не позднее, чем за 2 суток. В противном случае практика будет засчитана как исполненная.
Место проведения практики | Направление |
Пироговское водохранилище | Парусное судно |
Иваньковское водохранилище | Моторное судно парусное судно |
Незамерзающая акватория Москва-реки | Моторное судно парусное судно |
Записаться на практику
Ответственность водителей
- реализовывать требования настоящих Правил ГИМС, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, которые приняты Лондонской Конвенцией, обязательных постановлений, норм пропуска, охраны жизни пассажиров, людей на воде и природы;
- осуществлять проверку перед плаванием на исправность лодки и его устройств, оснащенность необходимыми компонентами, спасательными изделиями и иными предметами относительно установленных норм;
- перед посадкой самостоятельно выполнять инструктаж – правила поведения, обеспечить удобство и безопасность при посадке, высадке и на время пребывания на транспортном средстве;
- штурман должен сообщать в органы территориального значения и отделы ГИМС об обнаружении загрязнения природы, вод, массовой гибели рыбы;
- оказывать помощь людям при необходимости, сообщать о случившемся в МЧС;
- выполнять запросы должностных лиц МЧС и иных инстанций по вопросам плавания, порядка, охраны на водных объектах;
- останавливаться при обнаружении сигнала остановки, поданного инспектором;
- плавать в бассейнах, которые соответствуют классу судна, знать условия, обстановку на месте плавания.
Приказы штурмана малого судна, в рамках обязанностей должны быть выполнены каждым человеком, находящимся на водном средстве. И без разрешения водителя запрещается сидеть на борту, ходить по сиденьям.
- вождение без прав – до 2-х тыс. рублей.
- отсутствие регистрации – 2 тыс. рублей.
- управление в нетрезвом виде – до 2-х тыс. рублей.
- отказ от мед.освидетельствования – до 1,5 тыс. рублей.
Человек может лишиться прав на период – 12-24 месяца. Мотолодка при этом взимается специальными органами на штрафстоянку.
Разновидности судов, на которые распространяются эти права
Они распространены на любые маломерные транспортные средства. Удостоверение предоставляет право управлять только тем типом катера, которое есть в листе документа. На водный транспорт особой конструкции эти разрешения тоже действительны.
Медкомиссия
Обязательным условием допуска к вождению моторной лодки является прохождение медосмотра и получение медицинской справки с отметками:
- нарколога;
- психиатра;
- невропатолога;
- хирурга;
- офтальмолога;
- отоларинголога;
- терапевта.
Медкомиссия проходится перед началом обучения. Если хотя бы один из медицинских специалистов даст отрицательную оценку вашего состояния здоровья, вас не допустят к обучению и откажут в выдаче прав на вождение лодки.
Образец удостоверения: право управления маломерным судном нового образца
Несколько лет назад права ГИМС на маломерное моторное судно, например, на лодку, катер гидроцикл были изменены, удостоверение сильно отличается от старого. Основная страница имеет название документа, личную информацию (фамилию, имя, отчество, дату рождения), кем выданы документы и когда, а также период действия.
- есть графа «исключительно в коммерческих целях» – права на катер судоводителя не подходят для работ на этом транспорте;
- каждый пункт продублирован на английском;
- нет категории «катер», «моторная лодка» – их объединили в одну категорию «моторное судно».
В целом, больше изменений нет. Права ГИМС утверждаются подписью специалиста и печатью. На другой стороне есть открытая категория и места плавания. Свидетельство имеет штрих-код – по нему осуществляется проверка.
Трудности при замене документа
Отказать могут лишь в том случае, если гражданин неправильно заполнил заявление, либо использовал недостоверную информацию. Во время проверки все ложные данные будут выявлены.
В некоторых случаях возможно возникновение ошибок на сайте. В этом случае необходимо подождать, пока все неполадки не будут устранены службой поддержки. По любым возникающим вопросам можно обращаться по телефонам горячей линии портала.
- https://msk.gosuslugi-service.ru/gosuslugi/udostoverenie-na-pravo-upravleniya-malomernym-sudnom-gims/zamena-udostovereniya-na-pravo-upravleniya-malomernymi-sudami.html
- https://PravaGims.com/zamena-lodochnykh-prav/
- https://CatFishing.ru/gims/zamena-prav-na-lodku-po-istechenii-sroka/
- https://gosuslugi-official.help/zamena-dokumentov/prava-sudovoditelya.html
Выводы
Удостоверение нужно иметь при себе любому, кто управляет маломерным судном, соответствующим нормам ГИМС (если мощность двигателя более 3,68 киловатт). Выдача документа осуществляется после прохождения экзамена, также необходимо медосвидетельствование.
Если удостоверение отсутствует на лодку, подходящую под требования закона, владелец скорее всего получит штраф и конфискацию транспорта. Права не потребуются только тогда, когда лодка не соответствует условиям регистрации и ее мощность, вес ниже требуемых значений.
Сколько стоит сменить водительское удостоверение
Госпошлина на права для лодки имеет стандартный размер и составляет 650 рублей. За дубликат придется заплатить 1300 рублей, а внесение изменений стоит 350 рублей. Для оплаты можно обратиться в банк, но прийти в отделение рекомендуется с готовыми реквизитами.
Оплата продление прав в гимс тоже возможна, если в учреждении установлены соответствующие терминалы. Если заявка подается онлайн, квитанция сформируется автоматически на сайте. Через госуслуги действует 30% скидка, но цена действует в течение определенного времени. Через интернет не предоставляется классическая квитанция, но можно распечатать электронный чек. Этот документ предоставляется в ГИМС вместо обычной квитанции.
Какие плавсредства нужно регистрировать?
В отношении плавающих средств закон довольно суров.
Для любой лодки, грузоподъемность которой составляет более 225 килограмм, нужны соответствующие документы. И неважно, владельцем какой техники вы являетесь – яхты, катамарана или просто большого плота.
Только небольшие плавающие средства (в большинстве случаев лодки-маломерки и надувные лодки) позволяют владельцу не ломать голову над регистрацией и прохождением обучения.
Однако, если вы решили установить на свою лодку мотор объемом более чем 10 л.с. тогда нужны будут права. После установки мотора каждое плавающее средство подлежит обязательной регистрации.
В исключения попадают судна массой до 200 кг, и объемом двигателя до 8 киловатт (10 л.с. включительно), а также парусные и спортивные судна, которые не имеют двигателя и их длина не более чем 9 м – Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ.
Источник: aquadelo.ru
Права ГИМС и их получение
Целью этой статьи является разобраться с тем, что такое права в ГИМС, какими они бывают, и какой процесс нужно пройти, по чему готовиться, чтобы их получить и т.п. Иными словами, сориентировать и дать некую инструкцию по легальному получению прав на управление маломерным судном.
Что дают права ГИМС
Права ГИМС разрешают управление маломерными судами различных типов и в различных районах плавания. Каждый тип и район плавания являются отдельными категориями, требующими отдельного экзамена.
Типы судов
Категории по типам судов — очень похожи на категории автотранспортных средств (автомобиль, мотоцикл, грузовик, автобус и т.п.):
- Гидроцикл (скутер)
- Моторное судно (катер, лодка с мощным мотором и т.п.)
- Парусное судно (без установленного мотора)
- Моторно-парусное судно (типичная современная парусная яхта)
- Маломерное судно особой конструкции (экраноплан, амфибия и т.п.)
В некотором роде эти категории упорядочены по сложности. Но при этом наличие одной категории не дает права на управление судами других категорий, за исключением моторно-парусного судна.
Получение прав для пятого варианта (суда особой конструкции) является особенным, мы рассматривать его в этой статье не будем.
Районы плавания
У районов плавания нет прямой аналогии с автомобильными правами. Из-за различных правил и особенностей плавания в разных районах, необходимо подтверждение их знаний при получении прав ГИМС. Районы выделяются следующие:
- Внутренние воды РФ (ВВ)
- Внутренние водные пути РФ (ВВП)
- Внутренние морские воды и территориальное море РФ (ВМВ)
- Морские прибрежные воды (МПВ)
Как выглядят права?
C 2016 года приняты новые бланки удостоверений на право управления маломерными судами, с дублированием информации на английском языке. Теперь они выглядят следующим образом:
Регулирующие документы
Права на управление маломерными судами и процесс их получения регулируются следующими документами МЧС:
- Правила аттестации на право управления судами
- Административный регламент по аттестации
Есть и другие документы, но эти являются основными.
Билеты ГИМС
На сайте МЧС выложены билеты для теоретического экзамена, по которым осуществляется теоретический экзамен. Но в выложенных билетах нет ответов, в отличие от, продолжая аналогию, билетов ГИБДД.
В сумме билеты по всем категориям судов и районам плавания содержат примерно 1500 вопросов, но многие из них повторяются. Так, блок ВМВ и МПВ содержат одинаковые вопросы, а ВВП — это расширенный блок вопросов по сравнению с ВВ.
Также есть распространенное мнение среди преподавателей (и даже самих работников ГИМС), что многие из этих билетов в компьютерной программе тестирования содержат в качестве правильных неправильные ответы, а некоторые вопросы билетов сами по себе не корректны, то есть на них нет правильного ответа в принципе. Их наличие объясняется сложностью процедуры внесения изменений, но сотрудники аттестационных центров говорят, что стараются исключать подобные билеты из вопросов. Насколько вся эта информация соответствует действительности — проверить невозможно, т.к. официально опубликованных ответов на билеты нет. Но в целом, опять же по слухам, из года в год количество ошибок снижается.
В интернете, а также в книжных магазинах есть билеты ГИМС с ответами и пробные тесты. Многие из них выглядят реалистичными, но все они не являются неофициальными, и готовиться к ним нужно на свой страх и риск. Но личный опыт получения прав показал их эффективность.
Процесс получения прав ГИМС
Процесс в каком-то смысле похож на получение прав на автомобиль, хотя есть и значимые отличия. Рассмотрим его поэтапно.
Этап 1. Обучение
Просто так пойти и сдавать на права не получится — для прохождения экзаменов необходимо предоставить документ о прохождении обучения. Правда, критерии вида документа не очень четко сформулированы — многие школы предлагают просто распечатать результаты внутреннего теста. Подробно этот этап рассматривать не будем.
Этап 2. Подача документов
Для сдачи экзаменов необходимо подать документы в определенный день (см. время работы подразделений ГИМС на сайте МЧС).
- Заявление на бланке личной карточки судоводителя, в котором как раз, на ряду с прочим, необходимо указать, к каким категориям судов и районам плавания вы хотите быть допущенными.
- Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством);
- Две фотографии размером 3×4 см (цветные и на матовой бумаге);
- Документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
Известно, что в качестве медицинской справки подразделения принимают распространенные медсправки о допуске к управлению автомобилем — это можно уточнить по телефону.
Этап 3. Теоретические экзамены
Теоретические экзамены нужно сдавать по каждому заявленному типу судна и району плавания. Принимаются методом компьютерного тестирования, как в ГИБДД, путем выбора правильных ответов на вопросы экзаменационного билета для каждого типа судна и района плавания.
Каждый экзаменационный билет содержит 10 вопросов, для его успешного прохождения нужно допустить максимум 2 ошибки.
Для сдачи на категорию МПВ дополнительно потребуется сдать маршрутную прокладку на бумажной карте.
В случае несдачи экзамена, повторная попытка разрешается минимум через неделю.
Этап 4. Практические экзамены
Далее необходимо сдать практические экзамены на право управления судном нужного вам типа. Время и место вам сообщит ГИМС.
Экзамен похож на сдачу площадки при получении прав на автомобиль — вас попросят совершить несколько маневров. Продолжительность экзамена — максимум 45 минут (не считая времени на подготовку).
Положительная оценка ставится, если не было сделано ни одной грубой ошибки, и не больше двух иных ошибок, не влияющих на безопасность мореплавания.
Как и с теоретическим экзаменом, пересдача возможна не ранее, чем через неделю.
Грубыми ошибками считаются:
- Нарушение правил маневрирования, в том числе при расхождении с другими судами.
- Ошибки толкования навигационных знаков, нарушения режимов судоходства и правил маневрирования, определяемых этими знаками.
- Неправильное выполнение маневра «человек за бортом».
- Неверный учёт особенностей движителя судна, его маневренных, скоростных и инерционных характеристик, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала судна при подходе к причалу или отходе от него.
Если происходит экзамен на морские категории, то также грубыми считаются:
- Действия при постановке на якорь и снятие с него, создающую угрозу обрыва якорной цепи, или не обеспечивающие удержание судна на якоре.
- Промахи при определении опасных целей визуально или с помощью радара.
- Ошибки при снятии пеленгов на ориентиры большие 5º.
- Ошибки более одной мили при определении места судна с нанесением точки обсвервации на карту.
- Ошибки в расчёте курса, несвоевременное выполнение его корректуры, приведшие к отклонению направления движения мимо назначенного района.
- Неспособность передать или получить информацию, связанную с безопасностью мореплавания, используя имеющиеся на судне средства связи.
Необходимо помнить, что не все подразделения ГИМС обладают судами всех типов — например, парусными яхтами. Поэтому вам нужно будет договориться с кем-нибудь, кто обладает правами и сможет пригнать необходимое судно к оговоренному с сотрудниками ГИМС месту и времени.
При этом вас попросят заключить типовой договор о праве безвозмездного использования сотрудниками ГИМС судна для проведения практического экзамена. Эта формальность требуется для исключения коррупционной составляющей. Разумеется, кроме вас, никто на вашем или арендованном судне сдавать экзамен не будет, если вы этого не разрешите. К слову, это удобно, если вы обучались на конкретном парусном судне целой командой — яхтенные школы обычно предоставляют такую услугу за небольшую плату.
Этап 5. Получение прав
Пройдя все круги аттестации, необходимо просто дождаться получения удостоверения. Это может быть сделано не в день прохождения последнего экзамена, а в другие дни, обычно где-то через неделю или две — опять же, необходимо уточнять в конкретном подразделении ГИМС.
Ответы на вопросы
- Требуются ли права на лодку ПВХ с мотором? Когда права не требуются?
На лодки ПВХ и другие маломерные суда со снаряженной массой до 200 кг и двигателем мощностью меньше 10 л.с. права не требуются. - Могу ли я с правами ГИМС выйти в открытое море?
С правами ГИМС с открытой категорией «Морские прибрежные воды» разрешено удаление в море на удаление не больше 20 миль. Другие районы плавания не разрешают покидать территориальные воды РФ. - В сети выпадает много сайтов по запросу «купить права ГИМС» — что это значит?
Скорее всего, это мошенники, легальное получение прав — достаточно трудоемкий процесс, требующий усилий на обучение. - Сколько по времени действуют права? Что делать потом?
Права действуют 10 лет, далее их необходимо продлить, предоставив медсправку. - Я хочу расширить категории прав. Чем это грозит и что делать?
Это грозит только уплатой госпошлины и необходимостью сдавать нужные экзамены. Существующие категории и районы плавания пересдавать не нужно. - У меня есть зарубежные права на управление маломерным судном. Могу ли я обменять их на права ГИМС?
Нет, не можете, в Российской Федерации зарубежные права на данный момент не имеют какой-либо юридической силы
Источник: aquafleet.ru
Как получить права ГИМС: пошаговое руководство
Чтобы получить права на управление маломерным судном, необходимо пройти теоретическую и практическую подготовку, обратиться с заявлением в ГИМС и сдать экзамены. Удостоверение ГИМС дает возможность управлять судами, подлежащими регистрации в федеральном реестре. В этой статье расскажем, как получить права ГИМС, и какие нюансы нужно учитывать при прохождении экзаменов и подготовке документов.
Подготовка к сдаче экзаменов
Удостоверение ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) нужно получать для эксплуатации судов и средств водного транспорта, подлежащих регистрации в федеральном реестре. Если мощность транспортного средства не превышает 10.8 л.с., а его разрешенная масса не выходит за пределы 200 кг., регистрацию и сдачу экзаменов на управление проходить не нужно.
Получение удостоверения ГИМС на право управления маломерным судном возможно только после сдачи теоретического и практического экзамена. Для этого соискатель должен пройти предварительную подготовку. Вот что нужно учесть при выборе образовательного учреждения и прохождения курсов:
- обучение для эксплуатации ГИМС проводится по 4 основным дисциплинам, а также по дополнительным направлениям, в зависимости от категории маломерного судна (в билеты для экзаменов будут включены вопросы по каждой дисциплине);
- обучающие курсы могут проводиться в центрах при ГИМС, либо в независимых образовательных учреждениях (при выборе организации уточните наличие лицензии, так как это требование является обязательным);
- по окончании курсов, которые длятся в течение 3-5 недель, нужно сдать внутренние тесты и получить допуск к экзамену в ГИМС.
Теоретическая и практическая подготовка проводится на платной основе. В зависимости от типа образовательной программы, курсы можно пройти очно, заочно, либо с использованием интернет-сервисов и электронных тренажеров.
Преимуществом дистанционных вариантов обучения является возможность пройти курс в любое время года. После положительной сдачи внутренних тестов, будет выдана карточка с допуском к экзаменам в ГИМС.
Порядок получения удостоверения в ГИМС
Получить удостоверение на право управления МС может гражданин, достигший возраста 18 лет. Иметь собственный или арендованный водный транспорт для этого не обязательно. Чтобы пройти экзамен, нужно уточнить адрес территориального подразделения ГИМС, время и место приема документов и сдачи тестов. Соискателю нужно представить следующий комплект бланков и форм:
- заявление, которое заполняется на бланке на личной карточке судовладельца;
- фотографии (2 шт., размером 3 х 4);
- справка из медучреждения, подтверждающая отсутствие противопоказаний к управлению маломерными судами (срок действия справки не должен превышать 6 месяцев);
- справка (карточка) об успешном прохождении образовательных курсов;
- копия паспорта заявителя;
- платежный документ, подтверждающий оплату пошлины (в 2019 году размер пошлины составляет 1300 руб.).
После представления документов, заявителю будет сообщено о месте и времени сдачи экзамена. Проводиться он будет непосредственно в подразделении ГИМС.
Экзамен на право управления МС состоит из двух этапов. Сначала нужно сдать теоретическую часть, после чего государственный инспектор проверит практические навыки управления судном. Если экзамен сдан успешно, через 10 дней будет выдано именное удостоверение на право управления МС. Действовать оно будет на протяжении 10 лет, после чего нужно вновь обратиться в ГИМС для получения нового документа. В тексте удостоверения будет указана следующая информация:
- личные сведения гражданина, получившего документ;
- категории маломерных судов, на которые предоставлено право управления (например, отдельные категории открываются на управление катерами, парусными судами, гидроциклами и т.д.);
- перечень территориальных зон, в которых гражданину разрешено управлять судами (например, внутренние территориальные воды РФ);
- срок действия удостоверения;
- регистрационные данные подразделения ГИМС, выдавшего документ.
В инспекции, где проводились экзамены, и выдавалось удостоверение, будет храниться личная карточка. При продлении удостоверения не нужно заново проходить образовательные курсы и сдавать экзамены, однако заявитель должен представить актуальную медицинскую справку. При получении нового документа через другое подразделение ГИМС, будет сделан запрос копии личной карточки.
Попытка управлять маломерным судном, подлежащим регистрации, без удостоверения, повлечет административную ответственность. Санкции назначаются по ст. 11.8 КоАП РФ, а нарушителю грозит штраф в сумме от 1000 до 1500 руб.
Источник: mirmotor.ru
Как получить права на лодку, яхту или управление иным водным транспортом
Управление транспортными средствами требует наличия подтверждения у управляющего ими лица соответствующих навыков и умений. Это касается не только автомобилей – но и большинства иных используемых видов транспорта, так как все они являются объектами повышенной опасности. Узнайте, как получить права на яхту, лодку, управление иным водным транспортом в Российской Федерации, чем они отличаются, что для этого нужно и что такое ГИМС.
Оглавление: 1. Права на управление водным транспортом ГИМС – правовое регулирование 2. Как получить права на лодку, яхту или иное маломерное судно ГИМС 3. Права на маломерные суда и яхты международного образца – нужны ли
Права на управление водным транспортом ГИМС – правовое регулирование
Действующее российское законодательство имеет большое количество документов, посвященных правовому регулированию водных путей и соответствующего транспорта. В первую очередь, вопросы получения прав на управление водным транспортом от ГИМС интересуют лиц, обладающих маломерными судами или просто желающих получить право на управление таковыми транспортными средствами.
Следует отметить, что в категорию маломерных судов с точки зрения российского закона включаются:
- Гидроциклы и иные схожие бескорпусные водные транспортные средства.
- Моторные суда.
- Парусные суда.
- Парусно-моторные суда.
- Суда особой конструкции.
При этом критерием определения вхождения судна в категорию маломерных является максимальная пассажировместимость не более 12 человек, длина – не более 20 метров, а мощность силовой установки – не более 55 кВт.
В данной статье будет рассматриваться исключительно получение прав на управление соответствующими маломерными судами, так как управление более крупными водными транспортными средствами требует куда большего количества различных нормативных документов и соответствию иным критериям, в том числе и требованиями к определенному количеству экипажа, распределению их должностей и обязанностей и квалификации.
Обратите внимание
Для судов, мощность мотора которых не превышает 8 кВт, а масса с учетом силовой установки, но без учета пассажиров и груза – 200 кг, не требуется ни государственная регистрация, ни наличие прав на управление транспортным средством. Также, не подлежат регистрации и требованиям о наличии прав на управление парусные суда вне зависимости от массы с длиной до 9 метров и отсутствием мест для отдыха.
Иной важной классификацией, влияющей на получение прав управления яхтой, лодкой или иным водным судном является район, в котором таковое управление допустимо.
С точки зрения российского законодательства в 2018 году права ГИМС могут выдаваться с учетом следующих районов плавания:
- ВВ – внутренние воды, не имеющие доступа к морю и не являющиеся судоходными.
- ВВП – внутренние водные пути, каковые могут иметь доступ к морю и/или являться судоходными.
- МП – Внутренние морские воды и пути РФ до 12 миль от берега.
- МП – морские воды до 20 миль от берега.
Помимо получения прав на управление плавательным средством, необходимо также иметь документы о регистрации данной лодки, яхты или иного маломерного судна, в противном случае – его использование будет недопустимым. Регистрация плавсредств и выдача удостоверений на управление плавательными средствами осуществляются в ГИМС – специальном подразделении МЧС России.
Правовое регулирование вопросов управления лодками, яхтами и другими плавсредствами обеспечивается различными документами, в число которых входят Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Водный кодекс РФ, КоАП РФ, НК РФ, Приказы МЧС №262 и №263 от 27.05.2014 и иные законодательные и нормативные акты.
Как получить права на лодку, яхту или иное маломерное судно ГИМС
Главными требованиями для получения прав ГИМС на маломерное судно является прохождение медицинской комиссии и курсов по управлению выбранным классом судна в выбранном виде акваторий. На каждый вид судна и каждый вид акватории обучение может проводиться как в отдельном порядке, так и в общем.
Срок обучения на управление яхтой, лодкой или иным транспортным средством, входящим в категорию маломерных судов, составляет от 1 до 3 месяцев и зависит от выбранного района навигации.
Так, для внутренних вод и водных путей (ВВ и ВВП), сроки обучения вне зависимости от типа плавсредства составляют 1 месяц, для морской навигации длительность курсов должна составлять не менее 3 месяцев.
Обучение проводится в основном на базе частных организаций, яхтенных школ и клубов, обладающих соответствующей регистрацией. Подтверждение же права управления маломерным судном в России получается в ГИМС МЧС, путем предоставления следующего пакета документов:
- Подтверждение прохождения школы или курсов.
- Квитанция про уплату госпошлины.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
При этом права выдаются исключительно на основании аттестации, проводимой сотрудником МЧС на судне выбранных классов в выбранных акваториях, а также сдачи теоретического экзамена. Срок выдачи прав в зависимости от погодных условий, категорий и занятости, составляет в среднем от 1 до 3 месяцев. Заявление на получение означенных прав можно подать в онлайн-режиме на сайте Gosuslugi.ru, а государственная пошлина за их выдачу составляет 1300 рублей.
Сроки действия прав ГИМС составляют 10 лет с момента выдачи. По прошествии таковых сроков необходимо пройти заново медицинскую комиссию. Если её решение не выявит противопоказаний, препятствующих выдаче прав на управление водным транспортом, то по данной справке можно будет получить новые права ГИМС с уплатой соответствующей госпошлины, но без прохождения экзамена и аттестации.
Права на маломерные суда и яхты международного образца – нужны ли
Международное законодательство с точки зрения вопросов управления различным маломерными судами имеет лишь один нормативный документ, касающийся наличия соответствующих прав управления в виде резолюции ООН. При этом Россия не является членом данного международного соглашения, равно как и большинство мировых государств.
Однако действующая практика демонстрирует, что во многих странах мира вообще не требуется никаких документов для управления маломерными судами, а международные ограничения их размера, силовой установки и пассажировместимости являются более лояльными, чем российские.
Таким образом, так как с 2015 года права ГИМС на управление маломерными судами выдаются с дублированием всех полей и внесенной в них информации на английском языке, они де-факто признаются большинством контролирующих органов и организаций за рубежом, в том числе различными чартерными компаниями и яхтенными клубами.
Однако для больших гарантий законности плавания на маломерных судах, рекомендуется также наличие сертификата IYC – международного яхтенного клуба, расположенного в Великобритании. Его представительства есть в большинстве стран мира, а сроки обучения составляют от 10 дней. Но, как было отмечено выше – наличие сертификата IYC на маломерные суда не является обязательным.
Но для путешествия в международных водах и водах иных государств следует помнить о том, что требования местного законодательства могут предусматривать обязательное получение визы, наличие документов на плавсредства, в том числе и страховки, поэтому не стоит отправляться в международное плавание, имея на руках только права ГИМС. При этом законодательные требования различных стран мира чаще всего имеют определенные отличия и для путешествия по каждым конкретным странам следует тщательно ознакомляться непосредственно с их нормативами в отношении регулирования водного транспорта.
Источник: pravo.moe