29 сентября 1963 года на северном полюсе всплыла из-подо льда наша АПЛ К-181
Идея достижения Северного полюса подводным путем подо льдами принадлежит известному русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву, который в начале ХХ столетия разработал проект специальной подводной лодки для исследований Северного Ледовитого океана. Первой подлёдной лодкой стала русская подводная лодка Сом, которая в феврале 1905 года под водой преодолела забитый льдами проход между островами Скрыплев и Русский в Японском море. 19 декабря 1908 года лодка Кефаль Отряда подводного плавания Тихого океана, проводя первое в мире опытное подледное плавание в проливе Босфор Восточный, прошла подо льдом в общей сложности 4 мили. Во время одного из всплытий лодке пришлось пробить боевой рубкой лед толщиной 2,5 см. Командовал Кефалью мичман В. А. Меркушов – впоследствии известный командир-подводник Балтийского флота.
Как первая русская атомная подводная лодка К 3 всплывая на Северном полюсе смяла ось загнув магниты
Опыты Меркушова пригодились на Тихоокеанском флоте зимой 1934 года. Чтобы не пробивать ледоколами проход для выхода лодок из залива на чистую океанскую воду, было предложено обломать лед только вокруг лодок на базе, а затем, подныривая под ледяное поле, выводить их на оперативный простор. Первую удачную попытку такого прохода предприняла Щ-102 под командованием А. Т. Заостровцева.
В феврале 1938 года подводная лодка Д-3 В.Н. Котельникова, обеспечивая спасение экспедиции СП-1, в условиях тяжелой ледовой обстановки вынуждена была на глубине 50 м в течение 30 минут преодолевать ледовые перемычки Арктики.
В январе 1940 года в ходе войны с Финляндией подводная лодка Щ-324 капитан-лейтенанта А. М. Коняева, возвращаясь на базу, первой из лодок Балтийского флота преодолела ледяные поля в подводном положении. За 12 часов подо льдами была пройдена 31 миля. В этом же году лодкой Л-13 был установлен рекорд подледного плавания, который продержался почти 20 лет и был побит только атомной подводной лодкой. За 19 часов 43 минуты Л-13 прошла подо льдами 46,8 мили.
Первой подводной лодкой, прошедшей под Северным полюсом, стал американский атомоход Наутилус. Это ему удалось 3 августа 1958 года с пятой попытки.
В советском же флоте впервые в подводном положении достиг Северного полюса экипаж первой советской атомной подводной лодки К-3 (Кит). Это случилось 17 июля 1962 года. Командовал лодкой капитан 2 ранга Л. М. Жильцов, экспедицией руководил контр-адмирал А. И. Петелин.
18 июля 1962 года в 360 милях от Северного полюса на широте 84° 53’ лодка произвела всплытие в обнаруженной полынье. Затем она погрузилась и дважды под водой пересекла точку Северного полюса. На обратном пути на широте 79° 30’ лодка еще раз всплывала в найденной полынье. Вскоре К-3 получила наименование Ленинский комсомол.
«Миры» подо льдами: как проходила экспедиция «Арктика-2007»
В 1963 году подводные лодки К-178 и К-115 под командованием А. П. Михайловского и И. Р. Дубяги поочередно осуществили длительные подледные походы в высоких широтах Северного Ледовитого океана с целью изучения условий плавания и возможности всплытия в различных районах Арктики. Начинались исследования от Новой Земли, а закончились в водах Тихого океана.
В этом же году атомная подводная лодка К-181 под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева предприняла новый поход к Северному полюсу.
Лодка была заложена 15 ноября 1961 года на стапеле цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 7 сентября 1962 года. С 11 октября по 21 ноября 1962 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Заводские ходовые испытания проводились в период с 22 по 24 ноября 1962 года. Государственные испытания проходили с 25 ноября по 27 декабря 1962 года.
27 декабря 1962 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛА К-181. Лодка была включена в состав Северного флота 11 января 1963 года и зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице.
В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года ПЛА К-181 совершила арктический поход в район Северного полюса. Возглавил экспедицию командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов. Пройдя в подводном положении более 1000 миль, 29 сентября 1963 года лодка вышла точно к полюсу.
Недалеко от него эхоледомеры обнаружили небольшую полынью, в которой лодка всплыла в позиционное положение. Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги. Участники этих арктических походов были награждены орденами и медалями, а А.И. Петелин, Л.М. Жильцов, командир БЧ-5 лодки К-3 Р.А. Тимофеев, А.П. Михайловский, В.А. Касатонов и Ю.А.
Сысоев стали Героями Советского Союза. Именем подводной лодки Ленинский комсомол названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане, а лодка К-181 стала первым после войны кораблем, награжденным орденом Красного Знамени.
В 1978 году двумя подводными лодками был осуществлен первый в советском флоте групповой поход подо льдами Арктики, а в 1984 году из района полюса был проведен учебный пуск ракет.
Что же касается подлодки К-181, то её постигла судьба всех наших героических субмарин: в 1998 году после демонтажа реакторных отсеков она была утилизирована. Краснознамённый флаг корабля унаследовала подводная лодка К-328 «Леопард».
Источник: opoccuu.com
Подводные походы к полюсу
Жюля Верна принято считать пророком в научно-технической сфере. Однако ему, как и всякому пророку, случалось преувеличивать, а то и прямо ошибаться.
Вот только один пример. Ныне мало кто помнит почему-то, что в романе «20 000 лье под водой» фантаст красочно описал плавание подо льдами «Наутилуса», созданного его воображением, к… Южному полюсу.
Писатель считал почему-то, что там существует открытая полынья, даже открытое море, где «Наутилус» вполне может всплыть. Что и произошло, как описано в романе, ранним утром 19 марта 1868 года.
Между тем российские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев еще в 1820 году указали на существование Антарктического материка. Так что если капитан Немо и хотел побывать на полюсе, то плыть ему надо было прямо в противоположную сторону, в Антарктику, на Северный полюс.
Там действительно можно всплыть, что и доказал на практике в 1958 году другой «Наутилус» – первая атомная субмарина ВМС США. А четыре года спустя это подтвердили и наши подводники, осуществившие штурм Северного полюса на атомной подлодке К-3 «Ленинский комсомол».
«Через несколько дней похода лодка подошла к ледяной кромке. Включили приборы, предназначенные для обнаружения льдов, определения их толщины, осадки, направления дрейфа. Не сбавляя хода, прошли под первым айсбергом. За ним последовал второй, вскоре третий. А потом приборы показали, что “небо” сплошь затянулось льдом.
За 83-й параллелью необходимо было всплыть… Приступили к поискам подходящих разводий. Корабль стремительно проносился под темно-серыми ледяными полями. Их хорошо было видно в перископ даже со значительной глубины. А когда попадались более толстые льдины, впечатление было такое, словно над головой проносится черная грозовая туча…
Несколько часов упорных поисков в конце концов увенчались успехом. Лодка всплыла в самом центре (спасибо умным приборам!) довольно просторной полыньи. С любопытством смотрели моряки на окружавший их “ледяной мир”…»
Так описал один из эпизодов похода к полюсу в 1962 году командир Л. М. Жильцов.
Кстати, мысль об использовании подводных лодок для плавания подо льдом и даже для достижения Северного полюса уходит своими истоками в далекие времена, как и сама история подводного кораблестроения. Еще весной 1881 года в Русское техническое общество обратились братья-инженеры, Иван и Александр Карышевы с просьбой рассмотреть разработанный ими проект подводной лодки, предназначенной «для выполнения научных исследований и судоподъемных работ», а также для ведения боевых действий в Арктике.
Что же интересного содержалось в проекте братьев? Научно-исследовательский вариант подводного судна предусматривал погружение на глубину 2500 футов (830 м), а боевого подводного корабля – 1200 футов (400 м). Китообразный корпус подводной лодки должен был иметь длину – 20 м, ширину – 4 м. Водоизмещение составляло 200 т. Пустотелые шпангоуты крупного сечения использовались в качестве резервуаров сжатого воздуха.
Движение лодки Карышевых обеспечивалось с помощью единого двигателя – паровой машины со специальным приспособлением для использования под водой. При этом ее максимальная скорость составляла по проекту при плавании под водой 15 верст (16 км) в час. А дальность плавания под водой при малой скорости, по расчетам изобретателей, равнялась 150 верстам.
Выступая в защиту своего проекта, братья Карышевы подчеркивали, что спроектированная ими подводная лодка может быть использована и в полярных районах. Они писали, что «мы не должны встретить больших препятствий, подходя к ним подо льдами»…
Сейчас, когда атомные подводные лодки уже неоднократно побывали на Северном полюсе, совершили продолжительные арктические походы, мы отдаем себе отчет в том, что братья слишком упрощенно представляли себе полярную подводную экспедицию. Но тогда основным препятствием к ее осуществлению многие эксперты посчитали слишком высокую стоимость лодки, составлявшую 500 тыс. рублей. И проект зарубили, несмотря на поддержку его даже таким научным авторитетом, как Д. И. Менделеев.
С появлением в конце XIX века уже более совершенных подводных лодок у конструкторов вновь стали возникать мысли о достижении Северного полюса под водой. Например, в 1896 году с таким предложением выступил французский инженер Гаскон Л. Пеше.
В то время общественность широко обсуждала подготовку экспедиции на Северный полюс шведского инженера С. Андрэ, который хотел долететь до «макушки» Земли на воздушном шаре. Пеше отнесся к этому предприятию с величайшим недоверием, и его скептицизм, к сожалению, оправдался. Полет, предпринятый в 1897 году Андрэ на воздушном шаре «Орел», закончился гибелью всех участников экспедиции.
Взамен Пеше предложил «употребить целую флотилию подводных миноносцев, чтобы взрывать перед собою все препятствия и прокладывать дорогу во льдах обыкновенным кораблям».
Однако и этому проекту не суждено было сбыться.
Несколько лет спустя, 16 января 1901 года, с еще одним проектом путешествия к Северному полюсу на подводной лодке выступил на внеочередном заседании Географического общества в Вене немецкий инженер Герман Аншюц-Кэмпфе. В своем докладе изобретатель обрисовал облик будущего подледного корабля. Лодка, имеющая форму цилиндра, с коническими окончаниями, водоизмещением около 800 т, будет снабжена керосиновым двигателем для надводного и электромотором для подводного хода. Движение по горизонтали и вертикали обеспечат винты, расположенные в центре корпуса.
Сам корпус обшивается стальными пластинами и дубовыми досками для предохранения от ударов о лед. Для обеспечения точности кораблевождения, помимо магнитного компаса, устанавливается гироскоп. Наблюдение через иллюминатор с толстым защитным стеклом позволит находить в сплошном льду полыньи. Если же таковых вдруг не окажется, то с помощью специального выдвижного взрывного устройства изобретатель предлагал проделать во льду отверстие, в которое можно выдвинуть вентиляционную трубу.
Но и этот проект так и остался на бумаге.
Тем не менее вести о подобных разработках продолжали будоражить общественность. В том же 1901 году за собственный проект арктического подводного судна взялся сам Д. И. Менделеев. По мысли Дмитрия Ивановича, корабль, предназначенный для арктической экспедиции, должен иметь в длину 50 и в ширину – 20 м. Его подводное водоизмещение составит при этом 2100 т. (И это при том, что построенная в России в 1903 году одна из самых крупных в мире подлодка «Дельфин» имела подводное водоизмещение всего 124 т.)
Интересно, что для движения под водой Менделеев предлагал использовать пневматический двигатель. Сжатый до 800 атмосфер воздух должен был находиться в металлических трубах с внутренним диаметром 2 см и внешним – 3 см. Общая длина этих своеобразных резервуаров составила бы около 26 км, а общий вес сжатого воздуха – примерно 2 т. Этого, конечно, не хватало, чтобы доплыть до полюса и обратно. Стало быть, Менделеев полагал время от времени возобновлять запас сжатого воздуха. Но точных указаний по этому поводу в его бумагах не найдено.
Приверженцем идеи достижения Северного полюса на субмарине был и американский изобретатель Саймон Лейк. В январе 1898 года в журнале «Нью-Йорк джорнэл» он опубликовал статью «К Северному полюсу на подводной лодке с динамитом для пробивания отверстий во льду», а в апреле того же года запатентовал проект подводной лодки с ледовым буром.
Зарядку аккумуляторов субмарины изобретатель предполагал производить в полыньях – считалось, что их можно обнаружить на расстоянии 40 км друг от друга. При невозможности всплыть специальным прочным буром во льду проделывалось бы отверстие, причем внутри бура имелось две трубы: одна – для подачи чистого воздуха команде и для работающего двигателя, другая – для отвода выхлопных газов.
С. Лейк затратил немало усилий на рекламу своего проекта, но построить специальную арктическую подводную лодку ему так и не удалось.
Правда, позднее он построил подводную лодки «Протектор», которую продал российскому правительству. У нас субмарину переименовали в «Осетра» и ввели в состав действующего флота. Сначала подлодка испытывалась на Кронштадтском рейде, а затем «Осетра» вместе с другими лодками начали готовить к перевозке на Дальний Восток. И 18 апреля 1905 года состав благополучно прибыл во Владивосток.
Здесь, говорят, «Осетр» совершил несколько подледных плаваний. Но, конечно, до Северного Ледовитого океана подлодка так и не добралась.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.
Источник: fan-project.livejournal.com
Впервые в истории подводная лодка достигла Северного полюса
Подводная лодка Nautilus в 1955 году (Фото: U.S. Navy, www.history.navy.mil, )
Американская подлодка «Наутилус» (USS Nautilus (SSN-571)) стала первой подводной лодкой, достигшей Северного полюса. К тому же «Наутилус» — и первая в мире атомная подводная лодка. Не считая абсолютно новой энергетической установки, она имела обычную конструкцию. На испытаниях были установлены многие рекорды, включая переход под водой на 1400 миль (2250 км) за 90 часов при скорости 20 узлов. 23 июля 1958 года с секретным заданием под кодовым названием «Операция Солнечный свет» подлодка вышла из гавани Перл-Харбор.
3 августа 1958 года «Наутилус» впервые достиг Северного полюса под водой. Задача была выполнена в 11 часов 15 минут вечера, когда командир лодки Уильям Андерсон объявил 116 членам экипажа, что они находятся на полюсе Земли. В мае 1959 года «Наутилус» прибыл на военно-морскую верфь Портсмут для первой реконструкции, а также для перезагрузки ядерного топлива.
После завершения ремонта в августе 1960 года он был приписан к Шестому американскому флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море. В последующие годы «Наутилус» принимал участие в различных военно-морских учениях и испытательных программах. Ее последний поход завершился 26 мая 1979 года, а в марте 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. В 1982 году подлодка была объявлена национальным историческим памятником США, и в 1986 году открыта для посетителей в Музее подводного флота США. Сейчас «Наутилус» стоит в американском порту Гротон у мемориального причала.
Источник: www.calend.ru