Как подводная лодка лежит на грунте

Сбежать с подводной лодки практически невозможно. Судьба субмарины и всех членов экипажа тесно связана. Если лодка идет ко дну, то и экипаж вместе с ней. Тем не менее в советской истории есть пример того, как один струсивший матрос дезертировал с подводной лодки прямо во время боевого похода в окружении вражеских судов. И не просто дезертировал, а попытался сдать субмарину врагу вместе с экипажем и секретными документами.

Борис Андреевич Галкин служил старшиной трюмных машинистов на подводной лодке Щ-303 «Щука». Он отлично проявил себя. Участвовал в трех боевых походах где подлодка затопила несколько вражеских транспортных кораблей. За заслуги перед Родиной Галкина наградили орденом Красной Звезды, Красного знамени и Отечественной войны. Кто же знал, что вскоре Галкин захочет продать эту самую Родину.

Боевой поход в мае 1943 года выдался не самым простым. «Щука» вышла из Кронштадта в устье Финского залива, чтобы прорваться или хотя бы разведать немецкую противолодочную оборону. Как вспоминал командир «Щуки» Иван Васильевич Травкин:

Разные Люди – Субмарина (СПб, 5 канал, 2004)

Начальник штаба сказал мне:

— Вы уже не раз преодолевали противолодочную оборону немцев. Сейчас командование поручает вам провести в море первые три лодки. Но если это сделать окажется невозможным, то хотя бы изучите и исчерпывающе доложите штабу соединения обстановку в районе противолодочных позиций.

Подводная лодка Щ-303 в 1943 году

К этому времени наступили «белые ночи». Лодке предстояло преодолеть большую часть пути погруженной под воду. Это значительно сокращало возможности заряжать аккумуляторы на поверхности моря. Приходилось максимально экономить электроэнергию.

Маршрут лодки проходил через минные заграждения врага. Нарвский залив лодка прошла прижимаясь практически к самому дну. В какой то момент субмарина даже зацепилась за минреп — трос к которому цепляется мина. Один неверный поворот и сама мина подтянулась бы к борту и сработала. К счастью удалось отцепиться от троса. На этом неприятности не кончились.

Через какое то время лодка и вовсе зацепила корпусом одну из мин. Но все обошлось.

Ночью «Щука» поднялась на поверхность, чтобы зарядить аккумуляторы. Но тут же налетели вражеские самолеты. Пришлось срочно погружаться под воду. Узнав о том, что в районе находится советская подлодка к этому району прибыли немецкие корабли и стали сбрасывать глубинные бомбы. Командир подолдки Иван Травкин дал приказ покинуть район и уйти на северо-запад у острова Вайндло.

Здесь удалось всплыть и полностью зарядить аккумуляторы.

На Щ-303. Слева командир подлодки Иван Травкин

Погрузившись лодка продолжила движение по маршруту. Нужно было пройти через стационарные противолодочные сети, что немцы растянули в два ряда от острова Найссар до маяка Порккалан-Каллбода. Несколько раз лодка натыкалась на них, в какой-то момент даже запуталась. На поверхности сработал сетевой патрон, что сигнализировал врагу об «улове». Правда вражеские корабли опасаясь мин так и не подошли к месту.

разные люди — субмарина

Командир подлодки Травкин дал команду на полный ход. С большим рывком лодка смогла освободиться из «вражеских сетей». Но тут же запуталась в других. Аккумуляторы почти сели. Единственный выход — всплывать и вручную выпутываться от сетей. Но там, наверху, вражеские корабли.

Немцы стали пытаться подтянуть стальной трос под лодку, чтобы привязать ее к сети. Тут Травкин вновь решил попытаться вырваться.

Попробуем еще раз оторваться от сети. Приказываю довести дифферент на корму до пятнадцати градусов. Даем рывок назад электромоторами — самый сильный, какой только возможно. Лодка дернулась и, словно сползая с юры, стала погружаться. Через несколько секунд она мягко села на грунт.

Спасены!

Совещание командного состава лодки

Но радость была преждевременной. Лодка лежит на грунте. Запаса батарей почти нет. В отсеках скапливается углекислый газ а сжатого воздуха для продувания балласта только на одно всплытие. Да и немцы не отдыхали.

Они начали сбрасывать глубинные бомбы надеясь все же достать подлодку.

Не достав лодку глубинными бомбами фашисты начали «слушать». Они теперь знают где лодка и окружают ее кольцом. Сверху катера-охотники ждут, когда лодка всплывет. Командир приказывает людям лечь, ведь так человек потребляет меньше кислорода. И ждать.

Сорок пять часов отсеки лодки не вентилировались. У людей началось кислородное голодание.

В таких сложных ситуациях и проверяются характеры людей. На поверхности вновь зашумели вражеские винты. На центральном посту вахту принял Борис Галкин и еще один офицер. Тут то нервы Галкина и не выдержали. Когда послышался шум винтов офицер отправился доложить командиру.

Галкин остался один, запер находящуюся рядом радиорубку и, забаррикадировавшись на посту, закачал в баки воздух высокого давления чтобы всплыть.

Командир лодки Иван Травкин у орудия Щ-303

Сам Галкин побежал к люку и выбрался на поверхность, когда лодка всплыла. Экипаж не сразу понял, что произошло. Командир лодки Травкин попытался ворваться на центральный пост, но дверь, что вела туда из четвертого отсека была забаррикадирована. Матросы из радиорубки все же смогли освободиться и прорваться на центральный пост. Сам Травкин приказал готовиться к погружению и бросился вслед за Галкиным все еще не понимая, что происходит:

Режет глаза от яркого солнца. Ослепительно сверкает море. Оглядываюсь. Множество кораблей застыло на различном удалении от лодки. Ближайшие из них всего метрах в тридцати.

Стволы орудий нацелены на нас. А на носовой надстройке лодки старшина трюмных Галкин размахивает белой тряпкой.

— Галкин, в чем дело? — кричу ему.

— Не могу больше. Все равно все погибнем!

Как я пожалел, что пистолет мой остался в каюте!

А вокруг немецкие суда уже развернули свои орудия на лодку и ждут. Если дать сейчас команду на погружение, то враг откроет огонь. Тогда Травкин решает пойти на хитрость. Он делает вид, что зовет немцев на переговоры. Кричит им что-то.

Немцы и впрямь верят и спускают шлюпку на воду.

В этот момент Травкину из лодки кричат, что все готово. Он прыгает в люк, закрывает его оставляя предателя на поверхности. Немцы все еще не понимают, что происходит. На поверхности ведь один из членов экипажа. А лодка в это время ныряет под воду оставляя предателя один на один с вражескими кораблями.

Советский офицер на корабле у флага

Галкин один барахтается в море. Только когда немцы подняли его на борт, то поняли, что произошло. В их руках чуть не оказалась целая советская подлодка с экипажем. Но шанс уже был упущен. Сама лодка смогла благополучно ускользнуть от вражеских кораблей. Предателя отвезли на допрос в Германию, где он даже рассказал о том, как было дело в отделении абвера «Ревель»:

Г. взял с койки товарища постельное бельё, открыл люк и поднялся на палубу, откуда начал показывать белый платок находящимся примерно в 2 милях кораблям.

Немецкие корабли находились гораздо дальше, чем предполагал Г. Назад Г. уже не хотел, поэтому он пошел на ют и начал готовиться прыгать за борт. На рубке появился командир, вероятно радист отдраил переборку, и спросил Г., что происходит. Г. ответил, что он хочет сдаться и потребовал от командира сделать то же самое. («Отделение абвера «Ревель» 24.5.43 Исх. № 461/5 ,43.секр,

Допрос бежавшего с советско-русской подводной лодки Щ-303 трюмного старшины)

Дальнейшая судьба изменника неизвестна. Но командир субмарины уверял, что после того, как Советские войска взяли Берлин, Галкин попал в руки к советским контрразведчикам и не избежал справедливого наказания. Так это или нет, уже не так важно. Ведь каждый день в дальнейшем этот человек должен был прожить с осознанием своего предательства и измены. Не только перед Родиной, но и перед товарищами и друзьями.

Читайте также:  Можно ли на автомате таскать прицеп с лодкой

Источник: submarinersclub.ru

Как подгоревшая сковородка утопила российскую субмарину

История российского подводного плавания написана кровью, каждый фут взятой глубины, каждая подводная миля оплачены жизнями отважных подводников. За время существования подводного флота произошло множество трагедий гораздо большего масштаба, нежели гибель моряков с АГ-15, но смерть – всегда трагедия. И эта история о том, как опасна на воде банальная халатность.

В преддверии беды

В 1916 году Российская империя заказала в Канаде 17 подлодок. Субмарины в виде деталей поставлялись на верфи Санкт-Петербурга и Николаева и там уже доводились до готовности. АГ-15 была одной из этих субмарин. К середине 1917 года ситуация на Балтфлоте была очень непростой. К Петрограду рвались немцы, уже пала Рига, а армия практически разваливалась из-за революционных настроений.

На кораблях было не лучше: сплошные митинги, заседания, нежелание следовать присяге. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям неминуемо приводит к трагедии, что, в конце концов, и случилось.

8 июня 1917 года планировалось учебное погружение АГ-15. Но судно на глазах экипажа сопровождающего его минного заградителя ушло под воду в нехарактерном для планового погружения положении. На воде остались четверо, среди них командир подлодки лейтенант Максимович. Троих подобрали, не смогли спасти только штурмана – он не умел плавать.

Спустя час на месте затопления лодки уже работали водолазы. Было зафиксировано, что лодка лежит на грунте без крена, открыты два люка, но внутри есть живые.

Константин Леопольдович Матыевич-Мациевич

Битва за жизнь

Спасенные моряки потом вспоминали, что если бы не грамотные действия старшего офицера подлодки, лейтенанта Матыевич-Мациевича, то не спасся бы никто. Лейтенант успел задраить переборку носового отсека, тем самым дав шанс части экипажа остаться в живых.

Когда стало ясно, что переборка дала течь из-за чудовищного давления воды снаружи, лейтенант сумел создать противодавление воздухом – это задержало нагнетание воды, хоть и не смогло полностью его остановить. Вода медленно поднималась, и тогда, чтобы подводники не падали духом, лейтенант завел патефон и велел петь хором.

Еще через пару часов с борта лодки ушла учебная торпеда с прикрепленной запиской, в которой сообщалось, что в носовом отсеке находятся 11 человек. Вначале планировали просьбу о помощи писать на деревянном киоте иконы, но отказались от этой мысли, решив, что наверху будут долго решать, откуда на иконе послание: божий ли это промысел или текст, написанный людьми. Привязали записку к торпеде, но первый запуск прошел неудачно – торпеда легла на грунт рядом с лодкой. Попробовали еще раз, запуск прошел успешнее, и записку подобрали спасатели.

Немедленно была послана радиограмма в Ревель, где базировалось уникальное спасательное судно-катамаран «Волхов». Но на переход «Волхова» к месту затопления лодки нужны были сутки, а этого времени у моряков не было. Матыевич-Мациевич приказал одеть капковые бушлаты и готовиться к выходу из подлодки. Бушлатов хватило не всем, зато нашелся матрас, набитый капоком.

Капок – это непромокаемые хлопковые волокна, так что спасательные бушлаты из этого материала позволяли держаться на воде до 18 часов. А значит, была надежда, что даже если моряк потеряет сознание, бушлат не даст ему утонуть. Капок набили под обычную одежду, головы обмотали тканью, чтобы предотвратить удары об обшивку и хоть как-то предохраниться от внешнего давления и его стремительного изменения.

К моменту выхода на поверхность в отсеке оставалось шестеро живых, из них спаслись пятеро. Лейтенант покинул лодку последним.

Братская могила

Когда на место прибыло спасательное судно «Волхов», на стук по корпусу подлодки уже никто не отвечал. После того как подняли лодку и нашли тела экипажа, стала ясна страшная картина того, как медленно и мучительно подводники уходили из жизни. Тринадцать моряков захлебнулись, а еще четверо, успевшие закрыться в машинном отделении, застрелились, не желая далее ожидать неизбежной смерти от утопления или нехватки воздуха. Невозможно даже представить себе степень отчаяния, когда в одном отсеке звучит патефон и поют хором, а в другом пускают себе пулю в висок – по жребию да в очередь.

Подлодка АГ-15 внутри спасательного судна Волхов сразу после подъема

Судьба офицеров

В мастерских «Волхова» завершили ремонт АГ-15 буквально за месяц, и ее командиром ожидаемо стал героически проявивший себя Матыевич-Мациевич. Но грянувшую революцию лейтенант не принял, ушел к Деникину, а позже служил у Врангеля. Умер он в 1972 году в родной Польше.

Объяснения капитана Максимовича, что его просто смыло с лодки, когда он пытался задраить люк снаружи, командование не приняло, и он был с позором смещен с должности. Впрочем, скоро, в круговерти революций и войн, возникла острая нехватка в знающих матчасть командирах, и Максимович сначала преподавал в севастопольском Морском корпусе, а потом вновь занял капитанский мостик. Под его командованием оказался эсминец «Звонкий». С ликвидацией эскадры Максимович эмигрировал в Алжир, затем во Францию, где и жил до смерти в 1965 году.

Спасательное судно «Коммуна» в 2009 году. Источник: wikipedia.org

Что ему снилось темными французскими ночами? Не те ли матросы, которые погибли только потому, что молодой лейтенант не проверил перед погружением, задраены ли люки? А люки были открыты, потому что на плите подгорела сковородка, и кок открыл люк, чтобы избавиться от чада. Докладывать об этой мелочи начальству он не стал – не по-революционному это, не по-пролетарски.

Гордыня одного, халатность другого – этого достаточно для гибели десятков людей. И как показали события в кемеровской «Зимней вишне», за прошедшую сотню лет в этом смысле ничего не изменилось.

Поднятой на поверхность АГ-15 не была суждена долгая жизнь. Уже в апреле 1918 года ее взорвал собственный экипаж, чтобы она не досталась Германии. То, что от нее осталось, в 1924 году подняли со дна и сдали на лом рачительные финны. А вот судно-спасатель «Волхов» переименовали в «Коммуну», и оно до сих пор в строю. На сегодняшний день это самое старое действующее спасательное судно в мире.

автор

Анна Русич

Источник: www.eg.ru

U-1206: история с гальюном

Немецкая подлодка U-1206 стала известна благодаря истории о том, как её командир погубил свой корабль при помощи гальюна. Она появилась на свет в конце 50-х годов прошлого века и стала популярна, так как выдуманная версия часто охотнее воспринимается на веру, чем события, в действительности имевшие место. Где грань, за которой заканчивается реальная история несчастливой лодки и начинается байка?

Подводная лодка U-1206
Эта подлодка была построена на верфи «Шихау» в Данциге, оказавшись одной из последних представительниц серии VIIC, построенных в Германии в годы войны. 16 марта 1944 года она вступила в строй кригсмарине. Первым командиром лодки стал обер-лейтенант цур зее Гюнтер Фритце (Günther Fritze). На протяжении следующих 10 месяцев U 1206 числилась в составе 8-й учебной флотилии подлодок. За это время на ней сменился командир — в июле 1944 года корабль принял 26-летний капитан-лейтенант Карл-Адольф Шлитт (Karl-Adolf Schlitt)

Немецкая субмарина U-1206

Шлитт пришёл на флот в апреле 1937 года. В 1939 году после окончания курсов подготовки офицеров молодой лейтенант выбрал службу в морской авиации. В дальнейшем он проходил службу в качестве пилота бортовых самолётов тяжёлых кораблей «Шарнхорст» и «Адмирал Шеер». В августе 1943 года Шлитт перешёл в подплав.
В феврале 1945 года оборудованную шнорхелем U-1206 зачислили в состав 11-й флотилии подлодок, базировавшейся на Берген. Получив боезапас и провизию, 28 марта лодка покинула Киль и спустя двое суток прибыла в Норвегию. 6 апреля 1945 года она вышла из Кристиансанда в первый боевой поход для действий у восточного побережья Шотландии.

Читайте также:  Лодка какие мышцы работают

При попытке использовать шнорхель для зарядки аккумуляторной батареи в подводном положении выяснилось, что правый дизель неисправен. В результате U-1206 не смогла атаковать встретившийся ей конвой, так как ей не хватало электроэнергии для манёвров под водой. Шлитт принял решение лечь на грунт и заняться ремонтом дизеля.
В ночь с 13 на 14 апреля, когда U-1206 лежала на 80-метровой глубине на дне Северного моря, а её экипаж осуществлял ремонт, в носовой части началась сильная течь. Вода попала в трюм, и аккумуляторная батарея стала выделять хлор. В итоге инженер-механик продул весь балласт, и лодка всплыла на поверхность.
U-1206 оказалась в полностью небоеготовом состоянии: хлорный газ заполнил её помещения, и один из дизелей не функционировал. Ввиду того, что субмарина находилась рядом с вражеским берегом, и в любой момент могли показаться корабли или самолёты противника, Шлитт решил, что спасти корабль невозможно. Он отдал экипажу приказ покинуть U-1206 в надувных лодках, чтобы добраться до берега.
Опасения Шлитта оправдались. Вскоре к месту гибели субмарины прибыли английские вспомогательные тральщики, которые стали свидетелями гибели лодки. Тральщики приняли на борт 22 подводника и доставили их в Абердин. 14 немцев с третьей надувной лодки подобрало рыбацкое судно «Рипер» (Reaper).

Четвертая лодка достигла берега, но сильный прибой перевернул её, и из воды сумели выбраться не все. Трое подводников утонули.
Так закончилась короткая история U-1206. Вероятно, о ней бы мало кто и помнил, если бы не Йохен Бреннеке (Jochen Brennecke), который «прославил» и лодку, и её командира. Выставив последнего неудачником, потерявшим свой корабль из-за проблемы с гальюном, он сделал его мишенью для острот на долгие годы.

Версия Бреннеке
В 1956 году в Германии вышла книга «Охотники – жертвы: немецкие подлодки 1939-1945» (Jager — Gejagte: Deutsche U-Boote 1939-1945), автором которой был Йохен Бреннеке. Это был сборник рассказов немецких подводников Второй мировой войны, которые автор излагал со слов очевидцев событий. Они рассказывали свои истории именно так, как они их видели или считали, что видели.
Сам Бреннеке представил своих героев как небольшую группу людей, рок которых заключался в том, что они ходили под смертью в каждом походе или задании. По авторской концепции, сначала они были героями-охотниками, сражавшимися с союзниками по антигитлеровской коалиции, а затем преследуемыми жертвами, потерпевшими поражение.

Слева командир U 1206 Карл-Адольф Шлитт, справа обложка книги Бреннеке «Охотники – Жертвы» издания 1956 года, в которой был опубликован миф о командире, погубившим свою лодку с помощью гальюна

Далее по тексту в дело включился инженер-механик лодки, который без приказа поднял лодку до перископной глубины, где командир и Мёбиус смогли перекрыть поступавшую воду, так как забортное давление стало ниже. Но вода уже проникла в батарею, и хлор распространился по отсекам, став причиной смерти нескольких подводников. В результате Шлитту пришлось отдать приказ всплывать на поверхность, где лодку поджидали два английских самолёта, которые атаковали субмарину и нанесли ей серьёзные повреждения. После этого командир отдал приказ покинуть лодку.
Стоит отметить, что приведённая цитата взята из русскоязычного текста книги Бреннеке, изданной в 2003 году под названием «Охотники за охотниками» и являющей собой перевод не немецкого текста, а его сокращённой англоязычной версии. В результате, «Охотники за охотниками» имеют большие расхождения с оригинальным текстом, хотя общие детали этой «истории» совпадают.

Версия Шлитта
Как оказалось, далеко не все были готовы принять версию Бреннеке на веру, поэтому нашлись исследователи, захотевшие докопаться до истины. Одним из первых, кто выступил в защиту Шлитта, был бывший офицер-подводник и владелец частного музея «Архив немецких подлодок» (Ubootarchiv) Хорст Бредов (Horst Bredow).
Он попросил бывшего командира U-1206 дать пояснения о его роли в гибели лодки, и Шлитт согласился. В результате, в «Архиве немецких подлодок» появилась карточка с его кратким рассказом, из которого следовало, что ни в каком гальюне командир не был и в момент инцидента вообще находился в дизельном отсеке, где наблюдал за починкой дизеля. Причин появления течи изначально он не знал, поскольку события развивались так быстро, что на их выяснение не было времени. Акцентируя внимание на этом, Шлитт добавил: «Как мне удалось позже выяснить, вода просочилась через забортный клапан, когда торпедист [Mechaniker] пытался починить унитаз в носовом гальюне. Я бы сказал (хотя у меня нет доказательств), что предположительно либо указатель положения забортного клапана давал неверные показания, либо он был установлен неправильно»

Карточка U-1206 из «Архива немецких подлодок» Хорста Бредова с пояснениями Шлитта о произошедшем инциденте на борту его лодки 14 апреля 1945 года

Однако это объяснение не получило широкого распространения, и с ним могли познакомиться даже те, кто посещал музей Бредова или сотрудничал с ним. Сам же Шлитт мемуаров никогда не писал, но его краткие воспоминания о своей карьере офицера кригсмарине в историческую литературу все-таки попали
В 2002 году в Германии вышла книга Олафа Розе «U 751: Триумф и трагедия немецкой подводной лодки». (U 751: Triumph und Tragödie eines deutschen U-Bootes). Эта работа является сборником различной информации об этой лодке, её командире Герхарде Бигальке и экипаже. Предисловие и послесловие к ней написали два бывших командира-подводника: подводный ас Райнхард Хардеген и Карл-Адольф Шлитт. Благодаря этому, теперь есть возможность изложить историю гибели U 1206 устами очевидца, предоставив слово самому Шлитту (перевод И. Борисенко и автора):
«Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80 м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 года я наблюдал в корме за работой над дизелем, когда началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось.

В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор нежданно принятому водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься, и примерно через две минуты мы были на поверхности.

Однако U-1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как в таком состоянии мы в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U-1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль».

Рассказ командира U-1206 практически не отличается от его пояснений, данных Бредову ранее, за исключением упоминания причины поступления воды, которую Шлитт выяснил уже после гибели лодки. Впрочем, в этом нет ничего странного – он попросту не стал использовать книгу о своём коллеге как площадку для оправданий.

Гальюн на однотипной U 1206 лодке VII серии U-995

Кто прав?
Теперь, когда нам известны обе версии гибели U 1206, можно попытаться разобраться, где ложь, а где правда. Для этого стоит обратить внимание на некоторые детали истории от Йохена Бреннеке.
Во-первых, весьма странно выглядит описание посещения командиром лодки гальюна, куда тот якобы зашёл справить нужду. Автор всё излагает так, как будто он сам находился там вместе со Шлиттом. Такие детали ему мог сообщить только сам командир, но Шлитт этого никогда не говорил, утверждая, что на момент аварии находился в дизельном отсеке. Это даёт основания предполагать, что данный момент Бреннеке мог просто выдумать.
Во-вторых, Бреннеке называет фамилию члена экипажа U-1206, который являлся «гальюнных дел мастером» (в немецком тексте WC-Akademiker) – матроса-машиниста Мёбиуса (Möbius). Однако в списках экипажа лодки такого подводника обнаружить не удалось, что позволяет предполагать об ещё одной выдумке автора «Охотников – Жертв».
В-третьих, Бреннеке добавил ярких красок в финал U-1206. Согласно его описанию, после всплытия на поверхность лодка была сразу атакована двумя английскими самолётами, которые сбросили на неё бомбы. В результате лодка была сильно повреждена и не могла погружаться, после чего командир отдал приказ покинуть её. В реальности не было никакого нападения самолётов на U 1206 – это ещё одна небылица.
В-четвертых, в рассказе Бреннеке указывается, что «не всем членам команды удалось покинуть лодку. Хлор унёс несколько жизней». Это неправда – всем членам экипажа удалось покинуть лодку, но три подводника утонули во время высадки на шотландский берег: торпедист Эмиль Кюппер (Emil Küpper), штурман лодки Ганс Беркхауэр (Hans Berkhauer) и машинист Карл Корен (Karl Koren). Тело последнего было захоронено на одном из кладбищ в Англии.

Читайте также:  На резинку с лодки как рыбачить

Карл-Адольф Шлитт в качестве мэра города Ольденбург (Восточный Голштейн), которым он управлял с 1964 по 1970 гг. Во время его работы город и прилежащие земли активно развивались, а Шлитт пользовался доверием и уважением местных жителей

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что версия гибели U-1206 от Йохена Бреннеке не соответствует действительности. Кроме этого, Бреннеке – вторичный источник, в отличие от Карла-Адольфа Шлитта, который является источником первичным как очевидец событий. Поэтому рассказ командира U-1206 вызывает к себе доверия куда больше, чем фантазии писателя.
Командир подлодки на её борту является не только старшим офицером, но и лицом, ответственным за всё, что происходит с ней и её экипажем. В боевой обстановке командир не должен подвергать свой корабль и подчинённых людей неоправданной опасности. Не вызывает сомнений то, что в момент, когда лодка лежит на дне и её экипаж ремонтирует двигатели, командира должна интересовать только эта проблема, а не опыты со сложной системой гальюна, которые могут привести к гибели лодки и команды. Поэтому слова Шлитта о его нахождении в дизельном отсеке на момент аварии вызывают мало сомнений.
Всё это вызывает вопрос – зачем Бреннеке выставил Шлитта на посмешище? Как оказалось, определённый мотив мог быть.

Встреча командира U 1206 Карла-Адольфа Шлитта (крайний слева) и капитана рыболовного судна «Рипер» Алека Джона Стифина( крайний справа) в 1987 году. Стифин и его судно спасли часть экипажа лодки 14 апреля 1945 года

Удар пропаганды
Йохен Бреннеке широко известен своей беллетристикой о кригсмарине, в том числе и работами о немецких подводниках, о которых он в период с 1956 по 1987 год издал четыре книги. Однако немногие помнят, кем был на самом деле их автор. Некоторые подробности его биографии стоит осветить подробнее.
Как оказалось, при нацистах Бреннеке был одним из пропагандистов доктора Геббельса, работавших над имиджем кригсмарине. 9 мая 1941 года в Берлине состоялась премьера художественного пропагандистского фильма «Подлодки на Запад!» (U-Boote Westwarts!), который был снят студией «Уфа». Съёмки фильма проводились на Балтике на настоящей субмарине U-123.
По мнению канадского профессора-германиста Майкла Хадли, детально разбиравшего биографию Бреннеке в своей книге, последний сыграл в фильме одну из главных ролей – вахтенного офицера лодки лейтенанта фон Бенедикта (von Benedikt). Однако есть также версия, что актёр был лишь однофамильцем будущего автора «Охотников – Жертв» и не имел к написанию книг о кригсмарине никакого отношения.
В 1943 году в Берлине вышла первая книга Бреннеке о подводниках под названием «Наша лодка и мы в Средиземном море: Походы немецкой подводной лодки в словах и картинках» (Unser Boot und wir im Mittelmeer: Die Feindfahrten eines deutschen Unterseebootes in Wort und Bild). Стоит отметить, что во время войны её автор на флоте не служил, но имел звание артиллерийского старшины запаса и должность военного корреспондента. После окончания Второй мировой войны Бреннеке вновь взялся за перо, чтобы продолжить работу над имиджем «серых волков». Но в отличие от других подводников, которых он воспевал, бывший пропагандист сделал из Карла-Адольфа Шлитта горе-командира, который погубил свою лодку безответственным поступком. Это может вызвать удивление, если бы не один факт.

Хозяин частного музея о подводниках и подлодках Хорст Бредов, сыгравший важную роль в истории гибели U-1206

После войны появилась ещё одна версия о причинах гибели U-1206, высказанная одним из родственников члена её экипажа. Согласно ей, Карл-Адольф Шлитт был пораженцем и хотел сдаться в плен союзникам, а история с гальюном была лишь прикрытием его истинных намерений. Впоследствии этот миф был развеян английским историком и подводным археологом Иннесом Маккартни (Innes McCartney), но свою роль в истории Шлитта он сыграл.
Можно предположить, что автор историй о немецком подплаве Йохен Бреннеке знал об этом и решил включить выдумку в свою книгу. Возможно также, что бывший пропагандист решил наказать «пораженца», оставив о нем в истории славу горе-командира, искупавшегося в фекалиях, или просто пересказал её словами «очевидца», обогатив выдуманными подробностями.
В данном случае, наиболее объективным сторонним мнением о «туалетной» истории и роли в ней Карла-Адольфа Шлитта будет информация от американского историка Клэя Блэйра, который при написании своего труда работал как с книгой Бреннеке, так и с отчётом о допросе экипажа U 1206 после его пленения англичанами: «На следующий день, 14 апреля, на U-1206 случилась ещё одна поломка, на этот раз приведшая к трагическим последствиям. Забортный клапан унитаза в носовом гальюне протёк, что привело к затоплению носового отсека.

Шлитт был не в состоянии бороться с течью из-за неисправности трюмной помпы и другого вспомогательного оборудования. Перед лицом смертельной опасности он отстрелил торпеды из аппаратов и привёл в негодность запасные, также уничтожил все секретные материалы, а затем всплыл для эвакуации экипажа и затопления корабля. Трое погибли, но 36 человек были спасены местными лодками, а ещё 10 достигли берега Абердина на плотике. Всех 46 немцев немедленно перевезли в британские лагеря военнопленных для допроса».

В завершение хотелось бы сказать о таком важном моменте, как техническое состояние немецких подлодок конца войны. Нехватка нужных материалов и квалифицированных рабочих привела к тому, что некоторые узлы и детали на немецких субмаринах были ненадлежащего качества. Кроме этого, привлечение к работе на верфи иностранной рабочей силы вело к ухудшению качества сборки лодок и порой приводило к актам саботажа. Как писал в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер, подводники во время войны даже имели свой рейтинг хороших и плохих верфей, строивших субмарины.
Очевидно, построенная в 1944 году U-1206 была лодкой плохого качества, пострадавшей от указанных факторов. Проблема с одним из дизелей в первом же походе лишила её способности быть полноценным боевым кораблём, а проблема с гальюнной системой окончательно погубила субмарину.

Автор выражает признательность Игорю Борисенко и Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй

Источник: radio-rhodesia.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...