Для надувнушек подходят не все модели. Основные критерии, которые надо учитывать при выборе:
- Компактность и удобство пользования — основное требование. Надувная лодка не катер и не яхта, вариант «установил и забыл» не подойдет. Якорь придется носить от машины до лодки самостоятельно. И в лодке лишнего места не будет. Поэтому подбирать предпочтительнее такой, чтобы занимал минимум пространства, а когда несешь в руках не покалечить себя, окружающих, машину и вещи. Складной якорь будет хорошим решением, но не идеальным.
- Место использования — водоем, тип и особенности дна, интенсивность течения. Например, если дно сильно закоряжено и есть течение, то неправильный выбор превратит рыбалку в боль.
- Основная цель применения — стоянка, рыбалка с лодки на месте, дрейф. Одно дело, надежный якорь во время ловли на поплавок или кольцо, и другое, когда нужно ловить, медленно сплавляясь.
- Устойчивость к коррозии. Тут все просто — если берете покупной, то волноваться не стоит, как правило, их делают из нержавейки, чугуна, оцинкованной или низкоуглеродистой стали.
На заметку. После поднятия якоря вы будете класть его в лодку. Чем проще его промыть в воде и чем меньше у него труднодоступных узлов, тем чище будет лодка.
Проверенный и надежный ЯКОРЬ и ЯКОРНАЯ СИСТЕМА для лодки ПВХ
Якорный рым для лодки ПВХ: как выбрать и приклеить?
Немалое количество людей летом едет на рыбалку. Для удобства рыбаков существуют всевозможные разновидности лодок, например, некоторые делаются из ПВХ. Но не все из них имеют самую удобную комплектацию, поэтому некоторые компоненты нужно приспосабливать самому. Среди них якорный рым.
Виды якорей для пвх лодок
Условно их можно разделить на 3 группы:
- Гравитационные. Самые простые, работают за счет своего веса. Чем тяжелее, тем надежнее и … неудобнее. Простой пример — тормозной диск или связанные вместе кирпичи.
- Цепляющиеся. В зависимости от конструкции позволяют при меньшем весе обеспечить эффективность на течении и при ветре.
- Плавающие — обеспечивают комфортный и безопасный дрейф судна там, где нет сильного течения.
Рассмотрим основные виды якорей, которые справятся с нашими задачами. Разберем популярные, отметим плюсы и недостатки каждого.
Якоря. Виды и условия применения
Кошка
Якорь-кошка по праву любимый среди владельцев надувных лодок благодаря тому, что его можно складывать. Лапы фиксируются с помощью скользящей муфты, и их можно компактно расположить вдоль веретена.
Это не просто удобно — можно сэкономить место, но и безопасно — в сложенном состоянии нет опасности пробить надувное дно или баллон торчащими в стороны лапами, можно спокойно глиссировать или сложить поверх якорей вещи.
Удерживающие свойства неплохие — лапы хорошо зарываются в дно, особенно, если оно заилено. Но и «поймать» зацеп также не составит труда, особенно если много коряг, камней и имеется сильное течение. Достать кошку в такой ситуации сложно.
Кошка — незацепляйка
Чтобы освободить якорь из зацепа и избежать проблем, можно воспользоваться простым решением. Зафиксировать трос специальным образом — конец фала привязать к отверстию у основания, провести веревку вдоль веретена и зафиксировать проволокой или пластиковой стяжкой через проушину. В случае зацепа нужно, дергая за канат, сорвать проволоку (стяжку), и якорь будет освобожден.
Компактный — легко складывается. Это действительно удобно как в лодке, так и на берегу — переносить, размещать в машине.
Достаточно эффективный на умеренно-заиленном грунте.
При необходимости можно сделать незацепляйку.
Простая и надежная конструкция.
На плотном грунте зарывается с трудом.
Зато на камнях или в корягах может сесть намертво, сдернуть фактически невозможно, если заранее не сделана правильная привязка (см. выше).
Хоть и можно справиться с зацепами, но избежать их полностью не получится из-за конструкции самого якоря.
Якорь Дэнфорта
Как правило, имеет монолитную, не разборную конструкцию, но весьма эффективную. Он похож на плуг, заостренные широкие лапы которого лучше и надежнее входят в грунт чем у якоря кошки. На надувных лодках из-за укороченного штока используется модели, где острие лап расположено дальше относительно друг друга.
Он хорошо держит лодку на песчаном, галечном и илистом грунте, его легче извлечь в случае зацепа. Держащая способность на камнях не лучшая.
Есть модификации, которые складываются в одну плоскость и якорь можно компактно уложить на дно лодки или в багажник авто. Многие опытные рыбаки предпочитают такое решение.
Пример крепления Якоря Дэнфорта на лодке пвх
Виды якорного рыма
Достаточно простая конструкция якорного рыма имеет несколько модификаций, которые носят следующие названия:
Утка—эта модификация для лодки ПВХ – одна из самых простых, выглядит как нос утки с зажимом для троса посредине. У разных производителей усики для закрепления петли имеют разной длины выступ, а так – они идентичны.
Ручка-рым и рым-кольцо для лодок ПВХ – это самые простейшие из вариантов, причем модификация в виде ручки удачно подходит для переноса надутой лодки, если это необходимо.
Есть и другие формы, например, носовой якорный рым Badger.
Таблица подбора
Длина лодки в см: | Мин. вес основного якоря, кг: | Мин. вес вспомогательного якоря, кг: |
200 | 2 | 1 |
250 | 2,5 | 1,75 |
280 | 2,8 | 1,4 |
300 | 3 | 1,5 |
320 | 3,2 | 1,6 |
340 | 3,4 | 1,7 |
360 | 3,6 | 1,8 |
380 | 3,8 | 1,9 |
400 | 4 | 2 |
450 | 4,5 | 2,25 |
500 | 5 | 2,5 |
Выбор веревки для якоря
У вас может быть очень хороший якорь, но если вы взяли негодный фал, то оставите его на дне. Якорный канат должен быть прочным, удобным и не путаться. Все это обеспечивает диаметр и состав волокон.
- Лучше взять веревку из синтетики. Такая не спутается, не сгниет, будет медленнее пропитываться водой и не утонет если конец выскользнет из рук.
- Диаметр предпочтителен от 6 до 10 мм. Это не только прочность, но и комфорт — чем толще, тем удобней будет вытаскивать и стравливать якорь руками. Но слишком толстый канат будет иметь больший объем в бухте, поэтому учитывайте длину.
- Длина подбирается в соотношении к глубине 1 к 3. То есть, если вы рыбачите на глубине 5 метров, то трос нужен длиной минимум 15 м. При тяжелых условиях (сильное течение, ветер) потребуется соотношение 1 к 5. Здесь действует правило — чем дальше от лодки якорь, тем лучше держит.
Что такое якорный рым
Второе название этого приспособления – якорный роульс. Он нужен для надежного фиксирования фала опущенного либо поднятого якоря.
Приспособление устроено таким образом, что фиксация выполняется моментально и держит крепление более чем надежно. Снять с крепления канат можно также просто.
Если вы раньше рыбачили без рыма, то высоко оцените это приспособление, поскольку руки быстро освобождаются, и не приходится привязывать канат на десять узлов, а потом их распутывать.
Якорный отцеп Александра
Многоразовое устройство, которое позволяет автоматически освобождать якорь во время зацепа. Работает по принципу «слабого звена». Трос крепится внизу якоря, а затем фиксируется на конце веретена через отцеп Александра. Во время зацепа, под воздействием усилий, которые прикладываются к веревке, срабатывает механизм отцепа и он разъединяется, якорь переворачивается и извлекается.
Является технологичным развитием идеи страховки с помощью проволоки или стяжки, которые были упомянуты выше. Полезное и практичное устройство, но для надувных лодок достаточно дорогое.
Что это такое?
Якорный рым (он же якорный роульс) – это устройство, которое фиксирует наводное средство путем крепления к якорному фалу. Наличие подобного механизма экономит время на завязывание и развязывание узлов, а ведь время на рыбалке очень важно. Из-за упущенного мгновения можно пропустить поклевку. Люди, которые прежде рыбачили без этого устройства, высоко оценят этот аксессуар.
Как и множество рыболовной атрибутики, это приспособление имеет несколько видов, а именно разный тип ручки и утки. Якорный рым-утка для лодки ПВХ представляет собой замок и платформу, на которой эта конструкция держится. У замка есть зазубрины, через которые нужно проводить канат. Для работы этого рыма необходимо натянуть канат против наклона зазубрин. Для того чтобы ослабить канат, нужно потянуть в обратную сторону.
Такое устройство позволяет использовать якорь по движению всего лишь одной руки.
Якорный рым-ручка – это вариант для удобного переноса надутой лодки. Желательно, чтобы устройство было съемным, а его основная часть была сделана из твердого пластика. Именно пластиковая основа не будет иметь большого веса. Грамотное распределение веса нужно учитывать и при поклейке.
Моторные лодки могут быть оснащены устройством с разной толщиной веревки. Она может быть 6-8 мм или 8-12 мм. Для хорошей работы всего механизма следует подобрать подходящую пару рыма и веревки. Если установить трос меньшей толщины, то якорь будет фиксироваться слабо.
Дополнительное оборудование
Чтобы с комфортом пользоваться якорем на надувной лодке, вам потребуется еще немного усилий — эти приятные мелочи не сильно ударят по карману, но сделают пребывание на воде интересней.
Якорный рым
Крепление якоря для лодки пвх, его также называют роульс. Часто он идет в комплекте со специальным роликом. Такое крепление позволяет очень быстро и без лишних движений заякориться и сняться, при этом сам якорь хранится не в лодке, а за баллоном, экономя не только место, но и исключая попадание грязи.
Якорный рым с роликом
На лодки пвх якорный рым можно установить самостоятельно, это простая операция. Ставят его обычно на носу (если носовой тент не мешает), не исключена установка и с боку.
Как избавиться от штока
Присмотримся еще раз к чертежам якорей, наиболее пригодных для надувных лодок: Дэнфорта и Курбатова. Что в них плохо для лодки ПВХ? Правильно. Шток. Он очень мешает в тесной лодчонке и способен ее повредить.
Как сделать якорь Дэнфорта без штока
«Теоретически-бумажные» якоря Денфорта обязательно снабжаются штоком (слева на рис.); без него они теряют свойства самоустанавливаемости, абсолютной цепкости и на рыхлом дне становятся ненадежными. Но подумаем еще раз: ведь реальный якорь обязательно что-то да весит. Как использовать его массу, чтобы избавиться от штока, сохранив все прочие качества? В результате получается (см. фото справа на рис.):
- Увеличим массу якоря сделав ему (на габаритные размеры 220..250х350 мм) лапы из 5 мм стали, веретено и ось лап из 14 мм прутка, а обух из 10 мм.
- Отодвинем лапы от веретена прим. на 1/5 их ширины.
- Заменим установочные лопасти-ограничители якоря Дэнфорта юбкой, наподобие как у якоря Холла, и наваренными на нижний конец веретена выступами, в который она будет упираться (угол поворота лап – 30 градусов).
- Заодно и закруглим концы лап, чтобы уж точно не порвали лодку.
И – удивительное дело! Такой якорь-гибрид оказывается также абсолютно цепким и самоустанавливающимся! К сожалению, теории на него пока нет. Точно так же, как на бесштоковые якоря для надувных лодок с «холловским» развалом лап, см. рис.
Влияние развала лап якоря для лодки ПВХ на необходимость снабжения его штоком.
Как своими руками изготовить якорь справа на рис., внешне похожий на якорь Холла, и скачать его чертежи, см. ролик :
Видео: самодельный якорь для лодки ПВХ
Якорь Дэнфорта среди собратьев еще подросток, и у него обнаруживаются порой неожиданные свойства. Так, напр., если ту же лодку и в тех же условиях плавания, которую якорь Курбатова плохо держит (см. выше), снабдить «бумажным» якорем Дэнфорта массой всего в 1 кг, он ее держит. А еще любительская придумка, проверенная практике – сделать якорю Дэнфорта для 1-2 местной лодки ПВХ отъемные лапы, переставляемые то ли со схождением к веретену, то ли с развалом наружу. В первом случае якорь будет лучше держать на плотных и каменистых грунтах, а во втором – на рыхлом слабом дне. Как сделать якорь-транформер для лодки ПВХ, см. след. видео:
Видео: якорь-трансформер своими руками
Одно только ясно: холловский способ самоустановки якоря на дне развалом лап и юбкой позволяет избавиться от штока. Многие любители, не подозревая об этом, делают себе легкие якоря повышенной держащей силы с развалом лап со штоком, как у исходного дэнфортовского, см. рис. ниже. Но в данном случае шток якорю нужен, как корабельному коту канареечное семя. Без штока такой якорь только быстрее будет цепляться и станет надежнее.
Как избавиться от штока в якоре для лодки ПВХ
Источник: fishermannk.ru
Как выбрать заводской якорь для лодки ПВХ и сделать своими руками
Якорь-это не только подстраховка любого рыбака, занимающегося ловлей на открытой воде, но и обязательная мера для многих плавсредств. Согласно действующим правилам, на любом зарегистрированном судне должен присутствовать якорь весом не менее 2-х килограмм.
Таким образом владение якорем не только облегчает процесс рыбалки, но и является обязательной мерой, которой должны руководствоваться все владельцы плавательных средств.
Вес якоря в зависимости от размера и вес лодки
Прежде всего работа якоря обеспечивает судну стойкость на воде. Якорь представляет собой металлическую конструкцию разного типа и разного веса, цепляющуюся за дно водоема. Также якоря делят на самодельные и профессиональные. Стоит помнить, что устройство для фиксации лодки необходимо держать под рукой всегда, так как от этого зависит не только рыбалка в целом, но и безопасность и жизнь рыболова.
Основные характеристики якорей
Чтобы якорь смог удерживать лодку при любых условиях, следует брать во внимание все факторы:
- определиться с максимальной высотой волн;
- рассчитать максимальное усилие ветра;
- взять во внимание характер дна лодки;
- правильно подобрать трос для якоря.
Особое внимание следует уделить качеству троса, поскольку он будет подвергаться большим усилиям. Чем больше вес лодки, тем на большие усилия должен быть рассчитан трос.
Для якорей применяются два вида канатов:
- искусственные. Они имеют длительный срок службы, так как не поддаются гниению;
- натуральные. Мало применяются из-за малой устойчивости против влаги.
Как правило, трудно подобрать якорь на все случаи жизни, особенно в магазине.
Чтобы самодельный якорь выполнял свои функции в полной мере, следует провести ряд наблюдений:
- ознакомиться с погодными условиями места рыбалки;
- определиться с конструкцией;
- заняться подготовкой необходимых материалов;
- поинтересоваться у опытных рыболовов на предмет более удачной конструкции.
Если придерживаться следующих рекомендаций, то якорь будет полностью соответствовать своим характеристикам:
- удерживать лодку на одном месте;
- легко сниматься с дна водоема;
- иметь небольшой вес;
- иметь компактные размеры и не занимать много места;
- быть устойчивым к коррозии;
- хорошо работать на конкретном водоеме.
Какие виды бывают
Существует огромное количество видов якорей, которые используются владельцами ПВХ лодок, однако для начала разделим якоря на заводские и самодельные:
- Самодельный якорь — это сделанная своими руками модель. Сюда же можно обобщить всех используемые рыбаками в качестве якоря грузы. Якорь может быть вылит своими руками из свинца или чугуна, а может быть создан путем сваривания нескольких металлических деталей. Главное, это компактность, увесистость при относительно небольшом размере и цепкость ко дну. Еще под самодельным якорем подразумеваются инородные грузы, которые и близкого отношения к настоящим якорям не имеют. Например, мешок с камнями, кирпичи, любая железка, находящаяся под рукой и привязанная к веревке и т.д.
Самоделка-болванка - Заводской якорь — это металлическая конструкция, созданная по четкому образцу и соответствующая всем стандартам качества. А они у якоря следующие: компактность, достойный вес при небольшом размере, прочность, четкие, симметричные части конструкции, а также особый нержавеющий металл. (Хотя это необязательно, так как металлы для изготовления конструкций используют абсолютно разные).
С выбором и классификацией покупных якорей все гораздо сложнее. И о них речь пойдет дальше.
Как можно увидеть, каждый якорь имеет свои преимущества и недостатки. Однако наиболее лучшими вариантами для ПВХ лодок является кошка и грибовидный.
Лучшие якоря для резиновых лодок ПВХ:
Выбор оптимального якоря
Опытные рыболовы и охотники покупают якорь вслед за лодкой, так как знают что без него рыбалка превратится в испытание, но никак не станет отдыхом. Но правильно выбрать это изделие может далеко не каждый рыболовы.
Основным критерием выбора якорей является вес лодки со всей экипировкой. Опытные рыболовы уже давно проверили экспериментально каким должно быть соотношение веса якоря к массе лодки и обнародовали результаты:
- При весе судна до 150 кг необходимо выбирать якорь массой 1.5 килограмма, и фиксировать его на веревку диаметром около 2 миллиметров.
- Если ваша лодка весит 150 — 200 килограмм, то масса якоря должна составлять порядка 2.5 килограмм.
- Лодки весом от 250 до 500 килограмм необходимо оборудовать якорями около 3.5 килограмм.
- Если катер или лодка весит от 500 до 750 кг, то вес якоря должен составлять порядка 7.5 килограмм.
Если вы рыбачите на водохранилище с огромным количеством коряг на дне, то есть большой риск потери якоря. Если вы рыбачите на подобном водоеме, то следует привязать к якорю буй.
Можете заменить бой пустыми пластиковыми бутылками или пенопластом, некоторые применяют деревянные доски. В таком случае, оторвать якорь для надувной лодки ПВХ сводится к минимуму и вы сможете рыбачить без опасения.
Как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками: чертежи, видео инструкции
Для того, чтобы сделать якорь самостоятельно, нужно определиться, с помощью какого метода будет сделан якорь.
Первый способ — это отливка якоря по модели; второй-изготовление якоря с помощью сварки метала.
Также эти способы могут быть комбинированы между собой. В большинстве случаев рыболовы делают именно так: они отливают по отдельности все крупные части якоря: веретено, лапы и шток.
Затем лапы сваривают с веретеном, а позже приваривают и шток. Для прочности нередко обе лапы и веретено скрепляют зажимом, проделывая в каждой детали дырку и вваривая туда стержень.
Чертежи самодельных якорей для ПВХ лодок:
Стоит отметить, что изготовление якоря своими руками гораздо выгоднее, чем покупка готового заводского. Также этот метод хорош тем, что рыболов может создать якорь сам, по своему вкусу и усмотрению. Ведь нередко бывает так, что по той или иной причине заводской якорь не подходит к купленной лодке.
Как сделать якорь из подручных материалов в полевых условиях
В жизни каждого рыболова бывают моменты, когда не хочется пользоваться услугами магазинов, завышающих цену в три дорого, и появляется желание сэкономить.
В такие моменты многие прибегают к самостоятельному изготовлению снастей, приспособлений для рыбалки и прочего оборудования. Владельцы лодок — не исключение. Многие рыболовы, пытаясь заменить всем известный и необходимый якорь, начинают искать ему альтернативу. Рассмотрим основные способы замены магазинного якоря бытовыми, общедоступными атрибутами.
- Популярной альтернативой якорю служит простой мешок, наполненный камнями или железными болтами. Это легкая замена, не требующая особых усилий для изготовления. Чаще всего для этого используют тканевые мешки. Они более прочны. Также стоит отметить, что вес камней должен быть порядка 15-20 килограмм. Вес самодельного груза всегда должен быть больше веса настоящего якоря.
- Еще одной заменой якорю служат кирпичи. Обычно ими также забивают мешок. Но также можно привязать к веревке несколько крупных строительных кирпичей, весом 5 килограмм. Тогда из этого выйдет неплохой груз. Гладкие кирпичи вряд ли зацепятся за какую-то водную преграду. Это является еще одним плюсом данного груза.
- Нередко рыболовы привязывают к веревке увесистые металлические приборы. Это может быть как и небольшой ломик, так и спортивная гиря весом 16 килограмм. Это наиболее простой вариант, не требующий абсолютно никаких усилий.
Простой самодельный якорь
Заменой настоящему якорю может послужит абсолютно любая вещь, удобная в креплении и имеющая достойный якорю вес.
Однако не следует забывать о том, что данный вид якорей не является законным. Он используется лишь смелыми рыболовами, знающими, что попасться они не смогут.
В случае обнаружения такого пренебрежения правил рыболову грозят определенные меры со стороны закона. Также нужно сказать, что все вышеперечисленные самодельные грузы эффективны только на ровной и песчаной поверхности.
Некоторые советы по использованию якорей
Сделать якорь своими руками – это несложно. Намного сложнее научиться его эксплуатировать. Если этого не сделать, то потерять его не составит большого труда, а изготавливать якорь для каждой рыбалки – это очень накладно. Поэтому, важно знать, как порыбачить так, чтобы не потерять якорь.
Как не утопить якорь
Каждый водоем характеризуется своим типом дна, который может быть разным на различных участках одного и того же водоема. Поэтому, трудно определить на твердом или илистом дне находится приспособление, если не попытаться его изучить. К сожалению, большинство рыболовов этого не делают. Чтобы не оставить якорь на дне водоема, нужно проделать следующее:
- закрепить якорь к тренду;
- обеспечить его буйком;
- вытаскивать с помощью буйрепа.
Сколько нужно иметь якорей
Как правило, для нормального функционирования лодки ПВХ, достаточно одного якоря, тем более, при условии правильной эксплуатации. Главное, чтобы конструкция отличалась надежностью, а погодные условия благоприятствовали процессу рыбной ловли. Несмотря на это, лучше перестраховаться и брать с собой еще один якорь, как говорится, на всякий «пожарный» случай.
При этом, очень важно учитывать характер дна водоема. Иногда приходится перемещаться от одного водоема к другому, где дно может быть совсем другим. Поэтому, лучше иметь два якоря: один должен предназначаться для твердого дна, а другой для илистого.
Как избежать зацепа якоря
Зацеп якоря — это страх многих рыболовов-лодочников. Помимо финансовой потери, это еще означает и трату огромного количества времени на поиски нового груза прямо на водоеме.
Большинство рыболовов стараются избежать этого. Рассмотрим основные положения, которые помогут предотвратить зацеп якоря:
- Всегда нужно подбирать якорь ответственно, исходя из знаний о рельефе водоема и особенностей собственной лодки.
- Рекомендуется выбирать менее зацепляющиеся якоря. Идеальным вариантом будет грибовидный якорь, а также конструкция Холла.
- Нужно избегать опасных участков водоема, а также подстраховываться и брать второй якорь.
- Также есть специальная уловка, которой пользуются некоторые рыболовы. Они прикрепляют к скобе якоря дополнительный шнур, веревку, конец которой также находится в лодке. В случае зацепа якорь пытаются раскачать в несколько сторон, используя обе веревки. Так шанс вытащить его из зацепа возрастает.
Якорь-незацепляйка
Если учитывать все вышеперечисленные правила, то можно благополучно избежать зацепа якоря, провести рыбалку продуктивно и не тратить время и силы на то, чтобы бороться с зацепом.
Особенности грибовидного якоря
Как бы парадоксально это ни звучало, но разновидностей якорей для легких лодок не так много. Одним из них является грибовидный якорь. Свое название он получил за специфическую форму, напоминающую гриб. Это изобретение, несмотря на простую форму, имеет много преимуществ. Отсутствие заостренных элементов сводит к минимуму вероятность порчи материала лодки при травлении якоря.
Дополнительное сопротивление обеспечивается за счет попадания грунта в полость «шляпки гриба». Проделанные отверстия в шляпке способствуют проникновению сквозь них грунта, что дает дополнительное «засасывание» якоря.
Сила удержания у данных конструкций настолько велика, что их предпочитают использовать в местах с большими течениями и с сильными ветрами. Естественно, наивысшие показатели проявляются на илистом или песчаном дне. Именно там достигается высокая степень вязкости. Округлая форма шляпки даже если и состоит из отдельных секторов, то все равно не содержит острых и прямых углов.
Такой якорь не зацепится за корягу или другие нежелательные препятствия. После поднятия устройство легко очищается от ила и промывается. Особенно ценятся модели, покрытые полиэтиленом. Этот защитный слой препятствует развитию коррозии.
Если с якорем что-то не так
Для сшитых и, особенно, надувных носимых на себе лодок масса и компактность якоря имеют определяющее значение, поэтому якоря для них следует делать как можно более легкими. Но как быть, если якорь пополз?
Способ увеличить держащую силу якоря известен давно: пригруз на якорь-тросе или якорь-цепи, слева вверху на рис. Кто помнит школьную физику, без труда подсчитает, что пригруз в половину веса якоря способен увеличить его держащую силу вдвое и более. Для легкого якоря надувной или шитой лодки достаточно свинцового пригруза в 1-2 кг; много места он не займет. Для установки на трос пригруз снабжается карабином, его можно закрепить на пригрузе жестко. Спускают пригруз на леске, которая на рыбалке всегда под рукой.
Способы увеличить держащую силу якоря и высвободить застрявший якорь
Другая нештатная ситуация с якорем – застрял. Способ освободить застрявший якорь также известен: буйреп, закрепленный на тренде, и буек-поплавок. Чтобы якорь вышел из мертвого зацепа, тянут за буйреп. Если обушка для него на якоре нет, а дно заведомо «подлое» (топкое, каменистое), буйреп можно привязать к тренду, как показано на рис.
На малых судах держать бухту буйрепа и буек часто неудобно. В случае, если якорь с поворотными лапами или какая-то из его модификаций, радикальное средство превратить якорь в нетеряйку – скользящий рым, поз. а-г на рис. Наиболее надежен скользящий рым по поз. в, но якорь с ним громоздок. Высвобождают якорь, как показано на поз. г: дают судну ход против натяга якорного троса.
Самодельный вариант
Якорь гриб для лодки ПВХ можно изготовить своими руками. Для этого не нужно чертить чертеж. Высший пилотаж – это груз, отлитый из свинца. К сожалению, не каждый имеет возможность изготовить подходящую форму или набрать нужное количество свинца.
Простейший вариант, хоть и вызывает смех, зато оказывается вполне действенным. Якорь изготавливается из сковороды. Предварительно предмет кухонной утвари избавляется от ручки. В центре просверливается отверстие. Роль ножки гриба будет играть стальной прут диаметром 2 см. На одном конце прута следует нарезать резьбу.
С помощью гайки он будет крепиться к сковороде. Во втором конце сверлится отверстие под фал. После сборки якорь покрывается водостойкой краской.
Источник: divebay.ru
Советы при выборе и самостоятельном изготовлении якоря для лодки ПВХ
Не обязательно покупать якорь, можно сделать его своими руками для лодки и даже для катера. Это более доступно по цене, да и соорудить можно конструкцию точно такую, как надо. Но самодельное устройство должно быть абсолютно безопасным для лодки, а сделать его таковым не так просто, как может казаться. Покупные конструкции производят в соответствии с нормами безопасности.
Чтобы вы ни решили, вам всё равно придётся определяться с конструкцией. Она может быть самой простой или с “наворотами”. Вот несколько чертежей правильных самодельных якорей для судна:
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Группы якорей: какие бывают, для каких случаев подходят?
Для начала разделим все якорные конструкции на 3 группы:
- Гравитационные. Их принцип действия основан только на силе тяготения. Это могут быть связанные кирпичи, диски от спортивных снарядов и т.п., то есть всё тяжелое, что опустил и спокойно рыбачишь, зная, что судно никуда не отнесёт. Но использование таких устройств не всегда безопасно для надувной лодки, да и часто подручные изделия объёмные и не удобные, хотя с главной функцией справляются неплохо.
2. Плавающие изделия (парашютные). Они используются там, где отсутствует течение. Парашют хорошо держит судно и при сильном ветре. Делаются такие варианты из ткани или хорошего полиэтилена.
3. Цепляющиеся. Их главный элемент — лапы, цепляющиеся за дно водоёма. Лапки могут быть широкими, тонкими, более или менее длинными, разной формы. В таких якорях могут быть шарнирные соединения с движущимися элементами.
Основные критерии при выборе якоря
- Самое главное требование является главным назначением якоря, то есть якорь должен обеспечивать надежную и качественную фиксацию на водной местности, сопротивляясь течению и ветру.
- Коэффициент удерживающей силы, который обычно рассчитывается по специальным математическим формулам, обычно указывается на каждом якоре в магазине.
- Масса должна быть не слишком большой, но и не слишком маленькой, оптимальным вариантом будет якорь массой 7-9 кг.
- Весьма важным критерием при выборе является тип грунта, так как каждый якорь по-разному ведет себя на разном грунте.
- Также очень важным требованием являются погодные условия, смотря в каком месте будет проводиться рыбалка, где постоянный ветер или штиль.
- Очень важно выбирать якорь, который будет защищен от химической коррозии. Самым популярным и качественным методом защиты является оцинковывание.
Как увеличить улов рыбы?
За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:
- Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
- Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
- Приманки на основе феромонов.
Определяемся с массой якоря
Главное, на что нужно опираться при выборе — вес лодочного якоря. Он зависит от размеров судна, точнее, от его длины. Например, для лодки длиной в 2 метра понадобится якорь весом 2 кг. Если длина 3 метра, можно сделать два якоря по 1,5 кг. Кстати, именно с помощью двух якорей получается прочно зафиксировать лодку врастяжку (в носовой и кормовой части).
Если у вас якорь недостаточно тяжел, необязательно покупать или делать другой. Можно утяжелить его, например, с помощью металлической цепи. Метровая цепь с диаметром в 1 см может увеличить массу на 2 кг, даже чуть больше. Использовать такое дополнительное утяжеление можно так:
- Обмотать цепь вокруг тренда (утолщённая часть, которой заканчивается «веретено» якоря) и закрепить её. Так увеличится масса и сместится её центр.
- Привязать цепь к веретену как фал. За счёт этого “веретено” придавится к подводному дну, что хорошо сказывается на зацепляемости якоря.
Помните, что у лодок, которые зарегистрированы в ГИМС, якорь должен весить минимум 5 кг.
На фото полезная таблица, которая поможет правильно подобрать якорь для лодки ПВХ:
Сделать якорь своими руками?
Многие рыболовы предпочитают якоря, сделанные своими руками. Причина – возможность изготовить не просто якорь, а многофункциональное устройство, отвечающее всем требованиям конкретного пользователя и подходящее под конкретные условия, при которых будет проходить ловля.
Наиболее часто рыболовы изготавливают своими руками якорь-кошку, а также якорь по методу Курбатова. Для ловли на реках изготавливают устройства грибовидной формы.
Якорь-кошка своими руками
Для изготовления понадобится:
- стержень из металла длиной 20-30 см;
- рым;
- 2 металлические пластины;
- муфта металлическая (при изготовлении складывающейся конструкции);
Принцип изготовления прост и заключается в сварке металлического стержня с пластинами, наваривании рыма.
Отметим! Изготовление складывающейся конструкции представляет большую сложность и дополнительно требует оборудования его металлической муфтой и складывающимися лапами.
Якорь по методу Курбатова
Якорь, изготовленный по методу Курбатова, обладает рядом преимуществ:
- Обладает хорошей удерживающей силой.
- Имеет приспособление для дополнительной огрузки.
- Хорошо удерживает судно на песчаных и илистых грунтах.
- Имеет малую массу (до 2,5 кг).
- Имеет только одну лапу.
Для изготовления необходимо:
- Стальная проволока диаметром от 10 мм.
- Кусок листовой стали размером 30х30 см и толщиной от 3 мм.
- Стальной прут в качестве приспособления для огрузки.
Примечание! Из стальной проволоки изготавливается двойное веретено, затем к нему приделывается кусок листовой стали со свободным ходом, который будет выполнять функцию лапы. В конце приваривается стальной прут, на который будет вешаться огрузка при ловле на каменистых грунтах.
Незацепляемый вариант якоря Дэнфорта
Изготавливается так же, как якорь Курбатова. Отличие заключается в наличии двух свободно ходящих лап вместо одной и изогнутого одинарного веретена со свободно ходящим рымом. Материалы можно использовать те же.
Для того чтобы рыбалка была удовольствием, а не превращалась в кропотливый труд, необходимо иметь все необходимое снаряжение.
Якорь – одно из самых неприметных, но в то же время самых нужных устройств, поэтому правильный выбор данного устройства – залог беспроблемной и безопасной рыбалки с применением лодки ПВХ.
Форма якоря
По форме лодочные якоря бывают разные, но всё же многие из них имеют заострённые элементы. Некоторые рыбаки наделяют свои самоделки совершенно другими формами, например, используя гири или что-то похожее. Но округлённая форма приводит к тому, что якорь тащится по дну, не выполняя своей роли. Посмотрите на фото разных типов якорей и поймёте, какие формы оптимальны:
Советы
- Перед выбором того или иного якоря, который вы возьмете с собой на рыбалку, выясните какой тип дна в том месте, где вы собираетесь рыбачить.
- Узнайте глубину водоема в месте рыбалки или экспериментальным путем или у бывалых рыбаков.
- Мож сделать якорь своими руками и тогда вы точно получите то, что хотите, а можно и купить готовый, но внимательно изучите отзывы владельцев.
- Узлы на якоре и на лодке используйте только очень надежные, а то так и утопить якорь не долго.
- При сильном течении или ветре, целесообразнее использовать сразу два якоря, для более надежной фиксации судна на месте (см. рисунок выше).
Какой якорь выбрать в зависимости от места рыбалки?
Якорных конструкций достаточно много, рассмотрим самые удачные варианты для разных условий.
Кошка
Их чаще всего используют владельцы надувных лодок. Обычно вес якорей-кошек не больше 10 кг. Такой утяжелитель может раскладываться как зонтик. Могут быть поворотные муфты для распрямления, но их шарниры способны достаточно быстро ослабеть и сложиться без необходимости.
Большинство моделей якорей-кошек складные: лапы прижимаются к веретену, и конструкция становится очень компактной.
- легкость в использовании;
- универсальность;
- компактность.
Но есть существенный минус: плохое сцепление с каменистым или илистым дном водоёма. Если на дне коряга или что-то похожее, якорь быстро зацепится, а трос может оборваться.
Вывод: если вы предпочитаете рыбачить на участках с каменистым или илистым дном, от кошки вам лучше отказаться. А вот для других участков, особенно песчаного дна, это весьма подходящий вариант.
Грибовидный якорь
Такая конструкция применяется в основном как речной якорь. Вес в пределах 10 кг. Это выбор тех, то рыбачит на каменистом дне. Полезен грибовидный якорь и на вязких донных участках.
Такой якорь можно с уверенностью назвать сильным. Он очень полезен при серьёзных ветрах и сильном течении. Интересно, что конструкция не может сильно цепляться за разные коряги, поэтому потерять её крайне сложно. Нет острых углов, что также упрощает процесс использования.
Денфорта
Монолитное устройство, нет складных элементов. По виду такой якорь похож на плуг. Многим не нравятся габариты конструкции, поэтому владельцы надувных лодок не выстраиваются за ней в очередь.
Но эта модель стоит внимания, потому что:
- Заострённые широкие лапы быстро углубляются в грунт.
- Лодка не может перевернуться при использовании якоря Денфорта.
- Легко снять якорь, если он зацепился (но можно и потерять его).
Это хороший вариант для илистого и песчаного дна.
Требования к якорям для надувной лодки
Надувная лодка из ПВХ отличается маневренностью и легкостью, однако, конструкций лодок из этого материала очень много и каждая имеет свои отличия. При всём многообразии есть общие требования к якорям для надувных лодок и они следующие:
- Надежность закрепления лодки при любых условиях.
- Компактность и минимально допустимый вес.
- Удобная конструкция.
- Прочность, устойчивость к коррозии.
- Складывающийся вариант, если это возможно.
Якорь, как удерживающая сила, должен иметь соответствующую конструкцию и оптимальный вес, который рассчитывается, исходя из водоизмещения судна. Такой расчет будет представлен далее.
На выбор типа и веса якоря влияют следующие факторы: • Рельеф дна; • Течение на водоеме; • Скорость ветра; • Погодные условия.
В том случае, если течение сильное либо погода неблагоприятная, следует подстраховаться, закрепляя лодку двумя разными якорями, один из которых характеризуется поворачивающимися лопастями.
Чтобы не повредить корпус надувной лодки, лучше использовать складной якорь, перевозимый в чехле, он не прорежет брешь в ткани.
Якорный канат
Если у вас надёжный, подходящий якорь, а канат “так себе”, не ожидайте многого. Именно канат обеспечивает скорость отдачи и подъёма якоря. Он не должен быть перекрученным.
Каким должен быть якорный канат:
- Длина должна быть минимум в 3 раза больше глубины водоёма там, где вы планируете использовать якорь. А при сильных ветрах и течениях нужно прибавить ещё около 15 метров.
- Максимальное разрывное усилие рассчитывается по якорному весу: значение должно превышать массу в десятки раз!
- Наиболее прочными считаются полиамидные канаты.
- Трос не должен врезаться в руки, поэтому его толщина должна быть не менее 6 мм.
Мы рассказали все о том, как подобрать якорь для лодки ПВХ. Рассказывайте о своём опыте в комментариях и не забудьте посетить наш магазин, где продаются отличные лодки ПВХ и полезные комплектующие!
Поделиться ссылкой:
Якорный фал для лодки ПВХ
Для всех этих вариантов якорей рекомендуется синтетический фал, верёвка, с сечением от 7 до 10 мм. Это оптимальный размер при достаточной прочности на разрыв.
Ассортимент такого, казалось бы, простого аксессуара для лодки достаточно велик.
Натуральные материалы здесь уступают синтетическим свое первенство. Пенька и сизаль все еще есть в продаже, но спросом пользуются нейлон или капрон.
Следует выделить те причины, по которым синтетика в приоритете:
- Биостойкость, она же устойчивость к возбудителям гниения.
- Устойчивость к колебаниям температуры и солнечному воздействию.
- Высокая прочность.
- Доступная цена.
- Влагоустойчивость.
По стандарту, трос нужен такого сечения, при котором его разрывное усилие будет превышать массу якоря в 70 раз. Для синтетических материалов этот показатель – 7-10 мм при разрывной нагрузке в 1000 кг.
Чтобы определить нужную длину для якорного фала, следует знать ориентировочную глубину водоема, на котором планируется применять якорь.
Длина верёвки будет зависеть от некоторых условий. На сильном течении носовой якорь лучше будет удерживать лодку более длинная верёвка, в 5 — 6 раз больше чем глубина. Для тяжелого якоря фал должен быть короче, чтобы лодка не рыскала.
Стопорить якорный фал правильно – за рым-кольцо либо рым-рукоятку, а не за леера.
Источник: game-raft.ru
Якорь для лодки – пвх, корпусной, резиновой
Снаряжение лодки прочным, надёжным и удобным якорем является одним из слагаемых успеха на рыбалке. И здесь можно привести простой пример, как ненадёжный якорь может помешать ловле рыбы. Иногда случается, что только дали течение, после того как открыли затворы ГЭС, как начинается отличная рыбалка. Идёт лещ и язь.
Рыба до этого сонно дремала в неподвижной воде Волги, поскольку привыкла кормиться на течении. И в самый разгар успешной рыбалки лодка вдруг одним боком уходит по течению, а лески двух «кольцовок» моментально переплетаются между собой, поскольку лодка встала чуть ли не по течению реки. Устанавливалась же она поперёк течения на двух якорях. И, можно сказать, рыбалка испорчена.
Самодельный якорь из металлической чушки с приваренными прутками не выдержал напора течения и один из прутков-лап, видимо, разогнулся. Утренний клёв после того как дали течение нередко бывает коротким. И пока рыболов сматывает снасти, выравнивается на растяжках-тросах, ждёт, когда лодка встанет в устойчивое положение, клёв может закончиться.
Кроме того, если до этого из кормушек уже успела вымыться часть прикормки, и на дне образовалось кормовое пятно, то теперь всё начинается заново. И когда ещё подойдёт рыба, неизвестно. Другим фактором ослабления или прекращения клёва может быть смена места. Если до этого снасти удачно были установлены рядом с камнем или корягой на дне, где держалась рыба, то теперь новое место может оказаться ровным песчаным плато без каких-либо изменений рельефа дна. Рыба обычно проходит такие места, не задерживаясь.
Получается, что просто подвесить на шнур что-то тяжёлое с приваренной арматурой не всегда является оптимальным вариантом. И это так.
Якорь для лодки на умеренном течении
На умеренном течении простейший якорь весом около 5-6 кг из металлического стержня с приваренными лапами из арматуры может работать без осложнений. Во время ловли на не очень сильном течении подобное устройство, которое называют «кошкой», работает вполне сносно.
Если же «кошка» зацепится, когда надо идти домой, то бывает достаточно сильных рывков, чтобы разогнулась лапа, зацепившаяся за дно. Если не удаётся сдёрнуть руками, то поможет мотор. А разогнутую лапу потом обычно возвращают в первоначальное положение, отогнув в сторону цевья. Но на мощном течении у правого обрывистого берега Волги такой якорь будет, скорее всего, ненадёжным.
Якорь для лодки на любом течении
Другой крайностью можно назвать ситуацию, когда прочный сварной якорь по принципу «адмиралтейского» якоря или подобных морских устройств отлично держит тяжёлую лодку на любом течении, но когда требуется сняться с места, такой якорь иногда не даёт это сделать. Он может мёртво зацепиться на дне за камни или ствол морёного топляка. И тогда можно видеть, как рыболовы довольно долго дёргают зацепившийся на дне якорь, уходя на моторе то вниз по течению, то – вверх, то – влево и вправо. И такие спасательные операции по выемке якоря иногда длятся довольно долго.
Какой же якорь следует выбрать для лодки, чтобы это устройство было надёжным и безопасным во время рыбалки и туристических походов?
Якорь для резиновой и пвх лодки
С точки зрения безопасности для резиновой лодки и лодки ПВХ таким якорем может стать устройство в виде гриба. Грибовидный якорь не имеет острых колющих элементов и представляет собой металлический гриб, покрытый к тому же ещё и плёнкой из ПВХ, что делает такой якорь совершенно безопасным для надувных лодок. Он работает по принципу присоски, чему служат отверстия на нижней части шляпки «гриба». Якорь уверенно держит лодку и легко высвобождается из зацепов за счёт своей круглой формы. Его недостатком является не всегда надёжное закрепление на дне, но такое бывает не часто, а полная безопасность компенсирует этот недостаток.
Якорь для металлических корпусных лодок
Наиболее популярным якорем для металлических корпусных лодок является якорь под названием «Непотеряйка». Его действительно трудно оставить на дне где-нибудь в гряде камней, как бывает с другими якорями. Поэтому заводские модели этой конструкции стали предметом копирования и российские умельцы научились изготавливать такие якоря.
Этот якорь является модификацией морского якоря Денфорта. А для выемки его из грунта используются подвижные лапы или кольцо для крепления фала. При обратном движении кольцо уходит вниз, и якорь свободно высвобождается из зацепа.
Лёгкие и бюджетные лодки
Отвесное блеснение с лодки
С лодки на лесной реке
Ловля на кольцо с лодки
Источник: fishx.org