Как подобрать мотор к резиновой лодке

Категории лодок
При выборе лодки нужно сначала определиться, где она будет использоваться. Категория лодки обязательно указывается в ее техпаспорте и стоит на транце, если он есть. Выделяют две категории лодок:
1. D – для прудов, рек, озёр при волнах до 0,5 метров в высоту и ветре не более 4 баллов.
2. С – для рек, озёр, прибрежных морских вод при волнах до 2 метров в высоту и ветре не более 6 баллов.

Если лодка зарегистрирована по правилам ГИМС, на ней должен быть хорошо виден госномер. Его можно написать водостойким маркером, приклеить клеем Уран пленку ПВХ с номером или через трафарет нарисовать смесью нитрокраски с клеем Уран.

Материал и цвет.

Лодки делают из армированного или неармированного ПВХ. Неармированный ПВХ – очень непрочный материал, который легко рвется даже тростником, такие лодки годятся лишь для отдыха. Для сравнения достаточно сказать, что из такого материала делают детские мячи, водные матрацы и прочие игрушки для приятного времяпрепровождения возле воды.

Охотникам и рыболовам нужно выбирать более прочные и долговечные изделия из армированного ПВХ. Такие лодки бывают сварными или клееными, но способ соединения швов в принципе особой роли не играет. Зато играет роль количество слоев ПВХ. Чем их больше, тем изделие прочнее, но и тяжелее.

Оптимальное количество слоев – 7. Рыбакам лучше выбирать «небесный» цвет лодки: белый, серебристый, светло-серый. Охотникам предпочтительней тёмные камуфляжные цвета.

Габариты и масса

  • Для одного человека достаточно лодки длиной до 3,3 метров
  • Для двух человек нужно выбирать лодку от 3,3 до 4,2 метров длиной
  • Для трёх человек понадобится лодка длиннее 4,2 метров.

При выборе габаритов нужно учитывать особенность надувных лодок – они визуально кажутся намного больше, чем есть на самом деле. Также нужно иметь в виду, что лодки больше 3,3 метров в длину весят больше 50 кг и поэтому желательно прикупить к ним еще колесики для транспортировки. При покупке нужно обязательно прикинуть, сможет ли ваша лодка уместиться в багажнике автомобиля.

Днище у ПФХ-лодок бывает двух типов:

  1. Складное – жесткое и тяжелое дно из складывающихся алюминиевых или фанерных стланей (сланей).
  2. Надувное – идеально для одиночных небольших лодок, оно на 1/3 легче складного дна, но ПВХ такого дна легко пробивается (например, выпавшим ножом) или прожигается нечаянно упавшим окурком, поэтому такое дно очень желательно застилать линолеумом или чем-то подобным.

Снизу днище весьма неплохо проклеить специальными защитными из PVC-лентами, которые уберегут ПВХ от острых камней и т.п. опасностей.

Выбираем транец:

  1. Лодки без транца – чисто гребные.
  2. Лодки с навесным транцем – для моторов до 3,5 л.с.
  3. Стационарный транец предназначен для мощного мотора и лучше, когда он приклеен на резиновой прокладке и с резиновыми ободами, это предотвращает преждевременное разрушение ПВХ от вибрации двигателя.

Хранить лодку лучше в немного надутом состоянии подвешенной, чтобы ее не могли испортить грызуны. К лодке очень полезно приобрести клапаны автоматического сброса давления, особенно если она надувается компрессором. Летом в жару эти клапаны предохранят лодку от «взрыва». В качестве веревки для якоря (ее минимальная длина должна быть 20 метров) отлично подходит удобный альпинистский трос, а сам якорь должен быть не меньше 4 кг весом и в лодке находиться в специальной сумке. Для предотвращения протирания ПВХ якорной веревкой есть полезное приспособление – якорный рым.

Также не помешают страховочные кольца для привязывания мотора на случай его отрыва и клапан для сливания воды, который монтируется внизу транца. К большим лодкам предлагаются кольца (лучше 4 шт) для жесткой фиксации выносного топливного бака, от них не стоит отказываться. Также ни в одной лодке не помешают дополнительные мягкие сиденья, особенно с большой сумкой под ними.

Как выбрать мотор для лодки ПВХ?

Самыми качественными двигателями считаются изделия японских и американских фирм, неплохи европейские. Все лодочные двигатели подразделяются на 2- и 4-тактные. Двухтактные двигатели бывают мощностью до 15 л.с., их делят на 1- и 2-цилиндровые. Первые – гораздо дешевле и экономичней, но при этом создают много шума и сильно вибрируют.

Зато незамысловаты в эксплуатации и ремонтируются в любой мастерской, где чинят мопеды, мотоциклы и картинги. Правда, проблемны в плане экологичности, из-за чего под запретом в некоторых государствах. 4-тактные двигатели гораздо массивней и мощней, потребляют топливо без масла, но сложны в эксплуатации и ремонте, поэтому менее распространены.

Мощность и вес

В техпаспорте на любую лодку указано, какие моторы можно на нее устанавливать. В этих допустимых пределах и нужно выбирать двигатель. Моторы имеют много важных характеристик, но самая главная – это мощность. Любой двигатель обеспечивает движение лодки в одном из двух режимов – водоизмещающем и т.н. глиссирующем.

В водоизмещающем режиме скорость лодки в 2-2,5 раза ниже, а расход топлива на порядок выше. Скорость лодки в глиссирующем режиме напрямую зависит от мощности двигателя.

Рассчитать необходимую мощность можно просто – на 30 кг общего веса лодки с пассажирами и снаряжением нужна 1 л.с. двигателя. Например, на 2-местную лодку длиной более 3,3 метров понадобится мотор мощностью от 8 л.с. (8-10 л.с. обеспечат 2-местной лодке скорость 25-35 км/ч глиссером).

Для обеспечения такой лодке скорости 9 км/час в водоизмещающем режиме достаточно мотора на 2 л.с., для скорости 13-15 км/час понадобится двигатель на 5-6 л.с. Немаловажен и вес двигателя. 2-сильный весит обычно 12-14 кг, 8-сильные – уже около 35 кг. Это нужно учитывать при покупке. Очень хорошо, когда корпус двигателя изнутри обклеен войлоком или полиуретаном, это заметно снижает уровень шума, что очень полезно для рыбаков и охотников.

Топливо

Лодочные двигатели работают на смеси из бензина и масла. Для глиссирования оптимальная смесь 50:1 (или 75:1), для водоизмещающего режима — 100:1. Поэтому лучше всего иметь на лодке 2 топливных бака, для каждой смеси отдельно. Смесь нужно использовать свежую (приготовленную в течение суток).

Неправильно приготовленное топливо быстро выводит из строя двигатель, часто засоряются свечи, поэтому нужно всегда иметь при себе их запас. Для увеличения ресурса двигателя топливо нужно выбирать только качественное и обязательно фильтровать при заливке в бак. Очень важна правильная обкатка двигателя, ее правила очень индивидуальны и их нужно выяснять у продавца и производителя.

Источник: stehnik.ru

Как выбрать мотор для надувной лодки пвх, обзор недорогих моторов для лодок 2019

лодочный мотор

С приходом весны многие рыбаки осматривают состояние своих плавсредств и готовят их на воду. Те, у кого их нет, задумываются о необходимости покупки. Не менее важным вопросом является и выбор мотора для лодки.

Как удачно выбрать мотор

Стоит отметить, что мотор нельзя устанавливать на любую лодку. Это можно осуществить при наличии транцевых накладок, двигатели бывают стационарными или навесными. В первом случае следует подбирают мощный мотор, при условии, что габариты лодки достаточны. Во втором случае подходит мотор с небольшой мощностью.

  • На плавсредства до 3 метров можно устанавливать мотор до 5 л.с.
  • На четырехметровую лодку подходит мотор 5-15 л.с.
  • На более габаритные модели необходим двигатель более 15 л.с.

Одноцилиндровые моторы

Мощность мотора колеблется от 2 до 6 л.с., масса около 30 кг. Потребление топлива от 4 до 6 литров в час. Он позволяет передвигаться со скоростью 10 км/ч. При сильном встречном ветре такой мощности будет недостаточно. Двигатели обладают небольшим размером и весом, права для управления не требуется.

В случае, если рыбалка будет проходить на спокойном водоеме или недалеко от берега, этот вариант вполне приемлем.

Двухцилиндровые моторы

Мощность моделей колеблется в пределах от 8 до 15 л.с. Двигатель развивает скорость до 30 км в час и могут справиться с любой нагрузкой. Этот вариант позволяет не только рыбачить, но и преодолевать большие расстояния. Для надувной лодки ПВХ подходит мотор, мощностью не более 20 л.с. Модели, превышающие показатель, подходят для металлических лодок.

Удобно иметь пару моторов — с малой мощностью и производительней, для транспортировки снастей и улова.

Планируя купить мотор, важно руководствоваться региональными правилами спортивного рыболовства. Существуют участки на водоемах, где на лодках рыбачить запрещено.

О количестве тактов

Также следует учесть, что моторы бывают двухтактные и четырехтактные.

Двухтактные моторы

Для труднопроходимых просторов оптимальным вариантом станет лёгкий и небольшой двухтактный мотор. Он имеет массу преимуществ, среди которых больше экономичности в обслуживании, отсутствие необходимости заливки масла в картер.

Сюда относят неприхотливость в эксплуатации, удобную транспортировку, надежность и быстрый разгон. Но при всём этом, он требует высокого расхода топлива и достаточно шумный.

Остановившись на двухтактном варианте, важно готовить топливную смесь с определенными пропорциями. В противном случае, свечи забьются маслом и мотор заглохнет. Топливо готовить с учетом режима использования. Для небольшой мощности на одну часть масла следует добавить 100 ч. бензина.

Во время глиссирования, чтобы избежать износа поршня необходимо немного больше масла в пропорции 1:75. Правильно брать с собой пару канистр с различными смесями. Кроме того, важно и качество бензина. Чтобы уменьшить вибрации и шумы пластикового корпуса, рекомендуется оклеить корпус мотора войлоком.

Четырехтактные модели

Четырехтактные обладают некоторыми преимуществами в виде меньшего количества вредных выхлопов, отсутствии шумности, экономичного расхода топлива. К недостаткам относят стоимость, вес и неудобную транспортировку.

Такие модели избавят от необходимости приготовления топливной смеси, но во время транспортировки его следует класть только в одном положении. Такая потребность связана с тем, что масло может перетечь в резервуары, где оно не должно находиться.

Какие моторы подлежат регистрации

Если на лодку ПВХ приобретён двигатель, мощностью 10л.с, в соответствии с законом необходимо будет зарегистрировать его в ГИМС и получить права на управление. С этого момента нужно будет регулярно проходить техосмотр.

Читайте также:  Как избавиться от коршунов

Также не избежать регистрации тем, кто любит кататься с ветерком, мощность моторов которых от 15 л. с.

Современные производители позаботились об удовлетворении потребностей покупателей. В соответствии с основными требованиями покупателей, удобно ознакомиться со списком лучших лодочных моторов 2019.

Рейтинг наиболее популярных производителей двигателей

Лучшие моторы с небольшой мощностью

PATRIOT BM-110

Ценовая категория этого варианта составляет около 14000 руб. Одноцилиндровая двухтактная модель, которую давно облюбовали рыбаки и охотники. Мощность 3 л.с. Из этого следует, что двигатель подходит для малогабаритных надувных лодок, около 3 м. С его помощью развивается скорость до 20 км/ч при нагрузки три-четыре человека.

Управлять двигателем можно при помощи многофункциональной рукоятки, которая обеспечивает плавную регулировку движения. Ещё одним преимуществом двигателя является его способность вращаться на 360 градусов. Потому, на участках, где тяжело развернуться, такое свойство очень важно. Объем бака всего 1,2 л, потому следует держать запасную канистру с бензином наготове.

TITAN TW2AMHS

Двигатель мощностью в 2 л.с., стоимость которого не превышает 12 000 руб. не обещает чудес, но для рыбалки по тихой речной глади вполне подойдет. К преимуществам относят простоту в управлении и невысокую цену. К минусам — низкую динамику при высоком уровне шума. С ним не страшно плыть по заболоченным участкам и мелководье.

Управление производится с помощью румпеля, который обеспечивает маневренность и проходимость. В целях безопасности мотор оборудован тросом аварийной остановки.

Mercury ME F 2.5 M

Среди бюджетных моделей, стоит выделить этот вариант, поскольку большинство двигателей, мощность которых не более 3 лошадиных сил, являются двухтактными, то здесь мотор оборудован четырехтактным, что является неоспоримым преимуществом. Низкий уровень шума по достоинству оценили рыбаки. Оснащен баком на 3 л . К тому же, к двигателю прилагается комплект инструментов и даже запасные свечи. Этот вариант отличается экономичностью и хорошей тягой. Ценовая категория колеблется в пределах 47 000 руб.

Двухтактные агрегаты (мощность 5 л.с.)

Toyama TM5TS

Среди малоресурсных двухтактных моделей этот мотор занимает лидирующие позиции, как самый популярный и сильный агрегат (5 л.с.). Это компактный, весом не более 20 кг двигатель, с трехлопастным винтом. К преимуществам стоит отнести простоту в эксплуатации. К примеру, раздельная смазка не нужна, что исключает появление задиры на цилиндре, когда маслонасос неисправен.

Стоит отметить небольшую емкость бака, всего 2,7 л. Потому, с собой желательно брать канистру с бензином. Ценовая категория — в пределах 47 000.

Carver MHT 3.8 S

Из надежных и долговечных моторов можно отметить модель Carver MHT 3.8 S, стоимость который достигает 9500 руб. Для устранения поломок не нужно обладать большим опытом. Стабильная бесперебойная работа двигателя даже в холодное время года обеспечивается, благодаря системе зажигания CDI. Управлять мотором удобно элементами на румпеле двигателя.

Есть возможность заднего хода, что позволяет развернуться на небольшом участке. Детали мотора изготовлены из специальных сплавов и алюминиевых деталей. Это позволяет передвигаться по реке с небольшой глубиной, не переживая за водоросли, которые могут повредить мотор.

HDX T 5 BMS

Агрегат является пятисильным двухтактником, относящийся к бюджетным, но надежным моделям. Объем бензобака всего 1,5 л, что следует отнести к недостаткам. Он популярен благодаря простой конструкции и неприхотливости в эксплуатации. Благодаря небольшому весу, его с удовольствием используют владельцы надувных ПВХ-лодок, которые часто сталкиваются с их переносом на разные участки водоёмов. Модель просто устанавливать и удобно транспортировать благодаря небольшим размерам.

Лучшие четырехтактные моторы

Mercury ME F 5 M

Этот подвесной агрегат американской корпорации является наиболее легким по своему весу. Двигатель характеризуется мощностью 3.5 л.с. К преимуществам модели относят плавность работы и простоту в управлении. Наличие мелководного привода и шестипозиционной регулировки наклона мотора удобно подобрать высоту расположения двигателя.

Присутствует кнопка аварийной остановки, что очень полезно на мелководье. Компактный, эффективный лодочный мотор обладает низким количеством выбрасываемых в атмосферу вредных компонентов. Ценовая категория колеблется в пределах 20000 руб.

HDX F 5 BMS

Этот китайский агрегат считается экономичным и тихим в своём роде. Объём бензобака 1,3 литра. Разгоняется он до 25 км/ч, что является неплохим показателем. Простой в эксплуатации, но не подходят для заболоченных водоемов. К преимуществам стоит отнести хорошую динамику и экономичный двигатель.

Ценовая категория 48 000 руб.

Электрические модели

К достоинствам электромоторов стоит отнести низкий уровень шума, по сравнению с аналогами, работающих на бензине. Они обладают небольшим весом, приятной стоимостью и экологичностью. Кроме того, они очень надежны. Единственным минусом считается небольшая мощность электромотора, и невозможность зарядить его при необходимости.

Greenworks G12TM55

Модель, ценовая категория которой 17.000 руб. представляет собой подвесной агрегат, главным источником которого является тяговой аккумулятор глубокого разряда. С ним удобно передвигаться по водоему на расстояние до 5000 км. Его используют для мелководья, поскольку мотор имеет регулировку заглубления двухлопастного винта.

Модель оборудована ручным контролером работы мотора, он двигается как вперёд, так и назад. Благодаря простому и удобному крепежу мотора достигается надежная фиксация модели на самой лодке. Емкость аккумулятора 105 аЧ. Максимальная скорость 4,4 км/ч. Идеален для троллинга.

Нешумный вариант.

Moratti Buddy 34

Весит двигатель около 8 килограмм, а мощность составляет 0,52 л.с. Он идеален для мелководья. Имеет передние и задние передачи, которые будут очень кстати во время троллинга. Благодаря встроенному индикатору зарядки можно наблюдать за уровнем заряда батареи. Также есть индиакатор направления передвижения. Его работа осуществляется практически бесшумно.

Ценовая категория его в пределах 10000 руб.

Haswing Osapian 30lbs

Этот вариант подходит для троллинга, он считается компактным и бесшумным агрегатом с пластиковым двухполосном винтом. Управление осуществляется с помощью румпеля. Тяга — 13,4 кг. Мотор мощностью 0,42 л.с. Вес двигателя 7 кг. Легкость модели обеспечивает пластмассовый винт. Подходит для лодок со стандартной комплектацией.

Благодаря нержавеющим и композитным материалам, обеспечивается высокая прочность и гибкость системы. Стоимость мотора в пределах 12000 руб.

ЛодкаТип двигателяМощностьОбъем двиг./аккум.ВесТип ДВСОхлаждениеЦена
PATRIOT BM-110 Бензиновый 3 л.с. 52 см.куб. 9,5 кг Двухтактный Воздушное 14000
TITAN TW2AMHS Бензиновый 2 л.с. 43 см.куб. 10 кг Двухтактный Воздушное 12000
Mercury ME F 2.5 M Бензиновый 2,5 л.с. 85 см.куб. 18 кг Четырехтактный Водяное с термостатом 47000
Toyama TM5TS Бензиновый 5 л.с. 102 см.куб. 20 кг Двухтактный Водяное 47000
Carver MHT 3.8 S Бензиновый 3 л.с. 62 см. куб. 8,4 кг Двухтактный Воздушное 9 500 руб.
HDX T 5 BMS Бензиновый 5 л.с. 102 см. куб. 20 кг Двухтактный 45 000 руб.
Mercury ME F 5 M Бензиновый 3,5 л.с. 102 см. куб. 20 кг Четырехтактный Водяное 20 000 руб.
HDX F 5 BMS Бензиновый 5 л.с. 102 см. куб. 20 кг Четырехтактный Водяное 49 000 руб.
Greenworks G12TM55 Щеточный 25 кг электротяги 12 В 8 кг нет нет 17 000 руб.
Moratti Buddy 34 Электрический 0.52 л.с. 12 В 8 кг нет нет 10 000 руб.
Haswing Osapian 30lbs Электрический 0.42 л.с. 12 В 12.7 кг нет Воздушное 12 000 руб.

Источник: o-polze.com

Лодочные моторы. Как выбрать?

Выбор лодочного мотора

Люди знающие говорят, что первый выбор лодочного мотора сравним с незабываемым процессом приобретения машины начинающим водителем. Впрочем, действительно, общего немало. Тут и, собственно, определение — для чего мотор нужен и в каких условиях будет использоваться, его соответствие параметрам лодки и вашим финансовым возможностям.

Также нужно учитывать наличие опыта и прав на управление водным транспортом. Не стоит забывать и о том, что двигатель нужно внести в судовой билет в ГИМС. В общем, морока та еще, но и удовольствие не меньшее.

Лодка с мотором — это больше возможностей для рыбалки и охоты, да и отдых на свежем воздухе и открытой воде приобретает совсем иные краски. И раз уж вы действительно определились для себя в необходимости покупки, постараемся дать несколько советов, чтобы приобретение оказалось действительно удачным.

Прежде чем отправиться в магазин

Увы, «шопинг» действительно придется на некоторое время отложить. Прежде чем подвесить двигатель на транец лодки, нужно получить удостоверение на право управления маломерным моторным судном. Для закона нет ни малейшей разницы — бензиновый будет у вас двигатель или электрический. Эксплуатация судна без прав — дело, пахнущее серьезным штрафом.

Так что придется отучиться. Причем, даже если за плечами мореходное училище, служба на флоте или богатый опыт кораблестроения, поблажки не будет. Это все равно, что приобретение охотничьего ружья после службы в армии: вроде два года с автоматом отбегал, а курсы, будь любезен, пройди. Иначе в нарушители запишут.

Как в случае с водительским удостоверением, здесь также есть свои категории: на управление гидроциклом, парусником, с площадью паруса до 12 квадратных метров, лодкой с подвесным мотором без ограничения мощности последнего или катером со стационарным двигателем до 75 «лошадок». Так что в ГИМС — учиться и экзаменоваться.

Шаг второй — лодка

Итак, права у вас на руках, определяемся с водным транспортом. Если он у вас уже есть, все равно информация, изложенная ниже, может оказаться полезной.

Выбор частных плавательных средств достаточно богат. Без углубления в нюансы разобьем на группы:

  • надувные лодки (резиновые и ПВХ);
  • лодки с жестким корпусом (в дереве, металле или пластике);
  • РИБ (лодки с жестким металлическим или пластиковым дном и надувными бортами).

А теперь рассмотрим каждый из вариантов и обратим внимание на его преимущества и недостатки.

Надувная лодка

Удобна уже тем, что легко умещается в рюкзаке и переносится одним человеком (это без мотора). И в машине много места не займет, даже если будет перевозиться сразу с двигателем. Соответственно, транспортировка проблем не представляет.

Читайте также:  Как сделать фидерную прикормку

При должном уходе качественная надувная лодка способна прослужить долго. Как правило, она обладает грузоподъемностью гораздо большей, чем указано в паспорте. Например, мы на одноместной вдвоем, да еще с солидным грузом, совсем неплохо умещались. Оснащенная хорошим двигателем, вполне способна идти на скорости до 30-40 километров в час.

Минусов не так уж и много, но они серьезны. Во-первых, сильно парусит на ветру, что может привести к сносу и даже опрокидыванию. Во-вторых, на волне не остойчива, так как не имеет киля.

За счет не очень-то высокой комфортности больше служит для доставки в нужную точку и не слишком долгих «посиделок» с удочками. Ну а если выход на рыбалку планируется с ночевкой, то придется подбирать место для лагеря на берегу.

Лодка с жестким корпусом

Фактически автономное судно, обладающее завидной плавучестью, способное успешнее противостоять волне, а значит, развивать большую скорость. Высокая долговечность и возможность установки не только основного, но и дополнительного (резервно-вспомогательного) мотора. Солидное внутреннее пространство, не скрадываемое бортами.

Возможностей, конечно, больше, но и сложности с такими судами есть: размеры и, как правило, цельная конструкция предъявляют требования к транспортировке. Необходимы трейлер и место для хранения. Лодку с жестким корпусом в рюкзак не сложишь и в кладовку до весны не спрячешь. Наконец, двигатель потребуется также серьезный — не менее 10 л/с, иначе это будет уже не комфортная прогулка на моторке, а сплошное мучение.

РИБ

Хорошее сочетание возможностей судна в жестком корпусе и надувной лодки. Отличная плавучесть в сочетании с эргономичной формой жесткого днища позволяет использовать достаточно мощные моторы. Можно развивать высокую скорость, практически не опасаясь неприятностей, подстерегающих надувные лодки.

При этом сравнительно малый вес по отношению к пластиковому, железному или деревянному судну делает переноску не такой сложной задачей. Транспортировка, конечно, способна доставить определенные трудности, но перевозить РИБ вполне можно на верхнем багажнике легкового автомобиля.

Собственно, к моторам

Никого не хочу обидеть, но, как правило, большинство рыбаков не готово отдать уж очень значительную сумму, даже на любимое хобби. Уж больно трепетно относятся наши дорогие половинки к «разбазариванию» семейного бюджета.

В общем, пусть это будет одноцилиндровый движок на 2 или 4 такта, а вот наш, в смысле отечественный, или импортный — это каждый определяет для себя сам. Тем более что выбор сегодня более чем богатый. Итак, «Салют», «Ямаха», «Меркури-Маринер», «Хонда», «Джонсон-Эвинруд», «Тохацу-Ниссан», «Сузуки», «Селва»… Этот список можно продолжать и продолжать. Но как же выбрать?

Первый и основной принцип при оценке любого технического средства, в том числе и лодочного мотора, гласит: бери то, что проще отремонтировать. Иными словами, стоит выяснить, какой бренд в вашем населенном пункте или регионе имеет свой сервисный центр. Или расспросить, починкой каких двигателей занимаются местные толковые «мастера-кустарники». Возможно, стоит остановиться на какой-то из таких моделей при выборе лодочного мотора.

Как правило, двигатели, прежде чем попасть на прилавок, проходят тестирование (наработку в режиме обкатки) не менее 4 часов. Если что-то было не так на сборке, то производственные браки вылезают уже на этом этапе.

Так что смотрим отметку в сопроводительной документации (паспорте изделия) и гарантию. Дилеры, привлекая покупателей, в большинстве своем отошли от традиционного годового периода. Сейчас гарантию могут дать сразу на два-три, а то и на пять лет. Этой оказией стоит воспользоваться.

Два такта или четыре?

Здесь все зависит от опытности владельца лодки. Двухтактный — прост в использовании, совершенно неприхотлив, несложен в обслуживании. Нормально потребляет отечественный 92-й бензин, при этом огромным аппетитом не отличается.

Неплохо себя ведет в широком диапазоне температур. Способен уверенно тянуть и при минус 15 градусов, разумеется, по открытой воде, и при плюс 35.

Главное, что стоит помнить, — не ставить двигатель на рычаг переключения скоростей при перевозке и следить, чтобы редуктор не оказался выше блока цилиндров.

При покупке желательно поинтересоваться у продавца, врезан ли в бензопровод фильтр тонкой очистки. Согласитесь, грустно оказаться посреди серьезного водоема с заглохшим из-за засора мотором. Если фильтр не предустановлен, стоит обратиться в сервис, чтобы исправить ситуацию.

Наконец, нужно уделить немного времени настройке карбюратора. Тогда мотор верой и правдой отслужит сезон, а вам останется только управлять лодкой и время от времени убеждаться, что подача воды в контур охлаждения идет исправно.

Четырехтактный двигатель — подороже и посложнее, но и эффективнее. Из плюсов: не придется добавлять в бензин масло, а это значит, что выхлоп будет менее вреден. Шумит четырехтактный двигатель тоже меньше. К слову, и топливо потребляет он тоже с меньшим аппетитом. Экономия — до 40% горючего.

Винт и зажигание

Теперь можно сказать несколько слов о том, из чего делаются лопасти, толкающие лодку вперед. У маломощных моделей двигателей — до 3,5 л/с — материалом для гребных винтов, как правило, выступает пластик. Если речь идет о лодочных моторах мощностью до 6 л/с — требуются уже сплавы алюминия. Более серьезные двигатели оснащаются и стальными гребными винтами.

Электронное зажигание или обычное? Бесконтактная система, конечно, несколько увеличит стоимость покупки. Но при этом обеспечит более высокую надежность включения двигателя. Достаточно оборвать пару пусковых тросов, чтобы прийти к мнению: здесь лучше не экономить.

Чего от мотора ждать?

Если речь идет о маломощных двигателях (до 3,5 «лошади»), то сумасшедших скоростей ожидать не стоит. В тихую, безветренную погоду максимум, на что можно рассчитывать судну, весящему с полтонны, — 10 км/ч.

Водоизмещающие обводы могут повысить скорость по отношению к глиссирующим лодкам примерно на 1-2 км/ч. А вот при движении против серьезного ветра, особенно на резиновой лодке, как известно, обладающей солидной парусностью, есть риск, что двигатель просто не справится с возложенной на него задачей — не вытянет.

4- и 6-сильные моторы — уже и результат дают серьезнее — до 27 километров в час при безветренной погоде как на резиновой лодке, так и на жестком корпусе. И слегка за 30 км/ч — на РИБе.

Однако это параметры для идеальной погоды. В природе полного безветрия, как правило, не бывает. Да и скорость, и тяговитость мотора зависят от множества факторов. В том числе и от загруженности судна, его массы, длины и др. В любом случае с мотором мощностью до 6 л/с на открытой воде себя чувствуешь как-то увереннее, чем с маломощным.

Дополнительные факторы

Стоит ли сразу смотреть в сторону 25-, 30-сильных и более мощных моторов? Если этот двигатель у вас первый, то, наверное, нет. Воду и поведение лодки на ней да и сам мотор еще почувствовать нужно. Кроме того, прочностные характеристики лодок накладывают определенные ограничения на максимальную мощность двигателя.

Так что, перед тем как отправиться с деньгами к кассе, стоит обговорить и этот момент с продавцом-консультантом. Факторов, способных ограничить полет вашей фантазии, — множество: длина лодки, ширина и высота крепежного транца, расстояние, которое вы намерены проходить под мотором, и как именно намерены рыбачить. Для троллинга, например, решающую роль играет способность двигателя ровно работать на малых оборотах.

Чтобы мотор не сбоил

Увы, на воде — не как на трассе. Здесь, если возникла поломка, помощи можно дожидаться ой как долго! Соответственно, к каждому выходу на рыбалку стоит готовиться основательно. Нужно непременно взять то, что может пригодиться для экспресс-ремонта:

  • запасные фиксаторы лопастей (шпонки). Их наличие никогда не помешает;
  • пару свечей;
  • инструмент;
  • запасной шланг бензопровода на всякий случай;
  • запасной ремень для четырехтактного двигателя.

При использовании двухтактного двигателя особое внимание необходимо уделить топливной смеси. Эксперименты хороши в прибрежной зоне и недалеко от народа, чтобы было кому спасать. А при выходе на дальние дистанции оптимальные пропорции 1:65. Так и газку можно будет прибавить, и на малых оборотах мотор захлебываться не начнет. И, как уже говорилось ранее, время от времени нужно поглядывать на работу системы охлаждения.

Советы мотористов

Вне зависимости от того, какой двигатель купили, не стоит его чрезмерно «напрягать». Оптимально — установить уровень газа на 2/3 или 3/4, особенно при серьезной загруженности самой лодки.

Скорость, конечно, будет не максимальной, зато обойдется без поломок, и топлива меньше уйдет. Не стоит гонять и по мелководью. Несколько ударов о тростник, дно или подводную растительность, и… гребной вал пойдет под замену, а с рыбалкой на сей раз придется распрощаться.

Не экономьте на свечах. Отходили сезон — на следующий меняйте.

Интересное наблюдение: чем ниже мощность двигателя, тем дольше он обычно проработает. Замечено, что, если у лодочного мотора меньше 12 «лошадей», его может хватить при должном внимании и на 10 лет.

А вот его собрат мощностью в 125 л/с, скорее всего, до серьезного ремонта «отбегает» не более трех годков. А после пяти лет использования такой двигатель чинить становится просто невыгодно. И это при эксплуатации в мало агрессивной, пресноводной среде. Если речь идет о работе в соленой морской воде, ресурс мотора можно смело делить на 1,5.

Отечественный или импортный

Многие стоят перед сложной дилеммой: какой двигатель взять — российский или зарубежный. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, отечественный лодочный мотор гораздо доступнее по цене, проще ремонтируется собственными силами, не так притязателен в плане топлива, да и весит меньше зарубежных аналогов.

Иностранные двигатели обычно несколько выше по качеству исполнения и более надежны при эксплуатации в соленой морской воде. С другой стороны, 90% потребителей в открытый океан на своей моторной лодке и не собираются.

Читайте также:  Как правильно квочить сома

Действительно, серьезное достоинство импортных моделей — большая тяговитость при повышенной загрузке лодки. А что касается ремонта, то, как уже говорилось ранее, достаточно купить двигатель той фирмы, чей сервисный центр есть в зоне досягаемости.

Опасности б/у техники

А вот экономить на лодочном моторе, пытаясь купить бывший в употреблении, право слово, не стоит. Особенно без документов. Легенда у такого аппарата может быть полна печальных моментов. И речь идет даже не о том, что есть риск столкнуться с краденой продукцией.

Просто двигатель мог быть утоплен, а затем просушен. Конечно, сейчас он работает, но в каком состоянии электроника — это еще вопрос. Также неизвестно — как хранился двигатель, через сколько рук прошел до этого момента. Опять же так сразу не скажешь, как активно он эксплуатировался и насколько выработан ресурс.

Обидно будет отдать деньги только для того, чтобы уже назавтра нести покупку в ремонт. В конце концов, двигатель для лодки вы приобретаете, чтобы иметь возможность хорошо отдохнуть и заниматься любимым хобби. Так что, на мой взгляд, ненужные риски здесь неуместны.

Арсений Фавстрицкий, Татарстан

Источник: www.oir.su

Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка — это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей практичности получили широкое распространение. Они удобны для охоты, рыбалки, патрулирования водоемов, проведения спасательных операций, для спортивных состязаний, увеселительных мероприятий, туризма, служебных целей, гражданских и грузовых перевозок.

Моторная лодка — история создания

Водная стихия с древних времен представляла интерес для человека. По рекам кочевники передвигались и переправляли свой багаж, а в глубине вод водилась рыба, которая использовалась для пропитания. И для всего этого необходимо было плавательное средство.

Первым изделием такого рода стал плот. Заметив, что дерево не тонет в воде, человек соорудил плот, связав стволы между собой. Для перемещения на плоту использовался шест, а на глубине — так называемые гребные доски, вскоре получившие форму весла.

Первые лодки представляли собой выдолбленные внутри стволы деревьев. Процесс их изготовления был очень длительным и трудоемким, поэтому вскоре люди научились делать лодки из древесной коры, которые потом обмазывали смолой. В северных районах, где отсутствовала подходящая растительность, для изготовления лодок использовали шкуры животных.

Через много лет стремление человека не зависеть от течения и направления ветра, а также от необходимости постоянно грести, чтобы придать судну необходимую скорость, привело к первым попыткам оснастить гребную лодку паровым или бензиновым двигателем. В начале 19 в был изобретен подвесной мотор. Его сконструировал американец Ол Эвенруд. С 1905 г в Соединенных Штатах мотолодки с подвесным двигателем поступили в серийное производство. А с течением времени моторная лодка распространилась по всему миру и стала привычным плавательным средством, надежным и удобным, используемым повсеместно и для разных целей.

Motornaia lodka 2

Конструкция судна

Моторная лодка достигает в длину 5 метров. Ее корпус либо не имеет палубы, либо является частично запалубленным. Во втором случае открытая часть кокпита занимает большую часть длины корпуса, а закрытая предназначается для погрузки снаряжения, вещей, продуктов питания и пр.

На бортах плавательного средства устанавливаются уключины для весел. Гребля веслами осуществляется в случае неисправности мотора, а также по желанию пассажиров для медленного и спокойного движения.

Место, где мотор монтируется на лодку, носит название транец. Это плоская вертикальная стенка на корме лодки. Транец поднимается над водой на 30-50 см и продолжается под воду на 10-20 см. Его ширина варьирует с учетом класса и ширины лодки (от 30 см до 1 м). На метровый транец иногда устанавливаются два мотора и соединяются тягами.

По бокам транца имеются сиденья для члена экипажа, управляющего судном. Большие плавсредства имеют дистанционное управление, которое расположено в носовой части.

Мотор устанавливается на транец и фиксируется при помощи скоб и винтов. Параметры двигателей и способы управления ими унифицированы, поэтому можно установить на любую лодку практически любой движок. Гребные винты в конструкции двигателя легко снимаются и меняются при поломке или при необходимости изменить параметры скорости или тяги.

Типы лодочных моторов

Моторная лодка может оснащаться одним из двух типов двигателей: бензиновым (ДВС) либо электрическим.

Электрический движок легче, бесшумнее, проще по конструкции и в эксплуатации, а также значительно дешевле. При этом мощность их невелика — до 50 л.с. Для большей мощности понадобилось бы комплектовать моторы слишком большими аккумуляторами. Еще одним недостатком электромотора выступает ограниченность времени плавания, поскольку любой аккумулятор имеет определенную емкость.

Такие двигатели рекомендуется применять там, где нежелателен шум либо прямо запрещены бензиновые моторы из соображений экологии.

Мощность бензиновых двигателей намного больше, а длительность путешествия на лодке с ДВС-мотором намного больше, особенно при наличии запаса горючего. Судна на бензине могут выходить в режим глиссирования, соответственно, топливо расходуется экономнее. Но такие движки по массе значительно превышают электрические, поэтому их устанавливают на тяжелые судна.

Виды моторных лодок
Основных типов мотолодок несколько:
  • Хозяйственные и транспортные.
  • Глиссирующие туристические.
  • Надувные.
  • Спортивные.
Хозяйственные и транспортные мотолодки

Это водоизмещающие судна с большим объемом и грузоподъемностью, применяемые для переправы людей и грузов на короткие дистанции, для навигации по водоемам, для рыбалки. От них не требуется высоких скоростей, поэтому лодки оснащают подвесными моторами малой мощности с гребными винтами. Допускается установка и стационарных двигателей внутри корпуса. Материалом изготовления является дерево или сталь.

KHoziaistvennye i transportnye motolodki

Глиссирующие туристические лодки

Эта моторная лодка довольно объемная, способна перевозить крупный груз и становиться в глиссирующий режим за счет формы корпуса и установки мощного подвесного двигателя. Это плавсредство подходит для транспортировки людей, багажа, оборудования, а также для затяжных турпоходов. Для комфорта в конструкции судна предусмотрены багажные отсеки, ветровые стекла и тенты. Корпус выполнен из сплавов алюминия, что придает маленький вес.

Motornaia lodka 3

Глиссирующие разъездные мотолодки

Это разновидность туристической лодки, отличающаяся малым весом и размером. Их используют для плавания небольшими группами без багажа на короткие дистанции. Помимо туристических мероприятий, такая лодка годится для обслуживания больших кораблей и земснарядов, для охоты и рыбалки.

Надувные резиновые лодки
Сегодня надувные лодки с подвесными моторами пользуются большим спросом. Их неоспоримые достоинства — это:
  • Небольшая масса.
  • Компактность.
  • Простота транспортировки в сдутом виде.
  • Возможность хранения дома.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Высокая проходимость.
  • Безопасность в использовании.

Надувная моторная лодка проста по своей конструкции. Она состоит из цилиндрической камеры, изготовленной из прорезиненной ткани путем склеивания или сшивания, которая наполняется воздухом. Для пошива камеры применяют синтетические материалы. Основу изготавливают из нейлона или капрона, а сверху покрывают неопреном или хайполоном, устойчивыми к трению и другим внешним воздействиям.

Форма камеры может быть трех видов:
  1. U-образная, или «подкова» (для моторных плавсредств с мощным двигателем, движущихся в глиссирующем режиме).
  2. О-образная замкнутая (такая форма применяется для небольших двух- или трехместных лодок с тихим ходом).
  3. В виде двух отдельных цилиндрических поплавков с общим днищем и декой в носу (для суден с моторами мощностью более 10 л.с.).

Кроме того, в устройстве лодки имеется жесткий транец для установки подвесного двигателя. Также отличительным атрибутом некоторых быстроходных надувных плавательных средств является козырек для защиты пассажиров от брызг.

Резиновые лодки имеют довольно широкую сферу применения. Они подходят для туристического отдыха, особенно, если к месту сбора приходится добираться на автомобиле, для охоты и рыбалки, а также для поисковых и спасательных мероприятий. В нашей стране такое плавсредство — практически символ активного образа жизни.

Naduvnye rezinovye lodki

Спортивные мотолодки

Необходимы для тренировок и состязаний в водно-моторных спортивных дисциплинах. Особенности их конструкции — малые габариты, особая форма корпуса и минимальный вес, что обеспечивает лодке высокие скоростные характеристики. Каждая спортивная моторная лодка на соревнованиях относится к определенному классу и должна соответствовать установленным техническим требованиям. Поэтому при их конструировании и оснащении ориентируются на регламент водно-моторного спорта.

Sportivnye motolodki

Достоинства и недостатки моторных лодок

Моторная лодка, как и любое изделие, имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам использования такого плавсредства относят:
  • Невысокая стоимость по сравнению с катером или яхтой. При этом по своим качествам она ни в чем им не уступает, прекрасно справляясь с теми задачами, которые перед ней ставятся.
  • Возможность самостоятельно путешествовать по рекам и озерам с компанией друзей или семьей, охотится в зарослях или ловить рыбу недалеко от берега.
  • Простота конструкции и управления, не требующие длительного обучения и овладения какими-то определенными навыками.
  • Возможность хранения судна на берегу, а не на воде, что увеличивает срок службы изделия. Что касается резиновой лодки, то ее можно хранить в сдутом состоянии дома или в гараже, для чего не нужно много места. Мотор, являющийся наиболее дорогостоящей деталью, легко демонтируется и может храниться отдельно.
  • Хорошая скорость. К тому же, мотор легко заменить на более совершенную его разновидность для повышения скоростных характеристик судна.
  • Простота транспортировки на автомобиле с помощью прицепа, а также удобство и быстрота подготовки к эксплуатации.

Motornaia lodka 4

К недостаткам моторных лодок относят:
  • Неподходящие характеристики для плавания в морских водах.
  • Небольшая полезная площадь внутри судна.
  • Неэкономичность подвесного мотора в сравнении со стационарным.
Похожие темы:
  • Глиссер. Виды и принцип работы. Применение и особенности
  • Спортивный гидроцикл. Виды и производители. Как выбрать
  • Плот. Виды и устройство. Характеристики и плюсы. Особенности
  • Ял. Виды и применение. Устройство и отличие от иола. Особенности
  • Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
  • Водный мотоцикл. Виды и устройство. Применение и как выбрать

Источник: dlia-sporta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...